Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА ОПРЕДЕЛЁННОЙ ТЕРРИТОРИИ'

СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА ОПРЕДЕЛЁННОЙ ТЕРРИТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маничкина М.В., Кашукоев М.В., Гериева А.Д.

Роль малого бизнеса в рыночной экономике трудно переоценить, он играет не последнюю роль как в эконо-мике страны, так и в экономике отдельно взятого региона, у данной формы ведения бизнеса имеется ряд преимуществ, качественно отличающих его от крупного бизнеса. Большинство показателей деятельности предприятий малого бизнеса в последние годы демонстрируют положительную динамику развития, однако в большинстве регионов Российской Федерации наблюдается наличии значительного числа проблем, сдер-живающих его развитие. В настоящее время остро стоит вопрос повышения эффективности деятельности предприятий малого бизнеса. В связи с наличием достаточного преимуществ малого бизнеса как для экономики региона, так и непосредственно для населения, а также с наличием значительного количества проблем в развитии данного сектора экономики, можно говорить о необходимости поддержки субъектов малого предпринимательства со стороны государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF FAVORABLE CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN A CERTAIN TERRITORY

The role of small business in a market economy can hardly be overestimated, it plays an important role both in the economy of the country and in the economy of a particular region; this form of doing business has a number of advantages that qualitatively distinguish it from large business. Most of the performance indicators of small busi-nesses in recent years have shown a positive dynamics of development, however, in most regions of the Russian Federation, there is a significant number of problems hindering its development. Currently, there is an acute issue of increasing the efficiency of small businesses. In connection with the presence of sufficient advantages of small business both for the regional economy and directly for the population, as well as with the presence of a significant number of problems in the development of this sector of the economy, we can talk about the need to support small businesses from the state.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА ОПРЕДЕЛЁННОЙ ТЕРРИТОРИИ»

31. Barnes, N. Managing academics on short-term contracts / N. Barnes, S. O'Hara // Higher Education Quarterly. - 1999. - Vol. 53(3). - P. 229-239.

32. Campbell, D. T. Assessing the impact of planned social change / D. T. Campbell, D. T. Assessing the impact of planned social change / D. T. Campbell // Evaluation and Program Planning. - 1979. - Vol. 2(1). - Р. 67-90.

33. Esson, J. Reforming a university during political transformation: a case study of Yangon University in Myanmar/J. Esson, K. Wang // Studies in Higher Education. -- 2016. - Vol. 43. - Р. 1184-1195.

34. Marga, A. Reforming the postcommunist university / A. Marga, A. Reforming the postcommunist university // Journal of Democracy. - 1997. - Vol. 8(2). - Р. 159-167.

35. Ostrom, E. Understanding Institutional Diversity / E. Ostrom. - Princeton, NJ: Princeton University Press, 2006. - 376 р.

36. Reform of Higher Education in Europe [Electronic resource] / ed. by J. Ostrom, NJ: Princeton University Press, 2006. Enders et al. - Sense Publishers, 2011. - P. 159-172. - URL : https://www.sensepublishers.com/media/871-reform-of-higher-edu-cation-in-europe.pdf (last access 01.02.2020).

37. Schuster, J. The American faculty / J. Schuster, M. Finkelstein. - Baltimore, MD : John Hopkins University Press. - 2006. -600 p.

38. Valentinov, V. The meaning of nonprofit organization: insights from classical institutionalism / V. Valentinov, V. The meaning of nonprofit organization: insights from classical institutionalism // Journal of Economic Issues. - 2011. -Iss. 4. - P. 901-916.

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10633

М.В. Маничкина - доцент кафедры «Экономика и финансы», к.э.н., Краснодарский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, MVManichkina@fa.ru,

M. V. Manichkina - Associate Professor of the Department of Economy and Financе, Cand. Ekon. Sci., Krasnodar branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation;

М.В. Кашукоев - д.с.-х.н., профессор, Кабардино-Балкарский аграрный университет, M.V. Kashukoev - Doctor of Agricultural Sciences, Professor, Kabardino-Balkarian Agrarian University;

А.Д. Гериева - заместитель директора библиотеки по вопросам автоматизации библиотечных процессов, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»,

A.D. Gerieva - Deputy Director of the Library for the Automation of Library Processes, "Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov".

СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА ОПРЕДЕЛЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ

CREATION OF FAVORABLE CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN A CERTAIN TERRITORY

Аннотация. Роль малого бизнеса в рыночной экономике трудно переоценить, он играет не последнюю роль как в экономике страны, так и в экономике отдельно взятого региона, у данной формы ведения бизнеса имеется ряд преимуществ, качественно отличающих его от крупного бизнеса. Большинство показателей деятельности предприятий малого бизнеса в последние годы демонстрируют положительную динамику развития, однако в большинстве регионов Российской Федерации наблюдается наличии значительного числа проблем, сдерживающих его развитие. В настоящее время остро стоит вопрос повышения эффективности деятельности предприятий малого бизнеса.

В связи с наличием достаточного преимуществ малого бизнеса как для экономики региона, так и непосредственно для населения, а также с наличием значительного количества проблем в развитии данного сектора экономики, можно говорить о необходимости поддержки субъектов малого предпринимательства со стороны государства.

Abstract. The role of small business in a market economy can hardly be overestimated, it plays an important role both in the economy of the country and in the economy of a particular region; this form of doing business has a number of advantages that qualitatively distinguish it from large business. Most of the performance indicators of small businesses in recent years have shown a positive dynamics of development, however, in most regions of the Russian Federation, there is a significant number of problems hindering its development. Currently, there is an acute issue of increasing the efficiency of small businesses.

In connection with the presence of sufficient advantages of small business both for the regional economy and directly for the population, as well as with the presence of a significant number of problems in the development of this sector of the economy, we can talk about the need to support small businesses from the state.

Ключевые слова: малый бизнес, малое предпринимательство, предпринимательские структуры, государственная поддержка

Keywords: small business, small business, entrepreneurial structures, state support

Роль малого бизнеса в рыночной экономике трудно переоценить, он играет не последнюю роль как в экономике страны, так и в экономике отдельно взятого региона. Это обусловлено в первую очередь спецификой ведения малого бизнеса, его особенностями.

У данной формы ведения бизнеса имеется ряд преимуществ, качественно отличающих его от крупного бизнеса, о них уже неоднократно говорилось в трудах различных учетных, обобщим данную информацию на рисунке 1.

Рисунок 1 - Характерные черты малого бизнеса, качественно отличающие его от более крупных предпринимательских структур

Тот момент, что малый бизнес дает возможность начать ведение предпринимательской деятельности с небольшим стартовым капиталом говорит о том, что именно такая форма бизнеса является более доступной для большинства граждан, она позволяет населению проявить и реализовать свои предпринимательские и творческие способности. Известно немало примеров, когда именно малый бизнес перестал в наиболее крупный, становился толчком для развития крупной корпорации. Но отдельно хотелось бы отметить тот факт, что малый бизнес способствует формированию среднего класса, так как многочисленность среднего класса является индикатором благополучия общества. Для стран с численным преобладанием представителей среднего класса характерна отлаженная работа социально-экономических, а также политических институтов.

В категорию малых попадают такие коммерческие организации и кооперативы потребительского характера, которые включены в государственный реестр юридических лиц, и сведения о которых представлены в реестре в полном объеме. Исключение составляют муниципальные предприятия, государственные организации и унитарные предприятия. Также в реестр могут быть внесены физические лица - в отдел реестра под названием единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Тогда физическое лицо считается частным предпринимателем, имеющим право ведения индивидуального бизнеса. Если его организация соответствует всем требованиям федерального законодательства, то он признается владельцем предприятия малого бизнеса. Таковыми считаются также фермерские хозяйства, крестьянские угодья в том случае, когда они соответствуют перечню требований.

В целом большинство показателей деятельности предприятий малого бизнеса в последние годы демонстрируют положительную динамику развития. Однако анализ состояния малого и среднего предпринимательства в большинстве регионов Российской Федерации свидетельствует о наличии значительного числа проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса. К таким проблемам можно отмести:

- нехватку собственных оборотных средств;

- ограниченный доступ к кредитным ресурсам (как правило обусловленный недостаточностью ликвидного, имущественного обеспечения);

- постоянный рост цен на энергоносители и сырье;

- зачастую высокие ставки арендной платы на рынке коммерческой недвижимости;

- усиливающаяся конкуренция со стороны крупных сетевых компаний федерального уровня;

- низкий уровень предпринимательской культуры населения и квалификации кадров, занятых на малых и средних предприятиях, сложность в подборе необходимых кадров.

Приведем факторы, оказывающие негативное влияние на развитие государственной инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (рисунок 2).

Институциональные факторы

• суть которых заключается в том, что в настоящее время отсутствует полный спектр необходимых институтов, дающих возможность получения различных видов поддержки субъектами малого предпринимательства

Информационные факторы

• то есть отсутствие грамотной и доступной информации об институтах поддержки малого предпринимательства

Ресурсные факторы

• обусловленные недостаточной обеспеченностью ресурсной базы для поддержания и развития малого предпринимательства, в том числе и низкой квалификацией кадрового состава

Координационно-организационные факторы

• вызванные отсутствием централизованного звена в инфраструктуре поддержки малого и среднего бизнеса

Рисунок 2 - Факторы, оказывающие негативное влияние на развитие государственной инфраструктуры

поддержки субъектов малого бизнеса

Одновременно с приведенными инфраструктурными факторами можно выделить также следующие проблемные аспекты государственной поддержки малого бизнеса: налоговые, финансово-кредитные и организационно-законодательные.

В настоящее время остро стоит вопрос повышения эффективности деятельности предприятий малого бизнеса, иными словами существует необходимость построения доступной, более понятной и прозрачной инфраструктурной поддержи субъектов малого и среднего бизнеса.

В связи с наличием достаточного преимуществ малого бизнеса как для экономики региона, так и непосредственно для населения, а также с наличием значительного количества проблем в развитии данного сектора экономики, можно говорить о необходимости поддержки субъектов малого предпринимательства со стороны государства. Такая поддержка должна оказываться представителям малого бизнеса на разном уровне, она входит в область деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также различных организаций, составляющих инфраструктуру поддержки субъектов малого предпринимательства и осуществляющих исполнение различных федеральных, региональных и местных государственных программ.

Если говорить о действенной поддержке малого бизнеса на определенной территории, то можно обозначить ее составляющие, они представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 - Составляющие государственной поддержки малого бизнеса на определенной территории

Помимо действующей нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность малых предприятий, в регионе должны быть созданы государственные институциональные структуры, в зону ответственности которых входит развитие малого предпринимательства. Указанные структуры осуществляют регулирование малого бизнеса, а также осуществляют управление инфраструктурой его поддержки. Кроме того, в каждом отдельном регионе должна присутствовать государственная инфраструктура, состоящая из некоммерческих и коммерческих организаций, деятельность которых осуществляется по инициативе государства и направлена на развитие малого предпринимательства

На рисунке 4 наглядно представим основные категории государственной поддержки малых предпринимательских структур по форме и виду.

Рисунок 4 - Основные формы и виды государственной поддержки малых предпринимательских структур по форме и виду

Среди мер государственной поддержки малого бизнеса целесообразно также сказать о необходимости со стороны государства активизировать участие субъектов малого бизнеса в государственных и муниципальных закупках, так как именно государственный заказ может выступать гарантированным источником финансирования и одной из антикризисных мер в современных экономических условиях. Для этого должны

быть разработаны четкие механизмы привлечения субъектов малого бизнеса в качестве соисполнителей у крупных исполнителей государственных и муниципальных контрактов, необходимо осуществлять квотирование части государственного и муниципального заказа для малого предпринимательства.

Что касается реализации налоговой политики по отношению к субъектам малого предпринимательства, то она должна осуществляться путем установления оптимального уровня налоговой нагрузки для субъектов малого предпринимательства, находящихся на патентной системе налогообложения и системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Также необходимо отметить, что развитие малого предпринимательства невозможно без наличия качественной образовательной платформы, которая бы позволила не только прививать необходимые навыки ведения предпринимательской деятельности, но и способствовала бы формированию соответствующего бизнес -сообщества.

Источники:

1. Адаменко А.А. Классификация предприятий малого бизнеса / А.А. Адаменко, Т.Е. Хорольская, Е.А. Подобная // Естественно-гуманитарные исследования. - 2018. - № 21. - С. 6-12.

2. Адаменко А.А. Способы обеспечения развития региональной системы предпринимательства внутренними ресурсами сферы малого и среднего бизнеса / А.А. Адаменко, Д.В. Петров, А.И. Стадник // Вестник Академии знаний. -2018. - № 25 (2). - С. 12-19.

3. Азиева З.И. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов в организациях - субъектах малого предпринимательства / З.И. Азиева, О.П. Полонская // Вестник академии знаний. - 2018. - № 3(26). - С. 9-12.

4. Берлин С.И. Современные тенденции развития российского предпринимательства / С.И. Берлин, С.Х. Берлина, Д.В. Петров // Вестник ИМСИТ. - 2015. - № 1 (61). - С.27.

5. Гончарова Н.А. Меры поддержки субъектов малого предпринимательства в условиях пандемии короновиру-са / Н.А. Гончарова // Экономика и предпринимательство. - 2020. - № 7(120). - С. 675-679.

6. Ершова Е.Ю. Современная экономика: анализ состояния и перспективы развития: монография / Е.Ю. Ершова, Л.А. Жигун, Н.Б. Кащена, Е.А. Оксанич, Т.А. Петечел, Е.В. Романов, М.С. Рыбянцева, Т.А. Сидорова, Д.Л. Хазано-ва, А.С. Хмеляк, Е.В. Цветкова, А.Л. Чмиль, Л.Ю. Шемятихина, К.С. Шипицына. - Ставрополь: Логос, 2015. - 234 с.

7. Малый и средний бизнес в развитии региональной экономики: монография / А.А. Адаменко, А.А. Ермоленко, Е.Н. Клочко. - Краснодар, 2016. - 212 с.

8. Насыбулина В.П. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства России и пути их решения / В.П. Насыбулина, А.И. Стадник, Д.В. Петров // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 11-2(52). - С. 925-929.

9. Петров Д.В. Малое предпринимательство России: современное состояние и перспективы развития / Д.В. Петров, Т.Е. Хорольская // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 2 (28). - С. 215-219.

10. Углова И.А. Современный подход к управлению в малом и среднем бизнесе / И.А. Углова // В сборнике: Социально-экономическое развитие России: актуальные подходы и перспективные решения. Материалы I Международной научно-практической конференции, 2017. - С. 145-150.

11. Хашева З.М. Современные процессы трансформации региональных экономических систем / З.М. Хашева, Е.Н. Клочко // В сборнике: Экономико-правовые аспекты реализации стратегии модернизации России: глобальное, стра-новое, региональное измерения. Материалы Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.В. Иншакова, Г.Б. Клейнера, В.В. Сорокожердьева, З.М. Хашевой, 2013. - С. 260-265.

12. Чернявская, С. А. Анализ показателей деловой активности в субъектах малого бизнеса строительной отрасли Краснодарского края / С. А. Чернявская, Власенко Е.А., Головинская Ю.А., Светова Д.В., Шевченко Д.Р.// Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 2 (91). - С. 500-506.

References:

1. Adamenko A.A. Classification of small business enterprises / А.А. Adamenko, T.E. Khorolskaya, E.A. Similar // Natural and humanitarian research. - 2018. - No. 21. - P. 6-12.

2. Adamenko A.A. Methods of ensuring the development of the regional system of entrepreneurship with internal resources of the sphere of small and medium business. Adamenko, D.V. Petrov, A.I. Stadnik // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018. - No. 25 (2). - S. 12-19.

3. Azieva Z.I. Analysis of the efficiency of the use of labor resources in organizations - subjects of small business / Z.I. Azieva, O. P. Polonskaya // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018. - No. 3 (26). - S. 9-12.

4. Berlin S.I. Modern trends in the development of Russian entrepreneurship / S.I. Berlin, S.H. Berlin, D.V. Petrov // Bulletin of IMSIT. - 2015. - No. 1 (61). - P.27.

5. Goncharova N.A. Measures to support small businesses in the context of the coronavirus pandemic. Goncharova // Economics and Entrepreneurship. - 2020. - No. 7 (120). - S. 675-679.

6. Ershova E.Yu. Modern economy: analysis of the state and development prospects: monograph / E.Yu. Ershova, L.A. Zhigun, N.B. Kaschena, E.A. Oksanich, T.A. Petechel, E.V. Romanov, M.S. Rybyantseva, T.A. Sidorova, D.L. Khazanova, A.S. Khmelyak, E.V. Tsvetkova, A.L. Chmil, L.Yu. Shemyatikhina, K.S. Shipitsyn. - Stavropol: Logos, 2015 .-- 234 p.

7. Small and medium business in the development of the regional economy: monograph / А.А. Adamenko, A.A. Ermo-lenko, E.N. A piece. - Krasnodar, 2016 .-- 212 p.

8. Nasybulina V.P. Problems of development of small and medium-sized businesses in Russia and ways to solve them / V.P. Nasybulina, A.I. Stadnik, D.V. Petrov // Economics and Entrepreneurship. - 2014. - No. 11-2 (52). - S. 925-929.

9. Petrov D.V. Small business in Russia: current state and development prospects / D.V. Petrov, T.E. Khorolskaya // Natural and humanitarian research. - 2020. - No. 2 (28). - S. 215-219.

10. Uglova I.A. Modern approach to management in small and medium business / I.A. Uglova // In the collection: Socio-economic development of Russia: current approaches and promising solutions. Materials of the I International Scientific and Practical Conference, 2017. - pp. 145-150.

11. Khasheva Z.M. Modern processes of transformation of regional economic systems / Z.M. Hasheva, E.N. Klochko // In the collection: Economic and legal aspects of the implementation of the strategy of modernization of Russia: global, country,

regional dimensions. Materials of the International Scientific and Practical Conference. Editorial board: O.V. Inshakova, G.B. Kleiner, V.V. Sorokozherdieva, Z.M. Hasheva, 2013 .-- S. 260-265.

12. Chernyavskaya, SA Analysis of business activity indicators in small business entities in the construction industry of the Krasnodar Territory / SA Chernyavskaya, Vlasenko EA, Golovinskaya Yu.A., Svetova DV, Shevchenko DR. // Economy and Entrepreneurship. - 2018. - No. 2 (91). - S. 500-506.

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10634

М.В. Непарко - доцент кафедры «Таможенное дело» ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского»; fai_rai@mail.ru,

M.V. Neparko - associate Professor of the Department of customs Affairs OF Kaluga state University named after K. E. Tsiolkovsky;

З.З. Ибрагимов - студент кафедры «Таможенное дело» ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского»; ibragimovzz@studklg.ru,

Z.Z. Ibragimov - student of the Customs Department of the Kaluga state University named after K.E. Tsiolkovsky;

П.И. Панков - доцент кафедры «Таможенное дело» ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского»; pankovpi@studklg.ru,

P.I. Pankov - student of the Customs Department of the Kaluga state University named after K.E. Tsiolkovsky; pankovpi@studklg.ru.

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИИ PROBLEMS AND SOLUTIONS IN THE FIELD OF CUSTOMS ADMINISTRATION IN RUSSIA

Аннотация. Современная таможенная система как институт таможенного администрирования реализует государственные фискальные функции регулирования и контроля внешнеэкономической деятельности. Понятие администрирования таможенных платежей можно рассматривать в нескольких аспектах: во-первых, как непосредственную деятельность таможенных органов по взиманию и перечислению денежных средств в федеральный бюджет; во-вторых, как процесс таможенного управления по реализации регулирующей и фискальной функций, повышения надежности и качества пограничного товародвижения и снижения уровня нарушений таможенных правил. В качестве цели администрирования таможенных платежей выступает стимулирование экономического развития страны, создание благоприятных условий для введения внешней торговли и обеспечение поступлении в бюджетную систему Российской Федерации при оптимальном сочетании методов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования и таможенного контроля на базе основных принципов налогообложения и управления. При этом в качестве объекта администрирования таможенных платежей определены отношения, возникающие между государством и юридическими и физическими лицами, перемещающими товары и транспортные средства через таможенную границу ЕАЭС. В статье рассматриваются проблемы и приоритетные направления реформирования механизма администрирования таможенных платежей. Анализируется процесс налогового и таможенного администрирования в России.

Abstract. The modern customs system as an institution of customs administration implements state fiscal functions of regulation and control of foreign economic activity. The concept of administration of customs payments can be considered in several aspects: first, as the direct activity of customs authorities to collect and transfer funds to the Federal budget; second, as the process of customs administration to implement regulatory and fiscal functions, improve the reliability and quality of border goods movement and reduce the level of violations of customs rules. The purpose of administration of customs payments is to stimulate the economic development of the country, create favorable conditions for the introduction of foreign trade and ensure revenue to the budget system of the Russian Federation with an optimal combination of methods of customs tariff and non-tariff regulation and customs control based on the basic principles of taxation and management. At the same time, the relations arising between the state and legal entities and individuals moving goods and vehicles across the customs border of the EAEU are defined as the object of administration of customs payments. The article deals with the problems and priorities of reforming the mechanism of administration of customs payments. The article analyzes the process of tax and customs administration in Russia.

Ключевые слова: таможенная система, администрирование, внешнеэкономическая деятельность, таможенные платежи, таможенно-тарифное регулирование.

Key words: customs system, administration, foreign economic activity, customs payments, customs and tariff regulation.

На современном этапе Федеральная таможенная службы России проводит большую работу по повышению эффективности таможенного администрирования. В 2012 году ФТС России принята Комплексная программа развития таможенных органов на период до 2020 года. Ее главной задачей является упрощение процесса таможенного оформления, перенос контроля со стадии таможенного оформления деклараций на пост контроля,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.