Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ НА ОСНОВЕ ПОВЫШЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ВОПРОСАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ НА ОСНОВЕ ПОВЫШЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ВОПРОСАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ (МУНИЦИПАЛЬНОЕ) УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вакурин Анатолий Николаевич, Бондаренко Елена Валерьевна

Отрасль «Физическая культура и спорт» в настоящее время находится в стадии активного реформирования. Происходит модернизация системы, пересматриваются подходы к организации трудовой и учебно-тренировочной деятельности, а также физкультурно-массовой работе с различными группами населения. Специфика профессиональной деятельности в данной сфере становится все более очевидной и требует наличия у специалистов соответствующих особых профессиональных компетенций. В условиях реформирования особую актуальность имеет подготовка квалифицированных управленческих кадров, обладающих необходимыми знаниями и практическими умениями в области организации и управления деятельностью государственных (муниципальных) и общественных физкультурно-спортивных организаций. Действующие федеральные государственные образовательные стандарты по направлению подготовки (бакалавров, магистров) «Педагогическое образование» предусматривают необходимость формирования у выпускников готовности к решению задач профессиональной деятельности не только педагогического, но и организационно-управленческого типа. Рассмотрены результаты исследований, направленных совершенствование профессиональной подготовки студентов - будущих педагогов по физической культуре и спорту на основе повышения их компетентности в вопросах государственного и муниципального управления. На основе анкетирования государственных (муниципальных) гражданских служащих, осуществляющих управление в области физической культуры и спорта, выявлен перечень профессионально значимых знаний, умений и навыков, необходимых специалисту для эффективного выполнения организационно-управленческих функций в данной сфере с учетом современных социально-экономических условий. Приведены методические рекомендации по формированию у студентов профессионально значимых знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного выполнения функций государственного (муниципального) управления в сфере физической культуры и спорта в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вакурин Анатолий Николаевич, Бондаренко Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE PROFESSIONAL TRAINING OF A SPECIALIST IN PHYSICAL EDUCATION AND SPORT ON THE BASIS OF INCREASING COMPETENCE IN STATE AND MUNICIPAL ADMINISTRATION

The Physical culture and sport branch is currently in the stage of active reforming. The system is being modernized. Approaches to the organization of labor and educational-training activities, as well as physical-mass work with various population groups are being revised. The specifics of professional activity in this area is becoming more and more obvious and requires specialists to have appropriate special professional competencies. In the context of reforming, the training of qualified management personnel with the necessary knowledge and practical skills in organizing and managing the activities of state (municipal) and public physical and sport organizations is particularly relevant. The current federal state educational standards in the direction of (bachelors, masters) «pedagogical education» consider the need to form graduates’ readiness to solve problems of professional activity not only of pedagogical, but also of organizational and managerial type. The article gives the results of studies aimed at improving the professional education of students, that are future teachers in physical culture and sports on the basis of increasing their competence in matters of state and municipal administration. Based on a questionnaire survey of state (municipal) civil employees in charge of management in the field of physical culture and sports, there was made a list of professionally significant knowledge, skills and abilities necessary for a specialist to effectively perform organizational and managerial functions in this area, taking into account modern socio-economic conditions. The article represents methodological recommendations for the formation of professionally significant knowledge, skills and abilities necessary for the effective fulfillment of the state (municipal) management functions in the field of physical culture and sports under modern conditions.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ НА ОСНОВЕ ПОВЫШЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ВОПРОСАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

УДК 378. 14. 015. 62

DOI 10. 23951/2307-6127-2021-5-112-119

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ НА ОСНОВЕ ПОВЫШЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ВОПРОСАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

А. Н. Вакурин, Е. В. Бондаренко

Томский государственный педагогический университет, Томск

Отрасль «Физическая культура и спорт» в настоящее время находится в стадии активного реформирования. Происходит модернизация системы, пересматриваются подходы к организации трудовой и учебно-тренировочной деятельности, а также физкультурно-массовой работе с различными группами населения. Специфика профессиональной деятельности в данной сфере становится все более очевидной и требует наличия у специалистов соответствующих особых профессиональных компетенций. В условиях реформирования особую актуальность имеет подготовка квалифицированных управленческих кадров, обладающих необходимыми знаниями и практическими умениями в области организации и управления деятельностью государственных (муниципальных) и общественных физкультурно-спортивных организаций.

Действующие федеральные государственные образовательные стандарты по направлению подготовки (бакалавров, магистров) «Педагогическое образование» предусматривают необходимость формирования у выпускников готовности к решению задач профессиональной деятельности не только педагогического, но и организационно-управленческого типа.

Рассмотрены результаты исследований, направленных совершенствование профессиональной подготовки студентов - будущих педагогов по физической культуре и спорту на основе повышения их компетентности в вопросах государственного и муниципального управления.

На основе анкетирования государственных (муниципальных) гражданских служащих, осуществляющих управление в области физической культуры и спорта, выявлен перечень профессионально значимых знаний, умений и навыков, необходимых специалисту для эффективного выполнения организационно-управленческих функций в данной сфере с учетом современных социально-экономических условий.

Приведены методические рекомендации по формированию у студентов профессионально значимых знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного выполнения функций государственного (муниципального) управления в сфере физической культуры и спорта в современных условиях.

Ключевые слова: профессиональное образование в сфере физической культуры и спорта, организационно-управленческая деятельность, государственное (муниципальное) управление в сфере физической культуры и спорта.

В настоящее время проблема подготовки кадров в сфере физической культуры и спорта, обладающих необходимыми организационно-управленческими компетенциями, позволяющими эффективно выполнять функции государственного (муниципального) служащего в данной сфере деятельности, является весьма актуальной.

Вопросам совершенствования профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту как будущих управленческих кадров посвящены многочисленные

научные исследования (И. О. Котлярова, 2009; В. А. Леднев, 2015; А. Ю. Середа, 2011; С. Г. Сериков, Г. Н. Сериков, 2015; С. А. Хазова, 2010; А. И. Шамардин, 2013; В. С. Шерин, 2011; Е. А. Широбакина, Н. В. Стеценко, Т. В. Хованская, И. В. Абдрахманова, 2015 и др.).

Сегодня наблюдаются значительные преобразования в системе подготовки спортивного резерва, в системе физического воспитания обучающихся различных образовательных организаций - отрасль находится в активной фазе модернизации и реформирования.

Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 г., утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 3081-р, среди приоритетных выделяет задачи по совершенствованию государственного управления сферой, подходов к управлению спортивной инфраструктурой, процесса сбора, анализа и управления данными, созданию эффективной системы управления стратегическим развитием сферы, повышению эффективности расходования бюджетных средств, увеличению эффективности и скорости принятия управленческих решений с использованием цифровых технологий [1].

Успешность управленческой деятельности в сфере физической культуры и спорта теснейшим образом связана с наличием профессиональной компетентности менеджеров. Поэтому ее изучение и формирование являются одним из важнейших организационно-педагогических факторов развития управленческих отношений в условиях реформирования отрасли «Физическая культура и спорт» [2].

Федеральный проект «Спорт - норма жизни», реализуемый в целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [3], устанавливает новые, более высокие целевые ориентиры развития отрасли и, соответственно, предъявляет более высокие требования к профессиональной квалификации лиц, осуществляющих управление реализацией указанного проекта.

А. И. Шамардин [4] подчеркивает, что квалификация менеджеров в спорте - наиболее важный фактор в сложном процессе реформирования физкультурно-спортивного движения в нашей стране.

Несомненным плюсом в работе государственных (муниципальных) служащих является наличие профильного образования с квалификацией «менеджер в спорте». Однако, как отмечает В. А. Леднев [5], вузов, которые давно, регулярно и успешно готовят спортивных менеджеров в России, очень немного. Их общее количество сегодня едва превышает один десяток. Проведенный им анализ выявил около 10 профильных направлений в подготовке бакалавров и магистров, наиболее распространенными из которых являются «менеджмент спортивной индустрии» и «спортивный менеджмент».

Однако действующие в настоящее время во многих регионах Российской Федерации, и в частности в Томской области, организации высшего образования, осуществляющие подготовку специалистов в сфере физической культуры и спорта, не реализуют вышеуказанных профилей.

Таким образом, существует потребность формирования необходимых организационно-управленческих компетенций у студентов в рамках реализуемых профильных направлений подготовки, в частности в рамках подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование».

В современных условиях в рамках профессионального физкультурного образования, и в частности профессиональной педагогической подготовки, формирование у педагогов управленческих компетенций является целесообразным и объективно необходимым [6, 7].

Профессиональные компетенции, связанные с организационно-управленческой деятельностью, должны логично и гармонично дополнять модель профессиональной компетентности современного педагога по физической культуре и спорту [8-10].

В целях совершенствования профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту на основе повышения компетентности в вопросах государственного (муниципального) управления в сфере физической культуры и спорта проведено анкетирование государственных (муниципальных) гражданских служащих Томской области и Новосибирской области, осуществляющих управление в сфере физической культуры и спорта. В анкетировании приняло участие 53 человека, имеющих стаж государственной (муниципальной) гражданской службы в сфере физической культуры и спорта не менее 5 лет.

Разработанная анкета содержала два раздела - перечень знаний и перечень умений, профессионально значимых для специалистов органов государственного (муниципального) управления в сфере физической культуры и спорта.

Респондентам предлагалось выбрать из предлагаемых перечней три варианта, которые, на их взгляд, являются наиболее значимыми для эффективного выполнения указанных организационно-управленческих функций.

Результаты анкетирования показывают, что первым разделом профессионального знания по значимости процентного вклада (79 %) респонденты выделили знание федерального законодательства в сфере физической культуры и спорта (рисунок).

Рисунок. Распределение по значимости профессиональных знаний, необходимых для эффективного выполнения функций государственных гражданских (муниципальных) служащих, осуществляющих управление

в сфере физической культуры и спорта

В устных комментариях респонденты подчеркивают особую значимость указанных нормативных правовых актов в части распределения полномочий между муниципальными образованиями, регионом и федеральным центром, а также в части установления расходных обязательств разных уровней власти.

Вторым разделом профессионально значимых знаний опрошенные выделили знания особенностей бюджетного финансирования в сфере физической культуры и спорта - 58 %.

Респонденты подчеркивают, что в рамках данного раздела особое значение имеют знания в части формирования и реализации государственных (муниципальных) заданий подведомственными государственными (муниципальными) физкультурно-спортивными организациями и организациями дополнительного образования детей физкультурно-спортив-ной направленности.

Кроме этого, в рамках вопросов бюджетного финансирования имеют значение знания основ осуществления закупок на нужды физкультурно-спортивных организаций.

Следующими по значимости процентного вклада (54 %) являются знания нормативных правовых актов региональных и муниципальных органов управления в сфере физической культуры и спорта.

Указывая на данный вариант ответов, респонденты уточняли, что имеют в виду прежде всего нормативные правовые акты, регламентирующие формирование календарных планов, а также организацию и проведение официальных физкультурных и спортивных мероприятий, включая нормативные документы, устанавливающие предельные объемы бюджетного финансирования при организации и проведении таких мероприятий. Кроме этого, представляют особый интерес нормативные правовые акты, регламентирующие формирование и обеспечение спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации и муниципалитетов.

Муниципальные служащие выделяют отдельные нормативно-правовые акты Томской области, на основании которых муниципальным образованиям ежегодно предоставляются субсидии на решение различных задач в сфере массового спорта и подготовки спортивного резерва.

Указали на значимость знаний нормативных правовых актов, регламентирующих организацию государственной (муниципальной) гражданской службы, 46 % респондентов.

Отметили значимость знания системы оплаты труда в государственных (муниципальных) физкультурно-спортивных организациях 25 % опрошенных.

Следует заметить, что данная сфера профессионального знания достаточно специфична и на нее указали специалисты, непосредственно курирующие данное направление.

Также отдельные респонденты (21 %) указали на значимость знания нормативных правовых актов, регламентирующих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и содержание спортивных сооружений.

Специалисты подчеркивают, что несмотря на специфичность вопросов строительства, при решении строительных задач в спортивной сфере практически на всех этапах реализации таких проектов к их осуществлению привлекаются органы управления в сфере физической культуры и спорта в качестве консультантов. При этом подчеркивается значимость знания документов, регламентирующих софинансирование строительства спортивных объектов за счет бюджетов разных уровней.

Следующими со значимостью процентного вклада 13 % следуют знания нормирования труда в государственных (муниципальных) физкультурно-спортивных организациях. Данный вариант также является узкоспециализированным, и на него указали специалисты, курирующие данные вопросы в рамках своих должностных регламентов.

При анкетировании выбрали вариант «другое» 4 % респондентов, указав, что особое значение в государственной (муниципальной) гражданской службе имеют знания делопроизводства и документооборота.

Отвечая на второй раздел анкеты «Профессионально значимые умения», респонденты указали, что наиболее значимыми профессиональными качествами специалиста органов государственного (муниципального) управления в сфере физической культуры и спорта яв-

ляются проектировочные умения, находящие свое отражение при разработке многочисленных документов стратегического планирования. На значимость проектировочных умений указали 100 % опрошенных.

Отметили значимость гностических (познавательных) умений 75 % опрошенных. Выбирая данный вариант ответа, респонденты подчеркивали, что в настоящее время отрасль «Физическая культура и спорт» переживает активный этап реформирования и модернизации. Данные процессы обуславливают постоянное обновление (изменение) нормативно-правовой и организационно-методической базы. Таким образом, без умения искать и осваивать новую информацию эффективное выполнение трудовых функций в органах государственного (муниципального) управления в сфере физической культуры и спорта в настоящее время не представляется возможным.

Следующими, со значимостью процентного вклада 54 %, указаны организаторские и коммуникативные умения.

На значимость данных умений указали прежде всего служащие, относящиеся к категории руководителей.

Последними по значимости процентного вклада (17 %) отмечены конструктивные умения. Вместе с тем респонденты, указавшие на данный вариант ответа, отметили, что конструктивные способности проявляются при разработке целевых программ различной направленности. При этом программно-целевой подход к управлению отраслью в настоящее время считается одним из самых эффективных и применяется на всех уровнях управления (федеральном, региональном и местном).

Безусловно, в зависимости от уровня субъекта управления в большей степени будет варьироваться значимость различных разделов знаний и умений. Если на федеральном уровне в приоритете будут навыки стратегического планирования, то на муниципальном уровне будут важны навыки внедрения и реализации федеральных программ, законодательных актов с учетом местных особенностей. Сегодня мы часто сталкиваемся с проблемой правового вакуума, рассогласования действия актов федерального уровня как между собой, так и с актами муниципального уровня. Поэтому все большее значение имеет способность людей, работающих в данной сфере, эффективно решать вопросы правового, программно-нормативного обеспечения, организационного и ресурсного обеспечения.

На основании вышеизложенного в целях повышения эффективности профессиональной подготовки педагогов по физической культуре и спорту рекомендуется:

1. В рамках лекционных занятий уделить особое внимание следующим разделам профессионального знания:

- знание федерального законодательства в сфере физической культуры и спорта, в частности вопросам, касающимся распределения полномочий между муниципальными образованиями, регионом и федеральным центром, а также в части установления расходных обязательств разных уровней власти;

- знание особенностей бюджетного финансирования в сфере физической культуры и спорта, а именно в части формирования и реализации государственных (муниципальных) заданий подведомственными государственными (муниципальными) физкультурно-спор-тивными организациями и организациями дополнительного образования детей физкуль-турно-спортивной направленности, а также знание в части вопросов бюджетного финансирования закупок для нужд физкультурно-спортивных организаций;

- знания нормативных правовых актов региональных и муниципальных органов управления в сфере физической культуры и спорта, регламентирующих формирование календарных планов официальных спортивных соревнований, организацию и проведение офици-

альных физкультурных и спортивных соревнований, включая нормативные документы, устанавливающие предельные объемы бюджетного финансирования при организации и проведении официальных физкультурных и спортивных мероприятий. Кроме этого, представляют особый интерес нормативные правовые акты, регламентирующие формирование и обеспечение спортивных сборных команд.

2. В рамках практических занятий рекомендуется уделять особое внимание формированию:

- проектировочных умений, находящих свое отражение при разработке документов стратегического планирования;

- гностических (познавательных) умений;

- организаторских и коммуникативных умений.

Список литературы

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 3081-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 07.12.2020. № 49. Ст. 7958.

2. Середа А. Ю. Формирование ключевых компетентностей у спортивного менеджера в условиях социально-экономической трансформации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2011. 26 с.

3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 14.05.2018. № 20. Ст. 2817.

4. Шамардин А. И., Фискалов В. Д., Зубарев Ю. А., Черкашин В. П. Организационные аспекты управления физкультурно-спортивным движением: учебное пособие / под общ. ред. В. П. Фискалова. М.: Советский спорт, 2013. 464 с.

5. Леднев В. А. Спортивный менеджер: образование, компетенции и результаты деятельности // Спорт Бизнес Консалтинг. 2015. № 20. URL: https://www.s-bc.ru/news/%D0%A1portivnyj-menedzher-obrazovanie-kompetencii-i-rezul-taty-deyatel-nosti.html (дата обращения: 26.04.2021).

6. Котлярова И. О. Создание условий развития профессиональной педагогической квалификации как управленческая компетенция // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. Серия: Образование. Педагогические науки. 2009. № 1 (134). С. 53-65.

7. Сериков С. Г., Сериков Г. Н. О целесообразности включения управленческих компетенций в содержание профессионального физкультурного образования // Теория и практика физической культуры. 2015. № 5. С. 32.

8. Хазова С. А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту. М.: Академия естествознания, 2010. 91 с.

9. Шерин В. С. Модель формирования компетентности управленческой деятельности специалиста по физической культуре и спорту // Вестник Томского гос. ун-та. 2011. № 347. С. 147-150.

10. Широбакина Е. А., Стеценко Н. В., Хованская Т. В., Абдрахманова И. В. Решение задач линейного программирования как способ формирования управленческих и экономических знаний у специалистов спортивного менеджмента // Теория и практика физической культуры. 2015. № 12. С. 19.

Вакурин Анатолий Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: vakurin@yandex.ru

Бондаренко Елена Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: mev.io@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 18.05.2021

DOI 10. 23951/2307-6127-2021-5-112-119

IMPROVING THE PROFESSIONAL TRAINING OF A SPECIALIST IN PHYSICAL EDUCATION AND SPORT ON THE BASIS OF INCREASING COMPETENCE IN STATE AND MUNICIPAL ADMINISTRATION

A. N. Vakurin, E. V Bondarenko

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

The Physical culture and sport branch is currently in the stage of active reforming. The system is being modernized. Approaches to the organization of labor and educational-training activities, as well as physical-mass work with various population groups are being revised. The specifics of professional activity in this area is becoming more and more obvious and requires specialists to have appropriate special professional competencies. In the context of reforming, the training of qualified management personnel with the necessary knowledge and practical skills in organizing and managing the activities of state (municipal) and public physical and sport organizations is particularly relevant.

The current federal state educational standards in the direction of (bachelors, masters) «pedagogical education» consider the need to form graduates' readiness to solve problems of professional activity not only of pedagogical, but also of organizational and managerial type.

The article gives the results of studies aimed at improving the professional education of students, that are future teachers in physical culture and sports on the basis of increasing their competence in matters of state and municipal administration.

Based on a questionnaire survey of state (municipal) civil employees in charge of management in the field of physical culture and sports, there was made a list of professionally significant knowledge, skills and abilities necessary for a specialist to effectively perform organizational and managerial functions in this area, taking into account modern socio-economic conditions.

The article represents methodological recommendations for the formation of professionally significant knowledge, skills and abilities necessary for the effective fulfillment of the state (municipal) management functions in the field of physical culture and sports under modern conditions.

Keywords: professional education in the field of physical culture and sports, organizational and managerial activity, state (municipal) management in the field of physical culture and sports.

References

1. Rasporyazheniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 24 noyabrya 2020 g. № 3081-r «Ob utverzhdenii Strategii razvitiya fizicheskoy kul'tury i sporta v Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda» [On the approval of the Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2030]. Sobra-niye zakonodatel 'stva Rossiyskoy Federatsii [Collection of legislation of the Russian Federation]. 07.12.2020. № 49. article 7958 (in Russian).

2. Sereda A. Y. Formirovaniye klyuchevykh kompetentnostey u sportivnogo menedzhera v usloviyakh sotsial'no-eko-nomicheskoy transformatsii. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Formation of key competencies in a sports manager in conditions of socio-economic transformation. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Saint-Petersburg, 2011. 26 p. (inRussian).

3. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 7 maya 2018 g. № 204 «O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh za-dachakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda» [On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024]. Sobraniye zakonodatel'stva Rossiyskoy Fe-deracii [Collection of legislation of the Russian Federation]. 14 May 2018, no. 20, article 2817 (in Russian).

4. Shamardin A. I., Fiskalov V. D., Zubarev Y. A., Cherkashin V P. Organizatsionnye aspekty upravleniyafizkul turno-sportivnym dvizheniyem: uchebnoye posobiye. Pod obshchey redaktsiyey V P. Fiskalova [Organizational aspects of

physical culture and sports movement management: training manual. Ed. V. P. Fiskalov]. Moscow, Sovetskiy sport Publ., 2013. 464 p. (in Russian).

5. Lednev V A. Sportivnyy menedzher: obrazovaniye, kompetentsii i rezul'taty deyatel'nosti [Sports manager: education, competencies and results activities]. SportBiznesKonsalting, 2015, no. 20 (in Russian). URL: https://www.s-bc. ru/news/%D0%A1portivnyj-menedzher-obrazovanie-kompetencii-i-rezul-taty-deyatel-nosti.html (accessed 26 April 2021).

6. Kotlyarova I. O. Sozdaniye usloviy razvitiya professional'noy pedagogicheskoy kvalifikatsii kak upravlencheskaya kompetentsiya [Creation of conditions for the development of professional pedagogical qualification as management competence]. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovaniye. Pedagogicheskiye nauki - Bulletin of the South Ural State University. Series: Education.Educational Sciences, 2009, no. 1 (134), pp. 53-65 (in Russian).

7. Serikov S. G., Serikov G. N. O tselesoobraznosti vklyucheniya upravlencheskikh kompetentsiy v soderzhanii professional'nogo fizkul'turnogo obrazovaniya [Reasons to include managerial competences in professional physical culture education]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury - Theory and Practice of Physical Culture, 2015, no. 5, pp. 32 (in Russian).

8. Khazova S. A. Kompetentnost'konkurentosposobnogo spetsialistapofizicheskoy kul'ture i sportu [Competence of a competitive specialist in physical culture and sports]. Moscow, Akademiya estestvoznaniya Publ., 2010. 91 p. (in Russian).

9. Sherin V S. Model' formirovaniya kompetentnosti upravlencheskoy deyatel'nosti spetsialista po fizicheskoy kul'ture i sportu [The model of the formation of the competence of the managerial activity of a specialist in physical culture and sports]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2011, no. 347, pp. 147-150 (in Russian).

10. Shirobakina E. A., Stetsenko N. V, Khovanskaya T. V, Abdrakhmanova I. V. Resheniye zadach lineynogo program-mirovaniya kak sposob formirovaniya upravlencheskikh i ekonomicheskikh znaniy u spetsialistov sportivnogo menedzhmenta [Solution of linear programming problems as method of formation of administrative and economic knowledge of sports managers]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury - Theory and Practice of Physical Culture, 2015, no. 12, pp. 19 (in Russian).

Vakurin A. N., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Tomsk State Pedagogical

University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061).

E-mail: vakurin@yandex.ru

Bondarenko E. V., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Tomsk State

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061).

E-mail: mev.io@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.