Научная статья на тему 'Повышение компетенций с помощью дистанционных форм обучения на примере вебинаров, используемых как самостоятельный инструмент или в дополнение к тренингам'

Повышение компетенций с помощью дистанционных форм обучения на примере вебинаров, используемых как самостоятельный инструмент или в дополнение к тренингам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕБИНАР / WEBINAR / ТРЕНИНГ / TRAINING / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING / ВЕДУЩИЙ ВЕБИНАРА / LEADING WEBINAR / ВЕБИНАРНАЯ КОМНАТА / VEBINAR'S ROOM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юстус Генрих Владимирович

Данная статья посвящена относительно новому способу обучения вебинара. Более детально представлена информация о специфики обучение через вебинары, преимущества и недостатки этой формы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving competences via distance learning on the example of webinars used as a standalone tool or in addition to training

This article deals with a relatively new way of learning webinar. More detailed information is presented on the specifics of training through webinars, the advantages and disadvantages of this form of learning.

Текст научной работы на тему «Повышение компетенций с помощью дистанционных форм обучения на примере вебинаров, используемых как самостоятельный инструмент или в дополнение к тренингам»

ЛИТЕРАТУРА

1. Третьяков, П. И. Адаптивное управление педагогическими системами / И. П. Третьяков, С. П. Митин, П. П. Бояринцева. — М. : Академия, 2003. - 368 с.

2. Шамова, Т. И. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе / Т. И. Шамова [и др.] ; под ред. Т. И. Шамовой, П. И. Третьякова. — Москва ; Тюмень : МИТУ, ТИПК, 1994. — 277 с.

3. Шамова, Т. И. Менеджмент в управлении школой : учеб. пособие для слушателей сист. ППК организаторов образования / Т. И. Шамова [и др.] ; под ред. Т. И. Шамовой. — М. : Магистр, 1995. — 226 с.

4. Шамова, Т. И. Управление развитием инновационных процессов в школе / Т. И. Шамова [и др.] ; под ред. Т. И. Шамовой, П. И. Третьякова. — М. : МПТУ им. В. И. Ленина, 1995. — 217 с.

УДК 374

Г.В. Юстус, г. Москва

Повышение компетенций с помощью дистанционных форм обучения на примере вебинаров, используемых как самостоятельный инструмент или в дополнение к тренингам

Данная статья посвящена относительно новому способу обучения - вебинара. Более детально представлена информация о специфики обучение через вебинары, преимущества и недостатки этой формы обучения.

Вебинар, тренинг, дистанционное обучение, ведущий вебинара, вебинарная комната.

G.V. Yustus, Moscow

Improving competences via distance learning on the example of webinars used as a standalone tool or in addition to training

This article deals with a relatively new way of learning - webinar. More detailed information is presented on the specifics of training through webinars, the advantages and disadvantages of this form of learning.

Keywords: webinar, training, distance learning, leading webinar, vebinar's room.

С каждым годом все больше и больше обучающихся активно принимают участие в вебинарах. Знакомство с вебинарами происходит на рабочих, учебных местах и в домашних условиях. В действительности прогрессивными темпами растет количество образовательных организаций (в том числе и тренинговых фирм/компаний) и интернет-площадок, активно применяющих вебинары для обучения своих пользователей и слушателей. Для формирования единого терминологического поля, первоначально рассмотрим само определение вебинара. В английском языке слово «webinar» — является сокращением от «web-basedseminar», что дословно можно перевести следующим образом: «семинар, организованный при помощи веб-технологий» или «он-лайн семинар».

Основополагающий базис вебинара - это специальное программное обеспечение, представляющее специальное виртуальное пространство (своеобразный виртуальный учебный класс) в котором есть преподаватель/ведущий вебинара и участники обучения, при этом обучение выстроено таким образом, что коммуникации организованы между абсолютно территориально удаленными пользователями в режиме реального времени. Фактически участники видят преподавателя без временных задержек и коммуникации происходят в интерактивном режиме. Виртуальный класс, в котором происходит обучение, объединяет в себе необходимый минимум технических возможностей, которые активно используются ведущими: голосовой, текстовой и видеочаты/конференц-мосты и так далее. Наиболее часто такие виртуальные платформы дают возможность демонстрировать учебные презентации в формате PowerPoint, разнообразные документы в текстовом формате doc, электронные таблицы в Excel, видео и различные информационные системы (SAP, CRM, интернет-эксплоеры и другие ресурсы).

Организация любого вебинара имеет свои неоспоримые преимущества: отсутствие географических и территориальных ограничений (можно пригласить ведущего из другой страны или пройти обучение на одной из многочисленных зарубежных интернет-площадок); почти безлимитный размер аудитории (ограничения могут быть обусловлены техническими возможностями, обычно не более 200 участников за один вебинар и целями планируемого обучающего мероприятия); существенная экономия разнообразных ресурсов: времени и средств организаторов/ведущих, а также самих участников (многие проходят обучение на своих рабочих местах, с минимальным отрывом от рабочих процессов или в домашних условиях); многие виртуальные площадки дают возможность автоматически записать вебинар для последующего использования и тиражирования (данная опция бесценна, когда выступают редкие авторитетные выступающие или нужно масштабировать знания для больших аудиторий), минимальные технические требования (в наши дни вебинары можно смотреть с любого, даже маломощного компьютера, а также с планшета и/или телефона или с телевизора подключенного к Интернету).

Несмотря на большое количество явных преимуществ, есть и минусы, которые необходимо учитывать. К основным недочетам относят: существенно более слабая или отсутствующая обратная связь со всеми участниками обучения (многие ведущие вебинаров отмечают, что им очень не хватает «контакта глазами» с обучаемыми); отсутствие действенных возможностей для контроля участников (по факту принимают участие или просто зарегистрировались/вошли в вебинарную систему и оставили компьютер включенным). Несмотря на обозначенные минусы, как уже было обозначено выше, популярность вебинаров растет. Многие профессиональные ведущие вебинаров научились умело прорабатывать вебинарное время и повышают вовлеченность обучающихся по максимуму.

К основным инструментам относят: он-лайн тестирования вначале/в середине/в конце вебинара, слайды-сюрпризы направленные на актуализацию внимания, параллельное обучение перед реальными людьми и одновременно перед виртуальной аудиторией, приводят разнообразную статистику и другую информацию, которая формирует у слушателей яркие визуальные образы.

Наиболее часто вебинары используются для следующих активностей (используются самостоятельно или компилируются в несколько): круглый стол (происходит виртуальное обсуждения одного или несколько вопросов для обобщения всех идей и полезных

мнений), мозговой штурм (создается специальная доверительная атмосфера, в процессе которой рождается поток новаторских идей и предложений), групповое принятие и проработка важных решений, групповая дискуссия (интенсивное, коллегиальное решение одной или несколько групповых задач), диспут, обучение пользователей особенностям программных продуктов и решений, он-лайн практикум, лекции по разнообразным темам; семинары, в том числе с двумя и более ведущими; локальные и международные конференция; тренинг (для предтренинговой подготовки или постренингового сопровождения).

Разнообразные форматы обучения на вебинарах предъявляет определенные требования к ведущим вебинаров и характеру передаваемых ими знаний. С одной стороны, ведущие вебинара должны подбирать оптимальный уровень сложности информации, должны быть готовы к разумной продолжительности обучения, заранее приготовить наглядные материалы и проверить их отображение в продуктивном окне вебинара и так далее. С другой стороны информацию желательно изображать логично и последовательно, а также ориентировать для одной аудитории (в однородных группах качество обучения повышается).

Диапазон вариантов применения виртуального класса в формате вебинара на тренингах по повышению квалификации самый разнообразный: демонстрация переговорных техник, рабочие встречи и тематические презентации, консультации экспертов, он-лайн семинары и консультации. Наиболее часто вебинарыиспользуются для обучения взрослой аудитории и пока еще значительно реже в детской и подростковой среде. Но мы не исключаем, что в ближайшее время в области проведения вебинаров появятся новые яркие решения, которые обозначат новые перспективы использования этого инструмента в обучении еще более качественно и продуктивно.

ЛИТЕРАТУРА

1. Clay, C. Great Webinars: Create Interactive Learning That Is Captivating, Informative, and Fun. - Pfeiffer, 2012.

2. Koegel, T. The Exceptional Presenter Goes Virtual: Take Command of Your Message, Create an ''In-Person'' Experience, and Captivate Any Remote Audience. - Greenleaf Book Group Press, 2010.

3. Renton, S. The Webinar Warrior: Broadcast Your Way To Credibility, Authority and ProfitsCreate. - Space Independent Publishing Platform, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.