Научная статья на тему 'О задачах советов ректоров вузов федеральных округов по реализации Концепции модернизации образования (решение правления российского Союза ректоров)'

О задачах советов ректоров вузов федеральных округов по реализации Концепции модернизации образования (решение правления российского Союза ректоров) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О задачах советов ректоров вузов федеральных округов по реализации Концепции модернизации образования (решение правления российского Союза ректоров)»

№ 1, 2002

ОБРАЗОВАНИЕ: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

О ЗАДАЧАХ СОВЕТОВ РЕКТОРОВ ВУЗОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАНИЯ

РЕШЕНИЕ

Правления Российского Союза ректоров

от 26 февраля 2002 г. № 1

Заслушав и обсудив сообщения по по- открывает возможность для наиболее ра-вестке дня, Правление Российского Союза ционального сочетания оправдавших себя

ректоров высших учебных заведений отмечает основополагающее значение Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года №1756-р.

традиции с передовым отечественным и зарубежным опытом.

Вместе с тем в содержании Концепции не удалось в полной мере отразить предложения по вопросам налогообложения вузов и их социального развития, вузовской науки,

Разработка Концепции, ее рассмотре- улучшение качественного состава препода-

ние на Государственном Совете Российской вателей и научных сотрудников и др., со-

державшиеся в докладе, представленном Государственному Совету Российской Фе-

Федерации под председательством Президента России В.В. Путина, обсуждение этого документа на заседании Правительства способствовали обобщению итогов многолетней дискуссии о путях развития всех ступеней и звеньев школы в изменившихся заведений, сузились их возможности в са-

дерации и одобренном им. В силу этого наметилась тенденция к ущемлению экономической автономии высших учебных

государственно-политических и социально-экономических условиях.

В Концепции определена государственная политика в образовательной сфере, установлены ее главные задачи на ближайшее десятилетие - расширение доступности, повышение качества и эффективности пбпазования. Исключительно важное значе-

мостоятельном решении задач улучшения стипендиального обеспечения студентов и оплаты труда преподавателей, укрепления материально-технической базы учебного процесса и социальной инфраструктуры. Чтобы устранить неблагоприятные тенденции, необходимо обобщить конструктивные предложения, выдвинутые в ходе подготовки Кон-

ние для будущего страны имеют положения цепции, и определить конкретные меры по их

нового документа об укреплении позиций го- проведению в жизнь с учетом реальной си-

сфере

нии его ответственности за ее развитие.

реформирования

туации в экономике и ресурсов государства.

Не упуская из виду нерешенные вопросы, в ближайший период предстоит развер-

отечественной системы образования при- нуть практическую работу по реализации

нятая Концепция, устанавливая программ- Концепции модернизации образования. Это

ные цели модернизации, не предопределя- накладывает особую ответственность на

ет путей их достижения, а предусматрива- высшую школу, на коллективы высших

ет проведение социально-педагогических экспериментов, позволяющих дать объективную оценку предлагаемых новшеств, осуществить обоснованный выбор тех подходов и организационных решений, которые в полной мере отвечают потребностям и

учебных заведений, на советы ректоров ву зов регионов и федеральных округов, призванные выступать в качестве интеллектуальных центров модернизации образовательной сферы, координировать деятельность всех образовательных учреждений, сотрудничать с

интересам личности, общества и государ- органами власти и управления, деловыми

ства. Это создает условия для творчества, кругами и широкой общественностью.

«ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Разработку и осуществление меропри-

разработку и реализацию комплекс-

ятий по реализации Концепции необходимо ных программ работы по ключевым на-

использовать для наполнения принципиаль- правлениям модернизации образования,

связанным с улучшением социальной защиты учащейся молодежи, повышением уровня воспитания, качества обучения и профессиональной подготовки учащихся и студентов, созданием объектов учебного, науч-менном этапе имеет поиск дополнительных ного и социального назначения коллектив-

резервов для улучшения оплаты труда и ного пользования;

ных положении этого документа конкретным содержанием, обеспечивающим поступательное развитие системы образования и эффективное использование ее потенциала. Первостепенное значение на совре-

качественного состава научно-педагогических кадров, развития фундаментальных исследований. Неослабное внимание должно уделяться гражданскому воспитанию подрастающего поколения, а также работе с одаренной молодежью.

Особого внимания требуют предлагаемые новшества кардинального характера, влекущие за собой системные изменения в образовательной сфере. Необходимо

- укрепление взаимосвязи начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, упорядочение его структуры, усиление роли в предотвращении молодежной безработицы и развитии производительных сил;

- усиление борьбы с беспризорностью и безнадзорностью детей, подростков и юношества, обеспечение охвата всех детей школьного возраста обучением в об-

обобщить и объективно оценить результа- щеобразовательных учреждениях;

эффекта

ала государственных университетов и других вузов в качестве активных центров модернизации всей системы образования;

- создание условий для развития исследований вузов в области точных, естествен-предотвратить формальный подход к pea- ных и гуманитарных наук, техники и тех-лизации положений Концепции модерниза- нологии, увеличение вклада вузовской науки

ты экспериментов по введению государственных именных финансовых обязательств и единого государственного экзамена для выпускников школ и поступающих в вузы. Следует исключить поспешное принятие необоснованных решений.

ции образования.

ректоров

высших учебных заведений постановляет:

в решение задач роста производительных сил.

2. Признать необходимым более полное использование при разработке меропри-

1. Рекомендовать советам ректоров ятий по реализации Концепции модерниза-

вузов федеральных округов принять актив- ции российского образования на период до

ное участие в разработке и координации 2010 года положений речи на заседании

Госсовета по этому вопросу Президента Российской Федерации В.В.Путина, предложений, прозвучавших в выступлениях участников указанного заседания, а также содержавшихся в подготовленных к этому заседанию материалах. Просить Министер-

выполнения мероприятии по реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года в федеральных округах и субъектах Российской Федерации, предусмотрев:

- налаживание тесного взаимодей-

ствия в решении задач модернизации об- ство образования Российской Федерации

разования коллективов образовательных уч- организовать соответствующую работу,

реждений с органами власти и управления, местным самоуправлением, предприятиями

и организациями народного хозяйства;

3. Считать целесообразным организацию регулярного мониторинга хода выполнения мероприятий по реализации Концеп-

полноценное использование местных ции модернизации образования в субъек-

финан

федерал

учреждении

округах и в стране в целом.

шения заработной платы педагогического

Просить Министерство образования

персонала, укрепление методической базы Российской Федерации разработать и осу-

и развития социальной инфраструктуры учебных заведений;

То

ществить программу мониторинга модернизации, обеспечив участие в ней советов

ректоров вузовских центров и федеральных округов, а также ведущих университетов. Особое внимание уделить объективному анализу хода и результатов экспериментов по введению единого государственного экзамена и государственных именных финансовых обязательств.

4. Просить советы ректоров вузов федеральных округов провести в 2002 году научно-практические конференции с обсуждением мероприятий по реализации Концепции модернизации, путей, сроков и форм их практического осуществления, уделив особое внимание анализу имеющихся трудностей и нерешенных проблем. Пригласить для участия в конференциях полномочных представителей Президента в федеральных округах, руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации, видных ученых и деятелей образования. Обобщить рекомендации научно-практических конференций и направить их в Правление Российского Союза ректоров вузов для изучения и информирования участников VII съезда ректоров.

5. Поручить Правлению Российского Союза ректоров высших учебных заведений:

5.1. Проинформировать руководство страны, высшие органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации об имеющихся проблемах в области высшего образования и науки, имея в виду их максимально полный учет в ходе разработки и принятия федерального бюджета на 2003 год, а также практического осуществления Концепции модернизации. Поста-

вить вопросы улучшения оплаты труда профессорско-преподавательского состава и стипендиального обеспечения студентов и преподавателей, развития фундаментальных и прикладных исследований, обеспечения реальной автономии вузов, в том числе экономической. Добиваться последовательного выполнения действующего зако-нодательства об образовании, в том числе в части соблюдения установленного соотношения численности студентов. об\ чающихся за государственный счет, и населения страны.

ернуть подготовку к VII съезду Российского Союза ректоров вузов с тем, чтобы провести его в октябре - ноябре 2002 г. Определить повестку дня и конкретные сроки работы съезда и довести их до членов Союза не позднее 15 сентября 2002 г.

* * *

Правление Российского Союза ректоров вузов отмечает, что организация и координация работы образовательных учреждений по осуществлению Концепции модернизации создает благоприятные предпосылки для становления советов ректоров федеральных округов.установления ими тесных связей с органами власти и управления, коллективами \ чебных заведений, объединениями общественности. В ходе этой работы должна пройти

ч

проверку опытом идея университетских округов, с учетом требований жизни предстоит определить ее реальное содержание, продумать организационные формы воплощения в жизнь.

Президент Российского Союза ректоров вузов,

ректор МГУ имени М.В.Ломоносова академик РАН В.А. Садовничий

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ УНИВЕРСИТЕТСКИХ КОМПЛЕКСОВ

Правительство Российской Федерации I7 сентября 2001 г. приняло постановление 676 «Об университетских комплексах»*, в котором указывается, что на базе университета <академии) может быть в установленном законода-

*См.: Бюллетень Минобразования

2001. №4. С. 4.

тельством Российской Федерации порядке создан университетский комплекс, объединяющий образовательные учреждения, которые реализуют образо-

вательные программы различных уровней, иные учреждения и некоммерческие

России. 2001. № 12. С. 3; Интеграция образования.

п

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.