Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ: АНАЛИЗ, ПРОБЛЕМЫ'

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ: АНАЛИЗ, ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
управленческая деятельность / государственная политика / демографическая ситуация / меры поддержки семьи / семья / дети / социальная политика / management activities / state family policy / state policy / demographic situation / family support measures / family / children / social policy

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Вдовина К.В., Молокова Е.Л.

В работе рассматривается управленческая деятельность государства в области реализации государственной семейной политики, как института поддержки семьи, от достойного существования которой напрямую зависит функционирование и развитие любого общества и государства: анализ нормативно-правовой базы, мероприятий, в том числе по предоставлению мер финансово-экономического характера, направленных на поддержку семьи, а также по сохранению и укреплению традиционных семейных ценностей. Результатом исследования стало выявление основные проблемы в сфере семейной политики на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT ACTIVITIES OF STATE IN FIELD OF FAMILY POLICY: ANALYSIS, PROBLEMS

The paper examines the management activities of the state in the field of implementation of state family policy, as an institution of family support, on the decent existence of which the functioning and development of any society and state directly depends: analysis of the regulatory framework, measures, including the provision of financial and economic measures aimed at supporting the family, as well as to preserve and strengthen traditional family values. The result of the study was the identification of the main problems in the field of family policy at the present stage.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ: АНАЛИЗ, ПРОБЛЕМЫ»

УДК 35 Вдовина К.В., Молокова Е.Л.

Вдовина К.В.

студентов-магистр 3 курс Уральский государственный экономический университет (г. Екатеринбург, Россия)

Научный руководитель: Молокова Е.Л.

кан. экон. наук, доцент, ученый секретарь Уральский государственный экономический университет (г. Екатеринбург, Россия)

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ: АНАЛИЗ, ПРОБЛЕМЫ

Аннотация: в работе рассматривается управленческая деятельность государства в области реализации государственной семейной политики, как института поддержки семьи, от достойного существования которой напрямую зависит функционирование и развитие любого общества и государства: анализ нормативно-правовой базы, мероприятий, в том числе по предоставлению мер финансово-экономического характера, направленных на поддержку семьи, а также по сохранению и укреплению традиционных семейных ценностей. Результатом исследования стало выявление основные проблемы в сфере семейной политики на современном этапе.

Ключевые слова: управленческая деятельность, государственная политика, демографическая ситуация, меры поддержки семьи, семья, дети, социальная политика.

Управленческая деятельность государства в области реализации государственной семейной политики, направленная на защиту и укрепление семьи, создание условий для нормального ее функционирования, на мой взгляд, недостаточно эффективна. Большинство современных ученых, основываясь на

эмпирических, а также демографических данных, делают вывод о том, что институт семьи в современном российском обществе находится в состоянии кризиса, поскольку он не выполняет свои основные функции, и прежде это связано с реализацией государственных мер, направленных на преодоление кризиса семьи, где роль самой семьи исключается и занимает пассивную позицию. И в первую очередь это касается законодательства РФ, как основы реализации семейной политики. Успешная реализация семейной политики напрямую зависит от степени модернизации законодательства.

Основной недостаток заключается в том, что ни в Семейном кодексе РФ, ни в других НПА, нет четкого определения «семья», «традиционная семья», хотя и в целях, и задачах реализации государственной семейной политики прописано приоритетное направление - «возрождение традиционной модели семьи».

Нормативно-правовые акты и государственные программы, составляющие основу семейной политики, в целом ориентированы на преодоление порога бедности в РФ. По оценкам Росстата, количество бедных россиян (с доходами ниже прожиточного минимума 15 298 рублей в месяц) составляет 16 млн человек, или 11,1 % населения. [2] Меры, принимаемые государством и прописанные в «Семейном кодексе» и «Концепции семейной политики», направлены в основном на отдельные социально уязвимые категории семей: многодетные, молодые, неполные семьи, семьи с нетрудоспособными членами. В попытке обеспечить их выживание, в первую очередь осуществляется защита отдельных ее членов: детей, инвалидов, пенсионеров. Но меры эти не дают возможности родителям самим обеспечить нормальное существование всех членов семьи.

Конечно, данные проблемы первичны по сравнению с проблемами, связанными с трансформацией установок современных россиян и качеством жизни населения, но ведь на формирование института семьи непосредственное влияние оказывают именно вторичные проблемы.

Реальность современной России такова, что семейные отношения изменились под влиянием новых социально-экономических и политических

преобразований, социокультурных факторов. Одной из главных причин ослабления института семьи в России, по мнению специалистов, является несовершенство семейного законодательства. В частности, Е.Б. Мизулина -Председателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей 2013г.- так же анализируя СК РФ, писала: «Семейный кодекс побуждает людей жить в гражданском браке (без регистрации акта в органах ЗАГС)», аргументируя свою позицию тем, что матери-одиночки получают большую материальную поддержку, чем матери в полных семьях.[2] Безусловно, государство должно оказывать меры поддержки неполным семьям с детьми, но при этом оно должно поощрять и поддерживать полные семьи с детьми. В противном случае в обществе формируется искаженное представление о семейном благополучии, о ценности совместного воспитания детей обоими родителями.

Сегодня, согласно Семейному кодексу (СК РФ Статья 13) [1] органы опеки и попечительства осуществляют надзор за правами несовершеннолетних (и имеющих родителей), в том числе производят контроль за управлением имуществом, выдают согласие на брак несовершеннолетним, не требуется при этом согласие родителей, что уменьшает авторитет родителей и ломает институт родительства в целом.

В настоящее время семья как институт претерпевает кризис. Последняя Всероссийская перепись населения, проводившаяся в 2021 году, выявила 27,6 млн домохозяйств, состоящих из одного человека. Такой состав домохозяйств занял самую крупную долю среди всех видов, а именно 41,8% из 66,1 млн, следует из ее данных. Преобладание одиночек зафиксировано впервые за всю историю переписей населения в Российской Федерации. По итогам прошлой переписи в 2010 году одиноко проживали 14 млн россиян из 54,6 млн домохозяйств, но больше всего было семей, состоящих из двух человек, — 15,6 млн, или 28,5%. Полных семей с детьми в России лишь пятая часть (20,7%).

Статистика указывает на то, что коэффициент разводимости в России на протяжении последних 80 лет неизменно растет, осуществляя небольшие колебания вверх и вниз. Так, в 2006 году в России браков было больше, чем

разводов, примерно в 1,5 раза, в 2011 году — в 2 раза, в 2020 — в 1,4 раза, в 2021 и в 2022 — в 1,5 раза, в 2023 — в 1,4 раза.

Причем, если рассматривать средний возраст вступления в союз, то возраст брачующихся увеличивается. Это обусловлено в первую очередь тем, что молодые люди предпочитают гражданские браки. Только прожив некоторое время таким образом, они регистрируют свои отношения в ЗАГСе, если их все устраивает в их отношениях. В принципе, стоит отметить, что, несмотря на существенное снижение количества регистраций браков, продолжительность совместной жизни в процентном отношении приблизительно одинакова. По тенденции в первый год совместной жизни количество распада семьи за период последних 80 лет колеблется у отметки в 4%. От 5 до 9 лет распадается уже до 26% семей.

За последние 5 лет наблюдается влияния количества детей в семье на продолжительность семейной жизни. Так с 2019 года идет уменьшение количества расторжения браков в бездетных парах, а вот там, где воспитывают более 2 детей число разводов за 5 лет увеличилось почти вдвое.

Растет число бездетных семей. По последним подсчетам количество бездетных семей составляет около 1,75% от общей численности населения страны, то есть более 2,5 млн. пар. Основной же причиной этому стало не бесплодие супругов (как это было раньше), а философия чайлдфри -сознательное желание не иметь детей или перенесение рождения ребенка на более поздний срок.

Несмотря на то, что в 2022 г. принят комплекс мер, направленных на укрепление института семьи, традиционных семейных ценностей, формирование положительного образа многодетной семьи: утверждены Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, введено звание «Мать-героиня», установлен День семьи, любви и верности, увеличен размер денежного поощрения для родителей, награждаемых орденом «Родительская слава», и введено денежное поощрение для родителей, награждаемых медалью ордена

«Родительская слава» [5], темпы сокращения числа семей растут, поэтому необходимо и дальше направлять все меры на то, чтобы браки сохранялись, а количество детей в семье неуклонно приближалась к двум.

В целом цифры таковы: всего в России около 50 млн. семей, из них 65% семей имеют одного ребенка, 28% - двоих, всего 6,5% - троих и больше. По сравнению с переписью 2010 года семей с одним родителем стало больше. Доля одиноких отцов увеличилась почти в два раза — с 3,7 до 7,3%. А доля одиноких матерей — с 28,9 до 31,3%.

Показатели рождаемости достигли беспрецедентно низких значений за последние 20 лет. Рождаемость в 2023 году снизилась на 2,3% и составила 1,4 млн. Уже пятый год подряд расходы на стимулирование рождаемости растут, а численность населения продолжает падать. Финансовые вливания не смогли остановить ни падение рождаемости, ни рост смертности.

Смертность в 2023 году выросла на 15,1% и составила 2,445 млн человек, годом ранее была на отметке 2,124 млн. Показатель стал максимальным с 2010 года. По данным Росстата в 2023 году население страны сократилось более чем на полмиллиона человек. Такого рекордного показателя не наблюдалось в течение последних 22 лет. По оценке Кабинета министров, до конца 2024 года население РФ будет планомерно сокращаться примерно на 1,2 млн человек.

Демографы прогнозируют, что, при соблюдении тенденций, к 2050 году население России сократится вдвое. Причем проводимые ВЦИОМ мониторинги общественного мнения показывают непрерывное снижение ожидаемого числа детей в семьях и сдвиг возраста женщины во время рождения первого ребенка в более старшую возрастную группу.

Естественно, что государство прикладывает усилия для материальной поддержки рождаемости, но это слабо влияет на современное состояние института семьи в целом. На мой взгляд, должны быть предприняты комплексные меры для того, чтобы коренным образом переменить ситуацию в стране, способствующую увеличению рождаемости, в том числе создать

женщинам условия для возможности рожать первого ребенка в более раннем возрасте, хотя бы в 25-27 лет.

К сожалению, деятельность государства в области реализации семейной политики оставляют без внимания нормальные семьи, которые из-за резкого снижения реальных доходов, экономического расслоения населения, оказались в крайне тяжелом положении и их количественно значительно превышает социально уязвимые семьи. Кроме того, при действующем законодательстве приёмные родители находятся в привилегированном положении по отношению к кровным родителям в вопросе получения пособий на содержание детей.

Конечно, введение единого пособия позволило снизить уровень бедности в РФ до 8,5%, но этот инструмент лишь временная мера и, к сожалению, не может повлиять на основную причину. Так, согласно статистическим данным, одним из негативных факторов, влияющих на положение, является безработица, в том числе в скрытых формах. По информации Федеральной службы занятости, ниже уровня бедности находятся 29,9% семей с детьми до трех лет и 23,9% с детьми от 3 до 7 лет. [6]

Столкнувшись с данной проблемой, лишь незначительной части семей удается приспособиться к происходящим переменам и добиться психологического и нравственного комфорта, определенного уровня благосостояния. Большинство же находясь в состоянии неуверенности, не имеет жизненных стратегий, необходимой психологической и профессиональной подготовки для выживания в условиях конкуренции. Это приводит к конфликтным ситуациям внутри семьи, а порой и к распаду. А между тем, важным элементом в преодолении таких ситуаций является не столько предоставление материальной поддержки, сколько возможность социальных услуг, в поддержании профессиональной компетенции, возможности конкуренции на рынке труда.

Таким образом, основные проблемы в сфере семейной политики заключаются, на мой взгляд, в следующем:

-отсутствие единой правовой основы, управление реализуется через Концепции, нормативно-правовые акты, указы смежных областей,

- недостаточное внимание уделяется проблемам института семьи, слабо развита законодательная база именно в сфере семейной политики, а не как части социальной/демографической политики государства,

- при планировании, мониторинге и оценке реализации политики прослеживается ориентация факты проведения различных мероприятий, а не на результат, связанный с улучшением ситуации и качеством жизни семей,

- нехватка мер, связанных с гармонизацией семейной и профессиональной жизни людей,

- разграничение полномочий между уровнями власти зачастую приводит к противоречиям между предлагаемым перечнем социальных услуг и перечнем критериев определения социального положения семей, нуждающихся в поддержке, между требованиями минимальных социальных стандартов и количеством учреждений социальной сферы и услуг, оказываемых в них и т.д.

-отсутствие в процессе государственного управления мнения населения, что является показателем однонаправленности. Так, проводимые в настоящее время социологические опросы, являясь узконаправленным, не позволяют оценить уровень участия муниципалитетов в сфере семейной политики РФ, выделить проблемные места.

Для примера можно отметить ежегодный запущенный в 2019 году комиссией Общественной палаты РФ по поддержке семьи, материнства и детства опрос «Семейная политика: меры поддержки глазами семьи», ключевой целью которого было проанализировать меры поддержки семей в России, выделить среди них наиболее востребованные, а также понять, в каких случаях семья сталкивается со сложностями получения тех или иных услуг. Данное исследование также затрагивало проблему закона о защите семьи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 22Э-ФЗ (ред. от 31.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.10.2023) URL : https://www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения по ссылке 25.04.2024);

2. Мизулина: «Семейный кодекс побуждает людей жить в гражданском браке» URL: https://iz.ru/news/566871 (дата обращения по ссылке 25.04.2024);

3. Официальный сайт Президента России. Перечень поручений по итогам заседания Совета по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/71806 (дата обращения по ссылке 25.04.2024);

4. Постановление Правительства РФ от 18.10.2014 N 1075 (ред. от 30.10.2021) «Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно» URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_170018/c93664e145cee0ada10 89fb38b841b36e9cb6b93/ (дата обращения по ссылке 25.04.2024);

5. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167897/1 ae3172271088ff17d1 3f732abf826846524ab91/ (дата обращения по ссылке 25.04.2024);

6. РОСТРУД. Федеральная служба по труду и занятости URL: https://rostrud.gov.ru (дата обращения по ссылке 25.04.2024);

7. Федеральная служба государственной статистики URL:https://rosstat.gov.ru/folder/13807 (дата обращения по ссылке 25.04.2024)

Vdovina K. V., Molokova E.L.

Vdovina K.V.

Ural State University of Economics (Ekaterinburg, Russia)

Scientific advisor: Molokova E.L.

Ural State University of Economics (Ekaterinburg, Russia)

MANAGEMENT ACTIVITIES OF STATE IN FIELD OF FAMILY POLICY: ANALYSIS, PROBLEMS

Abstract: the paper examines the management activities of the state in the field of implementation of state family policy, as an institution offamily support, on the decent existence of which the functioning and development of any society and state directly depends: analysis of the regulatory framework, measures, including the provision offinancial and economic measures aimed at supporting the family, as well as to preserve and strengthen traditional family values. The result of the study was the identification of the main problems in the field of family policy at the present stage.

Keywords: management activities, state family policy, state policy, demographic situation, family support measures, family, children, social policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.