Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГИБДД МВД РОССИИ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ'

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГИБДД МВД РОССИИ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1130
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ГОСАВТОИНСПЕКЦИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНАЯ СЛУЖБА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беженцев А.А., Пикина Е.А.

По сфере реализации полномочий и субъектному составу участников авторами классифицированы два направления управленческой деятельности Госавтоиспекции по обеспечению безопасности дорожного движения: внутреннее организационное и внешнее правоохранительное. В рамках инноватизации внутриорганизационной управленческой деятельности Госавтоинспекции России делаются выводы о целесообразности подчинения всех нижестоящих подразделений Госавтоинспекции по зональному принципу и создании для этого единого Управления (отдела) ГИБДД МВД России территориального органа внутренних дел по субъекту Федерации, не подчиненного руководству нижестоящих территориальных органов внутренних дел; необходимости оптимально скорректировать время инструктажа, проверки экипировки и заступления на службу нарядов дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России; важности включения в квалификационные требования к стажу службы в органах внутренних дел для сотрудников, замещающих должности в Государственной инспекции безопасности дорожного движения, обязательности наличия у любого кандидата на должность сотрудника Госавтоинспекции права управления транспортным средством (водительского удостоверения категории минимум «B») и стажа управления транспортным средством не менее трех лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Беженцев А.А., Пикина Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE ACTIVITY OF THE TRAFFIC POLICE OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN THE FIELD OF ROAD SAFETY MANAGEMENT: INTRA-ORGANIZATIONAL DIRECTION

According to the scope of the implementation of powers and the subject composition of participants, the authors classified two areas of the State Traffic Inspectorate’s management activities to ensure road safety: internal organizational and external law enforcement. As part of the innovation of the internal administrative activities of the State Automobile Inspectorate of Russia, conclusions are drawn about: the expediency of subordinating all lower divisions of the State Automobile Inspectorate according to the zonal principle and the creation for this of a single Directorate (department) of the State Traffic Safety Inspectorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia of the territorial body of internal affairs for the subject of the federation, not subordinate to the leadership of the lower territorial bodies of internal cases; the need to optimally adjust the time for briefing, checking equipment and joining the service of the patrol service of the traffic police of the Ministry of Internal Affairs of Russia; the importance of including in the qualification requirements for the length of service in the internal affairs bodies for employees filling positions in the State Traffic Safety Inspectorate, the obligatory presence of any candidate for the position of an employee of the State Traffic Inspectorate of the right to drive a vehicle (a driver’s license of the minimum category «B») and the length of service means for at least three years.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГИБДД МВД РОССИИ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ»

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГИБДД МВД РОССИИ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

ADMINISTRATIVE ACTIVITY OF THE TRAFFIC POLICE OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN THE FIELD OF ROAD SAFETY MANAGEMENT: INTRA-ORGANIZATIONAL DIRECTION

УДК 351.811

А.А. БЕЖЕНЦЕВ,

кандидат юридических наук, доцент (Санкт-Петербургский университет МВД России, Россия, Санкт-Петербург) adovd@mail.ru

ALEXANDER A. BEZHENTSEV,

Candidate of Law, Associate Professor (Saint Petersburg University of the Ministry of the

Interior of Russia, Saint Petersburg, Russia)

Е.А. ПИКИНА

(Санкт-Петербургский университет МВД России, Россия, Санкт-Петербург) elenaamorozova@mail.ru

ELENA A. PIKINA

(Saint Petersburg University of the Ministry of the

Interior of Russia, Saint Petersburg, Russia)

Аннотация: по сфере реализации полномочий и субъектному составу участников авторами классифицированы два направления управленческой деятельности Госавтоиспекции по обеспечению безопасности дорожного движения: внутреннее организационное и внешнее правоохранительное. В рамках инноватизации внутриорганизационной управленческой деятельности Госавтоинспекции России делаются выводы о целесообразности подчинения всех нижестоящих подразделений Госавтоинспекции по зональному принципу и создании для этого единого Управления (отдела) ГИБДД МВД России территориального органа внутренних дел по субъекту Федерации, не подчиненного руководству нижестоящих территориальных органов внутренних дел; необходимости оптимально скорректировать время инструктажа, проверки экипировки и заступления на службу нарядов дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России; важности включения в квалификационные требования к стажу службы в органах внутренних дел для сотрудников, замещающих должности в Государственной инспекции безопасности дорожного движения, обязательности наличия у любого кандидата на должность сотрудника Госавтоинспекции права управления транспортным средством (водительского удостоверения категории минимум «B») и стажа управления транспортным средством не менее трех лет.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, Госавтоинспекция, управленческая деятельность, дорожно-патрульная служба.

Для цитирования: Беженцев А.А., Пикина Е.А. Административная деятельность ГИБДД МВД России в сфере управления обеспечением безопасности дорожного движения: внутриорга-низационное направление // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2021. № 3. С. 57-62.

Abstract: according to the scope of the implementation of powers and the subject composition of participants, the authors classified two areas of the State Traffic Inspectorate's management activities to ensure road safety: internal organizational and external law enforcement. As part of the innovation of the

internal administrative activities of the State Automobile Inspectorate of Russia, conclusions are drawn about: the expediency of subordinating all lower divisions of the State Automobile Inspectorate according to the zonal principle and the creation for this of a single Directorate (department) of the State Traffic Safety Inspectorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia of the territorial body of internal affairs for the subject of the federation, not subordinate to the leadership of the lower territorial bodies of internal cases; the need to optimally adjust the time for briefing, checking equipment and joining the service of the patrol service of the traffic police of the Ministry of Internal Affairs of Russia; the importance of including in the qualification requirements for the length of service in the internal affairs bodies for employees filling positions in the State Traffic Safety Inspectorate, the obligatory presence of any candidate for the position of an employee of the State Traffic Inspectorate of the right to drive a vehicle (a driver's license of the minimum category «B») and the length of service means for at least three years.

Keywords: traffic safety, State traffic inspectorate, management activities, road patrol service.

For citation: Bezhentsev A.A., Pikina E.A. Administrative activity of the Traffic Police of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the field of road safety management: intra-organizational direction // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2021. № 3. P. 57-62.

Безопасность дорожного движения - одна из самых актуальных социально-экономических проблем нашего времени. Несмотря на отдельные положительные результаты, достигнутые в управленческой деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения за последние годы, существует потребность в продолжении целенаправленной систематической работы на государственном уровне в данной области. Акцентируем внимание на том, что Российская Федерация по отношению к развитым зарубежным государствам имеет высокие показатели смертности на дорогах. Так, за 2020 год в России было зафиксировано 137662 случая дорожно-транспортных происшествий1, в которых погибло 15788 и ранено 175170 человек2. В первом полугодии 2021 года на территории Российской Федерации зарегистрировано 57613 ДТП. В данных ДТП погибли 5830 человек и получили ранения 72958. Несмотря на определенные позитивные изменения, уровень дорожно-транспортной аварийности в стране остается достаточно высоким - каждое одиннадцатое ДТП приводит к смертельному исходу. В семи субъектах Российской Федерации одновременно увеличилось количество ДТП, число погибших и раненых: в Свердловской, Кировской, Вологодской, Костромской областях, республиках Тыва и Марий Эл и Чеченской Республике. В 19 регионах произошел рост числа погибших. Наибольший рост зафиксирован в республиках Карелия (+94,1%) и Хакасия (+25%), Алтайском крае (+40,5%),

1 Далее - ДТП.

2 Официальные сведения ГИБДД МВД России о показателях состояния безопасности дорожного движения [Электронный ресурс]. - URL: http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения: 31.08.2021).

Костромской (+55%), Новгородской (+30%) и Ивановской (+25%) областях3.

По сведениям Всемирной организации здравоохранения, в России в результате дорожно-транспортных происшествий на 100 тыс. населения в среднем приходится 18 смертей. К примеру, в Норвегии и Швейцарии данный показатель составляет 2,7; в Великобритании - 3,1; в Германии, Испании, Ирландии и Японии - 4,1; в Австрии - 5,2; во Франции - 5,5; в Австралии и Италии - 5,6; в Канаде - 5,8, что во много раз ниже, чем в Российской Федерации4.

Таким образом, на сегодня имеется определенная необходимость формирования более совершенной концепции государственной управленческой деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, которая должна иметь межотраслевой характер, преследовать конкретные измеримые цели, базироваться на системе плановых документов, подкрепляться действенным механизмом реализации, проводиться в рамках единой политики национальной безопасности. Кроме того, требуется улучшить концепцию административного реформирования отраслевого законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения с учетом объективных социально-экономических процессов, достижений научно-технического прогресса, актуальных по-

3 Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за январь - июнь 2021 года. Информационно-аналитический обзор [Электронный ресурс]. - Москва: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2021. - URL: httpsV/нцбдд.мвд.рф/ресурсы/ана-литические-обзоры-состояния-безопасности-дорожного-дви-жения (дата обращения: 31.08.2021).

4 Официальный сервис «Death on the roads» Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) (World Health Organization (WHO)). Инфографики показателей смертности на дорогах мира [Электронный ресурс]. - URL: https://extranet. who.int/roadsafety/death-on-the-roads/#deaths (дата обращения: 01.09.2021).

требностей практики, тенденций развития международного законодательства, требований техники нормотворчества, последних теоретических наработок, где должны найти свое отражение задачи, принципы и приоритетные направления обеспечения безопасности дорожного движения; компетенция уполномоченных государственных субъектов; основные формы участия граждан в управлении сектором дорожного движения; организационные основы статистического учета показателей безопасности дорожного движения; механизмы программирования мер профилактики дорожного травматизма; обязательные требования к безопасности дорожной инфраструктуры, транспортных средств, организации движения, осуществлению грузопассажирских перевозок; права и обязанности участников дорожного движения; условия допуска граждан к управлению транспортными средствами, а также основания для лишения (приостановления) соответствующего субъективного права; вопросы медицинского обеспечения безопасности дорожного движения; основы публичного контроля на автомобильном транспорте, его задачи, полномочия его субъектов; виды юридической ответственности за административные правонарушения против безопасности дорожного движения.

Управленческая деятельность ГИБДД МВД России по обеспечению безопасности дорожного движения как общественно полезная и организующая деятельность осуществляется в определенных направлениях, которые можно классифицировать в зависимости от задач и функций в сфере регулирования безопасности дорожного движения, методов и средств, которые применяются в процессе указанной деятельности, целей их применения, сферы реализации. В толковых словарях направление определяется как «линия движения...» [1, с. 594], «направленность какого-то действия», «сторона, куда устремлено движение» [2, с. 389], «путь развития.» [3, с. 455].

Иногда термин «направление» отождествляется с такими категориями, как «задачи», «функции» или «виды деятельности», что прежде всего связано с тем, что они определяются как конкретные направления деятельности или как совокупность различных видов направлений деятельности, которые обусловлены целью и существующими задачами.

Многие авторы отстаивают справедливую позицию о том, что «государственная служба в правоохранительной сфере как вид деятельности имеет внешнюю и внутреннюю стороны» [4, с. 37, 39, 156, 157; 5, с. 4-12]. Управленческую деятельность Госавтоиспекции по реализации безопасного движения автотранспортных средств и пешеходов по дорогам нельзя рассма-

тривать только как деятельность органов, служб и подразделений ГИБДД МВД России, поскольку в этой административной деятельности участвуют и другие субъекты (коллективные и индивидуальные, государственные и общественные) [6, с. 18-21; 7, с. 175-179; 8, с. 144-147; 9, с. 47-50; 10, с. 66-71; 11, с. 66-77].

За основу разграничения и классификации направлений управленческой деятельности Гос-автоиспекции по обеспечению безопасности дорожного движения мы взяли такой критерий, как сфера реализации полномочий или субъектный состав участников отношений, возникающих при обеспечении безопасного перемещения по улицам и дорогам. В связи с этим дифференцируем два обобщающих направления управления ГИБДД МВД России обеспечением безопасности дорожного движения: 1) внутреннее организационное; 2) внешнее правоохранительное. Особенности направлений управления Госавтоиспекции безопасностью движения на дорогах России первой группы состоят в том, что такие управленческие отношения:

- возникают, изменяются или прекращаются внутри органов внутренних дел, следовательно, субъектами таких управленческих отношений являются сотрудники подразделений ГИБДД МВД России;

- такие управленческие отношения имеют организационно-обеспечительный характер и касаются таких аспектов, как определение структуры, полномочий органов (служб, подразделений), организация кадровой работы, финансовое и материально-техническое обеспечение, организация взаимодействия и координации, осуществление внутриведомственного контроля за выполнением управленческих решений.

Как правильно отмечает Р.В. Нагорных, крайне важное место среди данной деятельности занимает технология кадровой работы, к которой относится поиск, подготовка, расстановка, передвижение, сокращение кадров, административно-правовые процедуры, связанные с оценкой служебно-значимых компетенций сотрудников (аттестация), увеличение их профессионального мастерства (повышение квалификации, переподготовка, дополнительное образование), а также административно-правовые средства, используемые при выборе государственной кадровой политики и организационно-правовых направлений ее реализации [12, с. 560].

К блокам внутриорганизационной административной деятельности ГИБДД МВД России мы относим проведение внутрисистемных мероприятий и реализацию операций материально-технического характера. Безусловно, внутрисистемные действия являются требуемым фактором

любой деятельности по управлению социальными процессами. Эти мероприятия претворяются в действительность системно, периодически и устремлены на функционирование четкой, бесперебойной и качественной работы соответствующих систем управления ГИБДД МВД России. Они не сопряжены с изданием нормативных правовых актов и инноватизацией юридически значимых действий. Внутрисистемные мероприятия не порождают, не трансформируют и не прекращают административных правоотношений. Разнообразие конкретных форм осуществления внутрисистемных мероприятий определяется отраслью управления, особенностями управляемых объектов, их характерным правовым статусом. Среди них - разъяснение содержания и цели законодательных и иных правовых актов или тех или иных мероприятий, инспектирование работы и инструктирование нижестоящих органов и подразделений ГИБДД МВД России (их должностных лиц), разработка программ, подготовка и проведение совещаний, конференций.

Материально-технические операции как разновидность внутриорганизационной управленческой деятельности Госавтоинспекции носят вспомогательный характер, их основное назначение состоит в обслуживании самого процесса управления, всех других форм управленческой деятельности. Они создают условия для использования других форм работы органов исполнительной власти. К ним относят подготовку материалов для издания юридических актов, организацию делопроизводства, составление справок, отчетов.

Среди элементов внутриорганизационной деятельности определим следующие: создание конкретных социальных систем в ГИБДД МВД России (формирование их функциональной и организационной структур), обоснование штатной численности, подбор и расстановку кадров, информационное, материально-техническое и финансовое обеспечение, взаимодействие. К внутриоргани-зационным относят также мероприятия, осуществляемые внутри аппарата Госавтоинспекции. Ими являются меры, предусмотренные в планах работы того или иного подразделения на соответствующий период. Это также инструктажи сотрудников, изучение документов, регламентирующих деятельность подразделения, обучение его личного состава, стажировки молодых полицейских, сбор и обработка информации, характеризующей работу и ее результаты, контроль за выполнением принятых решений. Внутриорганизационные мероприятия могут осуществляться также и за пределами подразделений полиции по обеспечению безопасности дорожного движения. Это разъяснительная работа среди населения, правовой всеобуч, оказание организационной помощи добровольным

народным дружинам и другим организациям, которые участвуют в обеспечении безопасного движения на дорогах и охране общественного порядка.

К элементам (направлениям) внутриоргани-зационной деятельности в области управленческой деятельности Госавтоинспекции отнесем: 1) аналитическую работу; 2) планирование работы; 3) проведение инструктажей, совещаний, собраний коллектива и других подобных массовых мероприятий; 4) делопроизводство; 5) обеспечение управления внутренними делами (правовое, информационное, кадровое, материально-техническое, финансовое); 6) организацию взаимодействия и координации при управлении внутренними делами; 7) организацию контроля и надзора за его осуществлением; 8) массово-разъяснительную работу как среди населения, так и среди сотрудников органов специальной компетенции в сфере управления обеспечением безопасности дорожного движения по вопросам законности и дисциплины.

К общим признакам приведенных элементов (направлений) внутриорганизационной деятельности в области управления деятельностью ГИБДД МВД России стоит отнести то, что они: 1) регламентированы нормами административного права лишь в общем виде, в связи с чем не порождают, не изменяют и не прекращают административные правоотношения; 2) являются необходимым фактором управленческой деятельности во всей системе управления делами ГИБДД МВД России; 3) осуществляются систематически, постоянно и направлены на обеспечение четкого и эффективного управления внутренними делами.

С целью совершенствования внутриорганизационной управленческой деятельности Госавтоинспекции в направлении обеспечения безопасности дорожного движения предложим рекомендации:

1. На сегодняшний день отделы (отделения) Госавтоинспекции по территориальному органу внутренних дел одновременно подчиняются по зональному принципу начальнику (заместителю начальника) территориального органа внутренних дел, который дает указания как внутриоргани-зационного характера (о закреплении табельного огнестрельного оружия, проведении аттестации, подписывает рапорты на отпуск), так и внешне-организационного характера (дает указание начальнику отдела (отделения) ГИБДД о местах выставления постов дорожно-патрульной службы, маршрутах патрулирования дорог и улиц на служебных автомобилях на территории обслуживания), и по линейному принципу - сотрудникам Управления Госавтоинспекции региона Российской Федерации, которые дают указания только внешнеорганизационного характера (при осложнении оперативной обстановки через дежурную

часть о введении планов «Перехват», при проведении крупных массовых мероприятий, выставлении не на территории обслуживания дополнительных постов регулирования движения). Ввиду этого могут возникать определенные трудности, сопряженные с несогласованными действиями, связанными с перебоями в передаче информации, невозможностью регулирования дорожного движения, обеспечения безопасности дорожного движения в нескольких местах одновременно вследствие недостаточного количества личного состава дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России.

Для устранения перечисленных сложностей нами предлагается упразднить двойное (зональное и линейное) подчинение подразделений ГИБДД МВД России территориальных органов внутренних дел по городам, районам, межмуниципальным образованиям одновременно руководству территориального органа внутренних дел, на обслуживаемой территории которого находится подразделение, и Управлению (отделу) ГИБДД МВД России, Главному управлению, Управлению МВД России субъекта Федерации. Предлагается создание единого Управления (отдела) ГИБДД МВД России территориального органа внутренних дел по субъекту Федерации, упразднение подразделения ГИБДД МВД России в территориальных органах внутренних дел по городам, районам, межмуниципальным образованиям с полной передачей штатных единиц, зданий, сооружений, автотранспорта и всех иных средств в подразделение ГИБДД МВД России субъекта Федерации. Таким образом, подчинение нижестоящих подразделений Госавтоинспекции будет зональным, но на всей территориальной единице региона России.

2. Как показывает практика, наибольшее количество нарушений Правил дорожного движения и дорожно-транспортных происшествий без пострадавших происходят в часы пик (утром - примерно с 7 до 9 часов, вечером - примерно с 17 до 19 часов). Однако смена одного наряда дорожно-па-трульной службы Госавтоинспекции и выставление другого наряда проходит примерно с 8 до 9 часов утра, а инструктаж нарядов новой смены с учетом их последующей поездки до места несения службы может начинаться и ранее указанного времени. Старый наряд в это время должен сдать огнестрельное оружие, специальные средства, сдать или передать служебный автомобиль, следовательно, на посту, на посту регулирования движения и на маршруте автопатрулирования в утренние часы пик могут отсутствовать наряды дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России. Водители транспортных средств знают о своей безнаказанности и нередко совершают умышлен-

ные административные правонарушения в области дорожного движения.

Чтобы избежать данных отрицательных моментов, нам представляется важным оптимально скорректировать время инструктажа, проверки экипировки и заступления на службу нарядов до-рожно-патрульной службы ГИБДД МВД России и перенести эти внутриорганизационные служебные мероприятия на 15:00 и 3:00 с учетом графика несения службы по 12 часов.

3. С учетом современных реалий требуют обсуждения и разработки, утверждения новым приказом МВД России квалификационные требования к стажу службы в органах внутренних дел Российской Федерации или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, замещающих должности среднего и старшего начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России. В требованиях необходимо прописать пункт об обязательном наличии у любого кандидата на должность сотрудника Госавтоинспекции права управления транспортным средством (водительского удостоверения категории минимум «В») и стажа управления транспортным средством не менее трех лет. На сегодня, к сожалению, складывается ситуация, когда должности в Госавтоинспекции, за которыми не закреплены транспортные средства полиции (инспектора ГИБДД МВД России по исполнению административного законодательства, сотрудники дежурных частей, инспектора по пропаганде безопасности дорожного движения, сотрудники регистрационных подразделений), замещаются полицейскими, не сдававшими экзамены на право управления транспортными средствами, не имеющими водительского удостоверения, стажа управления автомобилем и не на должном уровне знающими Правила дорожного движения и административное законодательство по обеспечению безопасности дорожного движения, что, безусловно, не лучшим образом сказывается на совершенствовании управленческой деятельности ГИБДД МВД России по обеспечению безопасности на дорогах России.

Таким образом, внутриорганизационный механизм управления внутренними делами является важным и одновременно трудоемким процессом, в ходе которого решается большое количество вопросов, касающихся планирования, информационного, правового, кадрового, материально-технического и финансового обеспечения управления в исследуемой нами сфере. Сложность внутриорганизационной управленческой деятельности ГИБДД МВД России по обе-

спечению безопасности дорожного движения, многообразие аспектов, составляющих ее, обуславливают необходимость создания специа-

лизированных служб и аппаратов (кадровых, материально-технических, финансовых, информационных), а также учебных заведений.

Литература

1. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. - Санкт-Петербург: Норинт, 2000. - 1534 с.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. - 4-е издание, дополненное. - Москва, 2006. - 938 с.

3. Большой толковый словарь правильной русской речи: 8000 слов и выражений. - Москва: ООО «Издательство Оникс»; ООО «Издательство «Мир и Образование», 2009. - 1104 с.

4. Административная деятельность органов внутренних дел: учебник / под ред. В.П. Сальникова: в 2 ч. Ч. 1. - Москва: ЦОКР МВД России, 2005. - С. 37, 39, 156, 157.

5. Нагорных Р.В. Системообразующие признаки государственной службы в правоохранительной сфере // Вестник института: преступление, наказание, исправление. - 2018. - № 1 (41). - С. 4-12.

6. Елагин А.Г., Калюжный Ю.Н. Комплексный подход к обеспечению безопасности дорожного движения // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2017. - № 3 (49). - С. 18-21.

7. Затолокин А.А. Субъект государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения (историко-правовой аспект) // Общество и право. - 2016. - № 3 (57). - С. 175-179.

8. МайоровВ.И. Государственные субъекты управления в системе обеспечения безопасности дорожного движения // Пробелы в российском законодательстве. - 2018. - № 1. - С. 144-147.

9. Майоров В.И. Риски в управлении обеспечением безопасности дорожного движения // Вестник Челябинского государственного университета. - Серия: Право. - 2018. - Т. 3. - № 1. - С. 47-50.

10. Працко Г.С., Смирнова Е.С. Государство как основной участник, обеспечивающий безопасность дорожного движения // Философия права. - 2012. - № 4 (53). - С. 66-71.

11. РоссинскийБ.В. Размышления об административных наказаниях в сфере дорожного движения // Актуальные вопросы публичного права. - 2013. - № 12 (24). - С. 66-77.

12. Нагорных Р.В. Административно-правовые средства регулирования государственной службы в правоохранительной сфере // Пенитенциарная наука. - 2019. - Т. 13. - № 4. - С. 558-562.

References

1. KuznetsovS.A. Bol'shoi tolkovyi slovar' russkogo yazyka / sost. i gl. red. S.A. Kuznetsov. - Sankt-Peterburg: Norint, 2000. - 1534 s.

2. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyi slovar' russkogo yazyka: 80000 slov i frazeologicheskikh vyrazhenii. - 4-e izdanie, dopolnennoe. - Moskva, 2006. - 938 s.

3. Bol'shoi tolkovyi slovar' pravil'noi russkoi rechi: 8000 slov i vyrazhenii. - Moskva: OOO "Izdatel'stvo Oniks"; OOO "Izdatel'stvo "Mir i Obrazovanie", 2009. - 1104 s.

4. Administrativnaya deyatel'nost' organov vnutrennikh del: uchebnik / pod red. V.P. Sal'nikova: v 2 ch. Ch. 1. - Moskva: TsOKR MVD Rossii, 2005. - S. 37, 39, 156, 157.

5. Nagornykh R.V. Sistemoobrazuyushchie priznaki gosudarstvennoi sluzhby v pravookhranitel'noi sfere // Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. - 2018. - № 1 (41). - S. 4-12.

6. Elagin A.G., Kalyuzhnyi Yu.N. Kompleksnyi podkhod k obespecheniyu bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya // Vestnik Kaliningradskogo filiala Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. - 2017. - № 3 (49). - S. 18-21.

7. Zatolokin A.A. Sub''ekt gosudarstvennoi sistemy obespecheniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya (istoriko-pravovoi aspekt) // Obshchestvo i pravo. - 2016. - № 3 (57). - S. 175-179.

8. Maiorov V.I. Gosudarstvennye sub''ekty upravleniya v sisteme obespecheniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya // Probely v rossiiskom zakonodatel'stve. - 2018. - № 1. - S. 144-147.

9. Maiorov V.I. Riski v upravlenii obespecheniem bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. - Seriya: Pravo. - 2018. - T. 3. - № 1. - S. 47-50.

10. Pratsko G.S., Smirnova E.S. Gosudarstvo kak osnovnoi uchastnik, obespechivayushchii bezopasnost' dorozhnogo dvizheniya // Filosofiya prava. - 2012. - № 4 (53). - S. 66-71.

11. Rossinskii B.V. Razmyshleniya ob administrativnykh nakazaniyakh v sfere dorozhnogo dvizheniya // Aktual'nye voprosy publichnogo prava. - 2013. - № 12 (24). - S. 66-77.

12. Nagornykh R.V. Administrativno-pravovye sredstva regulirovaniya gosudarstvennoi sluzhby v pravookhranitel'noi sfere // Penitentsiarnaya nauka. - 2019. - T. 13. - № 4. - S. 558-562.

(статья сдана в редакцию 07.04.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.