Научная статья на тему 'Социальный контроль в управленческой работе с военнослужащими'

Социальный контроль в управленческой работе с военнослужащими Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
531
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / ВОЕННАЯ СЛУЖБА / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА / ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ / SOCIAL CONTROL / MILITARY SERVICE / ARMED FORCES / MILITARY-POLITICAL WORK / SOLDIER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назаренко С.В.

В статье раскрываются основы реализации заместителем командира полка (батальона, роты) по военно-политической работе миссии и функционала. Органичное единство, дифференцированный и индивидуальный подход это требования, предъявляемые к профессиональной компетентности специалиста в области военно-политической работы, искусно владеющего мастерством слова. Особенно это востребовано в современных условиях организации и реализации военно-политической работы в Вооруженных Силах РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social control in management work with military personnel

The article reveals the basics of the implementation of the Deputy commander of the regiment (battalion, company) on the military-political work of the mission and functionality. Organic unity, differentiated and individual approach these are the requirements for the professional competence of a specialist in the field of military and political work, skillfully owning the mastery of words. This is especially in demand in modern conditions of organization and implementation of military and political work in the Armed Forces of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Социальный контроль в управленческой работе с военнослужащими»

С.В. НАЗАРЕНКО кандидат социологических наук, доцент, доцент Департамента социологии, истории и философии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации*

Социальный контроль в управленческой работе с военнослужащими

В статье раскрываются основы реализации заместителем командира полка (батальона, роты) по военно-политической работе миссии и функционала. Органичное единство, дифференцированный и индивидуальный подход - это требования, предъявляемые к профессиональной компетентности специалиста в области военно-политической работы, искусно владеющего мастерством слова. Особенно это востребовано в современных условиях организации и реализации военно-политической работы в Вооруженных Силах РФ.

Ключевые слова: социальный контроль; военная служба; вооруженные силы; военно-политическая работа; военнослужащий.

Nazarenko S. V. Social control in management work with military personnel. The article reveals the basics of the implementation of the Deputy commander of the regiment (battalion, company) on the military-political work of the mission and functionality. Organic unity, differentiated and individual approach - these are the requirements for the professional competence of a specialist in the field of military and political work, skillfully owning the mastery of words. This is especially in demand in modern conditions of organization and implementation of military and political work in the Armed Forces of the Russian Federation.

Keywords: social control; military service; armed forces; military-political work; soldier.

Исходной единицей вооруженных сил, солидаризирован-но представляющей военную услугу, является: а) воинское подразделение - отделение, взвод, рота, батальон как иерархически упорядоченные базовые элементы воинской (войсковой) части; б) воинская часть - от отдельной роты до полка: в) войсковое соединение - бригада, дивизия или корпус; г) войсковое объединение - армия, военный округ, флот, группа войск, фронт. При этом батальон и полк

представляют собой тактический, бригада и дивизия - оперативно-тактический, армейский корпус и армия - оперативный, армия (флот) и военный округ (группа) - оперативно-стратегический, группа войск и группа фронтов (в военное время) - стратегический уровни военного руководства и деятельности, т. е. деятельности органов войскового управления и непосредственно воинской деятельности военнослужащих, входящих в личный состав рассмотренных единиц.

Военнослужащие как основная (дополнительная - гражданские специалисты) социально-профессиональная группа Вооруженных Сил РФ образуют воинский коллектив, которому присуща многоуровневость: высший уровень - основной воинский коллектив непосредственно вооруженных сил страны; средний уровень - вторичные воинские коллективы от видов и родов войск до полка и батальона как тактических групп, представляющих собой верхний предел контактного межличностного общения при исполнении должностных и специальных (служебных) обязанностей; нижний уровень -первичные воинские коллективы воинских подразделений, а именно отделений, взводов, рот, батальонов.

Первичный воинский коллектив отличается от более сложных войсковых агрегаций: 1) отсутствием хозяйственно-экономической самостоятельности; 2) узкофункциональной деятельностью, военно-профессиональной (военно-статусной) однородностью; 3) отсутствием официальной иерархии и аппарата военно-социального управления при наличии единого руководителя - командира (начальника) и его заместителей (помощников); 4) контактным характером совместной воинской деятельности и преимущественно персонифицированным характером военно-социального управления; 5) большой значимостью не только формальных, но и неформальных отношений между военнослужащими, а также неофициальных способов и приемов руководства; 6) большой степенью общности интересов военнослужащих как членов субколлективов - формальных и неформальных микрогрупп; 7) наличием единого социально-психологического микроклимата, отражающего взаимный интерес и личный выбор (в основе которого лежат лидерство, престиж и сантименты) приоритетного межличностного общения, определяемого симпатиями/антипатиями участников социально-психологических взаимоотношений; 8) наличием единого мо-

рально-психологического микроклимата, отражающего единые жизненные и служебные ценности и ценностные ориентации, а также отношение к нормам-правилам воинской вежливости и воинского поведения. Уровень (глубина) и степень (распространенность) выраженности данных характеристик указывают на качественно-количественное содержание и характер, направленность и тональность морально-политического и психологического состояния первичного воинского коллектива воинской части (подразделения).

Воинский коллектив роты (батареи) как относительно самостоятельного войскового подразделения предопределяет, с одной стороны, материально-технические (применение вооружения и эксплуатация военной техники делает личный состав боевой единицей, способной выполнить относительно самостоятельные повседневные учебные, учебно-боевые и боевые задачи, что востребует необходимость слаживания его действий как в пределах подразделений, так и между ними) и бытовые (ротное хозяйство, казарменное помещение, совместный воинский - казарменный быт и т.п.) условия, а с другой - социально-психологические условия ротной среды, которой имманентно присуще оптимальное качественно-количественное соотношение межличностных контактных и персонифицированных взаимоотношений и взаимосвязей (взаимозависимостей) военнослужащих. Это два наиболее весомых аргумента, из широкого их спектра, которые позволяют не одно столетие считать, что рота - это центр управленческой работы командира (начальника) с подчиненным ему личным составом.

Воспитание воинов имеет древнюю многовековую традицию, но что касается времени с XVIII в., с момента создания Петром I регулярной армии, заменившей нерегулярные поместные войска и стрелецкие части, еще в 1766 г. императрицей Екатериной II впервые введены должности офицеров-воспитателей уставом Императорского сухопутного шляхетского кадетского корпуса. С 01.01.1874 г. завершилось комплектование Русской императорской армии и флота на основе рекрутской повинности (введенной Петром I в 1705 г.), в связи с введением всеобщей воинской повинности, которая была с 1925 г. была заменена на обязательную военную службу, с 1939 г. на всеобщую воинскую обязанность, в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) на всеобщую и добровольную мобилизацию, с 1993 г. - на

воинскую обязанность и военную службу. При этом первый нормативный документ, регламентирующий организацию воспитательной работы с нижними чинами армии и флота -это специальное приложение к Уставу внутренней службы (1910 г.). Последующее институциональное развитие воинского воспитания нашло отражение в марте 1917 г. в Постановлении Исполкома Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов о введении в воинских частях и органах военного управления должностей комиссаров (от лат. сотт188апиБ - уполномоченный) как представителей центральной власти (политического руководства государства), осуществляющих политическое наблюдение за личным составом. С августа 1917 г. в системе центральных органов военного управления начало свою деятельность Политическое управление Военного ведомства. Его задачей была борьба с недовольством и брожением в войсках.

Результаты анализа социально-исторической ретроспективы свидетельствуют, что в различные временные шесть этапов в содержании, методах, средствах, формах несколько изменялись приоритеты управленческой деятельности в отечественных вооруженных силах.

I этап - 1917-1991 гг. В пришедшей на смену Российской империи Республике Советов была создана армия нового типа - Красная гвардия (1917 - 23.02.1918 гг.), Вооружённые силы РСФСР (23.02.1918 - 20.12.1922 гг.), Вооружённые силы СССР (20.12.1922 - 25.12.1993 гг.). Военная услуга, профессионально оказываемая Советской армией почти за 75 лет ее существования, убедительно доказала, что аналогов в истории военного строительства такого успешного опыта не было. Немаловажную роль в этом сыграла институциональная практика партийно-политической работы (ППР) в войсках (силах) - идеологической и организаторской деятельности военных советов, командиров и политических органов (политических работников), партийных и комсомольских организаций Советской армии и Военно-морского флота. В фокусе их внимания находились воинские коллективы и военнослужащие. Внутрипартийная, политико-просветительная, административно-политическая и организационно-политическая работы как слагаемые зародившейся в годы Гражданской войны (23.02.1918 - 19.06.1923 гг.) партийно-политической работы заложили основы теории и практики воспитания военнослужащих. В 60-80-х гг. XX в. в системе ППР посредством идео-

логической, идейно-воспитательной, агитационно-массовой и организационной деятельности среди военнослужащих доводилась до них государственная политика, политика партии. В числе приоритетных решаемых задач были - сплочение личного состава вокруг государственно-партийных идей и идеалов, воспитание военнослужащих, формирование у них высоких морально-политических и боевых качеств, поддержание крепкой воинской дисциплины, мобилизация их на достижение высоких результатов и успехов в службе. Вся система ППР была построена на специализированном виде управленческой деятельности - агитации (от лат. адКайо - приведение в активность) как максимально действенного средства воздействия на других. Его социальная значимость наиболее ярко запечатлена в выражении того времени: «Не надо меня агитировать за Советскую власть» (доказывать элементарные и понятные истины). Агитационные речи и плакаты были одними из наиболее эффективных инструментов пропаганды.

II этап - 11.01-29.08.1991 г. Во время масштабных перемен в государственной идеологии общества, реформирования его экономической и политической сфер жизнедеятельности посредством гласности, перестройки и партийной демократии (1985-1991 гг.) М.С. Горбачева было запущено ускорение социально-экономического развития страны, которое предполагало, с одной стороны, эффективное использование достижений научно-технического прогресса, а с другой - активизацию человеческого капитала (фактора). Раскрытие его интенсификационного потенциала имело как явные позитивные, так и латентные негативные последствия, в том числе и вооруженных силах. Гласность и демократизация армейской жизни, являясь полумерой, не смогли заложить основы формирования конструктивной и созидательной гражданской инициативы, активности и самоорганизации среди военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, а, наоборот, инициировали желание нарушать воинскую дисциплину, интегрировать опыт «дедовщины», вместо наставничества, в воинских коллективах. В результате всплеска неуставных взаимоотношений между военнослужащими как снежный ком, катящийся с горы, стремительно начали распространяться уклонения от военной службы и другие негативные явления армейской и флотской жизни.

В целях восстановления уставного порядка и укрепления воинской дисциплины в воинских коллективах частей (под-

разделений) одной из наиболее объективно востребованных мер было реформирование во всех силовых структурах политических органов в военно-политические органы, с последующим изменением содержания их деятельности. Так, институциональными ориентирами военно-политической работы (ВПР, версия - 1.0) 1991 г. стали: 1) воспитание военнослужащих; 2) воинская дисциплина; 3) морально-политическое и психологическое состояние личного состава; 4) политическое обеспечение боевой и мобилизационной готовности войск; 5) политическое обеспечение выполнения боевых задач; 6) социальная защита военнослужащих, а также рабочих и служащих армии и флота, в том числе членов их семей. При этом спектр военно-политической работы образовали более чем 20 задач, такие как: проведение (пропаганда) политики государства в области обороны и безопасности; обеспечение выполнения задач боевой, мобилизационной готовности и боевой подготовки; взаимодействие с органами государственной власти и управления; организация воспитательной работы с личным составом, на основе учета особенностей политических взглядов, национальных особенностей и отношения к религии; организация политической, правовой и морально-психологической подготовки военнослужащих; формирование у военнослужащих верности конституционному долгу и социалистическому выбору; формирования патриотизма и интернационализма военнослужащих, их готовности к защите страны; укрепление воинской дисциплины и предупреждение правонарушений среди личного состава; сплочение многонациональных воинских коллективов; обеспечение условий для безопасности военной службы; участие в подготовке граждан к военной службе; осуществление государственной молодежной политики в войсках; обеспечение духовного и культурного развития личного состава; взаимодействие с представителями политических партий, массовых движений и других общественных объединений; сотрудничество с военными, государственными и иными СМИ; разработка военной проблематики общественных наук; преподавание социально-политических и гуманитарных дисциплин в военных вузах; обеспечение соблюдения принципов социальной справедливости в отношении военнослужащих, рабочих и служащих, членов их семей; обеспечение демократизации военно-служебных отношений; организация оказания юридической

помощи; проверка выполнения в войсках законов и иных правовых актов по социальной и правовой защите личного состава1. В прямой постановке реализация заместителями командиров по ВПР поставленных задач была прервана, но многие из них впоследствии решались в новом формате управленческой работы.

III этап - 1991-1994 гг. Исторически значимые события 1991 г., связанные с кардинальной трансформацией социально-экономического и государственно-политического курса страны, внесли коррективы в общественную жизнедеятельность страны и как следствие в ее вооруженные силы, содержание и формы государственного и военного управления ими. Процессы департизации, деидеологизации и де-коммунизации сфер общественной жизнедеятельности «вынудили» принять компромиссное решение - ввести систему работы с личным составом армии и флота (версия - 1.0.), в сущности работы с персоналом, но с минимальной опорой на отечественные традиции военного обучения и воинского воспитания советского периода.

Запрет и игнорирование предшествующего опыта нанесли ущерб, что снизило роль патриотической идеологии как идеи, сплачивающей россиян, в том числе личный состав армии и флота. Тем не менее офицеры по работе с личным составом в пределах своих полномочий решали главную задачу воспитания - сформировать у личного состава моральную и психологическую готовность: а) к защите Отечества; б) в верности конституционному и воинскому долгу; в) к воинской дисциплине и дисциплинированности; г) к гордости и ответственности за принадлежность в вооруженным силам страны. Командиры (начальники), опираясь на общечеловеческие ценности и лучшие образцы мировой и национальной культуры, многовековые нравственные устои, воинские традиции, примеры патриотизма и уважительного отношения к народам и народностям многонационального российского общества, за счет единства обучения и воспитания, индивидуального подхода создавали условия, с одной стороны, для роста профессионального мас-

1 См.: Указ Президента СССР от 11.01.1991 г. № УП-1306 «Об утверждении общего положения о военно-политических органах». КонсультантПлюс / Официальный сайт, 2019. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/onli-ne.cgi?req=doc&base=ESU&n=4375#045065805008358595 (дата обращения: 01.02.2019).

терства, а с другой - для всестороннего нравственного, духовного и физического развития военнослужащих1.

Повышая эффективность воспитания в армии и на флоте посредством общественно-государственной подготовки, которая рассматривалась как часть учебно-воспитательного процесса и как средство поддержания высокого уровня морально-психологического состояния личного состава, руководители групп при рассмотрении социально-политических, экономических и правовых вопросов формировали готовность военнослужащих к защите Отечества, верность воинскому долгу, дисциплинированность, гордость и ответственность за принадлежность к Вооруженным Силам РФ. При этом, если знаниевой основой являлась информация об отечественной истории, традициях армии и флота, государственном и военном строительстве, военной педагогике и психологии, действующем законодательстве, достижениях многонациональной культуры народов страны, практике обучения и воспитания военнослужащих, то материальной -ресурсы гарнизонных Домов офицеров, войсковых музеев и

комнат боевой славы, клубов и библиотек воинских частей,

2

территориальных учреждений науки, культуры и искусства .

IV этап - 1994-2010 гг. Если департизация армии и флота была объективно востребована вследствие утверждения многопартийности (недопустимо, чтобы партийная идеология, принадлежность раскалывали воинские коллективы), то «де-политизация» - это вирус, внесенный в вооруженные силы в целях их последующего разложения, разрушения, уничтожения. Неотъемлемый атрибут большинства современных государств - легитимация вооруженной силы как средства обеспечения военной безопасности. Она связана с одобрением нормативно допустимого применения военно-силовых методов при отстаивании национальных интересов. Так как война - это продолжение политики силовыми методами и средствами (вооруженными силами), то армия является политическим институтом, удовлетворяющим общественные потребности -

1 См.: Приказ Министра обороны РФ от 26.09.1992 г. № 164 «Об организации воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации»

2 См.: Приказ Министра обороны РФ от 08.05.1993 № 250 «Об организации общественно-государственной подготовки личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации» КонсультантПлюс / Официальный сайт, 2019. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=511527#01844 5480481228294 (дата обращения: 01.02.2019).

оборона и защита Отечества, поддержание конституционного строя (порядка) государства и легально избранные гражданами органы государственной власти, сохранение социально-политической стабильности и устойчивого развития политической системы. В связи с этим, в управленческой деятельности командиров (начальников) институционально закреплено приоритетное направление - воспитательная работа (ВР) с военнослужащими, гражданским персоналом и членами их семей. Она организовывалась и реализовывалась на основе: во-первых, идей российского государственного патриотизма; во-вторых, формирования верности воинскому долгу; в-третьих, развития готовности военнослужащего защищать интересы России. При этом содержательным стержнем воспитательной работы стало проведение в войсках (силах) государственной политики и ее разъяснение.

Посредством воспитательной работы важно было сформировать у военнослужащих базисные качества: 1) гражданина-патриота; 2) военного профессионала; 3) надежного защитника Отечества; 4) воинского должностного лица, ответственного за выполнение поставленных ему задач. Применение в воспитательной работе дифференцированного подхода позволило сосредоточить усилия на важных направлениях, с учетом социально-демографических и военно-профессиональных особенностей военнослужащих, а именно: с офицерами и прапорщиками (мичманами); с солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту и по призыву; с военнослужащими-

женщинами и со слушателями, курсантами; с гражданским

1

персоналом и с членами семей военнослужащих .

Состояние законности, правопорядка и воинской дисциплины, уставных взаимоотношений между военнослужащими в частях (подразделениях), а также участившиеся случаи личностно деструктивного (аморального, аддиктивного) или девиантного (делинквентного) поведения агрессивной и корыстной ориентации востребовали необходимость повышения эффективности воспитательной работы среди различных категорий личного состава Вооруженных Сил РФ. Институциональными регуляторами в войсковой практике

1 См.: Приказ Министра обороны РФ от 03.06.1995 г. № 235 «О совершенствовании системы воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации». Сайт, 2019. URL: https://normativ.kontur.ru/docu-ment?moduleId=1 &documentId=79344 (дата обращения: 01.02.2019).

стали утвержденные положение об органах воспитательной работы Вооруженных Сил РФ, основные обязанности должностных лиц органов воспитательной работы воинской части и непосредственно концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил РФ1.

На этом этапе воспитательная работа должна была быть не только системой мероприятий, таких как информационно-пропагандистские, индивидуально-психологические, правовые, социально-экономические, морально-этические, культур-но-досуговые, спортивно-массовые и иные, проводимые с учетом: а) социально-экономической и общественно-политической, религиозной и информационной обстановки в районе дислокации воинской части (подразделения); б) особенностей комплектования и содержания подготовки (уровня подготовленности) военнослужащих Вооруженных Сил РФ; в) морально-психологического состояния личного состава воинских коллективов. Вторая ее грань - единство и согласованность действий всех субъектов воспитания, целенаправленных на формирование у военнослужащих необходимых морально-боевых качеств. При этом, воспитательная работа, проводимая в повседневной деятельности войск (сил) должна стать основой морально-психологического обеспечение войск (сил) при выполнении боевых задач2. В связи с этим, наряду с боевой, командирской и профессионально-должностной подготовкой общественно-государственная подготовка становилась не только одним из основных предметов обучения личного состава, но и важнейшей формой государственно-патриотического и воинского, нравственного и правового, эстетического и иного воспитания3.

1 См: Приказ Министра обороны РФ от 11.03.2004 г. № 70 «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации». КонсультантПлюс / Официальный сайт, 2019. URL: http://www.consul-tant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=348892#06732116102983479 (дата обращения: 01.02.2019).

2 См: Приказ Министра обороны РФ от 28.02.2005 № 79 «О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации». КонсультантПлюс / Официальный сайт, 2019. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=349455#01363 7701104843147 (дата обращения: 01.02.2019).

3 См.: Приказ Министра обороны РФ от 12.05.2005 № 170 «Об организации общественно-государственной подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации» КонсультантПлюс / Официальный сайт, 2019. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=352650#0 7179640498995337 (дата обращения: 01.02.2019).

V этап - 2010-2018 гг. Войсковая практика армии и корабельная практика флота объективно нуждалась в реформировании. Органам государственного и военного управления безотлагательно требовалось проводить реформу Вооружённых Сил РФ. Так, на I этапе (2008- 2011 гг.) - этапе организационно-штатных мероприятий оптимизировалась численность личного состава и военное управление воинскими частями, реформировалась система военного образования. На II этапе (2012- 2015 гг.) - этапе военно-социальных мероприятий рационализировалось и повышалось денежное довольствие военнослужащих, активизировалось обеспечение их постоянным и служебным жильём, расширились возможности профессиональной переподготовки и повышения квалификации. На III этапе (2016-2020 гг.) - этапе военно-технических мероприятий воинские части оснащаются современным вооружением и военной техникой, располагают мобилизационным резервом, получают доступ к производственно-логистическим комплексам и др.

Прекращение девальвации статуса офицерского корпуса стало возможным благодаря повышению роли военнослужащих-контрактников и института сержантов, однако актуализировало ряд проблем, связанных с недостаточно эффективной системой комплектования как по призыву, так и по контракту, а также системой воспитательной работы. В связи с этим вводимая вновь работа с личным составом (версия 2.0) по-прежнему представляла собой работу с персоналом, но в основе которой лежал психолого-педагогический потенциал обучения и воспитания, являлась системой взаимосвязанных организационных и информационно-пропагандистских, психологических и социальных, правовых и культурно-досуговых мероприятий, формирующих, с одной стороны, необходимые военно-профессиональные качества военнослужащих, а с другой - моральную и психологическую готовность к выполнению должностных и служебных задач по функциональному предназначению.

Так, система работы с личным составом была сфокусирована на решение 9 (девяти) актуальных задач, таких как - поддержать востребованный уровень морально-психологического состояния военнослужащих, сформировать у них государственно-патриотическое сознание, приобщить к системе воинских корпоративных ценностей и традиций, повысить мотивацию на профессиональный рост, сформиро-

вать стремление к добросовестной и высокоэффективной должностной, служебной и боевой деятельности, обеспечить востребованный уровень правопорядка в воинских частях, укрепить воинскую дисциплину в воинских коллективах, сформировать правовую культуру, создать условия для удовлетворения информационных, культурных и духовных потребностей, обеспечить реализацию установленных законодательством РФ прав и социальных гарантий1.

VI этап - 2018 - н/время. Интенсивный характер развития Вооруженных Сил РФ, выход их на лидерские позиции в военно-технической сфере породили потребность в социальном развитии человеческого капитала - военнослужащих, знающих и понимающих, одобряющих и поддерживающих, осознанно и добровольно реализующих государственную политику, с учетом актуальных и перспективных вызовов и угроз в геополитической и международной, а также военно-политической сферах. Одним из институциональных инструментов, посредством которого можно решить данную задачу, явилась восстановленная с изменениями система формирования политического сознания военнослужащих - военно-политическая работа. Современный международный опыт и войсковая практика показали, что без нее обеспечить военную безопасность затруднительно или даже невозможно.

На современном этапе при организации военно-политической работы (ВПР) с личным составом воинских частей (подразделений) руководствуются институциональными целевыми приоритетами, такими как: реализация государственной политики в области обороны; поддержание в воинских подразделениях и частях видов и родов войск Вооруженных Сил РФ как морально-политического и психологического состояния, так и правопорядка и воинской дисциплины; формирование как идейно убежденной личности военнослужащего и сплоченности воинских коллективов частей (подразделений), способных к выполнению повседневных, учебных, учебно-боевых и боевых задач по предназначению в любых условиях; согласование усилий и деятельности военно-политических работников и органов в пределах их полномочий.

1 См.: Приказ Министра обороны РФ от 12.10.2016 № 655 «Об организации работы с личным составом в Вооруженных Силах Российской Федерации» КонсультантПлюс / Официальный сайт, 2019. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=680435&d st=100282#03308603219107775 (дата обращения: 01.02.2019).

При этом в спектр военно-политической работы входят 13 наиболее актуальных задач, в числе которых: совершенствование военно-политической работы с личным составом и его военно-политической подготовки (подготовленности); профессионально-должностная подготовка кадров военно-политических органов - заместителя командира по ВПР; поддержание воинской дисциплины и профилактика правонарушений среди военнослужащих; организация военно-политической пропаганды и агитации в воинской части (подразделении); организация военно-патриотической работы в воинской части (подразделении); организация военно-социальной работы в воинской части (подразделении); организация культурно-досуговой работы в воинской части (подразделении); организация психологической работы в воинской части (подразделении); организация работы с традиционными религиозными объединениями (в целях реализации права на свободу вероисповедания); обеспечение деятельности гражданской (войсковой) общественности (от Общественного совета при Министерстве обороны до общественности воинской части, подразделения); организация работы с ветеранскими и иными общественными объединениями; организация обеспечения воинской части (подразделения) средствами (материально-техническими и др.), оборудованием (полиграфическим и др.) и имуществом (культурно-досуговым, культурно-просветительским и др.); организация геральдического (знаково-символического) обеспечения воинской части (подразделения)1.

Организационное и информационное ядро ВПР образует военно-политическая подготовка, представляющая собой систему учебных занятий и базовую форму воспитания -военно-политического и государственно-патриотического, воинского и правового, нравственного и эстетического. Целевой ориентир ее организации и реализации - сформировать у военнослужащих: а) высокий уровень военно-политического сознания и культуры; б) высокий уровень морально-политической и психологической готовности к выполнению возложенных задач (обязанностей) на воинский кол-

1 См.: Приказ Министра обороны РФ от 16.10.2018 № 585 «О Главном военно-политическом управлении Вооруженных Сил Российской Федерации / Минобороны России. Официальный сайт, 2019. URL: https://structure.mil.ru/structure/ministry_of_defence/details.htm?id=12375@eg Organization (дата обращения: 01.02.2019).

лектив от части (подразделения) до Вооруженных Сил РФ; в) качества воина-государственника и патриота, а также высоконравственной личности; г) сознательность и ответственное отношение как к воинскому долгу (воинской обязанности, обязанностям военной службы, должностным и служебным обязанностям), так и к исполнению требований законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, в том числе Общевоинских уставов ВС РФ и воинской дисциплины. При этом содержательно-информационное поле военно-политической подготовки образуют 8 (восемь) наиболее социально значимых вопросов - государственное (военное) строительство и предназначение вооруженных сил по отражению угроз национальной безопасности, отечественная история и традиции армии (флота), военная педагогика и психология, нормы морали и воинской этики, законодательство РФ и нормы международного гуманитарного права. Эти вопросы органично интегрированы с профессионально-должностной подготовкой офицеров и прапорщиков (мичманов), должностной и боевой подготовкой сержантов (старшин), а также боевой подготовкой солдат (матросов)1.

Таким образом, становление военно-политической работы в воинской части (подразделении) как социального института и ее организация в войсковой практике максимально эффективно позволят осуществить мотивацию, профилактику, агитацию и пропаганду. Синергетический и мультипликативный эффект управленческой деятельности в рамках данных направлений способен обеспечить соответствие военно-социальной (формальной и неформальной) организации уровню военно-технической организации, т. е. соответствие профессионально-должностных и квалификацион-но-компетентностных взаимоотношений между военнослужащими уровню поступающей на вооружение в виды и рода войск военной (боевой) и иной техники, а также оружия.

1 См.: Приказ Министра обороны РФ от 22.02.2019 № 95 «Об организации военно-политической подготовки в Вооруженных Сил Российской Федерции / Минобороны России. Официальный сайт, 2019. URL: https://structure.mil.ru/structure/ministry_of_defence/de-tails.htm?id=12375@egOrganization (дата обращения: 06.03.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.