Научная статья на тему 'Управленческие аспекты формирования и регулирования аграрного рынка'

Управленческие аспекты формирования и регулирования аграрного рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ / ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / АГРАРНЫЙ РЫНОК / АПК / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернобай Н.Б.

Рассмотрены управленческие и организационные аспекты формирования, функционирования и дальнейшего развития аграрного рынка, основные направления оптимального регулирования АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управленческие аспекты формирования и регулирования аграрного рынка»

ния // Стратегия устойчивого развития регионов России. - 2013. - № 15. -С. 87-91.

2. Трошков А.М., Трошков М.А. Концепция проектирования системы биометрического управления для допуска к информационным ресурсам / Инфокоммуникационные технологии в науке, производстве и образовании: сб. науч. тр. шестой междунар. науч.-технич. конф. (Инфоком-6). - Ставрополь, 2014. - С. 489-494.

3. Чернобай Н.Б. Место и роль управленческих решений в системе регулирования АПК // В сборнике: Информационные системы и технологии как фактор развития экономики региона. 2013. С. 180-184.

4. Чернобай Н.Б. Проблемы управления сельскохозяйственной кооперацией // Вестник Университета (Государственный университет управления). -2011. - № 16. - С. 225-226.

5. Чернобай Н.Б. Теоретические и прикладные аспекты управления персоналом организации // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. - 2011. - № 1. - С. 73-78.

6. Чернобай Н.Б. Методы разрешения конфликтных ситуаций в системе управления аграрным производством // Моделирование производственных процессов и развитие информационных систем. - 2012. - С. 242-243.

7. Чернобай Н.Б. О проблемах управленческой деятельности в производственных кооперативах // Модели управления производством и совершенствование информационных технологий. - 2010. - С. 106-108.

8. Шуваева С.А. Занятость и человеческий капитал в условиях развития аграрных отношений // Вестник Института дружбы народов Кавказа Теория экономики и управления народным хозяйством. - 2012. - № 2 (22). - С. 87-90.

9. Шуваева С.А. Инновационные подход к созданию рабочих мест в аграрном секторе // Управление человеческими ресурсами - основа развития инновационной экономики. - 2011. - № 3. - С. 120-125.

10. Molchanenko S. Principal directions of tourism market development in rural region // Вестник АПК Ставрополья. - 2014. - № 1S. - С. 38-40.

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРАРНОГО РЫНКА

© Чернобай Н.Б.*

Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь

Рассмотрены управленческие и организационные аспекты формирования, функционирования и дальнейшего развития аграрного рынка, основные направления оптимального регулирования АПК.

Ключевые слова управление, механизм управления, принципы управления, система управления, аграрный рынок, АПК, регион.

* Доцент кафедры Менеджмента, кандидат экономических наук.

Проблемам управления агропромышленным комплексом придается особое значение, тем более в условиях постоянно происходящих трансформационных изменений в АПК. Роль и значение регулирования аграрных процессов очевидна и обусловлена объективными закономерностями рыночных преобразований.

В настоящее время аграрный рынок рассматривается большинством авторов как емкое многоаспектное и комплексное понятие, которое, с одной стороны, может характеризоваться как система аграрных отношений или как особое интегральное объединение социально-экономических и хозяйственных связей между производителями и потребителями продукции АПК [3, с. 87; 10, с. 39], с другой - как система, направленная на удовлетворение интересов обеих указанных групп рыночных агентов [2, с. 90], либо как организационный механизм реформирования аграрной сферы, предусматривающий устойчивое и эффективное развитие сельского хозяйства, а также сопряженных с ним отраслей, предполагающий трансформацию социальных и экономических процессов в агропромышленном комплексе [1, с. 147-148].

Другими словами, аграрный рынок - это совокупность производственных отношений между субъектами и объектами АПК, формирующими оптимальное соотношение спроса и предложения на сельскохозяйственную продукцию и продукты ее переработки, что объективно обусловливает баланс интересов, согласование целей и задач в сфере аграрных преобразований, обусловленных трансформациями собственности, земельных отношений, многоукладностью региональной сельской экономики, системными реорганизациями социально-трудовой сферы села.

В широком смысле, аграрный рынок является тем организационно-экономическим механизмом, который способствует эффективному процессу воспроизводства агропромышленного комплекса на стадиях формирования, распределения, перераспределения и использования его ресурсного потенциала.

Мы согласны, что механизм управления аграрным рынком проявляет себя в системе следующих экономических законов: закона спроса и предложения, интеграции и кооперации труда, экономии времени и закона убывающей доходности [9, с. 88]. Именно в условиях преодоления финансово-экономического кризиса в АПК управление аграрным рынком должно базироваться на различных закономерностях формирования и функционирования аграрного рынка: цикличности его развития с учетом системных свойств; усилении глобализации и регионализации производственных и социально-трудовых процессов; относительной устойчивости рынка; горизонтальной и вертикальной целостности структуры. Указанные закономерности формирования и функционирования аграрного рынка носят цикличный характер и проявляют себя только во взаимосвязи и соподчиненности.

Среди принципов регулирования аграрного рынка большинство авторов выделяют следующие из них: экономическая самостоятельность субъектов

хозяйствования; взаимная ответственность экономических агентов рынка; государственное регулирование производственных и трудовых процессов; социальная защищенность субъектов рынка. Все принципы функционирования рынка находятся в их диалектической взаимосвязи и едином цикле хозяйствования [8, с. 122].

Следует отметить, что управление аграрным рынком характеризуется проявлением его системных свойств, среди которых в качестве основных необходимо отметить его целостность, динамичность, открытость, автономность, структурность, саморегулируемость, адаптивность и синергичность, мультипликативность [4, с. 2]. Эти свойства аграрного рынка непосредственно вытекают из закономерностей управления и принципов хозяйствования.

Особую роль и значимость в развитии аграрного рынка играют системные трансформации аграрных отношений, обусловленные сущностью и особенностями экономической реформы. Последняя представляет собой принципиально новый реорганизационный процесс системных трансформаций, направленных на позитивное последовательное регулирование социально-экономических процессов.

В этом смысле, аграрная реформа как составная часть реформы экономической есть качественный переход от одной системы аграрных отношений к другой, обусловленный объективной необходимостью системных преобразований в агропромышленном комплексе и направленный на преодоление кризисных явлений в производственно-финансовой, социально-трудовой, технологической и экологической подсистемах аграрной сферы [6, с. 226].

Аграрное реформирование может характеризоваться массой негативных социально-экономических издержек и нежелательных последствий [5, с. 181]. Вместе с тем без реформирования вообще невозможно развитие и продвижение к прогрессу, тем более создание экономически и социально устойчивого аграрного сектора. Проблема заключается в другом - в обосновании и оптимальном использовании принципов научного управления аграрной сферой экономики, конкретных методах и временных рамках проведения структурных преобразований АПК, согласовании политических и экономических условий.

Эффективность управления аграрным сектором предполагает рациональное использование производственных ресурсов агропромышленного комплекса и предусматривает оптимальное формирование и регулирование рынка его материальных, финансовых и земельных ресурсов, развитие и совершенствование рынка рабочей силы, а также монопродуктовых рынков сельскохозяйственной продукции.

Основной целью управления производственными и социальными процессами в АПК должна стать реализация нового экономического механизма аграрного рынка как регулятора экономических законов хозяйствования в регионе. Это предполагает решение следующих задач: оптимальное сочета-

ние региональных интересов в области системных реорганизаций с федеральными хозяйственными структурами; совершенствование основных элементов и подсистем аграрного рынка; создание необходимых условий для эффективного и устойчивого ведения аграрного производства; устранение реорганизационных диспропорций и обеспечение рациональной структуры АПК; преодоление экономической разобщенности различных организационно-правовых форм хозяйствования; обеспечение безусловного приоритета потребителя. Стратегия управления развитием аграрного рынка является наиболее востребованной именно в условиях преодоления негативных процессов в сельском хозяйстве и модернизации кадровой политики агропромышленного комплекса.

Именно такой системный подход позволяет совершенствовать процесс производства, распределения, обмена и потребления продовольственных товаров. Дальнейший процесс развития аграрного сектора должен предусматривать не просто структурные преобразования существующей системы хозяйствования, но, прежде всего - конструктивные и наиболее важные системные реорганизации отношений собственности, социально-трудовой сферы, природного и экологического комплекса сельского региона. Механизм управления функционированием аграрного рынка должен проявлять себя во взаимосвязи основных его системных элементов - объектов и субъектов, спроса, предложения и цены, конъюнктуры и конкуренции, емкости и инфраструктуры, принципов, функций и стадий управления процессами формирования и регулирования рынка земельных и финансовых ресурсов.

Список литературы:

1. Зеленская И.А. К вопросу о методике составления баланса трудовых ресурсов сельской местности / Л.А. Калинина, И.А. Зеленская, В.О. Зеленский, В.В. Баймеева, А.А. Иляшевич // Вестник ИрГСХА. - июнь 2013. -№ 56. - С. 146-155.

2. Молчаненко С.А. Приоритетные направления экономической устойчивости сельских территорий в аспекте повышения занятости населения // Стратегия устойчивого развития регионов России. - 2013. - № 15. - С. 87-91.

3. Скрипниченко Ю.С., Молчаненко С.А., Барсуков М.Г. Формирование центров опережающего развития в аграрной экономике Ставропольского края // Экономика сельского хозяйства России. - 2015. - № 4. - С. 86-93.

4. Трошков М.А., Трошков А.М., Горденко Д.В. Проектирование модели угроз нарушений на информационные ресурсы и необходимость применения биометрической защиты // Исследования в области естественных наук. -2013. - № 11 (23). - С. 2.

5. Чернобай Н.Б. Место и роль управленческих решений в системе регулирования АПК // В сб.: Информационные системы и технологии как фактор развития экономики региона. - 2013. - С. 180-184.

6. Чернобай Н.Б. Проблемы управления сельскохозяйственной кооперацией // Вестник Университета (Государственный университет управления). -2011. - № 16. - С. 225-226.

7. Чернобай Н.Б. Теоретические и прикладные аспекты управления персоналом организации // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. - 2011. - № 1. - С. 73-78.

8. Шуваева С.А. Инновационные подход к созданию рабочих мест в аграрном секторе // Управление человеческими ресурсами - основа развития инновационной экономики. - 2011. - № 3. - С. 120-125.

9. Шуваева С.А. Занятость и человеческий капитал в условиях развития аграрных отношений // Вестник Института дружбы народов Кавказа Теория экономики и управления народным хозяйством. - 2012. - № 2 (22). - С. 87-90.

10. Molchanenko S. Principal directions of tourism market development in rural region // Вестник АПК Ставрополья. - 2014. - № 1S. - С. 38-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.