82 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Преимущества применения метода Buddying:
- возможность сотруднику получить объективную информацию о своей работе;
- возможность сотрудника наметить точки личностного и профессионального роста, а также увидеть недостатки и исправить их;
- возможность для сотрудника создать интерактивное общение, улучшить навыки коммуникации и межличностного взаимодействия.
Таким образом, в современной практике обучения персонала существует множество различных методов обучения. Выбор метода обучения зависит от конкретной цели: получить новые знания, сформировать умения, выработать установку на уровне мышления, ценностей. Если необходимо достижение этих целей в комплексе, то рекомендуется использовать не один, а сразу несколько методов обучения.
Список литературы:
1. Форсиф П. Развитие и обучение персонала: монография / П. Форсиф. -СПб: Нева, 2004. - 182 с.
2. Наставничество и сторителлинг как способы передачи знаний в рабочей среде [Электронный ресурс] // Е-xecutive сообщество менеджеров. -Электрон. текст. дан. - Режим доступа: nowledge/announcement/349726/.
КЛАСТЕРНЫЙ анализ развития ЛОКАЛЬНЫХ РЫНКОВ ТРУДА
© Мищенко А.В.*
Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь
Рассмотрены прикладные аспекты кластеризации региона по уровню безработицы, уточнены основные направления развития рынка труда.
Ключевые слова рынок труда, занятость, безработица, регион, служба занятости, центры занятости, кластеры.
Регулирование рынка труда на региональном уровне осуществляет Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края, на локальном уровне - 26 центров занятости конкретного районного муниципального образования и 7 городских центров занятости населения. Основная задача органов службы занятости состоит в координации управления трудоустройством незанятого населения на территории муниципальных образований [3], социальная поддержка зарегистрированных безработных [13], соз-
Магистрант кафедры Информационных систем.
Экономика труда и управление персоналом
83
дание условий для оптимального соотношения спроса и предложения на труд в регионе [6].
Соответственно к специфическим задачам службы занятости относится [7; 11; 14]: профессиональное консультирование ищущих работу и обучение безработных новым специальностям; квотирование рабочих мест для инвалидов, молодежи и других групп безработных граждан, нуждающихся в социальной защите; территориальное перераспределение рабочей силы; поддержка рабочих мест для содействия занятости граждан, которые не могут быть трудоустроены обычным путем (многодетные и одинокие родители, беженцы); содействие предпринимательству и самозанятости безработных; поддержание доходов безработных и членов их семей; осуществление компенсационных выплат для сдерживания массовых увольнений.
Кластерный анализ развития локальных рынков труда в Ставропольском крае, проведенный по данным муниципальных территориальных образований за 2012-2014 гг. позволил сделать определенные выводы. Прежде всего, все муниципальные районы региона могут быть подразделены на 3 основных кластера по уровню формирования и развития рынка труда. В качестве основного индикатора кластеризации был выбран уровень безработицы трудоспособного населения. Данный показатель варьирует от 0,4 до 3,7 %, по данным краевого министерства труда и социальной защиты населения за 2014 г. в зависимости от того или иного муниципального района.
К первому кластеру муниципальных районов отнесены те из них, где ситуация на рынке труда - относительно напряженная (общий уровень безработицы в среднем составил 4,6 %, зарегистрированный - 1,4 %, то есть минимально возможный для сельских территорий уровень). Это - сельские муниципальные районы: Андроповский, Благодарненский, Буденовский, Грачевский, Изобильненский, Ипатовский, Левокумский, Предгорный, Советский, Туркменский. Для этого кластера характерным является максимально возможное значение индекса развития перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства по сравнению с другими кластерами и отдельными районами (соответственно 144,7 и 102,9 %), индекс оборота розничной торговли - 113,6 %, индекс инвестиционных вложений 147,3 %. Здесь локальные рынки труда по своему типу могут быть названы относительно развитыми.
Во второй кластер муниципальных районов вошли те, где ситуация на рынке труда является относительно критической (общий уровень безработицы в среднем составил 10,7 %, зарегистрированный - 2,5 %). Это муниципальные районы: Александровский, Георгиевский, Кочубеевский, Красногвардейский, Минераловодский, Нефтекумский, Новоселицкий, Трунов-ский, Шпаковский. Для этого кластера характерным является среднее значение индекса развития перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства по сравнению с другими районами (соответственно 141,7 и 100,1 %),
84 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
индекс оборота розничной торговли составил в среднем 111,8 %, индекс инвестиционных вложений - 143,2 %. Локальные рынки труда являются по своему типу развивающимися.
К третьему кластеру отнесены те муниципальные районы, где ситуация на рынке труда кризисная (общий уровень безработицы составляет - 13,8 %, зарегистрированный - 3,9 %). Это муниципальные районы: Апанасенков-ский, Кировский, Курский, Петровский, Степновский. Для этого кластера характерным является относительно низкое значение индекса развития перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства по сравнению с другими районами (соответственно 121,7 и 99,4 %), индекс оборота розничной торговли составил 106,2 %, индекс инвестиционных вложений - 121,8 %. Здесь локальные рынки труда являются по своему типу формирующимися.
Таким образом, дифференциация территорий Ставропольского края по уровню развития локальных рынков труда подтверждает объективную необходимость реализации отдельных стратегий развития муниципальных образований в рамках дальнейшего совершенствования трудовых отношений в конкретно выбранном регионе края.
При разработке территориальных стратегий социально-экономического развития отдельных районов следует принять в учет как положительные факторы формирования локальных рынков труда [4], так и отрицательные [2]. К положительным могут быть отнесены: повышение самостоятельности СЗ в решении территориальных проблем региональной занятости, усиление роли деловых контактов с субъектами управления локальным рынком труда, реализация принципа сочетания трудовой и производственной деятельности в рамках локальной территории. Соответственно отрицательными факторами могут быть названы следующие из них: рост количества функций управления рынком труда на уровне муниципального образования, сокращение финансовых расходов на проведение политики региональной занятости, несбалансированность функционирования организованного рынка труда и потребности в труде.
Важным условием управления трудовыми процессами на муниципальном рынке труда является исследование эффективности функционирования районных государственных служб занятости населения.
Обычно их деятельность оценивается большинством авторов по уровню зарегистрированной безработицы, уровню трудоустройства, объему трудовых потоков незанятых [5; 9; 12].
Считаем, что использование таких показателей является недостаточным, поскольку только с помощью этой информационной базы невозможно оценить локальные особенности территорий.
Полагаем, что эффективность регулирования регионального и локальных рынков труда может определяться уровнем функционирования самой службы занятости, определяемой комплексно.
Экономика труда и управление персоналом
85
В этой связи предлагается оценивать ее эффективность следующей группой показателей:
Х\ - удельный вес снятых с учета за отчетный период граждан к общей численности, поставленных на учет, %;
Х2 - удельный вес трудоустроенных службой занятости лиц от числа обратившихся после профессиональной переподготовки, %;
Х3 - доля нашедших работу (доходное занятие) в общей численности, обратившихся в поиске работы в органы занятости населения, %.
Это позволит наиболее оперативно провести мониторинг регионального рынка труда, адекватно оценить ситуацию соотношения спроса и предложения на рабочую силу и разработать комплекс мероприятий по эффективному использованию трудового потенциала территорий.
Список литературы:
1. Зенченко С.В., Пономаренко Г.Н., Шуваев А.В. Финансовые аспекты регулирования территориального развития // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2011. - № 5. - С. 160.
2. Каратеев Ю.П. Стратегии интеграции образовательных услуг в точки роста региона // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. - 2006. - № 10. - С. 8.
3. Каратеев Ю.П. Управленческие аспекты миграционных процессов в регионах России // Проблемы современной экономики (Новосибирск). -2015. - № 25. - С. 78-82.
4. Молчаненко С.А. Совместные предприятия в системе учета государственной статистики международной кооперации // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2015. - № 15. - С. 109-114.
5. Молчаненко С.А. Тенденции и факторы развития аграрного туризма // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. -2015. - № 17. - С. 173-177.
6. Молчаненко С.А. Устойчивость развития сельских территорий в условиях многоукладной аграрной экономики // В сборнике: Информационные системы и технологии как фактор развития экономики региона. - 2013. -С. 140-143.
7. Молчаненко С.А. Факторы повышения социально-экономической эффективности совместного предпринимательства в регионе // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2015. - № 31. -С. 67-70.
8. Чернобай Н.Б. Использование принципа научности в управлении аграрным сектором // Вестник СевКавГТИ. - 2012. - № 13. - С. 205-208.
9. Чернобай Н.Б. О проблемах управленческой деятельности в производственных кооперативах // В сборнике: Модели управления производством и совершенствование информационных технологий. - 2010. - С. 106-108.
86 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
10. Чернобай Н.Б. О роли кооперации в формировании устойчивого развития региона // В сборнике: Модели управления производством и совершенствование информационных технологий. - 2010. - С. 103-106.
11. Чернобай Н.Б. Основные концепции управления персоналом в организации // В сборнике: Экономические, инновационные и информационные проблемы развития региона. Материалы Международной научно-практической конференции. - 2014. - С. 349-351.
12. Чернобай Н.Б. Тенденции управления кадровыми процессами в регионах // Вестник СевКавГТИ. - 2012. - № 13. - С. 209-212.
13. Шуваев А.В. Занятость на селе в новых условиях хозяйствования // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2001. - № 2. - С. 15.
14. Шуваев А.В. Маркетинговое исследование сельского рынка труда // АПК: Экономика, управление. - 2001. - № 3. - С. 21.
БЕДНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА В РОССИИ
© Павлов А.Д.* *, Скопа М.П.*, Пацук О.В.*
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск
В данной статье поставлена цель определить сущность бедности, причины ее возникновения, последствия такого явления и методы борьбы с ней. Также подробно рассмотрены социально-экономические последствия в связи с проявлением данного явления. В конце статьи проанализирована проблема бедности населения на территории Российской Федерации и дана оценка эффективности мер, направленных на ее устранение.
Ключевые слова: бедность, минимальный размер оплаты труда, прожиточный минимум, черта бедности, концепции бедности, социальноэкономическая проблема.
Проблема бедности касается практически каждой страны в мире. В настоящее время, проявление бедности можно заметить в развитых странах, таких как США, Франция, Германия и др. Согласно данным ООН, в 2015 году в мире будет 900 млн. человек, живущих в условиях крайней нищеты [1]. Данная проблема имеет отражение в экономике страны, политической и социальной сфере жизни общества и ее решение является одной из главных задач,
* Студент.
* Студент.
* Доцент кафедры Менеджмента, кандидат экономических наук, доцент.