Научная статья на тему 'Трансформация партийной системы Японии в середине XX - начале XXI вв'

Трансформация партийной системы Японии в середине XX - начале XXI вв Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2455
404
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА ЯПОНИИ / КОНСТИТУЦИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЯПОНСКОЙ ПАРТИОМЫ / СТАБИЛИЗАЦИЯ / ДЕСТАБИЛИЗАЦИЯ / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Исаев Борис Акимович

В статье дан анализ функционирования партийной системы Японии в середине XX начале XXI в. Главными факторами, влияющими на характер взаимодействия партий, автор считает социально-политические процессы, происходящие в японском обществе, конституционное устройство и институциональный дизайн. Развитие партийной системы Японии, по мнению автора, происходило в четыре этапа: становления; стабильного развития; дестабилизации и реструктуризации; стабилизации и дальнейшей реструктуризации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация партийной системы Японии в середине XX - начале XXI вв»

Политическое страноведение

Б. А. Исаев

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ ЯПОНИИ В СЕРЕДИНЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВВ.

В статье дан анализ функционирования партийной системы Японии в середине XX - начале XXI в. Главными факторами, влияющими на характер взаимодействия партий, автор считает социально-политические процессы, происходящие в японском обществе, конституционное устройство и институциональный дизайн. Развитие партийной системы Японии, по мнению автора, происходило в четыре этапа: становления; стабильного развития; дестабилизации и реструктуризации; стабилизации и дальнейшей реструктуризации.

Ключевые слова: политические партии, партийная система Японии, конституция, институциональный дизайн, избирательная система, этапы развития японской партиомы, стабилизация, дестабилизация, реструктуризация партийной системы.

Для того чтобы понять, в каких условиях функционирует партийная система Японии, рассмотрим сначала ее окружающую среду, т. е. конституционное устройство и основные институты политической системы, которые оказывают существенное влияние на изменение структуры и функционирование японской партиомы.

Институциональный дизайн партийной системы Японии

После поражения во Второй мировой войне Япония была оккупирована американскими войсками, и в стране для направления ее по демократическому пути был установлен оккупационный режим (1945-1952). Американские оккупационные власти ликвидировали императорский абсолютизм (император публично отрекся от мифа о божественном происхождении правящей династии), распустили армию — опору милитаристского режима, все карательные и националистические организации, включая НСПТ1. Вновь создавались политические партии, профсоюзы и демократические общественные организации. В экономической сфере были распущены про-мышленно-финансовые концерны (дзайбацу), проведены либера-

1 В предвоенной Японии вместо многопартийной системы была создана единая «Национальная служба помощи трону» (НСПТ) — роялистская и милитаристская «партия», точнее, финансируемая государством жестко централизованная правящая организация, весьма напоминавшая свои европейские аналоги — фашистскую НСДАП и итальянскую ПНФ (Национальную фашистскую партию).

© Б. А. Исаев, 2010

лизация промышленности на рыночных принципах, земельная реформа и уничтожено помещичье землевладение. Религия была отделена от государства и демократизирована система образования. От общественной и политической деятельности было отстранено более 200 тыс. человек, связанных с милитаристским режимом, а 28 главных военных преступников преданы суду Международного трибунала. Из тюрем было выпущено свыше 3 тыс. человек — противников прежнего режима.

После провозглашения доктрины Г. Трумэна (1947), фактически знаменовавшей начало «холодной войны» и особенно после победы коммунистов в Китае (1949) и начала войны в Корее (1950) американские оккупационные власти стали проводить так называемый «обратный курс», суть которого заключалась в: а) подавлении оппозиционного движения, прежде всего коммунистического; б) пересмотре политики в отношении роспуска дзайбацу и укреплении экономики; в) пересмотре политики полного разоружения и формирования сил самообороны.

Основные преобразования по требованию оккупационных властей осуществляло непартийное правительство Сидэхара, задачей которого, кроме указанных мер, были принятие новой демократической конституции и проведение учредительных выборов.

Окончательные итоги войны для Японии подвел Сан-Францисский мирный договор, который закрепил отказ Японии от Южного Сахалина, Курильских островов, Тайваня, островов Пунху-ледао и некоторых других территорий, но по настоянию США и Великобритании не указал на их национальную принадлежность. Делегация СССР в знак протеста отказалась подписать мирный договор с Японией. Так возникла проблема «северных территорий» — четырех южных островов Курильской гряды, на которые сегодня претендует Япония. Одновременно с мирным договором в Сан-Франциско был подписан двусторонний Договор безопасности, согласно которому США взяли на себя обязательства по обороне Японии.

Новая конституция была принята в ноябре 1946 г. и вступила в силу в мае 1947 г. Ее преамбула, состоящая из четырех абзацев, каждый из которых начинается словами «мы, японский народ», ясно и недвусмысленно указывает на демократический и антимилитаристский характер всего Основного закона. Уникальной явилась статья 9 Конституции, провозгласившей, что «японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров». Важное место занимает глава III «Права и обязанности народа» (10-40-я статьи), которая провоз-

гласила все основные права и свободы человека, включая право на труд и образование.

Другие статьи Основного закона Японии регламентируют статус и функции основных политических институтов: императора, парламента, кабинета министров и верховного суда. Политическая система Японии, как и политические системы всех демократических стран, построена на принципе разделения законодательной, исполнительной и судебной власти.

Конституция существенно ограничила власть императора, сведя ее к исполнению исключительно представительских функций. Высшим органом государственной власти и единственным законодательным институтом конституция провозгласила парламент. Парламент современной Японии состоит из двух палат: палаты представителей из 500 депутатов, избираемых на 4 года, и палаты советников, включающей 252 депутата со сроком полномочий 6 лет, при этом половина ее состава переизбирается каждые 3 года. Обе палаты избираются всенародным голосованием. Каждая палата избирает председателя и его заместителей, которые ведут заседания и организуют деятельность парламентариев. В структурном отношении палаты японского парламента, так же как и палаты других парламентов, подразделяются на комитеты и комиссии и на партийные фракции (см.: Конституция Японии, 1992, с. 269-284).

Избирательная система современной Японии — смешанная. 300 депутатов в палату представителей избираются в одномандатных избирательных округах, а остальные 200 — в 11 многомандатных округах по пропорциональной системе. 152 депутата в палату советников избираются от всех 47 префектур, а 100 депутатов по пропорциональной системе — от всей страны.

Кабинет осуществляет исполнительную власть. Кабинет состоит из премьер-министра и других министров, которые (это подчеркнуто в конституции) должны быть гражданскими лицами. Это положение является еще одной преградой на пути превращения Японии в милитаристское государство (см.: Стрельцов, 1994).

Кабинет при осуществлении исполнительной власти несет коллективную ответственность перед парламентом (еще одно звено системы сдержек и противовесов). Это означает, что кабинет может осуществлять программу и политический курс своей партии, только опираясь на парламентское большинство; при потере этого большинства кабинет уходит в отставку или назначаются парламентские выборы. Важное место в парламентской системе Японии занимает премьер-министр. Работа каждого парламента нового созыва должна начинаться с выдвижения премьер-министра, которое осуществляется резолюцией парламента из числа своих членов.

Премьер-министр назначает государственных министров, при этом большинство их (но не обязательно все) должно быть избрано из числа членов парламента. Он же имеет право отстранять министров от должности. Премьер-министр как глава кабинета выполняет многочисленные функции, главными из которых считаются: а) внесение на рассмотрение парламента законопроектов и ежегодного бюджета; б) доклады парламенту об общем состоянии государственных дел и внешней политики; в) осуществление контроля за различными отраслями управления. Именно за пост премьер-министра и право формирования кабинета и идет конкурентная партийная борьба. Судебная ветвь власти, как уже упоминалось, отделена от законодательной и исполнительной. Вся полнота судебной власти принадлежит Верховному суду и судам нижних инстанций, которые учреждаются специальным законом. Конституция подчеркивает, что не могут учреждаться никакие особые или чрезвычайные суды. Все судьи независимы и связаны только конституцией и действующими законами. Верховный суд полномочен решать вопросы конституционности любого закона, приказа или другого официального акта (см.: Страны мира, 1999, с. 483-488.).

Партийная система послевоенной Японии

на этапе становления (1945-1955)

Сразу после окончания войны стали восстанавливаться старые и возникать новые политические партии. 9 ноября 1945 г. на членской базе ЛП-КДП-КП2 была образована Либеральная партия (ЛП), которую сначала возглавил Н. Хатояма, а после отстранения его от политической деятельности за связи с милитаристским режимом — С. Есида.

16 ноября 1945 г. оформилась Прогрессивная партия (ПП) во главе с К. Сидэхара, в которую вошли многие члены довоенной КПП-ОК3.

В это же время состоялся учредительный съезд Социалистической партии Японии (СПЯ), объединивший многие социал-демократические партии и группы, распущенные в 1940 г.

В декабре 1945 г. была создана Народная кооперативная партия (НКП), или Партия сотрудничества, занявшая левоцентристские позиции.

2 ЛП — довоенная Либеральная партия, КДП — Конституционно-демократическая партия, КП — Консервативная партия.

3 КПП-ОК — довоенная Конституционно-прогрессивная партия — ортодоксальные конституционалисты.

210 _

Наконец, в конце 1945 г. состоялся легальный съезд Коммунистической партии Японии (КПЯ), лидером которой стал К. Токуда.

Хотя конституция, как уже упоминалось, вступила в силу только в 1947 г., первые парламентские выборы на многопартийной основе были проведены в конце 1946 г. С тех пор партийная система Японии прошла в своем развитии четыре этапа: 1) становление; 2) стабильное развитие; 3) дестабилизация и реструктуризация; 4) стабилизация и дальнейшая реструктуризация.

Главным содержанием партийного генезиса этапа становления партийной системы стало: во-первых, возрождение довоенных парламентских партий, таких как Либеральная и Прогрессивная, во-вторых, участие в парламентской деятельности левых сил, которым прежний режим чинил всяческие препятствия (КПЯ, СПЯ), в-третьих, формирование новых партий, отвечающих новым потребностям общества (Народно-кооперативная партия, другие мелкие группировки).

Возрождавшиеся, вышедшие из подполья и вновь образованные партии по своему политическому влиянию были не равны. Крупными организациями сразу проявили себя Либеральная и Прогрессивная партии, средней, с претензией стать большой, — Социалистическая партия, остальные — малыми партиями.

Идеологическое поле партийной системы также претерпело существенные изменения. Появился и начал разрастаться левый фланг. При этом Коммунистическая партия в начале 1950-х годов резко изменила свою программу. Так, в конце 1945 г. главными целями были провозглашены преодоление реакционного и милитаристского прошлого и демократические преобразования, в конце 1947 г. — достижение национальной независимости от США и создание национально-демократического фронта. Но под влиянием победы коммунистов Китая в гражданской войне (1949), учитывая советы Сталина и Мао, КПЯ приняла так называемую «программу 1951 года», в которой отрицалась возможность мирного и парламентского пути «освобождения и демократического преобразования» Японии, и был обоснован «военный курс» на революционные преобразования с помощью апробированных в Китае методов «народной войны»: создание военных баз в горных районах, крестьянских отрядов самообороны в деревнях, осуществление террористических актов и с накоплением сил — открытие массовых военных действий. Такой ультралевый курс, совершенно не отвечавший реалиям послевоенного японского общества, оттолкнул от коммунистов избирателей и резко снизил влияние КПЯ в обществе.

В восстановленной Социалистической партии изначально боролись три идеологических течения: 1) левые социал-демократы, вхо-

дившие до войны в Рабоче-крестьянскую партию, которые стремились к революционным преобразованиям общества, но, в отличие от коммунистов, на основе мирного прихода к власти. (Они в 1949 г. они вышли из СПЯ и воссоздали довоенную Рабоче-крестьянскую партию (РКП), получавшую на выборах 1949-1955 гг. около 1% голосов и просуществовавшую до 1957 г.); 2) социалисты-центристы, входившие до войны в РКП, но отрицательно относившиеся к революции и тяготевшие к правому течению СПЯ; 3) правые реформисты, выступавшие за эволюционный путь развития японского общества, которые стали наиболее влиятельной фракцией СПЯ.

Именно правые реформисты определяли политическое лицо и программные цели СПЯ. В результате голоса, потерянные КПЯ и РКП, перешли к СПЯ (табл. 1). В октябре 1951 г. после заключения Сан-Францисского мирного договора в СПЯ произошел раскол. Левая СПЯ выступила против обоих договоров: мирного и договора безопасности, правая СПЯ одобрила мирный договор, но отвергла договор безопасности. В течение 1951-1955 гг. вплоть до объединительного съезда левая и правая фракции СПЯ выступали на парламентских выборах отдельными списками (в табл. 1 это не отмечено), набирая примерно поровну голосов и получая примерно равное количество мест в парламенте. Именно представитель правых реформаторов-социалистов Т. Катояма возглавлял коалиционное правительство (СПЯ, НКП, ПП) в 1947-1948 гг.

Левоцентристская Народно-кооперативная партия (НКП) не сумела четко самоидентифицироваться и отмежеваться от своей влиятельной соседки слева — СПЯ, которая постоянно от выборов к выборам «оттягивала» у нее голоса избирателей, приведя ее в 1953 г. к «естественной смерти» (см. табл. 1).

Прогрессивная партия (ПП) в канун досрочных парламентских выборов 1947 г. была преобразована в Демократическую партию (ДП). В нее вошла одна из фракций Либеральной партии — группа Есиды). Программа ДП имела целью «исправление капитализма» путем «политики среднего курса» между реальным социализмом и классическим капитализмом. Один из лидеров ДП, Х. Асида уже в 1948 г. сформировал коалиционное правительство из представителей СПЯ, ЛП, ДП и НКП.

Либеральная партия (ЛП) в 1953 г. раскололась на две фракции, выступившие на парламентских выборах отдельными списками: группу С. Иосиды (38,95% голосов, 199 мест в палате представителей) и группу И. Хатоямы (8,83% голосов и 35 мест) (в табл. 1 эти группы не указаны, а дан суммарный процент голосов и количество мест).

Ведущими партиями партийной системы на этапе послевоенного становления, как и до войны, продолжали оставаться Либераль-

ная (ЛП) и Прогрессивная (ПП) партии (см. табл. 1). Разница довоенной и послевоенной партиом заключалась в том, что в число ведущих послевоенных партий вошла СПЯ, а партийная система за счет роста левого фланга стала занимать более широкую область идеологического поля, как бы получила «левый» крен.

Таблица 1. Партийная система послевоенной Японии на этапе становления (1946-1953) (% голосов / количество мест)

Год КПЯ СПЯ НКП ПП ЛП Другие партии и

выбо- (с 1947 г. независимые

ров — ДП) депутаты

1946 3,78 17,82 3,19 18,79 24,41 32,11

5 94 14 94 141 118

1947 3,66 26,23 7,00 25,44 26,72 10,94

4 143 31 121 131 36

1949 9,76 13,50 3,41 15,68 43,87 13,79

35 48 14 69 264 36

1952 2,54 21,25 1,10 18,17 47,93 8,27

0 111 2 85 240 24

1953 1,90 26,57 — 17,88 47,78 5,88

1 138 76 234 17

Примечание: всего мест в палате представителей — 466.

В целом партийную систему Японии на этапе становления можно охарактеризовать так:

а) система многопартийная, с несколькими достаточно влиятельными партиями (СПЯ, ПП, ЛП), что влечет за собой такие последствия, как коалиционные правительства;

б) система левого синистризма, т. е. партиома с развитым левым и неразвитым правым флангом. Это характерно для партийных систем обществ, одержавших победу над правыми, в данном случае над фашистскими и милитаристскими, силами. Действительно, в это время в парламент проходили представители четырех левых партий (КПЯ, РКП, СПЯ, КНП), двух правоцентристских (ПП и ЛП) и ни одной правой. При этом левый фланг вовсе не исполнял формальной или церемониальной роли: в 1947-1948 гг. правительство возглавлял представитель СПЯ Т. Катояма. В остальное время во главе кабинета стояли представители либеральных и либерально-консервативных сил: 1946-1947 гг. — С. Иосида (ЛП), 1948 г. — Х. Асида (ДП), 1948-1954 гг. — С. Иосида (ЛП), 1954-1956 гг. — И. Хатояма (ЛП);

в) система малостабильная и фрагментированная, партии которой раскалываются на отдельные фракции или отдельные партии, в результате появляются новые и исчезают уже известные партии;

г) система электорально неустойчивая, партии которой от выборов к выборам набирают разное, порой малопредсказуемое, количество голосов.

Этап стабильного развития партийной системы (1955-1993)

Поначалу восстановление японской экономики шло очень медленными темпами. Через три года после окончания войны в 1948 г. индекс промышленного производства по отношению к 1937 г. составил лишь 52, тогда как в ФРГ он достиг 100, а в Италии — 98. Сказывались чрезвычайно высокая инфляция и безработица. Более глубинными причинами следует признать реструктуризацию и децентрализацию системы управления, попытки уничтожить готовые производственные структуры (дзайбацу), отсутствие гражданского общества, личной инициативы и предприимчивости.

В декабре 1948 г. оккупационные власти ввели в действие план стабилизации, призванный сбалансировать государственный бюджет, ограничить выдачи субсидий, стабилизировать (но не повышать) заработную плату, усилить контроль за внешней торговлей, улучшить снабжение материалами, необходимыми для экспортных производств, увеличить производство местного сырья и товаров, сократить импорт.

Вместе с тем США прекратили изымание репараций, пересмотрели закон против монополий и открыли пути для иностранных капиталов. Жесткая и рациональная экономическая политика, а также приток американских заказов, связанных с войной в Корее, обеспечили финансовую стабилизацию и экономический подъем, который длился практически с 1950 по 1990 г., изредка прерываясь небольшими спадами. Темпы экономического роста в это время исчислялись двузначными цифрами, достигая порой 17%. Активная деятельность профсоюзов, не чуравшихся забастовками, а также традиционными «весенними наступлениями», обеспечивала систематическое повышение заработной платы и рост уровня жизни. В этих условиях, как известно, падает популярность радикальных сил и наступает время умеренных партий (см.: Modern political systems, 1963).

Важнейшим событием, с которого, собственно, и начинается этап стабильного развития партийной системы Японии, явилось объединение в 1955 г. двух крупнейших организаций: центристской Демократической партии и правоцентристской Либеральной партии в Либерально-демократическую партию (ЛДП), сразу занявшую доминирующее положение в партиоме. В «Политической программе партии», принятой на учредительном съезде (1955), провозглашалось создание народной (служащей интересам и счастью всего на-

рода), пацифистской (служащей духу ООН и делу мира), демократической (защищающей свободу и права человека), парламентской партии, которая отдает все силы делу обеспечения мира, прогресса, справедливости и чтит «правильные традиции и порядок». Именно за почитание «традиций и порядка» общественное мнение сразу причислило ЛДП к лагерю консерваторов. Своей перспективной целью либерал-демократы считают третий путь развития общества, путь, отрицающий как бюрократический капитализм, так и тоталитарный коммунизм. Главной ближайшей целью внутренней политики ЛДП провозгласила построение государства благосостояния. Во внешней политике — это отказ от войны, международное сотрудничество, восстановление отношений с теми странами, с которыми еще не заключен мирный договор (СССР, КНР и др.), вместе с тем — требование возвращения исконных территорий.

Во второй половине 1960-х годов принимаются другие программные документы ЛДП и ее парапартийных организаций: «Хартия основ ЛДП» (1965), «Молодежная хартия ЛДП» (1966), «Трудовая хартия лДп» (1966), «Женская хартия ЛДП» (1969).

В «Хартии основ ЛДП», говоря о путях развития японского общества, либерал-демократы выдвинули формулу: «Порядок на основе научно-технического прогресса». При этом понятие «порядок» противостоит понятию «революция» и трактуется с консервативных позиций. «Подлинный прогресс, — отмечено в "Хартии", — возможен только в условиях порядка, когда творческие ценности накапливаются на почве лучших традиций» (цит. по: Сенаторов, с. 13). Для совершенствования партийно-политической системы в «Хартии» предусмотрена формула «здоровой парламентской демократии», при которой народу прививается «сознание гражданина демократического общества», а политические партии и их лидеры определяют генеральный курс страны исключительно путем переговоров, руководствуясь демократическим принципом большинства и обязательно учитывая мнение меньшинства. В экономической сфере «Хартия» нацеливает либерал-демократов на усилия по достижению согласия и гармонии на производстве в интересах как наемных работников, так и предпринимателей. «Путем повышения производительности на основе мира в производстве, опирающегося на сотрудничество капитала и труда, мы добиваемся справедливого распределения доходов».

В условиях политической и социальной стабилизации, экономического роста наступила и стабилизация партийной системы, партии которой, видя нарастание умеренных настроений среди избирателей, отказывались от радикальных методов борьбы и принимали умеренные программы. Японские коммунисты уже в 1958 г. отказа_ 215

ПОЛИТЭКС. 2010. Том 6. № 1

лись от левацкой «Программы 1951 года» и приняли новую «Программу 1961 года», в которой главными врагами «японских трудящихся» были представлены американский империализм и японский монополизм.

Китайское влияние на КПЯ сказалось в призыве к борьбе с «современным ревизионизмом» (т. е. с советской системой и позицией СССР). В то же время партия признала концепцию «народного парламентаризма» и необходимость парламентской деятельности компартии. Дальнейшее развитие КПЯ шло по пути к еще большей умеренности. В середине 1970-х годов из программы были изъяты призывы к диктатуре пролетариата и все упоминания о марксизме-ленинизме, которые были заменены выражением «научный социализм». Построение социалистического и коммунистического общества откладывалось на неопределенную перспективу. Тогда же, на XIII съезде КПЯ (1976), была принята Декларация свободы и демократии, призывавшая сначала к демократическому обновлению страны через создание демократического коалиционного правительства, а затем — к построению коммунизма.

Главными целями международных отношений КПЯ считает: а) расторжение японо-американского договора безопасности и вывод американских войск из страны; б) возвращение Россией четырех островов Курильской гряды, в) строительство «независимой, демократической, неприсоединившейся, нейтральной Японии». Этот курс КПЯ сохранила вплоть до XXI в.

Японские социалисты сумели преодолеть свои разногласия. В конце 1955 г. состоялся Объединительный съезд СПЯ, на котором обсуждалась программа, написанная на основе документа Социн-терна 1951 г., — «Декларация и принципы демократического социализма». Программа СПЯ заклеймила не только капитализм, но и коммунизм, который «фактически приводит к подавлению демократии, отрицанию права на свободу личности и достоинство человека». Поэтому построение социализма в Японии будет опираться исключительно на мирные, но не только парламентские, методы и должно включать как преодоление милитаризма и капитализма, так и преодоление тоталитаризма и коммунизма.

В 1966 г. центр теории социализма СПЯ разработал новую программу партии «Путь Японии к социализму» с учетом изменившихся условий. Главной целью партии осталась «мирная социалистическая революция», которая может быть осуществлена через: а) единоличную политическую власть СПЯ; б) единоличную власть СПЯ при сотрудничестве с другими партиями и группировками вне кабинета министров; в) коалиционное правительство с участием других прогрессивных партий, кроме консерваторов.

В 1986 г. был принят новый программный документ «Новая декларация Социалистической партии», в котором главными ценностями СПЯ провозглашены недопустимость войны, мир и сосуществование, права человека и человеколюбие, свобода, основанная на индивидуальности и солидарности, человеческий труд, изобильная, качественно высокий уровень жизни, сосуществование природы и человека.

Важнейшее отличие новой программы от предыдущих состоит в отказе от революционных призывов. Социализм рассматривается СПЯ как гуманный и общечеловеческий принцип, в основе которого лежит «уважение к человеку» и «освобождение человека». Кроме того, партия отказалась от классового характера своей организации, заявив, что является «общенародной». В 1991 г. при внесении поправок в устав СПЯ, было изменено название партии, которая теперь именуется как Социал-демократическая партия Японии (СДПЯ).

Третьей партией левого фланга после КПЯ и СПЯ в рассматриваемый период была Партия демократического социализма (ПДС), образованная вышедшими из СПЯ членами ее правого крыла, с самого начала выступавшими за классовое сотрудничество, за японо-американский союз, против коалиции с коммунистами. В 1959 г. две группировки правого крыла СПЯ, ведущей среди которых выступала фракция Н. Суэхиро, вышли из партии и образовали новую партию — ПДС. Программа ПДС 1962 г. определила марксизм-ленинизм как антигуманную теорию, как идею «революции для революции», как диктаторскую политику и нацелила партию на построение демократического социализма в соответствии с Франкфуртской декларацией Социнтерна 1951 г. Она признала объективным процесс превращения рабочих в средний класс, провозгласила себя неклассовой, народной партией.

Перестройка в СССР и последовавший за ней крах коммунизма не только не добавил, но даже снизил популярность ПДС. Видимо, здесь сказалась закономерность партийной борьбы, заключавшаяся в том, что партия, чьи цели достигнуты и противники повержены, резко теряет сторонников, а порой и сходит с политической арены.

Если обратиться к теории расколов Липсета-Роккана и их роли в партийном генезисе в применении к Японии, то Либерал-демократическая партия символизирует конфликты «город-село» и «центр-периферия», все левые партии (КПЯ, СПЯ, ПДС) являются производными раскола «рабочие-собственники», а раскол «государство-церковь» в какой-то мере отражает Партия чистой политики (ПЧП, «Комэйто»), которая возникла из религиозной организации — буддийского общества «Сока гаккай» («Общество по установлению

ценностей»). Как в Европе, где рост интереса к политике со стороны христианской Церкви привел к образованию многочисленных хри-стианско-демократических и христианско-социальных партий, так и в Японии одна их доминирующих, но обиженных прежним милитаристским режимом, отдававшим предпочтение синтоизму, Церквей решилась на создание клерикальной партии. Учредительный съезд ПЧП состоялся в ноябре 1964 г. В Декларации партии говорилось о стремлении ни к идеалистической, ни к материалистической, а к «третьей цивилизации», или цивилизации «неосоциализма», основанной на ценностях буддийской религии, о построении в Японии «общества буддийской демократии», которое будет составной частью «всемирной буддийской нации».

Программа, принятая в 1970 г., совершенно свободна от религиозных терминов и провозглашает «Комэйто» народной политической партией, критически относящейся как к капитализму, так и к реальному социализму, идущей по «среднему пути уважения человеческого достоинства», осуществляющей на практике построение «гуманного социализма» и «общества благосостояния», в котором будет обеспечено процветание всех и каждого.

В программе сформулированы «четыре принципа реформизма среднего пути»:

— гуманизм: все — идеология, социальная группа, партия или государство — существует для того, чтобы человек мог вести лучшую жизнь;

— целостность: ПЧП, в отличие от марксизма, при анализе общества отказывается от двухполюсных категорий и рассматривает социум как многополярную объемную систему;

— постепенность: «В отличие от марксистского радикализма ПЧП стремится ставить во главу угла не изменение системы, а человека»;

— пацифизм: ПЧП считает, что никакие войны не могут быть оправданы, тем более классовая борьба.

В экономической системе такого общества будут гарантированы свободная экономическая деятельность и справедливое распределение ее результатов. В политической системе ПЧП будет опираться на парламентскую демократию, а ее политическая деятельность отрицает любое насилие.

В тактическом плане «Комэйто», понимая невозможность претворения в жизнь своей программы единолично, нацелена на создание левоцентристских и центристских коалиций с целью формирования «прогрессивного коалиционного правительства третьего пути». В 1977 г. ПЧП совместно с ПДС приняла политическую платформу «коалиции среднего пути», а в 1980 г. достигла договорен-

ности с СПЯ о создании коалиционного правительства при условии исключения из него коммунистов. В 1989 г. ПЧП создала избирательную коалицию с СПЯ и ПДС, но, набрав менее 5% голосов, не смогла заключить парламентскую коалицию.

Доминирующую роль в партийной системе Японии на этапе стабилизации играла ЛДП, регулярно набирая абсолютное (до 1963 г.), а далее — относительное большинство голосов. Ведущей оппозиционной силой, ни разу не пришедшей к власти, выступала СПЯ. Такая партиома получила название системы «полутора партий». Японская партиома этого периода может быть охарактеризована как: а) конкурентная партийная система, к власти в которой партии приходят только в результате демократических выборов; б) система с доминирующей партией (ЛДП); в) двухполюсная система, в которой центром правоцентристского полюса выступала ЛДП, а левоцентристского — СПЯ; г) необоротная, гегемонистская система, в которой правящая партия по результатам выборов никому не уступает власть; д) система с развитым левым (КПЯ, СПЯ, ПДС) и неразвитым правым флангом (правые партии отсутствуют) (табл. 2).

Таблица 2. Динамика партийной системы Японии на этапе стабильного развития (1955-1993), (% голосов / количество мест)

Год выборов / КПЯ СПЯ ПДС ПЧП ЛДП Другие пар-

Всего мест тии и независимые депутаты

1 2 3 4 5 6 7

1955 г. 1,98 29,21 - - 63,18 4,66

467 2 156 297 8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1958 г. 2,55 32,94 - - 57,8 6,71

467 1 166 287 13

1960 г. 2,93 27,56 8,77 - 57,56 3,19

467 3 145 17 296 6

1963 г. 4,01 29,03 7,37 - 54,67 4,91

467 5 144 23 283 12

1967 г. 4,67 27,88 7,40 5,37 48,79 5,79

486 5 140 30 25 277 8

1969 г. 6,81 21,44 7,74 10,91 47,63 5,48

486 14 90 31 47 288 16

1972 г. 10,48 21,90 6,98 8,46 46,85 5,32

491 38 118 19 29 271 16

1976 г. 10,38 20,69 6,28 10,91 41,78 9,96

511 17 123 29 55 249 38

1979 г. 10,42 19,71 6,78 9,78 44,59 8,04

511 39 107 35 57 248 25

Окончание табл. 2

1 2 3 4 5 6 7

1980 г. 9,83 19,31 6,60 9,03 47,88 6,66

511 29 107 32 33 284 26

1983 г. 9,34 19,49 7,27 10,12 45,76 8,02

511 26 112 38 58 250 27

1986 г. 8,79 17,23 6,44 9,43 49,42 8,68

512 26 85 26 56 300 19

1990 г. 7,95 24,39 4,84 7,98 46,14 8,69

512 16 136 14 45 275 26

1993 г. 7,70 15,42 3,51 8,14 36,62 28,37

511 15 70 15 51 223 137

В табл. 2 хорошо просматривается снижение от выборов к выборам поддержки избирателями правящей ЛДП с 63% в 1955 г. до 36% в 1993 г. В то же время поддержка оппозиционной СПЯ не увеличивалась, а даже снизилась примерно с 30% в конце 1950-х годов до примерно 20% в начале 1990-х годов. При этом поддержка других, т. е. небольших и малопопулярных, партий возросла примерно с 5% в 1950-х годах до 9% в конце 1980-х годов и до 28,37% в 1993 г. Это говорит о кризисе в ведущих партиях и общем кризисе системы «полутора партий» (см.: Цветова, 2002; Цуру Сигэто, 1987; Эволюция политической системы..., 1995; Эндрейн, 2000, с. 54-60).

Этап дестабилизации и реструктуризации

партийной системы (1993-2000)

В конце 1980-х годов Япония продолжала оставаться динамично развивающейся страной и вышла на второе место после США по объему ВВП и производительности труда. При этом по такому показателю уровня жизни, как доход на душу населения она даже обошла США. Особенно впечатляющими были успехи японцев в развитии наукоемких отраслей: электронной, телекоммуникационной промышленности, производстве компьютеров, средств автоматизации, роботов, контрольно-измерительного оборудования. Эти достижения опирались на высокий образовательный уровень. Япония из индустриального переходила в постиндустриальное и информационное общество. Правда, ее слабыми сторонами продолжали оставаться слабая обеспеченность собственным сырьем и топливно-энергетическими ресурсами.

Но в начале 1990-х годов после 50 лет впечатляющего развития прирост ВВП прекратился, экспорт сократился, производство промышленной продукции и производительность труда остались на прежнем уровне. Сразу возросла безработица и снизились показатели уровня жизни. К середине 1990-х годов наметился выход эко-

номики из депрессии, но он шел медленно (темпы роста ВВП 1% в год) и вдобавок был прерван стагнацией в конце 1990-х годов.

Насколько японские избиратели связывали период стабильного развития 1950-1980 гг. с деятельностью ЛДП у руля управления страной, настолько же они посчитали ее ответственной за застой 1990-х годов. Масла в огонь подливали журналистские расследования и публикации политических аналитиков об ответственности ЛДП за кризис, о ее несменяемости у руля власти и срастании с государственными структурами, о коррумпированности обеих «старых» партий (ЛДП и СПЯ).

К парламентским выборам 1993 г. Либерально-демократическая партия претерпела ряд расколов. Из нее вышли: социально-либеральная группировка, образовавшая «Новую партию» (НП), группа либерал-центристов, создавших «Партию инициативы» (ПИ), и правая фракция, сформировавшая «Партию возрождения» (ПВ). Все новообразованные партии наперебой критиковали ЛДП за коррупцию и олигархизацию ее верхушки, за забвение демократических норм партийной жизни и пренебрежение интересами рядовых членов, за отрыв от избирателей.

Эти партии, как обычно и случается с партиями-раскольницами, получили немного голосов (НП — 8,05%, ПИ — 2,62%, ПВ — 10,1%), но все вместе «оттянули» на себя значительную часть избирательного корпуса ЛДП (20,77%). В результате ЛДП набрала всего 36,62% голосов, и у оппозиции появилась реальная возможности встать у руля власти. Левоцентристскими СПЯ, ПДС, ПЧП и СДФ (Социал-демократическая федерация, основанная вышедшими в 1978 г. из СПЯ правыми социалистами), а также центристскими партиями (НП, ПИ и ПВ) была создана левоцентристская — центристская парламентская коалиция, сформировавшая коалиционное правительство, так называемый «семипартийный кабинет», который возглавил М. Хосокава (НП). Правительство Хосокавы продержалось год (1993-1994), но правящая коалиция не распалась. Следующие коалиционные правительства возглавляли Ц. Хата (1994, ПВ) и Т. Мураяма (1994-1996, СПЯ).

К парламентским выборам 1996 г. партийная система Японии пережила очередную реструктуризацию. Небольшие ПДС, ПЧП, ПВ и откровенно мелкие партии, ощущая острую нехватку финансовых, материальных и людских ресурсов, объединились в «Партию нового фронта» (ПНФ), занявшую позицию между ЛДП и СПЯ. На базе «Новой партии» (НП) в 1996 г. была воссоздана существовавшая с 1945 по 1955 г. умеренно-либеральная Демократическая партия (ДП).

На очередных парламентских выборах 1996 г. ЛДП набрала сравнительно немного голосов — 32,76%. Но сама партия была уже

другая. Это была партия, прошедшая «лечение оппозицией», повернувшаяся к своим избирателям. Это была организация, объявившая своими приоритетами внутрипартийную демократию, борьбу с коррупцией, бюрократизацией и олигархизацией. С другой стороны, бывшие оппозиционные партии, став правящими, не решили ни проблем экономики, ни проблем социальной сферы. Поэтому по взаимному согласию было решено создать правительственную коалицию из разнородных в идеологическом отношении партий, бывших до этого непримиримыми противницами, а именно: из социалистической (СПЯ), с одной стороны, и либерально-консервативной (ЛДП) и небольшой либерал-центристской партии «Инициатива» (ПИ) — с другой. Премьер-министром стал Р. Хасимото (ЛДП).

Но коалиционная программа столь разнородных партий содержала немало противоречий и была трудновыполнимой. В 1998 г. из коалиции вышла СПЯ, которая в результате экономического кризиса, заставившего японских трудящихся «затянуть пояса» потеряла немало сторонников. На выборах 1996 г. она получила всего 6,38% голосов и 15 парламентских мест. Выход СПЯ и дальнейшая реструктуризация партийной системы, тасовавшая парламентские партии как колоду карт, заставили ЛДП поменять союзника по коалиции парламентского большинства, которым стала Либеральная партия (ЛП). Это укрепило коалицию, придало ей большую идеологическую однородность и изменило ее политическую окраску. Теперь это была либерал-консервативная коалиция (ЛДП и ЛП). Премьер-министром был избран К. Обути (ЛДП) (см.: Борзова, Бурдукова, 2004, с. 430-456; Выборы во всем мире, 2001, с. 909-919).

Этап дальнейшей реструктуризации и стабилизации

партийной системы (2000 г. - настоящее время)

Поражение 1993 г., статус оппозиционной партии, трудный коалиционный путь к правлению (1993-2000), пока партия не набрала необходимой силы, чтобы править единолично (с 2000 г.), оставили глубокий след в жизни ЛДП. Второму пришествию ЛДП на вершину власти способствовали преодоление Японией кризисных явлений в экономике и улучшившаяся мировая конъюнктура. Однако новый глобальный финансово-экономический кризис, начавшийся в 2008 г., серьезно отразился на состоянии японской экономики, ориентированной на экспорт, существенно снизил возможности государственного бюджета и социальной сферы, вызвал новое недовольство японских избирателей, которое они в первую очередь адресуют правящей партии — ЛДП. Сегодня ЛДП — одна из ведущих партий страны, пользующаяся поддержкой как крупного бизнеса, так и широких кругов избирателей: от рабочих и фермеров до предпринима-

телей и интеллектуалов. В партии состоит более 1,5 млн членов, она до последнего времени получала более 40% голосов избирателей на выборах и около 250 парламентских мест из 500. До последних парламентских выборов 2009 г. ЛДП была правящей партией, состоящей в правительственном и парламентском блоке с ПЧП («Комэйто»).

Со снижением популярности и влияния социалистов на ведущие позиции в стане оппозиции выдвинулась Демократическая партия (ДП). Сегодня это вторая по численности и влиянию политическая сила, имеющая амбиции стать первой. ДП создана недавно, только в сентябре 1996 г., и объединяет в первую очередь молодых либеральных политиков, критикующих власть с позиций новаторства и прогрессизма. С распадом в декабре 1997 г. одной из ведущих оппозиционных партий НП и переходом ее членов в ДП последняя стала консолидирующим центром всех партий, критикующих ЛДП. ДП выступила инициатором создания парламентской коалиции «Минъюрен», включившей ряд небольших партий (Новую партию дружбы, партию «Голос народа», партию «Тайето») и парламентских групп («Фром файв», «Лига демократических реформ»).

Второй полюс оппозиционных сил, критикующих ЛДП с позиций демократического социализма, образовался вокруг СПЯ, которая изменила название на «Социал-демократическая партия» (СДПЯ), подчеркивая этим приверженность идеям и установкам Социалистического Интернационала. Впрочем, новое название партия употребляет по большей части для внешних отношений. Для японцев она продолжает оставаться СПЯ — постоянным оппонентом ЛДП. Однако в последнее время СПЯ не представляет собой прежней реальной угрозы правящей партии. Из крупной партии, занимавшей вторую позицию после ЛДП по влиянию в стране, СПЯ в начале XXI в. стала типичной средней партией, при этом ее политический вес и влияние продолжают падать. Японские избиратели все менее верят в социалистическую перспективу Японии.

Другой средней партией как по политическому влиянию, так и по политической позиции, располагающейся между СПЯ и ЛДП, выступает ПНФ, которая сегодня называется «Новая партия мира» (НПМ) и придерживается центристской ориентации (см.: Макаров, 1988; Политика..., 2001, с. 701; Johnson, 1995).

Продолжает оставаться парламентской партией КПЯ. Но, учитывая невостребованность коммунистической идеологии и оппозиционность коммунистов по отношению не только к правящей, но и к другим партиям, предлагающим строить социализм на японской земле (СПЯ, ПДС, СДФ), влияние КПЯ продолжает падать. Сегодня это уже не средняя, а типичная малая партия (см.: Еремин, 1992).

Современная партийная система Японии представляет собой стабилизирующуюся, но еще реструктуризирующуюся конструкцию, которая обладает следующими характеристиками:

а) многополюсность: существуют как минимум четыре полюса партиомы: ЛДП и ее союзницы, ДП и ее окружение, СПЯ и социалистические силы, КПЯ;

б) низкая стабильность: партийная система Японии — это стабилизирующаяся партиома. К каждым выборам появляются новые партии и исчезают старые. Но в настоящее время это касается только небольших партий. Крупные организации (ЛДП, ДП, СПЯ) восстановили свои силы и стабилизировались. Именно они своим положением и политическим весом стабилизируют сегодня всю партиому;

в) партиома с сильным центром: если ранее мы отмечали развитый левый фланг японской партиомы (СПЯ, ПДС, СДФ, ПЧП), то сегодня следует отметить развитый центр (ЛДП, ДП, ЛП), который также служит стабилизации всей партиомы;

г) система с доминирующей партией: эта характеристика может быть дана современной японской партиоме с достаточной степенью условности, памятуя о том, что период дестабилизации, во время которого ЛДП была лишена власти, только что завершился;

д) оборотная, конкурентная система: оборотность заключается в приходе к власти оппозиции — коалиции партий, управлявших страной с 1993 по 1996 г., а также в создании большой коалиции с участием ЛДП и СПЯ (1996-1998) (см.: Нестьев, 1983; Павленко, 2006, с. 192-255).

Последние внеочередные парламентские выборы, состоявшиеся 31 августа 2009 г., подтвердили наши выводы и наши характеристики партийной системы Японии. Выборы принесли следующие результаты (мест в палате представителей): а) правящая коалиция: ЛДП — 119, ПЧП — 21; б) оппозиция: ДП — 308, СПЯ — 7, КПЯ — 9, ННП (Новая народная партия) — 3, «Ваша партия» (Your party) — 5. Остальные места (напомним, в палате представителей — 500 мест) заняли беспартийные парламентарии (28 мест).

По итогам парламентских выборов, правящие партии ЛДП и ПЧП перешли в оппозицию, а ДП, выигравшая выборы, сформировала новое правительство, премьер-министром которого стал лидер ДП Юкио Хатояма.

Последние выборы показали, что японская партиома — это действительно реструктуризирующаяся, многополюсная, оборотная, конкурентная партийная система с сильным центром и сокращающимся левым флангом (представленным теперь в парламенте только СПЯ и КПЯ, получившим вместе только 16 мест), что это

стабилизирующаяся система с доминирующим влиянием центристских и правоцентристских партий либерально-демократической (ДП) и либерально-консервативной (ЛДП) ориентации.

Литература

1. Борзова Е. П., Бурдукова И. И. Политические и избирательные системы государств мирового сообщества: Учеб. пособие. СПб., 2004. С. 430-456.

2. Выборы во всем мире. Электоральная свобода и общественный прогресс. Энциклопедический справочник / Сост. А. А. Танин-Львов. М., 2001. С. 909-919.

3. Ерёмин В. Н. Политическая система современного японского общества. М., 1992.

4. Макаров А. А. Политическая власть в Японии. М., 1988.

5. Нестьев В. И. Либерально-демократическая партия Японии на рубеже 70-80-х годов. Научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН, 1983.

6. Конституция Японии // Современные зарубежные конституции / Отв. ред. Б. А. Страшун. М., 1992. С. 269-284.

7. Павленко П. А. Либерально-демократическая партия в политической системе современной Японии (1955-2001). М.: СПб., 2006. С. 192-255.

8. Политика: толковый словарь (Oxford dictionary of politics). М., 2001. С. 701.

9. Сенаторов А. И. Политические партии Японии: сравнительный анализ программ, организации и парламентской деятельности (1945-1992). М., 1995. С. 246-301.

10. Страны мира: Справочник. 1999 / Под общ. ред. И. С. Иванова. М., 1999. С. 483-488.

11. Стрельцов Д. В. Современный японский парламент. М., 1994.

12. Цветова И. А. Эволюция современной партийно-политической системы Японии. М., 2002.

13. Цуру Сигэто. Конец экономического чуда в Японии. М., 1987.

14. Эволюция политической системы Японии. Центр по изучению современной Японии: Японский фонд. М., 1995.

15. Эндрейн Ч. Ф. Сравнительный анализ политических систем. Эффективность осуществления политического курса и социальные преобразования. М., 2000. С. 54-60.

16. Johnson Ch. A. Japan: Who governs? New York; London, 1995.

17. Modern political systems: Asia / Ed. by R. E. Ward, R. C. Macridis. New Jersey: Engewood Cliffs, Prentice Hall, 1963.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.