Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ. Современные проблемы реализации, пути решения'

АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ. Современные проблемы реализации, пути решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
762
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
административно-юрисдикционная деятельность / ГИБДД МВД России / Госавтоинспекция / административные правонарушения в области безопасности дорожного движения / освидетельствование на состояние алкогольного опьянения / дорожно-транспортные происшествия / участники дорожного движения / безопасность дорожного движения / administrative and jurisdictional activities / State Traffic Safety Inspectorate of the Ministry of internal affairs of Russia / State Traffic Inspectorate / administrative offenses in the field of traffic safety / examination for alcohol intoxication / road traffic accidents / road users / road safety

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Василий Александрович Дуброва

Факторами, влияющими на высокий уровень аварийности на автодорогах страны, продолжают оставаться низкая дисциплина и правовой нигилизм участников дорожного движения, пренебрежение к элементарным требованиям безопасности. В связи с ситуацией, которая сложилась, повышается значение использования подразделениями ГИБДД МВД России различных административно-правовых средств в целях обеспечения исполнения общеобязательных правил, действующих в сфере безопасности дорожного движения, предупреждения и пресечения их нарушений. В статье рассмотрены особенности административно-юрисдикционной деятельности ГИБДД МВД России и производства по делам об административных правонарушениях в сфере обеспечения безопасности дорожного движения; даны рекомендации по оптимизации и дополнению статей главы 12 КоАП РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Василий Александрович Дуброва

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative and jurisdictional activities of the State Traffic Inspectorate: modern implementation problems, solutions

Low discipline and legal nihilism of road users, disregard for basic safety requirements continue to be factors influencing the high level of accidents on the country's roads. In connection with the situation that has developed, the importance of the use of various administrative and legal means by units of the traffic police of the Ministry of internal affairs of Russia in order to ensure the implementation of generally binding rules in the field of road safety, prevent and suppress their violations is increasing. The article discusses the features of the administrative and jurisdictional activities of the State Traffic Safety Inspectorate of the Ministry of internal affairs of Russia and proceedings on cases of administrative offenses in the field of road safety, recommendations are given for optimizing and supplementing the articles of Chapter 12 of the of the Administrative offenses code of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ. Современные проблемы реализации, пути решения»

УДК 351.74 ББК 35.078

DOI 10.24411 /2312-0444-2021-1-224-227

АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ

Современные проблемы реализации, пути решения

Василий Александрович ДУБРОВА, начальник отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления МВД России по Калининскому району г. Санкт-Петербурга dubrovavasiliy@gmail.com

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.14 — административное право;

административный процесс

Рецензент: А.В. Тарасов, кандидат юридических наук, начальник кафедры организации работы

полиции Санкт-Петербургского университета МВД России

Аннотация. Факторами, влияющими на высокий уровень аварийности на автодорогах страны, продолжают оставаться низкая дисциплина и правовой нигилизм участников дорожного движения, пренебрежение к элементарным требованиям безопасности. В связи с ситуацией, которая сложилась, повышается значение использования подразделениями ГИБДД МВД России различных административно-правовых средств в целях обеспечения исполнения общеобязательных правил, действующих в сфере безопасности дорожного движения, предупреждения и пресечения их нарушений.

В статье рассмотрены особенности администра-тивно-юрисдикционной деятельности ГИБДД МВД России и производства по делам об административных правонарушениях в сфере обеспечения безопасности дорожного движения; даны рекомендации по оптимизации и дополнению статей главы 12 КоАП РФ.

Ключевые слова: административно-юрисдикцион-ная деятельность, ГИБДД МВД России, Госавтоинспекция, административные правонарушения в области безопасности дорожного движения, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, дорожно-транспортные происшествия, участники дорожного движения, безопасность дорожного движения.

Annotation. Low discipline and legal nihilism of road users, disregard for basic safety requirements continue to be factors influencing the high level of accidents on the country's roads. In connection with the situation that has developed, the importance of the use of various administrative and legal means by units of the traffic police of the Ministry of internal affairs of Russia in order to ensure the implementation of generally binding rules in the field of road safety, prevent and suppress their violations is increasing. The article discusses the features of the administrative and jurisdictional activities of the State Traffic Safety Inspectorate of the Ministry of internal affairs of Russia and proceedings on cases of administrative offenses in the field of road safety, recommendations are given for optimizing and supplementing the articles of Chapter 12 of the of the Administrative offenses code of the Russian Federation.

Keywords: administrative and jurisdictional activities, State Traffic Safety Inspectorate of the Ministry of internal affairs of Russia, State Traffic Inspectorate, administrative offenses in the field of traffic safety, examination for alcohol intoxication, road traffic accidents, road users, road safety.

Процессы, сопряженные с движением по дорогам и улицам, явления, сопровождающие его, и их последствия, в частности, негативные — вред, который несет социум от дорожно-транспортных происшествий, занимают важное место в общественной жизни

и настоятельно требуют глубокого всестороннего научного осмысления.

На сегодня несовершенство действующего административного законодательства не обеспечивает действенного влияния на дорожную дисциплину, существующая система рассмотрения

№ 1/2021

административных дел за деликты в сфере безопасности дорожного движения не обеспечивает принцип неотвратимости наказания; при этом, с одной стороны, наблюдается неадекватное реагирование на социально опасные виды нарушений, с другой — неоправданное давление на участников дорожного движения при совершении малозначительных нарушений.

За 2019 г. в России было зафиксировано 164 358 случаев дорожно-транспортных происшествий, в которых умерло 16 981 и ранено 210 877 человек; за 2020 г. в Госавтоинспекции зарегистрировано: дорожно-транспортных происшествий — 145 073, погибших в них — 16 152, раненых — 183 040 человек [6].

В 2020 г. отмечен значительный рост всех трех основных показателей аварийности по причине дорожно-транспортных происшествий, произошедших из-за превышения установленной скорости движения [7].

Факторами, влияющими на высокий уровень аварийности на автодорогах страны, продолжают оставаться низкая дисциплина и правовой нигилизм участников дорожного движения, пренебрежение к элементарным требованиям безопасности. В связи с ситуацией, которая сложилась, повышается значение использования подразделениями Госавтоинспекции России различных административно-правовых средств в целях обеспечения исполнения общеобязательных правил, действующих в сфере безопасности дорожного движения, предупреждения и пресечения их нарушений.

К сожалению, административно-юрисдикци-онная деятельность в России не получила достаточного развития, если говорить о ретроспективном генезисе данного института. В качестве основных причин подобного факта можем отметить следующие.

Во-первых, значительное место в торможении развития административно-юрисдикцион-ной деятельности сыграло крепостное право, которое оставило фактически бесправными миллионы граждан, находившихся в крепостной зависимости от своих помещиков, являвшихся для них «представителями всех государственных органов», в том числе и административно-юрисдикционных.

Во-вторых, развитие нашего государства сопровождалось резкими сменами государственных режимов, династий, самой сущности государственного строя и направления развития. В связи с этим страдали многие институты го-

сударственного характера, в том числе и адми-нистративно-юрисдикционная деятельность.

В-третьих, институт административно-юрисдикционной деятельности попросту недооценивался. На фоне таких важных государственных дел, как активная внешняя политика, экономические блокады, внутренние угрозы, а также восстаний, крестьянских войн, он зачастую отодвигался на второй план.

Все указанные аспекты в значительной степени негативно сказались на развитии института административно-юрисдикционной деятельности. Последствия указанного факта ощущаются по настоящее время и проявляются, например, в отсутствии единого понимания сущности исследуемого института, его правовой природы и сущностной характеристики.

На сегодня одним из важнейших направлений деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения является административ-но-юрисдикционная деятельность ГИБДД МВД России. Однако в юридической литературе особенности административно-юрисдикционной деятельности Госавтоинспекции России и производства по делам об административных правонарушениях в сфере обеспечения безопасности дорожного движения освещены недостаточно, в имеющихся научных трактатах эти дискуссионные вопросы исследовались фрагментарно, бессистемно или в контексте общей административно-правовой проблематики, без комплексного подхода.

Озвученные обстоятельства доказывают назревшую необходимость оптимизации области административной юрисдикции в комплексе и административно-юрисдикционной деятельности подразделений Госавтоинспекции, в частности, а именно: приведение всех встречающихся точек зрения к единой концепции реформирования при непременном учете имеющейся современной правоприменительной практики.

Сформулируем следующие выводы и предложения по совершенствованию административной юрисдикции Госавтоинспекции.

1. Административно-юрисдикционная деятельность Госавтоинспекции рассматривается в качестве административной деятельности, которую осуществляют должностные лица Госавтоинспекции России при рассмотрении материалов по административным правонарушениям в области дорожного движения, а также иных стандартов, которые существуют в данной сфере, и принятии по ним решений в порядке, установленном законом.

№ 1/2021

Административно-юрисдикционная деятельность Госавтоинспекции России — это весьма трудоемкий, а также сложный процесс, который требует значительных затрат (материально-технических, иных ресурсных), именно поэтому вопросы о перспективах административ-но-юрисдикционной деятельности в условиях завершающегося реформирования административных органов стали объектом научного исследования [1; 2; 3; 4; 5; 9].

2. В главе 12 КоАП РФ содержится перечень административных правонарушений, посягающих на безопасность дорожного движения. Имеющиеся составы можно разделить следующим образом:

а) административные правонарушения, связанные с отсутствием соответствующих документов;

б) административные правонарушения, связанные с невыполнением соответствующих обязанностей;

в) административные правонарушения, связанные с деструктивным состоянием водителя;

г) административные правонарушения, связанные с изменением либо нарушением конструкции транспортного средства;

д) административные правонарушения, связанные с превышением количественных показателей;

е) административные правонарушения, связанные с характером и степенью вредных последствий.

3. На сегодня в Правилах дорожного движения [8] 26 пунктов и чуть меньше 200 подпунктов, нарушение которых приводит или может привести к дезорганизации дорожного движения, способствует или приводит к дорожно-транспортным происшествиям. Однако не за все данные нарушения в гл. 12 КоАП РФ присутствуют составы, за нарушение которых наступает административная ответственность. С целью повышения требовательности к водителям и другим участникам дорожного движения считаем необходимым ввести в КоАП РФ дополнительную статью:

«Статья 12.38. Другие нарушения правил дорожного движения.

Другие нарушения Правил дорожного движения, кроме предусмотренных статьями 12.1— 12.37 настоящего Кодекса, — влекут предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей».

4. С целью совершенствования администра-тивно-юрисдикционной деятельности Госавто-

инспекции предлагается внести изменения в процессуальный документ, а именно, исключить из содержания бланка акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения графу о «согласии, либо не согласии с результатами проведенного освидетельствования», что, по нашему мнению, не приведет к нарушению законного права гражданина на прохождение медицинского освидетельствования на состояние опьянения, и внести в содержание акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения графу «отказ от подписи», графу о «наличии либо отсутствии у лица, прошедшего освидетельствование, заявлений, замечаний, ходатайств».

5. Дорожно-патрульную службу Госавтоинспекции России целесообразно оснащать (в зависимости от протяженности обслуживаемой территории, ее населения, количества дорог и улиц с учетом их пропускной способности) определенным количеством служебного транспорта, специально предназначенного для перевозки задержанных лиц. Его окраска должна соответствовать цветографической схеме по ГОСТ 50574-2002.

В рабочем салоне должны быть: радиостанция, устройство вызова экстренных служб «ЭРА-ГЛОНАСС»; набор шанцевого инструмента; аварийно-вентиляционный люк в крыше с возможностью открытия изнутри и снаружи; перегородка между кабиной полицейского-водителя и рабочим салоном с окном, обеспечивающая визуальный и голосовой контакт между сотрудниками Госавтоинспекции в кабине и рабочем салоне; защитная решетка с внутренней стороны стекла входной двери в помещении рабочего салона.

В отсеке для задержанных входная дверь в помещение должна запираться снаружи, сиденья для задержанных должны быть жесткой конструкции, отделка потолка, стен, двери должна производиться антивандальными материалами, должно быть необходимое освещение.

Антивандальная система видеонаблюдения должна иметь возможность передачи информации по беспроводным каналам связи на сервер подразделения ГИБДД МВД России. Данная комплектация позволит сотрудникам Госавтоинспекции доставлять задержанных для совершения процессуальных действий с максимальным соблюдением требований личной безопасности сотрудников ГИБДД МВД России.

6. В законодательстве об административных правонарушениях в области дорожного движе-

№ 1/2021

ния присутствуют так называемые «нерабочие» нормы. В проекте нового КоАП РФ возможна административная ответственность за опасное вождение, заключающееся в неоднократном невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, препятствовании обгону.

Предположительно речь будет идти о повышенной опасности для других участников дорожного движения именно вследствие совершения совокупности указанных действий водителя, совершаемых в течение относительно короткого периода времени. Представляется, что доказать данное противоправное деяние будет практически невозможно и норма практически будет неприменима.

7. Пешеходы, являясь участниками дорожного движения, не всегда осознают свою ответственность в данном процессе. Привлечение их к административной ответственности сотрудником Госавтоинспекции России происходит, как правило, на месте совершения административного правонарушения, достаточно быстро, административный штраф не велик.

Предлагаем возложить рассмотрение материалов по административным правонарушениям в области дорожного движения на иных участников дорожного движения (пешеходов, пассажиров) не на сотрудников подразделений Госавтоинспекции России на месте совершения правонарушения, а на административные комиссии. С водителями должны продолжать до принятия решения работать сотрудники Госавтоинспекции, судьи.

Итак, постоянное совершенствование адми-нистративно-юрисдикционной деятельности Госавтоинспекции России позволит уменьшить дорожно-транспортный травматизм, улучшит в Российской Федерации ситуацию в области безопасности дорожного движения.

Библиографический список

1. Бахаев АА. Административно-правовое регулирование дорожного движения: вопросы

безопасности и ответственности: Дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск. 2009. 190 с.

2. Головко В.В. Административно-юрисдик-ционная деятельность органов внутренних дел в области дорожного движения: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2008. 404 с.

3. Дмитриев С.Н. Правовые, организационные и тактические проблемы деятельности до-рожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2003. 497 с.

4. Квитчук A.C. Система обеспечения безопасности дорожного движения в России: (исто-рико-правовое исследование): Дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2006. 360 с.

5. Молчанов П.В. Возбуждение дела об административном правонарушении в области дорожного движения: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. 214 с.

6. Официальная статистика ГИБДД МВД России о показателях состояния безопасности дорожного движения в Российской Федерации / / URL: http://stat.gibdd.ru/ (Дата обращения: 17.02.2020)

7. Официальные статистические сведения о дорожно-транспортных происшествиях в Российской Федерации за 9 месяцев 2020 г. (Данные Многопараметрической информационно-аналитической системы прогнозирования и моделирования ситуации в области обеспечения безопасности дорожного движения (МИАС) и Автоматизированной информационно-управляющей системы Госавтоинспекции (Журнал ДТП). Научно-исследовательский центр обеспечения безопасности дорожного движения МВД России // URL: https://xn—90aga7a7b.xn— b1aew.xn—p1ai/dop_stranici/D1% 8B-2020 (Дата обращения: 17.02.2020)

8. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения» // СА Президента и Правительства РФ. 1993. № 47. Ст. 4531; СЗ РФ. 2018. № 1 (ч. 2). Ст. 359 (с изм.).

9. Чмырев С.Н. Государственная инспекция безопасности дорожного движения как орган управления в сфере безопасности дорожного движения: организационно-правовой аспект: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. 181 с.

№ 1/2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.