Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2020, №6, Том 12 / 2020, No 6, Vol 12 https://esj.today/issue-6-2020.html URL статьи: https://esj.today/PDF/72ECVN620.pdf DOI: 10.15862/72ECVN620 (http://dx.doi.org/10.15862/72ECVN620) Ссылка для цитирования этой статьи:
Кабашова Е.В. Заработная плата работников как один из индикаторов для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления // Вестник Евразийской науки, 2020 №6, https://esj.today/PDF/72ECVN620.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/72ECVN620
For citation:
Kabashova E.V. (2020). Wages of employees as one of the indicators for assessing the effectiveness of local government bodies. The Eurasian Scientific Journal, [online] 6(12). Available at: https://esj.today/PDF/72ECVN620.pdf (in Russian) DOI: 10.15862/72ECVN620
УДК 331.2+352 ГРНТИ 06.77.77
Кабашова Елена Владимировна
ФГБУН «Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук»
Башкирский филиал в г. Уфа, Уфа, Россия Старший научный сотрудник Кандидат экономических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=682041
Заработная плата работников как один из индикаторов для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления
Аннотация. В современных условиях исследования, связанные с оценкой эффективности деятельности органов местного самоуправления, являются весьма актуальными. Востребованность мониторинга и анализа эффективности деятельности органов местного самоуправления обусловлена возможностью определить правильность и результативность выбранных направлений их деятельности. Научная новизна данного исследования заключается в методологии, а именно в использовании междисциплинарного подхода к данной проблеме, основанном на применении совокупности экономических, социологических и статистических приемов и методов. В статье раскрыты роль и значимость среднемесячной начисленной заработной платы работников (одного из основных показателей уровня жизни населения на муниципальном уровне) с позиции индикатора оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в Республике Башкортостан. Автором представлен анализ тенденции, уровня и степени дифференциации заработной платы по различным направлениям. В ходе исследования с помощью корреляционного анализа была выявлена средняя связь между удовлетворенностью населения деятельностью главы муниципального образования и уровнем начисленной заработной платой работников (по данным муниципальной статистики и социологических исследований).
Автором предложены направления совершенствования существующей методики оценки эффективности органов местного самоуправления. Автор приходит к выводу о необходимости включения в систему показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления критериев дифференциации заработной платы (размаха вариации,
коэффициента фондов коэффициента вариации). Также необходимо внести уточнения в методику оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в части критериев удовлетворенности населения именно деятельностью руководителя муниципального образования, преимущественно во взаимосвязи с показателями уровня и качества жизни его населения.
Ключевые слова: заработная плата; органы местного самоуправления; оценка; методика; показатели; эффективность; муниципальные образования; дифференциация
В сложившихся современных условиях главная цель деятельности органов государственного и муниципального управления - это устойчивое социально-экономического развития страны, ее регионов, муниципальных образований; укрепление их потенциала, повышение уровня и качества жизни населения. На сегодняшний день на муниципальном уровне существует ряд проблем социального, экономического, а также демографического характера, требующих своевременного решения. В связи с этим исследования, связанные с оценкой эффективности деятельности органов местного самоуправления (ОМСУ) (например, выбор критериев оценки, методика расчета индикаторов эффективности, порядок пересмотра перечня показателей, периодичность мониторинга отдельных показателей, учет объективных и субъективных аспектов оценки), являются весьма актуальными. Востребованность оценки и анализа эффективности деятельности органов местного самоуправления обусловлена возможностью «определить правильность и результативность выбранных направлений их деятельности» [1].
Методика мониторинга и система показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления приведены в Указе Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» 1. Стоит отметить, что в основном перечне показателей отсутствовали индикаторы, характеризующие уровень и качество жизни населения. А ведь именно показатели уровня жизни населения, в том числе среднемесячную начисленную заработную плату можно «считать одним из главных критериев при оценке эффективности работы ОМСУ» [2], «ключевым индикатором их эффективного функционирования» [3].
Показатель среднемесячной начисленной заработной платы в оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов стал учитываться в утвержденном перечне 27 дополнительных показателей лишь с 2012 г. (Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. № 1317)2.
В целом совокупность показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления включает в себя как количественные, так и относительные
1 Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов: Указ Президента РФ от 28.04.2008 г. № 607 (с изм. и доп.). URL: https://base.garant.ru/193208/ (дата обращения: 10.09.2020).
2 О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и подпункта «и» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»: Постановление Правительства РФ от 17.12.2012 г. № 1317. URL: https://base.garant.ru/70286210/ (дата обращения: 10.09.2020).
Страница 2 из 11
Введение (актуальность)
72ECVN620
переменные, которые «приводятся в расчете на одного жителя или рассчитываются как процент от установленного объема или количества» [4].
В основу официальной методики оценки эффективности заложен единый методический подход к организации мониторинга. С одной стороны, при данной методике не «учитываются особенности того или иного муниципального района» [5], условия, особенности его социального и экономического развития, его трудовой, промышленный, инвестиционный, демографический потенциал, что, в свою очередь, лишает «органы местного самоуправления стимулов для совершенствования собственной деятельности, так как ее результат фактически остается не замеченным» [6]. С другой стороны, существующий унифицированный подход позволяет проводить сравнительный анализ результатов такого мониторинга по муниципальным образованиям, выстраивая рейтинги территорий, а также оценивать динамику изменения показателей социально-экономического развития муниципальных образований (МО).
По мнению ученых, существующая не сегодняшний день методика оценки недостаточно результативна и имеет ряд недостатков. Проблемы оценки эффективности органов власти актуальны и исследуются также в зарубежной научной литературе, раскрывая вопросы критериев оценки органов власти и их эффективности в процессе принятия управленческих решений [7-8], также анализируется общая экономическая эффективность местных органов власти в период экономического кризиса [9-10].
Цель данного исследования - рассмотрение важнейшего показателя уровня жизни населения - среднемесячной начисленной заработной платы как одного из индикаторов оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в Республике Башкортостан
(РБ).
В связи с поставленной целью были решены следующие задачи:
• проанализированы показатели экономического блока оценки эффективности органов местного самоуправления;
• изучены тенденции, уровни и степень дифференциации заработной платы в республике (по отраслям, муниципальным образованиям, категориям предприятий и учреждений);
• оценена зависимость удовлетворенности населения деятельностью главы муниципального образования от уровня заработной платы работников (по данным социологических исследований);
• предложены направления совершенствования существующей методики оценки эффективности органов местного самоуправления.
Объектом исследования является Республика Башкортостан, в состав которой по состоянию на 01.01.2020 г. входят 9 городских округов и 54 муниципальных районов.
Эмпирической базой исследования послужили данные муниципальной статистики Башкортостанстата, паспорта муниципальных образований, программы и стратегии развития Республики Башкортостан, сводные годовые доклады о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Республики Башкортостан по итогам 2017-2019 гг., а также данные социологических исследований об удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления.
Методы
Новизна исследования заключается в методологии, а именно: в междисциплинарном подходе к данной проблеме, основанном на использовании совокупности экономических (анализ и сравнение экономических показателей), социологических (опрос, социологическое исследование) и статистических (корреляционный анализ социально-экономических процессов и явлений) приемов и методов (таблица 1).
Таблица 1
Система методов, используемых в оценке деятельности эффективности органов местного самоуправления
Метод исследования / область исследования Источник данных
Анализ рядов динамики показателей экономического развития муниципальных образований Сводные годовые доклады Республики Башкортостан о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по итогам 2017-2019 гг., данные муниципальной статистики
Определение коэффициентов вариации (дифференциации) заработной платы Данные муниципальной статистики, паспорта городских округов и муниципальных районов
Корреляционный анализ зависимости удовлетворенности населения МО деятельностью органов власти местного самоуправления от уровня заработной платы его жителей Данные муниципальной статистики, паспорта городских округов и муниципальных районов
Социологическое исследование (опрос) Результаты социологического исследования (502 респондентов по РБ), а также результаты опроса населения об удовлетворенности деятельностью органов местного самоуправления (25 289 человек)
Разработано автором
Предложенная методика анализа заработной платы как индикатора при проведении оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления может быть использована на региональном уровне в других субъектах Российской Федерации.
Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан по разделу «Экономическое развитие» осуществляется по восьми показателям, представленным в таблице 2.
Таблица 2
Основные экономические показатели оценки эффективности органов местного самоуправления в Республике Башкортостан
Показатель 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2019 г. в % к 2017 г.
1. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, руб. 30 357,7 33 752,8 36 465,0 120,1
2. Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения, единиц 312,1 313,1 313,4 100,4
3. Доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций, % 30,5 30,2 30,7 100,7
4. Объем инвестиций в основной капитал в расчете на 1 жителя, руб. 38 996 37 434,1 41 964,0 107,6
5. Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории городского округа (муниципального района)», % 66,73 66,76 65,88 98,7
6. Доля прибыльных сельскохозяйственных организаций в общем их числе по республике, % 93,4 96,0 91,8 98,3
Показатель 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2019 г. в % к 2017 г.
7. Доля протяженности автомобильных дорог местного значения, не соответствующих нормативным требованиям, % 41,6 40,0 37,7 90,6
8. Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром городского округа (муниципального района), в общей численности населения городского округа (муниципального района), % 4,32 6,49 8,00 185,2
Составлено автором на основе данных Сводных годовых докладов о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Республики Башкортостан по итогам 2017, 2018, 2019 годов3
В 2019 г. по сравнению с 2017 г. число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 000 человек населения муниципального образования составило 313,4 единиц, что больше по сравнению с 2017 г. на 0,4 % за счет принимаемых мер поддержки малого и среднего бизнеса. Несмотря на незначительное увеличение показателя, стоит учитывать тенденцию сокращения постоянного населения республики с 2015 г.
В 2019 г. доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий практически осталась на уровне 2017 г. и составила 30,7 %. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя в 2019 г. увеличился на
7.6 % по сравнению с 2017 г., что обусловлено реализацией инвестиционных проектов предприятий, оказывающих значительное влияние на экономику муниципальных образований.
Доля прибыльных сельскохозяйственных организаций в республике сократилась на
1.7 %. В 24 муниципальных районах Республики Башкортостан имеются убыточные сельскохозяйственные организации. Доля протяженности автомобильных дорог местного значения, не соответствующих нормативным требованиям, по региону сократилась с 41,6 % в 2017 г, до 37,7 % в 2019 г., ее рост отмечается только в двух муниципальных образованиях республики.
В 2019 г. номинальная начисленная заработная плата работников составила в среднем 36 465 рублей в месяц, что выше на 20,1 % по сравнению с 2017 г. Для сравнения стоит отметить, что средний уровень заработной платы в целом по России в 2019 г. составил 47 867 руб., т. е. среднереспубликанский уровень составляет 76,2 % от среднего уровня по стране в целом.
По итогам 2019 г. уровень заработной платы более чем в 3,6 раза превышает размер прожиточного минимума для трудоспособного населения (10 127 руб.).
В цело по республике с 2000 г. наблюдается снижение темпов роста номинальной и реальной заработной платы работников (рисунок 1).
Особо остро на сегодняшний день стоит проблема дифференциации заработной платы [11]. Дифференциация заработной платы в разрезе муниципальных образований республики характеризуется следующими показателями:
• размах вариации (разница между максимальным и минимальным уровнем заработной платы) составил в 2019 г. - 25 294,7 руб. (в 2017 г. - 22 682,8 руб.). Наибольший размер заработной платы наблюдается в Уфимском районе -
3 Сводный годовой доклад Республики Башкортостан о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Республики Башкортостан по итогам 2019 года. URL: https://pravitelstvorb.ru/ru/region/20201001-1.pdf (дата обращения: 15.10.2020).
160 150 140 130 120 110 100 90 80
51 456,6 руб. и г. Уфе - 50656 руб., минимальный - в Бурзянском районе -26161,9 руб., а также в Бакалинском - 27736,5 руб. и Миякинском - 27951,5 руб. районах;
коэффициент вариации, характеризующий однородность показателя «заработная плата» в совокупности муниципальных образований, составил 15,6 % (в пределах нормы) (в 2017 г. - 17,9 %).
155,9
126
108,0 103,3 100,3
112,7
1999 2001 2003 2005 2007 2009 2011 2013 2015 2017 —*—индекс средней номинальной начисленной заработной платы
—*—индекс реальной начисленной заработной платы
-индекс реальных денежных доходов
2019
Рисунок 1. Индексы показателей заработной платы и доходов населения, в % к предыдущему году (составлено автором на основе данных статистического сборника4)
При оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления среднемесячная начисленная заработная плата анализируется в разрезе категорий предприятий и муниципальных учреждений, представленных на рисунке 2.
Муниципальные учреждения физической культуры и спорта
Муниципальные учреждения культуры и искусства
Учителя муниципальных общеобразовательных учреждений
Муниципальные общеобразовательные учреждения
Муниципальные дошкольные образовательные учреждения
Крупные и средние предприятия и некоммерческие организации
24248 24099
27968
33003 32893
23598 24448
28206 29914
36465 30149
0
> 2019г.
10000 12017г.
20000
30000
40000
Рисунок 2. Динамика среднемесячной начисленной заработной платы в разрезе предприятий и учреждений, рублей (составлено автором по данным Сводных годовых докладов Республики Башкортостан о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных
районов по итогам 2017, 2018, 2019 гг.)
Статистический сборник Республика Башкортостан в цифрах. Башкортостанстат. Уфа, 2019. 180 с.
72ECVN620
Рисунок 2 наглядно иллюстрирует дифференциацию заработной платы в разрезе рассматриваемых категорий предприятий и учреждений, а также различные темпы ее роста в 2019 г. по сравнению с 2017 г. Наибольший размер оплаты труда наблюдается на крупных и средних предприятиях республики, наименьший - в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, размах вариации между ними составляет 12 017 руб., а их соотношение - почти 1,5 раза.
Наибольший темп прироста заработной платы отмечается в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях - 39,2 %, а также в учреждениях культуры и искусства - 36,9 %. На крупных и средних предприятиях темп прироста заработной платы в 2019 г. по сравнению с 2017 г. практически соответствует среднереспубликанскому приросту в целом. К муниципальным учреждениям с наименьшим приростом заработной платы относятся учреждения физической культуры и спорта - 15,3 %, а также учителя муниципальных общеобразовательных учреждений - 16,6 %.
Дифференциация заработной платы в республике по видам экономической деятельности представлена на рисунке 3.
Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений
Образование
Деятельность профессиональная, научная и техническая Деятельность по операциям с недвижимым имуществом Деятельность финансовая и страховая Деятельность в области информации и связи Транспортировка и хранение Торговля оптовая и розничная
Строительство * Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство
4 21,8
^ 8,5 10
0 5 10 15
' Республика Башкортостан " Российская Федерация
20
25
Рисунок 3. Дифференциация в оплате труда работников по видам экономической деятельности (по данным выборочного обследования в апреле 2019 года), коэффициенты фондов (составлено автором на основе данных статистического сборника Республика
Башкортостан в цифрах. 2019)
Встает вопрос, насколько обоснованы сложившиеся отраслевые и подотраслевые разрывы в заработках, которые зависят, прежде всего, от финансово-экономического положения производств [12].
По данным выборочного обследования рабочей силы в апреле 2019 года в Республике Башкортостан соотношение размеров средней заработной платы 10 % наиболее оплачиваемых и 10 % наименее оплачиваемых работников (коэффициент фондов) составило 8,7 раз. Степень «зарплатного неравенства» в регионе значительно ниже, чем в среднем по стране (в Российской Федерации коэффициент фондов равен 13,0 раз).
72ECVN620
По нашему мнению, отсутствие в системе показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления критериев дифференциации заработной платы (размаха вариации, коэффициента фондов (децильного коэффициента), коэффициента вариации) является существенным недостатком. Дифференциация заработной платы должна не только учитываться на уровне муниципальных образований, а также анализироваться и контролироваться, так как высокий ее уровень влечет за собой значительный разрыв в доходах населения и может вызвать социальное недовольство и даже напряженность в обществе.
По мнению ученых, для оценки эффективности функционирования МО указанные коэффициенты дифференциации даже «предпочтительнее рассчитывать именно по показателю среднемесячной начисленной заработной платы, чем по среднедушевым денежным доходам населения, так как последний показатель учитывает и такие виды доходов, на которые практически невозможно повлиять на муниципальном уровне (например, пенсии, социальные пособия) [3].
Перейдем к социологической части нашего исследования. Ежегодно на портале «Голос Республики Башкортостан» 5 проводится 1Т-опрос населения об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления. Населению предлагается оценить его удовлетворенность организацией транспортного обслуживания, качеством автомобильных дорог, предоставлением коммунальных услуг, а также деятельностью руководителя муниципального образования. Остается открытым вопрос, чем будет руководствоваться обычный житель муниципального образования при оценке эффективности деятельности руководителя муниципального образования? По нашему мнению, на его оценку будут влиять такие факторы, как: уровень благосостояния его и его семьи, степень социальной защищенности, занятость, трудоустройство, уверенность в завтрашнем дне. Данные критерии качества и уровня жизни напрямую зависят от уровня заработной платы и компетентности органов муниципального управления.
По нашему мнению, о результатах деятельности руководителя муниципального образования население будет судить именно по уровню своих доходов, если быть точнее - по уровню заработной платы (так как такие доходы как пенсии или социальные трансферты мало поддаются муниципальному регулированию).
В 2019 г. в опросе приняли участие 25 289 жителей Республики Башкортостан, что на 2 098 человек или на 7,7 % меньше по сравнению с 2018 г. На наш взгляд, сокращение численности респондентов обусловлено тем, что для участия в опросе необходимо зарегистрироваться в Единой системе идентификации и аутентификации на официальном интернет-портале государственных услуг в Российской Федерации.
Рост удовлетворенности населения в 2019 г. относительно 2018 г. отмечен в 30 муниципальных образованиях республики. Всего в двух муниципальных образованиях оценка деятельности руководителя меньше комплексной оценки. В 24 муниципальных образованиях оценка деятельности руководителя ниже среднереспубликанского уровня. В 2019 г. в целом по республике оценка деятельности руководителя муниципального района (городского округа) осталась практически на уровне 2017 г. и составила 90,07, а комплексная оценка - 84,06.
В социологическом исследовании 2019 г., проводимом в рамках научно-исследовательского проекта Российского научного фонда «Академический проект: управляемость процессов социального группообразования в регионах с разным уровнем социокультурной модернизации и поддержка населением стратегии развития РФ до 2024 года», респондентам был задан вопрос о необходимости изменений в работе главы республики, края,
5 Портал «Голос Республики Башкортостан». URL: https://golos.bashkortostan.ru/polls/39/. Страница 8 из 11
области (региона). а также необходимости изменений в работе администрации города, поселка, села проживания респондента. Оценка проводилась по трех балльной шкале, где 1 балл -«требуются кардинальные изменения в работе», 2 - «требуются частичные изменения в работе», 3 - «не стоит ничего менять, с работой справляются» [13].
Из числа рассматриваемых регионов (Республика Калмыкия, Белгородская область, Московская область) по вопросу о необходимости изменений в работе органов власти и управления Республика Башкортостан характеризуется наивысшим баллом - 2,46 (в среднем по опросу - 2,05), что еще раз свидетельствует об удовлетворенности жителей региона (в частности 502 респондентов) деятельностью органов местного самоуправления.
В ходе исследования с помощью корреляционного анализа была выявлена средняя связь между оценкой деятельности руководителя муниципального образования и уровнем начисленной заработной платой работников (коэффициент корреляции равен 0,494).
По нашему мнению, необходимо внести уточнения в методику оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в части критериев оценки именно деятельности руководителя МО, преимущественно во взаимосвязи с показателями уровня и качества жизни населения МО.
Таким образом, необходимость совершенствования методики мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления обусловлена возможностью выявления территорий со сдержанным уровнем социально-экономического развития, требующих приоритетного внимания органов управления; выявления степени дифференциации МО, их ресурсов и потенциала, что в конечном итоге должно, в первую очередь, сказаться на повышении уровня жизни жителей муниципального образования.
В конечном итоге это будет способствовать снижению дифференциации социально-экономического развития муниципальных образований, сбалансированному развитию территорий, являющимся одним из стратегических приоритетов развития Республики Башкортостан до 2030 года6.
ЛИТЕРАТУРА
1. Палагина О.А. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления // Ученые записки ТОГУ, 2020. Т.11. №2. С. 246-251.
2. Палатников Д.Е., Симунин Д.С. Эффективность органов местного самоуправления: критерии оценки // Социальные и гуманитарные знания. 2019. Том 5. № 2. С. 114-123.
3. Барашов Н.Г., Латков А.В., Толмачев М.Н. Дифференциация муниципальных образований по уровню среднемесячной заработной платы как результат социально-экономического развития // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета, 2019. №3(77). С. 42-46.
4. Кирбенева Н.И., Абрамитов С.А. К вопросу о показателях для оценки населением эффективности деятельности органов местного самоуправления // Перспективы науки - 2017: Материалы VII Международного конкурса научно-исследовательских работ. Научный редактор А.В. Гумеров, 2017. С. 73-76.
6 О Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2030 года: Постановление Правительства РБ от 20.12.2018 №624 URL:
https://economy.bashkortostan.ru/documents/active/298367/ (дата обращения: 10.09.2020).
Вестник Евразийской науки 2020, №6, Том 12 ISSN 2588-0101
The Eurasian Scientific Journal 2020, No 6, Vol 12 https://esi.today
5. Ким О.Л. Вопрос об оценке эффективности органов местного самоуправления // Вестник факультета управления СПбГЭУ, 2017. №1-1. С.158-163.
6. Соколова Н.Н. Направления совершенствования методики оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования, 2017. №5. С. 68-73.
7. Plant T. From Measuring to Managing Performance: Recent Trends in the Development of Municipal Public Sector Accountability / T. Plant, C. Agocs, E. Brunet-Jailly, J. Douglas. Toronto: IPAC, 2005. 87 p.
8. Williams D. Measuring Government in the Early Twentieth Century / D. Williams // Public Administration Review. 2003. № 63 (6). Pp. 643-659.
9. Narbon-Perpina I. Evaluating local government performance in times of crisis // Journal Local Government Studies. Volume 45, 2019. Issue 1. Рр. 64-100.
10. Narbon-Perpina I., De Witte K. Local governments' efficiency: a systematic literature review // International Transactions in Operational Research, 2018. Volume 25, No. 2. Pp. 431-468.
11. Кабашова Е.В., Кузнецова А.Р. Прогнозирование среднемесячной начисленной заработной платы работников с помощью эконометричексого моделирования // Российский электронный научный журнал, 2018. №1(27). С. 26-46. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30035497 (дата обращения: 10.10.2020).
12. Токсанбаева М.С. Факторы формирования высокой дифференциации заработной платы // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2020. №10-2(49). С. 184-191.
13. Богданов В.С. Онлайн экспертиза деятельности органов власти и управления в контексте проблем социокультурной модернизации регионов в 2015 и 2019 годах, а также перспектив реализации стратегии развития РФ до 2024 года // ИНАБ. 2019. № 2. Отношение населения пилотных регионов Российской Федерации к работе органов власти и управления: сравнительный анализ 2015-2019 гг. С. 4161. DOI: 10.19181/inab.2019.2.2.
Kabashova Elena Vladimirovna
Federal center of theoretical and applied sociology of the Russian academy of sciences
Bashkir branch, Ufa, Russia E-mail: [email protected] PHH^ https://elibrary.ru/author profile.asp?id=682041
Wages of employees as one of the indicators for assessing the effectiveness of local government bodies
Abstract. In modern conditions, research related to the assessment of the effectiveness of local self-government bodies is very relevant. The demand for monitoring and analysis of efficiency of activity of local governments is the possibility to determine the correctness and effectiveness of chosen activities. The scientific novelty of this study lies in the methodology, namely in the use of an interdisciplinary approach to this problem, based on the use of a set of economic, sociological and statistical techniques and methods. The article reveals the role and significance of the average monthly accrued salary of employees (one of the main indicators of the standard of living of the population at the municipal level) from the position of an indicator for evaluating the effectiveness of local self-government bodies in the Republic of Bashkortostan. The author presents an analysis of the trend, level and degree of wage differentiation in various areas. In the study using correlation analysis identified a medium link between satisfaction with public activities of the head of the municipality and the level of wage workers (according to the municipal statistics).
The author suggests ways to improve the existing methodology for assessing the effectiveness of local self-government bodies. The author comes to the conclusion that it is necessary to include in the system of indicators for assessing the effectiveness of local self-government performance criteria for wage differentiation (the scope of variation, the coefficient of funds of the coefficient of variation). It is also necessary to clarify the methodology for assessing the effectiveness of local self-government bodies in terms of the criteria for satisfaction of the population with the activities of the head of the municipality, mainly in relation to indicators of the level and quality of life of its population.
Keywords: wages; local self-government bodies; assessment; methodology; indicators; efficiency; municipalities; differentiation
72ECVN620