УДК 336.14
DOI: 10.21209/2227-9245-2020-26-9-121-131
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ
IMPROVEMENT OF THE QUALITY ASSESSMENT METHODOLOGY OF MUNICIPAL FINANCE
MANAGEMENT
Ж. Б. Тумунбаярова,
Забайкальский государственный университет, г. Чита [email protected]
Zh. Tumunbayarova,
Transbaikal State University, Chita
И. В. Бочкарева,
Забайкальский государственный университет, г. Чита [email protected]
I. Bochkareva,
Transbaikal State University, Chita
E. А. Деревцова,
Забайкальский государственный университет, г. Чита [email protected]
E. Derevtsova,
Transbaikal State University, Chita
Проблема повышения качества управления государственными и муниципальными финансами очень актуальна. Цель исследования - попытка обоснования необходимости совершенствования методики оценки качества управления муниципальными финансами.
Одна из задач - проверка гипотезы: муниципальные образования с населением, вовлеченным в процессы инициативного бюджетирования, наиболее эффективно осуществляют управление муниципальными финансами.
Объектом исследования являются муниципальные образования Забайкальского края.
В процессе исследования осуществлен анализ региональных правовых актов, касающихся оценки качества управления муниципальными финансами, а также анализ оценки в разрезе некоторых муниципальных образований (городских округов) Забайкальского края.
Анализ показал, что методика оценки качества управления муниципальными финансами субъектов РФ основана на показателях, характеризующих состояние муниципальных финансов, и не полностью охватывает показатели качества управленческих решений местных органов власти. В результате анализа выявлена корреляционная зависимость между качеством управления финансами муниципального образования Забайкальского края и степенью вовлеченности населения в бюджетный процесс.
В работе сделан вывод о необходимости совершенствования существующей методики оценки качества управления муниципальными финансами. Предлагается методика, основанная на трех группах показателей - состояние муниципальных финансов, уровень исполнения муниципальных программ (национальных проектов), качество управления муниципальными финансами. В целях повышения финансовой дисциплины и прозрачности бюджетного процесса авторами предлагается ввести в муниципальные образования пилотный проект по развитию инициативного бюджетирования
Ключевые слова: муниципальные финансы; инициативное бюджетирование; прозрачность; бюджетный процесс; муниципальные районы; консолидированный бюджет; Забайкальский край; управление финансами; качество управления; эффективность расходов бюджета
The problem of improving the quality of state and municipal finance management is very urgent at the present time. The purpose of the study is an attempt to substantiate the need to improve the methodology for assessing the quality of municipal finance management.
© Ж. Б. Тумунбаярова, И. В. Бочкарева, E. А. Деревцова, 2020
One of the tasks is to test the hypothesis: municipalities with the population involved in the processes of initiative budgeting are most efficient in managing municipal finances.
The object of the study is the municipalities of the Transbaikal region.
In the course of the study, an analysis of the regional legal acts concerning the assessment of the quality of municipal finance management was carried out, as well as an analysis of this assessment in the context of some municipalities (urban districts) of the Transbaikal region.
The analysis showed that the methodology for assessing the quality of municipal finance management in the constituent entities of the Russian Federation is based on indicators characterizing the state of municipal finance and does not fully cover indicators of the quality of local authorities' management decisions. The analysis also revealed a correlation relationship between the financial management quality of the municipal entity of the Transbaikal region and the degree of population involvement in the budget process.
The article concludes that it is necessary to improve the existing methodology for assessing the quality of municipal finance management. The method based on 3 groups of indicators - the state of municipal finances, the level of municipal programs (national projects) implementation, the quality of municipal finance management is proposed. In order to improve financial discipline and transparency of the budgetary process, the author proposes to introduce a pilot project to develop initiative budgeting in municipalities
Key words: municipal finance, initiative budgeting, transparency, budget process, municipal districts, consolidated budget, Transbaikal region, financial management, quality of management, efficiency of budget expenditures
Б ведение. Одним из главных направлений проводимой в настоящее время бюджетной реформы в России является повышение прозрачности работы государственных властей, повышение эффективности и результативности, а также качества управления государственными и муниципальными финансами. Изучение вопросов внедрения концепции прозрачности в государственном секторе весьма активно проводится [6; 7; 13; 15; 17] согласно Порядку осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами, утвержденному Приказом Министерства финансов РФ от 3 декабря 2010 г №552 по следующим направлениям [17]:
1) бюджетное планирование;
2) исполнение бюджета;
3) управление государственным долгом;
4) финансовые взаимоотношения с муниципальными образованиями;
5) управление государственной собственностью и оказание государственных услуг;
6) прозрачность бюджетного процесса;
7) индикаторы, характеризующие выполнение указов Президента Российской Федерации.
Оценка осуществляется в баллах и проводится в несколько этапов:
- проведение по каждому направлению оценки консолидированного бюджета муниципального района или бюджета городского округа;
- расчет комплексной оценки качества.
Проводимая оценка качества управления финансами позволяет выявить финансовые возможности муниципальных образований, сильные и слабые стороны в их деятельности путем определения наилучшего и наихудшего показателя качества управления финансами.
Перспективным направлением в сфере управления государственными и муниципальными финансами становится внедрение в практику управления бюджетных процессов передовых технологий, обеспечивающих качественное предоставление услуг, что напрямую связано с повышением эффективности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента. При осуществлении бюджетирования, ориентированного на результат, становится актуальной оценка качества управления муниципальными финансами со стороны местных жителей, прямых потребителей муниципальных услуг В связи с этим существует необходимость в совершенствовании существующей методики определения эффективности управления муниципальными финансами.
Анализ правовых актов показал, что основным недостатком существующей методики оценки качества управления муниципальными финансами (финансового менеджмента) является неполный охват всех сфер управления муниципальными финансами. Так, например, из семи направлений, указанных в Порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами, на уровне муниципаль-
ных образований наиболее представлены показатели, отражающие состояние муниципальных финансов. Менее проработанными являются показатели эффективности расходов, качества управленческих решений, прозрачности бюджета.
Цель - привести основания необходимости совершенствования методики оценки качества управления муниципальными финансами.
Объект исследования - муниципальные образования Забайкальского края.
Одна из задач - проверка гипотезы: муниципальные образования с населением, вовлеченным в процессы инициативного бюджетирования, наиболее эффективно осуществляют управление муниципальными финансами.
База данных и методы исследования. В ходе исследования проведен анализ исполнения консолидированных бюджетов Забайкальского края, Республики Бурятия, Амурской области, Иркутской области за 2017-2019 гг.; сравнительный анализ комплексной оценки качества управления финансами муниципальных образований. Использовались данные официальных сайтов органов исполнительной власти субъектов РФ; статистические данные; информация администрации губернатора Забайкальского края о количестве субъектов территориально-общественного самоуправления и их деятельности; данные опроса, проведенного
в исследовании К. И. Галыниса, Ж. Б. Тумун-баяровой, О. А. Барановой «Перспективы вовлеченности населения Забайкальского края в практики инициативного бюджетирования» [4].
Результаты исследования. В Забайкальском крае мониторинг качества управления финансами (финансового менеджмента) проводится с 2010 г на основе Приказа Министерства финансов Забайкальского края от 11 мая 2010 г № 84-пд «Об утверждении методики балльной оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств бюджета Забайкальского края».
Исходя из приказа Министерства финансов Забайкальского края от 27 декабря 2016 г №314-пд, оценка управления финансами производится на основе таких аспектов, как бюджетное планирование, исполнение бюджета, управление муниципальным долгом, управление муниципальной собственностью, внутренний финансовый аудит, прозрачность бюджетного процесса.
В табл. 1 представлены рейтинговые оценки некоторых муниципальных районов Забайкальского края. Как видно, на протяжении 2012-2017 гг. г Чита обладала наибольшей эффективностью управления муниципальными финансами из предложенной выборки. Объясняется это особенностями методики оценивания - наибольшие баллы г. Чита получает, в основном, по разделу «прозрачность бюджета».
Муниципальное образование/ Municipality Рейтинговая оценка, баллов / Rating score, in points Динамика оценки за 2011-2018 гг., % / Dynamics of assessment for 2011-2018
2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.
Г0 «Город Чита» 53,7 4 8 55 49,6 40,4 56 57,9 +7,8
Читинский район / Chita district 42,9 44,5 32,3 33,9 24,3 34,7 39,5 -7,9
Агинский район / Aqinsky district 42 40,2 40,5 32,9 34,2 39,6 49,2 +17,1
Могойтуйский район / Mogoytuysky district 45,9 ,8 4 49,9 31,2 36 45,2 59,2 +28,9
Балейский район / Baleysky district 36,4 39 33,5 32,14 26,9 41 42,6 +17
* Таблица составлена на основе данных Мониторинга муниципальных образований.
Таблица 1 / Table 1
Оценка качества управления муниципальными финансами муниципальных районов Забайкальского края* / Assessment of the quality of municipal finance management in municipal districts
of the Transbaikal Territory*
После 2014 г. рейтинговая оценка практически по всем муниципальным районам значительно сократилась, что связано с ростом муниципального долга, а следовательно, с недофинансированием расходных обязательств в период кризиса и падения доходов населения, вывяленным на основе расчетов статистических данных Росстата, Забайкалкрайстата.
Падение качества управления муниципальными финансами в некоторых муниципальных образованиях (г Чита, Читинский район, Балейский район) продолжилось вплоть до 2016 г Отметим, что по Агинскому и Могойтуйскому районам в это время рейтинговая оценка увеличилась.
За анализируемый период в целом динамика рейтинговой оценки характеризуется как положительная. По Читинскому району произошло незначительное сокращение оценки на 7,9 %. Наибольший рост за 20122018 гг., по оценке, показали те районы, в которых развивается одна из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления - ТОСы.
Согласно определению Федерального закона от 6 октября 2003 г № 131-Ф3, под территориальным общественным самоуправлением (ТОС) понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Так, лидер Забайкальского края по числу зарегистрированных ТОСов - Могойтуй-ский район, улучшил оценку качества управления муниципальными финансами почти на 29 %, а в 2018 г. получил оценку выше, чем г. Чита. На втором месте Агинский район с темпом прироста 17,1 %. Отметим, что городское поселение «Агинское», являющееся отдельным муниципальным образованием, в 2018 г вошло в число субъектов с наивысшей оценкой качества управления муниципальными финансами. На третьем месте Балейский район, который улучшил оценку на 17 %, однако она все еще характеризуется как низкая.
Таким образом, анализ оценки качества управления финансами муниципальных районов Забайкальского края позволил
сформулировать следующую гипотезу: муниципальные образования с населением, вовлеченным в бюджетные процессы, наиболее эффективно осуществляют управление муниципальными финансами.
В связи с этим механизмы вовлечения местного населения в бюджетный процесс использованы в качестве инструмента повышения качества управления муниципальными финансами. Существуют различные практики участия местного населения, называемые общим термином «инициативное бюджетирование». Под данным термином следует понимать совокупность прав и способов инициативного участия жителей муниципального образования, в том числе путем софинанси-рования расходов, а также через иные организованные формы осуществления местного самоуправления, в выборе приоритетных направлений развития своей территории, подлежащих обеспечению и финансированию за счет расходов местных бюджетов (в части решения вопросов местного значения и исполнения иных полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных отраслевым законодательством и относящихся к правам органов местного самоуправления), с возможностью их софинансирования за счет средств регионального и федерального бюджетов через осуществление, в том числе, общественного контроля за их обеспечением и осуществлением.
В частности, исследовательский центр инициативного бюджетирования отмечает достаточно много позитивных эффектов от внедрения практик самоорганизации местного населения [3; 12]:
- во-первых, повышение прозрачности расходов бюджета, повышенный общественный контроль благодаря распространению информации о ходе бюджетного процесса в открытых дискуссиях, освещению в СМИ;
- во-вторых, выявление приоритетных проблем и поиск их решений;
- в-третьих, повышение качества жизни населения за счет реализации социально значимых проектов (благоустройство, озеленение, пожарная безопасность и т.д.).
Развитие местных сообществ и степень вовлеченности граждан в бюджетный процесс зависит от многих факторов, изучению которых посвящена работа К. Гапыниса, Ж. Тумунбаяровой, О. Барановой «Перспективы вовлеченности населения Забайкальского
края в практики инициативного бюджетирования». Метод исследования - формализованный опрос (1043 человек) и кластерный анализ. В работе муниципальные образования Забайкальского края были разделены на три кластера, критериями разделения стали специализация муниципального района, ко-
эффициенты бюджетной самодостаточности и средний доход на душу населения.
В результате выявлено, что основной мотивацией для участия в решении проблем территориального значения для всех кластеров является наличие публичной отчетности использования средств.
Таблица 2 / Table 2
Причины заинтересованности респондентов в участии решения проблем и готовность внести свой вклад [5] / Reasons for respondents' interest in participating in problem solving
and willingness to contribute [5]
Показатель / Indicator 1-й кластер 2-й кластер 3-й кластер
Что бы заинтересовало участвовать? / What would be interesting to participate?
Возможность выдвигать проблему / Possibility to put forward a problem 19,8 30,9 24,2
Возможность голосовать за проблемы / The ability to vote for problems 39 36 33
Возможность участвовать в разработке проекта / The opportunity to participate in the development of the project 11,8 17,77 25,5
Публичная отчетность по использованию средств / Public reporting on the use of funds 44,4 44 49,2
Возможность контролировать реализацию работ / The ability to control the implementation of work 17,6 26 28,5
Вклад населения в проекты по решению проблем местного значения / Community contribution to projects to address local issues
Трудовое участие в проекте / Labour participation in the project 52,3 44,6 41,8
Совмещение трудового и финансового вклада / Combining labour and financial contributions 27 31,1 39,9
Во втором и третьем кластерах также наблюдается наибольшее число респондентов, которых интересует активная форма мониторинга проектов - это возможность участия в разработке проекта (25,5 % и 17,7 % соответственно) и возможность непосредственного контроля за ходом исполнения проекта (28,5 % и 26 % соответственно). Стоит отметить, что в третий кластер входит Агинский район - лидер по охвату ТОСами населения и эффективности исполнения бюджета. Во второй кластер входят п. Агинское, Могой-туйский, Балейский, Дульдургинский, При-аргунский районы. В первый кластер входят г Чита, Читинский район и др.
Наибольшую заинтересованность в решении проблем проявляют респонденты из третьего кластера. В частности, из 372 человек 208 готовы решать проблемы (56 %). Кроме того, именно в третьем кластере наблюдается наибольший процент людей, го-
товых внести трудовой и/или финансовый вклад (58,2 %, или 121 человек). Во втором кластере процент немного ниже и составил 55 % (107 человек). Наименьший процент людей, готовых вносить денежные средства или личное присутствие в реализации проектов, зафиксирован в первом кластере. (43 %, или 94 человек) (рис. 1).
Основной причиной нежелания участвовать в процессах инициативного бюджетирования во всех кластерах является перекладывание ответственности на местную администрацию. Вариант «проблемы территории проживания должна решать местная администрация» указали 54,6 % в первом кластере, 49,8 % во втором и 40,2 % в третьем.
Таким образом, можно увидеть связь между оценкой качества управления муниципальными финансами и уровнем вовлеченности населения в практики инициативного бюджетирования.
Рис. 1. Показатели исполнения бюджета и заинтересованности местного населения в процессах инициативного бюджетирования, % / Fig. 1. Indicators of budget execution and the interest of the local population in the processes of proactive budgeting, %
Наибольший процент исполнения бюджета наблюдается у тех муниципальных образований, где опрос показал большую степень заинтересованности населения в решении проблем местного сообщества.
Результаты проведенного анализа показывают, что развитие процессов инициативного бюджетирования позитивно влияют на исполнение бюджета муниципального образования. В Агинском районе выявлен наибольший процент заинтересованности в решении проблем местного значения. Следствием этой заинтересованности стало развитие субъектов ТОС и других форм инициативного бюджетирования, которые, в свою очередь, способствуют повышению прозрачности бюджетного процесса, позволяют контролировать ход исполнения бюджета и реализации социально важных проектов. Однако нужно понимать, что развитие субъектов ТОС зависит от деятельности органов местного самоуправления. Результаты исследования степени вовлеченности населения в практики инициативного бюджетирования, проведенного Ж. Б. Тумунбаяровой и К. И. Галынисом, показали, что вероятность вовлечения населения и применения инструментов инициативного бюджетирования зависит от уровня активности местных администраций, с одной стороны, и населения - с другой [4].
На рис. 2 предлагается систематизация существующей оценки качества управления муниципальными финансами. Все показатели разделены на три группы: показатели со-
стояния муниципальных финансов, оценка реализации федеральных и муниципальных программ/национальных проектов, показатели качества управления муниципальными финансами.
К показателям состояния муниципальных финансов относится: уровень исполнения бюджета, показатели бюджетной сбалансированности и бюджетной обеспеченности, уровень просроченной кредиторской задолженности и муниципального долга.
Индикативная оценка представляет качественную оценку реализации государственных и муниципальных программ, а также реализации национальных проектов, осуществляемую органами власти исходя из официальных методик.
Показатели качества управления финансами - это показатели, оценивающие уровень управления финансовыми инструментами муниципального образования. К ним относится оценка финансовой дисциплины (с помощью показателей, оценивающих качество бюджетного планирования, качество предоставляемых мун иципальных услуг); оценка соблюдения правил, установленных Бюджетным кодексом РФ; оценка управления муниципальной собственностью; оценка уровня прозрачности бюджета. К последней группе относится не только осуществление публикаций нормативно-правовых актов, разъяснений, бюджетной отчетности в сети Интернет, но и уровень вовлеченности населения в бюджетные процессы.
Оценка качества управления муниципальными финансами / Assessment of the municipal finance management quality
Показатели состояния
муниципальных финансов / Indicators of the state of municipal finance
Оценка исполнения бюджета муниципального обоазования
Показатели бюджетной сбалансированности
Объем кредиторской
задолженности, муниципального долга
Показатели эффективности реализации федеральных и муниципальных программ
Индикативная оценка показателей (уровень исполнения муниципальных программ) / Level of municipal programs' implementation
Показатели качества управления муниципальными финансами / Indicators of the municipal finance management quality
Управление муниципальной собственностью
Соблюдение требований Бюджетного кодекса РФ
Показатели прозрачности бюджета
Оценка финансовой дисциплины
Рис. 2. Методика оценки качества финансового менеджмента муниципальных образований / Fig. 2. Methodology for assessing the quality of financial management of municipalities
В целях повышения финансовой дисциплины, прозрачности бюджетного процесса авторами предлагается ввести в бюджеты муниципальных образований пилотный проект по развитию инициативного бюджетирования (табл. 3). Предполагается, что существу-
ющие ТОСы в регионах будут способствовать реализации национальных проектов и существующих муниципальных программ. Данные проекты будут проводиться в тех регионах, где зафиксирован наибольший уровень вовлеченности населения в бюджетный процесс.
Таблица 3 / Table 3
Программа по развитию инициативного бюджетирования на территории Забайкальского края*/ Program for the development of initiative budgeting in the territory of the Transbaikal Territory*
Цель / purpose Совершенствование механизмов решения вопросов местного значения на территории муниципального образования через создание модели вовлечения граждан в процесс формирования и распределения бюджетных средств / Improvement of mechanisms for resolving issues of local importance on the municipal territory through the creation of a model for involving citizens in the process of forming and distributing budget funds
Задачи программы / Program objectives Повышение уровня знаний в области бюджетного законодательства и управления муниципальными финансами и общей гражданской активности населения / Increasing the level of knowledge in the field of budget legislation and municipal finance management and general civic engagement of the population Создание механизма действенной обратной связи между гражданами и органами власти, позволяющего учитывать мнение населения при проведении бюджетной политики / Creation of an effective feedback mechanism between citizens and authorities, which allows taking into account the opinion of the population when conducting budgetary policy Повышение уровня финансовой дисциплины благодаря развитию процессов вовлечения местного населения и осуществлению общественного контроля / Increasing the level of financial discipline through the development of processes for involving the local population and the implementation of public oversight Создание инструмента мониторинга и проведения социологических обследований по оценке эффектов внедрения практик инициативного бюджетирования / Creation the tool for monitoring and conducting sociological surveys to assess the effects of introducing initiative budgeting practices
Окончание табл. 3
Срок реализации / Implementation period 2 года / 2 years
Объемы и источники финансирования / Funding volumes and sources 400 тыс. р. - внебюджетные источники (средства самообложения граждан) / 400 thousand rubles -self-taxation of citizens 600 тыс. р. - бюджет муниципального района / budget of municipal district
Ожидаемые результаты / Expected results Реализация не менее пяти общественно значимых проектов в муниципальных образованиях / Implementation of at least 5 socially significant projects in municipalities Повышение уровня информированности о возможности участия населения в бюджетный процесс муниципального образования / Raising awareness of the public participation possibility in the budget process of the municipality
Создание и поддержка информационного ресурса в сети Интернет о практиках вовлечения населения на территории Забайкальского края / Creation and support of an information resource on the Internet about the practices of involving the population in the Transbaikal region Разработка методических рекомендаций по созданию субъектов местного самоуправления, проведение консультаций и семинаров / Development the guidelines for the creation of local self-government entities, consultations and seminars
* Составлено авторами
При этом необходимо ввести систему оценки эффективности субъектов ТОС. Данная система будет основана на индикаторах, представленных на рис. 3.
Индикаторы оценки эффективности ТОС / Indicators for assessing the effectiveness
Политические / Political
Кол-во участников в
работе TOC (активные пассивные)
Количество рекомендаций, предложенных ТОС для местных властей
Механизмы информирования
населения о деятельности ТОС
Экономические/ Economic
Количество привлеченных и реализованных ресурсов
Количество мероприятий,
проводимых с привлечением субъектов малого и среднего предпринимательства
Социальные/ Social
Количество мероприятий, направленных на решение проблем территории
Количество объектов, способствующих улучшению территории, численность получателей благ
Рис. 3. Методика оценки эффективности деятельности ТОС / Fig. 3. Methodology for assessing the effectiveness of territorial public self-government
Лучшие ТОСы будут выбраны в результате конкурса и получат дополнительное финансирование из местного бюджета или бюджета субъекта в виде грантов, субсидий и др.
Для оценки эффективности деятельности субъектов инициативного бюджетирования применяются количественные показатели и относительные показатели, как, например, уровень удовлетворенности на-
селения (%) от установленного объема или количества.
Поскольку данный проект будет действовать в пилотном режиме, эффективность деятельности субъектов TOC здесь не должна рассматриваться в строгом понимании этого термина. Прежде всего, эксперты и непосредственно получатели социально значимых услуг должны оценить результативность работы, способность организовать общественные работы, до конца разрешить ту или иную проблему и т.д.
Предлагаемая методика оценки эффективности субъектов инициативного бюджетирования: позволит провести комплексную оценку деятельности TOC и степень их участия в социально-экономическом развитии территории муниципального образования; даст возможность оценить эффективность как отдельного субъекта TOC в пределах города, микрорайона, так и в целом по муниципальному образованию; позволит местным органам власти получать актуальную и досто-
Список литературы _
верную информацию о степени вовлечения населения в социально-экономическое развитие муниципального образования в целях оптимизации расходов бюджета; полученные результаты могут стать основой для механизма постоянного мониторинга исполнения муниципальных проектов и программ.
Результаты проведения оценки качества управления муниципальными финансами по предложенной методике позволят:
1) формировать рейтинг муниципальных образований в целях повышения качества управления муниципальными финансами;
2) стать основным критерием при проведении конкурсов на получение дополнительного финансирования из вышестоящих бюджетов;
3) принять оперативные и качественные решения по управлению муниципальными финансами;
4) повысить уровень информированности о существующих практиках вовлечения населения в бюджетный процесс.
1. Афанасьев А. Понятие эффективности бюджетных расходов: теория и законодательство // Финансовый журнал. 2016. №1. URL: https://www.nifi.rU/images/FILES/Journal/Archive/2016/1/stftii_1/ fm_2016_1_06.pdf. (дата обращения: 16.10.2020). Текст: электронный.
2. Бычков С. Развитие методологии и практики оценки качества финансового менеджмента главных администраторов средств федерального бюджета // Финансовый журнал. 2018. № 1. URL: [https:// cyberleninka.ru/article/n/razvitie-metodologii-i-praktiki-otsenki-kachestva-finansovogo-menedzhmenta-glavnyh-administratorov-sredstv-federalnogo-byudzheta] (дата обращения: 11.10.2020). Текст: электронный.
3. Вагин В. Инициативное бюджетирование и смежные практики // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. № 38. URL: [https://cyberleninka.m/artide/n/initsiativnoe-byudzhetirovanie-i-smezh-nye-praktiki] (дата обращения: 20.09.2020). Текст: электронный.
4. Гапынис К.И., Тумунбаярова Ж.Б., Баранова О.А. Перспективы вовлеченности населения Забайкальского края в практики инициативного бюджетирования // Вестник Забайкальского государственного университета. 2020. №4. URL: [https://cyberleninka.m/artide/n/tendentsii-i-perspektivy-razvitiya-initsi-ativnogo-byudzhetirovaniya-v-munitsipalitetah-zabaykalskogo-kraya] (дата обращения: 16.10.2020). Текст: электронный.
5. Глотова И. Качество управления финансами: региональный аспект // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 12. URL: [https://cyberleninka.ru/article/n/kachestvo-upravleniya-finansami-regionalnyy-aspekt-1] (дата обращения: 16.10.2020). Текст: электронный.
6. Голованова Н.В. Оценка открытости (прозрачности) бюджетной системы: обзор международного и российского опыта // Финансовый журнал. 2015. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-otkrytosti-prozrachnosti-byudzhetnoy-sistemy-obzor-mezhdunarodnogo-i-rossiyskogo-opyta (дата обращения: 16.10.2020). Текст: электронный.
7. Гузь Н.А. Формирование открытой и прозрачной информации об управлении общественными финансами: опыт США // Экономика. Налоги. Право. 2016. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ formirovanie-otkrytoy-i-prozrachnoy-informatsii-ob-upravlenii-obschestvennymi-finansami-opyt-ssha (дата обращения: 16.10.2020). Текст: электронный.
8. Дикаева Ж. Оценка эффективности управления государственными финансами в регионах России // Российский экономический интернет-журнал. 2016. № 2. URL: [https://meps.econ.vsu.ru/meps/ar-ticle/download/1390/1343] (дата обращения: 16.10.2020). Текст: электронный.
9. Михеев В.В. Финансовый менеджмент в муниципальном секторе // Практика муниципального управления. 2010. № 7. URL: http://www.rb- centre.ru/upload/iblock/7ef/7ef9a76c8af8edb65e653b dd46839233.pdf (дата обращения: 16.10.2020). Текст: электронный.
10. Поляк Г.Б. Финансовое обеспечение социальной сферы. М.: Финансы и статистика, 2009. 189 с.
11. Протасеня С.И. Эффективность бюджетных расходов в рамках модели бюджетирования, ориентированного на результат: теория и законодательство // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-byudzhetnyh-rashodov-v-ramkah-modeli-byudzhetirovaniya-orientirovannogo-na-rezultat-teoriya-i-zakonodatelstvo (дата обращения: 16.10.2020). Текст: электронный.
12. Тимохина Е. Оценка степени участия граждан в принятии бюджетных решений в регионе как инструмент экономической политики // Проблемы современной экономики. 2018. URL: https://cyberlen-inka.ru/article/n/otsenka-stepeni-uchastiya-grazhdan-v-prinyatii-byudzhetnyh-resheniy-v-regione-kak-instru-ment-ekonomicheskoy-politiki (дата обращения: 16.10.2020). Текст: электронный.
13. James E. Alt, David Dreyer Lassen. Transparency, Political Polarization, and Political Budget Cycles in OECD Countries // American Journal of Political science. 2006, July, Vol. 50, Issue 3, рр. 530-550. URL: https:// doi.org/10.1111/j.1540-5907.2006.00200.x (дата обращения: 16.10.2020). Текст: электронный.
14. Jens Kromann Kristensen, Martin Bowen, Cathal Long, Shakira Mustapha. PEFA, Public Financial Management, and Good Governance. URL: https://www.pefa.org/sites/default/files/resources/down-loads/9781464814662.pdf (дата обращения: 16.10.2020). Текст: электронный.
15. Liucija Birskyte. Determinants of Budget Transparency in Lithuanian Municipalities // Public Performance & Management Review. 2019. Vol. 42. Issue 3. P. 707-731. URL: https://doi.org/10.1080/15309576.20 18.1507915 (дата обращения: 16.10.2020). Текст: электронный.
16. Teresa M. Harrison, Djoko SigitSayogo. Transparency, participation, and accountability practices in open government: A comparative study // Government Information Quarterly. 2014. October. Vol. 31, Issue 4. P. 513-525. URL: https://doi.org/10.1016/j.giq.2014.08.002 (дата обращения: 16.10.2020). Текст: электронный.
References _
1. Afanasiev A. Finansovy zhurnal (Financial Journal), 2016, no. 1. Available at: https://www.nifi.ru/images/ FILES/Journal/Archive/2016/1/stftii_1/fm_2016_1_06.pdf. (Date of access: 16.10.2020). Text: electronic.
2. Bychkov S. Finansovy zhurnal (Financial Journal), 2018, no. 1. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/razvitie-metodologii-i-praktiki-otsenki-kachestva-finansovogo-menedzhmenta-glavnyh-administrato-rov-sredstv-federalnogo-byudzheta (Date of access: 11.10.2020). Text: electronic.
3. Vagin V. Finansovaya analitika: problemyiresheniya (Financial Analytics: problems and solutions), 2016, no. 38. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/initsiativnoe-byudzhetirovanie-i-smezhnye-praktiki (Date access: 20.09.2020). Text: electronic.
4. Galynis K.I., Tumunbayarova Zh.B., Baranova O.A. VestnikZabaykalskogo gosudarstvennogo univer-siteta (Bulletin of the Transbaikal State University), 2020, no. 4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ tendentsii-i-perspektivy-razvitiya-initsiativnogo-byudzhetirovaniya-v-munitsipalitetah-zabaykalskogo-kraya (Date of access: 16.10.2020). Text: electronic.
5. Glotova I. Finansovaya analitika: problemy i resheniya (Financial Analytics: problems and solutions), 2014, no. 12. Available at: [https://cyberleninka.ru/article/n/kachestvo-upravleniya-finansami-regionalnyy-aspekt-1] (Date access: 16.10.2020). Text: electronic.
6. Golovanova N.V. Finansovyjzhurnal (Financial Journal), 2015, no. 3. Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/otsenka-otkrytosti-prozrachnosti-byudzhetnoy-sistemy-obzor-mezhdunarodnogo-i-rossiyskogo-opyta (Date of access:16.10.2020). Text: electronic.
7. Guz N.A. Ekonomika. Nalogi. Pravo (Economy. Taxes. Law), 2016, no. 6. Available at: https://cyberlen-inka.ru/article/n/formirovanie-otkrytoy-i-prozrachnoy-informatsii-ob-upravlenii-obschestvennymi-finansami-opyt-ssha (Date of access: 16.10.2020). Text: electronic.
8. Dikaeva Zh. Rossiyskiy ekonomicheskiy internet-zhurnal (Russian economic online journal), 2016, no. 2. Available at: https://meps.econ.vsu.ru/meps/article/download/1390/1343 (Date of access: 16.10.2020). Text: electronic.
9. Mikheev V.V. Praktika munitsipalnogo upravleniya (Municipal administration practice), 2010, no. 7. Available at: http://www.rb - cen-tre.ru/upload/iblock/7ef/7ef9a76c8af8edb65e653bdd46839233.pdf (Date of access:: 16.10.2020). Text: electronic.
10. Polyak G.B. Finansovoe obespechenie sotsialnoy sfery (Financial support of the social sphere). Moscow: Finance and statistics, 2009, 189 p.
11. Protasenya S.I. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 2018 (News of the Saint-Petersburg State Economic University. 2018). Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/effektivnost-byudzhetnyh-rashodov-v-ramkah-modeli-byudzhetirovaniya-orientirovannogo-na-rezultat-teoriya-i-zakonodatelstvo (Date of access: 16.10.2020). Text: electronic.
12. Timokhina E. Problemysovremennoyekonomiki. 2018 (Problems of modern economy. 2018). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-stepeni-uchastiya-grazhdan-v-prinyatii-byudzhetnyh-resheniy-v-regione-kak-instrument-ekonomicheskoy-politiki (Date of access: 16.10.2020). Text: electronic.
13. James E. Alt, David Dreyer Lassen. American Journal of Political science (American Journal of Political science), 2006, July, vol. 50, Issue 3, pp. 530-550. Available at: https://doi.org/10.111Vj.1540-5907.2006.00200.x (Date access: 16.10.2020). Text: electronic.
14. Jens Kromann Kristensen, Martin Bowen, Cathal Long, Shakira Mustapha. PEFA, Public Financial Management, and Good Governance (PEFA, Public Financial Management, and Good Governance). Available at: https://www.pefa.org/sites/default/files/resources/downloads/9781464814662.pdf (Date access: 16.10.2020). Text: electronic.
15. Liucija Birskyte. Public Performance & Management Review (Public Performance & Management Review), 2019, vol. 42, Issue 3, pp. 707-731. Available at: https://doi.org/10.1080/15309576.2018.1507915 (Date access: 16.10.2020). Text: electronic.
16. Teresa M. Harrison, Djoko Sigit Sayogo. Government Information Quarterly (Government Information Quarterly), 2014, October, vol. 31, Issue 4, pp. 513-525. Available at: https://doi.org/10.1016/j.giq.2014.08.002 (Date access: 16.10.2020). Text: electronic.
Коротко об авторах_
Тумунбаярова Жаргал Баировна, канд. экон. наук, доцент Kaôeflpbi экономики и бухучета, Забайкальский rocyflap-ственный yнивepcитeт, r. Чита, Россия. Область научных интepecoв: Teopèa финансов, малое пpeдпpинимaтeльcтвo, институциональная экономика, [email protected]
Бочкарева Инесса Владимировна, канд. экон. наук, до^нт кaфeдpы экономики и бyхyчeтa, Забайкальский rocyдap-cтвeнный yнивepcитeт, r. Чита, Россия. Область научных интepecoв: cтpaтerичecкoe плaниpoвaниe, мeтoдичecкиe подходы oцeнки и выбopa cтpaтerии paзвития [email protected]
Деревцова Екатерина Андреевна, acпиpaнт, Забайкальский rocyдapcтвeнный yнивepcитeт; cпeциaлиcт 1-ro paзpядa, Meжpaйoннaя ИФНС России № 2 по r. Чита, Россия. Область научных интepecoв: rocyдapcтвeнный бюджeт, мeжбюд-xernbie отнооюния, инициaтивнoe бюджeтиpoвaниe, эффeктивнocть pacхoдoв e_derevczova@mai l.ru
Briefly about the authors_
Zhargal Tumunbayarova, candidate of economic sciences, associate professor, Economics and Accounting department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Scientific interests: theory of finance, small business, institutional economics
Inessa Bochkareva, candidate of economic sciences, associate professor, Economics and Accounting department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Scientific interests: strategic planning, methodical approaches of evaluation and selection of development strategy
Ekaterina Derevtsova, postgraduate, Transbaikal State University; specialist of the 1st category, Interdistrict Inspectorate of the Federal Tax Service of Russia No. 2, Chita, Russia. Scientific interests: state budget, interbudgetary relations, initiative budgeting, cost efficiency
Образец цитирования_
Тумунбаярова Ж. Б., Бочкарева И В., Деревцова Е. А. Совершенствование методики оценки качества управления муниципальными финансами // Вестник Забайкальского государственного университета. 2020. Т. 26, № 9. С. 121-131. DOI: 10.21209/2227-9245-2020-26-9-121-131.
Tumunbayarova Zh., Bochkareva I., Derevtsova E. Improvement of the quality assessment methodology Of municipal finance management// Transbaikal State University Journal, 2020, vol. 26, no. 9, pp. 121-131. DOI: 10.21209/2227-9245-2020-269-121-131.
Статья поступила в peдaкцию: 27.10.2020 r. Статья пpинятa к публикации: 12.11.2020 r.