Научная статья на тему 'Управленческая технология социального контроля военной службы'

Управленческая технология социального контроля военной службы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
196
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / ВОЕННАЯ СЛУЖБА / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ / MANAGEMENT TECHNOLOGY / SOCIAL CONTROL / MILITARY SERVICE / ARMED FORCES / SOLDIER

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Назаренко Сергей Владимирович

В статье обосновывается институционализация военно-политической работы в воинских частях (подразделениях) Вооруженных Сил РФ как управленческая технология проспективного социального контроля военной службы. Она ориентирована на то, чтобы мобилизовать и позитивно настроить военнослужащих на военную службу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management technology of social control military service

The article substantiates the institutionalization of military and political work in military units (subdivisions) of the Russian armed Forces as a management technology of prospective social control of military service. It is aimed at mobilizing and positively adjusting military personnel to military service.

Текст научной работы на тему «Управленческая технология социального контроля военной службы»

С.В. НАЗАРЕНКО кандидат социологических наук, доцент, доцент Департамента социологии, истории и философии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации*

Управленческая технология социального контроля военной службы

В статье обосновывается институционализация военно-политической работы в воинских частях (подразделениях) Вооруженных Сил РФ как управленческая технология проспективного социального контроля военной службы. Она ориентирована на то, чтобы мобилизовать и позитивно настроить военнослужащих на военную службу.

Ключевые слова: управленческая технология; социальный контроль; военная служба; вооруженные силы; военнослужащий.

Nazarenko S.V. Management technology of social control military service. The article substantiates the institutionalization of military and political work in military units (subdivisions) of the Russian armed Forces as a management technology of prospective social control of military service. It is aimed at mobilizing and positively adjusting military personnel to military service.

Keywords: management technology; social control; military service; armed forces; soldier.

Геополитические и военно-политические процессы, обусловленные географическими особенностями страны, наличием широкого спектра сырьевых и иных ресурсов, востребуют необходимость их защиты. В обеспечении поддержания национального суверенитета важную роль играют Вооруженные Силы РФ, личный состав которых профессионально оказывает военную услугу государству и обществу. Это подтверждает международное экспертное мнение, представленное рейтингом Global Firepower на портале Business Insider, согласно которому Вооруженные Силы РФ - лучшая армия Европы (1-е место в рейтинге)1, а также рейтингом Global

* Назаренко Сергей Владимирович, e-mail: svnazarenko@fa.ru

1 См.: NATO and Russia are flexing their military might right next to each other - here are the 25 most powerful militaries in Europe URL: https://www.businessinsider.com/these-are-the-25-most-powerful-militaries-in-europe-2018-11 (дата обращения: 01.02.2019)

Firepower (по 55 индивидуальным факторам показателя Powerindex), где Армия России (Pwrindx: 0,0639) - в первой тройке сильнейших армий во всем мире между США (Pwrindx: 0,0615) и Китаем (Pwrindx: 0,0673)1.

Наряду с военно-технической мощью армия страны обладает колоссальным человеческим капиталом. Ее социальная структура представлена двумя категориями - военнослужащими (= 53%) и гражданскими специалистами (= 47%). Перспективной моделью социального развития служит достижение пропорционального соотношения военнослужащих: 30% - военнослужащие, проходящие военную службу по призыву; 70% - по контракту, из которых 15-20% - офицерский состав, 50-55% - прапорщики, сержанты и рядовые. Соотношение численности призывников к контрактникам 1:1,72. Тренд -уменьшение доли военнослужащих по призыву при одновременном увеличении доли военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Стремление высокопрофессионально исполнять воинскую обязанность для нас традиционно. Исторически сложилось, что практика хозяйствования, правления и общения на Руси предопределила потребность древнерусского общества в четырех основных социокультурных формах поведения. Наряду с общественным признанием труда труженика, волхва, скомороха высоко ценился в общественной жизни защитник (воевода, дружинник, богатырь) - бесстрашный и бескорыстный человек, идущий на помощь другим, нуждающимся в ней. Многовековой генезис воинской деятельности усложнил содержание задач защитника с позиции воинского труда и воинской (военной) службы, воинского служения. И это не случайно, так как историческая судьба России позволяет ее назвать «государством-воином» - за 222 года (с 1240 по 1462 гг.) она отразила 200 войн и нашествий, из 525 лет (с XIV по XX вв.) провоевала 329 лет (~ 60%).

Современные гуманистические (абсолютная ценность -жизнь человека) и демографические (рост уровня смертнос-

1 См.: 2019 Military Strength Ranking (BETA). The complete Global Firepower list for 2019 puts the military powers of the world into full perspective. URL: https://www.globalfirepower.com/countries-listing.asp (дата обращения: 01.02.2019).

2 См.: На стремнине модернизации. Красная звезда / Официальный сайт, 2019. URL: http://redstar.ru/wp-content/uploads/2019/03/025-1 -06-03-2019. pdf?attempt=1 (дата обращения: 06.03.2019).

ти, снижение уровня рождаемости, ухудшение физического здоровья людей) тенденции указывают на актуализировавшийся дефицит людских ресурсов, в том числе привлекаемых к исполнению воинской обязанности. Ограниченность данного рода ресурсов инициировала необходимость решения проблемы, связанной с уменьшением количественного состава военной организации российского государства и собственно Вооруженных Сил РФ. Так, в неразрешенной тысячелетиями дилемме: что лучше - «один профессионал или десять дилетантов» - национальным приоритетом является смешанный принцип комплектования Армии России, т.е. разумное пропорциональное количество военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и по призыву.

Со времен Ивана Грозного, в эпоху Московского государства, Российской империи, Советской России (СССР) формирование единой армии осуществлялось в различных вариациях двумя альтернативами - поступление на военную службу на основании воинской повинности (обязанности), по призыву или в добровольном порядке (по контракту). На протяжении многих веков люди добросовестно и безвозмездно служили и трудились, так как была и есть в обществе нравственная идея и праведная цель. Интегративным фактором всегда была и есть ценность - защита национальных интересов страны, военная служба, воинский долг. При этом, если юридический аспект проявляется в совокупности правовых норм, регулирующих военную службу, то социальный - в отношении военнослужащих, военнообязанных и опосредованно - невоеннообязанных граждан к военной службе как ценности, понимании ее как средства служения Отечеству. Ответ на актуальный вопрос «Какой должен быть тип военной службы XXI века?» не терпит отлагательства. Его возможные альтернативы: 1) активное воинское служение; 2) пассивное следование указаниям руководства; 3) «неслужение», а вернее нежелание как призываться или поступать по контракту, так и проходить военную службу. Бесспорно, приоритетом является первый тип, а третий должен быть исключен из практики.

Социальное действие человека генетически обусловлено импульсами эмоций, которые по своей природе пассивно-активны. На их основе формируются не только потребности личности, но и её ценностные ориентации - совокупность ценностей социальной значимости, выступающих в качестве

целей предметной деятельности и межличностного общения человека, а также основных средств их достижения. Они:

- с одной стороны, отражают: а) общую направленность интересов и устремлений; б) иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; в) целевую и мотивационную основу деятельности; г) уровень притязаний и престижных предпочтений; д) представления о должном и механизмы селекции по критериям социальной значимости; е) меру готовности и решимости индивида к реализации собственного «проекта» жизни;

- с другой стороны, зависят от социально-демографических, половозрастных, национально-культурных, профессионально-должностных, образовательно-квалификационных, культурно-досуговых и иных статусно-ролевых характеристик (факторов).

Вследствие преломления ценностей военной службы через психику человека, достигая баланс процессов возбуждения и торможения осознанно переводит себя из начального состояния пассивности (лености) в состояние воинской активности. Окружающая среда, ее факторы не только оказывают влияние на военнослужащего, но и подвергается его личной оценке. Так, на ее основании им вырабатывается соответствующее (позитивное, нейтральное, негативное) отношение в форме конструктивной или деструктивной социальной активности или социальной пассивности.

В соответствии с данным социологическим пониманием формирования личного отношения к ценности воинской деятельности граждане страны представлены двумя группами: первая - разделяющая ценности военной службы; вторая -ценности альтернативной гражданской службы, т.е. особого вида трудовой деятельности, осуществляемой в интересах общества и государства взамен военной службы (по призыву). Как правило, граждане, разделяющие ценности военной службы, реализуют их посредством прохождения военной службы, военных сборов, а в исключительных случаях -реализуют право освобождения или отсрочки от призыва на военную службу.

При поступлении на военную службу кандидат оценивается в контексте биопсихосоциальных характеристик. Согласно медицинскому освидетельствованию граждане по состоянию физического здоровья представлены пятью категориями: А -годны к военной службе; Б - годны с незначительными ог-

раничениями; В - ограниченно годны; Г - временно не годны; Д - не годны. При этом их психическое и социальное здоровье отражает предрасположенность и подготовленность к военной службе. В зависимости от их сформированности и развитости военнослужащие, поступившие на военную службу, представлены четырьмя группами: первая - не предрасположены и не подготовлены; вторая - предрасположены, но не подготовлены; третья - не предрасположены, но подготовлены; четвертая - предрасположены и подготовлены к исполнению общих обязанностей военной службы, должностных и специальных (служебных) обязанностей.

Наличие четырех типов военнослужащих, проходящих военную службу, востребует необходимость единой, но в то же время дифференцированной системы боевой и военно-политической подготовки личного состава. Несмотря на уровень предрасположенности и подготовленности обучаемых, цель подготовки - максимизация числа высоко предрасположенных и подготовленных военнослужащих.

Современная система военного обучения и воинского воспитания представлена альтернативными моделями:

- экстенсивной (традиционной) моделью, предусматривающей поиск и реализацию образовательных и воспитательных возможностей за счет расширения спектра, как призывного контингента личного состава, так и факторов, способных повысить служебную (квалификационно-должностную) и социальную эффективность управленческих и организационных, правовых и политических, образовательных и воспитательных мер (мероприятий);

- интенсивной (инновационной) моделью, имеющей идентичные цели, но средства их достижения обусловлены особенностями современной ситуации: а) эффективной реализацией человеческого капитала; б) оптимизацией технологий профессионально-должностной подготовки военнослужащих, их сплочения и слаженности; в) успешной войсковой практикой повседневной и учебно-боевой (боевой) деятельности войск (сил); г) социально ожидаемым запросом на высокопрофессиональное оказание военной услуги невоенными методами, не войсковыми, а миротворческими операциями.

Если экстенсивной модели присущ традиционный характер отечественного общественного устоя жизнедеятельности, в основе которого лежат принципы коллективизма, патернализма, эгалитаризма и порядка, то интенсивной - иннова-

ционный характер, связанный с разумным заимствованием передового западноевропейского (американского) опыта взаимодействия людей, основанного на принципах индивидуализма, конкуренции, стратификации и свободы выбора.

Так как армия страны преимущественно отражает само общество, то следует признать, что в зависимости от качества и уровня его развития в ней, как правило, основу составляют типичные граждане со своей ментальностью и идентичностью.

Современное российское общество, а соответственно и его армия - это совокупность четырех социокультурных типов людей, относительная доля которых в различные социально-исторические времена была вариативна. Причем, относительно не только времени, но и социального - геополитического пространства, международного взаимодействия с другими странами. В зависимости от критерия «гуманность - ориентация на людей», показателями которого являются индивидуализм и коллективизм как альтернативные принципы организации совместного общения, а также от критерия «рациональность - ориентация на дело» где дилетантизм и профессионализм выступают как альтернативные принципы организации совместного воинского труда, представляется возможным выделить и учитывать особенности четырех типов военнослужащих: первый -индивидуалисты-дилетанты; второй - коллективисты-дилетанты; третий - индивидуалисты-профессионалы; четвертый - коллективисты-профессионалы.

Анализ практики военной службы в отечественной армии позволяет констатировать - воинская повинность в эпоху царской России, всеобщая воинская обязанность в эпоху советской России позволяла комплектовать ее преимущественно из числа высоко предрасположенных, но недостаточно подготовленных граждан, которых условно можно идентифицировать как коллективистов-дилетантов. Несмотря на это отечественная система военного образования и воинского воспитания формировала их как высокопрофессиональных военнослужащих максимально сплоченных воинских коллективов частей и подразделений. Опыт Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и ряда других военных конфликтов наглядно доказывает эффективность национальной школы военной педагогики и других отраслей военной науки. Профессионально оказанная военная услу-

га - победа над фашизмом, освобождение от «фашистской чумы» западноевропейских стран - стала источником высокого уровня согласия в советском обществе, солидарности военного сообщества, сплоченности воинских коллективов.

В XX в. массовый переход в ряде западноевропейских стран и непосредственно в США на контрактный принцип комплектования вооруженных сил был обусловлен, с одной стороны, объективно - особенностями индивидуалистских начал общественной жизнедеятельности, а с другой стороны, субъективно - свободой выбора трудовой деятельности. Это востребовало от военной науки обоснование новой модели военного образования и воинского воспитания. На основе германских и британских традиций современная американская школа посредством военно-педагогического процесса пытается трансформировать военнослужащих, поступивших на военную службу по контракту - преимущественно индивидуалистов-профессионалов в коллективистов-профессионалов. Военные ученые отечественной и американской школ, понимая, что «один в поле не воин», решают идентичную цель, но альтернативными методологиями, методами и методиками, а также технологиями, техниками и способами (приемами).

Ключевая роль в подготовке военнослужащих к выполнению своих должностных и специальных (служебных) обязанностей принадлежит командиру, который является, с одной стороны, руководителем - воинским должностным лицом, назначенным вышестоящим органом военного или государственного управления, а с другой стороны, лидером-ведущим среди своих подчиненных - членов воинского коллектива части (подразделения). Если его действия как руководителя преимущественно основаны на силе его административной власти, то как лидера - на силе общественного (группового) мнения и коллективного настроения военнослужащих, признающих его заслуги, авторитет и оказывающих ему уважение, за его профессионализм.

Управленческая деятельность военного руководителя реализуется в «силовом поле», векторами которого являются (применительно к военной сфере) ориентация на задачи военной службы и ориентация на военнослужащего. В зависимости от их развитости социальными типами командиров являются: стабилизатор, либерал, диктатор и организатор. На реализуемый стиль руководства оказывает влияние

и социальная структура воинского социума - коллектива части (подразделения), которая, как показывает войсковая практика, не бывает однородна. Более того, при его выборе командир (начальник) ограничен разрешением противоречия: если стремиться всеми силами повысить «производительность» воинского труда, не обращая внимание на желания и потребности военнослужащих, то результат будет плачевным; если все внимание уделять военнослужащему, то целей воинский коллектив не достигнет, т.е. хорошего тоже будет мало.

Решая актуальные задачи, обусловленные обязанностями, каждый военнослужащий включается в триадное взаимодействие и выстраивает взаимоотношения: 1) с командиром (начальником - прямым и непосредственным); 2) с сослуживцами - равными по воинской должности и воинскому званию; 3) с подчиненными. Идеальной моделью взаимоотношений является взаимное уважение чести и достоинства, взаимная воинская вежливость, взаимовыручка из опасности, взаимная помощь словом и делом, удержание от порочащих статус (престиж) военнослужащего действий (недостойных поступков - грубости и оскорбления, издевательства и насилия), вредных привычек (курения, употребления алкоголя) и разного рода зависимостей потенциально опасных для физического, психического и социального здоровья. Однако в реальности триадное нередко становится диадным, ибо исключается из него один из трех участников как «слабое звено», что влечет за собой не столько игнорирование интересов одной стороны, сколько нарушение баланса интересов всех участников воинского труда.

Источником конструктивного выстраивания консенсус-ных взаимоотношений военнослужащих являются потребности и интересы, связанные с военной службой, т.е. служебной (должностной) и внеслужебной (семейной и внесе-мейной) деятельностью. Консенсус (согласие общества, солидарность военного сообшества, сплоченность воинского коллектива) - это цель, средством достижения которой является конфликт - естественное, неизбежное и даже необходимое проявление всеобщего закона развития противоположностей. Любой участник триадного взаимодействия постоянно находится в конфликтной ситуации как основы и предпосылки конфликта, вплоть до инцидента - повода, когда кто-то из их перешел в активную фазу отстаивания

своих интересов (ценностей, приоритетов), удовлетворения потребностей, решения задач, достижения целей.

Трансформация социальной пассивности (лености) в активность военнослужащего связана с его «расстраиванием» как личности, возникающим вследствие напряжения из-за несоответствия содержания: во-первых, личного желания - предрасположенности; во-вторых, имеющихся в наличии у участника ресурсов - его подготовленности; в-третьих, социальной необходимости - функциональной целесообразности.

Властные основы отношений участников взаимодействия в условиях военной службы указывают, что личные качества распределены между военнослужащими неравномерно. Это обусловило деление на ведущих и ведомых, в институциональной плоскости на командиров (начальников) и подчиненных, а во внеинституциональной - на лидеров и поддерживающих их других членов сообщества, группы, коллектива. Властно-волевой характер организации жизнедеятельности, предполагает подчинение воли объектов управления воле внешней среды, т.е. субъекту, его власти (физической, административной или интеллектуальной) и авторитету (социальному капиталу, весу, престижу).

Многоуровневое и полисферное взаимодействие участников в конкретных условиях места и времени проявляется в их отношениях друг к другу, к своему положению в воинском коллективе (микро-), в Вооруженных Силах РФ (мезо-), в современном российском обществе (макросреде). Относительное множество систем взаимодействий военнослужащих указывает, что в одной из них они могут быть субъектом воздействия, а в другой - объектом действия. Согласно методу «логического квадрата» системе институционального взаимодействия «командир (начальник) -подчиненный» присущи 16 типов взаимодействий. Из них 4 находятся преимущественно в состоянии консенсуса, а 12 -носят конфликтогенный характер (25% к 75%).

Разного рода противоречия обусловлены традиционным и новационным характером и содержанием предметной (воинский труд) и коммуникативной (межличностное общение) деятельности военнослужащего-руководителя и военнослужащего-исполнителя как участников конкретного взаимодействия. Это значит, что в одной социальной ситуации, при одних обстоятельствах и условиях военнослужащий

имеет возможность реализовать одну из пяти альтернативных стратегий поведения в конфликте. В зависимости от кооперативности - уровня ориентации на других и напористости - уровня ориентации на себя, участники при достижении консенсуса избирают и реализуют: избегание (бездействие) - пассивное разрешение противоречий без разного рода активных действий; приспособление (уступка, адаптация) - принятие позиции другого участника (оппонента) за счет снижения уровня своих устремлений и притязаний; компромисс - предложение о взаимных уступках в чем-то важном и принципиальном для обоих участников; соперничество (конкуренция, соревнование, состязание) - навязывание другому участнику предпочтительного для себя разрешения противоречия, решения проблемы; сотрудничество - осуществление поиска такого решения, которое удовлетворяло бы интересы, потребности обоих участников.

В войсковой практике ведущий участник, как правило, командир (начальник) умело управляет конфликтом с ведомым - подчиненным. Более того, он придерживается ряда поэтапных приоритетов - исключение конфликта, заблаговременное предупреждение конфликта, конструктивное разрешение конфликта, недопущение эскалации (пространственно-временного разрастания) конфликта, снижение негативных последствий конфликта. Субъектами управления конфликтом могут выступать не только оба участника взаимодействия, но и третья сторона («третейская сила») - третий участник триад-ного взаимодействия, который заинтересован в его скорейшем разрешении. Их цель - это восстановление интегратив-ности действий. Предконфликтным, конфликтным и постконфликтным взаимоотношениям военнослужащих присущи последствия, как положительные (конструктивные), так и отрицательные (деструктивные). Оценка их значимости определяется прогрессивной или регрессивной направленностью последствий происходящих изменений, начиная от воинской части (подразделения) и заканчивая Вооруженными Силами РФ.

Существенное влияние на взаимодействие командира (начальника) и подчиненного оказывает их социальное настроение - самочувствие, оценка окружением и личная самооценка, ожидания и притязания, личная позиция по теме военной службы. Оно отражает оптимистичную или пессимистичную тональность, позитивную или негативную и конструктивную или деструктивную направленность, частую

или редкую интенсивность изменения во времени. Настрой на военную службу формируется и поддерживается посредством реализации техник (методов управления и санкций контроля), жестких или мягких, прямых или косвенных. Если жесткие, как правило, применяются в ситуации когда взаимоотношениям участников присуща толерантность, то, наоборот, мягкие - ригористичность. В народной педагогике этот прием рассматривается как «шаг назад, два шага вперед», «уступая, приобретаем».

Военной службе присуще не только конфликтное, но и рисковое поведение, посредством которого военнослужащий приспосабливается к опасной ситуации, повышает уровень своей адаптивности (способности к адаптации) и адаптиро-ванности (результату процесса адаптации). Неадаптированный военнослужащий без побуждения или принуждения извне изначально осуществляет действия, исход которых заранее ему не известен и даже может быть неблагоприятен для него. Адаптивный - осторожное, менее рисковое поведение. Военнослужащего, склонного к риску и рисковому поведению, вероятнее всего, невозможно остановить посредством как юридических запретов и ограничений, так и моральных осуждений или порицаний. Жесткими техниками можно минимизировать рисковое поведение или перевести его из явной в латентную (скрытую) сферу. Поэтому наиболее эффективными являются институционализация, легитимация и популяризация ситуаций успехов воинской деятельности посредством применения косвенных методов управления и жестких или мягких санкций контроля. Если прямые методы преимущественно связаны с изменением личности военнослужащего, его отношением к происходящему, то косвенные - с изменением его окружающей среды.

В институте военной службы каждая из четырех социальных технологий выполняет свою функциональную задачу: посредством прямых методов управления и жестких санкций контроля обеспечивается сохранение и поддержание ценностного образца - воинского долга, военной службы и т.п.; посредством прямых методов управления и мягких санкций контроля - интеграция разрозненных усилий военнослужащих как членов воинского коллектива, военного сообщества; посредством косвенных методов управления и жестких санкций контроля - адаптация, приспособление к окружающей военно-технической и военно-социальной среде;

посредством косвенных методов управления и мягких санкций контроля - целенаправленность (целеполагание и целе-достижение) координации совместной воинской деятельности посредством упорядочивания и приведения к единству, консолидации разрозненных усилий, устремлений и действий всех военнослужащих как участников непосредственных и опосредованных взаимодействий.

При этом, если нормативно-правовая и морально-нравственная основа институциональной практики военной службы позволяет найти ответ на вопрос «Что и как должно делаться?» по исполнению ключевых функций военной организации государства и непосредственно Вооруженных Сил РФ - обеспечение обороны и безопасности, подготовка к вооруженной защите и вооруженная защита России и ее союзни-

1

ков , то организационно-управленческая и социально-технологическая - «Кто и как делает?» начиная от органов государственного и военного управления до непосредственно военнослужащего, проходящего военную службу по призыву или по контракту.

Формирование активной воинской деятельности военнослужащего, его настроя на военную службу традиционно осуществлялось и осуществляется словом и делом другого военнослужащего, преимущественно командира (начальника). В войсковой практике максимально популярно управление воинским коллективом и военнослужащим посредством: а) участия в различного рода воинской деятельности; б) приказов (приказаний); в) достигнутых и достигаемых результатов; г) социально-психологических, социально-экономических и административно-распорядительных методов. При этом реализуется одна из трех альтернатив стимулирования и мотивирования: первая - «Делай как я сказал (говорю)»; вторая - «Делай как я сделал (делаю)»; третья -«Делай как я сказал (говорю) и сделал (делаю)». «Делай как знаешь (умеешь)» - является четвертой альтернативой относительно, так как в ней выражена позиция самоустранения руководителя, но самоорганизации исполнителя или наделения его самоуправленческими полномочиями.

В системе взаимоотношений командования воинской части (подразделения) на уровне полка, батальона, роты

1 См.: Военная доктрина Российской Федерации. (утв. Президентом РФ 25.12.2014 № Пр-2976).

отчетливо прослеживается конфликтное или консенсусное распределение межличностных ролей в зависимости от значений двух показателей (организация и реализация) двух критериев - «слово» и «дело». Так, поле межличностных коммуникаций и ролей организационно-управленческого ядра воинского коллектива полка (батальона, роты) образует би-диадное взаимодействие четырех социальных субъектов: первая диада - идеалист и реалист; вторая диада - пессимист и реалист.

Начальник штаба является в воинской части непосредственным организатором не только устойчивого и непрерывного управления подразделениями, но и организации внутренней и караульной служб в полку. Посредством его должностной деятельности актуализируется в сознании военнослужащих ценностный образец - идеальная модель исполнения воинской обязанности, обязанностей военной службы, должностных и специальных (служебных) обязанностей. Его личностная позиция идеалиста в службе обеспечивает точное и строгое соблюдение требований Общевоинских уставов ВС РФ.

Командир в мирное и военное время отвечает за все происходящее в воинской части (подразделении). Военно-социальное управление как совокупность сознания, отношения, деятельности субъекта (командира/начальника) и объекта (подчиненного) относительно предмета (отношения их к воинскому труду и результатов их воинского труда) управления - это взаимодействие, осуществляемое: а) военнослужащими; б) по отношению к военнослужащим; в) в интересах военнослужащих. Всегда в его фокусе находится согласование, балансировка интересов субъекта и объекта управления. Согласование общественных, коллективных (групповых) и индивидуальных интересов с позиции их социальной значимости и пользы (не вреда) - приоритет управленческой деятельности, т.е. совместного социального взаимодействия ведущего и ведомого военнослужащего, руководителя и исполнителя. Единство реализации слова и дела является залогом реализма, а не романтизма командира. Исполняя должностные обязанности, он реализует миссию воинского коллектива полка (батальона, роты) - целенаправленное выполнение актуальной (повседневной, учебной, учебно-боевой, боевой) задачи личным составом.

Заместители командира полка (батальона, роты) по вооружению, тылу и т.п. посредством своей должностной деятельности создают адаптационную среду, формируют и развивают адаптированность военнослужащих к непрерывно изменяющимся внешним условиям военной службы -военно-технической организации, понимаемой как совокупность материально-технических средств и процессов, образующих единый комплекс производственной системы, в которой воинская деятельность военнослужащих обусловлена режимом работы механизмов вооружения и военной (боевой) техники.

Заместитель командира полка (батальона, роты) по военно-политической работе отвечает за поддержание среди личного состава высокого уровня морально-политического и психологического состояния, правопорядка и воинской дисциплины, а также за формирование идейно убежденной личности военнослужащего, сплочение воинских коллективов, которые должны быть способны выполнить предназначенные им задачи в любых условиях. Морально-политический и психологический настрой военнослужащих - это их оптимистичное состояние относительно вопросов прохождения военной службы, достижения личных и коллективных успехов, результатов в ней. «Заразить» оптимизмом, вселить оптимизм может только оптимист, обладающий позитивным взглядом на среду, уверенностью в лучшем будущем, а также воплощающий, реализующий идеи и цели военной службы, воинской деятельности подчиненных. Его позиция «нормальная реакция нормальных людей на относительно ненормальные условия жизнедеятельности» обеспечивает реализацию другими военнослужащими выхода из любой затруднительной ситуации как в служебной, так и во внеслужебной деятельности. Так как оптимист является лидером успеха, то заместитель командира по военно-политической работе - основным субъектом управления, функциональной задачей которого является достижение интеграции (интегративности) разрозненный усилий подчиненных, их сплоченности в рамках воинского коллектива, как правило, посредством популяризации их исполнительности, активности, т.е. опоры на положительные примеры из военной истории, боевого опыта и повседневного воинского (ратного) труда.

Таким образом, военно-политическая работа как управленческая технология проспективного социального контроля

предназначена удовлетворить потребности военнослужащих в знаниях, мобилизующих и позитивно настраивающих их на военную службу. Функционалом воинских должностных лиц военно-политических органов, в том числе непосредственно заместителя командира полка (батальона, роты) по военно-политической работе является реализация такого объема и содержания информации, которые бы обеспечили оптимистичную тональность морально-политического настроя военнослужащих на исполнение обязанностей военной службы, должностных и специальных (служебных) обязанностей. Это залог минимизации девиаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.