1. Акатова, Н.С. Социально-психологические особенности профессионального становления сотрудников в организации / Н.С. Акатова, С.А. Бобинкин // Годичные научные чтения филиала РГСУ в г. Клину. -2014. - № 2 (12). - С. 44-55.
2. Гребенюк, Е.И. Технические средства информатизации / Е.И. Гребенюк, Н.А. Гребенюк. - М. : Академия, 2014. - 352 с.
3. Матвеева, С.В. Контроль качества как инновационная культура профессионального образования / С.В. Матвеева // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2008. - № 4. - С. 26-30.
4. Михеева, Е.В. Информационные технологии / Е.В. Михеева. - М. : Академия, 2008. - 174 с.
УДК 378.11
Ю.И. Щербаков, И.В. Коротков, г. Москва
Управленческая деятельность в современных образовательных
организациях
В статье приведен обзор методов и подходов управления современной образовательной организацией. Выделены наиболее перспективные концепции развитии образования.
Управление, образование, педагогические учреждения, управление образовательной системой.
Y.I. Scherbakov, I.V.Korotcov, Moscow
Management activity in modern educational institutions
Article gives the overview of methods and approaches of modern educational management organization. Select the most perspective concept of the development of education.
Keywords: management, education, educational institutions, management of the educational system.
Новые условия, в которых оказалось российское общество, требует пересмотра многих устоявшихся позиций, в том числе качественного улучшения управления, которое в настоящее время находится в процессе развития, поиска нового содержания, форм и методов управления. Образование должно быть отзывчивым к изменению современных условий, строится на принципах динамизма, вариативности, гибкого реагирования на потребности общества и конкретных личностей, участвующих в педагогическом процессе, на принципах разнообразия содержания работы организационных форм, методов, условий, средств. Однако этому не способствует наблюдаемое противоречие между сложившимися за многие годы стереотипами управленческого мышления, управленческой деятельности и изменяющимися условиями жизни. Существенной предпосылкой для преодоления этого противоречия становится то, что пополняются и систематизируются, дополняются новым понимаем некоторые представления о видах управленческой деятельности. Теоретики и
практики отмечают, что в настоящее время образовательные учреждения вовлечены в активное переосмысление процессов, происходящих в образовании.
Особые ожидания, в том числе по исследуемой проблеме, связаны с педагогической инноватикой, под которой понимают сферу науки, изучающую процессы развития системы образования, и которая является передовой областью знания и связана с созданием новой практики образования.
Модернизация системы образования в настоящее время предстает как инновационный процесс, целенаправленно осуществляемый государством через систему нормативно-правовых актов, достигается за счет инновационных поисков целевых, содержательных и процессуальных ее характеристик с ориентацией их на гуманистическую парадигму образования. Процесс модернизации характеризуется внедрением современных образовательных технологий на всех уровнях обучения и воспитания, что требует изменения управленческой деятельности. Однако, прежние подходы к управлению, дававшие положительные результаты, в настоящее время не позволяют переводить учреждение в режиме его развития.
Управление - одна из основных проблем современной педагогики, изучающей образование и взаимодействие людей в разных социальных структурах, имеющая концептуальный, теоретический и практический пласты решения.
Управление образовательной системой - это особая деятельность, в которой ее субъекты посредством предвидения, организации, распорядительства, координации, увеличения связей с внешней средой, расширения социально-образовательных функций обеспечивают совместную деятельность педагогов, учащихся, родителей, социальных инфраструктур на развитие образовательного процесса с целью удовлетворения образовательных запросов местного сообщества, семьи, личности, рынка труда, на дополнение субординационных (ведомственных) связей отношениями координации и кооперации, на выполнение государственных и региональных образовательных стандартов.
Хилько А.А. и др. выделяют три основных позиции в трактовке понятия «управление». Согласно первой позиции, управление определяется как деятельность. В качестве признаков этой специфической деятельности применительно к управлению образовательным процессом выделяют: функциональный состав (планирование, организация, контроль и руководство); целевое назначение (организованность совместной деятельности участников образовательного процесса и направленность на достижение образовательных целей); наличие субъектов образовательной деятельности. Поэтому в текст определения категории управления обычно включают ожидаемые результаты: «Управление - это особая функция, обусловленная самой природой общественного процесса труда, это деятельность по управлению людьми, коллективами для обеспечения оптимальных форм и содержания профессиональной деятельности коллектива».
Шамова, Т.Н., [2] Давыденко, Т.М., представляющие вторую позицию рассматривают управление как «воздействие одной системы на другую, одного человека на другого или группу и т.п.». Управление - комплекс необходимых мер влияния на группу, общество или на его отдельные звенья с целью их упорядочивания, усовершенствования и развития. Оно осуществляется но общим законам сложных динамических систем управления (социальных, психологических, технических, административных) и основано на получении, обработке и передаче информации. Для
сторонников этой позиции управление - целенаправленное воздействие человека на объект и изменение последнего в результате воздействия, процесс, приводящий к изменению последнего. Ученые отмечают значимость этой позиции в том случае, если в управлении «имеют место воздействие субъектов друг на друга, в результате которых происходят изменения и управляемых, и управляющих»[4].
Согласно третьей позиции, управление - взаимодействие субъектов. Под взаимодействием понимается сложный многообразный процесс, в котором изменение субъектов происходит взаимообусловлено», процесс «взаимного влияния, в результате которого происходит взаиморазвитие и саморазвитие. Такое понимание взаимодействия представляет суть управления и в большей степени соответствует реальной управленческой практике. Т. Н. Шамова, [3] Т. М. Давыденко, представители адаптивного подхода в образовании, считают, что «проявлениями взаимодействия являются общение и деятельность, оно содержит в себе указание на необходимость реализации как субъект -объектных отношений (отражает специфику предметной деятельности), так и субъект -субъектных отношений». Такое понимание управления позволяет утверждать, что объектом управления становится не ученик, а целостная ситуация развития.
Являясь одной из разновидностей социальной системы, педагогическая система представляет множество взаимосвязанных структур и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения подрастающего поколения.
Управление образованием ориентируется на развитие его ценностных аспектов и адекватно им. Оно имеет свои специфические особенности: используются гибкость человеческого ума, разнообразные знания людей, своеобразие их памяти и волевых качеств, специфика межличностных отношений.
Анализ наиболее интересных точек зрения ученых позволяет более четко определение управления как вида деятельности.
Схема 1.
В педагогике существует несколько подходов к формированию целей образования. Наиболее перспективной в развитии образования является концепция образования на протяжении всей жизни человека. Ее характеристиками являются: гибкость, разнообразие, доступность во времени и пространстве. Необходимо развивать образовательный процесс, опираясь на действия: научиться познавать, делать, жить вместе, жить в ладу с самим собой.
Традиционно цель образования рассматривалась как формирование всесторонне развитой, гармоничной личности посредством накопления суммы знаний, умений и навыков, необходимого набора качеств, требуемых для жизнедеятельности; подготовка ученика, как носителя установленной суммы знаний, умений, опыта к жизни. Ее альтернативной стала концепция, где учение — система видов деятельности ученика; жесткость последовательности действий ученика в процессе учения определяется учителем или обучающей системой, а управление происходит при опоре на внутренние силы и возможности учащихся.
В современной отечественной педагогической науке существуют разные концепции содержания образования. Одна из концепций трактует его как педагогически адаптированные основы наук, оставляя в стороне остальные качества личности; другая рассматривает содержание образования как совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены. Утверждается идея личностно ориентированного (личностно - деятельностного) подхода к выявлению содержания образования, где все элементы содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Данная концепция включает опыт творческой деятельности и эмоционально - ценностных отношений. Идеям этих концепций соответствует педагогически адаптированный социальный опыт в его структурной полноте.
Основная цель управления образовательным учреждением - эффективное, планомерное использование сил, средств, времени, людских ресурсов для достижения оптимального результата, заранее обозначенное, запрограммированное состояние системы, достижение которого в процессе управления позволяет решить нужную проблему. Такое целеполагание является определяющим условием эффективности управленческой деятельности руководителей и руководящих структур. Отсутствие общей цели препятствует формированию системы управления или она функционирует какое-то время вхолостую, побуждаемая какими- то неадекватными задачами. Современное управление призвано продуктивно и своевременно воздействовать в гуманистических целях на материальную и духовную сферы общественной жизни в масштабе общества.
В образовательных процессах происходит изменение сознания, и потому образовательный процесс можно определить как изменение сознания (осознание взаимодействия субъекта с окружающим его миром). Если образовательный процесс специально организован (специалистам и педагогами), то это - педагогический процесс. Педагогический процесс - внутренне связанная совокупность многих процессов, в нём воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания.
Управление образовательными системами находится в процессе развития, поиска нового содержания, форм и методов управления. Основные функции управления - это реализация содержания управления, поиск путей совершенствования этой деятельности, стимулирование деятельности по управлению, организация координации, регулирование согласованной деятельности. Управленческая деятельность состоит из последовательности взаимосвязанных функций, представляющих законченный цикл. Она включает в себя такие стадии, как отбор информации do объекте, прогнозирование, проектирование, планирование, организация деятельности, контроль, регулирование и анализ процессов, происходящих в организации и в составляющих её первичных коллективах.
Планирование - ключевая управленческая функция, обеспечивающая эффективность деятельности руководителя. Она позволяет устранить неопределенность, сосредоточить внимание на главных задачах, облегчить управленческий контроль. Исследования в области управления подтверждают прямую зависимость между умением планировать и успешностью деятельности руководителя в целом. Ежегодное планирование работы образовательного учреждения осуществляется поэтапно.
1. этап. Планируются ежемесячно повторяемые мероприятия, определяемые спецификой работы и особенностями каждого месяца учебного года (проведение педагогических советов, первичной полугодовой и итоговой диагностики, подготовка и проведение праздников).
2. этап. Помесячно спланированные мероприятия дополняются традиционными мероприятиями.
3. этап. Планируются новые мероприятия для реализации целей и задач, которые определены на основе анализа деятельности.
Со всеми функциями управленческого цикла тесно связан контроль. Он является неотъемлемой частью управленческой деятельности в образовательном учреждении, функцией, посредством которой констатируется, измеряется уровень отдельных параметров педагогического процесса, сопоставляясь с нормативными требованиями. При определении новых подходов к управлению необходимо знать ею главные компоненты, на что указывали Т.П. Колодяжная, П.И. Третьяков, С.П. Митин, П.П. Бояринцева[1]:
• Организация, иерархия управления - воздействие на человека сверху (с помощью мотивации, планирования и контроля деятельности, а также распределения материальных благ и пр.).
• Культура управления, то есть вырабатываемые и признаваемые обществом, группой людей ценности, социальные нормы, установки, особенности поведения.
• Рынок, рыночные отношения, основанные на купле-продаже продукции, услуг, равновесие интересов продавца и покупателя.
Разработка новой идеологии в сфере образования предусматривает формирование вариативной образовательной системы.
Методологической основой вариативного образования выступают процессы гуманизации и гуманитаризации. Основной принцип гуманизации образования -обращение к личности, индивидуальности и обеспечение условий для наиболее полного раскрытия и развития её потенциальных возможностей и склонностей - может быть реализован в учебном процессе любой образовательной системы через соответствующие технологии взаимодействия. Гуманитаризировать образование, значит, сделать его личностно ориентированным, субъективно значимым для каждого человека. Для обеспечения вариативности образования в условиях образовательного учреждения необходимо создание среды жизнедеятельности, выступающей фактором развития личности.
Управленческая наука, исследуя философско - психолого - педагогическую проблему многообразия парадигм и практик образования, в настоящее время разработала более или менее полную, необходимую и достаточную систему знаний о том, как следует управлять процессами функционирования и развития образовательных учреждений, чтобы получить заранее спрогнозированные результаты деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Третьяков, П. И. Адаптивное управление педагогическими системами / И. П. Третьяков, С. П. Митин, П. П. Бояринцева. — М. : Академия, 2003. - 368 с.
2. Шамова, Т. И. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе / Т. И. Шамова [и др.] ; под ред. Т. И. Шамовой, П. И. Третьякова. — Москва ; Тюмень : МИТУ, ТИПК, 1994. — 277 с.
3. Шамова, Т. И. Менеджмент в управлении школой : учеб. пособие для слушателей сист. ППК организаторов образования / Т. И. Шамова [и др.] ; под ред. Т. И. Шамовой. — М. : Магистр, 1995. — 226 с.
4. Шамова, Т. И. Управление развитием инновационных процессов в школе / Т. И. Шамова [и др.] ; под ред. Т. И. Шамовой, П. И. Третьякова. — М. : МПТУ им. В. И. Ленина, 1995. — 217 с.
УДК 374
Г.В. Юстус, г. Москва
Повышение компетенций с помощью дистанционных форм обучения на примере вебинаров, используемых как самостоятельный инструмент или в дополнение к тренингам
Данная статья посвящена относительно новому способу обучения - вебинара. Более детально представлена информация о специфики обучение через вебинары, преимущества и недостатки этой формы обучения.
Вебинар, тренинг, дистанционное обучение, ведущий вебинара, вебинарная комната.
G.V. Yustus, Moscow
Improving competences via distance learning on the example of webinars used as a standalone tool or in addition to training
This article deals with a relatively new way of learning - webinar. More detailed information is presented on the specifics of training through webinars, the advantages and disadvantages of this form of learning.
Keywords: webinar, training, distance learning, leading webinar, vebinar's room.
С каждым годом все больше и больше обучающихся активно принимают участие в вебинарах. Знакомство с вебинарами происходит на рабочих, учебных местах и в домашних условиях. В действительности прогрессивными темпами растет количество образовательных организаций (в том числе и тренинговых фирм/компаний) и интернет-площадок, активно применяющих вебинары для обучения своих пользователей и слушателей. Для формирования единого терминологического поля, первоначально рассмотрим само определение вебинара. В английском языке слово «webinar» — является сокращением от «web-basedseminar», что дословно можно перевести следующим образом: «семинар, организованный при помощи веб-технологий» или «он-лайн семинар».