АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
РЕГИОНОВ
УдК 336.14(470.44)
внедрение партиципаторного бюджетирования в саратовской области
INTRODUCTION OF PARTICIPATORY BUDGETING IN SARATOV REGION
манахова Ирина викторовна
Manahova Irina Viktorovna
доктор экономических наук, профессор кафедры экономической безопасности, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов
PhD (Economics), professor of the department of economic security, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov
e-mail: [email protected]
Лузгина Ксения Сергеевна
Luzgina Ksenia Sergeyevna
студентка факультета экономической безопасности и таможенного дела, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов
student of the faculty of economic security and customs affairs, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov
e-mail: [email protected]
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731
Статья посвящена партиципаторному бюджетированию (непосредственному участию граждан в разработке, выборе и принятии проекта по развитию муниципалитета). Раскрывается понятие данного явления, история его появления, формы участия граждан в распределении бюджета, процесс финансирования. Разработан план мероприятий, позволяющий реализовать данную программу в Саратовской области. Описаны результаты, которых можно добиться при участии в партиципаторном бюджетировании.
Ключевые слова: партиципаторное бюджетирование, гражданская инициатива, проект, население.
The article deals with participatory budgeting (direct participation of citizens in the development, selection and adoption of a project for municipal development). The concept of participatory budgeting, its emergence and evolution, ways of citizens' participation in budget allocation, and budget financing process are discussed. The authors present a set of measures to prepare the ground for its implementation in the Saratov region. The results that can be achieved through introducing participatory budgeting are described.
Keywords: participatory budgeting, civil initiative, project, population.
Люди лучше осведомлены о большинстве проблем их поселений, и, безусловно, выбор граждан на местах более обоснован, чем решение органов власти. В связи с этим выбор власти без обсуждения и одобрения гражданами часто приводит к взаимному отторжению и росту неприязни.
Партиципаторное бюджетирование - (от англ. participation - участие) - это совокупность разнообразных, основанных на гражданской инициативе практик по решению вопросов местного значения при непосредственном участии граждан в определении и выборе объектов расходования бюджетных средств, а также последующем контроле реализации отобранных проектов.
Технология партиципаторного бюджетирования (ПБ) была разработана в Латинской Америке в 1980-е гг. Сегодня это успешная практика, применяемая более чем в 40 странах мира: в Западной и Восточной Европе, США, Латинской Америке и Китае. С 1980-х гг. появилось множество технологий ПБ, учитывающих особенности бюджетного процесса и уровень гражданской активности, характерные для разных стран. Гибкость этих технологий позволяет не только решать актуальные проблемы управления современными муниципалитетами в странах с разным политическим устройством и структурой доходов, но и предотвращать появление новых проблем -социального расслоения, гражданской апатии и падения уровня доверия к органам власти.
Современный этап партиципаторного бюджетирования в России можно определить как инициативное бюджетирование (ИБ).
Основные признаки, которые позволяют отнести проект к инициативному:
• участие граждан на всех этапах реализации проектов;
• распределение средств муниципальных и государственных бюджетов;
• регулярность и ежегодная повторяемость проведения проектов;
• публичная отчетность о реализации проектов.
К практикам инициативного бюджетирования, реализуемым в России, относятся:
1. Программа поддержки местных инициатив Всемирного банка.
2. Каноническое партисипаторное бюджетирование.
3. «Народная инициатива» и «Народный бюджет».
В марте - апреле 2016 г. руководители финансовых органов субъектов Российской Федерации получили приглашение принять участие в реализации Соглашения Минфина России и Всемирного банка, направленного на развитие инициативного бюджетирования в России в 2016-2018 гг. 27 субъектов РФ выразили свою готовность войти в число участников Соглашения в 2016 г. Позднее о своем намерении включиться в реализацию Соглашения начиная с 2017 г. заявили еще 12 субъектов РФ. В то же время 35 субъектов РФ не проявили заинтересованности, а 11 субъектов РФ предоставили мотивированный отказ от участия в мероприятиях Соглашения [2, с. 104]. Саратовская область стала участником общероссийского проекта «Развитие инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации в 2016-2018 гг.» в 2017 г.
Данный проект направлен на поддержку на конкурсной основе инициатив, которые подготавливаются и осуществляются при широком участии и софинансировании граждан.
Проект по поддержке местных инициатив -это механизм, который позволяет объединить ресурсы областной власти, жителей области, а также организаций и направить их на решение социально важных проблем муниципалитетов. Улучшение качества жизни населения муниципальных образований зависит в первую очередь от активности самих жителей. Именно граждане решают, какой проект они будут реализовывать и сколько собственных средств они готовы затратить для достижения
результата. 93,5 % населения области так или иначе готовы принять участие в инициативном бюджетировании (см. рис. 1).
Реализация проекта по поддержке местных инициатив предполагает решение социально значимых проблем локальных территориальных сообществ с привлечением средств населения.
Финансирование из бюджета субъекта РФ составляет в среднем до 65 % стоимости проектов, из муниципальных бюджетов и со стороны граждан - оставшиеся 35 % в равных долях. Во многих регионах доля софинансирова-ния гражданами не превышает 4-5 % от общей стоимости проектов [1, с. 2].
Однако 42,7 % граждан не готовы софинан-сировать проекты, но они могут принять участие в реализации данного проекта другими способами.
Участие граждан в распределении бюджетных средств может быть организовано тремя ключевыми способами:
1. Все граждане участвуют в формулировании идей и выборе приоритетов.
2. В определении бюджетных расходов участвует комиссия, выбранная жребием. В крупных населенных пунктах, где организовать всеобщее вовлечение достаточно трудоемко, демократичность процедуры можно обеспечить с помощью жребия.
3. В определении бюджетных расходов участвует комиссия делегатов от сообщества. Данный вариант сегодня практически не используется, но когда ПБ впервые появилось в Пор-ту-Алегри, оно реализовывалось именно в таком формате: общегородская бюджетная комиссия включала в себя избранных представителей от каждого района.
для того чтобы повысить вовлеченность граждан, необходимо провести ряд мероприятий. Во-первых, необходимо проинформировать население о существующем проекте (это могут быть статьи в газетах и журналах, реклама на местном радио и телевидении, записи в социальных сетях). Во-вторых, следует разработать сайт (или мобильное приложение) для упрощения подачи проектов (для старшего поколения необходимо организовать встречи с экспертами).
Готовы ли Вы участвовать в обсуждении приоритетных проектов, предлагать такие проекты, вносить вклад в их реализацию?
да, готов принять участив в обсуждении приоритетного проекта и участвовать в его реализации личными средствами либо в форме трудового вклада-39.1% (304)
да. готе® принять участие е обсу>ццвнии приоритетного проекта без внесения личного вклада в его реализацию - 24,1 % (188)
■ ........ __
да. готов участзовйть в реализации приоритетного проекта личными средствами либо в форме трудового вклада -18.9% (147) да, готов предложить проект дня реализации -11.4% (89) нет. мне это вообще неинтересно - Б.5% (51)
Количество участников опроса: 779
Период проведения опроса: 03.04.2017 - 30.06.2017
Рис. 1. Результаты опроса граждан по поводу обсуждения приоритетных проектов [4]
Рис. 2. Результаты опроса граждан о готовности потратить свои средства на обустройство [4]
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731
Региональный бюджет
Субсидия на финансирование т
Софинансирование (население, местные предприятия и др.) Целевые добровольные пожертвования Муниципальные бюджеты
Проекты
Рис. 3. Процесс финансирования проектов граждан
Таблица
Характеристика экономических и социальных эффектов инициативного бюджетирования*
Экономические эффекты экономия средств
повышение эффективности государственных и муниципальных расходов (общественный контроль, бережная эксплуатация)
софинансирование
Социальные эффекты вовлечение граждан в «Бюджет для граждан»
решение острых, «незаменимых» проблем
повышение уровня доверия власти
искоренение иждивенческих настроений
формирование идеологии партнерства граждан и органов муниципальной власти
содействие формированию территориальных сообществ
* Источник: Гузь Н.А. Партисипаторное бюджетирование: зарубежный опыт и российская практика // Экономический рост: факторы и механизмы устойчивого развития. 2017. С. 78.
В настоящий момент ПБ в России реализуется в полном соответствии с Федеральным законом № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Бюджетным кодексом РФ. Необходимо разработать новый нормативно-правовой акт, который будет регулировать принципы реализации проекта, полномочия участников, порядок проведения заседаний, способы разрешения споров.
Таким образом, партиципаторное бюджетирование только начинает действовать в Саратовской области. Участие граждан в распределении бюджета повысит уровень доверия к властям. Данная практика должна поспособствовать повышению финансовой грамотности населения [3], эффективности деятельности системы органов исполнительной власти, улучшению качества жизни населения.
Библиографический список (References)
1. 25 вопросов об инициативном бюджетировании : учеб. пособие / В.В. Вагин, Е.А. Тимохина. М. : Издательские технологии, 2017.
25 voprosov ob initsiativnom byudzhetirovanii: ucheb. posobiye / V.V. Vagin, Ye.A. Timokhina (2017) [25 questions on initiative budgeting: textbook]. Moscow : Izdatel'skiye tekhnologii.
2. Вагин В.В., Шаповалова Н.А., Гаврилова Н.В. Факторы, возможности и ограничения развития инициативного бюджетирования в российской федерации // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2017. № 1 (35). С. 103-113.
Vagin V.V., Shapovalova N.A., Gavrilova N.V. (2017) Faktory, vozmozhnosti i ogranicheniya razvitiya initsiativnogo byudzhetirovaniya v rossiyskoy federatsii [Factors, prospects and limitations of the development of initiative budgeting in the Russian Federation] // Nauchno-issledovatel'skiy finansovyy institut. Finansovyy zhurnal. № 1 (35). P. 103-113.
3. Манахова И.В. Финансовая грамотность населения - фактор роста национального благосостояния // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2011. № 5. С. 41-44.
Manakhova I.V. (2011) Finansovaya gramotnost' naseleniya - faktor rosta natsional'nogo blagosostoyaniya [Financial literacy of the population as a factor of growing national wealth] // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta. № 5. P. 41-44.
4. Открытый бюджет Саратовской области. URL: http://saratov.ifinmon.ru/index.php/opros-1.
Otkrytyy byudzhet Saratovskoy oblasti [Open budget of the Saratov region]. URL: http://saratov.ifinmon.ru/
index.php/opros-1.