ЛИТЕРАТУРА
1. Третьяков, П. И. Адаптивное управление педагогическими системами / И. П. Третьяков, С. П. Митин, П. П. Бояринцева. — М. : Академия, 2003. - 368 с.
2. Шамова, Т. И. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе / Т. И. Шамова [и др.] ; под ред. Т. И. Шамовой, П. И. Третьякова. — Москва ; Тюмень : МИТУ, ТИПК, 1994. — 277 с.
3. Шамова, Т. И. Менеджмент в управлении школой : учеб. пособие для слушателей сист. ППК организаторов образования / Т. И. Шамова [и др.] ; под ред. Т. И. Шамовой. — М. : Магистр, 1995. — 226 с.
4. Шамова, Т. И. Управление развитием инновационных процессов в школе / Т. И. Шамова [и др.] ; под ред. Т. И. Шамовой, П. И. Третьякова. — М. : МПТУ им. В. И. Ленина, 1995. — 217 с.
УДК 374
Г.В. Юстус, г. Москва
Повышение компетенций с помощью дистанционных форм обучения на примере вебинаров, используемых как самостоятельный инструмент или в дополнение к тренингам
Данная статья посвящена относительно новому способу обучения - вебинара. Более детально представлена информация о специфики обучение через вебинары, преимущества и недостатки этой формы обучения.
Вебинар, тренинг, дистанционное обучение, ведущий вебинара, вебинарная комната.
G.V. Yustus, Moscow
Improving competences via distance learning on the example of webinars used as a standalone tool or in addition to training
This article deals with a relatively new way of learning - webinar. More detailed information is presented on the specifics of training through webinars, the advantages and disadvantages of this form of learning.
Keywords: webinar, training, distance learning, leading webinar, vebinar's room.
С каждым годом все больше и больше обучающихся активно принимают участие в вебинарах. Знакомство с вебинарами происходит на рабочих, учебных местах и в домашних условиях. В действительности прогрессивными темпами растет количество образовательных организаций (в том числе и тренинговых фирм/компаний) и интернет-площадок, активно применяющих вебинары для обучения своих пользователей и слушателей. Для формирования единого терминологического поля, первоначально рассмотрим само определение вебинара. В английском языке слово «webinar» — является сокращением от «web-basedseminar», что дословно можно перевести следующим образом: «семинар, организованный при помощи веб-технологий» или «он-лайн семинар».
Основополагающий базис вебинара - это специальное программное обеспечение, представляющее специальное виртуальное пространство (своеобразный виртуальный учебный класс) в котором есть преподаватель/ведущий вебинара и участники обучения, при этом обучение выстроено таким образом, что коммуникации организованы между абсолютно территориально удаленными пользователями в режиме реального времени. Фактически участники видят преподавателя без временных задержек и коммуникации происходят в интерактивном режиме. Виртуальный класс, в котором происходит обучение, объединяет в себе необходимый минимум технических возможностей, которые активно используются ведущими: голосовой, текстовой и видеочаты/конференц-мосты и так далее. Наиболее часто такие виртуальные платформы дают возможность демонстрировать учебные презентации в формате PowerPoint, разнообразные документы в текстовом формате doc, электронные таблицы в Excel, видео и различные информационные системы (SAP, CRM, интернет-эксплоеры и другие ресурсы).
Организация любого вебинара имеет свои неоспоримые преимущества: отсутствие географических и территориальных ограничений (можно пригласить ведущего из другой страны или пройти обучение на одной из многочисленных зарубежных интернет-площадок); почти безлимитный размер аудитории (ограничения могут быть обусловлены техническими возможностями, обычно не более 200 участников за один вебинар и целями планируемого обучающего мероприятия); существенная экономия разнообразных ресурсов: времени и средств организаторов/ведущих, а также самих участников (многие проходят обучение на своих рабочих местах, с минимальным отрывом от рабочих процессов или в домашних условиях); многие виртуальные площадки дают возможность автоматически записать вебинар для последующего использования и тиражирования (данная опция бесценна, когда выступают редкие авторитетные выступающие или нужно масштабировать знания для больших аудиторий), минимальные технические требования (в наши дни вебинары можно смотреть с любого, даже маломощного компьютера, а также с планшета и/или телефона или с телевизора подключенного к Интернету).
Несмотря на большое количество явных преимуществ, есть и минусы, которые необходимо учитывать. К основным недочетам относят: существенно более слабая или отсутствующая обратная связь со всеми участниками обучения (многие ведущие вебинаров отмечают, что им очень не хватает «контакта глазами» с обучаемыми); отсутствие действенных возможностей для контроля участников (по факту принимают участие или просто зарегистрировались/вошли в вебинарную систему и оставили компьютер включенным). Несмотря на обозначенные минусы, как уже было обозначено выше, популярность вебинаров растет. Многие профессиональные ведущие вебинаров научились умело прорабатывать вебинарное время и повышают вовлеченность обучающихся по максимуму.
К основным инструментам относят: он-лайн тестирования вначале/в середине/в конце вебинара, слайды-сюрпризы направленные на актуализацию внимания, параллельное обучение перед реальными людьми и одновременно перед виртуальной аудиторией, приводят разнообразную статистику и другую информацию, которая формирует у слушателей яркие визуальные образы.
Наиболее часто вебинары используются для следующих активностей (используются самостоятельно или компилируются в несколько): круглый стол (происходит виртуальное обсуждения одного или несколько вопросов для обобщения всех идей и полезных
мнений), мозговой штурм (создается специальная доверительная атмосфера, в процессе которой рождается поток новаторских идей и предложений), групповое принятие и проработка важных решений, групповая дискуссия (интенсивное, коллегиальное решение одной или несколько групповых задач), диспут, обучение пользователей особенностям программных продуктов и решений, он-лайн практикум, лекции по разнообразным темам; семинары, в том числе с двумя и более ведущими; локальные и международные конференция; тренинг (для предтренинговой подготовки или постренингового сопровождения).
Разнообразные форматы обучения на вебинарах предъявляет определенные требования к ведущим вебинаров и характеру передаваемых ими знаний. С одной стороны, ведущие вебинара должны подбирать оптимальный уровень сложности информации, должны быть готовы к разумной продолжительности обучения, заранее приготовить наглядные материалы и проверить их отображение в продуктивном окне вебинара и так далее. С другой стороны информацию желательно изображать логично и последовательно, а также ориентировать для одной аудитории (в однородных группах качество обучения повышается).
Диапазон вариантов применения виртуального класса в формате вебинара на тренингах по повышению квалификации самый разнообразный: демонстрация переговорных техник, рабочие встречи и тематические презентации, консультации экспертов, он-лайн семинары и консультации. Наиболее часто вебинарыиспользуются для обучения взрослой аудитории и пока еще значительно реже в детской и подростковой среде. Но мы не исключаем, что в ближайшее время в области проведения вебинаров появятся новые яркие решения, которые обозначат новые перспективы использования этого инструмента в обучении еще более качественно и продуктивно.
ЛИТЕРАТУРА
1. Clay, C. Great Webinars: Create Interactive Learning That Is Captivating, Informative, and Fun. - Pfeiffer, 2012.
2. Koegel, T. The Exceptional Presenter Goes Virtual: Take Command of Your Message, Create an ''In-Person'' Experience, and Captivate Any Remote Audience. - Greenleaf Book Group Press, 2010.
3. Renton, S. The Webinar Warrior: Broadcast Your Way To Credibility, Authority and ProfitsCreate. - Space Independent Publishing Platform, 2011.