Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2022, №4, Том 14 / 2022, No 4, Vol 14 https://esi.today/issue-4-2022.html URL статьи: https://esi.today/PDF/25ECVN422.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Новиков, С. Н. Управленческая деятельность органов публичной власти социально-экономическим развитием муниципального образования / С. Н. Новиков, Н. И. Давыдова // Вестник евразийской науки. — 2022. — Т. 14. — № 4. — URL: https://esi.today/PDF/25ECVN422.pdf
For citation:
Novikov S.N., Davydova N.I. Management activities of public authorities by the socio-economic development of the municipality. The Eurasian Scientific Journal, 14(4): 25ECVN422. Available at: https://esi.today/PDF/25ECVN422.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).
Новиков Сергей Николаевич
ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина», Рязань, Россия
Доцент
Кандидат юридических наук, доцент E-mail: [email protected]
Давыдова Надежда Ивановна
ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина», Рязань, Россия
Доцент
Кандидат психологических наук E-mail: [email protected]
Управленческая деятельность органов
власти социально-экономическим развитием муниципального образования
Аннотация. Управленческая деятельность играет огромную роль в социально-экономическом развитии любого муниципального образования. Однако в этой сфере накопилось немало проблем, а ситуация не всегда имеет тенденции к улучшению. Работа посвящена развитию теоретических положений организации управленческой деятельности органов местного самоуправления в обозначенной сфере, в частности на примере Захаровского муниципального района Рязанской области, обосновании предложений по повышению ее эффективности и совершенствовании. Автором проанализировано состояние управленческой деятельности органов местного самоуправления в сфере управления социально-экономическим развитием муниципального района, выявлены имеющиеся проблемы в обозначенной сфере и предложены пути их решения.
Целью настоящей работы является исследование организации управления социально-экономическим развитием муниципального образования и обоснование предложений по повышению его эффективности.
Объект исследования — муниципальное образование, в частности Захаровский муниципальный район Рязанской области.
Предмет — организация управленческой деятельности органов местного самоуправления в сфере социально-экономического развития муниципального образования.
Методологическая основа — современные теории управления, законодательство. Автором проанализирован комплекс проблем в обозначенной сфере и предложены пути их
публичной
решения. Результаты могут быть использованы для дальнейшего совершенствования системы управления в обозначенной сфере.
Ключевые слова: управленческая деятельность; социально-экономическая политика; органы местного самоуправления; социально-экономическое развитие муниципального образования
Введение
Актуальность работы связана с той ролью социально-экономического состояния муниципального образования, которую она играет в жизни населения и обеспечивает конституционные принципы российского государства.
Такая сложная система как социально-экономическое развитие территории с большим количеством внутренних и внешних связей требует создания соответствующей организационной структуры управления. Однако отечественная практика до настоящего времени не сформировала единый подход к выбору эффективной модели управления социально-экономическим развитием. В то же время существует несколько более или менее отличающихся систем социально-экономических показателей, принятых в различных ведомствах, субъектах и организациях на территории России [1].
Очевидность проблем социально-экономического развития муниципального образования и их последствий создает ложное представление о простоте их решения. Между тем, сегодня требуется иной подход к управлению социально-экономическим развитием, основанный на научных исследованиях в новых экономических условиях, учитывающий активную позицию государства по созданию соответствующих условий для социально-экономического развития, прежде всего в целях повышения качества и доступности социальных услуг, снижения совокупных издержек общества, повышения конкурентоспособности отечественной экономической системы, усиления экономической, социальной и экологической направленности развития муниципальных образований [2].
Теоретические и методологические основы управления социально-экономическим развитием муниципального образования исследовались в трудах таких зарубежных авторов, как Э. Берджерс, А. О'Салливан, Т. Парсонс, Дж. Форрестер, П. Холл, Х. Хойт и др. Исследованию проблем управления социально-экономическим развитием муниципального образования посвящены работы Л.А. Велихова, В.С. Занадворова, В.Б. Зотова, В.И. Коробко, Т.Г. Морозовой, Р.Ж. Сираждинова и других. Существенный вклад в исследование проблем управления социально-экономическим развитием на уровне регионов и муниципальных образований внесли такие ученые как Л.И. Абалкин, A.M. Бабич, Е.В. Егоров и др.
Работы названных и других авторов имеют определенную теоретико-практическую значимость, но они не исчерпывают всех актуальных проблем в исследуемой области.
Целью настоящей работы является исследование организации управления социально-экономическим развитием муниципального образования и обоснование предложений по повышению его эффективности.
Современное понимание основ социального развития расширяет значение социальной политики государства, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека.
Можно дать следующее определение комплексному социально-экономическому развитию муниципального образования — это «согласованные действия субъектов муниципально-правовых отношений (населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти, субъектов хозяйственной деятельности, общественных организаций)
в различных сферах жизни муниципального образования, направленные на достижение определенного уровня развития социально-культурной и экономической сфер на территории муниципального образования с целью удовлетворения коллективных потребностей, публичных интересов, улучшения качества жизни всех слоев населения муниципального образования» [3].
Таким образом, социально-экономическое развитие муниципального образования можно определить как особый вид управленческой деятельности органов публичной власти с участием населения, субъектов хозяйственной деятельности, состоящей в разработке стратегических решений в виде прогнозов, проектов и программ, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий развития муниципальных образований, реализация которых обеспечит их эффективное и устойчивое функционирование в долгосрочной перспективе [4].
Одним из критериев эффективности деятельности органов местного самоуправления является «удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления» [5].
Этот показатель — весьма субъективный, его сложно определить по поиску критерия, слагаемым, сравнить и дифференцировать, но в системе оценки удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления именно эта позиция является самой важной.
Только персонифицированная, субъектная и субъективная оценка позволяет точно оценить эффективность деятельности органов местного самоуправления, найти целевые точки, таргетированные направления, повышающие эффективность вложений и отдачу от затрат [6].
Дифференцированная оценки по социальным элементам более значима для устранения ошибок и недоработок, для повышения качества услуг и эффективности работы муниципальных органов.
В настоящее время единый набор показателей (индикаторов) социально-экономического развития практически отсутствует. В то же время существует несколько более или менее отличающихся систем социально-экономических показателей, принятых в различных ведомствах, субъектах и организациях на территории России:
1. Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов, утвержденный Указом Президента № 6071.
2. Мониторинг социально-экономического развития, осуществляемый Министерством экономического развития, содержит 17 элементов. Из них 6 можно отнести к социально-экономическим показателям2.
3. Набор показателей, характеризующих социально-экономическое положение региона, используемый территориальными органами Федеральной службы государственной статистики, включает 12 социально-экономических показателей3.
1 Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов: Указ Президента РФ от 28.04.2008 N 607 (ред. от 11.06.2021) — Текст: электронный // СПС КонсультантПлюс. — URL: https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=387258&d emo=1 (дата обращения: 01.07.2022).
2 Министерство экономического развития РФ: официальный сайт. — Москва. — URL: https://www.econo my.gov.ru/ (дата обращения: 01.07.2022). — Текст: электронный.
3 Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Рязанской области: официальный сайт. — Рязань. — URL: https://ryazan.gks.ru/ (дата обращения: 01.07.2022). — Текст: электронный.
4. Существуют также негосударственные рейтинги, к наиболее масштабным из которых можно отнести проекты рейтингового агентства «РИА Рейтинг» [7].
Каждый субъект РФ применяет свой индивидуальный подход к разработке и к методам реализации региональных программ социально-экономического развития, следовательно, у данных методик создания индивидуальных механизмов должны быть общие закономерности: обеспечение эффективного регионального развития, создание благоприятной экономической среды, регулирование условий хозяйствования, обеспечение качественного использования научно-технического и ресурсного потенциала региона являются основными функциями региональной политики4.
Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время накоплено достаточно много инструментов для оценки социально-экономическим развития региона или территории. Однако все из них базируются на планировании целевых показателей для регионов, разработке программ, оптимизации отраслевой структуры, развития инноваций, формирование кластеров, развития межрегионального обмена.
Материалы и методы
Данное исследование проводилось авторами в Администрации Захаровского района Рязанской области в 2019-2021 годах путем изучения и анализа научной литературы, статистических данных, нормативно-правовых актов и других документов, относящихся к теме исследования.
Результаты и обсуждение
Современное состояние и тенденции управления социально-экономическим развитием рассмотрим на примере Захаровского муниципального района Рязанской области.
Муниципальное образование — Захаровский муниципальный район расположено в западной части Рязанской области. Его площадь составляет 985,6 км2. Административный центр муниципального образования — село Захарово. Территория муниципального района включает в себя территории 7 сельских поселений5.
Одним из приоритетных направлений социально-экономического развития района является развитие малого и среднего предпринимательства.
В 2021 году на территории нашего района осуществляли деятельность 315 индивидуальных предпринимателей и предприятий малого и среднего бизнеса. Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения составило 4000,2.
Доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций за 2021 год составила 54,7 %.
4 Гетманцев, К.В. Управление пространственно-функциональным развитием регионов: теория, методология, инструментарий: специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук / Гетманцев Константин Владимирович; ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет». — Воронеж, 2018. — 36 с. — Текст: непосредственный.
5 Администрация МО — Захаровский муниципальный район Рязанской области: официальный сайт. — Рязань. — URL: https://admzaharovo.ru/ (дата обращения: 01.07.2022). — Текст: электронный.
Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных) в расчете на 1 жителя в отчетном периоде увеличился на 10,8 %.
Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории муниципального района, в отчетном периоде составила 79 %, что на 1 % больше по сравнению с 2020 годом.
В прошедшем году в районе собрано 104,7 тысячи тонн зерна, при урожайности 33,5 центнера с гектара. По этим показателям муниципальное образование вошло в пятерку лучших районов Рязанской области.
Достигнутые результаты базируются на научно-обоснованных системах ведения земледелия и передовых технологиях, которые на протяжении последних лет умело внедряются на практике.
В 2021 году общие посевные площади в районе превышали 52 тысячи гектаров. В настоящее время завершена работа по занесению данных по землям сельскохозяйственного назначения в региональную геоинформационную систему. В связи с тем, что довольно значительные земельные угодья продолжают ещё оставаться неиспользованными, задача вовлечения их в сельскохозяйственный оборот в предстоящий период является одной из ключевых в деятельности администрации муниципального образования.
Свои прочные позиции в структуре АПК подтвердила по итогам 2021 года животноводческая отрасль. В расчете на каждую корову получено по 6 530 кг молока и валовое производство продукции составило 30 149 тонн, что является высоким пятым показателем среди районов области.
Продолжена работа по укреплению производственных мощностей сельскохозяйственными предприятиями. Все это вместе взятое самым позитивным образом отражается на сохранении стабильности и последовательном развитии АПК района. Доля прибыльных сельскохозяйственных организаций, в общем их числе, составила в отчетном периоде 100 %5.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Захаровского муниципального района составила 248,17 км, в том числе 72 км — автомобильные дороги общего пользования местного значения муниципального района. В связи с тем, что большинство автомобильных дорог общего пользования местного значения являются грунтовыми, доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения в 2021 составила 99,2 %.
В целях организации дорожной деятельности и повышения безопасности дорожного движения в Захаровском муниципальном районе разработана и реализуется муниципальная программа «Дорожное хозяйство»5.
Регулярным транспортным сообщением в муниципальном образовании охвачены 29 населенных пунктов (44,6 % от общего количества).
В 2021 году средняя заработная плата возросла в целом по району к уровню 2020 года на 13,5 %.
Доля детей в возрасте 1-6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу в муниципальных образовательных учреждениях в общей численности детей в возрасте 1-6 лет в 2021 году по статистическим данным составила 48,9 %.
Система дошкольного образования Захаровского муниципального района включает в себя 4 муниципальных дошкольных образовательных учреждения, 2 дошкольных филиала. Очередность для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения отсутствует.
Доля муниципальных дошкольных образовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем числе муниципальных дошкольных образовательных учреждений в отчетном периоде составила
Муниципальная система общего и дополнительного образования включала в себя 4 общеобразовательных школы с 7 филиалами, 3 учреждения дополнительного образования. Количество обучающихся общеобразовательных школ в отчетном периоде составило 799 человек5.
В 2021 году по результатам государственной итоговой аттестации 100 % выпускников 11 классов общеобразовательных школ успешно сдали ЕГЭ и получили аттестат о среднем общем образовании.
В отчетном году продолжена работа по модернизации системы общего образования. Реализация этого проекта направлена на обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения образования, развитие инфраструктуры районной образовательной сети, создание в общеобразовательных организациях условий для реализации программ в рамках ФГОС.
В рамках государственной программы Рязанской области «Развитие образования на 2014-2025 годы» и соответствующей муниципальной программы особое внимание было уделено обновлению содержания и повышению качества образования, реализации ФГОС [8].
Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений в 2021 году составила 73 %5.
Укрепление здоровья учащихся и воспитанников, формирование у них основ здорового образа жизни — важное направление в развитии образовательной системы района.
Расходы бюджета муниципального образования на общее образование в расчете на 1 обучающегося в муниципальных общеобразовательных учреждениях в 2021 году составили 129,50 тысяч рублей.
В муниципальном образовании функционирует три учреждения дополнительного образования: Детско-юношеская спортивная школа, Дом детского творчества, Детская школа искусств.
В целях реализации права граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям в муниципальном образовании на 100 % сохранена сеть зданий клубных учреждений.
Население района обслуживали 18 библиотек, все они компьютеризованы и подключены к сети Интернет. Уровень фактической обеспеченности библиотеками от нормативной потребности составил 150 %5.
Доля муниципальных учреждений культуры, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных учреждений культуры в 2021 году составила 15,6 %.
25 %.
Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, составляет 40,5 %.
Работа в сфере жилищного строительства и обеспечения граждан жильем ведется в рамках исполнения мероприятий Комплексной программы стимулирования развития жилищного строительства в Рязанской области. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, в отчетном периоде возросла на 2,1 кв. метра и составила 40 кв. метров.
Площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в 2018 году фактически составила 3,31 га (в расчете на 10 тыс. человек населения 4,11 га).
В отчетном периоде в районе работало 12 организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, утилизации (захоронения) ТБО, 10 из них организации частной формы собственности.
В отчетном периоде жилищные условия улучшили 14,7 % граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
По результатам работы за 2021 год доходная часть бюджета по собственным доходам выполнена на 107,9 %.
Также проводится работа по повышению эффективности управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами. Осуществляется контроль за своевременным и полным поступлением доходов от аренды муниципального имущества и земельных участков, сдача в аренду неиспользуемого муниципального имущества.
В 2021 году создана единая местная администрации муниципального района, на которую возложено исполнение полномочий администрации Захаровского сельского поселения, являющегося административным центром поселения, что дало возможность оптимизировать штатную численность и расходы на содержание органов местного самоуправления.
По результатам проведенного правительством Рязанской области опроса удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления Захаровского муниципального района сократилась на 1 % и составила в 2021 году 49 %6.
По данным органов статистики среднегодовая численность постоянного населения Захаровского района составляет 8061 человек.
В структуре администрации за экономическое управление отвечает экономический блок: Финансово-казначейское управление. За управление экономическим блоком непосредственно отвечает Глава администрации. Также отдельно выделен социальный блок — за который отвечает Заместитель главы администрации по социальным вопросам5.
Основными задачами по улучшению показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления являются рациональное расходование бюджетных средств и качество реализации муниципальных программ.
За последние 5 лет в Захаровском муниципальном районе Рязанской области реализуется 11 муниципальных программ:
6 Правительство Рязанской области: официальный сайт. — Рязань. — URL: https://www.rvazangov.ru/ (дата обращения: 01.07.2022). — Текст: электронный.
Страница 7 из 14
25ECVN422
1. Развитие малого и среднего предпринимательства.
2. Развитие культуры.
3. Развитие туризма.
4. Повышение эффективности управления муниципальными финансами.
5. Совершенствование системы гражданско-патриотического воспитания детей и
молодежи.
6. Обеспечение жильем молодых семей.
7. Развитие образования.
8. Организация отдыха, оздоровления и занятости детей.
9. Экономическое развитие.
10. Профилактика правонарушений и предупреждение чрезвычайных ситуаций.
11. Социальная поддержка отдельных категорий граждан и социально ориентированных некоммерческих организаций.
12. Дорожное хозяйство.
При проведении оценки эффективности реализации муниципальных программ основными критериями являются: результативность достижения целевых показателей (индикаторов), соблюдение полноты выполнения мероприятий программы [8].
Исполнение данных программ составляет от 98,5 до 100 % (в среднем 99,1 %). Только 4 программы реализовывались недостаточно эффективно (менее 7 баллов), что потребовало некоторых их корректировок. Таким образом, по нашему мнению, данная ситуация свидетельствует о высоком уровне управленческой деятельности органов местного самоуправления и, в первую очередь, при осуществлении таких функций управления как планирование и прогнозирование.
В современных кризисных условиях важнейшее значение имеет активное и гармоничное развитие всех территорий России. При этом именно социальные показатели, стабильная обстановка в муниципалитете, снижение градуса демографических, миграционных и девиационных рисков, повышение занятости и активности всех слоев населения позволяет выявить тенденции к повышению социально-экономической стабильности и безопасности. Основу для контроля и оптимизации должен составлять мониторинг использования муниципальных средств с оптимизацией источников внешнего и внутреннего муниципального управления [9].
В настоящее время существует ряд проблем бюджета Захаровского муниципального района Рязанской области:
1. Неполное применение принципов бюджетного федерализма.
2. Наличие муниципального долга.
3. Несовершенная нормативно-правовая база [10].
Анализ сложившейся в муниципалитете структуры расходов, внедрение стимулов для оптимизации расходов — задачи, которые необходимо решить в ближайшее время.
Таблица 1
Основные характеристики бюджета Захаровского муниципального района, млн руб.
Показатели 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год
Доходы всего 355,4 242,9 227,9 233,3
% к предыдущему году 68,3 93,8 102,4
в том числе:
налоговые и неналоговые доходы 92,3 71,9 75,1 79,1
безвозмездные поступления 263,2 171,0 152,8 154,3
Расходы всего 354,3 242,7 227,7 233,2
% к предыдущему году 68,5 93,8 102,4
из них:
дефицит (-), профицит (+) 1,2 0,2 0,4 0,2
Составлено авторами
Таким образом, в бюджете Захаровского муниципального района существуют некоторые проблемы доходов и расходов при достаточном размере финансовых ресурсов и возможности выбора модели ее дальнейшего перспективного развития.
Таблица 2
Основные макроэкономические показатели социально-экономического развития Захаровского района, влияющие на параметры бюджета
№ п/п Показатель Оценка 2021 год Прогноз 2022 год
1 Индекс производства продукции сельского хозяйства, в % 99,24 100,06
2 Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, млн руб. 163,98 164,57
3 Фонд начисленной заработной платы подлежащий налогообложению, млн руб. 642,4 669,7
4 Темп роста заработной платы, % 103,9 104,7
5 Численность населения, тыс. чел. 8166 8109
Составлено авторами
Таблица 3
Основные характеристики консолидированного бюджета Захаровского муниципального района, млн руб.
Показатели 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год
Доходы всего, 401,4 267,2 259,4 271,4
% к предыдущему году 66,6 97,0 104,6
в том числе:
налоговые и неналоговые доходы 116,2 96,2 105,8 116,3
безвозмездные поступления 285,2 171,0 153,6 155,1
Расходы всего, 399,7 267,0 259,0 271,2
% к предыдущему году 66,8 97,0 104,7
из них:
дефицит (-), профицит (+) 1,7 0,2 0,4 0,2
Составлено авторами
Таблица 4
Социальная направленность расходов
Образование Культура Социальная политика Физическая культура и спорт Общегос. вопросы Другие расходы
2020 год 57,4 % 13,9 % 12,6 % 0,9 % 8,7 % 0,7 %
2021 год 55,8 % 14,0 % 12,5 % 0,7 % 7,8 % 9,2 %
Составлено авторами
Вестник Евразийской науки 2022, №4, Том 14 ISSN 2588-0101
The Eurasian Scientific Journal 2022, No 4, Vol 14 https://esj.today
В плановом периоде на 2019-2021 годы деятельность администрации Захаровского муниципального района, ее структурных подразделений была направлена на реализацию следующих мероприятий:
1. В экономике муниципального образования:
• развитие субъектов малого и среднего предпринимательства;
• поддержку и развитие агропромышленного комплекса;
• развитие сети и улучшение состояния автомобильных дорог;
• обеспечение роста заработной платы работников бюджетной сферы.
2. В социальной сфере:
• оптимизация сети и ремонт учреждений дошкольного образования;
• обеспечение доступного и качественного образования;
• повышение доступности и качества предоставляемых услуг населению в сфере культуры;
• улучшение состояния здоровья сельского населения за счет развития физической культуры и спорта.
3. В сфере жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства:
• содействие развитию малоэтажного жилищного строительства;
• улучшение жилищных условий граждан;
• развитие социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов;
• повышение уровня обеспечения газо-и-водоснабжения населенных пунктов.
4. В сфере организации муниципального управления:
• исполнение социальных обязательств и повышение эффективности использования бюджетных средств;
• создание правовых, административных и экономических условий для развития территорий сельских поселений;
• оптимизация и формирование устойчивой системы органов местного самоуправления района.
Выделяя основные негативные аспекты Захаровского муниципального района, в конечном итоге как обусловливаемые, так и порождающие снижение уровня экономической безопасности муниципалитета, необходимо констатировать следующее:
• изношенность коммунальной и инженерной инфраструктуры, общественного транспорта;
• недостаточное развитие коммунальных систем для обеспечения возрастающих потребностей населения, в том числе связанных с новым строительством;
• деградация жилой застройки 1960-1970-х годов;
• низкие темпы развития дорожной сети и недостаточное качество дорожной инфраструктуры;
Вестник Евразийской науки 2022, №4, Том 14 ISSN 2588-0101
The Eurasian Scientific Journal 2022, No 4, Vol 14 https://esi.todav
• ресурсозатратность и энергоемкость систем инженерно-технического оснащения;
• слабая практика применения инновационных энергоресурсосберегающих технологий и мероприятий;
• значительная дифференциация населения по уровню доходов;
• невысокий уровень экологической безопасности;
• неравномерное распределение социально-бытовых и культурных объектов на территории района.
Данные характеристики указывают на значительное число вызовов, стоящих перед муниципальным образованием для достижения его социальной устойчивости и экономической безопасности [11].
Таким образом, можно констатировать, что управление социально-экономическим развитием, стабильность и безопасность муниципального образования зависит от целевого и эффективного расходования средств бюджета, как баланса расходов и доходов для создания условий и достижения определенных целей развития.
Социально-экономическое развитие Захаровского муниципального района Рязанской области находится на достаточно высоком уровне, судя по достигнутым показателям. Соответственно, на основании этого можно утверждать, что управленческая деятельность органов местного самоуправления данного муниципального образования достаточно эффективная. Имеющиеся проблемы достаточно очевидны, именно на их решение направлена деятельность соответствующих органов и подразделений. Однако следует отметить, что для решения имеющихся проблем в первую очередь, необходимо оптимизировать структуру бюджетных расходов, организовать стимулирование их снижения.
Заключение
Подводя итог проведенного исследования, следует отметить, что поставленная цель достигнута.
Управленческая деятельность органов местного самоуправления социально-экономическим развитием муниципального образования можно оценить как достаточно эффективную, о чем свидетельствуют соответствующие показатели, обозначенные выше. Это подтверждают и результаты проведенного опроса удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления Захаровского муниципального района. Однако, в настоящее время единый набор показателей (индикаторов) социально-экономического развития практически отсутствует, что не позволяет объективно оценить данную позицию, а также сравнить по данному параметру различные муниципальные образования.
Можно сказать, что важно реформировать и пересматривать федеральное законодательство, касающееся закрепления налогов и сферы работы органов местного самоуправления для его упорядочения и ликвидации разногласий. При этом важно не допустить условий, приводящих к уменьшению доходов муниципальных образований.
Необходимо отметить, что в местном бюджете Захаровского муниципального района существуют некоторые проблемы доходов и расходов при достаточном размере финансовых ресурсов и возможности выбора модели ее дальнейшего перспективного развития. Но в целом,
ситуация в местном бюджете благоприятная и бюджет характеризуется устойчивым положением.
Анализ сложившейся в муниципалитете структуры расходов, внедрение стимулов для оптимизации расходов — первоочередные задачи, которые необходимо решить в ближайшее время.
Основными задачами по улучшению показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления являются рациональное расходование бюджетных средств и качество реализации муниципальных программ. За последние 5 лет в Захаровском муниципальном районе Рязанской области реализуется 11 муниципальных программ. Эффективность их реализации в среднем 99,1 %.
Решение вопроса устойчивого и динамичного развития социально-экономической сферы требует обеспечения расходования бюджетных средств в соответствии с планируемыми приоритетами. При этом именно социальные показатели, стабильная обстановка в муниципалитете, снижение градуса демографических и миграционных рисков, повышение занятости и активности всех слоев населения позволяет выявить тенденции к повышению социально-экономической стабильности. Основу для контроля и оптимизации должен составлять мониторинг использования муниципальных средств, с детализацией расходов по значимость выбора объектов и субъектов, звеньев в цепи решаемых задач, сочетания комплексного формирования доходов и распределения расходов с оптимизацией источников внешнего и внутреннего муниципального управления.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кенжекенова, Д.Р. Управление социально-экономическим развитием муниципального образования / Д.Р. Кенжекенова. — Текст: непосредственный // В сборнике: Современные тенденции в государственном управлении: Материалы 1-й Всероссийской научной конференции (Астрахань, 01-30 июня 2018 года). — Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2018. С. 46-48.
2. Кривопускова, С.Д. Проблемные аспекты оценки развития муниципальных образований / С.Д. Кривопускова, В.И. Тинякова. — Текст электронный // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. — 2012. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemnye-aspekty-otsenki-razvitiya-munitsipalnyh-obrazovaniy (дата обращения: 01.07.2022).
3. Михайлова, А.В. К вопросу о понятии социально-экономическое развитие муниципальных образований / А.В. Михайлова. — Текст электронный // Бюллетень науки и практики. — 2016. — № 3. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-ponyatii-sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie-munitsipalnyh-obrazovaniy (дата обращения: 01.07.2022).
4. Пинская, Е.В. Комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования как функция местного самоуправления / Е.В. Пинская. — Текст электронный // Вестник ЮУрГУ. — 2006. — № 13. — URL: https ://cyberleninka. ru/arti cle/n/kompl eksnoe-sotsialno-ekonomi cheskoe-razvitie-munitsipalnogo-obrazovaniya-kak-funktsiya-mestnogo-samoupravleniya (дата обращения: 01.07.2022).
6.
7.
8.
Ворошилов, Н.В. Эффективность муниципального управления: сущность и подходы к оценке / Н.В. Ворошилов. — Текст электронный // Проблемы развития территории. — 2015. — Вып. 3(77). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effekt ivnost-munitsipalnogo-upravleniya-suschnost-i-podhody-k-otsenke (дата обращения: 01.07.2022).
Кайль, Я.Я. Результативное и эффективное управление социально-экономическим развитием муниципального образования / Я.Я. Кайль, В.С. Епинина. — Текст: непосредственный // В сборнике: Регулирование экономической деятельности и деловая среда: проблемы, перспективы и решения. Сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции (Казань, 20 августа 2017 года). — Казань: Научная общественная организация «Профессиональная наука», 2017. С. 378-388.
Колмакова, Е.М. Социально-экономический анализ муниципальных образований по критерию их устойчивого территориального развития / Е.М. Колмакова. — Текст электронный // Вестник Челябинского государственного университета. — 2014. — № 2(331). — URL: https://cvberleninka.ru/article/n/sotsialno-ekonomicheskiy-analiz-munitsipalnyh-obrazovaniy-po-kriteriyu-ih-ustoychivogo-territorialnogo-razvitiya (дата обращения: 01.07.2022).
Теоретические аспекты повышения ответственности власти за свою работу: монография / И.Г. Шашкова, А.Б. Мартынушкин, С.И. Шашкова, Н.А. Полканова, Н.Е. Захарова, А.П. Шаститко. — Рязань, 2014. — URL: https://lib.rucont.ru/efd/273374 (дата обращения: 01.07.2022). — Текст электронный.
Медведева, В.Н. Стратегическое управление социально-экономическим развитием муниципального образования / В.Н. Медведева. — Текст: непосредственный // Вестник СевКавГТИ. — Ставрополь: Ставропольский университет, 2014. № 19. С. 42-47.
Тихомиров, Ю.А. Оптимизация правового регулирования в контексте социально-экономического развития / Ю.А. Тихомиров. — Текст электронный // Актуальные проблемы экономики и права. — 2015. — № 1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-pravovogo-regulirovaniya-v-kontekste-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya (дата обращения: 01.07.2022).
Евграфов, О.В. Управление социально-экономическим развитием муниципального образования: направления совершенствования / О.В. Евграфов, И.Г. Голышев, Н.Н. Белова. — Текст: непосредственный // Известия Международной академии аграрного образования. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, 2019. № 44. С. 57-61.
25ECVN422
Novikov Sergey Nikolaevich
Ryazanskiy State University of the name S.A. Esenina, Ryazan, Russia
E-mail: [email protected]
Davydova Nadezhda Ivanovna
Ryazanskiy State University of the name S.A. Esenina, Ryazan, Russia
E-mail: [email protected]
Management activities of public authorities by the socio-economic development of the municipality
Abstract. Management activities play a huge role in the socio-economic development of any municipality. However, many problems have accumulated in this area, and the situation does not always tend to improve. The work is devoted to the development of theoretical provisions for organizing the management activities of local self-government bodies in the indicated area, in particular, on the example of the Zakharovsky municipal district of the Ryazan region, justifying proposals to increase its effectiveness and improve it. The author analyzed the state of management activities of local self-government bodies in the field of managing the socio-economic development of the municipal district, identified the existing problems in the indicated area and proposed ways to solve them.
The purpose of this work is to study the organization of management of the socio-economic development of the municipality and substantiate proposals to improve its effectiveness.
The object of the study is a municipality, in particular the Zakharovsky municipal district of the Ryazan region.
The subject is the organization of management activities of local governments in the field of socio-economic development of the municipality.
Methodological basis — modern theories of management, legislation. The author analyzed a set of problems in the indicated area and proposed ways to solve them. The results can be used to further improve the management system in this area.
Keywords: management activities; socio-economic policy; local governments; socioeconomic development of the municipality