Научная статья на тему 'ПАРТИЦИПАТОРНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В УПРАВЛЕНИИ ФИНАНСАМИ ТЕРРИТОРИИ'

ПАРТИЦИПАТОРНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В УПРАВЛЕНИИ ФИНАНСАМИ ТЕРРИТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТИЦИПАТОРНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / НАСЕЛЕНИЕ / ФИНАНСЫ / ИНИЦИАТИВНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савельев Игорь Игоревич, Никифорова Светлана Владимировна, Рубищев Андрей Николаевич

В статье освещаются теоретические и исторические подходы к определению понятия партиципаторного бюджетирования. Рассмотрены принципы реализации проектов партиципаторного бюджетирования, задачи применения механизмов партиципаторного бюджетирования при распределении части средств бюджета муниципальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICIPATIVE BUDGETING AS A TECHNOLOGY FOR ACHIEVING THE GOALS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN TERRITORIAL FINANCIAL MANAGEMENT

The article highlights the theoretical and historical approaches to the definition of the concept of participatory budgeting. The principles of the implementation of participatory budgeting projects, the tasks of applying the mechanisms of participatory budgeting in the distribution of part of the budget funds of municipalities are considered.

Текст научной работы на тему «ПАРТИЦИПАТОРНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В УПРАВЛЕНИИ ФИНАНСАМИ ТЕРРИТОРИИ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_1_2_149 УДК 336.14

ПАРТИЦИПАТОРНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В УПРАВЛЕНИИ ФИНАНСАМИ ТЕРРИТОРИИ

Савельев Игорь Игоревич,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга, Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, г. Владимир, Россия, e-mail: sii-33@mail.ru

Никифорова Светлана Владимировна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и бизнес-информатики, Владимирский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Владимир, Россия, e-mail: niki_ sv@mail.ru

Рубищев Андрей Николаевич,

кандидат экономических наук, доцент кафедры юридических дисциплин, Академия гражданской защиты МЧС России, г. Химки, Россия, e-mail: a.rubishev@mail.ru

В статье освещаются теоретические и исторические подходы к определению понятия партиципа-торного бюджетирования. Рассмотрены принципы реализации проектов партиципаторного бюджетирования, задачи применения механизмов партиципаторного бюджетирования при распределении части средств бюджета муниципальных образований.

Ключевые слова: партиципаторное бюджетирование; население; финансы; инициативное бюджетирование.

UDC 336.14

PARTICIPATIVE BUDGETING AS A TECHNOLOGY FOR ACHIEVING THE GOALS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN TERRITORIAL

FINANCIAL MANAGEMENT

Saveliev Igor Igorevich,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Marketing, Vladimir State University Named after A. G. and N. G. Stoletov, Vladimir, Russia, e-mail: sii-33@mail.ru

Nikiforova Svetlana Vladimirovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Business Informatics, Vladimir Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Vladimir, Russia, e-mail: niki_ sv@mail.ru

Rubishchev Andrey Nikolaevich,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Legal Disciplines, Academy of Civil Protection of the Ministry of Emergency Situations of Russia, Khimki, Russia, e-mail: a.rubishev@mail.ru

The article highlights the theoretical and historical approaches to the definition of the concept of participatory budgeting. The principles of the implementation of participatory budgeting projects, the tasks of applying the mechanisms of participatory budgeting in the distribution of part of the budget funds of municipalities are considered.

Keywords: participatory budgeting; population; finance; proactive budgeting.

Прежде чем обратиться к вопросу парти-ципаторного бюджетирования и его использования в процессах управления финансами муниципальных образований, необходимо дать четкое определение данного понятия. Анализ немногочисленных публикаций на эту тему позволяет сделать ряд заключений.

Партиципаторное бюджетирование (ПБ) -это форма непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления путем выдвижения инициатив по целям расходования определенной части бюджетных средств. Инициативное бюджетирование - совокупность практик участия населения в определении и выборе проектов, направленных на решение вопросов местного значения, финансируемых за счет средств местного бюджета с возможным привлечением средств граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а также в последующем контроле за реализацией отобранных проектов.

Родиной ПБ считается бразильский муниципалитет Порт-Аллегри, где в 1980-х гг. впервые были образованы городские собрания (ассамблеи), задачей которых было решение проблем муниципалитета в области образования и здравоохранения. «Европейская» история ПБ началась в 90-х годах XX века. В Российской Федерации проекты ПБ начали реализовываться значительно позже, поэтому важно учитывать международный опыт партиципаторного бюджетирования.

В нашей стране под партиципаторным бюджетированием понимается также другой термин - «инициативное бюджетирование», и подчас в исследованиях многих авторов они выступают в качестве синонимов. Например, в Методических рекомендациях по подготовке и реализации практик инициативного бюджетирования в Российской Федерации от 8 февраля 2021 г. указано: «инициативное бюджетирование» - «общее название, используемое для обозначения совокупности практик вовлечения граждан в бюджетный процесс в Российской Федерации, объединенных идеологией гражданского участия,

а также сфера государственного и муниципального регулирования участия населения в определении и выборе проектов, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов, и последующем контроле за реализацией отобранных проектов со стороны граждан» [3].

Мы делаем акцент на том, что партиципаторное бюджетирование - международное понятие, а понятие «инициативное бюджетирование» установилось в отечественной практике и законодательно было закреплено в 2020 году (Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 20.07.2020 № 236-Ф3).

Целью применения механизмов партици-паторного бюджетирования при распределении части средств муниципальных образований является повышение эффективности бюджетных расходов за счет вовлечения жителей в процессы местного самоуправления, поддержки инициатив жителей в решении вопросов местного значения.

Задачами применения механизмов парти-ципаторного бюджетирования при распределении части средств бюджета муниципальных образований являются:

- повышение эффективности бюджетных расходов за счет вовлечения населения в процессы принятия решений на местном уровне и усиления общественного контроля за действиями органов местного самоуправления;

- создание нового механизма взаимодействия населения и органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения;

- предоставление жителям возможности непосредственного участия в распределении средств бюджета муниципального образования;

- повышение открытости деятельности органов местного самоуправления.

Установка приоритетных направлений расходования бюджетных средств - вот

главная задача, которую призвано решать партиципаторное бюджетирование, кроме того, бюджетная политика Российской Федерации направлена на достижение данной цели. Условия финансового дефицита, в которых функционируют современные муниципальные образования, диктуют новые требования при определении степени важности проблем населения и их финансирования.

В законодательстве учитывается важное конституционное право участия граждан в бюджетном процессе. Поскольку бюджетные решения играют важную роль в жизни налогоплательщиков, участие граждан в принятии таких решений повышает гражданское сознание, дает обратную связь ответственным органам власти. Прямое участие граждан в бюджетном процессе является ключевым условием достижения целей" устойчивого развития, таких как сокращение бедности, развитие инклюзивных институтов и доступности государственных данных. Кроме того, оно способствует налаживанию отношений между налогоплательщиками и органами, ответственными за управление государственными финансами [4].

Таким образом, необходимо расширять практику применения партиципаторного бюджетирования (инициативного бюджетирования) в Российской Федерации, особенно на муниципальном уровне. Несомненно, такая деятельность прежде всего должна основываться на информировании и обучении каждого жителя муниципалитета, а также иметь законодательную и правовую базу.

Анализируя международный опыт партиципаторного бюджетирования, необходимо отметить, что в общественное обсуждение проблем включаются также так называемая «маргинализированная» часть общества (иностранцы, люди, имеющие низкие доходы, молодежь). В данной модели мы получаем высокий уровень справедливости расходов, прозрачности действий органов власти.

В настоящее время в Российской Федерации в 60 % регионов реализовано более 249 предложений ПБ, которые предусматривают непосредственное участие граждан в бюджетных процессах. В результате такой работы предложения со стороны граждан муниципалитета могут получить финансирование в полном или частичном объеме [1].

В целях достижения наибольших эффектов проектов партиципаторного бюджетирования необходимо соответствие следующим принципам:

1. Принцип инклюзивности. Население определенного муниципалитета характеризуется разными признаками, среди которых можно назвать степень наличия информационных, временных, материальных и других ресурсов, которые обеспечивают возможность гражданина участвовать в проектах ПБ. Необходимо свести к минимуму или полностью устранить барьеры, которые препятствуют участию всех категорий граждан в реализации проектов ПБ.

2. Принцип информативности, согласно которому население муниципалитета должно иметь равные возможности получения доступа к информации не только о реализуемых проектах в сфере ПБ, но и проблемах территории, сфере полномочий органов государственной власти и т.д.

3. Принцип значимости, который говорит о том, что должна существовать устойчивая взаимосвязь между результатами проектов ПБ и вкладом граждан в решение проблем данных проектов. Необходимо исключить ситуацию попадания заявок граждан в так называемый «черный ящик».

Что касается оценки эффекта, который приносит партиципаторное бюджетирование, то здесь следует отметить прежде всего «прозрачность» функционирования органов государственной и муниципальной власти в бюджетных процессах. Такая «прозрачность» способствует повышению уровню доверия со стороны населения и более оптимальному расходованию бюджетных средств, в целях выраженных гражданами потребностях. В результате мы получаем приоритет государственной услуги со стороны конечного потребителя.

Использованием партисипаторного бюджетирования достигается важнейший социальный эффект - повышение доверия к власти через непосредственное участие в распределении бюджетных средств и повышение мотивации к активному и добровольному сотрудничеству с ней местных сообществ [2].

Таким образом, партиципаторное бюджетирование выступает в роли эффективного механизма управления финансами муниципально-

го образования. Гибкость данного механизма обеспечивается за счет адаптации к местным условиям и задачам конкретного муниципалитета, поэтому именно данная технология наи-

более эффективна при достижении целей устойчивого развития и управления финансами муниципальных образований.

Список литературы_

1. Доклад о лучших практиках развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской" Федерации и муниципальных образованиях / Центр инициативного бюджетирования НИФИ Минфина России. - URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2020/10/main/0794_Doklad_IB_2020_19. 10.20.pdf (дата обращения: 06.10.2021).

2. Колесник, Е.А. Инициативное бюджетирование как фактор развития местных сообществ / Е.А. Колесник // Вестник ЧелГУ. - 2017. - № 5 (401). - С. 42-47.

3. Методические рекомендации по подготовке и реализации практик инициативного бюджетирования в Российской Федерации. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400065718/ (дата обращения: 21.10.2021).

4. Тезисы конференции «Роль государства в поддержке регулирования и участия граждан в вопросах развития общественной инфраструктуры». - URL: http://council.gov.ru/media/files/AyuKcCjQoNGPMCn8g5BDfRkIz6C 3QHED.pdf (дата обращения: 14.12.2021).

References-

1. Doklad o luchshix praktikax razvitiya iniciativnogo byudzhetirovaniya v sub"ektax Rossijskof Federacii i municipal'nyx obrazovaniyax / Centr iniciativnogo byudzhetirovaniya NIFI Minima Rossii. URL: https://minfin.gov.ru/ common/upload/library/2020/10/main/0794_Doklad_IB_2020_19. 10.20.pdf (data obrashheniya: 06.10.2021).

2. Kolesnik E.A. Iniciativnoe byudzhetirovanie kak faktor razvitiya mestny'x soobshhestv. Vestnik ChelGU. 2017. № 5 (401). S. 42-47.

3. Metodicheskie rekomendacii po podgotovke i realizacii praktik iniciativnogo byudzhetirovaniya v Rossijskoj Federacii. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400065718/ (data obrashheniya: 21.10.2021).

4. Tezisy konferencii «Rol' gosudarstva v podderzhke regulirovaniya i uchastiya grazhdan v voprosax razvitiya obshhestvennoj infrastruktury'». URL: http://council.gov.ru/media/files/AyuKcCjQoNGPMCn8g5BDfRkIz6C3QHED.pdf (data obrashheniya: 14.12.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.