Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие. Поскольку проблемные ситуации создаются на разных противоречиях и разными приемами, текст побуждения для каждого из шести приемов будет свой.
После применения приема 1 добиться осознания противоречивости двух фактов можно репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили?». Используя приема 2, провоцирующего разные мнения, уместно спросить: «Сколько в нашем классе мнений?».
При использовании приема 3 научный факт и житейские представления учеников соотносятся репликой: «Вы что предполагали? А что получается на самом деле?».
При использовании приема 4 осознание школьниками абсолютной невозможности выполнения задания стимулируется фразами: «Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение?».
Побуждение к формулированию учебной проблемы.
Поскольку учебная проблема существует в двух формах, то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».
ЛИТЕРАТУРА
1. Бунеев, Р.Н. Образовательная система нового поколения. Теоретический аспект [Текст] : монография / Р.Н. Бунеев. - М. : Баласс, 2008.
2. Бабанский, Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности [Текст] : избр. пед. тр./ Ю.К. Бабанский. - М. : Педагогика, 1989. - С. 325-360.
3. Леонтьев, А.А. Педагогика здравого смысла [Текст] : сб. материалов PDF / А.А. Леонтьев. - М. : Баласс, Изд. дом РАО, 2003.
4. Российская Федерация. Президент (2012- ; Путин, В.В.) Послание президента государственному собранию [Электронный ресурс] : 12.12.2013 г. // Президент России : офиц. сайт. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/19825.
УДК 378.11
О.Ю. Дембицкая, г. Москва
Особенности управления психолого-педагогическими системами в
образовании
В статье описываются особенности управления психолого-педагогическими системами в условиях современного образования. Описывается понятие управления и его трактовки.
Управление, психолого-педагогическая система, модернизация
О.и. ВвтЬШкуа,
Moscow
Features of management of psychological and pedagogical systems in
éducation
This article describes the features of management ofpsychological and pedagogical systems in today's education. It describes the concept of governance and its interpretation.
Keywords: Management, psycho-educational system, modernization
В современный период, в котором оказалось российское общество, требует пересмотра некоторых устоявшихся позиций, в том числе качественного улучшения управления, которое в настоящее время находится в процессе развития, поиска нового содержания, форм и методов управления. Образование должно быть отзывчивым к изменению современных условий, строится на принципах динамизма, вариативности, гибкого реагирования на потребности общества и конкретных личностей, участвующих в педагогическом процессе, на принципах разнообразия содержания работы, организационных форм, методов, условий, средств. Однако этому не способствует наблюдаемое противоречие между сложившимися за многие годы стереотипами управленческого мышления, управленческой деятельности и изменяющимися условиями жизни. Существенной предпосылкой для преодоления этого противоречия становится то, что пополняются и систематизируются, дополняются новым понимаем некоторые представления о видах управленческой деятельности. Теоретики и практики отмечают, что в настоящее время образовательные учреждения вовлечены в активное переосмысление процессов, происходящих в образовании.
Особые ожидания, в том числе по исследуемой проблеме, связаны с педагогической инноватикой, под которой понимают сферу науки, изучающую процессы развития системы образования, и которая является передовой областью знания и связана с созданием новой практики образования.
Модернизация системы образования в настоящее время предстает как инновационный процесс, целенаправленно осуществляемый государством через систему нормативно-правовых актов, достигается за счет инновационных поисков целевых, содержательных и процессуальных ее характеристик с ориентацией их на гуманистическую парадигму образования. Процесс модернизации характеризуется внедрением современных образовательных технологий на всех уровнях обучения и воспитания, что требует изменения управленческой деятельности. Однако, прежние подходы к управлению, дававшие положительные результаты, в настоящее время не позволяют переводить учреждение в режиме его развития.
Управление образовательной системой - это особая деятельность, в которой ее субъекты посредством предвидения, организации, распорядительства, координации, увеличения связей с внешней средой, расширения социально-образовательных функций обеспечивают совместную деятельность педагогов, учащихся, родителей, социальных инфраструктур на развитие образовательного процесса с целью удовлетворения образовательных запросов местного сообщества, семьи, личности, рынка труда, на дополнение субординационных (ведомственных) связей отношениями координации и кооперации, на выполнение государственных и региональных образовательных стандартов.
Хилько, А.А. и др. выделяют три основных позиции в трактовке понятия «управление». Согласно первой позиции, управление определяется как деятельность. В качестве признаков этой специфической деятельности применительно к управлению образовательным процессом выделяют: функциональный состав (планирование, организация, контроль и руководство); целевое назначение (организованность совместной деятельности участников образовательного процесса и направленность на достижение образовательных целей); наличие субъектов образовательной деятельности. Поэтому в текст определения категории управления обычно включают ожидаемые результаты: «Управление - это особая функция, обусловленная самой природой общественного процесса труда, это деятельность по управлению людьми, коллективами для обеспечения оптимальных форм и содержания профессиональной деятельности коллектива».
Шамова, Т.И., Давыденко, Т.М., представляющие вторую позицию рассматривают управление как «воздействие одной системы на другую, одного человека на другого или группу и т.п.». Управление - комплекс необходимых мер влияния на группу, общество или на его отдельные звенья с целью их упорядочивания, усовершенствования и развития. Оно осуществляется по общим законам сложных динамических систем управления (социальных, психологических, технических, административных) и основано на получении, обработке и передаче информации. Для сторонников этой позиции управление - целенаправленное воздействие человека на объект и изменение последнего в результате воздействия, процесс, приводящий к изменению последнего. Ученые отмечают значимость этой позиции в том случае, если в управлении «имеют место воздействие субъектов друг на друга, в результате которых происходят изменения и управляемых, и управляющих».
Согласно третьей позиции, управление - взаимодействие субъектов. Под взаимодействием понимается сложный многообразный процесс, в котором изменение субъектов происходит взаимообусловлено», процесс «взаимного влияния, в результате которого происходит взаиморазвитие и саморазвитие. Такое понимание взаимодействия представляет суть управления и в большей степени соответствует реальной управленческой практике. Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, представители адаптивного подхода в образовании, считают, что «проявлениями взаимодействия являются общение и деятельность, оно содержит в себе указание на необходимость реализации как субъект-объектных отношений (отражает специфику предметной деятельности), так и субъект-субъектных отношений». Такое понимание управления позволяет утверждать, что объектом управления становится не ученик, а целостная ситуация развития [2].
ЛИТЕРАТУРА
1. Третьяков, П.И. Адаптивное управление педагогическими системами : учеб. пособие / П.И. Третьяков, С.Н. Митин, Н.Н. Бояринцева. - М. : Академия, 2003.
2. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами / Т.И. Шамова [и др.]. - М., 2002.
УДК 371.4
С.Ю. Дивногорцева, К.А. Десятов,