Социология. Психология. Философия Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2008, № 2, с. 259-264
МАЛАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: НИЖЕГОРОДСКИЙ ОПЫТ
© 2008 г. Н.Ю. Кирюшина, И.Э. Петрова
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
тпаре1хоуа@таП. ги
Поступила в редакцию 14.03.2008
Описывается опыт первого года функционирования Малой академии госуправления в Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского. В настоящее время МАГУ формируется во многих регионах Приволжского федерального округа, поэтому анализ первичного опыта весьма интересен. Авторы предпочли дать не просто официальные данные, но и привести мнение представи-
телей администрации, преподавательского состава граммы.
Ключевые слова: студенты, воспитание лидеров,
Весной 2006 года Совет ректоров вузов Приволжского федерального округа, Совет ректоров вузов Нижегородской области обсуждали вопрос об уровне социальной активности студенческой молодежи и участии ее в политических процессах. Сделаны были выводы о насущной необходимости интенсивной работы со студентами, обладающими лидерским потенциалом.
Поддерживая инициативу полномочного представителя президента РФ в ПФО А.В. Коновалова, в соответствии с решением Совета ректоров вузов Нижегородской области и на основании решения Ученого совета Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского на базе ННГУ открыта образовательно-научная программа «Малая академия государственного управления (МАГУ)» по подготовке лидеров из числа студентов вузов региона, владеющих навыками организационномассовой работы, способных влиять на молодежную среду своей социально активной позицией и консолидировать ее социально полезную деятельность, противодействовать деструктивным тенденциям.
В состав слушателей Малой академии государственного управления были зачислены студенты в количестве 141 человека таких нижегородских вузов, как Волго-Вятская академия государственной службы, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, Нижегородский государственный лингвистический университет, Нижегородская государственная медицинская академия, Нижегородский государственный педагогический университет, Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия, Нижегород-
и слушателей МАГУ - первых выпускников про-проектная деятельность.
ский государственный технический университет, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского.
Торжественное открытие программы дополнительного образования «Малая академия государственного управления» состоялось 11 сентября 2006 года в Старом актовом зале ННГУ. На открытии с приветственным словом выступил полномочный представитель президента РФ в ПФО А.В Коновалов. Он прочитал лекцию на тему «Государственная молодежная политика: цели и задачи на современном этапе». Слушатели получили от полномочного представителя задание разработать и представить в его аппарат проекты концепции Года молодежи-2007 в Приволжском федеральном округе и программы реализации. В итоге слушателями было представлено 34 проекта по данной проблематике, которые вошли в программу мероприятий Года молодежи. Слушатели получили возможность обращаться напрямую в аппарат полномочного представителя со своими идеями, предложениями, заявлять свое личное участие в реализации программы.
В соответствии со специально разработанным учебным планом МАГУ регулярно проводились учебные занятия в форме публичных выступлений общественных и государственных деятелей, академических лекций по управленческим компетенциям, тренингов и мастер-классов, учебно-ознакомительных практик.
В 2006/2007 учебном году состоялись также публичные лекции губернатора Нижегородской области В.П. Шанцева «Система образования в современных условиях», депутата Государственной думы ФС РФ Ю.П. Сентюрина на тему «О законотворческой деятельности Государст-
венной думы, современной молодежной политике и патриотическом воспитании молодежи», заместителя Генерального прокурора РФ С.И. Герасимова «Защита прав молодежи», архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия и других видных представителей государственной и общественной жизни. На таких лекциях слушатели получили возможность лично пообщаться с яркими людьми, задать вопросы об их профессиональной деятельности, жизненном пути, об их представлениях и ценностях, идеалах общественного устройства. Такое неформальное общение способствовало возрастающему пониманию со стороны слушателей тех решений и той позиции, которую занимают известные деятели региона и округа.
Наряду с подобными лекциями публичных должностных лиц состоялись и академические лекции по различным вопросам, значимым в контексте влияния на социальные процессы и реализацию управленческих задач. Ярким примером являются лекции ректора ННГУ им. Н.И. Лобачевского, профессора Р.Г. Стронгина «Принятие управленческих решений», заведующего кафедрой политологии ННГУ им. Н.И. Лобачевского, д.и.н., профессора С.В. Ус-тинкина «Политические партии в современной России», профессора, заведующего кафедрой менеджмента НГТУ, руководителя программы МВА, руководителя межвузовской кафедры менеджмента Нижегородского образовательного консорциума В.М. Матиашвили на тему «Лидерство в современном мире».
Практические занятия приобрели форму тренингов и мастер-классов по вопросам, значимым для личностного развития слушателей. Это, например, культура публичных выступлений, культура делового общения, PR-технологии, психология лидерства, социальное проектирование.
С ноября 2006 года стали организовываться учебно-ознакомительные практики и стажировки слушателей в органах государственной власти.
Сведения о функциях и задачах государственных органов, их проблемах слушатели получили в результате ознакомительных однодневных визитов и практических занятий в Приволжском таможенном управлении ФТС, в Межрегиональном территориальном управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по ПФО (МТУ РОСТЕХНАДЗОР), в Территориальном управлении Федеральной службы по защите прав потребителей, в Г лавном управлении МЧС России по Нижегородской области, Министер-
стве юстиции РФ по ПФО. При этом перед слушателями ставились задачи не только познакомиться с основами деятельности соответствующих органов, но сформулировать собственные предложения по совершенствованию их работы, взаимодействию с гражданами.
Успешно прошли стажировки слушателей в аппарате полномочного представителя президента РФ в ПФО, правительства Нижегородской области, Федеральной налоговой службы по Нижегородской области.
В ноябре 2006 года была организована однодневная учебно-ознакомительная практика
слушателей МАГУ в Государственной думе Федерального собрания РФ, в рамках которой состоялись встречи и обсуждения актуальных вопросов общественной жизни с заместителем руководителя аппарата ГД ФС РФ О.В. Уткиным, с советником Управления по внутренней политике администрации президента РФ А.Ф. Радченко, с депутатом Государственной думы ФС РФ, членом комитета ГД по делам Федерации и региональной политике, членом комиссии ГД по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики, и.о. председателя совета Ассамблеи народов России, д.п.н. С.К. Смирновой. Слушатели имели возможность присутствовать на пленарном заседании Государственной думы ФС РФ.
В рамках работы Малой академии государственного управления состоялось открытие Года молодежи-2007 в ПФО, организована и проведена деловая игра «Политические ориентации студенческой молодежи». МАГУ Нижегородской области встречала представителей Малых академий из других субъектов Приволжского федерального округа (г. Пермь, г. Саратов).
Весной 2007 года в МАГУ Нижегородской области уделялось принципиальное внимание анализу проектной деятельности слушателей, которые должны были согласно учебному плану разработать и представить социально значимый проект в различных сферах общественной жизни. При этом использовалась такая форма, как презентация идей и концепций, обсуждение их в широком кругу слушателей, выявление путей и способов реализации силами авторов и инициативных групп.
По общему мнению слушателей, выступающих одновременно экспертами по отношению друг к другу, лучшими проектами прошедшего учебного года являются следующие: «Путешествие в детство», Акция в Доме ветеранов, «Овеянная славой наша страна», «Молодой литератор». Эти проекты дали возможность студентам
нижегородских вузов проявить свои духовные качества, расширить представления о родной стране и содействовать развитию патриотизма, раскрыть свой литературный потенциал.
Обучающая программа Малой академии государственного управления Совета ректоров вузов Нижегородской области была продолжена в формате Летней школы МАГУ, которая состоялась на базе студенческого спортивно-оздоровительного лагеря ННГУ им. Н.И. Лобачевского «Заря» с 29 июня по 7 июля 2007 года.
В работе Летней школы МАГУ приняли участие 93 слушателя - представители Нижегородского архитектурно-строительного университета, Нижегородской сельскохозяйственной академии, Нижегородского педагогического университета, Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.
Программа Летней школы МАГУ была ориентирована на углубление теоретических знаний и представлений об организации общественной жизни и специфике социальных процессов, а также на развитие личностных качеств слушателей, их лидерского потенциала, организационных навыков и умения работать в команде.
В течение девяти дней проходили лекции, мастер-классы, творческие встречи и круглые столы. На лекционных занятиях слушатели имели возможность рассмотреть такие вопросы, как состояние современной молодежной среды и экстремистские проявления в ней, экономические инструменты решения государственных задач, секреты ораторского искусства и стилистики письменной речи, механизмы финансирования собственной творческой деятельности, формы и методы познания социальной действительности. Огромный интерес вызвали у слушателей мастер-классы по различным аспектам личностного роста. Это и командообразование, и психология лидерства, PR-технологии и создание индивидуального имиджа, культура делового общения. Занятия проводились высококвалифицированными преподавателями ведущих нижегородских вузов.
В рамках эстетического направления деятельности Летней школы состоялась творческая встреча с признанным поэтом Нижегородского края, главным редактором газеты «Нижегородский университет» Л.Ф. Калининой, была организована выставка работ известного нижегородского художника Ю.Е. Демина. Значимым оказалось для слушателей участие в круглых столах по вопросам совершенствования деятельности Малой академии государственного управления.
В программу работы Летней школы МАГУ были включены игровые формы обучения. Так, при сотрудничестве с избирательной комиссией Нижегородской области состоялась деловая игра «Выборы», направленная на организацию избирательного процесса в рамках локального сообщества слушателей школы и избрание президента Летней школы «Лига». Также была проведена военно-патриотическая игра «Зарница».
На втором году реализации проекта предпринята попытка привлечь в слушатели программы ребят, имеющих не только подтверждение своей активной социальной позиции, но и оценивающих себя в таковом качестве. Это привело к численному увеличению состава слушателей.
Представительство в Малой академии юношей и девушек на первом году выглядело следующим образом: из 150 студентов, зачисленных в слушатели, - 67 юношей. На втором году в состав слушателей вошли 77 юношей и 116 девушек.
Малая академия государственного управления как форма подготовки лидеров из среды вузовской молодежи реализуется в течение второго академического года. Это время отмечено поиском адекватных путей и методов работы с ее слушателями. Накопленный опыт, высокая оценка и положительные отзывы слушателей МАГУ позволяют делать выводы о необходимости совершенствования работы в данном направлении с использованием полученных результатов.
Большое внимание в процессе осуществления программы МАГУ уделяется формированию «обратной связи» в адрес администрации программы со стороны слушателей, преподавателей и представителей административного корпуса.
Представляется интересным исследовать мнения людей, вовлеченных в образовательный процесс МАГУ в разных формах и разных должностных позициях.
Декан факультета социальных наук Владимир Александрович Блонин - член методического совета программы МАГУ, человек, который непосредственно участвует в формировании учебного плана и преподавательского состава МАГУ.
По его мнению, идея поддержки лидерства, воспитания лидеров в процессе обучения в стенах Нижегородского госуниверситета возникла еще в ходе формирования концепции гуманитарного образования, которую Р.Г. Стронгин в ранге первого проректора ННГУ им. Н.И. Лобачевского представлял в 1994 году. В настоящее
время благодаря стратегии полпреда А.В. Коновалова в отношении осуществления молодежной политики в Приволжском федеральном округе идея обрела законченные формы в применении к образовательным стандартам и организационным возможностям университета.
В настоящее время идея формирования лидеров окончательно вписана в рамки специальности «Г осударственное и муниципальное управление», «обросла» учебным планом и всеми атрибутами, необходимыми для реализации образовательного процесса. Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского явился наиболее подготовленной образовательной площадкой для реализации программы такого масштаба и по праву стал методическим центром МАГУ.
Трудности сопутствуют осуществлению программы с самого начала ее функционирования, но связаны они, конечно же, с тем, что МАГУ открыта впервые и всего лишь год как успешно функционирует.
Так, например, на заседании методического совета МАГУ приходится много дискутировать с представителями других вузов Нижнего Новгорода о принципах и методах отбора слушателей и последующего сопровождения учебных групп. Очевидно, что первый опыт осуществления программы должен быть осмыслен и научно обработан, в том числе социологически. Интересно, какие же цели и ожидания имеют слушатели МАГУ в начале обучения и как они представляют весь образовательный процесс в его завершении?
Подобный проект еще вполне можно назвать пилотным. Скорее всего, для таких масштабных программ, как МАГУ, необходимо не менее трех лет для выводов по их апробации. Социологическое сопровождение позволит понять, насколько успешно идея Малой академии госуправления нашла свое воплощение. Этот период позволит «отсечь» все случайности и выявить настоящие тенденции развития программы.
По мнению В.А. Блонина, результаты первого года функционирования МАГУ можно представить следующим образом. Во-первых, слушатели МАГУ - действительно активные студенты. Во-вторых, сложившиеся формы активной работы и авторские программы, включенные в учебный процесс, вполне адекватны целям и задачам программы формирования лидерства. Очень важными, по мнению декана ФСН, являются встречи с известными деятелями региона и округа, людьми, которые могут поделиться накопленным успешным опытом практической работы.
Конечно же, это должно в обязательном порядке сопровождаться самостоятельной работой слушателей МАГУ, без которой сам образовательный процесс никогда не достигнет поставленных целей. Воспитание лидеров никак не может представлять собой монолог и восприятие информации в пассивном режиме, но всегда предполагает активные встречные действия со стороны слушателей.
Со своей стороны, В.А. Блонин отметил, что для него лично представляется важным участие в консультативной, аналитической работе в качестве члена методического совета МАГУ, а также в формировании предложений по усовершенствованию образовательного процесса МАГУ со стороны преподавателей ФСН, которые участвуют в программе. По его мнению, необходимо внедрять формы активной работы, такие как мастер-классы и тренинги, которые с успехом применяют в своей работе преподаватели отделения психологии факультета социальных наук.
С точки зрения декана факультета, который отбирает и направляет студентов ФСН для участия в программе МАГУ, важно отслеживать участие слушателей в образовательном процессе МАГУ, поощрять их развитие, но и использовать их потенциал во благо факультету, поскольку в первую очередь эти слушатели являются студентами факультета университета.
Очень важным, по мнению В.А. Блонина, является формирование «человеческого капитала» во взаимодействии студентов разных вузов Нижнего Новгорода. Нижегородский университет им. Н.И. Лобачевского в рамках образовательной программы МАГУ предоставляет площадку и организационные возможности для формирования более тесного взаимодействия слушателей из разных вузов города.
В процессе дальнейшего совершенствования программы должен сложиться некий «костяк» преподавательского состава, который и в дальнейшем будет осуществлять поставленные перед образовательной программой МАГУ цели. Но в то же время обязателен постоянный поиск интересных специалистов, представителей когорты российских лидеров, работающих в политике, бизнесе, СМИ и других направлениях, с тем чтобы слушатели МАГУ обрели «живую» связь с практиками. Состав участников встреч со слушателями первого года обучения МАГУ, по мнению декана факультета социальных наук университета, впечатляющий.
В процесс формирования и взаимодействия учебных групп, как считает В.А. Блонин, необходимо добавить активную позицию кураторов
- посредников между деканатом МАГУ и слушателями, а также развивать разнообразные «крупные формы» активности — конкурсы, деловые игры и др., для того чтобы слушатели из разных групп могли бы более успешно взаимодействовать между собой.
Ко всему уже сказанному хотелось бы добавить: интересно было бы создать вокруг МАГУ сообщество выпускников, как это принято делать в программах университетов за рубежом. И, несомненно, очень важно, чтобы трансляция опыта МАГУ Нижнего Новгорода в регионы ПФО и далее не стала пустой формальностью. Добавим еще пожелание слушателям - вырасти и сформироваться как лидеры, используя все предоставленные программой МАГУ возможности.
Исследование итогов первого года функционирования МАГУ невозможно было бы считать успешным без учета мнений слушателей. Приведем оценку процесса обучения, которую представила студентка второго курса магистратуры по направлению «Социальная работа» ФСН ННГУ Ксения Лукичева.
Началось интервью с выражения многочисленных положительных эмоций, что само по себе уже было очень приятно. Как оказалось, в каждой форме, из предложенных в учебном процессе, можно было найти для себя не просто что-то полезное, но и очень привлекательное. Больше всего позитива, по мнению студентки, внесла лагерная смена МАГУ, далее по степени значимости, необычности и важности располагались лекции и неформальные встречи с известными людьми региона и округа, деловые игры, конкурсы, совместные поездки и выпускные вечера.
Учебный процесс запомнился в первую очередь необычными и очень эффективными формами участия, а также своей насыщенностью. Слушатели, на взгляд Ксении, не смогли бы сказать, что какие-то из предложенных им занятий не были востребованы. Из встреч с представителями практики запомнился именно богатый опыт руководителей, который невозможно почерпнуть на обычных академических занятиях. Деловые игры, по мнению слушательницы, прежде всего представляют интерес постольку, поскольку в ходе их формируется обобщенный поток сознания, происходит очень увлекательный мозговой штурм в большой массе студентов.
Ксения отметила, что в процессе обучения в МАГУ получила предметное представление о работе в структурах государственной и муниципальной власти. По ее мнению, труд этот весьма специфичен, имеет весьма жесткие рамки и ограничения в построении карьеры и про-
фессионально-личностных требованиях, предъявляемых к претендентам на должность. Таким образом, учеба в МАГУ многим предоставила возможность реально представить себя на месте служащих и сделать выводы о своих устремлениях. Также она отметила, что именно в процессе обучения по программе МАГУ слушатели получают реальные шансы не только пройти практику в государственных и муниципальных структурах управления, но также и установить необходимые для дальнейшей своей карьеры вертикальные социальные связи.
С другой стороны, как отмечает студентка, МАГУ предоставляет великолепную возможность для формирования горизонтальных связей со сверстниками из других вузов. «Очень интересно встречаться, общаться, делать что-то вместе с активными людьми, настроенными не просто на существование, но на формирование жизни своими силами». Итак, общение продолжается и после окончания МАГУ - и это очень важно!
Один из авторов данной статьи — преподаватель, ведущий мастер-классы в рамках курса «Социальное проектирование», отмечает, что главной задачей видит именно активизацию взаимодействия студентов внутри номинальных групп и вне их в проектной деятельности. Первое же занятие в курсе посвящается изучению наиболее важных и интересных, по оценке слушателей, сфер их деятельности с тем, чтобы группа на основе этих самопрезентаций могла инициировать различные социальные проекты, которые до этой встречи не могли бы возникнуть из-за отсутствия нового вида взаимодействия. Таким образом, необходимо поощрять такую проектную деятельность слушателей, которая реально могла бы базироваться на установках и знаниях участников МАГУ и в дальнейшем бы развивалась независимо от внешних источников поддержки.
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Первый год существования МАГУ успешно завершен, программа проходит апробацию. Ее пока еще можно считать успешным пилотным проектом, но она уже всерьез заявила о себе в рамках ПФО и за его пределами. Опыт программы транслирован практически во все регионы Приволжского федерального округа России. Важной особенностью программы, по мнению многих участников процесса, следует считать активные формы работы со слушателями, теснейшее взаимодействие с успешными практиками во всех сферах общественной жизни, углубление межвузовского взаимодействия как на уровне администраций различных вузов,
так и на уровне студентов - слушателей МАГУ. Очень важным в деле развития МАГУ, по мнению как слушателей, так и представителей преподавательского состава и членов административного корпуса, должно стать формирование когорты выпускников МАГУ с целью передачи опыта развития лидерских качеств, опыта практической работы и построения карьеры. Вместе с
тем хотелось бы отметить, что распространение опыта МАГУ и дальнейшее осуществление программы должно быть процессом творческим, лишенным пустой формальности. Для этого необходима постоянная аналитическая работа по осмыслению итогов реализации программы МАГУ и поддержанию обратной связи со слушателями и преподавателями МАГУ.
SMALLER ACADEMY OF PUBLIC ADMINISTRATION: THE NIZHNI NOVGOROD EXPERIENCE
N.Yu. Kiryushina, I.E. Petrova
The experience of the first year of functioning of the Smaller Academy of Public Administration (SAPA) in the Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod is presented. Similar Academies are now being established in many regions of the Volga Federal District, therefore the analysis of this initial experience is rather interesting. In addition to the official data, the authors have included the opinions of some representatives of the administration, teaching staff members and SAPA graduates.