Научная статья на тему 'Vii съезд Российского Союза ректоров высших учебных заведений'

Vii съезд Российского Союза ректоров высших учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Vii съезд Российского Союза ректоров высших учебных заведений»

В. В. Афанасьев

VII СЪЕЗД РОССИЙСКОГО СОЮЗА РЕКТОРОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

VII съезд ректоров вузов России проходил 6-7 декабря 2002 года в актовом зале Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Участие в его работе приняли 838 ректоров России и стран СНГ, а всего 2 тыс. представителей высшей школы (всего сейчас в РФ более 3200 вузов вместе с филиалами) и образования, среди которых 150 академиков и членов-корреспондентов государственных Академий и более 600 докторов наук, профессоров. Можно отметить, что впервые за последние десять лет съезд готовился и проходил в достаточно спокойной обстановке, что являлось отражением некоторого улучшения ситуации как в стране в целом, так и в высшей школе в частности.

С другой стороны, забегая вперед, скажем, что нам, представителям педагогического образования, приятно было осознавать внимание почти всех без исключения выступающих к учителю и системе общего среднего образования как фундаменту образования и воспитания нации.

Значимым событием стало участие в работе съезда главы государства В. В. Путина, который в своем 15-минутном выступлении дал оценку состояния отечественной высшей школы и определил главные задачи ее развития. Высокий уровень образования, подчеркнул Президент, остается одним из показателей, благодаря которым Россия входит в число ведущих государств мира. Его совершенствование - важнейший приоритет политики государства. Опираясь на накопленный потенциал и свои богатые традиции, высшие учебные заведения могут и должны вносить растущий вклад в экономическое развитие и повышение уровня жизни. Для этого необходимо упорядочить структуру подготовки кадров, приблизив ее к имеющимся потреб-

ностям, обеспечить улучшение качества образования, особенно в негосударственных вузах.

В числе мер по укреплению высшей школы, которые будут приняты на общегосударственном уровне, Президент выделил увеличение средств, направленных на капитальное строительство объектов вузов (как нам это необходимо и желательно!), их техническое перевооружение и комплектование библиотек, а также повышение надбавок преподавателям за ученые звания. Получили поддержку главы государства предложения о распространении на высшие учебные заведения статуса научных организаций, об изменении режима налогообложения вузов, упорядочении работы казначейства.

Сильное впечатление на участников съезда произвело живое участие Президента РФ в обсуждении основного доклада и первых выступлений (академиков Ж. И. Алферова, И. Б. Федорова). Неподдельный интерес, квалифицированный комментарий В. В. Путина к проблемам высшего образования оказали определенное влияние на всю атмосферу VII съезда Российского Союза ректоров, сосредоточившего свою деятельность на анализе хода реализации решений Государственного Совета, принятых в августе 2001 года, и разработанной на их основе Концепции модернизации отечественного образования на период до 2010 года.

С основным докладом «Высшая школа России: традиции и современность» выступил президент Российского Союза ректоров, ректор МГУ, академик В. А. Садовничий. Докладчик проанализировал работу союза после VI съезда ректоров, выделил основные задачи деятельности Союза: - определение общих подходов в вопросах политики высшего образования, направленных на дальнейшее совершенствование учебно-педагогичес-

кого процесса, развитие науки и улучшение материально-технической базы высшей школы;

- координация различных интересов с целью достижения необходимой однородности, свободного развития, мобильности сочетания региональных и структурных образований в системе высшего образования;

- реализация и защита гражданских, социально-экономических, политических, профессиональных прав и свобод членов Союза;

- подготовка рекомендаций для политических и административных решений по вопросам развития высшего образования;

- оказание консультационных и информационных услуг по вопросам деятельности российской высшей школы;

- взаимодействие с профессиональными ассоциациями по проблемам высшей школы и науки;

- изучение опыта зарубежных объединений ректоров вузов, обеспечение сотрудничества с ними.

В. А. Садовничий подчеркнул, что традиционно высшее образование в России строилось на принципах государственности, всесословности и фундаментальности, что необходимо сохранить и в дальнейшем. Государственность - это обеспечение страны нужными по количеству и должными по качеству кадрами высококвалифицированных специалистов. Всесословность - равный доступ и равные возможности получения образования любым гражданином страны независимо от его имущественного положения и сословного происхождения. Фундаментальность высшего образования -соединение научного знания и процесса образования.

В отличие от других наций, мы сразу стали учиться научно мыслить и учить студенчество мыслить целостными, фундаментальными теориями и действовать в практике сообразно методам получения таких фундаментальных знаний. В этом -одна из национальных традиций российского образования, которая сейчас оказа-

лась под угрозой: происходят процессы, приводящие к дефундаментализации образования. В школе сокращаются предметы естественно-научного цикла, создаются какие-то «кентавры» из физики, химии, биологии. Уже подготовлены соответствующие этому видению новые образовательные стандарты, а надо бы помнить, что только глубокая подготовка школьников открывает им путь к качественному высшему образованию.

Получению высшего образования предшествуют выпускные экзамены в средней школе и вступительные испытания в вузе, и наша цель состоит в том, чтобы найти оптимальное сочетание существующих методов и новаций. Ректорский корпус опасается того, что абсолютизация и монопольное положение ЕГЭ могут нанести ущерб системе образования России. А система ЕГЭ - ГИФО, не предполагающая 100% оплаты обучения бюджетных студентов, создает уже неконституционную ситуацию. В Конституции нет нормы типа «полуплатное» или «частично неоплатное» образование. Будущее России в ее талантливых учениках, студентах, живущих во всех регионах нашей страны, и все преобразования должны быть подчинены этой идее.

Сейчас наиболее широко пропагандируемым стал взгляд на систему образования преимущественно как на сферу услуг. В оборот вошел термин «безумие образования», так именуется любая линия в подготовке специалистов, не согласующаяся с сиюминутной реакцией на рыночный спрос. А между тем в этом году Филдсовская премия была присуждена за совсем не рыночную работу выпускнику МГУ по алгебраической геометрии (приятно заметить, что серьезным международным авторитетом в этой области пользуется ярославская школа во главе с профессорами А. С. Тихомировым (ЯГПУ) и Л. С. Казариновым (Яр-ГУ). Ложна посылка, что фундаментальная наука должна быть коммерчески рентабельной, это верно только, когда речь идет о приложениях науки.

Вызывают удивление и некоторые статьи Налогового кодекса, бюджетные и казначейские новации. О каком налоге на прибыли может идти речь, когда вузы финансируются только на 50%?

Утверждение, что наша система образования одна из лучших в мире, справедливо. Но также верно, что страна меняется и с ней должна меняться система образования в России. Мы должны заботиться об укреплении и развитии образовательных связей, особенно со странами СНГ (в ЯГПУ, например, учатся около 300 студентов из Эстонии и Туркменистана). И у нас есть на то все основания и необходимый потенциал.

Интересна реакция Президента РФ В. В. Путина на поднятые в докладе проблемы:

1. у государства нет цели при финансировании высшей школы снижать нагрузку на бюджет;

2. одним из направлений деятельности университетов должна быть официальная подготовка специалистов для зарубежных стран (хорошая поддержка инициатив, в том числе Ярославского педагогического университета).

3. фундаментальная наука не может быть прибыльной;

4. следует продолжить совершенствование налогового законодательства;

5. за вузами нужно закрепить статус исследовательских организаций;

6. количество студентов, обучающихся на средства бюджета, не будет сокращаться.

Такая быстрая реакция изумила многих делегатов, она подтверждала первоначальные слова Президента о том, что он прибыл на съезд работать.

Лейтмотив выступления Нобелевского лауреата Ж. И. Алферова - это современная поддержка Петровской триады: гимназия - университет - академическая наука. С болью говорилось о проблемах интеграции науки и образования, о снижении требовательности к аспирантам, о сохранении традиции естественнонаучного образования. Очень взволно-

ванно, вспомнив своего школьного наставника, рассуждал Нобелевский лауреат об Учителе, его подготовке и создании человеческих условий (прежде всего материальных) для работы.

В. В. Путин, комментируя его выступление, подчеркнул, что в Московском физико-техническом университете, который возглавляет Ж.И.Алферов, приведенная триада реально действует, в чем Президент убедился, посетив гимназию и научно-исследовательский институт при МФТИ. Президент заверил, что вопрос о повышении зарплаты учителя будет решаться, а привлечение ресурсов бизнеса и граждан на образование и науку считает общей задачей.

Выступление вице - президента Российского Союза ректоров И. Б. Федорова было посвящено инженерному образованию и беспокойству о том, как не потерять добрые его традиции, парадоксам нового налогового кодекса, когда вуз, покупая на свои средства оборудование и пополняя тем самым свою и государства материальную базу, должен еще и платить налог.

Путин добавил, что в 2003 году финансирование вузов на оборудование будет увеличено по сравнению с предыдущим годом на 68%, пополнение библиотечного фонда - на 243%, в два раза будут увеличены капитальные вложения на строительство.

Педагогическому образованию России было посвящено выступление ректора МПГУ, члена-корреспондента РАН В. Л. Матросова. Выпускники педагогических учебных заведений обеспечивают деятельность 130 тысяч образовательных учреждений. Каждый десятый житель России - учащийся школ, в которых работают около 2 млн. человек. Тем самым можно с уверенностью утверждать, что развитие отечественного образования во многом определяется потенциалом педагогического образования, его способностью адекватно ответить на вызовы нового века. Но в то же время положительный результат преобразований не может быть

достигнут без коренного изменения отношения к учителю, педагогу, преподавателю со стороны общества и государства.

В настоящее время подготовку кадров для системы образования осуществляют более 600 образовательных учреждений (вузы и их филиалы, педагогические училища и колледжи, профессионально-педагогические колледжи и техникумы, учреждения повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров). Отражением интеграционных процессов в системе образования являются университетские комплексы, которые объединяют дошкольные учреждения - школы - вуз - учреждения повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, при этом центром является педагогический университет. Такие комплексы успешно функционируют в Ростовской, Волгоградской, Ярославской, Иркутской областях, Красноярском крае, республике Мордовия и др. Таким образом, в системе педагогического образования России на практике реализована идея непрерывного образования.

Важным показателем развития системы служит постоянное обновление структуры и содержания педагогического образования на всех ступенях и уровнях. Расширилась номенклатура специальностей среднего профессионального образования (введены 9 новых специальностей), проведена работа по оптимизации перечня педагогических специальностей высшего профессионального образования. Разработаны и утверждены государственные образовательные стандарты второго поколения по специальностям и направлениям высшего педагогического образования. 59 государственных образовательных стандартов по специальностям высшего педагогического образования и 7 - по направлениям подготовки обеспечивают вариативность высшего педагогического образования.

Вместе с тем образовательные стандарты требуют корректировки в соответствии с современными тенденциями

развития системы образования, активными процессами, происходящими в области реформирования школьного образования, динамичными социокультурными изменениями в стране (в связи с предстоящим введением стандартов общего среднего образования).

Несмотря на трудное для системы образования последнее десятилетие, удалось не только сохранить основные научные школы, но и создать потенциал для их дальнейшего развития. В системе педагогического образования сегодня сосредоточено до 17% кандидатов и 12% докторов наук всей высшей школы, на базе педагогических вузов функционирует 150 диссертационных советов (заметим, что в ЯГПУ их 6 по 11 специальностям). Это позволяет заострить вопрос о перспективах научных исследований в системе педагогического образования, проявления большей активности педвузов в конкурсах научно-исследовательских проектов, разработке перспективных научных тем.

В заключение В. Л. Матросов, отмечая в целом положительную динамику развития системы педагогического образования, остановился на нерешенных проблемах в подготовке педагогических кадров:

- кадровое и материально-техническое обеспечение учреждений системы непрерывного педагогического образования;

- содержание и качество подготовки специалистов;

- научное сопровождение подготовки педагогических кадров;

- нормативная и правовая база;

- социальная сфера;

- управление системой педагогического образования.

VII съезд Российского Союза ректоров принял постановление о стратегии модернизации высшего образования, основные положения которого следующие:

1. Принять к руководству и исполнению задачи, вытекающие из выступления на съезде Президента РФ В. В. Путина.

2. Сохранить закрепленную Конституцией и законодательством РФ организационно-правовую форму высших учебных заведений как государственных учреждений.

3. Министерству образования РФ и Совету Российского Союза ректоров внести предложения по улучшению оплаты профессорско-преподавательского состава и научных работников вузов и их пенсионного обеспечения.

4. Рекомендовать Министерству образования РФ:

- провести обсуждение и доработку документа о категорировании высших учебных заведений, усилив государственную поддержку ведущих вузов;

- ввести в действие новый порядок целевого приема и подготовки на договорной основе с органами государственной власти и местного самоуправления с 2003/04 учебного года, а также целевые возвратные субсидии.

5. Просить МПТР России (М. Ю. Лесина) и ВГТРК (М. Е. Швыдкого) рассмотреть предложения Минобразования России и Российского Союза ректоров о создании специальных

культурно-просветительских, образовательных и научно-популярных программ на государственных телеканалах.

6. Правлению Российского Союза ректоров организовать разработку и реализацию:

- обоснованных предложений по стратегии модернизации высшего образования, ко всему комплексу проблем, определяющих будущее высшей школы, ее вклад в социально-экономическое развитие страны;

- программ развития ключевых областей образования: университетского, инженерно-технического и педагогического.

В приложении к постановлению приведены предложения по вопросам улучшения системы и практики бюджетного финансирования и налогообложения учреждений высшего образования.

VII съезд Российского Союза ректоров принял также Заявление «Россия -студентам, студенты - России» и Обращение к ответственным государственным и политическим деятелям, представителям академических и деловых кругов, общественности и средствам массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.