Научная статья на тему 'Рекомендации по созданию университетских комплексов'

Рекомендации по созданию университетских комплексов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рекомендации по созданию университетских комплексов»

ректоров вузовских центров и федеральных округов, а также ведущих университетов. Особое внимание уделить объективному анализу хода и результатов экспериментов по введению единого государственного экзамена и государственных именных финансовых обязательств.

4. Просить советы ректоров вузов федеральных округов провести в 2002 году научно-практические конференции с обсуждением мероприятий по реализации Концепции модернизации, путей, сроков и форм их практического осуществления, уделив особое внимание анализу имеющихся трудностей и нерешенных проблем. Пригласить для участия в конференциях полномочных представителей Президента в федеральных округах, руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации, видных ученых и деятелей образования. Обобщить рекомендации научно-практических конференций и направить их в Правление Российского Союза ректоров вузов для изучения и информирования участников VII съезда ректоров.

5. Поручить Правлению Российского Союза ректоров высших учебных заведений:

5.1. Проинформировать руководство страны, высшие органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации об имеющихся проблемах в области высшего образования и науки, имея в виду их максимально полный учет в ходе разработки и принятия федерального бюджета на 2003 год, а также практического осуществления Концепции модернизации. Поста-

вить вопросы улучшения оплаты труда профессорско-преподавательского состава и стипендиального обеспечения студентов и преподавателей, развития фундаментальных и прикладных исследований, обеспечения реальной автономии вузов, в том числе экономической. Добиваться последовательного выполнения действующего зако-нодательства об образовании, в том числе в части соблюдения установленного соотношения численности студентов. об\ чающихся за государственный счет и населения страны.

ернуть подготовку к VII съезду Российского Союза ректоров вузов с тем, чтобы провести его в октябре - ноябре 2002 г. Определить повестку дня и конкретные сроки работы съезда и довести их до членов Союза не позднее 15 сентября 2002 г.

* * *

Правление Российского Союза ректоров вузов отмечает, что организация и координация работы образовательных учреждений по осуществлению Концепции модернизации создает благоприятные предпосылки для становления советов ректоров федеральных округов.установления ими тесных связей с органами власти и управления, коллективами \ чебных заведений, объединениями общественности. В ходе этой работы должна пройти

ч

проверку опытом идея университетских округов, с учетом требований жизни предстоит определить ее реальное содержание, продумать организационные формы воплощения в жизнь.

Президент Российского Союза ректоров вузов,

ректор МГУ имени М.В.Ломоносова академик РАН В.А. Садовничий

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ УНИВЕРСИТЕТСКИХ КОМПЛЕКСОВ

Правительство Российской Федерации I7 сентября 2001 г. приняло постановление 676 «Об университетских комплексах»*, в котором указывается, что на базе университета <академии) может быть в установленном законода-

*См.: Бюллетень Минобразования

2001. №4. С. 4.

тельством Российской Федерации порядке создан университетский комплекс, объединяющий образовательные учреждения, которые реализуют образо-

вательные программы различных уровней, иные учреждения и некоммерческие

России. 2001. № 12. С. 3; Интеграция образования.

п

¿ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

организаі/ии или выделенные из их со- кадров по профессиональным образова-става структурные подразделения.

С целью проведения организационно-

тельным программам различных уровней. 10. Создание современной лаборатор-

методической работы по созданию уни- ной и экспериментальной базы для под-

верситетских комплексов Минобразова- готовки специалистов по приоритетным

направлениям науки, техники и социальной сферы.

11. Осуществление подразделениями

нием России разработаны прилагаемые рекомендации для подведомственных учреждений и организаций.

I. Цели создания университетских ком- университетского комплекса совместной

плексов

эффе

ства образовательного процесса.

2. Обеспечение адаптации образователь-

ЧУ

ных учреждении и их выпускников к социальным, экономическим и культурным запросам общества и изменениям рынка труда.

3. Вовлечение в образовательный, научный и инновационный процессы профессорско-преподавательского состава, научных работников, докторантов и обу-

чающихся.

эффекти

зования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов при подготов-

инновационнои, издательской, спортивно-оздоровительной, культурно-массовой, рекламной и иной деятельности.

12. Обеспечение условий, способствующих привлечению дополнительных ресурсов из внебюджетных источников для образования.

13. Формирование системы управления университетским комплексом, учитывающей специфику и задачи входящих в него подразделений.

14. Выработка рекомендаций для решения актуальных проблем социально-экономического, технологического и культурного развития субъектов Российской Феде-

ке специалистов и проведении научных ис- рации и отраслей.

15. Организация взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, развитие межреги-5. Создание условий и возможностей ональных связей при решении проблем в

области образования, науки и иннова-

следований по приоритетным направлениям развития образования, науки, культуры, техники и социальной сферы.

ционнои деятельности.

для реализации крупных программ и проектов образовательного, экономического, социального и технологического характе- 16. Развитие международных связей

ра, активизация научных исследований и при подготовке и переподготовке специа-

инновационной деятельности. листов, в том числе для зарубежных стран,

6. Повышение роли университетов выполнении совместных научных и инно-

вационных проектов.

17. Защита интеллектуальной собствен-

(академий) в социально-экономическом, технологическом, образовательном и культурном развитии общества.

II. Основные задачи университетского комплекса

7. Обеспечение интеграции образова- ских комплексов

ности на создаваемые наукоемкую продукцию, технологии и услуги.

III. Принципы создания университет-

ния и науки в рамках университетского комплекса за счет использования результатов научных исследований в учебном процессе, установления тесных связей между об-

18. Единство учебного, научного и инновационного процессов во взаимосвязи с экономикой и социальной сферой.

19. Непрерывность образовательного

разовательными, иными учреждениями и процесса и взаимосвязь образовательных некоммерческими организациями.

8. Создание единой информационной

среды для обеспечения образовательной, научной и инновационной деятельности.

программ различных уровней, в том числе с целью сокращения сроков их освоения.

20. Инновационная направленность деятельности от проведения фундаменталь-

9. Реализация на базе университетско- ных научных исследований до тиражирова-го комплекса единой системы подготовки, ния и передачи в практик)' наукоемких тех-

переподготовки и повышения квалификации нологий, в том числе образовательных.

21. Организационное, учебно-методи-ческое, научное и информационное взаимодействие между всеми подразделениями университетского комплекса, равенство и учет их интересов.

IV. Порядок создания университетских комплексов

22. Университетский комплекс на базе образовательного учреждения высшего профессионального образования (университета, академии) как единое юридическое лицо создается, реорганизуется и ликвидируется в соответствии с законодательством Российской Федерации Правительством Российской Федерации.

23. Университетский комплекс может создаваться путем реорганизации различных государственных образовательных, иных учреждений и некоммерческих организаций в формах, предусмотренных ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации для реорганизации юридических лиц.

24. Для рассмотрения вопроса о создании университетского комплекса, подведомственного Минобразованию России, представляются следующие материалы: ,

ходатайство, подписанное ректором университета (академии), на базе которого создается университетский комплекс;

пояснительная записка, содержащая необходимые расчеты, обоснования и прогнозы социально-экономических и иных последствий предложения о создании университетского комплекса;

согласие органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту нахождения реорганизуемых образовательных учреждений, иных учреждений и некоммерческих организаций (далее -учреждений и организаций);

согласие общего собрания (конференции) коллективов реорганизуемых учреждений и организаций. Если уставами образовательных учреждений предусмотрено, что принятие решения о реорганизации отнесено к компетенции ученого совета (совета) образовательного учреждения, то решения общего собрания (конференции) не требуется и представляется только решение ученого совета (совета);

нотариально заверенные копии учредительных документов реорганизуемых уч-

реждении и организации и копии договоров между учредителем и реорганизуемыми образовательными учреждениями;

сведения о текущем финансово-экономическом состоянии реорганизуемых учреждений и организаций;

проект устава реорганизуемого университета (академии) в новой редакции.

25. Минобразование России рассматривает представленные материалы и при положительном решении подготавливает проект соответствующего акта Правительства Российской Федерации, который согласовывается с заинтересованными министерствами и вносится на рассмотрение в Правительство Российской Федерации в установленном порядке.

26. После принятия Правительством Российской Федерации соответствующего акта о создании университетского комплекса путем реорганизации учреждений и организаций издается распорядительный акт (или несколько распорядительных актов) Минобразования России, в котором (в которых) должны содержаться следующие положения:

о признании реорганизованным университета (академии), на базе которого создан университетский комплекс, и прекращении деятельности присоединенных к университету (академии) иных учреждений и организаций;

об утверждении передаточного акта, содержащего положения о правопреемстве реорганизованных учреждений и организаций;

о признании утратившими силу уставов всех реорганизуемых учреждений и организаций, лицензий и (или) свидетельств о государственной аккредитации образовательных учреждений в зависимости от форм их реорганизации;

об утверждении устава реорганизованного университета (академии) сроком не более чем на один год;

об осуществлении приема контингента обучающихся^ (или) работников учреждений и организаций, прекративших свою деятельность;

о принятии мер по трудоустройству высвобождаемых работников;

об оформлении в установленном порядке документов на право оперативного управления зданиями, сооружениями, имущественными комплексами, оборудованием, а

'ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

также иным имуществом потреби- сийской Федерации, органов местного са-

тельского, культурного и иного назначения и в бессрочное безвозмездное пользование земельными участками;

моуправления. Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем

о принятии мер по внесению изменений учебном заведении) Российской Федерации в единый государственный реестр юриди- с учетом типовых положений об образова-ческих лиц, а также снятию с учета в на-

тельных учреждениях соответствующих уровней, а также собственным уставом.

28. Содействие в решении основных задач университетского комплекса могут оказывать объединения образовательных тей прекративших свое существование уч- учреждений, научных, конструкторских и реждений и организаций;

другие необходимые сведения.

лотовых органах, органах государственной статистики, пенсионном фонде, фонде занятости населения, закрытию счетов в кредитных организациях, уничтожению печа-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

иных некоммерческих организации, сохраняющих свою самостоятельность, в ассо-27. В своей деятельности университет циации (союзы), в том числе университет-

академия), на базе которого создан уни- ские образовательные округа, верситетский комплекс, руководствуется федеральными законами, актами Прези-

Порядок создания и деятельности этих ассоциаций (союзов), в том числе универ-дента Российской Федерации, Правитель- ситетских образовательных округов, пра-

ства Российской Федерации, федерально- ва и обязанности их членов и другие воп-

го органа управления образования, органов росы регулируются законодательством

государственной власти субъектов Рос- Российской Федерации.

ВУЗЫ И ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА НА УРОВНЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГОВ

А.Ф. Хохлов, председатель Совета ректоров Приволжского федерального

округа, ректор Нижегородского государственного университета

а

Создание федеральных округов открыло новые возможности для более эффективного взаимодействия высших учебных заведений с федеральными органами власти, способствовало установлению и развитию системы партнерских отношений между администрациями всех уровней власти, администрациями высших учебных заведений и коллективами преподавателей и студентов вузов. Опытом взаимодействия с аппаратом полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе с читателями журнала делится председатель Совета ректоров округа.

В 2000 г. в Нижегородском госунивер-ситете было проведено совещание ректоров вузов округа и создан Совет ректоров Приволжского федерального округа, кото-

&

рый стал организационной основой для вза-имодействия вузов с ПОЛНОМОЧНЫМ

представителем Президента.. Вузы в регионах округа стали более активно привлекаться к решению задач укрепления вертикали государственной власти, разработке и реализации программ социально-эко-

© А.Ф. Хохлов, 2002

номического развития регионов, внедрению наукоемких технологий.

Высшие учебные заведения как центры развития науки и подготовки высокопрофессиональных кадров, как региональные центры культуры, как учреждения, аккумулирующие в себе значительную часть талантливой молодежи, являются естественной опорой деятельности полномочных представителей Президента в федеральных округах. Усилия вузов, направленные прежде всего на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.