Научная статья на тему 'Высшее образование России. Доступность. Качество. Конкурентоспособность'

Высшее образование России. Доступность. Качество. Конкурентоспособность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
759
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Высшее образование России. Доступность. Качество. Конкурентоспособность»

Высшее образование

В. САДОВНИЧИЙ, академик РАН, РОССИИ

Президент Российского союза ректо- п шт

ров, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова ДоСТУПноСТЬ- КаЧеСТв°.

Конкурентоспособность

Дорогие коллеги!

Сегодня в этом зале собрались люди, на которых лежит особая ответственность за судьбу российского образования.

На съезде присутствуют около тысячи ректоров, руководители и ответственные работники министерств и ведомств, руководители регионов, депутаты Государственной думы и члены Совета Федерации.

Для всего образовательного сообщества нашей страны большая честь - участие в работе съезда Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина.

Позвольте мне от имени всего ректорского корпуса сердечно поблагодарить Владимира Владимировича за постоянное внимание к проблемам образования и поддержку высшей школы!

Много раз говорилось, что наше будущее определяется не сырьевыми запасами и другими природными ресурсами. Интеллектуальный потенциал, уровень развития науки, высокие технологии - вот что делает экономику конкурентоспособной.

Хорошие слова. Вопрос в том, как этого добиться.

Российская система образования до

сих пор является одной из лучших. Подготовка специалистов по многим дисциплинам соответствует самым высоким мировым стандартам. Косвенное, но убедительное под-

тверждение этому - «утечка умов», когда выпускники наших ведущих университетов буквально нарасхват за рубежом.

Так, в компании «Microsoft» работает более тысячи выпускников российских вузов, в «IBM» - почти тысяча, в «Intel» - полторы тысячи. Многие руководители этих компаний откровенно говорят: «Не прекращайте подготовку таких ребят, а то мы останемся без сотрудников».

А вот что рассказывает Сергей Петрович Капица. Недавно в США прошёл крупный международный форум, посвящённый нейронаукам - это направление сейчас на пике развития. На конференции присутствовали 300 выпускников российских университетов, теперь работающих в Америке и других странах, и только 8 приехали непосредственно из России.

Безусловно, жизнь ставит перед нами много проблем. Поэтому на съезде нам предстоит обсудить ряд стратегических вопросов развития образования, таких как повышение качества, воспроизводство научных кадров, совершенствование управления и создание конкурентоспособной системы подготовки специалистов.

В чём здесь состоят главные задачи?

Прежде всего выделим доступность и качество.

Наша страна, как показывает вся её история, необычайно богата на таланты. Они рождаются в разных регионах

- в столице и в глубинке, в маленьких сёлах и в крупных городах. Нам надо найти их, развить и дать возможность реализоваться. Именно они будут определять уровень науки, образования, экономики в будущем.

Доступность - это не праздный вопрос. Это - вопрос настроения в обществе. Он имеет большое социальное звучание. До сих пор поступление в ведущий университет или институт

школьника из небольшого города или села воспринимается там как событие. Это - своего рода эталон справедливости нашего общества.

К сожалению, в 90-е годы произошла так называемая «регионализация» образования. Выпускники школ, в основном по экономическим соображениям, предпочитали поступать в вуз по месту жительства, часто отказывая себе в получении того образования, о котором мечтали и которое достойны были получить.

У этой проблемы есть и другая сторона. Не происходит перемешивания различных слоев населения, живущих в разных регионах. А ведь многие страны для сохранения единого культурного пространства создают специальные программы для такого перемешивания.

Что здесь можно сделать?

Нам кажется, что необходимо срочно принять закон об олимпиадах, творческих конкурсах, различных формах специализированной подготовки школьников, системе отбора талантливых молодых людей по всей стране. Надо, не откладывая, установить чёткие правила приёма на основе многовариантности. К этому я бы добавил и создание системы целевой подготовки студентов и аспирантов, направляемых региональными вузами в ведущие университеты страны, которые обладают мощной научной базой.

Конечно, мы натолкнёмся на проблему отсутствия общежитий и другие, но это уже проблемы меньшего порядка по сравнению с задачами доступности образования и воспроизводства научного потенциала.

О качестве нашего образования

В последнее время качество образования упало. Сейчас все крайне озабочены уровнем подготовки в школе по математике, физике, химии, биологии, русскому языку. А ведь эти пред-

меты задают основу школьного образования.

В апреле 2005 г. журнал «Русский Newsweek» писал: «Каждый пятый выпускник российской школы не имеет права на аттестат. Потому что каждый 5-й выпускник - двоечник. По результатам ЕГЭ в 2004 году 19,5% одиннадцатиклассников провалили экзамен по математике, а значит - и всю школьную программу по этому ключевому предмету. Результаты по другим предметам немногим лучше. Тем не менее все двоечники свои аттестаты всё же получили». Напомню, что не так давно математическая неграмотность была объявлена в США угрозой национальной безопасности. По этому поводу было принято специальное решение конгресса США и выделены огромные средства.

Как здесь не вспомнить, что ещё Пётр I в 1701 г. учредил в Москве школу «математических и навигацких» наук. А вот что было совсем недавно - на нашей памяти. В 60-70-е годы в целях ускорения научно-технического прогресса на государственном уровне несколько раз принимались постановления о преподавании математики.

Во-первых, вопрос качества образования упирается, безусловно, в материальное положение учителя, преподавателя, их статус. Меры, предложенные Президентом РФ в рамках национальных проектов, в том числе проекта «Образование», - первые, но очень значимые шаги в этом направлении. Их необходимо развивать. Многие регионы уже сейчас существенно улучшили положение в школах, подняли престиж учителя. Для этого там отходят от оплаты по ЕТС и вводят элементы отраслевой системы. Цель таких нововведений - повысить зарплату учителя по крайней мере вдвое.

Плохая подготовка в школе понижает и уровень высшего образования. Кроме того, преподаватели часто вы-

нуждены искать дополнительные заработки, отрывая время от основной работы.

У нас сейчас сложилась парадоксальная ситуация. Две трети своего времени профессор университета проводит не на основной работе, а в других местах, зарабатывая на проживание. По некоторым оценкам, и две трети зарплаты он получает, так сказать, «на стороне». Я думаю, что это ненормально. Профессор должен за свою основную работу получать достаточно. Тогда от него можно требовать, чтобы он всё своё рабочее время отдавал университету. И это должно быть зафиксировано в персональном контракте, как делается во всех университетах мира.

Приведу один пример. Неделю назад состоялась передача бесценных рукописей архива выдающегося русского мыслителя, философа, профессора Московского университета Ивана Александровича Ильина в библиотеку МГУ. Рукописи хранились в библиотеке Мичиганского университета и переданы нам согласно воле учёного. Сотрудники Мичиганского университета укладывали рукописи в специальные контейнеры бесплатно в вечернее время. Они проделали огромную работу. Когда их спросили, почему они работали не днём, а вечером, они ответили: «Мы очень хотим помочь Московскому университету, но днём мы по контракту работаем на свой университет, а вам помогаем в свободное время». Вот так относятся к службе в университете!

Мы вносим предложение подготовить и принять закон о статусе педагогического работника. Принимая этот закон, необходимо создать возможности для повышения оплаты труда преподавателя, научного сотрудника университета. Тем более что в Российской академии наук подобный эксперимент

уже проводится. Хорошим подспорьем будет планируемое увеличение надбавок до трёх и семи тысяч рублей за степень кандидата и доктора наук, соответственно.

Во-вторых, качество образования напрямую связано с квалификацией преподавателей. Во многих созданных в последнее время высших учебных заведениях, а это в основном юридические, экономические и управленческие, вообще не хватает квалифицированных педагогических кадров. Нет у нас в стране потенциала, способного качественно преподавать во всех высших учебных заведениях вместе с филиалами. Ведь их у нас 3345.

Только в Москве и области 93 вузовские структуры готовят дипломированных юристов. Возникает вопрос: кто там преподаёт, откуда вдруг появилось такое большое количество юристов высокой квалификации, способных читать сложные курсы лекций объёмом в 300-400 учебных часов? Оказалось, что в штатных расписаниях таких скороспелых вузов, факультетов и филиалов значились для рекламы имена известных профессоров и специалистов, которые, однако, никакой преподавательской деятельности там не вели, а зачастую о своём новом «месте работы» и не знали.

По данным Минобрнауки, в 2005 г. было проверено 400 образовательных учреждений, из которых только в адрес 160 не было нареканий. Руководство министерства не делает секрета из того, что многие из вузовских филиалов, по существу, превратились в пункты выдачи дипломов.

Одинаковые дипломы выдаются при абсолютно разном потенциале и, соответственно, разном качестве обучения, и все - государственного образца. У нас, на мой взгляд, два выхода. Либо мы должны создать действенную, строгую систему лицензирования, аккредита-

ции и навести здесь порядок. Либо -перейти на выдачу диплома университета, и тогда каждый университет будет вынужден бороться за качество своего диплома.

В-третьих, нам необходимо создать хорошо продуманную, компьютеризированную систему контроля качества. Причем эта система должна охватывать не только университеты, но и школы.

И тогда не будет ошибок при приёме в вузы. Ведь успехи школьника, студента будут учитываться систематически на протяжении всей учёбы. Будет понятно, у кого есть способности, а кто не хочет или не может учиться и рассчитывает только на кошелёк родителей.

В действительности речь идёт об очень важном деле - формировании в стране единой информационной среды в сфере образования. Многие университеты настойчиво ставят вопрос о создании на их базе соответствующих ресурсных центров.

Теперь давайте обсудим, для кого мы готовим студентов? Как оценивают работодатели уровень нашего выпускника?

Несколько слов об истории этого вопроса. Система образования Советского Союза была построена по уникальному принципу, она выполняла свои задачи по подготовке квалифицированных специалистов в рамках плановой экономики. Эта система сумела обеспечить небывалый взрыв научнотехнического прогресса и приоритеты нашей страны в освоении космоса, атомной энергетике и других областях. Мы, конечно, знаем и помним также и все существовавшие тогда проблемы.

Сейчас мы живём в другой стране, у нас другая экономика. Но, конечно, готовить студентов «в никуда», когда многие, а порой и большинство, идут работать не по специальности, как, например, выпускники педвузов, абсурдно.

Поэтому на повестку дня встал острейший вопрос о связи системы образования с производством и бизнесом. Здесь есть серьёзные проблемы, но видны и пути их решения.

Мы часто говорим, что образование определяет будущее страны, потому что будущее - это прежде всего высокие технологии, это новейшие достижения фундаментальных наук, это новые открытия в микромире, в макромире, в космосе. Именно такие открытия выведут страну и её экономику на новый уровень, обеспечат её конкурентоспособность. Кто сделает такие открытия, изобретёт технологии, препараты, изделия? Только специалисты, подготовленные на базе фундаментальных знаний, в настоящих научных школах, в инновационной среде.

А разве мы можем упускать из виду, что некоторые страны исходя из своих геополитических интересов окрашивают в различные цвета территории, расположенные все ближе и ближе к нашим границам. Збигнев Бжезинский в книге «Великая шахматная доска» в главе «Геостратегия в отношении Евразии» описал сценарий такого развития событий. И мы видим, что многое из этого сценария реализуется. Как можно сдерживать возникающие при этом угрозы нашим национальным интересам? Только достаточными высокотехнологическими средствами обороны. А их должны создавать наши выпускники. Поэтому для талантливых, творчески активных магистров, аспирантов необходимо создать условия для непрерывной учёбы с отсрочкой от призыва их в армию.

Мы любим ссылаться на зарубежный опыт. А надо сказать, что, например, американские университеты активно участвуют в работах по военной тематике. Так, по словам ректора университета Северной Каролины, их бюджет на науку составляет миллиард

долларов. Из них 80% даётся по заказам государства, львиная доля которых имеет отношение к Пентагону.

Нам необходимо любой ценой сохранить высокий уровень науки в стране, высокую планку подготовки специалистов. Мы знаем, что Президент страны поддерживает постановку крупных научных задач, утвердив недавно перечень приоритетных направлений. Для решения этих задач будут создаваться мощные научные школы, объединять свои усилия университеты и научно-исследовательские институты. А именно это и нужно сейчас нашей стране. Может быть, надо смелее поручать выдающимся учёным руководство масштабными научными проектами. Люди должны знать, кто и за что персонально отвечает.

Сегодня работодатели справедливо предъявляют повышенные требования к уровню подготовки выпускников. И иногда она их не удовлетворяет. Безусловно, мы здесь имеем дело с издержками массовой подготовки специалистов, особенно в недавно созданных вузах, о чём я уже говорил.

Работодатель, конечно, должен иметь право формулировать свои пожелания, так сказать, свой заказ, принимать участие в обсуждении стандартов и программ. Уже сейчас существует много совместных инициатив: это и специальные программы подготовки на фундаментальной научной базе для будущей работы, это «доводка» выпускников в фирмах, это переподготовка специалистов, это и такая новая форма совместной подготовки, как корпоративные университеты. В мире сейчас их уже более четырёх тысяч. Мы считаем, что это один из стратегических путей решения проблемы сотрудничества университета, работодателя, бизнеса.

В ежегодном послании Президента была поддержана и такая инициатива

предпринимателей, как финансирование крупнейших университетов посредством специальных фондов развития и формирование системы образовательных кредитов. На мой взгляд, назрел вопрос о принятии закона о студенческих кредитах и таких фондах.

Сегодня мы планируем прямо на съезде подписать соглашения о стратегическом партнёрстве Российского союза ректоров с самыми крупными объединениями работодателей: Российским союзом промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палатой, «Деловой Россией», «Опорой России». Мы открыты для подписания соглашений и с другими объединениями.

Важнейшая проблема образования

- воспроизводство научного потенциала.

Ресурсная база для решения этой задачи, к сожалению, сейчас мала. Из-за острой нехватки преподавательских и научных кадров конкурсы на замещение должностей профессоров и заведующих кафедрами в ряде случаев превращаются в пустую формальность.

По индексам цитирования в настоящее время в России имеется 30-40 тысяч активных учёных. Половина из них работает за границей, хотя формально числится в наших вузах или институтах. Из штатов научных учреждений практически полностью «выпало» поколение, которому сейчас 35-40 лет. Эту «дыру» в научном сообществе залатать будет крайне трудно. Тем более что назревает сложнейшая демографическая проблема.

В последние годы государством сделан ряд шагов по созданию условий для стимулирования воспроизводства научных и научно-педагогических кадров. Это известные указы Президента и постановления Правительства. Однако следует признать, что перелома в решении этой задачи пока не видно.

Не все предпринимаемые в этой сфере меры были одинаково бесспорны. В частности, подготовка аспирантов на платной основе. В результате приём в аспирантуру, а также поток новоиспечённых кандидатов и докторов наук сильно вырос. За счёт платной формы численность аспирантов с 1993 г. увеличилась в три раза, при том, что число реальных научных руководителей сократилось в несколько раз. Появился даже своего рода бизнес -подготовка кандидатских и докторских диссертаций, так сказать, «под ключ», а сами диссертации стали объектом купли-продажи.

Сейчас стало модным среди крупных бизнесменов и даже депутатов обзаводиться учёной степенью доктора наук. Формальная принадлежность к интеллектуальной элите теперь начинает определяться не только трудом и талантом человека, но и его платёжеспособностью. Этой моде надо положить конец.

Как решить проблему воспроизводства кадров? Нам кажется, что здесь необходимо выделить ключевые вопросы.

Прежде всего, это поддержка молодых, по-настоящему талантливых учёных. Этот вопрос неоднократно обсуждался на Совете при Президенте. Хорошо известно, какие вопросы надо решить, чтобы закрепить молодых учёных в науке и образовании. Это вопросы зарплаты, современного научного оборудования и жилья.

Кстати, Совет при Президенте, о котором говорилось выше, выступил с идеей создать Всероссийский совет по работе с молодыми учёными.

К вопросу о жилье. Я хотел бы выдвинуть такую новую идею. Сейчас развивается ипотека как часть государственной жилищной программы. Но, может быть, стоит рассмотреть ещё одну возможность - строительство

арендного жилья. Ипотека как бы привязывает специалиста к месту, лишает его мобильности. Нелегко решиться продать свою квартиру. А арендное жильё в этом смысле имеет преимущество - оно даётся на какое-то время. При соответствующих законодательных актах вузы могли бы сами строить такое арендное жильё и удерживать молодых.

Теперь о разработке современной правовой базы. По проблемам высшего образования принято много законодательных актов, в которые неоднократно вносились поправки. Назрела необходимость подготовить и принять кодекс об образовании, подобно налоговому и трудовому. В этом кодексе необходимо чётко отразить вопросы налогообложения.

Российский союз ректоров выступает с предложением принять образовательный кодекс в виде закона и просит Государственную думу поддержать наше предложение.

Далее, я хотел бы выразить мнение ректорского сообщества по двум законопроектам, которые сейчас обсуждаются: об автономных учреждениях и о ректоре и президенте.

Мы все признаём важность укрепления государственного влияния, в первую очередь государственного контроля за деятельностью вузов. Это вполне нормально и даже необходимо. Однако при этом важно, чтобы государственный контроль не ослаблял, а усиливал потенциал самоконтроля вуза, вытекающего из его автономии, и не превращался в дополнительную бюрократическую процедуру.

По нашему мнению, предлагаемый порядок избрания ректора и введения должности президента нуждается в изменениях и дополнениях.

Первое. Необходимо точно сформулировать, что имеется в виду, когда речь идет об аттестации кандидата на

должность ректора. Ведь этот человек уже много раз аттестован и как учёный, и как руководитель. Поэтому нужно чётко сказать, по каким параметрам будет проводиться аттестация кандидата на должность ректора. Эти критерии не должны быть тайной, скрытой от вузовской общественности.

Нам представляется, что более правильно доверить рассмотрение кандидатур коллегиям министерств по ведомственной подчинённости вузов или, может быть, специальным государственным комиссиям с включением в них с правом решающего голоса представителей общественности, Союза ректоров, региональной и муниципальной власти, работодателей, причём всё это должно быть строго определено в законе.

Второе. Безусловно, президентом вуза в тех случаях, когда эту должность необходимо вводить, должен быть избранный учёным советом вуза один из бывших ректоров этого вуза, наиболее подготовленный к этой работе, а не человек, рекомендованный извне, к примеру, неудавшийся политик.

Наконец, третье. Полномочия ректора и президента должны быть разделены законодательно, а не на основе их обоюдного соглашения. Такая определённость особенно важна для коллектива, поскольку это дело новое, во многом искусственное, потенциально чреватое разбродом и шатаниями в коллективе, чего следовало бы избежать.

Я уверен, что принятие таких поправок сохранит автономию вузов, что будет только на пользу как государству, так и гражданскому обществу в России.

Автономия университетов доказала свою эффективность в университетах всех стран, на протяжении многих веков, начиная с Пифагорейского союза, Академии Платона и Александрийского мусейона.

Вот как писал видный российский

государственный деятель XIX века М.М. Сперанский: «Раз государство хочет обеспечить обществу те бесконечные материальные и моральные благодеяния, которые приносит культура истинной науки, оно не может не считаться с особой природой этих... учреждений».

Теперь самое место сказать несколько слов о вносимом законопроекте «Об автономных учреждениях».

Обсуждение этого законопроекта в высшей школе активно идет уже более года. Его тщательный юридический анализ проведён Московской юридической академией, Московским, Санкт-Петербургским, Нижегородским, Дальневосточным университетами и рядом других вузов. В этих заключениях высказываются опасения, что в случае изменения статуса государственного образовательного учреждения на автономное учреждение появится возможность отчуждения его имущества. Это может привести в итоге к смене собственника и предназначения вуза.

Этот вопрос волнует не только образовательное сообщество. Известный театральный режиссёр Валерий Фокин рассказывает: «... один крупный бизнесмен ждёт - не дождётся выхода закона об автономных учреждениях. С тем, чтобы деньгами, а у него много денег, войти в какой-нибудь крупный театр первой величины. Цель следующая: ненавижу «чеховщину», ненавижу все эти «Вишнёвые сады», где высмеиваются бизнесмены. Мы будем ставить спектакли, в которых бизнесмен - непременно хороший человек. »

Союз ректоров подготовил предложения Правительству Российской Федерации, в которых решаются практически все поставленные в законопроекте задачи стимулирования работы вуза и расширения его самостоятельности в сфере финансовой деятельности. Однако, и это принципиально, при

этом не меняется правовой статус университета.

Представляется целесообразным более тщательно изучить этот вопрос и рассмотреть его при принятии образовательного кодекса, увязав с другими отраслями права: финансовым, налоговым и страховым.

В заключение - ещё о двух вопросах.

Развитие высшей школы России немыслимо без самого широкого международного сотрудничества.

Скоро в Санкт-Петербурге на «Саммите восьми» будут обсуждаться многие важные вопросы, и среди них вопрос об образовании. Накануне саммита у нас в стране прошло много встреч с ректорами стран Восьмёрки и других регионов мира. Большую работу провёл Андрей Александрович Фурсенко. Только в Московском университете прошли четыре такие встречи ректоров.

Общий настрой всех участников -признание заслуг нашего высшего образования. Все отмечали, что, в общем-то, проблемы в образовании у нас общие, и решать их лучше сообща. Поэтому мы должны активно работать, развивая это сотрудничество, в том числе в рамках известных международных процессов, например, таких, как Болонский. Международное сотрудничество

- это дорога с двусторонним движением: мы должны учиться, перенимая полезный опыт, и сохранять всё лучшее у себя. А может быть, кто-то поучится и у нас.

В нашей международной деятельности есть и другие приоритеты - страны СНГ. Прошедший в апреле форум научной и творческой интеллигенции показал, что углубление и расширение контактов, сохранение единого гуманитарного пространства - общее желание людей наших стран, несмотря на то, что некоторые политики пытаются нас поссорить.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К сожалению, пока очень малы квоты

для обучения граждан из этих стран по межгосударственной линии. Начинают сильно расходиться школьные стандарты. Тем не менее оптимизма здесь больше, чем пессимизма. Квоты, как мы знаем, Правительство увеличивает, межуниверситетское сотрудничество наших стран начинает набирать обороты.

И здесь появилось ещё одно важное направление - создание филиалов ведущих российских университетов в странах СНГ. У Московского университета их уже три: в Севастополе, в Астане, в Ташкенте. Планируется открытие четвёртого - в Бишкеке.

Пора нам, наконец, наладить и дистанционные формы обучения; это не так дорого, но очень востребовано. При этом, безусловно, мы будем иметь возможность в этих странах поддерживать и сохранять наш великий русский язык.

О наших студентах. Какие они сегодня? Каковы их устремления и цели? Как мы их воспитываем?

За период с 1995 по 2005 гг. количество студентов выросло в два с половиной раза и приблизилось к семи миллионам. На 10 тысяч человек в России приходится 430 студентов. Это один из самых высоких показателей в мире. По данным некоторых социологических исследований, 76% студентов удовлетворены своим образованием и полагают, что смогут работать в любой стране. Около 80% молодёжи выражают неудовлетворение своим материальным положением, а около половины считает, что бюрократия защищает интересы богатых. Добавим к этому, что сейчас студенты больше интересуются политикой, платформами партий. И таких политически активных молодых людей - около 75%.

Внимательное отношение к студентам - вопрос необычайной важности. Нам представляется, что уже в 2007 г.

необходимо создать финансовые механизмы для существенного повышения стипендии.

Уважаемые коллеги!

В докладе было сделано более 20 конкретных предложений, которые обсуждались на региональных советах и выражают мнение ректорского сообщества. При этом 10 из них относятся к дополнениям, изменениям законодательной базы образования. Реализация наших предложений безусловно улучшит положение студентов и послужит развитию образования в нашей стране.

Образование неотделимо от воспитания молодёжи. Именно сегодняшней молодёжи предстоит в будущем отвечать за нашу страну, отстаивать её интересы. Наша задача - помочь им стать настоящими патриотами. Молодое поколение должно иметь чёткое представление о том, что такое истинный патриотизм. Тем более что это слово всё чаще используется в последнее время различными политическими силами с разными целями.

На мой взгляд, самые точные и ёмкие слова об этом сказал Иван Александрович Ильин: «Человек может прожить всю жизнь в пределах своего государства и не обрести своей родины, так что душа его будет до конца патриотически пустынна и мертва. обретение родины есть акт духовного самоопределения».

Воспитание молодёжи должно стать главной целью образования, быть главным вектором жизни всего нашего общества. Как говорил Дмитрий Сергеевич Лихачёв, «не должно быть глухих к Слову, чёрствых к Добру, беспамятных к Прошлому и слепых к Красоте, а для этого нужны Знания, дающиеся Образованием».

Благодарю за внимание!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.