УДК 94.329 С.Ч. Лим*
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ ЯПОНИИ СРЕДИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ 1945-1960-х ГОДОВ
Рассматривается проблема борьбы политических партий Японии за влияние и контроль студенчества и студенческого движения страны в послевоенный период. В отличие от стран Запада, значительная часть студенческих объединений в Японии формировалась под влиянием левых партий. Правящая Либерально-демократическая партия начинает свои активные действия в университетах только в 60-е гг. XX в., встревоженная их активными антивоенными и антимонополистическими выступлениями.
Ключевые слова: студенчество Японии, политические партии, Компартия, Либеральнодемократическая партия, Дзэнгакурен, университетская автономия, антивоенное движение.
Japanese political parties and the student youth in 1945-1960s. SOFYA CH. LIM (Far Eastern Federal University).
The author explores the problem of the struggle for control over the students and the student movement in Japan that took place among the Japanese political parties in the post-war period. Unlike Western countries, a large part of student associations here was formed under the influence of the Japanese left-wing parties. The ruling Liberal Democratic Party began its active work in the universities only in the 1960s being scared by the anti-war and anti-monopoly actions of the student youth.
Key words: Japanese students, post-war period, political parties, student associations, Liberal Democratic Party, Zengakuren, anti-war movement.
Дискредитация буржуазных партий в странах Запада во время Второй мировой войны и поражение японского милитаризма явились в послевоенные годы основными предпосылками значительного интереса молодежи Японии к марксистским учениям. В октябре 1945 г. были выпущены из тюрем коммунисты, смогли вернуться в университеты Токио и Киото уволенные до 1945 г. за демократические взгляды профессора. Прогрессивно настроенные студенты Токийского университета организовали 27 октября 1945 г. Общество изучения социальных наук. Вслед за этим и в других университетах страны стали появляться такие общества, в которых изучалось марксистско-ленинское учение [26, с. 138].
Демократические реформы высшей школы Японии дали гарантии университетской автономии, в т. ч. и самостоятельной деятельности студенческих органов самоуправления (ОСС) [10, с. 106]. Органы студенческого самоуправления занимались улучшением условий жизни, занятий студентов, а также обеспечением демократичности и независимости научных исследований [8, с. 108, 138].
Среди политических партий в стране наиболее активно борются за умы и души студентов правящая Либерально-демократическая партия (ЛДП) и оппозиционная Коммунистическая партия (КПЯ).
Крупнейшая оппозиционная сила в парламенте -Социалистическая партия Японии (СПЯ) - основное
*ЛИМ Софья Чунуновна, доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории, археологии и антропологии Школы гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета.
E-mail: [email protected] © Лим С.Ч., 2013
внимание уделяла рабочей молодежи. Что касается студентов, то СПЯ не ставила работу среди них в свою программу, так как социалисты не имели там своей базы, и анализ партийных документов и материалов печати СПЯ подтверждает вышесказанное [18; 19].
Коммунисты и социалисты резко расходились в оценке троцкизма в молодежном и, особенно, в студенческом движении. Троцкисты отрицали роль органов студенческого самоуправления, неоднократно призывали их уничтожить, так как они никогда не признавали четких организационных объединений [23, с. 218-219]. Позиция социалистов в этом вопросе чаще всего являлась причиной проникновения троцкизма в молодежное движение [17, с. 72-73]. В конце 60-х гг., несмотря на сползание Антивоенного молодежного комитета на позиции леворадикального экстремизма, СПЯ долго противилась требованиям коммунистов и Генерального совета профсоюзов СОХИО о его роспуске. Соцпартия, «не располагая собственной влиятельной организацией среди молодежи», рассчитывала «...использовать этот комитет в качестве опоры среди молодежи и студентов» [4, с. 92]. Но в дни бурных студенческих протестов 1968-1969 гг. Соцпартия вместе с другими оппозиционными партиями страны сочувственно отнеслась к требованиям студентов, опубликовала программу необходимых преобразований высшей школы, которая в целом совпадала с программой коммунистов по вопросам демократизации системы образования [21].
Консервативная Либерально-демократическая партия стремилась сохранить свои позиции путем подавления демократического движения студенчества. Особенностью выступлений студентов Японии является то, что их массовые начались значительно раньше бурных баррикадных боев в университетах Запада в конце 60-х гг., и они были направлены против планов консерваторов, мечтавших о возврате порядков довоенного времени [11, с. 127]. Консерваторам противостояла Компартия, в 50-60-е годы имевшая значительное влияние на учащихся высшей школы через их боевой союз - Дзэнгакурен (Всеяпонская федерация органов студенческого самоуправления), организованный 18-20 сентября 1948 г. и объединявший значительную часть ОСС, около половины студентов всей страны [9, с. 169; 27, с. 188].
В первые десятилетия после войны «высшее образование оказалось вне сферы интересов правящей Либерально-демократической партии, «так как ее главной опорой служили жители сельских районов, не слишком интересовавшиеся высшим образованием [3, с. 30]». Ведущая буржуазная партия упустила возможность влиять на студенчество в период
становления студенческого движения, не считая его значительным фактором борьбы прогрессивных сил против существующего строя.
Позже лидеры консервативной партии осознали, что уже невозможно обратить в свою веру студенческую молодежь, впитавшую прогрессивные идеи в стенах университетов и имевшую давние традиции демократических выступлений. Поэтому целью ЛДП было расколоть, разъединить ряды студентов, подтолкнуть на путь экстремизма, ослабить влияние на них демократических организаций и рабочих партий, дезориентировать общественное мнение о молодежи вузов, направить их выступления на не опасный для монополистической буржуазии путь.
Правящая партия, имея на вооружении весь государственный аппарат принуждения и насилия, а также средства массовой информации проводила свою работу среди студентов по двум основным направлениям: законодательному и идеологическому. Законодательные меры проявлялись, прежде всего, в ограничении демократии, автономии университетов и студенческих прав.
Меры второго направления, идеологического, представляли собой целый комплекс идейнополитических действий против прогрессивной молодежи, при этом широко использовались печать, радио и телевидение. Небезуспешно ЛДП использовала левацкие и правые студенческие организации для раскола, террора и ослабления студенческих союзов.
Компартия Японии, как парламентская оппозиционная партия1, действовала в основном только через прогрессивные общественные организации, используя завоевания многолетней борьбы японского народа, т. е. демократические принципы Конституции 1947 г. При этом ей оказывала большую и непосредственную помощь Лига демократической молодежи.
Первые шаги ЛДП и представителей большого бизнеса в лице Никкэйрэн (Федерации предпринимательских организаций) по подчинению молодого поколения своим интересам были предприняты правительством Икэда. В 1962 г. кабинет Икэда объявил о начале проведения политики «хитодзукури» (Программа политики в области просвещения, проводимая с целью «формирования человека») через комплекс экономического, идеологического и политического воздействия на молодое поколение. В своей программе ЛДП стремилась «настроить молодежь на консервативный лад, превратив молодое поколение из противников правительства в его сторонников, и обе-
1 КПЯ с послевоенного периода и по сегодняшний день имеет постоянную поддержку своих избирателей, несмотря на все кризисы и перипетии международного коммунистического движения, и всегда участвует в работе парламента страны.
спечить рост технической квалификации выпускников начальной и средней школ, с тем чтобы удовлетворить острую потребность японских монополий в молодых и технически грамотных кадрах» [2, с. 338]. Важное место в этом комплексе консерваторы отвели высшей школе.
Мощное студенческое выступление в 1960 г. против пересмотра японо-американского «договора безопасности», которое вошло в историю демократической борьбы под названием Ампо хантай, начинает пугать правящие круги [7, с. 6]. Студенчество становилось для них явно враждебной, активной, большой и не управляемой ими силой. Лидеры ЛДП признают, что с 1960 по 1968 г., т. е. в течение восьми лет, число «бунтовщиков» (студентов) увеличилось с 700 тыс. до 1,5 млн чел. [22, с. 56].
В ходе переговоров о пересмотре японоамериканского военного союза в 1960 г. премьер-министр Японии Икэда консультировался с американскими представителями правящих кругов о путях контроля над университетами. Он наметил провести полную реорганизацию системы образования. С этой целью был создан Центральный совет по образованию (ЦСО), тогда же начинается давление на прогрессивные национальные союзы, органы студенческого самоуправления в высшей школе [14, с. 190].
В 1961 г. правительственная Ассоциация государственных университетов опубликовала рекомендации по реорганизации системы высшей школы, которые предусматривали превращение университетских и факультетских советов в совещательные органы, причем их членами могли стать только профессора. Министру образования предоставлялось право вето при выборах президентов университетов и деканов на факультетах. Во всем этом активные студенты и преподаватели увидели стремление правительства ограничить университетские автономии, поставив высшую школу под прямой контроль государства [10, с. 271].
В 1963 г. ЦСО сделал еще одну попытку радикальных изменений университетов, заявляя о необходимости «приведения их в соответствие интересов государства и общества» [16, с. 274-275]. «Поскольку предложенная ЦСО реформа системы образования, в т. ч. и высшего, была в целом отрицательно встречена широкими кругами общественности, правительство избрало тактику проведения реформы по частям. И фактически. дальнейшее развитие системы образования шло во многом в соответствии с предложениями ЦСО» [3, с. 99].
Сменившее Икэда правительство Сато продолжало программу «приручения» японской молодежи, усилив идеологическую пропаганду с использованием националистической морали: исключительности
«японского образа жизни», или «японского поведения» [16, с. 81-82].
Деятельность политических партий особенно активизировалась после ожесточенных схваток на баррикадах во время студенческих выступлений 19681969 гг., прокатившихся мощной волной по японским университетам вслед за борьбой их сверстников в Европе и США.
Некоторых успехов в ограничении университетской автономии консервативная партия достигла в 1969 г., когда экстремистские выходки студентов-троцкистов явились причиной беспорядков, бессмысленных столкновений с полицией и послужили поводом для вмешательства правительства в дела высшей школы, вплоть до ввода полицейских сил на территорию университетских кампусов. Власти ввели «Временные меры в системе управления университетами», объясняя, что университеты создают опасность для общественного спокойствия, являются местом насильственной политической борьбы [20, с. 1].
Одни из консервативных политиков, «ястребы», настаивали на репрессивных средствах подавления бунтующих университетов и отдельных студентов-демонстрантов. Другие, «умеренные», советовали правительству дать университетам возможность решать свои собственные проблемы и осуществлять свои планы реформ, пока правительство работает над своим длительным планом по коренным реформам всей системы образования [5, с. 424].
В конце 60-х годов различными политическими партиями, деловыми группами предлагались проекты пересмотра системы образования в целом и высшей школы в отдельности: создания «новых университетов» с изменением организационных форм и системы управления. С 1967 по 1970 г. от разных организаций было предложено около 500 проектов реформы. Правящая партия в феврале 1969 г. опубликовала «Предложения по реформам образования», в которых указывалась необходимость учреждения университета аспирантского профиля для воспитания научной элиты; углубления специализации в других типах высшей школы; разделения учебных, научных функций от административного управления [13, с. 129]. «Предложения.» должны были решить следующие задачи: во-первых, они пытались, в условиях необходимости постоянного роста числа работников умственного труда, ограничить допуск к высшему образованию представителей рабочих семей, точнее, к «научной элите» университетов аспирантского профиля. Подготовка к вступительным экзаменам в различных платных курсах и само обучение в этих университетах требовали огромных материальных затрат от семьи будущего студента. С другой стороны, для
удовлетворения потребностей государства и частного бизнеса в высококвалифицированной наемной силе они старались привлекать значительную часть молодежи в танки-дайгаку (двухгодичный колледж) с их высокой степенью специализации, интенсивностью обучения. Тем самым правящая партия пыталась расколоть учащуюся молодежь, предотвратить процесс дальнейшей демократизации социальной структуры студенчества.
И, наконец, в результате разделения функций учебного и административного управления университеты попали бы под полный контроль государства. ЦСО только вскользь коснулся вопроса о студенческом самоуправлении, но ясно, что участие студентов в управлении и четкие сформулированные права их в нём не предусматривались. Делалась попытка запретить политическую деятельность учащихся, лишить их права на забастовки [13, с. 129].
Демократические силы страны решительно выступили против университетской реформы. 5 января 1969 г. была проведена демонстрация студентов, горожан и рабочих (всего около 12 тыс. чел.) против законопроекта правительства в университетах. Активное выступление было скоординировано чрезвычайным собранием представителей студентов Дзэнгакурен, Общества японских ученых, КПЯ и Союза народного движения против реакционного законопроекта о высшей школе, куда вошли Генеральный совет профсоюзов СОХИО, профсоюза учителей Никкёсо и СПЯ [28, с. 20].
Несмотря на широкое протестное движение по всей стране, 8 августа 1969 г. «Предложения.» были приняты [12, с. 493], в дальнейшем они способствовали культивированию аполитичности, безразличию к активным действиям в пестрой по своей социальной структуре студенческой массе [25, с. 7].
В конце 60-х гг. среди буржуазных социологов появился термин «тэнкося», что означает «человек, расставшийся со своими прежними убеждениями и мыслями». Э. Краусс, рассматривая вопрос о «тэнкося», признал неправильным вывод о распространенности этого явления для всех бывших студентов-активистов.
Э. Краусс писал, что трансформацию взглядов Кадзи Кэнтаро, одного из руководителей Дзэнгакурен, который после окончания университета перешел в лагерь правых, нельзя брать в качестве примера. Он отрицал, что «тэнкося» есть всеобщее явление «идеологической трансформации», и отмечал, что в Японии их также называют «сюсёку тэнко» (изменение взглядов при поступлении на службу). А то, что «многие японцы верят версии, что бывшие лидеры молодежи занимают средние посты в «империях» Мицубиси или Мицуи, престижные места в министерствах, неверно, эта вер-
сия в некоторой степени была результатом буржуазной пропаганды» [7, с. 7].
В качестве доказательства Э. Краусс приводит следующие данные о бывших студентах-активистах 1960 г. через десять лет: активистов, не перешедших в лагерь консерваторов, но занявших нейтральную позицию, - 4%, оказавшихся в прогрессивных партиях - 46%, ставших членами «экстремистско-прогрессивных партий» - 50% [7, с. 100].
Кстати, автору (Лим С.Ч.) в течение длительного периода научных исследований (1989-2007 гг.) с профессорами Хоккайдского университета посчастливилось иметь интересные беседы об их активном участии в студенческом движении 60-х гг. Они сохранили интерес к марксистским учениям, Советскому Союзу. что не только стало темой их научных исследований, но и способствовало тому, что они остались активистами общественной деятельности и за пределами университетских аудиторий.
Немалую помощь реакции в идеологической обработке молодежи оказывают и массовые выпуски газет и журналов, культивируя среди молодых японцев три жизненные цели: успешную карьеру, накопление денег и секс [24, с. 2-3].
Правящая партия в борьбе против прогрессивного студенческого движения использовала как левоэкстремистские, так и правые студенческие группы. Если правые были проводниками реакционной идеологии ЛДП в студенческую среду, то левоэкстремистские группы выполняли роль «раскольников» единства молодежи в ходе их выступлений, извращая насильственными методами, часто бандитскими, само демократическое движение учащихся высших учебных заведений. Так, общеизвестен факт, что «новые левые» из группы Бунд в ходе «активной» борьбы против «договора безопасности» в 1960 г., находясь у руководства Дзэнгакурен, получали денежную помощь и непосредственные инструкции от Танака Сэйгэн, который был связан с ЦРУ США [23, с. 379].
В конце 60-х гг. консервативную партию в ее политике относительно высшей школы поддерживала Партия демократического социализма (ПДС), требуя от нее твердости при вводе полицейских сил в университетские кампусы. Другая либеральная партия -Комэйто - воздерживалась от прямых нападок на молодежь, считая, что необходимо соблюсти принципы университетской автономии [15, с. 84-85].
Среди прогрессивной интеллигенции особой активностью в общенациональном демократическом движении выделяются учителя (профсоюз Никкёсо). В их лице японские коммунисты всегда находили и находят значительную поддержку в деле борьбы за демократизацию высшей школы и улучшение материального по-
ложения учащейся молодежи. В 1973 г. 2/3 делегатов от Никкёсо в национальном парламенте голосовали в поддержку СПЯ, а остальная часть - за КПЯ [6, с. 122].
По отношению к выступлениям студентов в 19681969 гг. социалисты не оставались в стороне, выступая в поддержку справедливых требований студенчества. 14 мая 1969 г. Социалистическая партия Японии обнародовала свой «Курс по отношению к университетам» в защиту университетской автономии [16, с. 299-300].
В ноябре 1968 г. ЦК КПЯ обратилась к общественности страны с «Предложениями КПЯ по скорейшему решению университетских проблем», в мае 1969 г. - с документом «Политика КПЯ и предложения по решению университетских проблем». Они предлагали и конкретные действия: увеличение от государства помощи студентам и их семьям в связи с ростом расходов на образование. В самом студенческом движении коммунисты выступали против грубых выходок троцкистов, ведущих к расколу и уничтожению университетских союзов [16, с. 301-302].
Анализируя ошибки своей работы среди студентов, допущенные в 50-е гг., компартия считает необходимым более внимательно учитывать специфику и самостоятельный характер студенческого движения. КПЯ к концу 60-х гг. сумела преодолеть разногласия в своих рядах, что отразилось и на единстве левой студенческой молодежи в процессе восстановления Дзэн-гакурен, оказавшегося под влиянием экстремистских групп в период бунта университетских кампусов [1, с. 33-34]. Особенно резко критиковалась ими антиобщественная деятельность студенческой экстремистской группировки Сэкигун (Красная армия), чьими «кровавыми действиями» с особым удовольствием запугивала буржуазная пресса общественность страны [23, с. 341, 379].
Таким образом, активные студенческие выступления конца 60-х гг. встревожили правящие круги, заставили их активизировать работу среди студенческой молодежи, приастоновленную в связи с поражением военного милитаризма и проведением демократизации системы образования, в частности высшей школы. Они стремились оградить университетскую молодежь от влияния Коммунистической партии и демократических сил, отвлечь их от активного участия в антимонополистической и антимилитаристской борьбе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гринюк В.А. Демократическое студенческое движение Японии после второй мировой войны. (1945-1964 гг.): дис. .канд. ист. наук. М. : 1973.
2. Латышев И.А. Правящая Либерально-демократическая партия Японии. - М. : Наука, 1967. 337 с.
3. Соколов А.И. Япония: экономика и образование. М. : Наука, 1982. 214 с.
4. Цветова И.А. Борьба демократических сил Японии за формирование единого фронта. 1960-1980. М. : Наука, 1984. 186 с.
5.Cummings, W. R., 1974, The Conservative Reform of Higher Education, Japan Interpreter, Vol. 8, no.4., pp. 421-431.
6. Forbis, W.H., 1974, Japan today: people, places, power, New-York: Harper and Row.
7. Krauss, E.S., 1974, Japanese Radicals revisited, Berkeley: California University press.
8. Nagai, M., 1971, Higher Education in Japan: It’s Take-off and Crash, Tokyo: University of Tokyo Press.
9. Shimbori, M., 1971, History of Zengakuren. In: Selected readings on modern Japanese society, Berkeley, pp. 167-170.
10. Dowsey, S.J., ed., 1970, Zengakuren: Japan’s Revolutionary students, Berkely: The Ishi press.
11. Watanuki, J., 1973, Japan. In: Crozier, M.J., Huntington,
S.P, Watanuki, J., The Crisis of Democracy, New York: New York University Press.
12. Асахи нэнкан, 1970. Токио : Асахи симбунся, 1970. 800 c.
13. Ватанабэ, Хироси. Тюкёсин тосин то Цукуба синдайгаку косо. Доклад ЦСО и концепция нового университета Цукуба // Дзэнъэй, 1971. №.9. С. 200-215.
14. Гакусэй ундо. Студенческое движение Японии // ред. Каваками, Тоору. Токио : Нихон сэйнэн сюппанся кэн, 1969. 341 c.
15. Ёсивара, Дзиро. Дайгаку но дзити о мэгуру сэйто но тайдо. Позиции политических партий к вопросу об университетской автономии // Бунка хёрон. 1969. № 3. С. 81-89.
16. Идзуми, Синдзо. Гэндай нихон но сэйнэн мондай. Проблемы современной японской молодежи. Токио : Нихон сэйнэн сюппанся, 1970. 366 с.
17. Имаи, Нобухидэ. Ситоцу но рэкиситэки кэссан. Гакусэй ундо то торокидзуму. Студенческое движение и троцкизм // Бунка хёрон. 1973. № 5. С .67-76.
18. Кокумин сэйдзи нэнкан. 1966. Народная политика. Ежегодник, 1966. Изд-во Соцпартии Японии. Токио : Нихон сякайто тюо хонбу, 1966. 865 с.
19. Кокумин сэйдзи нэнкан. 1982. Народная политика. Ежегодник, 1982. Изд-во Соцпартии Японии. Токио : Нихон сякайто тюо хонбу, 1982. 1240 с.
20. Мондай ситэ но дайгаку. Проблемы системы высшего образования. Токио : Киикуния сётэн, 1969. 202 с.
21. Нихон сякайто. Сэйнэн мондай токубэцу иинкай хококу. Социалистическая партия Японии. Доклад специальной комиссии по вопросам молодежи. - Токио : Нихон сякайто киканси сюппанкёку, 1965. 156 с.
22. Сато, Сэйдзабуро. Гакусэй ханран но ханкэто каносэй. Обстановка и возможности студенческих беспорядков // Тюо корон. 1969. № 6. С. 54-68.
23. Сэйнэн гакусэй ундо то нихон кёсанто. Молодежностуденческое движение и КПЯ. Т. 2. Токио : Нихон кёсанто тюо иинкай сюппанкёку, 1978. 366 с.
24. Сёриэ но сукураму. Тодай минсюка то соно кироку. Выигранное сражение (Токийский университет). Токио : Син нихон сюппанся, 1969. 400 с.
25. Фудзимото, Синдзи. Хандайгаку 70 нэн сэнсэн. Студенческий фронт борьбы 70-х гг. Токио : Годо сюппанся, 1969. 197 с.
26. Хидака, Рокуро. Сэнго сисоо кангаэру. Идеология послевоенного японского общества. Токио : Иванами сётэн, 1981. 205 с.
27. Хироя, Сюндзи. Гэндай нихон но гакусэй ундо. Современное студенческое движение Японии. Токио : Аоки сётэн, 1967. 241 с.
28. Ямамото, Акио. Дайгаку риппо хантай тосо то конго но мондай // Бунка хёрон, 1969. №10. С. 20-24.
REFERENCES
1. Grinjuk, V.A., 1973, Demokraticheskoe studencheskoe dvizhenie Japonii posle vtoroj mirovoj vojny (1945-1964) [Democratic student movement in Japan after WWII (194564)], Dis. ...kand. ist. nauk. (in Russ.)
2. Latyshev, I.A., 1967, Pravjashhaja Liberal'no-
demokraticheskaja partija Japonii [Governing Liberal Democratic Party of Japan], Moskwa: Nauka. (in Russ.)
3. Sokolov, A.I., 1982, Japonija: ekonomika i obrazovanie [Japan: economics and education], Moskwa: Nauka. (in Russ.)
4. Cvetova, I.A., 1984, Bor'ba demokraticheskih sil Japonii za formirovanie edinogo fronta. 1960-1980 [Struggle of Japanese democratic forces for a united front. 1960-1980], Moskwa: Nauka. (in Russ.)
5. Cummings, W. R., 1974, The Conservative Reform of Higher Education, Japan Interpreter, Vol. 8, no.4., pp. 421431.
6. Forbis, W.H., 1974, Japan today: people, places, power, New-York: Harper and Row.
7. Krauss, E.S., 1974, Japanese Radicals revisited, Berkeley: California University press.
8. Nagai, M., 1971, Higher Education in Japan: It’s Take-off and Crash, Tokyo: University of Tokyo Press.
9. Shimbori, M., 1971, History of Zengakuren. In: Selected readings on modern Japanese society, Berkeley, pp. 167170.
10. Dowsey, S.J., ed., 1970, Zengakuren: Japan’s Revolutionary students, Berkely: The Ishi press.
11. Watanuki, J., 1973, Japan. In: Crozier, M.J., Huntington,
S.P., Watanuki, J., The Crisis of Democracy, New York: New York University Press.
12. Asahi nenkan, 1970, Tokyo: Asahi Shimbun Sha. (in Japanese)
13. Vatanabe, H., 1971, Tukoshin toshin to Tsukuba shindaigaku koso, Jenei, no. 9, pp. 200-215. (in Japanese)
14. Kavakami, T., ed, 1969, Gakusei undo, Tokyo: Nihon shounen siuppansia ken. (in Japanese)
15. Josivara, D., 1969, Daigaku no jiti o meguru seito no taido, Bunka hioron, no 3, pp. 81-89. (in Japanese)
16. Izumi, S., 1970, Gendai nihon no sheinen mondai, Tokyo: Nihon shounen siuppansia. (in Japanese)
17. Imai, N., 1973, Shitoku no rekishiteki kessan. Gakusei undo to torokizumu, Bunka hioron, no. 5, pp. 67-76. (in Japanese)
18. Kokumin seiji nenkan, 1966, Tokyo: Nihon syakayto tiuo honbu. (in Japanese)
19. Kokumin seiji nenkan, 1982, Tokyo: Nihon syakayto tiuo honbu. (in Japanese)
20. Mondai site no daigaku, 1969, Tokyo: Kiikunia sioten. (in Japanese)
21. Nihon syakaito. Seinen mondai tokubetsu iinkai hokoku, 1965, Tokyo: Nihon sakaito kikansi siuppankioku. (in Japanese)
22. Sato, S., 1969, Gakusei hanran no hanketo kanosei, Tiuo koron, no 6, pp. 54-68. (in Japanese)
23. Seinen gakusei undo to nihon kiosanto, 1978, Tokyo: Nihon kiosanto tiuo iinkai siuppankioku, Vol. 2. (in Japanese)
24. Siorie no sukuramu. Todai minsiuka to sono kiroku, 1969, Tokyo: Sin nihon siuppansia. (in Japanese)
25. Fujimoto, S., 1969, Handajgaku 70 nen sensen, Tokyo: Godo siuppansia. (in Japanese)
26. Hidaka, R., 1981, Sengo sisoo kangaeru, Tokyo: Ivanami sioten. (in Japanese)
27. Hiroja, S., 1967, Gendai nihon no gakusei undo, Tokyo: Aoki sioten. (in Japanese)
28. Jamamoto, A., 1969, Daigaku rippo hantai toso to kongo no mondai, Bunka hioron, no. 10, pp. 20-24. (in Japanese)