Научная статья на тему 'Вебинар как интерактивная педагогическая технология'

Вебинар как интерактивная педагогическая технология Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1569
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ВЕБИНАР / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шишикина Елизавета Андреевна

В статье дан краткий обзор результатов формирования теоретических основ педагогической технологии разработки вебинаров как формы интерактивного обучения. Рассматривается понятие педагогическая технология. В широком смысле рассматривается термин вебинар. Автором анализируется педагогическая практика использования вебинара в обучении. Рассмотрены наиболее известные сервисы проведения вебинара. Выявлены основные достоинства и недостатки вебинара. Представлены основные мультимедийные компоненты коммуникации, которые способствуют организации общения между географически удаленными пользователями в режиме реального времени, что позволяет обеспечить управление учебным процессом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вебинар как интерактивная педагогическая технология»

УДК 378

Шишикина Елизавета Андреевна

аспирант кафедры информатики и вычислительной математики Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина Liza2703@yandex.ru

Вебинар как интерактивная

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Elizaveta A. Shishikina

graduate student at the Department of informatics and calculus mathematics. Leningrad State University of A.S. Pushkin Liza2703@yandex.ru

Webinar as an interactive

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY

Аннотация. В статье дан краткий обзор результатов формирования теоретических основ педагогической технологии разработки вебинаров как формы интерактивного обучения. Рассматривается понятие педагогическая технология. В широком смысле рассматривается термин вебинар. Автором анализируется педагогическая практика использования вебинара в обучении. Рассмотрены наиболее известные сервисы проведения вебинара. Выявлены основные достоинства и недостатки вебинара. Представлены основные мультимедийные компоненты коммуникации, которые способствуют организации общения между географически удаленными пользователями в режиме реального времени, что позволяет обеспечить управление учебным процессом.

Ключевые слова: информационные технологии, педагогические технологии, интерактивные формы обучения, вебинар, инновационные технологии, интерактивное обучение.

Annotation. In article the short review of results of forming of theoretical bases of pedagogical technology of development of webinars as a form of interactive teaching is given. The concept of pedagogical technology is considered. The term «webinar» is examined in its wide meaning. The author analyzes the pedagogical practice of using webinar in teaching. The most known services of holding a webinar are considered. The fundamental advantages and disadvantages of a webinar are revealed. The principal multimedia components of communication which help to organize the connection between geographically remote users in real time that allows controlling the educational process are presented.

Keywords: information technologies, pedagogical technologies, interactive forms of education, webinar, innovative technologies, interactive teaching.

Становление новой информационной культуры в условиях бурного развития современных информационных технологий, их влияние на сферу образования требует соответствующей реакции со стороны образовательных структур в области разработки новых педагогических технологий, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных специалистов.

Одним из направлений развития педагогических технологий в условиях информатизации образования является расширение спектра интерактивных форм обучения. К таким формам относятся вебинары. Широкое понимание термина вебинар (происходит от англ. webinar - сокращение от web-basedseminar), как семинара, организованного при помощи веб-технологий в режиме реального времени, не позволяет содержательно раскрыть всех возможных форм организации интерактивного взаимодействия между участниками [9]. Более того, данная форма в основном применяется в рамках корпоративного обучения и совершенно не изучена как инновационная педагогическая технология в системе образования.

Под педагогической технологией будем понимать систему алгоритмических предписаний, обеспечи-

вающих решение педагогической задачи [6]. Любая педагогическая технология предполагает ориентированный на достижение определенных результатов способ проектирования и реализации этапов педагогического управления учебным процессом, таких как планирование, ресурсное обеспечение, организация, регулирование, контроль. На этапе проектирования осуществляется планирование учебного процесса с учётом выбранных педагогических условий, которые определяются, в первую очередь, выбором средств взаимодействия, формы предъявления материалов, видов деятельности, определением фактов достижения планируемых результатов.

Интерактивное обучение, прежде всего, коммуникативное обучение, предполагает многостороннее взаимодействие участников учебного процесса, активность каждого субъекта образовательного процесса.

Создать соответствующие условия позволяют средства взаимодействия. В настоящее время для обеспечения диалога и обмена информацией между учителем и учащимися предоставляется широкий выбор служб и сервисов Интернет. Организовать общение между географически

300

удаленными пользователями в режиме реального времени и обеспечить управление учебным процессом позволяет специализированное программное обеспечение.

Виртуальные классы в едином интерфейсе объединяются различные мультимедийные компоненты коммуникации (текстовые, голосовые и видео чаты, «белые доски» для совместного рисования, файлообменники), средства разработки учебных материалов и совместной работы с ними. Пользователям предоставляется возможность записи вебинаров, в которых они участвуют, чтобы впоследствии они могли их повторно просмотреть [11]. К таким программным продуктам относятся AdobeAcrobatConnect, DimDim, OpenMeetings, V-Class, Webinar.ru и др. Выбор сервиса или платформы для проведения вебинара определяется возможностью реализации планируемых видов деятельности.

Достижение поставленных учебных целей возможно при сопровождении вебинара наглядными материалами. Современные сервисы для проведения вебинаров предоставляют широкий спектр форматов, от текстовых до мультимедийных. Учитель может демонстрировать учащимся на их персональных компьютерах различные документы, текстовые, аудио, видео и флэш ролики, презентации и др. [12].

Оперативно регулировать и корректировать ход учебного процесса, ставить новые задачи обучения позволяют различные учебные материалы контроля знаний. Ряд сервисов для проведения вебинаров оснащены средствами голосования и опроса, которые позволяют в реальном времени собрать информацию от учащихся по тому или иному вопросу, проверить, достигнуты ли ожидаемые результаты.

Выбранные педагогические условия и соответствующее сопровождение определяет регламент учебного процесса, его продолжительность в целом, время демонстрации основных материалов и обсуждения проблемных вопросов, заполнение возможных пауз, опрос учеников, оценку результатов работы учащихся и подведение итогов.

В отличие от традиционного учебного процесса, интерактивный учебный процесс требует прове-

Литература:

1. Иванова Л.Н. Интерактивные формы обучения : учеб. пособие / Л.Н. Иванова. М., 2007. 164 с.

2. Калягин И.Н. Новые информационные технологии и учебная техника: / И.Н.Калягин. М. : Высшее образование в России, 2003. 289 с.

3. Кларин М.В. Технология обучения: идеал и реальность / М.В. Кларин. Рига, «Эксперимент», 2001. 180 с.

4. Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы : учеб. пособие / Т.М. Ковалева. М. : Издательский дом Российской академии образования, 2003. 214 с.

дения специальных организационных мероприятий, таких, как подготовка и организация рабочего места, рассылка приглашений на вебинар и регистрация участников, проведение тестового вебинара для снижения риска технических неполадок, рассылка сопровождающих и раздаточных материалов для ознакомления.

Таким образом, цель занятия определит виды учебной деятельности и совокупность необходимых медиа средств, которые позволят их реализовать. Соответствующие педагогические условия определят вид вебинара: круглый стол; мозговой штурм; диспут; групповое интервью; обучение использованию программных продуктов; виртуальная лабораторная работа и практикум; лекция; семинар; брейн-ринг и другие. В свою очередь, вид вебинара позволит выбрать способ его организации и ресурсное обеспечение, а именно, сервис для проведения вебинара, учебное сопровождение, оценку ожидаемых результатов, регламент процесса и информационное сопровождение. Несомненным достоинством вебинара считается изменение уровня активности учащихся, но такая форма учебного процесса не лишена недостатков:

• высокие требования к технической инфраструктуре вебинара;

• сложность программного обеспечения вебинара;

• отсутствие непосредственного визуального контакта между учителем и учащимися;

• увеличение времени для организации взаимодействия по сравнению с традиционным очным обучением.

Все вышесказанное позволяет отметить, что вебинар является довольно сложной с организационной точки зрения интерактивной педагогической технологией. Для проведения таких занятий современному учителю необходимо владеть новыми информационными и педагогическими технологиями. Обладая необходимыми умениями, учитель сможет творчески подходить к решению профессиональных задач, что позволит ему реализовать продуктивную профессиональную деятельность.

Literature:

1. Ivanova L.N. Interactive forms of education : manual / L.N. Ivanova. M., 2007. 164 p.

2. Kalyagin I.N. New information technologies and educational technique / I.N. Kalyagin. M. : The Higher Education in Russia, 2003. 289 p.

3. Klarin M.V. Technique of teaching: ideal and reality / M.V. Klarin. Riga: Experiment, 2001. 180 p.

4. Kovaleva T.M. Innovative school : axioms and hypotheses: manual / T.M. Kovaleva. M. : Russian Academy of Education press, 2003. 214 p.

301

5. Кукушин В.С. Педагогические технологии: учеб. пособие / В.С. Кукушин. Ростов-на-Дону : МарТ, 2002 319 с.

6. Сальникова Т.П. Педагогические технологии : учеб. пособие; сост. Т.П. Сальникова. М., 2005. 143 с.

7. Смирнов С А. Педа гогика. Теории, системы, технологии : учеб. пособие / С.А. Смирнов. М. : Академия, 200б. 512 с.

8. Шаров В.С. Дистанционное обучение: форма, технология, средство. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Выпуск № 94/2009.

9. Вебинар (webinar) [Электронный ресурс online библиотека «Е-Софт Девелопмент»]. URLhttp://www.web-learn.ru/index.php?option=com_-content&. (дата обращения 28.01.2014)

10. Видеолекции и вебинары [Электронный ресурс «Издательство «Просвещение»]. URL: http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=28980(flaTa обращения 17.02.2014)

11. Всероссийский вебинар «Вебинар - как со-

временный инструмент интерактивного обучения школьников» [Электронный ресурс «Образовательный портал»]. URL:http://ext.spb.ru/index.-php/webinars/4778--l-r.html (дата обращения:

14.04.2014)

12. Кухаренко В. Использование вебинара в учеб-

ном процессе [Элеетронный ресурс «Портал электронного обучения»]. URL: http://www.e-learning.by/-Article/Ispoljzovanie-vebina.. (дата обращения:

12.04.2014)

13. Педагогическая технология дистанционного

обучения [Электронный ресурс «Школа успешного учителя»]. URL: http://edu-lider.ru/pedagogi-cheskaya-texnologiya-dist.. (дата обращения:

10.04.2014)

5. Kukushin V.S. Pedagogical technologies : manual / V.S. Kukushin. Rostov-on-Don : Mart, 2002. 319 p.

6. Sal’nikova T.P. Pedagogical technologies : manual; comp. T.P. Salnikova. M, 2005. 143 p.

7. Smirnov S.A. Pedagogy. Theories, systems, technologies: manual / S.A. Smirnov. M. : Academy, 2006. 512 p.

8. Sharov V.S. Distance learning: form, technology, means. Proceedings of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen. Issue № 94/2009.

9. Webinar (webinar) [Electronic online resource E-software Development library]. URL:http://www.web-learn.ru/index.php?option=com_content&. (date of the address 28.01.2014)

10. Video lectures and webinars [The electronic resource «Prosveshcheniye Publishing House»]. URL:http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=28980 (date of the address 17.02.2014)

11. The All-Russian webinar «A webinar - as a modern instrument of interactive teaching of school students» [The electronic resource «Educational Portal»] URL: http://ext.spb.ru/index.php/webinars/-4778--l-r.html (date of the address: 14.04.2014)

12. Kukharenko V. Using a webinar in educational process [The electronic resource «Portal of Electronic Training»]. URL: http://www.e-learning.by/Arti-cle/Ispoljzovanie-vebina. (date of the address:

12.04.2014)

13. Pedagogical technology of distance teaching [The electronic resource «School of the Successful Teacher»]. URL: http://edu-lider.ru/pedagogiches-kaya-texnologiya-dist. (date of the address:

10.04.2014)

302

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.