Научная статья на тему 'Основные принципы и функции управления региональным рынком труда'

Основные принципы и функции управления региональным рынком труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
384
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЫНОК ТРУДА / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ / ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каратеев Ю.П.

Рассмотрены принципы функционирования механизма управления рынком труда, уточнены основные и специфические функции регулирования рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные принципы и функции управления региональным рынком труда»

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ РЫНКОМ ТРУДА

© Каратеев Ю.П.*

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Рассмотрены принципы функционирования механизма управления рынком труда, уточнены основные и специфические функции регулирования рынка труда.

Ключевые слова: управление, регулирование, рынок труда, механизм управления, принципы и функции управления.

Как известно, рынок труда - это прежде всего сфера управления спросом и предложением наемной рабочей силы, а также специфическая система регулирования трудовых отношений между работниками и предпринимателями [6, с. 31]. В конечном счете, на нем происходит согласование интересов между работодателями и наемной рабочей силой по поводу купли-продажи услуг труда [2, с. 133]. В качестве первичного элемента на рынке труда выступает рынок рабочих мест, отражающий спрос на услуги трудоспособных лиц определенной квалификации [10, с. 39]. Рынок же рабочей силы выражает предложение трудовых услуг в соответствии с профессиональной подготовкой, стажем, специальностью и способностями субъекта.

Полагаем, что с точки зрения теории и практики управления, регулирование рынка труда может быть представлено реализацией комплекса основных функций, последовательно реализующих отдельные стадии воспроизводства рабочей силы. Так, функции прогнозирования присущи следующие специфические функции: разработка программ по управлению подготовкой рабочей силы, прогнозирование потоков на рынке образовательных услуг, прогнозирование переподготовки и переквалификации работников, разработка целевых региональных программ по труду.

Для функции организации характерны: подбор и подготовка кадров, трудоустройство кадров, переподготовка высвобожденных работников, создание и сохранение рабочих мест. Функция координации включает в себя: регулирование трудовых и миграционных процессов, организацию распределения подготовленной рабочей силы, создание условий для закрепления выпускников, регулирование спроса и предложения на труд.

Для функции учета характерны: мониторинг подготовки и переподготовки рабочей силы, расчет показателей трудоустройства, определение критериев перераспределения рабочей силы, определение показателей использования трудовых ресурсов. Функция анализа включает в себя: диагностику формирования элементов системы занятости, уточнение соответствия рабо-

Доцент кафедры Менеджмента, кандидат экономических наук.

8

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

чих мест оптимальному распределению трудовых ресурсов, оценку конечных результатов вторичного распределения рабочей силы, мониторинг эффективности использования рабочей силы.

Механизм управления региональным рынком труда включает в себя субъекты и объекты рынка труда, закономерности и принципы его функционирования и регулирования, функции и стадии управления рабочей силой, методы управления трудовыми процессами на уровне отдельно взятой территории [1, с. 73; 3, с. 34; 9, с. 75]. В этом смысле в качестве субъектов на рынке труда представлены работодатели и наемные работники, с одной стороны, и различные институты системы региональной занятости - с другой. Речь, прежде всего, идет об органах службы занятости населения, профсоюзах, общественных организациях, а также о незанятых и безработных.

К объектам на рынке труда относят: систему профессиональной ориентации и профподготовки, процесс распределения рабочей силы по сферам ее деятельности и отраслям производства, систему трудоустройства выпускников учебных заведений, целенаправленный процесс их переквалификации с учетом конъюнктуры и ситуации на рынке рабочей силы, предотвращение массовой безработицы.

Рабочая сила на рынке труда выступает в трех ипостасях: во-первых, как объект и субъект управления одновременно, во-вторых, как специфический вид товара и субъективный фактор производства; и, в третьих, рабочая сила - это основной элемент производительных сил региона. В последнем случае она активно влияет на соотношение спроса и предложения, изменение цены услуг своего труда (то есть заработной платы), а также в целом оказывает влияние на конъюнктуру рынка труда.

Исследования показывают, что формирование, развитие, а в последующем трансформация и совершенствование рынка труда основаны на определенных принципах [4, с. 88; 8, с. 226]. Прежде всего, следует выделить принцип экономической самостоятельности субъектов рыночного хозяйства. Он предполагает свободу предпринимательской деятельности работодателя и одновременно полное предоставление прав наемному работнику по выбору наиболее подходящей, с его точки зрения, оплачиваемой работы. Этот принцип позволяет, с одной стороны, развивать и совершенствовать различные формы предпринимательства и бизнеса, использовать должным образом рабочую силу, а, с другой стороны, он предоставляет возможность выбора того вида трудовой деятельности, где занятость может быть реализована в наиболее приемлемой форме.

Следующим принципом функционирования рынка труда необходимо признать принцип взаимной экономической ответственности его субъектов за конечные результаты производственной и непроизводственной деятельности.

Он логически дополняет первый принцип и предусматривает неуклонное соблюдение договорных обязательств двух сторон - работодателя и на-

Теория управления экономическими системами

9

емного работника по поводу соблюдения условий, режима, дисциплины, организации и оплаты труда на рабочем месте. Трудовое соглашение в этой связи должно гарантировать всем заинтересованным лицам соблюдение конкретных прав, обязанностей и ответственности. Кроме того, в условиях многообразия организационно-правовых форм хозяйствования (особенно -в аграрной сфере) данный принцип позволяет наиболее оптимально регулировать взаимоотношения общественного производства и личного подсобного хозяйства, мелкотоварного производства и различных кооперативов и агропромышленных ассоциаций [5, с. 169].

Одновременно следует указать на принцип государственного регулирования рынка труда. Он направлен главным образом на повышение занятости и снижение масштабов безработицы путем разработанных и утвержденных законодательных норм в системе управления трудом на уровне государства, правительства, федеральных органов занятости и местных хозяйственных региональных органов. Одновременно этот принцип направлен и на социальную защиту вынужденно незанятого населения от непредвиденных последствий рыночной стихии [7, с. 242]. Речь идет о выплатах и помощи социального характера, составлении комплексных программ содействия занятости различных возрастных групп населения. Это - пособия по безработице, материальная помощь слабо защищенным категориям на рынке труда, единовременные выплаты социального характера.

Говоря о механизме управления рынком труда, следует отметить и такой важный момент, как тройственная сущность рынка рабочей силы.

С одной стороны, главный его элемент (имеется в виду совокупная рабочая сила) выступает как особый вид товара с присущими ему специфическими свойствами и закономерностями своего проявления. В этой связи рынок труда выступает как объект управления. С другой стороны, рынок рабочей силы является одновременно и субъектом управления с вытекающими отсюда выводами и следствиями, то есть он не только активно влияет на производственный процесс, но и определяет конъюнктуру на этом товарном рынке. И, наконец, рынок труда может быть в целом рассмотрен как движущий элемент и системный драйвер развития регионального производства.

Но именно как субъект управления, рынок труда предопределяет определенное и конкретное изменение в соотношении спроса и предложения на труд, уровень профессиональной конкуренции и мобильности ресурсов труда. К тому же размер ставок заработной платы полностью зависит и от самой рабочей силы, мотивов ее миграционного перемещения и распределения, а также от психологического настроя и особенностей личности.

В региональном аспекте, рынок труда может быть подразделен на городской и сельский. По сравнению с городским, сельский рынок труда имеет свои характерные особенности.

Так, он развивается и формируется в условиях переходного периода рыночного хозяйства. Это означает, что нестабильность экономики как в це-

10

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

лом, так и отдельных отраслей в частности, накладывают свой негативный отпечаток на функционирование рынка рабочей силы. К тому же высока доля трудоспособных лиц, абсолютно незанятых трудовой деятельностью, причем не только вынужденно, но и добровольно; одновременно расширяется и развивается теневой сектор занятости.

Именно сельскому рынку труда присущи более интенсивные миграционные процессы. Причем, в наибольшей степени это характерно для регионов Северного Кавказа, каковыми являются, прежде всего, Ставропольский и Краснодарский края. Высокая доля вынужденных беженцев и переселенцев в структуре предложения рабочей силы этих регионов (до 13-17 %) наиболее остро отражается на уровне занятости и масштабах вынужденной безработицы.

На сельском рынке труда, как правило, усиливается профессиональная миграция: преобладает отток квалифицированной рабочей силы из села в город, из сельского хозяйства - в смежные с ним отрасли производства и непроизводственную сферу, из наукоемких отраслей - в торговлю, сервисное обслуживание населения, охрану правопорядка. Эффективному функционированию рынка рабочей силы противостоит институт обязательной регистрации граждан, неразвитость рынка жилья и системы материального стимулирования, незнание своих подлинных прав и обязанностей со стороны наемной рабочей силы.

Следовательно, управление региональным рынком труда как сложная социально-экономическая система, с одной стороны, является подсистемой регулирования рынка труда в целом, а с другой - подсистемой управления отдельными отраслями региональной экономики. Поэтому управлять такими сложными социально-экономическими системами следует как с учетом закономерностей и особенностей развития региона в целом, так и принципов управления рабочей силой.

Список литературы:

1. Барсуков М.Г., Молчаненко С.А. Особенности и направления государственного регулирования сельского хозяйства в Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 12-2 (53-2). - С. 66-72.

2. Зеленская И. А., Калинина Л.А. Теоретические аспекты формирования и рационального использования трудовых ресурсов аграрной сферы региона // Вестник Иркутской государственной сельскохозяйственной академии. - 2013. - № 54 - С. 130-138.

3. Молчаненко С.А. Оценка экономического развития совместных предприятий в регионе // Актуальные вопросы науки. - 2015. - № XVII. - С. 32-35.

4. Молчаненко С.А. Приоритетные направления экономической устойчивости сельских территорий в аспекте повышения занятости населения // Стратегия устойчивого развития регионов России. - 2013. - № 15. - С. 87-91.

Теория управления экономическими системами

11

5. Савченко В.В., Попова М.В. Основные направления использования информационных технологий в современном образовательном процессе // Наука. Инновации. Технологии. - 2012. - № 2. - С. 168-174.

6. Савченко В.В., Попова М.В. Особенности и стратегии поведения молодежи на современном рынке труда (на примере Ставропольского края) // Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - № 29. - С. 28-36.

7. Чернобай Н.Б. Методы разрешения конфликтных ситуаций в системе управления аграрным производством // В сборнике: Моделирование производственных процессов и развитие информационных систем. - 2012. - С. 242-243.

8. Чернобай Н.Б. Проблемы управления сельскохозяйственной кооперацией // Вестник Университета (Государственный университет управления). -2011. - № 16. - С. 225-226.

9. Чернобай Н.Б. Теоретические и прикладные аспекты управления персоналом организации // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. - 2011. - № 1. - С. 73-78.

10. Molchanenko S. Principal directions of tourism market development in rural region // Вестник АПК Ставрополья. - 2014. - № 1S. - С. 38-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.