11.8. УПОРЯДОЧЕНИЕ ДЕНЕЖНОГО ДОВОЛЬСТВИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ ВОЕННЫХ ПЕНСИЙ
Тютюнов Николай Валентинович, соискатель НИИ труда и социального страхования.
ta2221@rambler.ru
Аннотация: статья посвящена анализу той части
денежного довольствия военнослужащих, которая составляет расчетную базу для исчисления военных пенсий. В статье обосновывается необходимость ее пересмотра, для чего предлагается включить в нее компенсационные выплаты военнослужащим.
Ключевые слова: военная пенсия, военно-социальное законодательство, пенсионная система, пенсионное обеспечение военнослужащих, пенсия за выслугу лет.
ORDERING MONETARY ALLOWANCE OF MILITARY SERVICE MEN FOR ASSESSMENT OF MILITARY PENSIONS
Tyutyunov Nicolay Valentinovich, competitor Research Institute of Labour and Social Insurance.
ta2221@rambler.ru
Annotation: the article is devoted to the analysis of the part of the money allowances of military servicemen, which is the base for calculating military pensions. The article substantiates the necessity of its revision, for which it is proposed to include in her compensation payments to military servicemen.
Keywords: military pension, military-social legislation, pension system, pension provision of military service men, pension for length.
От того, с какой базы исчисляются военные пенсии, и зависит, собственно, их размер. Как следствие, и формирование того или иного коэффициента замещения.
Базой для исчисления пенсии за выслугу лет являются: оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. При этом в расчет будущей пенсии для государственных гражданских служащих включаются все надбавки к жалованью.
Само же денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, согласно Федеральному закону Российской Федерации «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»1, включает в себя: месячный оклад в соответствии с присвоенным воинским званием (оклад по воинскому званию), месячный оклад по воинской должности, которые в совокупности составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и иные ежемесячные дополнительные
1Федеральный закон Российской Федерации от 07 ноября 2011 г. №306-Ф3 «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (действующая редакция) //Российская газета (РГ) (федеральный выпуск). - 2011. - 09 ноября; Консультант Плюс. - 01.10.2012.
выплаты, к числу которых относятся: ежемесячная надбавка за выслугу лет, ежемесячная надбавка за классную квалификацию, ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячная надбавка за особые условия военной службы, ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время и пр.
Состав денежного довольствия военнослужащего, а также его социально-экономическая сущность отличаются от заработной платы наемного работника. Заработная плата является существенным условием трудового договора и определяется соглашением сторон (наемный работник - работодатель), в то время как размер денежного довольствия военнослужащего определяется нормативными правовыми актами.
База для исчисления размера будущей пенсии составляет от 10% до 70% денежного довольствия военнослужащего. Поэтому один из радикальных способов увеличения коэффициента замещения утраченного заработка военнослужащего - включить все надбавки в базу для исчисления размера будущей военной пенсии. В частности, такой вариант был предложен в Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации О. Г. Дмитриевой и еще целым рядом депутатов нижней палаты Российского Парламента2. Непосредственно она предлагает при исчислении пенсии за выслугу лет учитывать все надбавки и дополнительные выплаты (включая разовые). Как указано в Законопроекте, «переоценка пенсионных прав осуществляется исходя из размеров окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также всех надбавок и дополнительных выплат (включая разовые), действующих, по выбору получателей пенсии, либо на момент получения права на назначение пенсии, начиная с 01 июля 2002 года, включая все последующие индексации, либо по аналогичным должностям и окладам на момент вступления в силу настоящего Федерального закона»3.
Интересно отметить, что в финансово-экономическом обосновании законопроекта общая численность пенсионеров Министерства обороны России составляет 1131 тыс. человек, из которых 910 тыс. человек получают пенсию по выслуге лет, 45 тыс. человек - пенсию по инвалидности, 17б тыс. человек - пенсию по потере кормильца (сравним с данными, представленными Министерством обороны России: общая численность военных пенсионеров 1088346 чел.; пенсию за выслугу лет получают 941 тыс. чел., по инвалидности - 38 тыс. чел., по случаю потери кормильца - 109 тыс.)4. Если по численности пенсионеров, получающих пенсию за выслугу лет, по инвалидности разница в пределах 5-30 тыс. чел.,
Законопроект №579641-5 «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» //http: //asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=57 9641-5&11.
3http: //asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29? OpenAgent&RN=579641 -5&11.
Министерство обороны Российской Федерации: Департамент социальных гарантий //http: //www.structure.mil.ru/structure/ministry_ of_defence/detaNs.htm?id=9900@egOrgamzation&_print=true.
то по численности получающих пенсию по случаю потери кормильца разница составляет почти 70 тыс.
Это дает основание сделать вывод, что точные цифры о количестве пенсионеров отсутствуют, а поэтому при планировании будущих расходов федерального бюджета на их выплату они могут не соответствовать реальному положению дел.
Таким образом, при реализации положений Законопроекта дополнительные расходы федерального бюджета составят от 115,3 млрд рублей в год.
Сравним: в настоящее время на пенсионное
обеспечение, согласно Закону о военных пенсиях5, в федеральном бюджете на 2012 год Министерству обороны России выделено 251,9 млрд руб. Предполагаемые расходы, согласно Законопроекту, по данному Министерству составят 56,32 млрд рублей в год, то есть должны увеличиться на 22,4%.
В связи с этим следует согласиться со замечанием, сделанным в Заключении по данному Законопроекту: «В законопроекте не учтены требования статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой принимаемый нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации»6. Можно поддержать и вывод, сделанный Д.Н.Ермаковым и С.А.Хмелевской, которые анализируя Законопроект О.Г.Дмитриевой, отмечают, что «такой вариант, безусловно, отвечает принципу социальной справедливости, но в финансовом исполнении затруднителен при тех средствах, которые выделены в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение военнослужащих»7.
На наш взгляд, возможен вариант увеличения в военной пенсии коэффициента замещения утраченного заработка военнослужащего, если, действительно, пересмотреть базу для ее исчисления, исходя из двойственного характера военной пенсии: с одной стороны, как
компенсации утраченного заработка, с другой, - как компенсации тягот и лишений военной службы. Рассчитать последние из названных компенсаций можно, включив в состав расчетной базы для исчисления пенсии те надбавки, которые имеют прямое отношение к таким компенсациям в составе денежного довольствия военнослужащего, а именно:
- ежемесячную надбавку за особые условия военной службы (например, для военнослужащих Министерства обороны России такая надбавка составляет от 10% - для проходящих военную службу в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области - до
100% - для проходящих военную службу в Центральном аппарате Министерства обороны);
- ежемесячную надбавку за выполнение задач,
непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в военное время (для военнослужащих Министерства обороны России такая надбавка составляет: от 20% оклада по воинской должности - за военную службу в районах экологического кризиса, за диагностику и лечение ВИЧ- инфицированных, выполнение работ в противочумных учреждениях или отделах, отделениях, лабораториях особо опасных инфекций, санитарно-эпидемиологических отрядах, за непосредственную работу по перезарядке ядерных реакторов кораблей, обращение с ядерным топливом и радиоактивными отходами, за период (день) непосредственного участия в данных работах; до 100% оклада по воинской должности: за выполнение
водолазных работ в зависимости от глубины погружения, времени погружения и характера выполняемых задач);
- коэффициенты (районные, за военную службу в высокогорных районах, за военную службу в пустынных и безводных местностях - от 1,1 до 2,0);
- процентные надбавки за военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями8;
- коэффициент к денежному довольствию военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах -1,5 (для военнослужащих Министерства обороны России).
Введение в расчетную базу для исчисления пенсии за выслугу лет военнослужащих надбавок и коэффициентов, отражающих компенсацию тягот и лишений военной службы, позволит увеличить коэффициент замещения утраченного ими заработка. Так, к примеру, командир боевой части атомного подводного крейсера стратегического назначения, который базируется в г. Североморске, имея стаж за выслугу лет 20 лет, будет иметь следующую расчетную базу для исчисления пенсии:
- оклад по воинскому званию (капитан 2 ранга) - 12000,0 руб.;
- оклад по воинской должности - 29000,0 руб.;
- ежемесячная надбавка за выслугу лет - 12300,0 руб.;
- надбавка за особые условия службы (70%) - 20300,0 руб.;
- надбавка за риск для жизни и здоровья (10%) - 2900,0 руб.;
- районный коэффициент (40%) - 29940,0 руб.;
- надбавка за службу в отдаленной местности (80%) -58880 руб.
Итого расчетная база для исчисления пенсии за выслугу лет - 165320 руб., что составляет 83,4% всего денежного довольствия этого военнослужащего (по ныне действующей схеме при выслуге 20 лет - это 26,1%). При
5Федеральный закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (действующая редакция) //РГ (федеральный выпуск). -1993. - 26 февраля; Консультант Плюс. - 01.10.2012.
6Ь|йр: //asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29? OpenAgent&RN=579641 -5&11.
7Подробнее см.: Ермаков Д.Н., Хмелевская С.А. Пенсионное
обеспечение военнослужащих: проблемы и возможные решения
//Пробелы в российском законодательстве. - 2012. - №3.
8а) для районов (местностей), отнесенных к I группе территорий, -10% за первые 6 месяцев стажа, с увеличением на 10% за каждые последующие 6 месяцев стажа, но не более 100%; б) для районов (местностей), отнесенных ко II группе территорий, - 10% за первые 6 месяцев стажа, с увеличением на 10% за каждые последующие 6 месяцев стажа, а по достижении размера надбавки в 60% - с увеличением на 10% за каждый последующий год стажа, но не более 80%; в) для районов (местностей), отнесенных к III группе территорий, - 10% за первый год стажа, с увеличением на 10% за каждый последующий год стажа, но не более 50%; г) для районов (местностей), отнесенных к IV группе территорий, - 10% за первый год стажа, с увеличением на 10% за каждые 2 последующих года стажа, но не более 30%.
таком порядке расчета умножать полученную величину пенсии на коэффициент за службу в отдаленной местности не надо, так как он уже учтен в базе для исчисления пенсии.
Соответственно, военная пенсия по новой расчетной базе - 44636,40 руб.; по прежней - 25903,8 руб. (коэффициент замещения, тем самым, увеличился с 13,0% - по существующей схеме до 22,52% - по предложенной схеме). Конечно, это не 40%, к чему стремится нынешняя российская пенсионная система, и не 80%, как это было в советский период, но рассчитанная таким образом военная пенсия выше средней номинальной заработной платы, например, начисленной в апреле 2012 года по стране (25263 руб.)9.
Чем меньше размер денежного довольствия, тем данный коэффициент будет выше. Поэтому для высокооплачиваемых должностей старших офицеров этот коэффициент будет колебаться в районе 10-20%, а для младших офицеров и иных военнослужащих, чей должностной оклад до 12 тарифного разряда (до 21 тыс. руб. в месяц), этот коэффициент будет выше.
В частности, рассчитаем вариант пенсии с учетом предложенных изменений для командира мотострелкового взвода в звании старшего лейтенанта (место дислокации - г. Тверь), выслуга 20 лет:
- оклад по воинскому званию (старший лейтенант) -10500,0 руб.;
- оклад по воинской должности - 20000,0 руб.;
- ежемесячная надбавка за выслугу лет - 9150,0 руб.;
- надбавка за особые условия службы (20%) - 4000,0 руб.;
- надбавка за риск для жизни и здоровья (10%) - 2000,0 руб.
Итого расчетная база для исчисления пенсии за выслугу лет составит - 49650 руб., что составляет 86,70% всего денежного довольствия этого военнослужащего (по ныне действующей схеме - это 69,2%).
Соответственно, военная пенсия по новой расчетной базе составит 13405,50 руб./по существующей схеме расчета пенсия - 10705,5 руб. (коэффициент замещения, тем самым, увеличился с 18,7% - по существующей схеме до 23,4% - по предложенной схеме).
По предложенным вариантам расчета пенсии увеличились: почти на 55% (пример командира боевой части) и на 25,2% (пример командира взвода).
Что касается источников финансирования указанного повышения военных пенсий, то это могут быть:
- доходы от реализации высвобождаемого движимого и недвижимого военного и иного имущества федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба (в части реализации основных средств по указанному имуществу);
- доходы от реализации высвобождаемого движимого и недвижимого военного и иного имущества федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба (в части реализации материальных запасов по указанному имуществу);
- доходы от продажи земельных участков, находящихся в федеральной собственности (за исключением земельных участков федеральных бюджетных и автономных учреждений).
Важно создавать такие перспективы для военнослужащих, чтобы они при выходе на пенсию могли
9ґійр: //petrostat.gks.ru/lenobl/urov/20091/02zarpl_o.htm.
стабильно поддерживать стандарты прежнего уровня жизни, гарантировали им экономическую независимость.
Упорядочение денежного довольствия военнослужащих предполагает и создание единого порядка формирования базы для исчисления военных пенсий лиц, проходивших военную службу в разных организациях, где такая служба предусмотрена. Например, в настоящее время такие различия существуют для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и военнослужащих из числа сотрудников органов военной прокуратуры и военноследственных органов.
Что касается структуры денежного довольствия указанных категорий военнослужащих, то в целом она является схожей и включает три составные части:
1) оклад по воинской должности (должностной оклад);
2) оклад в соответствии с присвоенным воинским званием;
3) дополнительные денежные выплаты.
Внутренняя же структура этих частей различна для названных категорий военнослужащих. В частности, для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации воинские оклады разделены на 50 тарифных разрядов с соответствующим размером должностного оклада. Должностные оклады прокурорским работникам устанавливаются в процентном отношении к
должностному окладу первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, который составляет 80% должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации1 ; должностные оклады сотрудников Следственного комитета устанавливаются в процентном отношении к должностному окладу первого заместителя Председателя Следственного комитета, который составляет 80% должностного оклада
Председателя Верховного Суда Российской Федерации11.
Имеют место и различия в структуре дополнительных денежных выплат, а также в порядке исчисления их размеров. Например, для военных прокуроров и
военнослужащих военно-следственных органов установлены повышенные (по сравнению с военнослужащими Вооруженных Сил) размеры процентной надбавки за выслугу лет: в частности, при выслуге от 20 до 25 лет надбавка установлена в размере 70%, а у военнослужащих Вооруженных Сил - 30%.
По-разному исчисляется и выходное пособие при увольнении с военной службы (в частности, выплачивается разное количество окладов). Например, в зависимости от общей продолжительности военной службы увольняемого военные прокуроры и военнослужащие военно-следственных органов получают 5 месячных окладов + оклад по воинскому званию при стаже менее 10 лет, а при стаже 20 лет и более - 20 месячных должностных окладов + оклад по воинскому званию; в Вооруженных Силах России - 2 оклада денежного содержания при стаже менее 10 лет и до 20 лет; при стаже 20 лет - 7 окладов денежного содержания. Кроме того, на военных прокуроров и военнослужащих военно-следственных органов при исчислении их пенсии не распространяется понимающий коэффициент 0,54, как
10Федеральный закон Российской Федерации от 17 января 1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (действующая редакция) //РГ (федеральный выпуск). - 1992. - 18 февраля; Консультант Плюс. - 01.10.2012.
^Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. №403-Ф3 «О Следственном комитете Российской Федерации» //РГ (федеральный выпуск). - 2010. - 30 декабря; Консультант Плюс. - 01.10.2012.
это имеет место при исчислении пенсии для военнослужащих Вооруженных Сил России. Причем в качестве обоснования такого положения дел Комитет по обороне Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации указал, что при введении такого коэффициента пенсии данной категории лиц уменьшатся, что не допустимо12. В итоге пенсии военных прокуроров и военнослужащих военно-следственных органов в несколько раз могут превышать пенсии за выслугу лет (при одинаковом стаже) военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил России.
Безусловно, вводить понижающий коэффициент для военных прокуроров и военнослужащих военноследственных органов нельзя, поскольку «новое правовое регулирование не должно влечь снижение уровня социальных гарантий, размеров денежного и пенсионного обеспечения. Если бы к денежному довольствию, учитываемому при исчислении пенсий военным пенсионерам из числа военных прокуроров и работников военно-пенсионных органов, был применен 54процентный «понижающий» коэффициент, то это привело бы к снижению достигнутого уровня пенсионного обеспечения указанных пенсионеров, что в правовом социальном государстве недопустимо»13. Однако недопустимо выстраивать и разные модели пенсионного обеспечения для военнослужащих, проходящих службу в разных организациях, поскольку все эти лица относятся к одной категории федеральных государственных служащих. В этой связи следует отметить введенный в законодательство единый порядок расчета пенсий военнослужащих Вооруженных Сил России и сотрудников органов внутренних дел, пенсии которым исчисляются исходя из 54% окладов по должности, специальному званию и надбавки за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. В настоящее время средний размер военной пенсии за выслугу лет бывших сотрудников органов внутренних дел составляет 17722 руб.; по инвалидности - 18720 руб.; по случаю потери кормильца - 8736 руб.14.
Итак, проведенный анализ показал, что упорядочение денежного довольствия военнослужащих для исчисления военной пенсии должно основываться, в первую очередь, на понимании сущности данной пенсии, как компенсации двоякого рода: утраченного заработка, с одной стороны, тягот и лишений военной службы, - с другой. При этом наряду с материальной и моральной компенсациями, которые могут быть установлены в рамках гражданского законодательства, в анализируемом случае речь может идти об особом виде компенсации - социальной компенсации тягот и лишений военной службы, о которых прямо говорится в соответствующих федеральных законах.
Так, сама специфика военной службы требует от военнослужащего беспрекословного выполнения поставленных задач, причем в любых условиях, в том
12http: //www.komitet2- 15.km.duma.gov.ru/ site.xp/
051055048124054056052.html.
13Корякин В.М. Сравнительно-правовой анализ денежного довольствия и иных выплат, предусмотренных для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, военных прокуроров и военнослужащих военно-следственных органов //Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2012. - №1.
14 Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской
Федерации //http: //www.mvd.ru/presscenter/press/show_89354/.
числе с риском для жизни15; воинские обязанности «могут непосредственно заключаться в участии военнослужащих в боевых действиях, выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов»16. Исполнение обязанностей военной службы предусматривает целый ряд ситуаций, в которых здоровье и жизнь
военнослужащих прямо поставлены под угрозу: нахождение в плену (за исключением случаев
добровольной сдачи в плен), положение заложника или интернированного, участие в предотвращении и
ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.
Пенсия в данном случае является основой
социальной компенсации тягот и лишений военной службы. Кроме того, в связи с указанными обстоятельствами пенсионное обеспечение военнослужащих должно быть установлено в повышенных размерах. При этом повышенное
пенсионное обеспечение не должно влиять на характер отношений по возмещению вреда, определенным, в частности, гражданским законодательством. Нормы о государственном социальном обеспечении
(пенсионном, страховом) и нормы о гражданско-правовой ответственности в данном случае не являются взаимоисключающими.
Список литературы:
1. Ермаков Д.Н., Хмелевская С.А. Пенсионное обеспечение военнослужащих: проблемы и возможные решения //Пробелы в российском законодательстве. -2012. - №3. - С.273-279.
2. Законопроект №579641-5 «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» //http:
//asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAge nt&RN=579641 -5&11.
3. Корякин В.М. Сравнительно-правовой анализ денежного довольствия и иных выплат, предусмотренных для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, военных прокуроров и военнослужащих военно-следственных органов //Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. -2012. - №1. - С.2-5.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 28 марта
1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 1998. - 02 апреля;
Консультант Плюс. - 01.10.2012.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 07
ноября 2011 г. №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 2011. - 09 ноября;
Консультант Плюс. - 01.10.2012.
15П.2 ст.1 Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (действующая редакция) //Собрание законодательства Российской Федерации. -1998. - №22. - Ст.2331; Консультант Плюс. - 01.10.2012.
16 В силу п.1 ст.37 Федерального закона Российской Федерации от 28 марта 1998 г. №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» (действующая редакция) //РГ (федеральный выпуск). -1998. - 02 апреля; Консультант Плюс. - 01.10.2012.
6. Федеральный закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 1993 - 26 февраля; Консультант Плюс. - 01.10.2012.
7. Федеральный закон Российской Федерации от 17 января 1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 1992. - 18 февраля; Консультант Плюс. - 01.10.2012.
8. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. №403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 2010. - 30 декабря; Консультант Плюс. - 01.10.2012.
9. Федеральный закон Российской Федерации от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (действующая редакция) //Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - №22. - Ст.2331; Консультант Плюс. - 01.10.2012.
10. Официальный сайт Министерства внутренних дел
Российской Федерации
http://www.mvd.ru/presscenter/press/show_89354/.
11. Официальный сайт Министерства обороны Российской Федерации: Департамент социальных гарантий http: //www.structure.mil.ru/structure/ministry_of_defence/details. htm?id=9900@eg0rganization&_print=true.
12. http: //petrostat.gks.ru/lenobl/urov/20091/02zarpl_o.htm.
13. http://www.komitet2- 15.km.duma.gov.ru/ site.xp/ 051055048124054056052.html.
14. Тютюнов Н.В. Сущность и специфика пенсионного обеспечения российских военнослужащих // Бизнес в законе №3, 2012, с. 249-255.
15. Тютюнов Н.В. Зарубежный опыт пенсионного обеспечения военнослужащих // Бизнес в законе №2, 2012, с. 207-212.
16. Тютюнов Н.В. История формирования отечественной системы пенсионного обеспечения военнослужащих // Социально-политические науки №2, 2012, с. 91-97.
Reference list:
1. Bill №579641 -5 «On introduction of amendments to certain
legislative acts of Russian Federation on the issues of pension provision persons, those perform military service, service in the internal affairs bodies, State fire service, bodies of monitoring traffic narcotic drugs and psychotropic substances, agencies and bodies of correctional system, and their families» //http:
//asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAge nt&RN=579641 -5&11.
2. Ermakov D.N., Khmelevskaya S.A. Pension provision of servicemen: problems and possible solutions //Gaps in Russian legislation. - 2012. - №3. - P.273-279.
3. Federal law of Russian Federation from December 28,
2010 №403-FL «On Investigative committee of Russian Federation» (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 30.12.2010; Consultant Plus. - 01.10.2012.
4. Federal law of Russian Federation from March 28, 1998 №53-FL «On military duty and military service» (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 02.04.1998; Consultant Plus. - 01.10.2012.
5. Federal law of Russian Federation from November 07,
2011 №306-FL «On military pay and granting them certain payments» (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 09.11.2011; Consultant Plus. - 01.10.2012.
6. Federal law of Russian Federation from February 12, 1993 №4468-1 «On pension provision per-sons, those perform military service, service in the internal affairs bodies, State fire service, bodies of monitoring traffic narcotic drugs and
psychotropic substances, agencies and bodies of correctional sys-tem, and their families» (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 26.02.1993; Consultant Plus. - 01.10.2012.
7. Federal law of Russian Federation from January 17, 1992 №2202-1 «On Prosecutor of Russian Federation» (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 18.02.1992; Consultant Plus. - 01.10.2012.
8. Federal law of Russian Federation from May 27, 1998 №76-FL «On status of military servicemen» (current edition) //Collection of legislation of the Russian Federation. - 1998. - №22. - St.2331; Consultant Plus. - 2012. - 1 June.
9. Koryakin VM. The comparative legal analysis of monetary allowances and other you-cards, envisaged for the personnel of the Armed Forces of the Russian Federation, military prosecutors and military investigative bodies //Law in Armed-armed Forces - Military-legal review. - 2012. -№1. - P.2-5.
10. Official site of Ministry of internal Affairs of Russian
Federation http:
//www.mvd.ru/presscenter/press/show_89354/.
11. Official site of Ministry of defence of Russian Federation: Department of social guarantees http: //www.structure.mil.ru/structure/ministry_of_defence/details. htm?id=9900@egOrganization&_print=true.
12. http: //petrostat.gks.ru/lenobl/urov/20091/02zarpl_o.htm.
13. http: // www.komitet2-15.km.duma.gov.ru/ site.xp/
051055048124054056052.html.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Н. В. Тютюнова «Упорядочение денежного довольствия военнослужащих для исчисления военных пенсий».
Статья Н. В. Тютюнова посвящена пенсионному обеспечению военнослужащих. Несмотря на то, что в 2012 году военные пенсии были увеличены, автор обосновывает идею, что это увеличение произошло не в полном объеме. В немалой степени это связано с усеченностью расчетной базы, с которой исчисляется военная пенсия, а также с введением понижающего коэффициента.
Автор аргументирует свою позицию, состоящую в том, что необходимо пересмотреть данную расчетную базу, включив в нее те дополнительные выплаты военнослужащим, которые выступают компенсацией тягот и лишений военной службы.
Вопросы, поднимаемые в статье, актуальны постольку, поскольку представляют интерес, как с теоретической, так и с практической точек зрения.
Статья написана на высоком теоретическом уровне, в ней много элементов новизны, и она может быть рекомендована к публикации в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК.
Доктор политических наук,
кандидат экономических наук, профессор
Д. Н. Ермаков.