JURISPRUDENCE
Научная статья ■УДК 34
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-4-17-20 EDN: https://elibrary.ru/yzjeqj NIION: 2015-0066-4/23-748 MOSURED: 77/27-011-2023-04-947
Александр Анатольевич Беженцев
Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия, [email protected]
Аннотация. Административная деятельность Госавтоинспекции в области управления обеспечением безопасности дорожного движения классифицируется на два вида: а) внутриорганизационная; б) внешнеорганизационная (правоохранительная). В рамках совершенствования внешнеорганизационной управленческой деятельности ГИБДД МВД России делаются выводы о: а) необходимости увеличения до максимального количества мобильных постов дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России; б) целесообразности введения практики прикомандирования на период несения службы к экипажу дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России сотрудников отрядов мобильных особого назначения (ОМОН) Росгвардии.
Ключевые слова: Госавтоинспекция, безопасность дорожного движения, управленческая деятельность, внутриорганизационная деятельность ГИБДД МВД России, внешнеорганизационная деятельность ГИБДД МВД России, ДПС, административные правонарушения в области дорожного движения, мобильный пост дорожно-патрульной службы, Росгвардия
Для цитирования: Беженцев А. А. Управленческая деятельность ГИБДД МВД России в области обеспечения безопасности дорожного движения: внешнеорганизационное направление // Вестник экономической безопасности. 2023. № 4. С. 17-20. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-4-17-20. ЕБ№ УгШОГ
Management activities ofthe State Traffic Safety Inspectorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the field ofensuring road safety: an external organizational direction
Alexander A. Bezhentsev
Northwestern Institute ofManagement of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, St. Petersburg, Russia, [email protected]
Abstract. The administrative activities of the State Traffic Safety Inspectorate in the field of road safety management are classified into two types: a) intraorganizational; b) external organizational (law enforcement). As part of the improvement of the external organizational management activities of the traffic police of the Ministry of Internal Affairs of Russia, conclusions are drawn about: a) the need to increase to the maximum number of mobile posts of the traffic police of the traffic police of the Ministry of Internal Affairs of Russia; b) the expediency of introducing the practice of seconding for the period of service to the crew of the traffic police traffic police of the Ministry of Internal Affairs ofRussia employees of mobile special forces (OMON) ofthe Russian Guard.
Keywords: Traffic police, traffic safety, management activities, internal organizational activities of the State Traffic Safety Inspectorate of the Ministry of Internal Affairs ofRussia, external organizational activities of the State Traffic Safety Inspectorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia, traffic police, administrative offenses in the field of traffic, mobile post of the road patrol service, Russian Guard
For citation: Bezhentsev A. A. Management activities of the State Traffic Safety Inspectorate of the Ministry of Internal Affairs ofRussia in the field of ensuring road safety: an external organizational direction. Bulletin of economic security. 2023;(4):17-20. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-4-17-20. EDN: YZJEQJ.
© Беженцев A. A., 2023
№4/ 2023 Bulletin of economic security__- 17
Управленческая деятельность ГИБДД МВД России в области обеспечения безопасности дорожного движения: внешнеорганизационное направление
Original article
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Направления управленческой деятельности ГИБДД МВД России по реализации безопасности дорожного движения классифицируем на две группы:
- внутриорганизационные, устремленные на упорядочение управленческих отношений, возникающих по вопросам организации самой системы Госавтоиспек-ции по обеспечению безопасного движения по дорогам, создания требуемых условий для ее функционирования (управление системой Госавтоиспекции, оптимизация структуры служб, органов и подразделений);
- внешнеорганизационные, которые выходят за рубежи внутренней структуры Госавтоиспекции и связаны с урегулированием отношений в социуме. Их поделим на два вида: а) общие (содействие органам, должностным лицам этих органов, гражданам в охране и защите их прав, законных интересов); б) правоохранительные (обеспечение безопасности дорожного движения, производство по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, раскрытие автотранспортных преступлений).
Многие авторы полагают, что особенности внешних правоохранительных управленческих отношений заключаются в том, что они возникают между подразделениями и службами ГИБДД МВД России и другими органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами или отдельными гражданами, не входящими в организационно-штатную структуру Госавтоинспекции и связанны с: а) контролем за дорожным движением; б) предупреждением, выявлением и пресечением нарушений правил дорожного движения; в) применением в установленном порядке мер административного воздействия к нарушителям;
г) распорядительно-регулировочными действиями;
д) выездом на места дорожно-транспортных происшествий; е) розыском и задержанием угнанных и похищенных транспортных средств, автотранспортных средств, водители которых скрылись с мест дорожно-транспортных происшествий [1;2;3;4].
Как отмечает С. А. Высоцкий, в общественном сознании Госавтоинспекция ассоциируются с некоторым произволом, недостаточностью в предупреждении административных правонарушений, которые в современной структуре правонарушений являются самыми многочисленными [5, с. 4], следовательно, оба взаимосвязанных направления управленческой деятельности ГИБДД МВД России по обеспечению безопасности дорожного движения - внутриорганизационное и внешне-правоохранительное на сегодня остро нуждаются в совершенствовании.
Для оптимизации внешнеорганизационной административной деятельности ГИБДД МВД России в сфере управления обеспечением безопасности дорожного движения мы сформулируем выводы и обоснуем рекомендации.
1. В годы существования СССР в крупных городах на выездах на республиканские трассы стояли стационарные посты ГАИ. Во многих городах выехать на ре-
спубликанскую трассу без пересечения стационарного милицейского поста было невозможно в отсутствие объездных дорог. Потенциальные правонарушители, зная, что там находится пост, не вывозили запрещенные предметы и предметы преступления на самом удобном для противоправного элемента виде транспорта - автомобильном, что повышало эффективность оперативно-розыскных мероприятий и скорость раскрытия преступлений. Кроме того, складывалась ситуация, когда угнанное транспортное средство не могло выехать из города при объявлении плана перехват и выставлении заградительного заслона на всех стационарных постах ГАИ. Проводимые розыскные мероприятия ограничивались чертой города и нередко преступление раскрывалось в «дежурные сутки».
Но время не стоит на месте и на сегодняшний момент с учетом развития автодорожной сети выехать из многих мегаполисов в объезд всех стационарных постов Госавтоинспекции можно по более чем 100 дорогам с выездом в последующем на федеральную трассу.
Переход от тотального контроля транспортных потоков на стационарных постах к избирательному и ориентировочному контролю на основе применения мобильных форм патрулирования обосновывался С. Н. Дмитриевым [6, с. 10]. Развивая его точку зрения для создания эффекта неожиданного появления на дороге не одного экипажа дорожно-патрульной службы, а именно масштабного поста ГИБДД МВД России, считаем целесообразным многократно увеличить число мобильных постов дорожно-патрульной службы. Учитывая, что они позволяют решить не только перечисленные проблемы, но и эффективно бороться с нарушителями скоростного режима (превышающий скорость водитель не ожидает на дороге наличие мобильного поста полиции) полагаем необходимым увеличение до максимального количества мобильных постов дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России.
Главное отличие передвижных постов дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России от стационарных - постоянная смена дислокации в зависимости от изменения оперативной обстановки. Повторимся, что такие посты не просто объехать, следовательно, лицам совершающим административные правонарушения в области безопасности дорожного движения, неизвестно, где их ждет встреча с сотрудниками дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России.
2. Рационально ввести обязательную практику привлечения к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения ГИБДД МВД России сотрудников отрядов мобильных особого назначения (ОМОН) Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардии). При заступлении на службу на весь период несения службы к экипажу до-рожно-патрульной службы ГИБДД МВД России должен прикомандировываться вооруженный и экипированный сотрудник рядового или младшего начальствующего
JURISPRUDENCE
состава Росгвардии, который должен подчиняться приказам старшего наряда дорожно-патрульной службы (ДПС) ГИБДД МВД России. Это будет способствовать как улучшению деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, так и минимизации коррупционных проявлений.
Несмотря на то, что сотрудники ОМОН Росгвардии могут детально не разбираться в специфике выявления, пресечения и привлечения к административной ответственности за правонарушения в области безопасности дорожного движения, они владеют навыками преследования и задержания правонарушителя, окажут сотруднику дорожно-патрульной службы силовую поддержку, помогут максимально реализовать меры личной безопасности сотрудников полиции.
3. Автомобильный транспорт является самым распространенным средством передвижения для правонарушителей. С его помощью не только передвигаются противоправные элементы, но и перемещаются запрещенные, в том числе ограниченные к обороту и изъятые из оборота предметы и вещества: оружие и боеприпасы, которые могут использоваться, в том числе для совершения террористических актов, наркотические средства и психотропные вещества. В транспортном средстве могут перевозиться похищенные дорогостоящие предметы преступления, могут перевозиться трупы и их останки. Зачатую, правонарушители тщательно скрывают перевозимый запрещенный груз, маскируют его или прячут в потайных местах.
Сотрудники полиции, даже в составе наряда до-рожно-патрульной службы (ДПС) ГИБДД МВД России, при первичном осмотре транспортного средства могут не выявить в нем замаскированные запрещенные или причастные к преступлению предметы и вещества, поэтому считаем целесообразным сформировать в структуре Госавтоинспекции отдельное самостоятельное специализированное кинологическое подразделение (по аналогии с кинологическими подразделениями полиции на транспорте, где будут состоять на вооружении специальные служебные собаки, которые могут применяться при осмотре транспортного средства для поиска и обнаружения взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов, наркотических средств и психотропных веществ, человеческих трупов (останков) и выполнения задач, возникающих перед полицией с учетом оперативной обстановки. Кроме того, подчеркнем, что плюсом создания данного подразделения является то, что по штату сотрудник полиции - одна единица, по факту в обеспечении безопасности дорожного движения участвуют две боевые единицы.
4. Основное понятие, которое используется при анализе и учете происшествий на транспорте - это понятие дорожно-транспортного происшествия, которое законодатель дает в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения». Для учета и анализа дорожно-транспортных происшествий большое значение имеют все понятия, которые предусмотрены зако-
нодателем в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» и указание которых предусмотрено законодателем в карточке учета дорожно-транспортных происшествий. Правильное указание этих данных напрямую влияет на правильность данных о причинах аварий, а значит можно принять правильные меры по их предотвращению.
Статистика также выявляет наличие зависимости уровня безопасности дорожного движения от степени автомобилизации, численности населения, протяженности дорожной сети. Система статистической регистрации дорожно-транспортных происшествий существует в каждой стране. Однако ни в одной стране данные статистики дорожно-транспортных происшествий не могут считаться абсолютно надежными. В разных странах также имеются существенные различия в доступности, качестве, полноте данных по дорожно-транспортным происшествиям.
Рекомендуем ввести с целью использования всеми субъектами обеспечения безопасности дорожного движения: а) ступенчатой градации дорожно-транспортных травм, а также методик оценки тяжести телесных повреждений, адаптированных для использования немедицинским персоналом; б) включение в государственную статистическую отчетность сведений о причинах аварий, структуре дорожного травматизма, тендерных и социальных признаках участников дорожно-транспортных происшествий; в) проведение специальных мониторинговых исследований, призванных определить масштабы социально-экономических последствий аварийности.
Итак, стремительный прогресс в деле профилактики аварийности невозможен без реформирования отраслевого законодательства, построения стройной административной вертикали, внедрения жестких нормативов безопасности, модернизации дорожно-улич-ной инфраструктуры, повышения требований к техническому состоянию транспортных средств, усиления контроля за соблюдением законности, прикладного направления подготовки водителей, развития медицинского обеспечения безопасности дорожного движения, увеличения масштабов информационно-пропагандистской работы с населением. Представляется, что предложенная концепция совершенствования административно-правового регулирования внешнеорганизацион-ной управленческой деятельности ГИБДД МВД России по обеспечению безопасности дорожного движения, при условии воплощения ее в жизнь, определит долгосрочные целевые ориентиры по улучшению ситуации в рассматриваемой сфере, позволит их максимально реализовать.
Список источников
1. Бекетов О. И., Головко В. В., Майоров В. И. Обеспечение безопасности дорожного движения в государственной системе профилактики правонарушений // Вестник Тюменского государственного университета.
№ 4 / 2023
Bulletin of economic security
19
Социально-экономические и правовые исследования. 2016.Т. 2.№2. С. 113-124.
2. Майоров В. И. Государственные субъекты управления в системе обеспечения безопасности дорожного движения // Пробелы в российском законодательстве. 2018. № 1. С. 144-147.
3. Молчанов П. В. Административно-правовое обеспечение безопасности дорожного движения в Российской Федерации : монография. М. : Норма, ИНФРА-М, 2020. 248 с.
4. Никишкин А. В. Административно-правовой статус подразделений ГИБДД горрайорганов внутренних дел : монография. СПб., Издательство : ООО «Образовательный центр «СоветникЪ»», 2011. 136 с.
5. Высоцкий С. А. Административно-правовые средства обеспечения законности контрольно-надзорной деятельности ГИБДД : дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2019.
6. Дмитриев С. Н. Правовые, организационные и тактические проблемы деятельности дорожно-патруль-ной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2003.
References
1. Beketov O. I., Golovko V V., Mayorov V I. Ensuring road safety in the state system of crime prevention // Bulletin of the Tyumen State University. Socio-economic and legal research. 2016. V 2. №. 2. P. 113-124.
2. Mayorov V. I. State subjects of management in the system of ensuring road safety // Gaps in Russian legislation. 2018. №. l.P. 144-147.
3. Molchanov P. V. Administrative and legal support of road safety in the Russian Federation : Monograph. M. : Norma, INFRA-M, 2020. 248 p.
4. Nikishkin A. V. Administrative-legal status of traffic police departments of city and district internal affairs agencies : Monograph. SPb., Publisher : LLC «Educational center«Sovetnik»», 2011. 136 p.
5. Vysotsky S. A. Administrative and legal means of ensuring the legality of the control and supervision activities of the traffic police : dis. ... cand. legal Sciences. St. Petersburg, 2019.
6. Dmitriev S. N. Legal, organizational and tactical problems of the activity of the road patrol service of the State Road Safety Inspectorate : dis. ... Dr. jurid. Sciences. M., 2003.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Информация об авторе
А. А. Беженцев - доцент кафедры правоведения Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент.
Information about the author
A. A. Bezhentsev - Associate Professor of the Department of Law of the Northwestern Institute of Management of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Candidate ofLaw, Associate Professor.
Статья поступила в редакцию 20.04.2023; одобрена после рецензирования 20.06.2023; принята к публикации 15.08.2023.
The article was submitted 20.04.2023; approved after reviewing 20.06.2023; accepted for publication 15.08.2023.