ШЕСТОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД: МЕХАНИЗМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
13-14 ноября 2015 г.
УДК 008.2:681.3: 519.6 УНИВЕРСИТЕТ КАК ЯЧЕЙКА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
В. П. Евдеева, В. Е. Шапцев
Университеты - это институт образования государства. «Научить - это значит передать знание...», но «образование есть передача понимания и мудрости» [1]. В результате освоения каждой дисциплины студенты и магистранты, а тем более специалисты должны прежде всего воспринимать и оценивать отдалённые последствия планируемых и совершаемых действий (быть мудрыми) и объяснять, отвечать на вопросы «почему?» (понимать) в избранной сфере деятельности. Этому способствует не только учебный процесс, но инфраструктура учебного заведения.
В контексте движения к информационному обществу (ИО) важно также понимание специалистами любой области различия понятий «информация» (И) и «носитель информации» (НИ) [2]. И - это результат отражения реальности, т. е. то, что сообщает реальность (любой объект) о себе. НИ - это материальный объект, чаще естественный процесс, относительно сложный, способный как в контейнере переносить информацию (сведения об объекте). НИ содержит лишь часть I' информационного потенциала ¡о объекта, называемую сведениями. Практически всегда I' <1о. К НИ относятся, в частности, сигналы, данные, документы, сообщения, графики, смайлики, гистограммы и т. п. Это различие И и НИ важно в интерпретации сути ИТ - технологии работы с данными, а не собственно с информацией [2]. В информационном обществе (ИО) должна быть снята проблема поиска и интерпретации данных, документов и т. п. ввиду не всегда приемлемых затрат на это времени и наличия человеческого фактора в случаях неадекватного поведения даже профессионалов. ИТ должны генерировать проекты решений в создающихся ситуациях или предоставлять сведения об уже исполненных решениях. Заказчиками таких ИТ должны быть специалисты разного профиля, компетентные в возможностях математики и информатики. «Грамм информации стоит килограмма данных (переработанных ИТ), грамм знаний стоит килограмма информации (систематизированной специалистами), грамм понимания стоит килограмма знаний (структурированных группой профессионалов), грамм мудрости стоит килограмма понимания (способности персоны за ограниченное время воспринимать, интерпретировать события, факты, данные» [1, с. 207]. Курсив авторский.
Настоящая публикация адресована сотрудникам и студентам структур образования всех профессий, так как формирование ИО охватывает все сферы жизнедеятельности людей.
Ниже обосновывается тезис: движение к ИО эффективно при создании в университетах его локальных прототипов. При этом понятие ИО должно быть корректно определено, так как это цель деятельности государства и социальных институтов на текущем этапе развития общества. Наилучшим решением проблемы макетирования (прототипирования) ИО явилась бы компьютерная модель ИО в виде виртуальной реальности для проведения всякого рода экспериментов по проверке различных гипотез о существе ИО и сценариев его развития. Но эта задача должна иметь Заказчика и Команду профессионалов из разных отраслей знания. В настоящее время такого Заказчика нет. Поэтому только учреждения образования могут выполнить двуединую функцию: прототипирование ИО и воспитание граждан, способных развивать и жить в ИО.
1. О понятии информационное общество
Общество - это социальная система, состоящая из людей, взаимодействующих посредством различных средств коммуникации, и имеющая целью своё устойчивое развитие с высоким качеством жизнедеятельности. При формировании модели ИО необходимо отобразить как личностный, так и коммуникационный компоненты социальной системы. Здесь коммуникации (взаимодействие) подразумеваются в самом широком контексте: и как обще-
ние, и как передача сведений, и как совместное манипулирование средствами производства (!), и как управление функционированием институтов общества (!).
Этапы развития общества отличаются формами собственности, технологической культурой, средствами производства и коммуникации. Но, как видно из определения общества, коммуникационный фактор развития общества и информационная культура его граждан являются доминирующими. На настоящей конференции анонсируется шестой технологический уклад общества.
Коммуникативность (от лат. сттишсайоп - связь, общение) - способность к передаче и восприятию информации (точнее сведений, выделенной из реальности информации). Средства коммуникации определяют уровень и эффективность жизнедеятельности членов общества, с одной стороны. С другой стороны, сами люди меняют свою культуру и способы производства под влиянием технологического прогресса, в том числе интенсивного совершенствования средств поддержки коммуникаций и в быту, и в коммерции, ив производстве и т. д. Средства коммуникации людей обеспечивают взаимодействие людей как во времени (хранение информации), так и в пространстве (телекоммуникация). В производственной сфере средством коммуникации работников цехов предприятий являются и технологии. В логистике - это транспортные линии и единицы.
Ретроспективно выделяют 5 этапов развития человечества, разделяемых «информационными» революциями (ИР) [3]. Здесь кавычки отражают тот факт, что корректнее говорить о революции средств коммуникации (РСК). Под ИР (РСК) понимаются «качественные изменения во всех сферах жизни в связи с внедрением принципиально новых средств хранения, обработки и передачи информации» (точнее - носителей информации). Содержание их отражено в [3].
Сегодня мы ощущаем ростки существенно более значимого преобразования: происходит слияние функционала информационных и коммуникационных систем, сетевая структура которых сделала носители информации доступными всем и каждому. Но растерянность человека при этом не снизилась: ему нужны рекомендации, советы, проекты решений в складывающихся ситуациях, часто меняющихся из-за динамичности социально-экономических процессов рыночного характера. Более того, как следует из функционала государственных информационных слуг, интеллектные ИТ способны просто информировать об уже исполненных решениях. Формируется реальный искусственный интеллект, вкраплённый во все мобильные и стационарные вычислительные и технические средства, включая роботов. При этом на базе Интернета начато формирование гетерогенной информационно-вычислительной облачной инфраструктуры (ГИВОИ).
Идёт интенсивная трансформация существующей социальной системы в новое качество. Основываясь на современном понимании ИТ, состояния средств информатики и связи, интенсификации процесса развития суперкомпьютинга («экзофлопсных» систем, в частности), облачных ИТ, сенсорных инфокиосков, мобильных средств доступа в Интернет, рынка информационных услуг (гос-ва и пр.) [см., в частности, публикации журнала «Открытые системы» за 2013г.], это качество, именуемое ИО, может быть сформулировано следующим образом (в развитие, например, [4-6]).
ИО - это социальная система информационно культурных людей, взаимодействующих посредством высокоэффективной информационно-вычислительной инфраструктуры (ВИВИ) с целью обеспечения качественной жизнедеятельности. ВИВИ в современном понимании -это гетерогенная информационная облачная среда, новый уровень развития Web-cреды, обеспечивающая доступ к
- всеохватывающим цифровым информационным ресурсам, содержащим активные знания;
- персоно-ориентированным интеллектуальным информационным системам, советующим и генерирующим решения;
- виртуальной духовной и культурно-просветительской среде,
- дистанционному образованию через всю жизнь.
В. П. Авдеева, В. Е. Шапцев
Эффективность (Э) ВИВИ следует понимать в смысле минимума времени, затрачиваемого на принятие и исполнение решений (Т), и максимума адекватности решений, т. е. минимума материальных потерь из-за ошибок (Е). Можно предложить зависимость: Э = Е ехр (-ТЕ), где Э - показатель эффективности, Т - время принятия и исполнения решений (среднее, наиболее вероятное или медиана), Е - потери от ошибок (минимальные, максимальные, средние, наиболее вероятные или медианные), А - константа, определяющая диапазон значений величины Э.
В общем случае взаимодействие абонентов посредством ВИВИ можно представить последовательностью шагов: поиск (документа, сведения, данных); оформление (обращения, заявки и пр.); представление (сведений, документов, заявки и т. п.) и принятие решения (получение свидетельства, справки, уведомления и т. д.) или (ещё лучше) уведомления о его реализации. Заметим, что взаимодействие должно заканчиваться не получением каких-либо сведений, а решением вопроса, изложенного в заявке, обращении, требовании. Тогда Т = Тпо-иска (сеть) + Тоформ.док. (человек) + Тпредст.док. (система, сеть) + Тприн.реш. (власть, организация). Кстати, коммуникации в обществе стали предметом и математического моделирования [7]. Но эти исследования и разработки пока слишком локальны.
В контексте изложенного в государстве (точнее, в среде ВИВИ) требуется создание справочников-тезаурусов (по разным сферам жизнедеятельности) всех возможных решений (как результат взаимодействия) с нормативами их исполнения в человеко-часах. Все фактические взаимодействия (сейчас они называются информационным услугами) должны оцениваться величиной, подобной Э. Она может сравниваться с нормативом автоматически. Евто-матически будет уменьшаться/увеличиваться оплата услуги (решения) при превышении/снижении времени предоставления уведомления.
Сегодня же отсутствует динамичная коммуникативная среда взаимодействия населения с властью в отличие от сфер торговли и банковских услуг. Сфера исполнительной и законодательной власти никак не выйдет из раздражающего всех бумажного потока.
2. Информационная культура или ИКТ-компетентность
Теперь о другом компоненте общества - о личностях. В контексте информатизации общества в литературе рассматривается понятие «информационная культура личности» (ИКЛ), характеризующая в конечном итоге уровень её коммуникативности и эффективности жизнедеятельности в растущем потоке носителей информации. Если же поток носителей информации будет замещён потоком проектов решений, генерируемых ИИС, то под ИК следует понимать, в частности, умение эффективно использовать ИИС.
Пока в понятие ИКЛ вкладывается следующий смысл. В XXI веке отношения собственности отходят на второй план. Теперь значимым является не столько материальное богатство личности, сколько её информационно-коммуникативная компетентность [8] и профессиональная мудрость.
Компетентная в этом плане личность владеет разного рода информацией и широким спектром сведений об окружающем мире (1) - широкие познания; умеет вести диалог «чело-век-техсистема» (2) - эргономическая коммуникабельность; способна использовать телекоммуникации для удаленного общения с собеседником или управления техническими и организационными системами (3) - глобальная коммуникабельность; может выстраивать диалог с любым собеседником в коммуникационной сети (4) - этичная коммуникабельность. Кроме этого ИК человек должен иметь библиографическую компетентность (5) и уметь адекватно интерпретировать данные, сигналы, документы, графические образы, т. е. выделять адекватную информацию из её носителей (6). Компьютерная грамотность уже не рассматривается отдельно. Эта компетенция формируется внутри перечисленных.
В широком смысле под информационной культурой понимают совокупность принципов и реальных механизмов деятельности, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества [8] . Разумеется духовно-поведенческие особенности личности в ИО не должны нивелироваться.
3. Правовые основы информационного общества
Одним из серьезных барьеров развития ИО в России является отсутствие эффективной законодательной и нормативной базы.
«Сегодня сформировался глобальный международный консенсус о месте государства в развитии ИО. Это выражается в признании того, что у государства есть особая роль по отношению к бизнесу, гражданскому обществу, научно-образовательному сообществу: именно органам государственной власти предоставлено право формировать необходимую законодательную и нормативную базу, регулировать отношения, складывающиеся в ИО. Очевидно, что ни бизнес, ни граждане сами не могут устанавливать законы, по которым будут жить. Для этого и существуют социальные механизмы репрезентативной демократии (автократии, диктатуры, др. способы управления), в рамках которых органы власти осуществляют полномочия по управлению государством» [10, 11].
Особого внимания требуют в контексте формирования ИО защита интеллектуальной собственности и авторских прав.
Но Россия остается на начальных стадиях зрелости развития электронного правительства. Нет его адекватной правовой поддержки. Это касается и электронного образования, и электронного здравоохранения. Далеко не всегда возможны юридически значимые электронные транзакции между контрагентами, гражданами и властью [11].
«В российском законодательстве даже нет таких юридических понятий, как «электронное взаимодействие» ..., «электронный документ», хотя закон об электронной цифровой подписи ... принят ..., но так и не заработал (что подписываем, если электронного документа в информационном праве нет?). Поэтому все, для чего можно сегодня использовать ИКТ, носит лишь информационный характер» [11], точнее служит в основном для предоставления человеку носителей информации [2]. Представление персоной данных о себе всё еще архаично: требует стояния в «электронной»очереди по нескольку часов.
4. Университет как прототип информационного общества
Все перечисленные проблемы станут ускоренно решаться в условиях университета, получившего статус ячейки ИО и создавшего действующую информационную инфраструктуру, адекватную ИО [12]. В соответствующей среде все направления подготовки специалистов будут ориентированы на выполнение научных исследований, разработок, выпускных квалификационных, курсовых и самостоятельных работ студентов и магистрантов в русле освоения и совершенствования принципов, технологий, социально-экономических механизмов и правовых основ ИО. Требуется государственная программа, инициатива региональной власти по поддержке разработки таких проектов и реализации этого концептуального предложения. Университеты всегда имели опережающий технологический потенциал, позволяющий воспитывать специалистов, способных преобразовывать настоящее - человеческий потенциал формирующегося общества.
Рассел Аккоф, один из классиков исследования операций и системного анализа, предложил вполне убедительную иерархию: данные - информация - знания - понимание - мудрость. Перед знаниями целесообразно поставить «опыт», т. е. - успешные и неуспешные фаты использования информации, выделяемой из данных: данные - информация - опыт - знания - понимание - мудрость. «Каждое из приведенных понятий является основой для последующего, материалом для получения элементов нового более высокого качества знаний. При этом, как считает Р. Аккоф, первые четыре понятия (+ опыт - В.А.Ш.) имеют дело с прошлым или с тем, что уже известно, а «мудрость» касается будущего» [1].
Университет как прототип ИО позволит формировать у будущих специалистов опыт жизнедеятельности в ИО.
Наконец, в этих условиях быстрее всего появятся и в большом количестве так называемые «электронные лидеры». Это - люди, «которые знают, как развивать и использовать ИКТ, с одной стороны, и облеченных полномочиями по принятию решений, с другой ...» Они спо-
В. П. Авдеева, В. А. Шапцев
собны оказывать «воздействия на то или иное сообщество, организацию, отрасль, регион или даже целую страну c точки зрения развития ИО» [11].
Выше затронуты лишь некоторые (представляется, главные) аспекты становления ИО в России. Более полно они представлены, например, в [13]. Но и изложенное с очевидностью показывает необходимость формирования в университетах инфраструктуру ИО. Здесь может быть создано широкое поле исследований, разработок и практических шагов в стратегически важном направлении, пока ещё не до конца осознанном, но способствующем экономическому подъёму страны. Университет, объединяющий широкий спектр профессий, позволяет формировать информационную культуру практически всех слоёв населения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акофф Р. Л. Менеджмент в XXI веке. Преобразование корпорации / Перев. с англ. Ф. П. Тарасенко. - Томск: Изд-во ТГУ, 2006. - С. 203-229.
2. Шапцев В. А. Информация. Информационная технология. Актуальная точка зрения. // Вестник ТюмГУ. - 2010. -№ 6. - С. 188-197.
3. Информационнаяреволюция. -history-names.ru/i/inform_revoluciya.shtml.
4. Информационное общество. - http://voluntary.ru/dictionary/573/word/ informacionoe-obschestvo. Прочтено 13.12.2012.
5. Шапцев В. А. Проблемы развития информационного общества // Проблемы обработки и защиты информации. Кн. 3. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2013. - С.136-157.
6. Алексеева И. Ю. «Что такое общество знаний?». - М.: Когито-Центр, 2009. -http://iph.ras.ru/ page46589323.htm.
7. Гладкий П. С. Модель образования неформальных подгрупп // Математические структуры и моделирование. - 2006. - № 16. - С. 26-36.
8. Астафьева О. Н., Захарова О. А. Информационно-коммуникативная компетентность личности в условиях становления информационного общества. -http://rudocs.exdat.com/docs/ index-266861.html.
9. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. От 7 февраля 2008 г. № Пр-212. «РГ» / Федер. вып. № 4591. 16 фев. 2008. -http://www.rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html.
10. ЮНЕСКО между двумя этапами Всемирного саммита по ИО: Итоговый документ м/н конференции (Санкт-Петербург, Россия, 17-19 мая 2005г.). - М.: Институт развития ИО, 2005. - 32с.
11. Хохлов Ю. Е. Стимулы и барьеры на пути реализации Стратегии развития информационного общества в России // Информационное общество. - 2008. - Вып. 1-2. - С. 3745. - http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/9b928ffa405 cfbebc325757f00437b69.
12. Шапцев В. А. Образовательное учреждение как ячейка информационного общества // Мат-лы науч.-практ. конф. «Образование в Тюм. обл.: интелл. и социо-культ. потенциал». 31 марта 2004г. - Тюмень: Мединфо, 2004. - С.119-120.
13. Швецов А. Н. Информационное общество: Теория и практика становления в мире и в России. - М.: Издат. группа URSS, 2012. - 280 с.