Университеты в эпоху больших вызовов (XI съезд Российского Союза ректоров)
26 апреля в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого состоялся XI Съезд Российского Союза ректоров. В работе съезда участвовали более 600 ректоров отечественных и зарубежных вузов. В повестку дня были включены вопросы развития единого образовательного пространства, построения стратегии научно-технологического развития России, взаимодействия университетов со школами и обществом, а также международные аспекты деятельности российских университетов.
Приветствуя участников и гостей съезда, В.В. Путин вспомнил слова Сергея Витте, русского государственного деятеля и основателя СПбПУ: «Правильно поставленный университет есть самый лучший механизм для научного развития. Эти слова звучат актуально и сегодня». Главные темы из выступления Президента Российской Федерации:
«Предлагаю в стенах этого выдающегося учебного заведения обсудить задачи высшей школы на современном этапе нашего развития, обменяться мнениями: что могут и должны сделать вузы для достижения технологического прорыва, для мощного дви-
жения России вперёд, о чём мы всё время в последнее время говорим».
«Вузы, университеты призваны стать центрами развития технологий и кадров, настоящими интеллектуальными локомотивами для отраслей экономики и наших регионов... Конечно, у нас есть - и мы этим гордимся -уникальная система Академии наук, система её институтов. Но России, её экономике, всем сферам жизни нужна и сильная вузовская наука. И хочу подчеркнуть: активная научная деятельность не может быть сосредоточена лишь в отдельных научно-образовательных центрах или субъектах Федера-
ции, строиться изолированными «островками». Это принципиально важно для России с её огромной, необъятной территорией, уникальным человеческим потенциалом».
«Вокруг высших учебных заведений должны формироваться сообщества людей, увлечённых идеями технологического прорыва. В этой связи считаю необходимым выстроить региональные модели взаимодействия новаторов, высокотехнологичных компаний, предприятий, и сделать это, конечно, можно в том числе и на площадках высших учебных заведений... Мы обязательно будем и дальше поддерживать вузы, которые активно, успешно занимаются исследованиями и разработками. Продолжим обновлять их технологическую, приборную базу, содействовать привлечению к совместной работе наших соотечественников и ведущих учёных за рубежом, преподавателей».
«Нам критически важно сконцентрировать ресурс на поддержке талантливых, целеустремлённых исследователей и преподавателей, создать такие условия, чтобы лучшие отечественные и зарубежные учёные, перспективные выпускники вузов стремились работать в российской высшей школе».
«Я очень просил бы Российский союз ректоров, наши ведущие высшие учебные заведения продолжить работу над эффективными механизмами повышения профессионального уровня научного и педагогического состава отечественных вузов».
«Отдельно остановлюсь и на деятельности аспирантуры, целью которой как раз и является подготовка кадров для высшей школы и академического сектора науки. О каком решении этих задач можно говорить, если сегодня лишь только 14 процентов аспирантов выходят на защиту своевременно? А что делают всё это время остальные? Каких результатов они достигают? Где они продолжают свою деятельность? Выходят ли они в конечном итоге на защиту? При этом и кандидатских, и докторских, особенно в гуманитарных дисциплинах, защищается у нас много. Но если посмотреть на их научное значение, то часто возникают вопросы».
«Настоящий вуз не только даёт студентам знания и навыки, он готовит кадры, способные задавать интеллектуальную, научную, технологическую повестку развития всей страны. Следует поощрять стремления студентов-аспирантов к созданию и внедрению собственных разработок. При этом вузы могут готовить целые проектные команды, которые способны конструировать сложные инженерно-технологические системы».
«Нам нужны современные подходы к формированию единого образовательного пространства. Сегодня требования времени, тенденции в экономике, науке, на рынке труда таковы, что у молодых людей должна быть возможность выстраивать собственные образовательные траектории, получать, интегрировать знания и навыки из разных областей, а для этого нам, конечно, нужно снимать границы между разными уровнями системы образования. То есть одарённый школьник, например, сможет проходить вузовскую программу, участвовать в исследованиях наряду с аспирантами, а студент колледжа - осваивать курсы прикладного бакалавриата».
«В ближайшие годы нам вместе предстоит значительно повысить уровень всего отечественного образования. Речь идет о совершенствовании программ и росте квалификации преподавателей дошкольных учреждений, школ, колледжей, техникумов, о дальнейшем развитии дополнительного образования и профориентации, системе поиска и поддержки талантов. Рассчитываю, что вузы примут самое активное участие в этой масштабной работе, от которой зависит, безусловно, будущее страны, успех всего подрастающего поколения».
«Мы ставим очень сложные задачи перед отечественными вузами и рассчитываем, что они будут повышать свою эффективность и конкурентоспособность, избавляться от устаревших, отживших подходов. Ещё раз хотел бы повторить: России нужна сильная высшая школа, которая устремлена в будущее. Только так мы сможем добиться прорыва в национальном развитии».
Из заключительного слова: «Образование - один из приоритетов государства на ближайшее время».
Президент Российского Союза ректоров В.А. Садовничий в своем выступлении отметил, что сегодня в систему высшего
образования входят более 800 образовательных организаций, в том числе два классических университета с особым правовым статусом, 10 федеральных, 29 национальных исследовательских, 33 опорных университета. «Это 260 тысяч человек профессорско-преподавательского состава, из них почти 200 тысяч специалистов высшей квалификации - кандидаты и доктора наук. Это 4 миллиона студентов, 83 тысячи аспирантов. Это огромный интеллектуальный потенциал».
Главные темы доклада: «25 лет в России действует наша организация, Российский союз ректоров. За эти годы она стала неотъемлемой частью нашей системы образования.
...XI съезд Союза ректоров и призван наметить план действий на будущее. Наш план -это ответ на вызовы, которые поставила перед нами жизнь. Они разные по масштабам, но ни один не должен быть без ответа. Это глобальные вызовы информационного общества с учётом современных геополитических условий, а также это наши профессиональные задачи, касающиеся нашего сообщества, нашей работы».
«На наших глазах кардинально меняется сама философия и даже идеология образования, чему учить, для чего учить. Ведь мы порой не знаем, какие профессиональные знания или какие навыки понадобятся нашим будущим студентам, поколению Z, которое с детства прекрасно адаптировано к современной технологической среде. Очевидно, мы должны дать те базовые фундаментальные знания, с помощью которых можно будет заниматься и той профессиональной деятельностью, о которой мы сегодня даже не знаем. И это совсем новые задачи в области образования и профориентации. Наш вывод: главное - научить учиться, научить мыслить. ... Как это сделать? Какова роль сегодня учителя, преподавателя?... Каким должен быть учебник? Ясно, что надо использовать в образовательных целях новые цифровые возможности: гипертекст, инфографику, интерактив-
ный формат и так далее. Но как отказаться от наследия Гутенберга?»
«Качество образования - это прежде всего потенциал преподавательских кадров, их научный уровень. В университетах России образование неразрывно связано с наукой. Здесь сосредоточен огромный научный потенциал, ведь университетские профессора - это одновременно и учёные, они работают, выполняя важные научные исследования».
«Я хотел бы кратко сказать и об аспирантуре. . У меня вызывает тревогу, что аспирантура - это третья ступень образования, в отличие от того, что раньше это была школа подготовки научных кадров. Ведь задача учёбы в аспирантуре - воспитать учёного, погрузить его в среду, в научную школу, с тем чтобы молодой человек стал сразу же сам молодым учёным. И конечно, сейчас получилось, что мы потеряли качество подготовки аспирантов. Есть разные пути улучшения этой ситуации. Но один из них, это моё мнение, надо бы вернуть аспирантуру в прежнее научное русло».
«Как поднять региональный вуз, усилить его потенциал? У Российского союза ректоров есть предложение создавать научно-образовательные консорциумы или кластеры.
Например, головной университет из категории ведущих национальных исследовательских берёт обязательства по определённой тематике, актуальной для данного региона, отрасли, которая является для региона профильной, помогает организовать в ряде университетов соответствующие кафедры, лаборатории. Уже эти университеты, ведущие и региональные, готовят научные проекты, руководят аспирантами, создают там научную школу, научную среду, главное - укрепляют связи с промышленностью, формируют благоприятные условия для поддержки молодых учёных, которые оканчивают местные университеты. Я бы назвал эту программу научно-образовательной мобильности именем Вернадского - в честь учёного, который создавал научные школы в разных университетах великой страны».
«У нас очень интересная и ответственная профессия. Мы готовим будущее, оно вырастает на наших глазах. И каждый из нас может сказать вслед за Менделеевым: вся гордость учителя - в учениках. И нам есть чем гордиться».
В выступлениях и докладах делегаты XI съезда РСР продемонстрировали примеры успешно реализуемых мероприятий, направленных на укрепление единства общероссийского образовательного пространства, формирование единой цифровой образовательной среды, усиление взаимодействия с академическими институтами, государственными корпорациями и объединениями работодателей, развитие системы поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей и молодежи в России, повышение роли российского образования в международном образовательном пространстве.
Из резолюции съезда: «Выполнение миссии университетов в эпоху больших перемен предполагает соблюдение баланса между интеграцией университетов в международное образовательное пространство и сохранением единства общероссийского образовательного и культурного пространства».