Научная статья на тему 'The usage of modern psychotechnologies in the activity of healthcare administrative personnel of the Republic of Tatarstan'

The usage of modern psychotechnologies in the activity of healthcare administrative personnel of the Republic of Tatarstan Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
128
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психотехнологии / управленческие кадры / здравоохранение / стили поведения в конфликте / управленческая компетентность / psychotechnologies / administrative personnel / healthcare / behavioral styles in a conflict / managerial competence

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гильманов Анас Анварович, Рябова Татьяна Владимировна, Марапов Дамир Ильдарович

Представлена образовательная программа «Современные психотехнологии для управленческих кадров в здравоохранении», направленная на совершенствование психологических знаний и умений руководителя. Психотехнологии позволяют развивать навыки формирования команды, коммуникативную и управленческую компетентность, овладевать различными стилями поведения в конфликте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гильманов Анас Анварович, Рябова Татьяна Владимировна, Марапов Дамир Ильдарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Presented was an educational program Modern psychotechnologies for administrative staff in healthcare, aimed at improving psychological knowledge and skills of the chief administrator. Psychotechnologies make it possible to develop skills in teambuilding, communicative and managerial competence, to master different styles of behavior in a conflict.

Текст научной работы на тему «The usage of modern psychotechnologies in the activity of healthcare administrative personnel of the Republic of Tatarstan»

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

УДК 614.253.6: 159.9 (470.41)

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПСИХОТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ

ТАТАРСТАН

Анас Анварович Гильманов, Татьяна Владимировна Рябова, Дамир Ильдарович Марапов * Казанский государственный медицинский университет

Реферат

Представлена образовательная программа «Современные психотехнологии для управленческих кадров в здравоохранении», направленная на совершенствование психологических знаний и умений руководителя. Психотехнологии позволяют развивать навыки формирования команды, коммуникативную и управленческую компетентность, овладевать различными стилями поведения в конфликте.

Ключевые слова: психотехнологии, управленческие кадры, здравоохранение, стили поведения в конфликте, управленческая компетентность.

THE USAGE OF MODERN PSYCHOTECHNOLOGIES IN THE ACTIVITY OF HEALTHCARE ADMINISTRATIVE PERSONNEL OF THE REPUBLIC

OF TATARSTAN

A.A. Gilmanov, T.V. Ryabova, D.I. Marapov* Kazan State Medical University

Summary

Presented was an educational program "Modern psychotechnologies for administrative staff in healthcare", aimed at improving psychological knowledge and skills of the chief administrator. Psychotechnologies make it possible to develop skills in teambuilding, communicative and managerial competence, to master different styles of behavior in a conflict.

Key words: psychotechnologies, administrative personnel, healthcare, behavioral styles in a conflict, managerial competence.

В настоящее время в рамках проекта «Концепция развития здравоохранения до 2020 года» осуществляется совершенствование подготовки управленческих кадров в здравоохранении, основанной на современных принципах управления качеством и стандартизации, многопрофильных профессиональных знаниях (юридических, экономических, психологических и др.) и навыках управления кадрами [2]. В сфере здравоохранения Республики Татарстан идет активное преобразование деятельности управленческого аппарата. На базе государственных образовательных учреждений Казанского государственного медицинского университета ( КГМУ) и Казанской государственной медицинской академии ( КГМА) руководители различных уровней (руководители учреждений здравоохранения, их заместители, лица, включенные в резерв на замещение руководящих должностей) проходят обучение на циклах профессиональной переподготовки по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье». В рамках данных циклов разрабатываются стандарты подготовки организаторов здравоохранения различного уровня для перехода к управлению в новых условиях.

При подготовке руководителей медицинских и фармацевтических учреждений чаще всего используется западноевропейская модель, согласно которой управление как вид деятельности рас-

* Автор для переписки: damirov@list.ru 264

сматривается в качестве второй профессии, дополняющей медицинское образование. Анализ профессиональной деятельности данных специалистов свидетельствует о большом удельном весе в их работе психологических составляющих, требующих применения различных психотехнологий. В контексте данной работы под термином «психотехнология» следует понимать воплощение в жизнь идей эффективного управления в сфере здравоохранения, включающее теоретические блоки и тренинги практических навыков.

С целью совершенствования подготовки управленческих кадров преподавателями кафедры медицинской и общей психологии КГМУ была разработана образовательная программа «Современные психотехнологии для управленческих кадров в здравоохранении». Задачами преподавания дисциплины является получение теоретических знаний и практических навыков в виде системы основных психологических понятий по следующим модулям:

1. Коммуникативная компетентность современного руководителя, совершенствование навыков профессиональной коммуникации.

2. Личная эффективность руководителя, лидерство, личностный рост и управление своим развитием.

3. Психология управления. Основные концепции управления людьми в организации. Повышение мотивации медицинских работников. Управление организацией: создание корпора-

тивной культуры, работа в команде и др.

4. Психология принятия решения медицинскими работниками. Психологические проблемы принятия решения. Особенности управленческих решений.

5. Психология публичного выступления. Психология ведения переговоров.

6. Конфликтология.

7. Управление работоспособностью и эмоциональным состоянием. Приемы планирования и управления временем.

У руководителей здравоохранения имеются определенный практический психологический опыт, индивидуальный стиль управленческой деятельности. Поэтому при изложении материала мы старались связать теоретический материал с имеющимся собственным опытом управленческих кадров. Кроме теоретических блоков и отработки практических, в режиме тренингов в программу входил психологический диагностический инструментарий. Проводились тесты и опросы, по результатам которых давались индивидуальные и групповые психологические рекомендации по тем или иным вопросам изучаемых тем. В процессе проведения программы руководители здравоохранения совместно обсуждали проблемы, существующие в их деятельности.

Рассмотрим некоторые из них. При опросе руководителей здравоохранения, обучающихся на цикле профессиональной переподготовки по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» в КГМУ, 95% из них отметили, что в настоящее время особенно важна коммуникативная компетентность современного врача, т. е. умение строить эффективные отношения с широким кругом лиц — с вышестоящими руководителями, представителями проверяющих организаций (Роспотребнадзор, Росздравнадзор и др.), страховых компаний, коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, юристами, пациентами и их родственниками. Таким образом, развитие коммуникативной компетентности, совершенствование навыков профессиональной коммуникации (модуль 1) руководителей являются приоритетным направлением данной образовательной программы.

Динамичная трансформация медицины, применение новых систем стандартизации, протоколов и аудита могут иметь непредсказуемые последствия. Существует опасность выработки врачами новых стратегий поведения, ориентированных на проверяющих лиц, т.е. не всегда соответствующих профессиональному долгу [4]. Пусковым психофизиологическим механизмом действия людей чаще всего является рефлекс «следования за лидером». Именно поэтому под модулем 2 рассматриваются личная эффективность руководителя, личностный рост и управление своим развитием лидера как примера для подчиненных.

В проекте «Концепция развития здравоохранения до 2020 года» в разделе 4.2.5. «Осуществление единой кадровой политики» дается

определение механизма регулирования для мотивированного труда медицинского персонала. Таким механизмом должно стать «создание системы профессионального самоуправления и корпоративной ответственности в коллективе каждого лечебно-профилактического учрежде-ния»—в соответствии с этим создавался модуль 3. Корпоративная ответственность включена в понятие новой корпоративной культуры (НКК), которая определяет поведение и сознание врача в различных ситуациях. На современном этапе развития здравоохранения особенно актуально формирование у руководителей навыков формирования штата и работы в команде. Главным отличием команды от традиционных рабочих групп является наличие синергического эффекта (синергический — работающий вместе, обеспечивающий совместный эффект, больший, чем индивидуальный). Нередко изменения, происходящие в организации, встречают сопротивление людей. Еще А. Лайкен заметил, что «люди обычно тратят свою жизнь на то, чтобы свести к минимуму потери, а не на то, чтобы привести к максимуму приобретения» .

Субъективная корпоративная культура (СКК) связана с ценностями, ожиданиями работников. Объективная корпоративная культура (ОКК) связана с предметами материальной культуры: это одежда людей, особенности интерьера здания, атрибуты производственной эстетики, средства обеспечения комфорта в работе и во время отдыха. В последнее время многие из составляющих понятия корпоративной культуры стремительно меняются. Так, Ю.М. Комаров пишет: «Рыночники от медицины постарались перевести достаточно ясные устойчивые понятия в здравоохранении на рыночную терминологию. Медицинская помощь превратилась в набор медицинских услуг, потребность населения в различных видах медицинской помощи — в спрос на медицинские услуги, удовлетворение этой потребности — в потребление медицинских услуг, медицинское учреждение — в производителя медицинских услуг, пациент — в потребителя медицинских услуг, а врач — в поставщика медицинских услуг и т. д.» [1]. Несмотря на внешние перемены в обществе, врачи не всегда открыты новому опыту, современным технологиям, новым аспектам общения с пациентами, не успевают внутренне перестроиться, изменить привычный образ мышления и действий, что влечет за собой эмоциональную отстраненность специалистов [6]. На полках книжных магазинах появляются книги с такими названиями, как «Настольная книга пациента, или как защитить свои права при обращении за медицинской помощью» [4], в которых содержатся примеры договоров, жалоб, исковых заявлений и пр. Для врачей настольной книгой подчас становится «Конфликтология» из-за возрастающего числа конфликтов с пациентами, их родственниками, руководителями, коллегами и т. д. У них нарастает страх лишиться работы, оказаться неконкурентоспособным

на рынке труда, возникают внутренние конфликты. Модуль 6 «Конфликтология» позволяет руководителям здравоохранения предупредить развитие конфликтов или успешно способствовать разрешению существующих конфликтов.

В процессе проведения программы нами были изучены некоторые психологические характеристики руководителей здравоохранения. М. Вудкок и Д. Фрэнсис (1994), знакомясь с личностными характеристикиамии эффективных менеджеров, выделили 11 факторов, необходимых для успешного руководящего работника: способность управлять собой, наличие и осознание значимых ценностей, четких жизненных целей, постоянное саморазвитие, навыки решения проблем, творческий подход к работе, умение влиять на окружающих, понимание особенностей управленческого труда, способность руководить и обучать, умение наладить работу в команде. Нами был проведен тест управленческих компетенций, позволяющий определить перечисленные выше факторы. Выборку составили 20 человек — главных врачей и заместителей главных врачей, обучающихся на курсах профессиональной переподготовки КГМУ. Наиболее развитыми (по 7 баллов из 10 возможных) у руководителей здравоохранения оказались следующие навыки: наличие и осознание значимых личных ценностей, саморазвитие, умение влиять на окружающих. Наименее развитыми (по 5 баллов) были способность управлять собой и творческий подход к работе. Кроме управленческого теста, был проведен тест стилей поведения в конфликтной ситуации К. Томаса [5]. Данный тест позволяет определить следующие стили: конкуренция / соперничество, компромисс, сотрудничество, избегание, приспособление. Оказалось, что руководители здравоохранения чаще (р<0,01) по сравнению с директорами школ (ранее проходившими данный тест) прибегают к стратегии компромисса, т.е. учитывают интересы как собственные, так и другого, используют стратегию соревнования или конкуренции, т.е. стремятся добиться удовлетворения собственных интересов в ущерб другому (средние значения 6 и 2 балла соответственно).

Были выявлены взаимосвязи показателей управленческого теста и стилей поведения в конфликте. В результате анализа матрицы корреляции показателей, полученных в результате опроса руководителей здравоохранения, были

сделаны следующие выводы. Стратегия поведения в конфликте «соперничество» взаимосвязана с такими управленческими факторами, как «наличие ценностей» (0,683 при p<0,05) и «способность руководить» (-0,618 при p<0,05). Иными словами, чем выше показатель «наличие и сознание личных значимых ценностей», тем сильнее склонность к соперничеству, чем выше «способность руководить», тем реже руководитель предрасположен к конкуренции. Управленческие способности «обучать других» и «умение наладить групповую работу» взаимосвязаны со стилем поведения «сотрудничество» (-0,402 и -0,599 при p<0,05). У руководителей здравоохранения обнаружена обратная взаимосвязь между показателями использования стиля «компромисс» и показателями «способность управлять собой», «наличие четких личных целей», «саморазвитие». Стиль поведения в конфликте «избегание» положительно взаимосвязан с показателями «навыки решения проблем» и «умение влиять на окружающих». Вместе с тем чем выше «способность руководить», тем лучше стиль «избегание конфликта».

Таким образом, образовательная программа «Современные психотехнологии для управленческих кадров в здравоохранении» может применяться на циклах профессиональной переподготовки по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье».

ЛИТЕРАТУРА

1. Комаров Ю.М. Что оказывают медицинские учреждения: медицинскую помощь или медицинские услуги? // Здравоохранение. — 2009. — №5. — С. 157-163.

1. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года [электронный ресурс]. — http//www.zdravo2020.ru.

2. Куркова Д.Ю. Настольная книга пациента, или как защитить свои права при обращении за медицинской помощью. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. — 352 с.

3. Мухарямова Л.М., Мингазова Д.Р. Общество аудита и регулирование медицинской профессии // Казанский мед. ж. — 2009. — Т. 90. — №6. — С. 882-887.

4. Психологические портреты персонала: типология и диагностика / Под ред. Ю.П. Платонова. — СПб: Речь, 2003. — 416 с.

5. Ong L.M., De Haes J.C., Hoos A.M., Lammes F.B. Doctor-patient commu-nication: a review of the literature // Soc. Sci. Med. — 1995. — Vol. 40(7). — Р. 903-918.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.