ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ $
В РОССИЙСКОМ СОЮЗЕ РЕКТОРОВ
Правление Российского Союза ректоров на своем заседании 1 марта 2000 года при участии Министра образования Российской Федерации Владимира Михайловича Филиппова, его первого заместителя Васшия Максимилиановича Жураковс-кого, Председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы Ивана Ивановича Мельникова, заместителя Председателя Комитета по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Совета Федерации Вячеслава Александровича Миронова, Председателя Центрального Комитета профсоюза работников образования и науки Владимира Михайловича Яковлева, Президента Международной академии наук высшей школы Валентина Ефимовича Шукшунова и др. рассмотрело вопрос об университетских учебных округах, заслушало доклад ректора Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, профессора Николая Петровича Макаркина об опыте работы университетского округа в Республике Мордовия. В развитие этой темы ректор Московского государственного университета им. М. В.Ломоносова, Президент Российского союза ректоров, член Президиума РАН, академик Виктор Антонович Садовничий в своем выступлении сделал попытку обобщить высказанные при обсуждении идеи осуществления поставленной проблемы.
Заслушав и обсудив сообщения о первом опыте создания и практической деятельности университетских (учебных) округов, Правление Российского Союза ректоров отмечает большое значение этого опыта для реализации комплексного подхода к проблемам образования с учетом задач социально-экономического развития страны и каждого региона.
Опираясь на отечественные исторические традиции, воссоздание университетских округов отражает новые реалии развития системы образования: многообразие типов образовательных учреждений, их широкую академическую автономию, все более тесные связи с рыночной экономической средой. В этих изменившихся условиях университетские округа не только позволяют налаживать координацию работы учебных заведений независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, но и способствуют достижению нового качества образования, обеспечивая более полное соответствие образовательных и образовательно-профессиональных программ потребностям общества.
Реализация решений Всероссийского совещания работников образования открывает перед университетскими округами новые перспективы. С первых шагов они подтвердили свою способность консолидировать педагогическую общественность на решение общих задач, что особенно важно для реализации Национальной доктрины образования в Российской Федерации, Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе), Федерального закона «Об обеспечении государственных гарантий права граждан на общее среднее образование». Еще более насущной задачей становится поиск путей увеличения вклада самой системы образования в преодоление социально-экономического и демографического кризиса в стране, всемерное развитие человеческого потенциала, создание предпосылок для подъема производства, науки, техники и культуры.
Решение Правления Российского Союза ректоров
1 марта 2000 г.
Об университетских (учебных) округах
Правление Российского Союза ректоров считает, что основой для создания университетских округов как государственно-общественных межведомственных органов, координирующих работу по решению проблем образования, могут стать Советы ректоров вузов при условии их тесного взаимодействия с органами власти соответствующих субъектов Российской Федерации, заинтересованными научными, деловыми и общественными кругами. В этом случае университетские округа обретут реальную возможность дать импульс не только развитию образовательных учреждений, но и комплексному решению задач развития производительных сил.
С учетом изложенного Правление Российского Союза ректоров решило:
1. Одобрить опыт создания университетских (учебных) округов как государственно-общественных органов, способствующих комплексному решению проблем образования, его развитию с учетом социально-экономических потребностей страны и каждого региона.
2. Рекомендовать Советам ректоров вузов с учетом настоящего постановления провести консультации о возможности и целесообразности создания университетских округов в своих регионах, о перспективных направлениях их деятельности, о потребностях в комплексном изучении и практическом решении проблем развития производительных сил на основе взаимодействия вузов, органов власти и управления и деловых кругов.
Просить Советы ректоров проинформировать Правление Российского Союза ректоров о своих выводах до 15 мая 2000 г.
3. Признать необходимым обсуждение вопроса о целесообразности создания университетских округов в свете решений Всероссийского совещания работников образования с Минобразованием России и Комитетом по образованию Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Президент
Российского Союза ректоров В.А.Садовничий