DOI 10.47576/2712-7516_2022_2_1_39 УДК 336
ПОДХОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ (НА МАТЕРИАЛАХ ВЛАДИМИРСКОЙ
ОБЛАСТИ)
Савельев Игорь Игоревич,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и маркетинга, Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, г. Владимир, Россия, e-mail: [email protected]
Смирнова Ольга Игоревна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры управления и информационных технологий факультета права и управления, Владимирский юридический институт ФСИН России, г. Владимир, Россия, e-mail: smiola@ mail.ru
Рубищев Андрей Николаевич,
кандидат экономических наук, доцент, кафедра юридических дисциплин, Академия гражданской защиты МЧС России, г. Химки, Россия, e-mail: [email protected]
В статье представлены подходы и инструменты по совершенствованию управления финансами муниципальных образований. Отмечается, что в настоящее время существует острая потребность в разработке и применении методик оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления посредством оценки эффективности расходования бюджетных средств, динамики изменения показателей, характеризующих качество жизни населения, уровня социально-экономического развития муниципального образования, степени внедрения методов и принципов управления, обеспечивающих переход к более результативным моделям муниципального управления.
Ключевые слова: управление финансами; бюджет муниципального образования; оценка эффективности органов власти; социально-экономическое развитие территории.
UDC 336
APPROACHES AND TOOLS FOR IMPROVING THE FINANCIAL MANAGEMENT OF MUNICIPALITIES (ON THE MATERIALS OF THE VLADIMIR REGION)
Saveliev Igor Igorevich,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Management and Marketing, Vladimir State University named after A. G. and N. G. Stoletovs, Vladimir, Russia, e-mail: [email protected]
Smirnova Olga Igorevna,
PhD in Philology, Associate Professor of the Department of Management and Information Technologies, Faculty of Law and Management, Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Vladimir, Russia, e-mail: smiola@ mail.ru
Rubishchev Andrey Nikolaevich,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Legal Disciplines, Academy of Civil Protection of the Ministry of Emergency Situations of Russia, Khimki, Russia, e-mail: [email protected]
The article presents approaches and tools for improving the financial management of municipalities. It is noted that at present there is an urgent need to develop and apply methods for assessing the effectiveness of local governments by assessing the efficiency of spending budget funds, the dynamics of changes in indicators characterizing the quality of life of the population, the level of socio-economic development of the municipality, the degree of implementation of management methods and principles that ensure the transition to more efficient models of municipal government.
Keywords: financial management; budget of the municipality; assessment of the effectiveness of authorities; socio-economic development of the territory.
Вопросы, связанные с управлением финансами, становятся все более актуальными и требуют новых нестандартных подходов и решений, особенно в государственной и муниципальной сфере. «Эффективность управления местными бюджетами чрезвычайно важна в условиях ограниченности финансовых ресурсов местных бюджетов и растущего спроса общества на оказание качественных муниципальных услуг» [3]. В настоящее время на практике для оценки эффективности управления местными бюджетами применяются различные индикаторы, отражающие отдельные аспекты управления доходами, расходами и источниками финансирования дефицита бюджетов муниципальных образований. Причем набор показателей не унифицирован и может отличаться в муниципальных образованиях в рамках субъекта Федерации, что препятствует как процессу объективной оценки, так и межмуниципальному сравнению эффективности управления бюджетами. Кроме того, актуальность представленного в статье исследования определяется особой зависимостью муниципальных образований от эффективного управления собственными финансовыми ресурсами, так как муниципальные бюджеты - это одно из самых уязвимых мест финансово-экономической системы современной России. При этом нельзя забывать, что уровень жизни и ее качество для населения формируются в основе своей на местном уровне. Поэтому от «эффективности органов муниципальной власти особенно зависит оценка качества не только местного, но и государственного управления (как регионального, так и общефедерального)» [4]. Современное состояние федерального бюджета Российской Федерации, ре-
ализующего широкую совокупность задач в сфере государственной экономической, социальной политики, обороны, выравнивания межбюджетных различий, характеризуется нарастанием бюджетного дефицита, актуализацией направлений расходования бюджетных средств в соответствии с обновленной Стратегией государственной экономической безопасности [5].
При поиске подходов к совершенствованию управления финансами муниципальных образований многое зависит от прогрессивности взглядов, компетенций руководителей территорий, особенно если ставить стратегический ориентир на достижение целей устойчивого развития.
Бюджетная эффективность оценивается на основании реализации принципа эффективности использования бюджетных средств, который означает, что «при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности)» [1], то есть бюджетная эффективность - это отношение полученного положительного результата (положительная динамика) деятельности местных органов власти по полномочиям, финансируемым бюджетными средствами, к бюджетным расходам, обеспечившим получение данных результатов.
Проведенный краткий анализ методик оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления показал, что в России для оценки эффективности работы
муниципальной власти применяется методика оценки эффективности использования бюджетных средств, то есть отношение полученного положительного результата (положительной динамики) деятельности местных органов власти по полномочиям, финансируемым бюджетными средствами, к бюджетным расходам, обеспечившим получение данных результатов.
В целях устранения проблем в работе существующих методик и внесения предложений по устранению недостатков в исследовании осуществлена оценка эффективности органов власти МО Боголюбовское сельское поселение за 2019 г. Оценка эффективности проводилась по различным показателям: «Общегосударственные вопросы», «Национальная оборона», «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», «Национальная экономика», «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Культура», «Межбюджетные трансферты (земельный контроль)», «Социальная политика».
Количественная шкала оценивания выглядит следующим образом:
- 4 балла - показатель достигнут;
- 2 балла - частичное достижение показателя;
- 0 баллов - показатель достигнут.
Как правило, приоритетность направлений деятельности органов государственной власти находит прямое отражение в составе структуры расходов. Расходы бюджета МО Боголюбовское сельское поселение за 2019 г. классифицируются по следующим разделам:
- общегосударственные вопросы;
- национальная оборона;
- национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
- национальная экономика;
- жилищно-коммунальное хозяйство;
- культура;
- межбюджетные трансферты (земельный контроль);
- социальная политика.
Оценка эффективности использования бюджетных средств муниципального образования определяется по формуле:
М
где
Е - эффективность использования бюд-
жетных средств муниципального образования;
Епх1,Еп х2,...,Епхп - эффективность показателей деятельности местных органов власти по полномочиям, финансируем бюджетными средствами;
М - количество показателей.
В табл. 1 представлены возможные варианты оценки эффективности функционирования органов муниципальной власти.
Таблица 1 - Оценка эффективности использования бюджетных средств [6]
Значение Е Оценка
Е > 80% эффективна
50% <Е < 80% эффективна в недостаточной степени
Е < 50% неэффективна
Оценивая полученный результат для МО Боголюбовское сельское поселение за 2019 г. - 56,81 % - можно сделать вывод, что эффективность использования бюджетных средств недостаточная. Программная реализация расчетов была произведена в табличном процессоре MS Excel, который позволяет также графически интерпретировать полученные результаты в динамике.
Кроме того, осмысление института партнерства «бизнес - власть - общество» может быть перспективно представлено в качестве эффективной платформы реализации стратегии социально-экономического развития территории и ее финансового обеспечения. Здесь предлагается использовать матричный подход. При таком подходе сущность оценки будет заключаться в формировании матрицы, ячейками которой будут являться описанные ранее группы показателей. Размерность матрицы может определяться количеством выбранных показателей каждого из блоков (basic indicator, (specific indicator, public indicator) - строки матрицы по четырем факторам: socio, economy, ecology, image - столбцы матрицы [2].
В качестве программной реализации процедуры оценки может быть использовано типовое программное обеспечение для обработки табличной информации. На рис. 1 представлена форма матрицы для заполнения значений показателей и расчета итоговой оценки, реализованная в базовой среде MS Excel.
В этой матрице на пересечении строк и столбцов цветом можно обозначать влия-
socio economy ecology image
indicator basic indicator 0 B12 B12 B1 Б
B21 B22 B22 B2
Bnl Bn2 Br2 En
specific indicator Sil SI 2 S12 SI S
S21 S22 S22 S2
Sml Sm2 Sm2 Sm
public indicator Pll Pll Pll PI P
P21 P21 P21 P2
Pkl Pkl Pkl Pk <r TOTAL RATING
E
Рисунок 1 - Вариант реализации матрицы показателей в среде MS Excel
ние индикатора (базисного, специфического, общественного) на ту или иную сферу (социальная, экономическая, экологическая, имиджевая).
Соответственно, общая оценка эффективности деятельности органов власти за период может складываться из 12-21 показателя. Важно, чтобы общественные показатели составляли 25-30 % от общей совокупности (видение Президента Российской Федерации В. В. Путина по национальным целям и стратегическим задачам развития страны на период до 2024 г.).
Для получения итоговой оценки может быть использован «принцип светофора», определения пороговых значений так называемых зон: «зеленая зона» - деятельность органов власти эффективна, «желтая зона» - эффективна в недостаточной степени, «красная зона» - деятельность органов власти неэффективна.
Представленные рассуждения относительно использования партнерства «бизнес - власть - общество» как эффективной платформы реализации стратегии социально-экономического развития территории были бы неполными без предложения методики оценки эффективности управления территорией. Этот вопрос достаточно важен, так как в процессе стратегического планирования должен присутствовать этап корректировки установленных показателей, который
возможен при условии взвешенной оценки текущих целевых значений.
Таким образом, в ходе проведенного исследования можно предложить несколько ключевых рекомендаций по совершенствованию управления финансами муниципальных образований.
1. Первым предложением является постепенное внедрение механизмов партиципа-торного бюджетирования при распределении части средств муниципальных образований. Основная идея - это повышение эффективности бюджетных расходов за счет вовлечения жителей в процессы местного самоуправления, поддержки инициатив жителей в решении вопросов местного значения.
2. Использование предложенной методики оценки финансовой эффективности работы муниципальной власти, которая, возможно, уходит от «классического» в настоящее время затратного подхода, но выглядит более дифференцированной (возможно, более объективной) в охвате качественных и количественных показателей, характеризующих уровень и условия жизни населения
3. Методическое осмысление института партнерства «бизнес - власть - общество» может быть перспективно представлено в качестве эффективной платформы реализации стратегии социально-экономического развития территории и ее финансового обеспечения.
Список литературы_
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ [Принят Государственной Думой 17 июля 1998 года, с внесёнными изменениями на 07 мая 2013 года]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=146289 (дата обращения: 01.09.2021).
2. Жердев Р.А. Кластерный подход к государственно-частному партнерству // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - № 12. - URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/12/60727 (дата обращения: 23.05.2021).
3. Ковалева, Т. М. Бюджет и бюджетная политика : учебник / под ред. Т. М. Ковалевой, С. В. Барулина. - Москва : НОРМА, 2015. - 318 с.
4. Суслов, В. И. Подходы к разработке и согласованию стратегий экономического развития макрорегионов страны / В. И. Суслов // Экономика региона. - 2009. - № 3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podhody-k-razrabotke-i-soglasovaniyu-strategiy-ekonomicheskogo-razvitiya-makroregionov-strany (дата обращения: 30.05.2021).
5. Цветков, А. Ю. Цели и стратегии развития территории (на примере Соловецкого архипелага) / А. Ю. Цветков // Арктика и Север. - 2017. № 27. - С. 52-58.
6. Ярошенко, Т. П. Модель эффективности бюджетных расходов муниципального образования / Т. П. Яро-шенко, Г Е. Каратаева // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 3. - URL: http://www.science-education.ru/103-6427/ (дата обращения: 01.09.2021).
References _
1. Budget Code of the Russian Federation of July 31, 1998 No. 145-FZ [Adopted by the State Duma on July 17, 1998, as amended on May 7, 2013]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online .cgi?req=doc;base=LAW;n=146289.
2. Zherdev R.A. Cluster approach to public-private partnership. Modern scientific research and innovation. 2015. No. 12. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/12/60727 (date of access: 05/23/2021).
3. Kovaleva T.M. Budget and budgetary policy: textbook. / ed. Kovaleva T.M., Barulina S.V. M.: NORMA, 2015. 318 p.
4. Suslov V. I. Approaches to the development and coordination of strategies for the economic development of macro-regions of the country. Economics of the region. 2009. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podhody-k-razrabotke-i-soglasovaniyu-strategiy-ekonomicheskogo-razvitiya-makroregionov-strany (date of access: 05/30/2021).
5. Tsvetkov A.Yu. Goals and strategies for the development of the territory (on the example of the Solovetsky archipelago). Arctic and North. 2017. No. 27. P. 52-58.
6. Yaroshenko T.P., Karataeva G.E. Model of the efficiency of budget expenditures of the municipality. Modern problems of science and education. 2012. No. 3. URL: http://www.science-education.ru/103-6427.