Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ'

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
217
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / НАВЫКИ И УМЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Саблуков А. В.

В статье рассматривается содержание знаний, умений и навыков как элементов управленческой культуры на современном этапе информационно-технологической революции. Подчеркивается, что в современных условиях важнейшей составной частью управленческой культуры становиться коммуникативная культура и работа с большими данными. Даются рекомендации по совершенствованию управленческих знаний, умений и навыков в контексте коммуникативной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Саблуков А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGERIAL CULTURE IN THE INFORMATION SOCIETY

The article considers the content of knowledge, skills and abilities as elements of managerial culture at the present stage of the information and technological revolution. It is emphasized that in modern conditions, the most important component of the management culture is the communicative culture. Recommendations are given for improving managerial knowledge, skills and abilities in the context of a communicative culture.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ»

Научная статья УДК 316.354

DOI 10.52070/2500-347Х_2022_1_846_130

управленческая культура в информационном обществе

А.В.Саблуков

Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия asablukov@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается содержание знаний, умений и навыков как элементов управленческой

культуры на современном этапе информационно-технологической революции. Подчеркивается, что в современных условиях важнейшей составной частью управленческой культуры становиться коммуникативная культура и работа с большими данными. Даются рекомендации по совершенствованию управленческих знаний, умений и навыков в контексте коммуникативной культуры.

Ключевые слова: управленческая культура, коммуникативная культура, управленческие знания, навыки и умения, информационно-технологическая революция

Для цитирования: Саблуков А. В. Управленческая культура в информационном обществе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2022. Вып. 1(846). С. 130-135. DOI 10.52070/2500-347Х_2022_1_846_130

Original article

Managerial Culture in the Information Society

A. V. Sablukov

Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia asablukov@mail.ru

Abstract.

The article considers the content of knowledge, skills and abilities as elements of managerial culture at the present stage of the information and technological revolution. It is emphasized that in modern conditions, the most important component of the management culture is the communicative culture. Recommendations are given for improving managerial knowledge, skills and abilities in the context of a communicative culture.

Keywords: managerial culture, communicative culture, managerial knowledge, skills and abilities, information

and technological revolution

For citation: Sablukov, A. V. (2022). Managerial culture in the information society. Vestnik of Moscow State

Linguistic University. Social Sciences, 1(846), 130-135. 10.52070/2500-347X_2022_1_846_130

коммуникативная культура как важнейший элемент управленческой культуры в современных условиях

Трансформационные изменения, происходящие на всех уровнях общественных отношений в результате современного этапа информационно-технологической революции, не только предъявляют целый ряд новых требований к участникам этих отношений, но и ставят вопрос об их качественном изменении. Это особенно актуально для отношений такого типа, основное содержание которых традиционно составлял процесс обмена информацией. В частности, это касается управленческих отношений. И сегодня, на наш взгляд, стоит вопрос не просто учета в системе управленческих отношений новых информационно-технологических реалий, а по существу качественных изменений всей управленческой культуры.

Напомним, что смена классических управленческих парадигм в значительной степени исходила из необходимости обновления как организационной стороны, так и содержания системы коммуникаций, связывающих управленцев и управляемых. так, если в рамках концепции научного управления, значимость коммуникации была относительно невелика и основное внимание уделялось вертикальным нисходящим потокам информации от руководителя к подчиненным, то школа человеческих отношений ставила во главу угла совершенствование коммуникации на одном организационном уровне. При этом целью коммуникации становится не передача распоряжений и контроль за их исполнением, а удовлетворение потребностей работников в самореализации, вовлечение их в процесс управления. Причем впервые ставится вопрос о необходимости как формальной, так и неформальной составляющей коммуникации. Принципиально новый взгляд на роль коммуникации в управлении представлен в концепции социальных систем. Здесь коммуникация уже рассматривается как связующий элемент всех частей организации. Значительно расширено и представление о целях коммуникации. Ставиться вопрос и о контроле и координации действий участников коммуникации, и об их участии в принятии решений и о взаимодействии с внешней средой.

Дальнейшее развитие теории менеджмента только подтверждало возрастающую роль коммуникации в этом процессе. Это подтверждается и современной управленческой практикой. До 90 % своего рабочего времени менеджеры вынуждены тратить на различные коммуникации. При этом остро стоит вопрос эффективности управленческих коммуникаций. По данным исследований

абсолютное большинство руководителей зарубежных компаний считают решение коммуникативных проблем главным условием повышения эффективности их организаций [Мескон, Альберт, Хедоури, 2019].

В чем же причина низкой эффективности управленческой коммуникации? По мнению многих исследователей, в значительной степени это связано с несоответствием уровня управленческой культуры требованиям и возможностям современного этапа информационно-технологической революции. Многие из них значительную часть своего рабочего времени тратят на рутинные процедуры в ущерб решению актуальных задач.

Так, например, по данным исследований Harvard Business School до 30 % не менее трети своего рабочего времени (или примерно 18 часов) топ-менеджеры зарубежных компаний проводят на встречах, около трех часов посвящают деловым звонкам, пять часов - деловым завтракам, обедам и ужинам. Менеджменту российских компаний на встречи и переговоры приходится тратить гораздо больше времени. В среднем конфиденциальные встречи занимают не менее 50 % их рабочего времени, при том что многие руководители ссылаются на нехватку времени для решения ряда организационных вопросов1.

Другой, не менее актуальной проблемой, по мнению как зарубежных, так и отечественных экспертов, является избыточность, а точнее неконтролируемость количества совещаний. По данным газеты «Wall Street Journal», исполнительные директора тратят на совещания 23 часа в неделю, менеджеры среднего звена - 11 часов2.

Это подтверждает и отечественная статистика: до 30 % времени российские руководители и менеджеры тратят на совещания. И это при том, что в настоящее время есть много удобных программ, позволяющих унифицировать многие коммуникации3.

Перечень проблем, негативно влияющих на эффективность управленческой коммуникации, можно было бы еще продолжать и продолжать, но основной вопрос в данной ситуации связан с тем, что делать. И наиболее очевидный ответ на этот вопрос, это повышать управленческую культуру.

1 Исследователи выяснили, на что тратят время руководители компаний. URL: https://rb.ru/opinion/time-killingvedomosti.ru/ management/articles/2012/02/15/265501-issledovateli-viyasnili-na-chto-tratyat-vremya-rukovoditeli-kompanii

2Хватит болтать: почему компании запрещают совещания. URL:https://www.rbc.ru/own_business/17/01/2018/5a5c76e19a79472 b3d4128b0

^Любопытная статистика: на что менеджеры тратят свое рабочее время. URL: https://rb.ru/opinion/time-killing

Прежде чем пояснить, о чем идет речь, обратимся к самому понятию «управленческая культура».

В настоящее время нет общепринятого подхода к пониманию термина «управленческая культура». В значительной мере это обусловлено тем, что проблема управленческой культуры исследуется представителями широкого спектра наук, в той или иной степени занимающихся проблемами управления. Кроме того, содержание управленческой культуры многообразно и многогранно, так как она содержит в своей структуре элементы культуры общества, профессиональной социальной группы,личности управленца.

Если обратиться непосредственно к литературе, то, например, в словаре по организации социального управления управленческая культура рассматривается как «совокупность знаний, необходимых для реализации функций управления служебной деятельностью, умений грамотного использования положения науки управления при осуществлении организационных мероприятий и навыков выполнения необходимых управленческих операций» [Булыгин, 1999, с. 73].

В учебном пособии «Основы социального управления» под редакцией В. Н. Иванова на первое место в трактовке сущности управленческой культуры ставит ее взаимосвязь с общей культурой. При этом он выделяет в ней такие компоненты, как управленческие знания,навыки и управленческую деятельность [Иванов, 2001].

Перечисление имеющихся подходов к трактовке понятия «управленческая культура» можно было бы продолжать, но так или иначе большинство авторов сходятся во мнении, что при анализе управленческой культуры ее следует рассматривать как единство знаний, навыков и умений в сфере управления.

управленческая культура в условиях цифровизации общества

О каких же знаниях, навыках и умениях в контексте управленческой культуры в информационном обществе может и должна идти речь? Это прежде всего знание и практическое использование в своей деятельности современных информационно-коммуникативных технологий и средств коммуникации. В связи с этим вполне обоснованно говорить о таком компоненте управленческой культуры, как коммуникативная культура.

Остановимся на конкретном примере. Так, с учетом отмеченных выше проблем справедливо поставить вопрос: нужны ли совещания (в традиционном их понимании) в эпоху современных

коммуникативных технологий? Всё большее и большее распространение получает точка зрения, что совещания в традиционной форме -это атавизм эпохи доцифровых коммуникаций. С появлением Интернета и современных коммуникативных технологий совещания стали неоправданной тратой такого важнейшего ресурса современного бизнеса, как время.

Новые специальные онлайн-сервисы и программы предлагают разнообразные возможности с точки зрения замены традиционных совещаний современными формами коммуникации. Так, например, в сети магазинов цифровой техники «Фото-складру» полностью запретили офлайн-совеща-ния и перешли на голосовые и видеосовещания, а также обсуждения в форме онлайн-конференций и чатов на корпоративном портале, сделанном на онлайн-платформе «Битрикс»1.

По мнению многих вполне успешных управленцев, существенно облегчает процесс управления и позволяет более эффективно распределять рабочее время использование проектировщиков задач. Проектировщики задач - это специальные программы, которые помогают спланировать и организовать исполнение необходимых дел.

Сегодня таких программ достаточно. Приведем в качестве примера некоторые из них. Так, одним из наиболее известных является планировщик «TickTick». Это современный инструмент для планирования текущих дел, который позволяет составлять график работ не только для себя, но и для всего коллектива.

Еще одним популярным и получившим высокие оценки пользователей является планировщик «Todoist». Возможности программы действительно широки: с помощью «Todoist» можно создавать списки дел и напоминания, сортировать их по категориям и срокам, отправлять задачи участникам приложения. «Todoist» также может показывать статистику исполненных дел.

Помощь управленцу в решении текущих и планируемых дел может оказать и приложение «Remember The Milk». Это касается и напоминания о необходимости заняться теми или иными задачами и расшифровать их содержание и подсказать время и место решения. В программе также можно составлять списки, отправлять уведомления, используя различные каналы коммуникации. «Remember The Milk» умеет тематически распределять дела, включая давно отложенные

1Хватит болтать: почему компании запрещают совещания. URL:https://www.rbc.ru/own_business/17/01/2018/5a5c76e19a79472 b3d4128b0

и невыполненные, причем проигнорировать эти дела не позволит система смарт-списков.

Пользователи называют планировщик «My Life Organized» (MLO) самым гибким из существующих. И во многом это оправдано: MLO можно использовать как ежедневник, но он может быть использован для решения сложных задач. Планировщик позволяет сложную задачу разделить на подзадачи. На основе составленного перечня и иерархий MLO формирует смарт-лист действий, которые необходимо выполнить сейчас. Очень интересная функция MLO - напоминание по месту. С помощью этой функции происходит отслеживание мест вашего пребывания с последующей отсылкой уведомлений, имеющих к ним отношение.

Свой планировщик задач есть и у компании «Microsoft». «Microsoft To-Do», который не обладает многообразием возможностей, как предыдущие планировщики. Но его несомненное преимущество в простоте использования. Вместе с тем, как и многие, «Microsoft To-Do» позволяет формировать списки дел, задачи и напоминания, смартрекомендации по спискам и датам выполнения. Всё это может быть отправлено исполнителям и партнерам и синхронизируется с другими программами компании Microsoft.

В общей сложности зарубежными и отечественными разработчиками сегодня пользователям предлагается несколько десятков различных вариантов планировщиков задач. Вместе с тем универсального варианта планировщика, подходящего в равной степени любому пользователю безусловно нет. Каждый управленец должен сделать этот выбор сам исходя из особенностей своей организации, решаемых ею задач, специфики персонала, условий в которых организация функционирует, ну и, конечно, личных предпочтений и технической готовности работать с теми или иными программами.

Одним из показателей управленческой культуры в современных условиях является внедрение в организации системы электронного документооборота. Система электронного документооборота (СЭД) - это программное обеспечение для работы в рамках организации с документами в электронном виде на всех стадиях их жизненного цикла: создание, изменение, согласование, подписание, регистрация, хранение, поиск, классификация и т. д.

Кроме того, в СЭД также возможно автоматизировать и такие процессы, как различные формы деловой коммуникации (заседания, собрания, конференции и пр.), а также архивное хранение документов, финансовые процессы, работу с договорами и т. д.

Использование различных программ как инструмента современного менеджмента, безусловно,

не единственный показатель управленческой культуры в условиях цифровизации деловой сферы. При реализации процесса цифровой трансформации жизни и деятельности организации в зависимости от стоящих задач может быть реализован целый комплекс современных информационно-коммуникативных технологий. В качестве примера в этом плане можно было бы привести 1оТ-технологии, применение которых позволит оптимизировать коммуникационные процессы в организации и значительно повысить организационную эффективность за счет более рационального использования различных ресурсов, включая человеческие. Internet of things (IoT, интернет вещей) концепция Сети передачи данных между устройствами для взаимодействия друг с другом или с внешней средой. По данным исследования «IoT Analytics», в 2020 году самый высокий уровень проникновения технологии IoT наблюдался на транспорте, в энергетике, ретей-ле, управлении жизнью города, здравоохранении и промышленности1.

Применение блокчейн-технологий позволит существенно ускорить доступ к актуальной для ведения бизнеса информации, расширить возможности для осуществления платежей и получения финансовых услуг, усовершенствовать работу организации в сфере логистики и операций с материальными и нематериальными активами. Кроме того, блокчейн-технологии могут быть задействованы для привлечения клиентов и заключения с ними договоров, а также разрешения споров. При этом все эти операции становятся абсолютно надежными, безопасными и прозрачными на всех этапах.

Современное управление невозможно без умения работать с большими объемами информации. Значительным потенциалом в этом плане обладают технологии обработки больших данных (BigData). Внедрение в управление технологии «больших данных» позволит не только усовершенствовать сам процесс управления, но и повысит эффективность производственных процессов, так как технологии обработки больших данных дают возможность обеспечить управленческий персонал детальной информацией об эффективности производственных и технологических процессов и аналитикой в режиме реального времени. Отдельно стоит отметить возможности данных технологий по совершенствованию процесса взаимодействия с поставщиками и потребителями. С помощью больших данных бизнес может проводить исследования и разработки, чтобы знать, какие услуги востребованы.

1Основные прогнозы по развитию IoT на 2021 год. URL: https://iot.ru/ promyshlennost/osnovnye-prognozy-interneta-veshchey-na-2021-god

Безусловно, работа с технологиями «Big Data» -это отдельная область знаний и умений, требующая специальной подготовки. Освоение этих знаний, навыков и умений позволит менеджеру не только выйти на новый профессиональный уровень, но и повысит спрос на его услуги на рынке труда.

В рамках исследования, проведенного компанией «MPI Group», респондентами которого являлись руководители 350 крупных предприятий, 76 % опрошенных выразили намерение уже в ближайшее время расширить использование технологии «больших данных»1.

В последнее время широкое распространение в системе коммуникаций в организации получили облачные технологии. Использование облачных технологий значительно облегчает процесс управления и делает его более эффективным. Организация и управление производством с помощью облачного сервиса дает возможность контролировать все этапы и процессы производства, ставить задачи перед сотрудниками и контролировать их выполнение, обеспечить оперативную связь между подразделениями организации, наладить сотрудничество с партнерами, контролировать каждую поставку продукции [Регер, 2018]. К тому же облачные технологии позволяют решить проблему ограниченных возможностей ИТ-отделов и расхождения растущих потребностей бизнеса. Согласно данным опроса журнала «Развитие бизнеса», более 63 % директоров сегодня уже активно используют облачные технологии2.

Цифровизация активно внедряется и в сферу управления человеческими ресурсами. Это еще один важный аспект коммуникативной культуры в контексте управленческой культуры в современных условиях. При этом речь идет не только о знании и владении сервисами HR Digital, а о понимании необходимости новой идеологии организации коммуникационного пространства с использованием возможностей современных информационных технологий. Это, в свою очередь, позволит обеспечить решение целого ряда проблем в сфере управленческой коммуникации. Так, например, 74 % сотрудников считают, что им не хватает информации или они упускают что-то важное в работе. Внедрение новых информационных технологий позволит гарантированно обеспечивать сотрудников всей необходимой для них информации, следовательно повысит эффективность их работы. В значительной степени это вопрос выбора каждой конкретной организации технологий

1 Big Data и блокчейн - прорыв в области анализа данных. URL: https://forklog.com/big-data-i-blokchejn-proryv-v-oblasti-analiza-dannyh

2Развитие бизнеса. URL: http://www.devbusiness. ru/ mkozloff/2014/04/02/ resellers-against-clouds

и каналов коммуникации. В частности, как показывают исследования, перестал быть эффективным способом связи и взаимодействия с персоналом такой традиционный канал коммуникации, как электронные письма. 60,8 % опрошенных сотрудников признались, что время от времени они игнорируют электронные письма.

Сегодня является статистически подтвержденным фактом, что пользование смартфонами занимает значительную часть не только личного, но и рабочего времени. Объем этого времени по мере замены в трудовом процессе поколения X поколениями Y и Z будет возрастать, так как для этих поколений характерен постоянный рост привычки пользоваться различными гаджетами. Поколения Y и Z могут много привнести в организацию много полезных новшеств. Но для этого руководителю нужно адаптировать управленческую культуру к потребностям этих групп. Следует подумать о том, как настроить каналы коммуникации под их привычки, об использовании современных информационно-коммуникативных систем.

Относительно новым, но получившим широкое распространение в последнее время стал формат удаленной работы сотрудников. Это вызвало целый ряд проблем с точки зрения выстраивания коммуникации с ними и для донесения необходимой информации и для контроля за их работой. В связи с этим многим руководителям потребовалось в срочном порядке осваивать и внедрять в систему управления организацией целый ряд новых информационно-коммуникативных технологий. Как свидетельствует опыт чаще всего в этой ситуации руководители с подчиненными и сотрудники между собой общаются в мес-сенджерах типа Telegram, в Skype, Zoom по почте, в соцсетях. Руководитель может вести с сотрудниками личную переписку или создавать рабочие чаты. Безусловно это создает целый ряд проблем в сфере управления. В то же время такая модель имеет и положительные моменты. Так, например, появляется возможность экономить на обслуживании и аренде офиса. Для определенной категории сотрудников такой формат является весьма комфортным, что повышает их трудовую мотивацию.

заключение

Подводя итоги вышеизложенному, можно сделать следующие выводы:

1) в условиях информационного общества коммуникативная культура является важнейшей составной частью управленческой культуры;

2) овладение современными коммуникативными знаниями, навыками и умениями становится

необходимым условием повышения эффективности управления;

3) новые коммуникативные технологии, повышают эффективность управленческих решений во всех сферах жизни и деятельности организаций и могут стать их конкурентным преимуществом;

4) отмечая несомненные преимущества внедрения цифровых технологий в процесс управления,

следует отметить, что их применение требует значительных финансовых затрат организации, а также формирование необходимых знаний, навыков и умений не только у менеджмента организаций, но и у всего персонала;

5) наличие широкого выбора программных продуктов в сфере управления организацией ставит проблему их рационального подбора.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Мескон М. Х., Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента. М. : Диалектика, 2019.

2. Булыгин Ю. Е. Организация социального управления (основные понятия и категории). Словарь-справочник. М. : Контур, 1999.

3. Иванов В. Н. Основы социального управления: учебное пособие. М. : Высшая школа, 2001.

4. Регер Т. В. Автоматизация управлением предприятием на основе современных облачных технологий // Общество. Экономика. Культура: актуальные проблемы, практика решения: сборник научных статей по материалам VIII Международная научно-практическая конференция, Барнаул, 11 апреля 2018 года. Барнаул : Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, 2018. С. 179-183.

REFERENCES

1. Mescon, M. Kh., Albert, M, Hedouri, F. (2019). Fundamentals of management. Moscow: Dialectics.

2. Bulygin, Yu. E. (1999). Organization of social management (basic concepts and categories). Reference dictionary. Moscow: Kontur.

3. Ivanov, V. N. (2001). Fundamentals of Social Management: Textbook. Moscow: Vyshaya shkola.

4. Reger, T. V. (2018). Enterprise management automation based on modern cloud technologies (pp. 179-183). Society. Economy. Culture: topical problems, practice of solution: Collection of scientific articles Materials of the VIII International scientific-practical conference, Barnaul, April 11, 2018. Barnaul: St. Petersburg University of Management Technologies and Economics.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Саблуков Александр Валентинович

доцент, доктор социологических наук, профессор кафедры социологии Института международных отношений и социально-политических наук Московского государственного лингвистического университета

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Sablukov Aleksandr Valentinovich

Doctor of Sociology (Dr. habil), associate professor, professor, Department of Sociology, Institute of International Relations and Social and Political Sciences, Moscow State Linguistic University

Статья поступила в редакцию 02.12.2021 одобрена после рецензирования 03.02.2022 принята к публикации 04.02.2022

The article was submitted 02.12.2021 approved after reviewing 03.02.2022 accepted for publication 04.02.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.