Научная статья на тему 'Содержательно-деятельностный компонент готовности к компьютерному моделированию студентов профессионально-педагогического вуза'

Содержательно-деятельностный компонент готовности к компьютерному моделированию студентов профессионально-педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ГОТОВНОСТЬ К КОМПЬЮТЕРНОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ / ИНФОРМАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-ПРОЕКТИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ / TEACHER OF VOCATIONAL TRAINING / READINESS FOR COMPUTER MODELING / INFORMATION THINKING / INFORMATION AND DESIGN TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гузанов Борис Николаевич, Федулова Ксения Анатольевна

Анализируется понятие «готовность к использованию информационных технологий», вводится новое определение готовности к компьютерному моделированию, которое, в представлении авторов, является более полной характеристикой результата информационной подготовки современного педагога профессионального обучения. Детально рассмотрен содержательно-деятельностный компонент готовности к компьютерному моделированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гузанов Борис Николаевич, Федулова Ксения Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the concept “readiness to use information technologies”. The authors introduce a new definition of the concept under study which, in the authors' view, is a more complete characteristic of the result of modern vocational teacher-training in information literacy. The “content-and-activity” component of readiness for computer modeling is considered in detail.

Текст научной работы на тему «Содержательно-деятельностный компонент готовности к компьютерному моделированию студентов профессионально-педагогического вуза»

Academic discipline "Man-Machine Interaction" in training future programmers in high school

The article considers methodological tools for students mastering the technology for the development of human-machine interface. The author describes the optimal structure of the process of teaching the discipline "Man-machine interaction" to students. As a result of the conducted research, the "purpose-and-motivation", "substantive", "ope-ration-and-activity" and "assesment-and-result" components are highlighted.

Key words: discipline "Computer science and computing", man-machine interaction, academic discipline, the learning process, the structural components of the learning process.

(Статья поступила в редакцию 26.02.2019)

Б.Н. ГУЗАНОВ, К.А. ФЕДУЛОВА (Екатеринбург)

содержательно-деятельностный компонент готовности к компьютерному моделированию студентов профессионально-педагогического вуза

Анализируется понятие «готовность к использованию информационных технологий», вводится новое определение готовности к компьютерному моделированию, которое, по мнению авторов, является более полной характеристикой результата информационной подготовки современного педагога профессионального обучения. Детально рассмотрен со-держательно-деятельностный компонент готовности к компьютерному моделированию.

Ключевые слова: педагог профессионального обучения, готовность к компьютерному моделированию, информационное мышление, информационно-проектировочные задания.

В настоящее время одним из наиболее значимых направлений развития современного общества является комплексная информатизация, причем данный процесс носит не внеш-

ний, а сущностный характер, когда изменяется как динамика социальных процессов, так и тенденции общественного развития. Можно сказать, что процесс информатизации реформирует и изменяет всю инфраструктуру социума, затрагивает его экономические, социальные, политические, культурологические и философские аспекты. Особо необходимо отметить, что становление и развитие нового информационного общества существенно изменяет роль и место образования в структуре общечеловеческих ценностей [7]. Приобретение новых знаний, умений и навыков, устойчивая направленность на их обновление и развитие становятся фундаментальными характеристиками работников в постиндустриальной экономике. Все это имеет особое значение в условиях реализации принципа профессиональной мобильности рабочей силы на рынке труда, когда переход на новое рабочее место сопровождается изменением вида деятельности. Подобный процесс вызывает необходимость для специалиста в ряде случаев менять свою профессию, что требует на постоянной основе заниматься самообразованием и повышать свою квалификацию. в результате, как показано в работе [10], образовательная деятельность существенно видоизменяется и становится важным компонентом экономического развития.

Подобные инновации привели к появлению новых технологий обучения, в частности таких, как смешанное обучение (blended learning), которое основывается на концепции объединения технологий традиционной классно-урочной системы и электронного обучения. Такая образовательная система базируется на особой совокупности методов, средств и процессов, предоставляемых современными информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) и определяется как цифровая дидактика [13]. Как отмечают исследователи [8], виртуальные университеты, дистанционное образование и мобильные электронные школы становятся обыденным делом и требуют разработки и поддержки соответствующих виртуальных ресурсов, размещаемых в информационно-образовательной среде организации, которая сегодня понимается как интегрированное использование средств информационно-коммуникационных и сетевых технологий в целях обучения и образования. Анализ потенциальных возможностей информационных технологий и компьютерной техники показывает, что при осуществлении подготов-

О Гузанов Б.Н., Федулова К.А., 2019

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ки высококвалифицированных кадров компьютер является мощным учебно-методическим средством, значительно повышающим потенциал обучающегося, и позволяет создать между студентом и машиной симбиоз, который направлен на увеличение эффективности учебно-познавательного взаимодействия.

По всей видимости, ИКТ сегодня становятся новой стратегией дизайна инфраструктуры современной педагогической технологии и образовательной организации, когда высокая скорость обновления и усовершенствования современных информационных ресурсов требует подготовки соответствующего специалиста, способного отвечать условиям цифровой экономики и готового к полисубъектному взаимодействию в открытой информационной среде, а также к развитию интегральных личностных характеристик, выступающих как непосредственные показатели профессионального развития человека [2].

В связи с активным внедрением и реализацией компетентностного подхода в современной образовательной практике целесообразно установить соответствие между понятиями «готовность» и «компетентность». Так, ряд авторов отмечает, что готовность определяет предстартовое состояние, при котором субъект еще только готов к началу профессиональной деятельности, а компетентность -практическая реализация готовности, корректируемая в процессе профессиональной деятельности с учетом специфических условий последней [Там же]. Однако, в нашем понимании, готовность имеет накопительный характер и отражает потенциал, которым обладает выпускник и который нужен ему в дальнейшем для успешного вхождения в будущую профессиональную деятельность и ее осуществления. С этих позиций готовность трактуется как сформированное состояние психических функций, обеспечивающих высокий уровень достижений для выполнения того или иного вида деятельности, и как результат подготовки (подготовленности) к определенному виду деятельности в виде объема накопленных профессиональных знаний, умений и навыков.

В современной педагогической практике представлены различные определения понятия готовности как результата информационной подготовки. Авторы определяют ее как интегрированное качество личности, имеющее сложную структуру и многоуровневый характер, которое обнаруживается в развитии продуктивности мышления, памяти, расширении и углублении знаний посредством использования новых информационных технологий и

их средств, а также в возможности прогнозировать пути повышения эффективности процесса обучения с учетом информатизации данного процесса [9]. Отмечают необходимость понимания потенциала ИКТ в решении различных учебных и профессиональных задач с учетом специфики будущей профессиональной деятельности, причем особое внимание уделяется предметно-специальным знаниям, умениям и навыкам для формирования готовности к использованию информационных технологий при подготовке как инженеров-программистов, так и преподавателей. Именно учет специфики будущей профессиональной деятельности определяет содержательное наполнение готовности к использованию средств информационных технологий и указывает на перечень трудовых функций, выполняемых соответствующими специалистами с помощью данных технологий.

Структурно-функциональный анализ характера и содержания труда педагога профессионального обучения квалифицирует его работу как особый вид профессиональной деятельности, которую можно отнести к числу би-профессиональных, т. к. в ней соединены две относительно обособленные составляющие - отраслевая (технико-технологическая) и педагогическая, причем их надо рассматривать только сбалансировано, включая общие и специфические составляющие этих компонентов [5].

Современные информационные технологии призваны стать стержнем профессионально-педагогической деятельности, объединить и интегрировать техническое и педагогическое знание, что имеет особое значение в условиях совмещения в рамках одной образовательной программы различных по направленности профильно-специализированных дисциплин. В результате именно ИКТ позволят, с одной стороны, осуществлять проектирование и моделирование образовательного пространства через разработку компьютерных моделей технологических процессов, объектов и систем с визуализацией данных процессов, с другой -анализировать свойства разработанных технологических процессов и объектов, управлять ими и оптимизировать их работу [1].

Использование технологии компьютерного моделирования как основного способа генерирования ситуаций профессиональной деятельности специалиста позволит развить у обучающегося навыки саморазвития и самообразования, повысить учебно-познавательную активность, обучить работе в команде и подготовить к возникающим в будущей профессионально-педагогической деятельности не-

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ

стандартным и сложным ситуациям. Мы полагаем, что компьютерное моделирование в современных условиях необходимо рассматривать как одну из основных технологий организации подготовки педагогов профессионального обучения, которая дает возможность сформировать у будущих выпускников готовность к проектированию образовательного пространства средствами информационных технологий [12].

Следует отметить, что широкое использование новейших информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе изменило трактовку подхода к определению сущности готовности к компьютерному моделированию, который с учетом мнения экспертов обозначен инструментальным, поскольку данная готовность должна базироваться на многофункциональном характере современных цифровых информационных решений и технологии открытых образовательных платформ, предоставляющих участникам образовательного процесса новейшие дидактические возможности и сервисы [6].

Обобщая сказанное, результатом подготовки информационно компетентного педагога профессионального обучения следует считать его готовность к компьютерному моделированию, которая может быть определена как интегративное качество личности, отражающее позитивное отношение к информатизации и позволяющее активно применять информационные технологии в различных видах профессионально-педагогической деятельности, в том числе для моделирования образовательного пространства и разработки моделей технологических процессов и систем. Формирование готовности к компьютерному моделированию можно рассматривать как педагогическую систему, структурно представляющую собой совокупность мотивационно-цен-ностного, содержательно-деятельностного и оценочно-рефлексивного компонентов, которые находятся в единстве и дополняют друг друга, обеспечивая тем самым необходимую эффективность образовательного процесса.

Мотивационно-ценностный компонент включает комплекс внутренних и внешних мотивов познавательной и профессиональной направленности. Однако появление технологий «открытого образования», интеграция облачных сервисов и социальных сетей в образовательный процесс изменяет значение ценностных установок современных студентов. Перед студентом возникает необходимость в координировании и самоопределении в информационном мире, оценке своих действий и осозна-

нии возможных последствий от них, а также осуществлении выбора собственной позиции. Так, мотивационно-ценностной компонент готовности к компьютерному моделированию призван сформировать ценностное отношение к информации, принципам и правилам общения с помощью сетевых информационных технологий, служащих основными регуляторами личностного выбора и позиции личности в сетевом пространстве.

Содержательно-деятельностный компонент - это совокупность знаний и умений, необходимых педагогу, чтобы ставить и решать профессиональные задачи посредством применения ИКТ, а также умение нестандартного и нешаблонного использования средств ИКТ в будущей профессионально-педагогической деятельности, что находит отражение в моделировании образовательного пространства и проектировании средств обучения в виде создания и использования компьютерных моделей производственных процессов и технологических систем, а также в стремлении к саморазвитию и самообразованию. В данный компонент входит и развитие информационного мышления, оригинальность воображения в условиях отличных от привычных алгоритмов, формирование информационного поведения как одной из форм выраженности готовности к компьютерному моделированию.

Существенной составляющей оценочно-рефлексивного компонента является рефлексия, понимаемая как источник новаций и развития, как процесс осмысления и переосмысления субъектом собственного опыта, являющаяся необходимой предпосылкой для эффективного осуществления профессионально-педагогической деятельности. Рефлексия способствует осознанию и изменению личности человека, активизирует его способность к познанию, преобразовательской деятельности и саморазвитию [14]. Именно вхождение обучающегося в рефлексивно-инновационный процесс при подготовке к компьютерному моделированию позволяет говорить о формировании рефлексивно-творческих способностей и осмыслении собственного уровня информационной (компьютерной) грамотности, особенностей ценностно-смысловой сферы и других вопросов формирования готовности к компьютерному моделированию.

Готовность к компьютерному моделированию, опирающаяся на информационную рефлексию, должна способствовать формированию профессиональной готовности пользователей информации, побуждать к постоянной оценке собственных знаний и опыта, зафикси-

Рис. 1. Компоненты готовности к компьютерному моделированию

рованных в инфосфере, уметь соотносить модели данных со знаниями и работать с информацией. Самоопределение и саморазвитие, являющиеся неотъемлемой составляющей личности информационно компетентного педагога профессионального обучения, напрямую зависят от его способности адекватно оценивать, своевременно получать и продуктивно использовать поступающую информацию в своей повседневной и профессиональной деятельности, а также осознавать свое место в инфосфере, диагностировать себя как пользователя информации, осознавать складывающуюся информационную ситуацию.

Среди рассмотренных компонентов готовности к компьютерному моделированию содержательно-деятельностный является базовым. Именно грамотно подобранное содержательное наполнение подготовки к компьютерному моделированию позволит сформировать необходимые знания, умения, навыки и личностные качества будущего педагога профессионального обучения. Содержание подготовки является тем необходимым и важным ядром, на основании которого строится процесс приращения и развития нового знания.

Содержательно-деятельностный компонент готовности к компьютерному моделиро-

ванию, который схематично представлен на рис. 1, определяется профессиональными знаниями, необходимыми для наполнения будущей деятельности педагога профессионального обучения, профессиональными умениями, построенными на основании знаний и важными для осуществления профессиональной деятельности. Однако наличия данных компонентов недостаточно в современной информационно насыщенной среде, где возникает потребность в обработке большого количества разнообразной информации и преобразования данной информации в знания, т. е. наделения ее определенным смыслом, в ее обработке современными средствами и определении правил и стандартов оперирования представленными данными. Для переработки информационного потока требуется наличие развитого информационного мышления, которое представлено органично связанной и выстроенной системой алгоритмического, критического, net-, клипового, технического и методического видов мышления.

В приведенной системе алгоритмическое мышление является фундаментальным компонентом информационного и определяется как умение вычленять отдельные, достаточно мелкие завершенные шаги для решения какой-

1 уровень - информационно-проектировочные задания, направленные на осуществление учебно-познавательной деятельности

—^ Знание ^ Понимание^ Умение ^ Диагностика

2 уровень - информационно-проектировочные задания, направленные на осуществление интеллектуально-преобразовательской деятельности

)

Информационно-интеллектуальи! умения и навыки

£

Эвристические навыки

Э

3 уровень - информационно-проектировочные задания, направленные на осуществление творческой деятельности

ч:

е

Саморазвитие Г Самообучение

Э

( ИНФОРМАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ Л

Рис. 2. Уровни информационно-проектировочных заданий

либо проблемы и, опираясь на них, строить схемы и правила использования и проектирования средств обучения и написания программ в соответствии с данными алгоритмами.

Включение критического мышления в структуру информационного обосновано направленностью на самообучение и саморазвитие в области использования информационных ресурсов, в условиях отличных от привычных алгоритмов, когда необходимо проявить смелость воображения, протестировать предложенные идеи, определить, применимы ли они в данных условиях, можно ли их усовершенствовать. Критический подход также необходим при отборе источника информации, приучает к проверке достоверности данных и отсеиванию второстепенных или сомнительных сведений и фактов, а также делает работу педагога более устойчивой к разного рода побочным воздействиям.

влияние информационных сетей на социальную организацию общества и изменение парадигмы науки потребовало включить пе^ мышление в состав информационного, определив его как культурно-антропологический системный феномен, связанный с нравственными, этикетными, эстетическими нормами и правилами использования интернет-ресурсов, а также юридическими ограничениями в коммуникативных практиках Интернета. Именно развитое пе^мышление позволяет эффективно работать с информацией, как получая ее из сети Интернет, так и размещая ее в ней.

Специфика представления информации в сети Интернет в виде разрозненных пакетов данных и потребность в организации эффек-

тивной обработки большого количества разнотипной информации поставили вопрос о рассмотрении клипового мышления как развития пе^мышления, когда восприятие информационного потока происходит через отдельные запоминающиеся фрагменты, чаще всего через аудиовизуальные отрывки, при этом не требуется построения рациональных логических цепочек, а картина строится через клипы (кадры) информации.

Ключевым компонентом информационного мышления является техническое мышление как мыслительная способность человека к преобразовательской деятельности через создание и использование информационных технологий для блага человека, общества, природной среды, отражающая развитие научно-технической сферы [4].

Методическое мышление характерно для педагога профессионального обучения и является специфическим видом педагогического мышления, имеющего особую информационную детерминацию, а также основывается на двух группах его действий: исследовательских и учебных. При этом методическое мышление в большей степени ориентировано не просто на натаскивание на решение задач, а и на использование исследовательского подхода к теории науки и практике как источнику и основе, в процессе которого способность решать задачи вырастает на почве развитого информационного мышления, подкрепленного умением использовать информационные технологии и личностные качества для решения профессионально-педагогических задач.

Информационное мышление предполагает не только определенные знания, но и определенное приложение этих знаний для чего-либо, в связи с чем-либо и совершенствование их в процессе той или иной деятельности, в том числе и в деятельности, связанной с обработкой информации. Оперирование профессиональными знаниями и умениями невозможно без наличия информационного мышления, которое определяет симбиоз содержательного и деятельностного компонентов готовности к компьютерному моделированию.

Следовательно, развитие информационного мышления как составляющей содержа-тельно-деятельностного компонента готовности к компьютерному моделированию предполагает активное интеллектуальное совершенствование через решение специализированных задач многоуровневой организации и различной сложности, которые в полной мере помогут в формировании данного вида мыш-

ления, необходимого современному педагогу профессионального обучения.

Применение в образовательном процессе специально сконструированных и адаптированных к будущей профессиональной деятельности информационно-проектировочных заданий является продуктивным средством рекон-фигурирования образовательного процесса с целью его усовершенствования и индивидуализации [10].

Система информационно-проектировочных заданий, представленная на рис. 2, разработана с учетом единства всех компонентов профессиональной подготовки педагогов профессионального обучения, областей применения профессиональных знаний и умений, а также уровней учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Логика развертывания системы информационно-проектировочных заданий предполагает постепенное усложнение учебной деятельности студентов, разделение заданий по видам данной деятельности, а также с учетом требований логико-информационной корректности. В соответствии со структурой информационного мышления, задания первого уровня ориентированы на решение задачи по алгоритму, что необходимо для изучения и осмысления основных информационных единиц профессиональных знаний и умений (репродуктивный уровень, уровень развития описательной интеллектуально-познавательной способности) [3].

Задания следующего уровня предполагают частично-творческий характер, они направлены на развитие информационно-интеллектуальных и организационных профессиональных умений и навыков через решение задач в условиях недостатка и неопределенности информации, когда надо обосновать и аргументировать преобразование разрабатываемых моделей. в ходе выполнения подобных заданий представление концептуального знания опирается не только на запоминание, но и на умение размышлять, анализировать понятия, факты и события. Задания 2-го уровня в основном опираются на net- и клиповое мышление, предполагая развитие интеллектуального навыка моментального анализа, объяснения и нахождения причины известных фактов, а развитие способности понимать связи, зависимости и отношения между отдельными событиями говорит об умении критически оценивать ситуацию и развитии критического мышления.

Выполнение заданий 3-го уровня включает проектную деятельность, что связано с про-

цедурами построения предположений о возможных вариантах состоявшихся, существующих и будущих событий, явлений на основе ранее известной информации. Уровень развития проектной деятельности оценивается как степень владения процедурой логического построения модели, исследование которой обеспечивает образование нового знания на основе имеющегося. Информационно-проектировочные задания последнего уровня призваны выработать устойчивые мотивы к будущей профессиональной деятельности через развитие методического и технического компонентов информационного мышления, умения адаптировать разработанные модели к конкретным условиям будущей профессиональной деятельности, к оценке эффективности используемых информационных технологий для проектирования процесса обучения рабочих кадров и специалистов среднего звена.

Итак, содержательно-деятельностный компонент готовности к компьютерному моделированию опирается на совокупность профессиональных знаний и умений в области проектирования и разработки перспективных информационных технологий обучения и учитывает возможности информационного мышления как способа обработки и использования учебно-профессионального опыта для создания современных эффективных компьютерных обучающих систем, что является обязательным условием информационной интеграции педагогического и отраслевого знания.

Список литературы

1. Баландина И.В. Принципы моделирования методической системы подготовки будущих учителей информатики к применению технологий компьютерной визуализации // Молодой ученый. 2011. № 9. С. 198-201.

2. Виноградская М.Ю., Кузнецова В.И., Тимошина Н.В. Формирование готовности студентов к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-3. С. 29-36.

3. Гузанов Б.Н., Пустовалова Е.И. Практико-ориентированный подход к подготовке специалистов ГПС МЧС России при изучении специальных дисциплин на основе применения компетент-ностных задач // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. 2014. № 9. С. 66-77.

4. Гузанов Б.Н., Федулова К.А. Особенности формирования инженерного мышления при подготовке педагога профессионального обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62(2). С. 69-72.

5. Гузанов Б.Н., Федулова К.А. Современная высшая школа: инновационный аспект. 2017. Т. 9. № 4. С. 34-44.

6. Гузанов Б.Н., Федулова К.А., Федулова М.А. Идентификация содержания информационных компетенций педагогов профессионального обучения во взаимосвязи требований образовательного и профессионального стандартов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57(10). С. 134-145.

7. Жуликова О.В. Роль знаний и образования в информационном обществе // Вестн. Тамб. гос. унта. 2010. № 10(90). С. 174-179.

8. Королева Н.Ю. формирование готовности магистрантов направления «Педагогическое образование» к деятельности в условиях виртуальной образовательной среды // Преподаватель XXI века. 2017. № 1. С. 52-63.

9. Сейтвелиева С.н. Готовность будущих инженеров-программистов к использованию облачных технологий в профессиональной деятельности // Бюллетень науки и практики. 2016. № 4. С. 494-499.

10. Сергеев С.Ф. Методологические и дидактические проблемы электронного обучения // Интернет и современное общество: сб. науч. ст. XVin Объединенной конф. (Санкт-Петербург, 2325 июня 2015 г.). СПб.: Ун-т ИТМО, 2015. С. 105120.

11. Соловьева Л.В., Соловьева В.И. Образование как фактор социально-экономического развития россии и ее регионов // научные ведомости. Сер.: Экономика. Информатика. 2016. № 23(244). Вып. 40. С. 22-29.

12. Федулова К.А. Особенности организации информационной подготовки студентов вуза на основе проектно-модульного междисциплинарного обучения // Наука. Информатизация. Технологии. Образование: материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 26 февр. - 2 марта 2018 г.). Екатеринбург: Изд-во ФГАОУ ВО «РГППУ», 2018. С. 396-401.

13. Чошанов М.А. E-дидактика: Новый взгляд на теорию обучения в эпоху цифровых технологий // Образовательные технологии и общество. 2013. Т. 16. № 3. С. 684-696.

14. Чупина В.А., Федоренко О.А. рефлексивные основы иммерсивной образовательной среды // Современная высшая школа: инновационный

аспект. 2018. № 1(39). С. 89-96.

* * *

1. Balandina I.V. Principy modelirovaniya me-todicheskoj sistemy podgotovki budushchih uchite-lej informatiki k primeneniyu tekhnologij komp'yu-ternoj vizualizacii // Molodoj uchenyj. 2011. № 9. S. 198-201.

2. Vinogradskaya M.Yu., Kuznecova V.I., Timo-shina N.V. Formirovanie gotovnosti studentov k ispol'-

zovaniyu informacionnyh tekhnologij v professional'-noj deyatel'nosti // Problemy sovremennogo pedagogi-cheskogo obrazovaniya. 2017. № 57-3. S. 29-36.

3. Guzanov B.N., Pustovalova E.I. Praktiko-ori-entirovannyj podhod k podgotovke specialistov GPS MCHS Rossii pri izuchenii special'nyh disciplin na osnove primeneniya kompetentnostnyh zadach // Vestn. CHelyab. gos. ped. un-ta. 2014. № 9. S. 66-77.

4. Guzanov B.N., Fedulova K.A. Osobennosti formirovaniya inzhenernogo myshleniya pri podgo-tovke pedagoga professional'nogo obucheniya // Prob-lemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2019. № 62(2). S. 69-72.

5. Guzanov B.N., Fedulova K.A. Sovremennaya vysshaya shkola: innovacionnyj aspekt. 2017. T. 9. № 4. S. 34-44.

6. Guzanov B.N., Fedulova K.A., Fedulova M.A. Identifikaciya soderzhaniya informacionnyh kompe-tencij pedagogov professional'nogo obucheniya vo vzaimosvyazi trebovanij obrazovatel'nogo i profes-sional'nogo standartov // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2017. № 57(10). S. 134-145.

7. Zhulikova O.V. Rol' znanij i obrazovaniya v informacionnom obshchestve // Vestn. Tamb. gos. unta. 2010. № 10(90). S. 174-179.

8. Koroleva N.Yu. formirovanie gotovnosti ma-gistrantov napravleniya «Pedagogicheskoe obrazo-vanie» k deyatel'nosti v usloviyah virtual'noj obra-zovatel'noj sredy // Prepodavatel' XXI veka. 2017. № 1. S. 52-63.

9. Sejtvelieva S.N. Gotovnost' budushchih in-zhenerov-programmistov k ispol'zovaniyu oblachnyh tekhnologij v professional'noj deyatel'nosti // Byulle-ten' nauki i praktiki. 2016. № 4. S. 494-499.

10. Sergeev S.F. Metodologicheskie i didakti-cheskie problemy elektronnogo obucheniya // Internet i sovremennoe obshchestvo: sb. nauch. st. XVIII Ob#-edinennoj konf. (Sankt-Peterburg, 23-25 iyunya 2015 g.). SPb.: Un-t ITMO, 2015. S. 105-120.

11. Solov'eva L.V., Solov'eva V.I. Obrazovanie kak faktor social'no-ekonomicheskogo razvitiya Ros-sii i ee regionov // Nauchnye vedomosti. Ser.: Ekono-mika. Informatika. 2016. № 23(244). Vyp. 40. S. 22-29.

12. Fedulova K.A. Osobennosti organizacii in-formacionnoj podgotovki studentov vuza na osnove proektno-modul'nogo mezhdisciplinarnogo obuche-niya // Nauka. Informatizaciya. Tekhnologii. Obrazo-vanie: materialy XI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Ekaterinburg, 26 fevr. - 2 marta 2018 g.). Ekaterinburg: Izd-vo FGAOU VO «RGPPU», 2018. S. 396-401.

13. Choshanov M.A. E-didaktika: Novyj vzglyad na teoriyu obucheniya v epohu cifrovyh tekhnolo-gij // Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo. 2013. T. 16. № 3. S. 684-696.

14. Chupina V.A., Fedorenko O.A. Refleksivnye osnovy immersivnoj obrazovatel'noj sredy // Sovre-mennaya vysshaya shkola: innovacionnyj aspekt. 2018. № 1(39). S. 89-96.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The "content-and-activity" component of the readiness for computer modeling in students of the vocational pedagogical university

The article analyzes the concept "readiness to use information technologies". The authors introduce a new definition of the concept under study which, in the authors' view, is a more complete characteristic of the result of modern vocational teacher-training in information literacy. The "content-and-activity" component of readiness for computer modeling is considered in detail.

Key words: teacher of vocational training, readiness for computer modeling, information thinking, information and design tasks.

(Статья поступила в редакцию 15.02.2019)

П.И. КОСТЕНОК, Е.Г. КОКОРЕВА,

М.В. ТРЕГУБОВА

(Челябинск)

учебная дисциплина «современные теории общественной и индивидуальной безопасности» в аспекте подготовки учителя обж в вузе

В аспекте подготовки будущих учителей ОБЖ в вузе раскрываются цель, задачи и тематическое планирование учебной дисциплины «Современные теории общественной и индивидуальной безопасности», реализуемой в Уральском государственном университете физической культуры. Выделяются и обосновываются содержательно-организационные особенности обучения данной дисциплине.

Ключевые слова: подготовка учителя ОБЖ в вузе, учебная дисциплина, цель и задачи учебной дисциплины, тематическое планирование, содержательно-организационные особенности обучения.

В 1995 г. Государственным комитетом РФ по высшему образованию были утверждены государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по

© Костенок П.И., Кокорева Е.Г., Трегубова М.В., 2019

специальности 330300 - «Безопасность жизнедеятельности». Это событие дало официальный старт созданию в стране системы подготовки учителей ОБЖ. В настоящее время бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль - «Безопасность жизнедеятельности») выпускают более сорока вузов России. В ряде высших учебных заведений открыта магистратура.

За прошедшие десятилетия методологические и содержательно-организационные проблемы подготовки учителей оБЖ в вузе становились предметом пристального внимания исследователей. Были защищены десятки кандидатских (H.A. Бикмаев, A.C. Ломов, Е.Л. Ме-сенина, В.А. Скворцов, A.B. Старостенко, Л.И. Сыромятникова и др.) и докторских (С.В. Абрамова, С.Н. Вольхин, Л.А. Михайлов, В.Н. Мошкин и др.) диссертаций. Изданы монографии, учебные и методические пособия (С.В. Абрамова, Р.И. Айзман, В.В. Гафнер, С.В. Петров, В.П. Соломин и др.). Опубликованы сотни статей (М.Е. Вяткин, В.В. Гафнер, П.А. Кисляков, П.И. Костенок, А.А. Михайлов, Ю.В. Репин, В.А. Скворцов, А.С. Танке-нов, Л.Н. Трубина и др.).

Исходя из анализа научной и методической литературы, а также собственного опыта работы в высшей школе [6; 7 и др.], мы можем выделить проблемы, традиционно значимые для вузовской подготовки учителей ОБЖ и связанные с разработкой (поиском, выявлением, обоснованием):

- понятийного аппарата и теоретико-методологических основ науки о безопасности жизнедеятельности;

- перечня учебных дисциплин, включаемых в учебные планы, и содержания программ по данным дисциплинам;

- оптимального соотношения изучаемого на занятиях теоретического и практического материала;

- методов и форм активного обучения;

- сочетания профилей подготовки («Безопасность жизнедеятельности» и «Физическая культура», «Биология», «География», «Технология» и т. д.);

- путей межведомственного взаимодействия с целью организации практики студентов и их дальнейшего трудоустройства и др.

Ряд исследователей в рамках диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук разрабатывают концепции (системы, модели) подготовки учителя ОБЖ (ба-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.