Научная статья на тему 'Реформирование системы высшего образования в Японии: опыт, значимый для России'

Реформирование системы высшего образования в Японии: опыт, значимый для России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
561
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белов А.В., Золотов А.В., Золотова М.В.

Уменьшение доступных финансовых ресурсов, рост социальной дифференциации и падение количества студентов в 1990-2000-х годах подтолкнули структурную перестройку университетов Японии. Реформы повлияли на широту охвата, стоимость и качество университетского образования. Концентрация средств в небольшом числе учебных заведений при сокращении объемов финансирования привела скорее к увеличению разрывов, чем к повышению среднего уровня образования в стране. Поиск оптимального сочетания стоимостных, качественных и социальных характеристик университетского образования в Японии далеко не закончен, однако накопленный опыт и уроки проведенных реформ могут представлять интерес для многих стран, включая Россию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFORM OF JAPAN’S HIGHER EDUCATION SYSTEM: IMPORTANT EXPERIENCE FOR RUSSIA

The restructuring of Japanese universities in 1990s-2000s was prompted by the reduction of the available financial resources, growing social differentiation and decreasing student numbers. The reforms influenced the coverage, the cost and the quality of university education. The concentration of funds in a small number of educational institutions alongside with the reduction of financing has resulted in increasing the educational gaps rather than in the rise of the average level of education in the country. The search for optimal combination of financial, quality and social characteristics of the university education in Japan is far from being over. However, the experience gained and the lessons of the accomplished reforms may be of interest to many countries including Russia.

Текст научной работы на тему «Реформирование системы высшего образования в Японии: опыт, значимый для России»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2014, N° 3 (35), с. 197-205

Педагогические науки 197

УДК 378.1

РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЯПОНИИ: ОПЫТ, ЗНАЧИМЫЙ ДЛЯ РОССИИ

© 2014 г. А.В. Белов,1 А.В. Золотое,2 М.В. Золотова 2

1 Университет префектуры Фукуи (Япония) 2 Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

abelov@fpu.ac.jp

Поступила в редакцию 01.06.2014

Уменьшение доступных финансовых ресурсов, рост социальной дифференциации и падение количества студентов в 1990-2000-х годах подтолкнули структурную перестройку университетов Японии. Реформы повлияли на широту охвата, стоимость и качество университетского образования. Концентрация средств в небольшом числе учебных заведений при сокращении объемов финансирования привела скорее к увеличению разрывов, чем к повышению среднего уровня образования в стране. Поиск оптимального сочетания стоимостных, качественных и социальных характеристик университетского образования в Японии далеко не закончен, однако накопленный опыт и уроки проведенных реформ могут представлять интерес для многих стран, включая Россию.

Ключевые слова: реформирование системы высшего образования, качество образования, финансирование образования.

Введение

В российском образовании в настоящее время проходят глубокие преобразования, что требует изучения опыта других стран, включая опыт Японии. Дело в том, что в начале 1990-х годов высшее образование Японии столкнулось с изменением национальной и международной среды образовательного процесса. В ходе широкой общественной дискуссии были определены направления и механизм необходимых реформ, началось их осуществление на практике. Система высшего образования в Японии приобрела переходный характер. Понятие перехода имеет демографическое, экономическое и глобализа-ционное измерение. Первое относится к перелому демографического тренда от роста и омоложения к спаду и старению населения. Второе связано с состоянием японской экономики, вступившей в период зрелости и переходящей от экспортно-ориентированной догоняющей модели к развитию с низкими темпами на основе внутреннего спроса. И наконец, третье измерение отражает движение от национальной к глобальной организации общественной жизни. Все это предъявляет новые требования к форме и содержанию образовательного процесса.

За прошедшие 20 лет в Японии накоплен огромный массив релевантной информации, которая мало известна за рубежом. Тем не менее опыт японских реформаторов может представлять интерес для России, где также

происходят крупные перемены в системе высшего образования. Данная статья посвящена анализу ситуации в Японии, исходя из частичного подобия транзиционных процессов, разворачивающихся в обеих странах. В первых двух частях излагаются методологические основы исследования и дается описание высшего образования в Японии, в трех последующих - анализируются последствия демографического, экономического и глобализационного перехода для системы высшего образования и первые итоги проводимых реформ. В заключении приводится обзор японского опыта, применимого в российских условиях.

Подходы к международногому сравнению систем высшего образования

Высшее образование в России предполагает обучение в официально признанных высших учебных заведениях после завершения полного среднего образования с получением соответствующего диплома. В российском понимании к системе высшего образования относятся только те вузы, которые представляют программы уровня 5А и 6 по системе МСКО ЮНЕСКО (международная система классификации образования). В Японии - это заведения со сроками обучения, соответственно, в 4-2-3 года, а также более длительными сроками для медицинских, фармакологических и правовых специально-

Таблица 1

Три характеристики стран с развитыми системами высшего образования

Показатель Япония Россия Корея Франция США ОЭСР*

«Широта» охвата населения третичным образованием в возрастной когорте (%, 2010 г.)

от 25 до 34 лет 58.70 56.46 63.82 43.01 43.13 38.62

от 25 до 64 лет 46.40 53.48 40.41 29.76 42.45 31.51

«Высота» (уровень) совокупных расходов на образование (% ВВП, 2010 г.)

Все уровни 5.1 4.9 7.6 6.3 7.3 6.3

в т.ч. третичное 1.5 1.6 2.6 1.5 2.8 1.7

«Глубина» (качество) образования на вторичном и третичном уровне

Баллы PISA** 538 475 536 505 498 496

Университеты в top-500*** 20 2 11 20 149 436

* В среднем (последний показатель - в целом).

** Количество баллов, набранных 15-летними школьниками в испытаниях на восприятие печатного текста (reading) по программе PISA (2012 г.).

*** Количество университетов среди 500 сильнейших «шанхайского» рейтинга ARWU (2013 г.). Источник: данные OECD [2; 3], Academic Ranking of World Universities 2013 (ARWU-2013) [12].

стей, присваивающие степени бакалавра, магистра и доктора или аналогичные им.

В качестве основных показателей для стран с развитыми системами образования можно предложить «широту» (охвата) населения, «высоту» (уровень совокупных расходов на образование) и «глубину» (качество) образования [1]. Количественные характеристики этих трех координат образовательного процесса приведены в табл. 1.

Как свидетельствуют приведенные данные, высшее образование в Японии носит массовый характер, предоставляется на высоком международном уровне, причем за счет достаточно умеренных расходов. Привлекательное соотношение цены и качества кажется нам наиболее сильной стороной японской системы. Попытается разобраться в причинах данного явления, используя методы сравнительного и институционального анализа.

Краткая характеристика университетов Японии

Исторически на формирование японских учреждений высшего образования большое влияние оказала конструкция Гумбольдтовско-го университета. Речь идет прежде всего о принципах государственного обеспечения, академической автономии, универсального спектра образования и научных исследований. После Второй мировой войны широко внедрялся опыт США, а именно: стандартизация образовательных учреждений, расширение частного финансирования, введение степеней, академических кредитов и многих других организационных принципов, аналогичных американским. В

1960-1975 и 1991-1995 гг. отмечался быстрый рост числа частных и общественных университетов, поскольку в эти годы министерство образования упрощало требования к формированию новых учреждений.

Этот рост во многом происходил путем придания университетского статуса вчерашними колледжами. По-видимому, количественная экспансия в условиях ослабления контроля привела к ухудшению качества образования. По крайней мере, во второй половине 1990-х гг., на фоне продолжительной депрессии, структурных реформ и осложнения финансовой ситуации, в политических, экономических и общественных кругах Японии сформировалось устойчивое мнение о том, что система высшего образования не соответствует требованиям времени. В 2004 г. началось реформирование структуры управления, принципов финансирования и методов оценки сначала национальных, а затем и общественных университетов. Реформы получили название «большого взрыва» (big bang) в образовании и вызвали серьезную критику среди традиционно консервативных представителей академических кругов. Тем не менее к концу десятилетия оказались реализованы практически все намеченные меры, а система высшего образования существенно обновилась.

В настоящее время третичное образование в Японии включает в себя несколько типов организаций, которые можно классифицировать по форме собственности (государственные, общественные, частные) и уровню предоставляемых образовательных услуг (университеты, краткосрочные университеты, колледжи различных типов, специальные профессиональные школы). Предметом нашего исследования является университетское

Таблица 2

Количественные характеристики университетов Японии (2011 г.)

Всего Государственные Общественные Частные

Кол-во организаций 780 86 95 599

Кол-во работников (чел.)* 76091 23948 3711 48432

Кол-во учащихся (чел.) 2842167 608718 140965 2092504

в т.ч.студентов 2569716 450854 124502 1994380

аспирантов 272451 157864 16463 98124

* Данные за 2009 г.

Источник: данные Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии [4] и Института исследований высшего образования Японии [5].

образование в учреждениях, присваивающих степени бакалавра, магистра, доктора или аналогичные им (табл. 2).

С количественной точки зрения в системе высшего образования Японии доминируют частные университеты. Однако качественные оценки говорят о том, что роль безусловного лидера принадлежит государственным учебным заведениям.

Практически по всем качественным показателям наверху пирамиды находятся государственные, и прежде всего бывшие императорские, университеты: Токио, Киото, Тохоку, Осака, Кюсю, Хоккайдо, Нагоя. Они традиционно специализируются на естественнонаучном образовании и фундаментальных исследованиях, а также готовят кадры для государственных учреждений. Общественные университеты, созданные и финансируемые региональными и местными органами власти или общественными организациями, занимают промежуточное положение. В группе частных университетов два заведения - Васэда и Кейо -имеют научно-исследовательскую базу мирового класса, в то время как среди большинства других отмечаются очень серьезные различия по величине, уровню и направлениям проводимых исследований. Подобные иерархия и разделение труда являются общепризнанными, устойчивыми и вряд ли изменятся в обозримом будущем.

С 2004 г. все государственные университеты имеют юридический статус специальных корпораций, действующих в сфере образования. Управление сосредоточено в руках президента (ректора) и совета директоров (проректоров), имеющих широкие полномочия по определению уровня и системы отплаты работников и преподавателей, сроков найма, расходованию бюджета. Ректор избирается советом директоров из числа кандидатур, выдвигаемых подразделениями университета или учредителями. Члены совета директоров назначаются ректо-

ром или учредителями. Ни ректор, ни проректоры по окончании срока полномочий не имеют права продолжать работу в своем университете и обязаны его покинуть. Ректору и проректорам подчиняются факультеты, аспирантура, аффилированные институты и секретариат. Перспективные вопросы обсуждаются в совещательных комитетах по управлению, а также по образованию и науке, куда в обязательном порядке вводятся независимые эксперты. Работа национальных университетов организована на основе 6-летних среднесрочных планов, отчет об исполнении которых ежегодно рассматривает Комитет по оценке государственных университетских организаций, созданный профильным министерством.

Вслед за государственными в 2005-2010 гг. большинство общественных университетов тоже приобрело статус специальных корпораций и схожую структуру управления, конкретная конфигурация которой определяется учредителями. Таким образом, организация менеджмента государственных и общественных университетов вплотную приблизилась к традиционно существовавшей в частных (решающие полномочия - в руках президента и совета директоров, совещательные функции - у попечительского совета).

В управлении практически всеми сторонами деятельности университетов - от здоровья студентов до определения перспектив -большую роль играют специализированные комитеты, куда входят представители факультетов, структурных подразделений и администрации. Срок полномочий членов комитета, как правило, составляет 2 года, затем производится обязательная ротация. Тем самым каждый преподаватель за несколько лет работы может на практике познакомиться со всеми сторонами университетской деятельности. Функции комитетов заключаются в подготовке, обсуждении и принятии соответствующих решений или их проектов.

На уровне факультета основным органом управления является ученый совет. Регулярные заседания последнего проводятся раз в месяц, внеочередные - по мере необходимости. Полномочия ученого совета можно разделить на две группы: решающие (по вопросам, относящимся к ведению факультета) и совещательные (любые вопросы, по которым требуется факультетское мнение).

Следует отметить две характерные для Японии стороны деятельности ученых советов: во-первых, высокое качество организационной и информационной подготовки и, во-вторых, стремление принять решение на основе консенсуса (не голосовать, а продолжать обсуждение, пока не иссякнут возражения). Первая особенность заслуживает самой высокой оценки, поскольку раздача сопроводительных материалов, проектов решений, обязательное утверждение протоколов и т.п. говорят об отличном исполнении функций информирования преподавателей, а также о существовании эффективной обратной связи. Вторая особенность в теории выглядит привлекательно, но на практике приводит к задержкам, а иногда и к невозможности принять решение.

Позиции преподавателей в японских университетах во многом соответствуют европейским и американским: преподаватель, ассистент, доцент, профессор. Решение о присвоении звания принимает ученый совет на основе рассмотрения результатов научной и преподавательской деятельности. Такого рода процедура начинается в том случае, если в университете имеются соответствующие организационные и финансовые возможности. Зарплаты ежегодно повышаются в зависимости от возраста и звания. Различия в зарплате между званиями примерно соответствуют 5-летнему повышению зарплаты по возрасту (45-летний профессор при прочих равных условиях получает примерно столько же, сколько 50-летний доцент).

Пенсионный возраст составляет 60-63 года в государственных, 65 лет в общественных и 70 лет в частных университетах. По достижении этого возраста работники обязаны выйти на пенсию. Бывшие преподаватели государственных и общественных университетов могут 5-10 лет отработать в частных. В этом случае пенсия вычитается из выплачиваемой зарплаты, поэтому частные университеты охотно принимают таких пенсионеров.

Правила набора студентов устанавливаются университетами и являются жесткими в популярных и мягкими в непопулярных учебных заведениях. Государственные, общественные и

наиболее сильные частные университеты учитывают результаты единого экзамена Центра аттестации (японский вариант ЕГЭ) и 3-6 собственных вступительных экзаменов. Большинство региональных общественных и частных университетов устанавливает также квоту на прием по рекомендациям местных или аффилированных школ, итогам небольшого эссе и собеседования. Конкурс в государственные и общественные университеты составляет 4-5 человек на место, а в группе частных университетов существуют настолько большие различия, что средние цифры теряют всякий смысл. Отметим лишь, что 40% частных университетов не набирают возможного числа студентов и в последние годы вынуждены принимать всех желающих, имеющих возможность оплатить обучение.

Все виды вступительных экзаменов и университетского обучения являются платными. Правительство устанавливает ориентировочную плату для государственных университетов, которые имеют возможность повысить или понизить ее в пределах 20%. Эти цифры являются ориентиром для общественных университетов, а вот частные устанавливают плату самостоятельно. В 2010 г. средняя плата за год обучения в государственных и общественных университетах Японии составляла 535.8 тысяч иен (около 5.7 тысяч долларов), а в частных - 817.9 тысяч иен (около 8.4 тысяч долларов) плюс вступительный взнос в первый год обучения. Примерно 30% японских студентов получают беспроцентные или низкопроцентные кредиты на обучение, 1-2% - невозвратные гранты. Кроме того, университеты используют скидки или освобождения от платы на семестр или на год для поощрения выдающихся студентов, но эта практика носит единичный характер. Плата вносится два раза в год, опоздание с оплатой на 2-3 месяца влечет за собой отчисление студента.

Присваиваемые степени аналогичны тем, что существуют в США и Великобритании: бакалавр (4 года), магистр (2 года), доктор (5 лет), профессиональные степени (2-4 года). В обучении бакалавров, магистров и профессиональных специалистов применяется система кредитов. Один кредит соответствует программе в 15 академических часов. Стандартный семестровый курс включает 14 лекций (по 90 минут или 2 академических часа) и экзамен. Экзамены проводятся письменно, продолжительность экзамена соответствует времени обычной лекции. Оценки выставляются, как правило, по стобалльной шкале. Оценка выше 60 баллов дает студенту право на получение двух академических кредитов. Для получения степени бакалав-

ра требуется набрать не менее 136 кредитов (68 стандартных семестровых курсов). Среди них установлены квоты на английский и второй иностранный язык, общеобразовательные и специальные предметы (последние делятся на обязательные и предметы по выбору). Как правило, университет предлагает большой набор предметов (от 300 кредитов и выше), из которых студенты, с учетом перечисленных квот, самостоятельно формируют свое расписание.

Первые два года отводятся на общеобразовательную и теоретическую подготовку. В этот период студенты в среднем набирают по 70-90 кредитов. С третьего курса начинается специальная подготовка, центральным звеном которой является участие в тематическом двухгодичном семинаре под руководством одного из профильных преподавателей. Руководитель семинара дает рекомендации, характеризует студента в отношениях с университетскими органами и в целом, на практике осуществляет то, что понимается под термином «персонификация обучения».

За полтора года до выпуска японские фирмы начинают кампанию по найму будущих выпускников. Студенты отправляются на поиски работы в начале четвертого курса и к моменту выпуска 80-90% из них работу находят.

Реформирование университетов Японии с точки зрения широты охвата,

финансирования и качества образования

В 30-40-е гг. XX века в университеты поступали 1-3% выпускников японских школ, университетское образование носило элитарный характер. Послевоенные реформы позволили расширить доступ до 9.8% в 1956 г. и до 10.3% в 1960 г. Однако демографические изменения, бурный экономический рост и активная правительственная политика создали возможность расширения числа студентов. К 1975 г. процент приема выпускников школ в университеты почти утроился и достиг 27.5%, прежде всего за счет частных образовательных учреждений. В те годы Японии удалось резко расширить сферу высшего образования, не увеличив государственные расходы, а переложив финансовую нагрузку на частных лиц. Наряду с очевидными позитивными результатами это привело к снижению качества, ухудшению материальной базы и повышению платы за обучение в частном секторе. Правительство ответило ужесточением контроля за деятельностью новых университетов, внедрением стандартов обеспеченности, а также созданием системы государственного

субсидирования частных заведений. Доля поступающих учеников в 1990 г. сократилась до 25.1%.

В 1990-2000-е гг. начался новый виток расширения системы высшего образования. К 2011 г. 49.1% выпускников школ продолжали обучение в университетах. Следовательно, и третичное, и университетское образование стало доступным для большинства японцев и приобрело не просто массовый, но переходный к всеобщему характер [4].

Это можно объяснить прежде всего экономическими факторами: процент занятости в Японии устойчиво увеличивается с повышением уровня образования (на 2011 г. в возрасте 24-65 лет к категории занятых относится 61% населения со средним, 66% со средним профессиональным и 68% с высшим образованием), безработица сокращается (5.0, 3.9 и 3.0% соответственно), а заработная плата растет быстрее для лиц с университетским образованием (в 2007 г. зарплата выпускников университетов составляла 148% по отношению к зарплате работников со средним образованием [6]).

Процессы на рынке труда Японии в последние годы все чаще характеризуются разрушением традиционной модели долгосрочной (пожизненной) занятости. Это сопровождается расширением краткосрочных форм трудовой деятельности (в 2011 г. доля занятых на «нерегулярной» основе достигла 35.2%), увеличением числа молодых работников, меняющих место работы в первые три года (с 9.4% в 1999 г. до 15.3% в 2003 г.), а также сокращением доли компаний, занимающихся подготовкой работников (с 9.1% в 1994 г. до 5.1% в 2003 г.).

Соответственно меняются традиционные характеристики японской системы образования, отражающие важную роль японских компаний в подготовке персонала. В частности, взамен образования внутри компаний начинает повышаться традиционно низкая в Японии доля магистров и докторов. В 2002 г. аспиранты составляли 8.9% по отношению к бакалаврам (против 13.3% в Корее, 13.7% в США и 21% в Великобритании), но к 2011 г. эта доля повысилась до 10.6%. Растет, хотя и незначительно, доля получающих образование в течение всей жизни. Если в 1998 г. только 2% студентов в Японии были старше 35 лет (самый низкий показатель среди стран ОЭСР), то в 2011 г. показатель увеличился до 2.3%. И наконец, изменяются ожидания работодателей от системы образования. Если раньше главным критерием считалась способность к обучению, то в последние

годы все большие требования предъявляются к инициативности, способности принимать решения, коммуникативности и т.п. - чего традиционно не хватает японским бизнесменам. Именно предпринимательские союзы и представители бизнеса наиболее остро критикуют университетскую систему и требуют ее реформирования [7, с. 16].

Большое влияние на широту охвата населения университетским образованием оказывает также и степень его доступности. В этой области Японии удалось добиться значительных успехов. В частности, заметную роль в обеспечении равенства играет сравнительно равномерное географическое распределение учебных заведений, возникшее в итоге многолетней политики правительства, в частности направленной на учреждение в каждой префектуре по меньшей мере одного государственного университета. Само существование государственных университетов, предоставляющих эталонное образование по субсидируемым ценам, является фактором расширения доступа к нему для студентов из семей с ограниченными доходами. В целом, по мнению экспертов ОЭСР, вызов, стоящий перед Японией в области равенства, заключается прежде всего в сохранении достигнутого, а вслед за этим - в решении ряда существующих проблем [8, с. 54].

Первой такой проблемой является сохранение серьезных гендерных различий. Так, например, в 2005 г. в университеты поступало 51.3% закончивших школы мужчин и 36.8% женщин, а в аспирантуре данная пропорция достигала уже 15.1% и 7.7% соответственно. Среди общего числа университетских профессоров женщины составляли 10% (6.1% в государственных университетах).

Вторая проблема связана с существованием социально-экономической дифференциации среди поступающих в университеты. Учитывая такие очевидные тенденции последних лет, как расширение имущественного неравенства, отсутствие заметного роста реальных доходов населения, большие расходы на подготовку в университеты и, наконец, сравнительно высокую и постоянно растущую плату за обучение, становится ясно, что в будущем доступ к университетскому образованию для детей из семей с низкими доходами расширяться не будет [9, с. 57].

В тех странах, которые взимают плату за обучение, равенство доступа может регулироваться финансовой помощью студентам, предоставляемой в виде грантов или займов. Система

грантов и стипендий в Японии развита относительно слабо (ее охват - 3% учащихся в 20102011 гг.). Займы с нулевыми или низкими ставками получают примерно 33% учащихся колледжей и университетов, против 71% в Великобритании и 76% в США. Займы, как правило, выплачиваются через 5 лет после окончания обучения фиксированными ежемесячными платежами, независимо от дохода бывшего студента. Очевидно, что при такой организации падение реальных доходов и неясные перспективы занятости снижают выравнивающий эффект системы займов [10].

В целом, несмотря на большие достижения и очевидный прогресс по ряду направлений, связанный с широтой охвата и равенством доступа к высшему образованию, в Японии требуются более действенные меры по устранению ген-дерных разрывов, усилению выравнивающих функций системы займов и анализу связи социальных и экономических факторов с возможностями обучения в университетах.

Финансирование высшего образования в Японии имеет три основных особенности: сравнительно низкий уровень по отношению к ВВП, невысокую долю в расходах бюджетов всех уровней, а также явное преобладание частных источников (табл. 3).

Корпоративизация государственных и общественных университетов в Японии начиная с 2004 г. сопровождалась решением регулярно снижать на 1% в год бюджетные дотации на финансирование текущей деятельности. И самое важное: университеты оказались выведены из прямого подчинения министерству, сотрудники потеряли статус госслужащих, что создало базу для дальнейших сокращений персонала.

Очевидно, что уменьшение ресурсов увеличивает значимость повышения эффективности. В данном случае речь идет о слиянии и укрупнении университетов, переориентации бюджетного финансирования с затрат на результаты, применении более гибкой системы платы за обучение, диверсификации доходов учебных учреждений и общей ориентации университетского менеджмента на проблемы эффективности. По мнению экспертов, в каждой из перечисленных областей в Японии имеются определенные резервы [7, с. 42]. В частности, плата за обучение в государственных университетах Японии контролируется государством путем установления ее ориентировочного уровня и вилки возможной девиации (535.8 тысяч иен и 20% с 2006 г.) [4]. Однако ни в государственных, ни в общественных университетах плата не зависит от содержания обучения. Универси-

Таблица 3

Количественные характеристики финансирования высшего образования

Показатель Япония Россия Корея Франция США ОЭСР*

Расходы на образование (% ВВП, 2010 г.)

Все уровни обр. 5.1 4 9** 7.6 6.3 7.3 6.3

Третичное 1.5 1.6** 2.6 1.5 2.8 1.6

в т.ч. колледжи 0.2 0.2** 0.3 0.3 0.2

университеты 1.3 1 4** 2.3 1.2 1.4

Доля расходов на образование в бюджетах всех уровней (%, 2010 г.)

Все уровни обр. 8.9 15.3 10.4 13.3 13.0

Третичное 1.8 2.6 2.4 3.0 3.1

Расходы на образование по источникам финансирования (% ВВП, 2010 г.)

Все уровни обр.

общ. источники 3.6 4.1 4.8 5.8 5.1 5.4

част. источники 1.5 0.8 2.8 0.5 2.2 0.9

Третичное

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

общ. источники 0.5 1.0 0.7 1.3 1.0 1.1

част. источники 1.0 0.6 1.9 0.2 1.8 0.5

* В среднем.

** Только общественные расходы. Источник: данные OECD [6]

тетское руководство считает подобную практику важной для обеспечения равенства, хотя это не соответствует требованиям развития рынка образовательных услуг.

Качество образования в Японии часто становится предметом оживленных общественных дискуссий. В международном рейтинге ARWU среди 500 сильнейших университетов мира по академическим достижениям в 2003 г. присутствовало 35 японских учебных заведений, а в 2012 г. - только 20. По-видимому, именно эту динамику, особенно заметную на фоне быстрого прогресса Китая и Кореи, имеют в виду, когда говорят о падении качества японского образования [11].

В системе высшего образования для повышения качества предпринимаются различные меры, среди которых выделяются аттестация университетов, стимулирование работников, интернационализация, конкурсное финансирование и концентрация исследований в ограниченном круге отобранных на конкурентной основе центров.

Интернационализация в Японии справедливо считается необходимым звеном процесса повышения качества и международной конкурентоспособности образования. К данной области относятся самые разные меры - от обучения японских студентов за рубежом до присутствия в Японии иностранных образовательных учреждений. Однако приоритетным считается улучшение языковой подготовки (например, путем предложения курсов на английском языке, что делают около 300 университетов). Сформирована также «Глобальная тридцатка» японских университетов

- специально отобранных заведений, выполняющих роль центров интернационализации (к 2013 г. практическая работа начата в 13), и расширено число иностранных студентов.

Затраты на проведение научных исследований в Японии достигают 3.36% ВВП и намного опережают и средние показатели ОЭСР (2.4%). В области университетской науки с 2004 г. наибольшее внимание уделялось введению грантовой системы финансирования (197 млрд иен в 2009 г.) и созданию в ряде университетов 28 учебно-научных центров превосходства (COE - centers of excellence). Все это заложило солидный фундамент для конкурентной системы финансового обеспечения университетской науки, хотя начавшееся вслед за этим сокращение расходов в значительной мере свело на нет организационные достижения [12, с. 116].

Краткий обзор японского опыта позволяет сделать ряд выводов, важных с точки зрения разворачивающихся в России реформ.

Во-первых, дизайн национальной системы образования предполагает достижение приемлемого компромисса между величиной затрат, уровнем качества и широтой охвата. Сокращение финансовых возможностей при ориентации на повышение качества неизбежно ведет к снижению доступности образования. Япония пытается компенсировать это равным качеством подготовки в школах и справедливым доступом к поступлению в субсидируемые государственные и общественные университеты. По-видимому, характерное для Японии распространение

политики равного доступа на школы заслуживает особого внимания в современной России.

Во-вторых, с позиций экономической теории, сокращение финансирования можно компенсировать повышением эффективности лишь до границы «производственных возможностей», за которой повышение качества неизбежно потребует либо увеличения ресурсов, либо изменения технологий. Япония еще сравнительно далека от данной пограничной линии, имеет большие резервы и предпринимает серьезные усилия для повышения эффективности за счет открытости, интернационализации, конкуренции в ходе образовательного процесса. Положительный и отрицательный опыт Японии в этой области заслуживает серьезного внимания и изучения.

В-третьих, качество образования представляет собой чрезвычайно сложное понятие, связанное со многими сторонами общественной жизни, да к тому же не имеющее общепризнанной системы оценок. Логично предположить, что любые нововведения в этой области, тем более связанные с сокращением направляемых в данную сферу общественных ресурсов, должны иметь эволюционный характер и развитую систему обратной связи. Постепенность, открытость, коррекция негативных последствий - все это удалось реализовать в Японии и может послужить важным уроком в ходе перестройки высшего образования в России.

Список литературы

1. Белов А.В., Золотов А.В. Экономические аспекты деятельности университетов в Японии // Вопросы образования. 2014. № 3. С. 36-48.

2. OECD (2013) Education at a Glance 2013. -URL: www.oecd-ilibraru.org (дата обращения 24.05.2014).

3. OECD (2013) PISA 2012. Key Findings. - URL: www.oecd.org (дата обращения 24.05.2014).

4. Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии (2012) Хэйсэй 24 нэндо монбу кагаку хакусё (Белая книга по вопросам образования и науки 2012 года. На японском языке). -URL: www.mext.go.jp (дата обращения 24.05.2014).

5. Институт исследований высшего образования Токай (2010) Дайгаку о каэру (Изменяя университеты. На японском языке). Окаяма: Изд-во Дайгаку Кёику, 2010. 399 с.

6. OECD (2013) Education at a Glance 2013. Country Note on Japan. - URL: www.oecd-ilibraru.org (дата обращения 24.06.2014).

7. Амано И. Дайгаку: тёусэн но дзидай (Вызовы для университетов Японии). Токио: Изд-во Университета Токио, 1999. 257 с.

8. Newby H. et.all. (2009) Japan. OECD Reviews of Tertiary Education. Paris: OECD, 2009. 131 р.

9. Ishida H. Educational Expansion and Inequality in Access to Higher Education in Japan // In: Stratification in higher education: a comparative study / Ed. by Y. Shavit, R. Arum, A. Gramoran. Standford, California: Standford University Press, 2007. P. 63-86.

10. OECD (2012) Main Science and Technology Indicators. Volume 2011. - URL: www.oecd-library.org (дата обращения 24.05.2014).

11. Shanghai Jiao Tong University (2013) Academic Ranking of World Universities 2013 (ARWU-2013). -URL: www.arwu.org (дата обращения 24.05.2014).

12. Уэяма Т. и др. (2013) Дайгаку то косуто (Университеты и стоимость образования. На японском языке). Токио: Изд-во Иванами Сётэн, 2013. 193 с.

REFORM OF JAPAN'S HIGHER EDUCATION SYSTEM: IMPORTANT EXPERIENCE FOR RUSSIA

A. V. Belov, A. V. Zolotov, M. V. Zolotova

The restructuring of Japanese universities in 1990s-2000s was prompted by the reduction of the available financial resources, growing social differentiation and decreasing student numbers. The reforms influenced the coverage, the cost and the quality of university education. The concentration of funds in a small number of educational institutions alongside with the reduction of financing has resulted in increasing the educational gaps rather than in the rise of the average level of education in the country. The search for optimal combination of financial, quality and social characteristics of the university education in Japan is far from being over. However, the experience gained and the lessons of the accomplished reforms may be of interest to many countries including Russia.

Keywords: reforming of higher education system, quality of education, education financing.

References

1. Belov A.V., Zolotov A.V. Jekonomicheskie as-pekty dejatel'nosti universitetov v Japonii // Voprosy obrazovanija. 2014. № 3. S. 36-48.

2. OECD (2013) Education at a Glance 2013. - URL: www.oecd-ilibraru.org (data obrashhenija 24.05.2014).

3. OECD (2013) PISA 2012. Key Findings. - URL: www.oecd.org (data obrashhenija 24.05.2014).

4. Ministerstvo obrazovanija, kul'tury, sporta, nauki i tehnologij Japonii (2012) Hjejsjej 24 njendo monbu kagaku hakusjo (Belaja kniga po voprosam obrazovanija i nauki 2012 goda. Na japonskom jazyke). - URL: www.mext.go.jp (data obrashhenija 24.05.2014).

5. Institut issledovanij vysshego obrazovanija Tokaj (2010) Dajgaku o kajeru (Izmenjaja universitety. Na japonskom jazyke). Okajama: Izd-vo Dajgaku Kjoiku, 2010. 399 s.

6. OECD (2013) Education at a Glance 2013. Country Note on Japan. - URL: www.oecd-ilibraru.org (data obrashhenij a 24.06.2014).

7. Amano I. Dajgaku: tjousjen no dzidaj (Vyzovy dlja universitetov Japonii). Tokio: Izd-vo Universiteta Tokio, 1999. 257 s.

8. Newby H. et.all. (2009) Japan. OECD Reviews of Tertiary Education. Paris: OECD, 2009. 131 r.

9. Ishida H. Educational Expansion and Inequality in Access to Higher Education in Japan // In: Stratifica-

tion in higher education: a comparative study / Ed. by Y. Shavit, R. Arum, A. Gramoran. Standford, California: Standford University Press, 2007. P. 63-86.

10. OECD (2012) Main Science and Technology Indicators. Volume 2011. - URL: www.oecd-library.org (data obrashhenija 24.05.2014).

11. Shanghai Jiao Tong University (2013) Academic Ranking of World Universities 2013 (AR-WU-2013). - URL: www.arwu.org (data obrashhenija 24.05.2014).

12.Ujejama T. i dr. (2013) Dajgaku to kosuto (Universitety i stoimost' obrazovanija. Na japonskom jazyke). Tokio: Izd-vo Ivanami Sjotjen, 2013. 193 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.