В. В. Афанасьев
VII СЪЕЗД РОССИЙСКОГО СОЮЗА РЕКТОРОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
VII съезд ректоров вузов России проходил 6-7 декабря 2002 года в актовом зале Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Участие в его работе приняли 838 ректоров России и стран СНГ, а всего 2 тыс. представителей высшей школы (всего сейчас в РФ более 3200 вузов вместе с филиалами) и образования, среди которых 150 академиков и членов-корреспондентов государственных Академий и более 600 докторов наук, профессоров. Можно отметить, что впервые за последние десять лет съезд готовился и проходил в достаточно спокойной обстановке, что являлось отражением некоторого улучшения ситуации как в стране в целом, так и в высшей школе в частности.
С другой стороны, забегая вперед, скажем, что нам, представителям педагогического образования, приятно было осознавать внимание почти всех без исключения выступающих к учителю и системе общего среднего образования как фундаменту образования и воспитания нации.
Значимым событием стало участие в работе съезда главы государства В. В. Путина, который в своем 15-минутном выступлении дал оценку состояния отечественной высшей школы и определил главные задачи ее развития. Высокий уровень образования, подчеркнул Президент, остается одним из показателей, благодаря которым Россия входит в число ведущих государств мира. Его совершенствование - важнейший приоритет политики государства. Опираясь на накопленный потенциал и свои богатые традиции, высшие учебные заведения могут и должны вносить растущий вклад в экономическое развитие и повышение уровня жизни. Для этого необходимо упорядочить структуру подготовки кадров, приблизив ее к имеющимся потреб-
ностям, обеспечить улучшение качества образования, особенно в негосударственных вузах.
В числе мер по укреплению высшей школы, которые будут приняты на общегосударственном уровне, Президент выделил увеличение средств, направленных на капитальное строительство объектов вузов (как нам это необходимо и желательно!), их техническое перевооружение и комплектование библиотек, а также повышение надбавок преподавателям за ученые звания. Получили поддержку главы государства предложения о распространении на высшие учебные заведения статуса научных организаций, об изменении режима налогообложения вузов, упорядочении работы казначейства.
Сильное впечатление на участников съезда произвело живое участие Президента РФ в обсуждении основного доклада и первых выступлений (академиков Ж. И. Алферова, И. Б. Федорова). Неподдельный интерес, квалифицированный комментарий В. В. Путина к проблемам высшего образования оказали определенное влияние на всю атмосферу VII съезда Российского Союза ректоров, сосредоточившего свою деятельность на анализе хода реализации решений Государственного Совета, принятых в августе 2001 года, и разработанной на их основе Концепции модернизации отечественного образования на период до 2010 года.
С основным докладом «Высшая школа России: традиции и современность» выступил президент Российского Союза ректоров, ректор МГУ, академик В. А. Садовничий. Докладчик проанализировал работу союза после VI съезда ректоров, выделил основные задачи деятельности Союза: - определение общих подходов в вопросах политики высшего образования, направленных на дальнейшее совершенствование учебно-педагогичес-
кого процесса, развитие науки и улучшение материально-технической базы высшей школы;
- координация различных интересов с целью достижения необходимой однородности, свободного развития, мобильности сочетания региональных и структурных образований в системе высшего образования;
- реализация и защита гражданских, социально-экономических, политических, профессиональных прав и свобод членов Союза;
- подготовка рекомендаций для политических и административных решений по вопросам развития высшего образования;
- оказание консультационных и информационных услуг по вопросам деятельности российской высшей школы;
- взаимодействие с профессиональными ассоциациями по проблемам высшей школы и науки;
- изучение опыта зарубежных объединений ректоров вузов, обеспечение сотрудничества с ними.
В. А. Садовничий подчеркнул, что традиционно высшее образование в России строилось на принципах государственности, всесословности и фундаментальности, что необходимо сохранить и в дальнейшем. Государственность - это обеспечение страны нужными по количеству и должными по качеству кадрами высококвалифицированных специалистов. Всесословность - равный доступ и равные возможности получения образования любым гражданином страны независимо от его имущественного положения и сословного происхождения. Фундаментальность высшего образования -соединение научного знания и процесса образования.
В отличие от других наций, мы сразу стали учиться научно мыслить и учить студенчество мыслить целостными, фундаментальными теориями и действовать в практике сообразно методам получения таких фундаментальных знаний. В этом -одна из национальных традиций российского образования, которая сейчас оказа-
лась под угрозой: происходят процессы, приводящие к дефундаментализации образования. В школе сокращаются предметы естественно-научного цикла, создаются какие-то «кентавры» из физики, химии, биологии. Уже подготовлены соответствующие этому видению новые образовательные стандарты, а надо бы помнить, что только глубокая подготовка школьников открывает им путь к качественному высшему образованию.
Получению высшего образования предшествуют выпускные экзамены в средней школе и вступительные испытания в вузе, и наша цель состоит в том, чтобы найти оптимальное сочетание существующих методов и новаций. Ректорский корпус опасается того, что абсолютизация и монопольное положение ЕГЭ могут нанести ущерб системе образования России. А система ЕГЭ - ГИФО, не предполагающая 100% оплаты обучения бюджетных студентов, создает уже неконституционную ситуацию. В Конституции нет нормы типа «полуплатное» или «частично неоплатное» образование. Будущее России в ее талантливых учениках, студентах, живущих во всех регионах нашей страны, и все преобразования должны быть подчинены этой идее.
Сейчас наиболее широко пропагандируемым стал взгляд на систему образования преимущественно как на сферу услуг. В оборот вошел термин «безумие образования», так именуется любая линия в подготовке специалистов, не согласующаяся с сиюминутной реакцией на рыночный спрос. А между тем в этом году Филдсовская премия была присуждена за совсем не рыночную работу выпускнику МГУ по алгебраической геометрии (приятно заметить, что серьезным международным авторитетом в этой области пользуется ярославская школа во главе с профессорами А. С. Тихомировым (ЯГПУ) и Л. С. Казариновым (Яр-ГУ). Ложна посылка, что фундаментальная наука должна быть коммерчески рентабельной, это верно только, когда речь идет о приложениях науки.
Вызывают удивление и некоторые статьи Налогового кодекса, бюджетные и казначейские новации. О каком налоге на прибыли может идти речь, когда вузы финансируются только на 50%?
Утверждение, что наша система образования одна из лучших в мире, справедливо. Но также верно, что страна меняется и с ней должна меняться система образования в России. Мы должны заботиться об укреплении и развитии образовательных связей, особенно со странами СНГ (в ЯГПУ, например, учатся около 300 студентов из Эстонии и Туркменистана). И у нас есть на то все основания и необходимый потенциал.
Интересна реакция Президента РФ В. В. Путина на поднятые в докладе проблемы:
1. у государства нет цели при финансировании высшей школы снижать нагрузку на бюджет;
2. одним из направлений деятельности университетов должна быть официальная подготовка специалистов для зарубежных стран (хорошая поддержка инициатив, в том числе Ярославского педагогического университета).
3. фундаментальная наука не может быть прибыльной;
4. следует продолжить совершенствование налогового законодательства;
5. за вузами нужно закрепить статус исследовательских организаций;
6. количество студентов, обучающихся на средства бюджета, не будет сокращаться.
Такая быстрая реакция изумила многих делегатов, она подтверждала первоначальные слова Президента о том, что он прибыл на съезд работать.
Лейтмотив выступления Нобелевского лауреата Ж. И. Алферова - это современная поддержка Петровской триады: гимназия - университет - академическая наука. С болью говорилось о проблемах интеграции науки и образования, о снижении требовательности к аспирантам, о сохранении традиции естественнонаучного образования. Очень взволно-
ванно, вспомнив своего школьного наставника, рассуждал Нобелевский лауреат об Учителе, его подготовке и создании человеческих условий (прежде всего материальных) для работы.
В. В. Путин, комментируя его выступление, подчеркнул, что в Московском физико-техническом университете, который возглавляет Ж.И.Алферов, приведенная триада реально действует, в чем Президент убедился, посетив гимназию и научно-исследовательский институт при МФТИ. Президент заверил, что вопрос о повышении зарплаты учителя будет решаться, а привлечение ресурсов бизнеса и граждан на образование и науку считает общей задачей.
Выступление вице - президента Российского Союза ректоров И. Б. Федорова было посвящено инженерному образованию и беспокойству о том, как не потерять добрые его традиции, парадоксам нового налогового кодекса, когда вуз, покупая на свои средства оборудование и пополняя тем самым свою и государства материальную базу, должен еще и платить налог.
Путин добавил, что в 2003 году финансирование вузов на оборудование будет увеличено по сравнению с предыдущим годом на 68%, пополнение библиотечного фонда - на 243%, в два раза будут увеличены капитальные вложения на строительство.
Педагогическому образованию России было посвящено выступление ректора МПГУ, члена-корреспондента РАН В. Л. Матросова. Выпускники педагогических учебных заведений обеспечивают деятельность 130 тысяч образовательных учреждений. Каждый десятый житель России - учащийся школ, в которых работают около 2 млн. человек. Тем самым можно с уверенностью утверждать, что развитие отечественного образования во многом определяется потенциалом педагогического образования, его способностью адекватно ответить на вызовы нового века. Но в то же время положительный результат преобразований не может быть
достигнут без коренного изменения отношения к учителю, педагогу, преподавателю со стороны общества и государства.
В настоящее время подготовку кадров для системы образования осуществляют более 600 образовательных учреждений (вузы и их филиалы, педагогические училища и колледжи, профессионально-педагогические колледжи и техникумы, учреждения повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров). Отражением интеграционных процессов в системе образования являются университетские комплексы, которые объединяют дошкольные учреждения - школы - вуз - учреждения повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, при этом центром является педагогический университет. Такие комплексы успешно функционируют в Ростовской, Волгоградской, Ярославской, Иркутской областях, Красноярском крае, республике Мордовия и др. Таким образом, в системе педагогического образования России на практике реализована идея непрерывного образования.
Важным показателем развития системы служит постоянное обновление структуры и содержания педагогического образования на всех ступенях и уровнях. Расширилась номенклатура специальностей среднего профессионального образования (введены 9 новых специальностей), проведена работа по оптимизации перечня педагогических специальностей высшего профессионального образования. Разработаны и утверждены государственные образовательные стандарты второго поколения по специальностям и направлениям высшего педагогического образования. 59 государственных образовательных стандартов по специальностям высшего педагогического образования и 7 - по направлениям подготовки обеспечивают вариативность высшего педагогического образования.
Вместе с тем образовательные стандарты требуют корректировки в соответствии с современными тенденциями
развития системы образования, активными процессами, происходящими в области реформирования школьного образования, динамичными социокультурными изменениями в стране (в связи с предстоящим введением стандартов общего среднего образования).
Несмотря на трудное для системы образования последнее десятилетие, удалось не только сохранить основные научные школы, но и создать потенциал для их дальнейшего развития. В системе педагогического образования сегодня сосредоточено до 17% кандидатов и 12% докторов наук всей высшей школы, на базе педагогических вузов функционирует 150 диссертационных советов (заметим, что в ЯГПУ их 6 по 11 специальностям). Это позволяет заострить вопрос о перспективах научных исследований в системе педагогического образования, проявления большей активности педвузов в конкурсах научно-исследовательских проектов, разработке перспективных научных тем.
В заключение В. Л. Матросов, отмечая в целом положительную динамику развития системы педагогического образования, остановился на нерешенных проблемах в подготовке педагогических кадров:
- кадровое и материально-техническое обеспечение учреждений системы непрерывного педагогического образования;
- содержание и качество подготовки специалистов;
- научное сопровождение подготовки педагогических кадров;
- нормативная и правовая база;
- социальная сфера;
- управление системой педагогического образования.
VII съезд Российского Союза ректоров принял постановление о стратегии модернизации высшего образования, основные положения которого следующие:
1. Принять к руководству и исполнению задачи, вытекающие из выступления на съезде Президента РФ В. В. Путина.
2. Сохранить закрепленную Конституцией и законодательством РФ организационно-правовую форму высших учебных заведений как государственных учреждений.
3. Министерству образования РФ и Совету Российского Союза ректоров внести предложения по улучшению оплаты профессорско-преподавательского состава и научных работников вузов и их пенсионного обеспечения.
4. Рекомендовать Министерству образования РФ:
- провести обсуждение и доработку документа о категорировании высших учебных заведений, усилив государственную поддержку ведущих вузов;
- ввести в действие новый порядок целевого приема и подготовки на договорной основе с органами государственной власти и местного самоуправления с 2003/04 учебного года, а также целевые возвратные субсидии.
5. Просить МПТР России (М. Ю. Лесина) и ВГТРК (М. Е. Швыдкого) рассмотреть предложения Минобразования России и Российского Союза ректоров о создании специальных
культурно-просветительских, образовательных и научно-популярных программ на государственных телеканалах.
6. Правлению Российского Союза ректоров организовать разработку и реализацию:
- обоснованных предложений по стратегии модернизации высшего образования, ко всему комплексу проблем, определяющих будущее высшей школы, ее вклад в социально-экономическое развитие страны;
- программ развития ключевых областей образования: университетского, инженерно-технического и педагогического.
В приложении к постановлению приведены предложения по вопросам улучшения системы и практики бюджетного финансирования и налогообложения учреждений высшего образования.
VII съезд Российского Союза ректоров принял также Заявление «Россия -студентам, студенты - России» и Обращение к ответственным государственным и политическим деятелям, представителям академических и деловых кругов, общественности и средствам массовой информации.