Научная статья на тему 'Вузы и федеральные органы власти: опыт и перспективы сотрудничества на уровне федеральных округов'

Вузы и федеральные органы власти: опыт и перспективы сотрудничества на уровне федеральных округов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
649
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вузы и федеральные органы власти: опыт и перспективы сотрудничества на уровне федеральных округов»

'ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

также иным имуществом потреби- сийской Федерации, органов местного са-

тельского, культурного и иного назначения и в бессрочное безвозмездное пользование земельными участками;

моуправления, Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем

о принятии мер по внесению изменений учебном заведении) Российской Федерации в единый государственный реестр юриди- с учетом типовых положений об образова-ческих лиц, а также снятию с учета в на-

тельных учреждениях соответствующих уровней, а также собственным уставом.

28. Содействие в решении основных задач университетского комплекса могут оказывать объединения образовательных тей прекративших свое существование уч- учреждений, научных, конструкторских и реждений и организаций;

другие необходимые сведения.

лотовых органах, органах государственной статистики, пенсионном фонде, фонде занятости населения, закрытию счетов в кредитных организациях, уничтожению печа-

иных некоммерческих организации, сохраняющих свою самостоятельность, в ассо-27. В своей деятельности университет циации (союзы), в том числе университет-

академия), на базе которого создан уни- ские образовательные округа, верситетский комплекс, руководствуется федеральными законами, актами Прези-

Порядок создания и деятельности этих ассоциаций (союзов), в том числе универ-дента Российской Федерации, Правитель- ситетских образовательных округов, пра-

ства Российской Федерации, федерально- ва и обязанности их членов и другие воп-

го органа управления образования, органов росы регулируются законодательством

государственной власти субъектов Рос- Российской Федерации.

ВУЗЫ И ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ:

ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА НА УРОВНЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГОВ

А.Ф. Хохлов, председатель Совета ректоров Приволжского федерального

округа, ректор Нижегородского государственного университета

а

Создание федеральных округов открыло новые возможности для более эффективного взаимодействия высших учебных заведений с федеральными органами власти, способствовало установлению и развитию системы партнерских отношений между администрациями всех уровней власти, администрациями высших учебных заведений и коллективами преподавателей и студентов вузов. Опытом взаимодействия с аппаратом полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе с читателями журнала делится председатель Совета ректоров округа.

В 2000 г. в Нижегородском госунивер-ситете было проведено совещание ректоров вузов округа и создан Совет ректоров Приволжского федерального округа, кото-

&

рый стал организационной основой для вза-имодействия вузов с полномочным представителем Президента.. Вузы в регионах округа стали более активно привлекаться к решению задач укрепления вертикали государственной власти, разработке и реализации программ социально-эко-

© А.Ф. Хохлов, 2002

номического развития регионов, внедрению наукоемких технологий.

Высшие учебные заведения как центры развития науки и подготовки высокопрофессиональных кадров, как региональные центры культуры, как учреждения, аккумулирующие в себе значительную часть талантливой молодежи, являются естественной опорой деятельности полномочных представителей Президента в федеральных округах. Усилия вузов, направленные прежде всего на

развитие человеческих ресурсов, на улучшение качества образования и повышение профессионального уровня подготовки специалистов, на развитие новых наукоемких технологий, решение различных соци&пьно-экономических проблем, координируются на региональном уровне советами ректоров регионов. В свою очередь, Совет ректоров федерального округа призван координировать работу региональных советов ректоров, сотрудничать с органами управления образованием, заинтересованными научными учреждениями и предприятиями всех форм собственности в создании современной инфраструктуры непрерывного образования, развитии фундаментальных и прикладных исследований, инновационной деятельности. Таким образом, федеральные университетские округа выступают как устойчивые формы объединения интеллектуальных, педагогических, организационных ресурсов образовательных учреждений, как структуры, отслеживающие динамику развития высшего профессионального образования, проводящие общественную аттестацию и определяющие рейтинг вузов округа. Не менее важной задачей федеральных университетских округов является формирование перспективных направлений развития системы высшего профессионального образования с целью удовлетворения государственного заказа на подготовку специалистов, а также координация работы по реализации молодежной политики в вузах.

Создание Совета ректоров Приволжского федерального округа получило одобрение на съезде Российского Союза ректоров в 2000 г. По примеру Приволжского федерального округа в 2000 - 2001 гг. были созданы аналогичные Советы ректоров во всех федеральных округах России.

За очень небольшой период времени, прошедший с момента организации Совета ректоров Приволжского федерального округа, удалось установить весьма эффективное взаимодействие Совета с полномоч-ным представителем Президента РФ С.В. Кириенко и аппаратом полномочного представителя. Высшие учебные заведения активно включились в работу по решению задач, поставленных перед ними полномочным представителем.

Одной из таких задач явилась разработка предложений по осуществлению активно обсуждаемой в настоящее время модернизации российской системы образования. Эта проблема обсуждалась на состоявшемся в июне 2001 г. в Нижегородском государственном университете совещании ректоров вузов Приволжского федерального округа и руководителей органов управления образованием ПФО с участием полномочного представителя Президента С.В. Кириенко. Министра образования Российской Федерации В.М. Филиппова. Председателя Российского Союза ректоров, ректора Московского государственного университета В.А. Садовничего. На совещании были выработаны предложения по увеличению доступности к высшему профессиональному образованию выпускников общеобразовательных школ. В частности, предлагалось отменить вступительные экзамены и осуществлять прием в вузы всех желающих получить высшее профессиональное образование выпускников общеобразовательных школ с учетом только оценок, включенных в аттестат о полном (общем) среднем образовании. После окончания ими 1 курса (по результатам успеваемости) на конкурсной основе сформировать контингент студентов для продолжения обучения по выбранной специальности в данном вузе. При этом студенты, не выдержавшие конкурса, могли бы продолжить свое обучение на внебюджетной основе в данном вузе или в других вузах, в учреждениях среднего профессионального образования. В рекомендациях совещания, направленных в Министерство образования РФ, было предложено провести соответствующий эксперимент в высших учебных заведениях Приволжского федерального округа. В процессе эксперимента, наряду с решением проблемы увеличения доступности профессионального образования, предполагалось решить и такие проблемы, как:

- совершенствование экономики обра-ания, включая вопросы дополнительного внебюджетного финансирования государственных образовательных учреждений и решения вопросов осуществления в них платных форм обучения;

- сохранение качества образования в условиях увеличения числа филиалов госу-

»

»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

дарственных образовательных учреждений, а также различных негосударственных образовательных учреждений.

Другой задачей, поставленной перед Советом ректоров ПФО и вузовским сооб-

Перед Советом ректоров Приволжского федерального округа стоит задача создания информационной системы, охватывающей все образовательные учреждения округа, и предусматривающей участие ву-

ществом, явилась выработка предложений зов в осуществлении пилотного проекта

федерал

ным законодательством соответствующих

модернизации национальной системы статистики образования. Он включает также

региональных законов с целью установле- и создание информационного центра, пре-

ния единого правового пространства и укрепления единства российской федеральной

доставляющего для органов управления образованием и других государственных

и региональной государственной власти. С органов, министерств и ведомств объек-

этой целью Совет ректоров Приволжского тивную и согласованную информацию для

федерального округа осуществляет координацию деятельности высших учебных заведений, направленной на:

-осуществление подготовки и переподготовки высокопрофессиональных кадров для аппаратов законодательных органов субъектов Российской Федерации, депутатского корпуса;

- расширение участия ученых вузов Приволжского федерального округа в под-

оценки тенденции, развивающихся в системе образования, выработки образовательной политики и принятия оперативных решений. Необходимость решения этой задачи обусловлена тем, что в настоящее время в стране отсутствует единая система образовательной статистики. Информация собирается разными ведомствами, часто не стыкуется между собой, не содержит многих индикаторов, необходимых для готовке и экспертизе проектов законода- управления системой образования. Совет тельных актов, вносимых на рассмотрение ректоров ПФО выработал предложения по

участию вузов в данном проекте.

Совет ректоров Приволжского федерального округа принимает самое активное участие в организации и проведении

соответствующих органов государственной

власти:

- активизацию научных исследований в области совершенствования федеративных отношений, регионального законодательства. Одной из задач Совета ректоров

мероприятии по осуществлению социального партнерства администрации, работо-

Приволжского федерального округа яви- дателей (руководителей предприятий, орга-

лась выработка предложений по подготов- низаций, учреждений, их объединений) и колке высококвалифицированных кадров спе- лективов работников, учащихся (представ-

циалистов по разрешению межнационапь- ляющих их интересы общественных орга-

ных, религиозных и других региональных конфликтов для вновь создаваемых государственных структур. Совет ректоров частности, Совет ректоров ПФО принял

низаций) в решении социально-экономических проблем развития регионов округа. В

ПФО предложил с этой целью расширить подготовку специалистов по специальности (на-

участие в организации и проведении круглого стола студенческих профсоюзных правлению) «Регионоведение». При этом был организаций «Профсоюзные организации

разработан и предложен отвечающий требо- студентов: Инициатива. Партнерство. Ответ-

ваниям государственного образовательного ственность», состоявшегося в апреле 2001 г..

стандарта новый вариант учебного плана, в котором предусматривается осуществление

а также в организации семинара-совеща-ния председателей профсоюзных комите-соответствующей экономической (в том чис- тов студентов высших учебных заведений

ле финансовой) подготовки специалистов- «Профсоюзные организации студентов в

регионоведов для нужд ПФО;

- сравнительное изучение сложных межнациональных и межконфессиональных проблем, вопросов, связанных с этническими, языковыми, геополитическими аспектами управления на территории ПФО.

системе социального партнерства Приволжского федерального округа». Важным итогом стало создание студенческого Координационного совета, представляющего интересы профсоюзной студенческой молодежи в Приволжском федеральном ок-

руге и призванного во взаимодействии с полномочным представителем Президента в Г1ФО защищать социально-экономические интересы студентов, поддерживать талантливую студенческую молодежь, решать проблемы трудоустройства выпускников вузов и активно участвовать в реализации государственной молодежной политики в округе. В этой связи определены приоритетные направления во взаимодействии студенческого Координационного совета с полномочным представителем Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе:

- социальная защита студентов;

- поддержка одаренной и талантливой студенческой молодежи;

-оздоровление, отдых, развитие спорта, преодоление асоциальных явлений в студенческой среде;

- развитие художественного творчества студентов:

- проблема трудоустройства выпускников вузов.

Кроме того, Совет ректоров Приволжского федерального округа активно вклю-

чился в осуществление проекта по развитию попечительства в образовательных учреждениях округа.

Наконец, важным направлением работы Совета ректоров Приволжского федерального округа является координация деятельности высших учебных заведений в выполнении научных исследований в интересах округа, а также участия групп научных разработчиков в программах научного и технологического развития, проводимых Европейской комиссией.

Таким образом, опыт, накопленный в Приволжском федеральном округе, показывает, что представительства Президента в федеральных округах могут стать реальными и эффективными центрами координации работы вузов, способствующими как развитию системы высшего профессионального образования и системы образования в целом, так и совершенствованию правового обеспечения работы образовательных учреждений и формированию государственной политики в области образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.