ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ
9 (42) - 2009
стратегия развития высшей школы устремлена в будущее
20 марта более тысячи руководителей государственных вузов и около сотни глав вузов коммерческих съехались в Фундаментальную библиотеку МГУ им. Ломоносова, где прошел IX съезд Российского союза ректоров. В работе съезда принял участие Президент России Дмитрий Медведев, который подчеркнул в выступлении, что, несмотря на экономический кризис, все образовательные проекты будут продолжены. Правительство РФ в ближайшее время выпустит документы, облегчающие получение льготных кредитов на образование. Проценты по ним будут минимальными, а возврат кредита возможен после того, как студент закончит обучение и устроится на работу. Кроме того, в этом году по результатам конкурса целому ряду вузов будет присвоена категория «национальный исследовательский университет», а победители получат средства на модернизацию инфраструктуры.
В выступлении на IX съезде Российского союза ректоров Президент России Дмитрий Медведев
отметил, что стратегия развития высшей школы и насущные проблемы работы высших учебных заведений особенно актуальны сегодня, в сложившейся экономической ситуации. Полтора месяца назад Президентом России был дан ряд поручений, связанных с поддержкой системы высшего профессионального образования, российского студенчества и трудоустройства выпускников высшей школы. Одна из этих инициатив была связана с возможностью для студентов, обучающихся за плату, и хорошо успевающих студентов переходить на бюджетные места. Министерство образования подготовило соответствующие рекомендации вузам. И по тем подсчетам, которые сегодня сделали эксперты, в этом году на вакантные бюджетные места может быть переведено около 25 тыс. студентов, — конечно, при конструктивной позиции, которая будет проявлена руководством высших учебных заведений. Это немалая цифра, даже несмотря на то, что у нас очень значительный отряд студенчества в целом.
Есть ответ на рекомендацию Президента России не повышать плату за обучение. По информации Министерства образования и науки, более 300
2 -
вузов уже приняли решение зафиксировать плату в рублях для тех, кто сегодня учится, на весь период обучения. Есть надежда, что эту позицию разделят и другие высшие учебные заведения.
Уже в ближайшее время Правительство РФ должно выпустить документы, которые облегчат получение льготных кредитов на образовательную тематику. Проценты по этим кредитам будут минимальные, а возврат возможен после того, как студент закончит высшее учебное заведение и устроится на работу. Под минимальными процентами сейчас, во всяком случае в том проекте, который есть, имеется в виду возможность за счет бюджета субсидировать часть кредитной ставки в размере трех четвертей ставки рефинансирования Центрального банка России, а также возможность возмещения банку невозвращенных сумм в размере до 20 % выданных кредитов. Таким образом, поручителем по таким кредитным сделкам выступит само государство. Но условием его получения, естественно, должна быть хорошая успеваемость.
Понятно и то, что в этом году выпускникам вузов будет непросто устроиться на работу. Чтобы поддержать их, подготовлены меры по переподготовке по более востребованным специальностям, по увеличению бюджетного приема в магистратуру и в аспирантуру. При этом в магистратуре число бюджетных мест может увеличиться до 34 тыс., а в аспирантуре — до 29 тыс. Тем не менее, несмотря на такое увеличение аспирантских и магистерских мест, это не должно сказаться на качестве образования, потому как количество не всегда переходит в качество.
Помимо этого в Государственную Думу внесен законопроект, который предусматривает возможность для образовательных и научных организаций создавать малые предприятия. Это то, о чем неоднократно шла речь в ходе встреч Президента России с ректорским корпусом, со студенчеством. Фактически появятся новые возможности для того, чтобы заниматься коммерциализацией интеллектуального потенциала высшей школы. Такие малые предприятия, по экспертным оценкам, могут дать
9 (42) - 2009
Приоритеты России
до 30 тыс. рабочих мест, в том числе мест, которые сегодня так необходимы, связанных с высокотехнологичными услугами, выпуском высокотехнологичной продукции.
С одной стороны, намеченное можно именовать антикризисными мерами, но, с другой стороны — это и необходимый шаг по модернизации высшей школы. Еще задолго до кризиса ставилась задача выпуска действительно квалифицированных специалистов — людей, которые способны создавать и внедрять современные технологии, способствовать интеграции науки, образования и производства, причем в целях развития инноваций. Поэтому такой закон является абсолютно востребованным. В любом случае появление дополнительной возможности — это как минимум необходимость в современных условиях.
Уже определены правовые условия формирования федеральных и национальных исследовательских университетов. По сути, та работа, которая была начата в рамках национального проекта «Образование», теперь должна продолжаться не на экспериментальном уровне, а в повседневном режиме. В рамках национального проекта значительные средства получили 57 вузов, которые победили в конкурсе инновационных образовательных программ. Это позволило провести модернизацию и собственно учебного процесса, и технологических возможностей университетов. Также, безусловно, важно и то, что это дало возможность создавать и собственные программы, предлагать нестандартные решения.
К сожалению, сегодня некоторые вузы не отвечают высоким требованиям к качеству обучения и исследовательских работ, тем требованиям, которые предъявляет нам сегодня экономика и текущая кризисная ситуация. Несмотря на все сложности, следует максимально приближать образовательные программы и специальности к перспективам развития рынка труда, ориентировать работу всей высшей школы на самые современные, самые передовые модели развития экономики и социальной сферы.
Логика развития национального проекта «Образование» привела и к появлению еще одной модели, которая получила наименование национальных исследовательских университетов. Два таких университета действуют, следующая задача — создание целой сети национальных исследовательских университетов. В этом году по результатам конкурса целому ряду университетов будет присвоена именно эта категория — «национальный исследовательский университет», а победители получат средства на модернизацию инфраструктуры, современное
оснащение научных работ, аудиторного фонда. Несмотря на финансовые проблемы, средства в 2009 г. на эти цели в бюджете предусмотрены. И финансовый кризис не должен вести к сворачиванию такого рода программ, как и вообще программ, которые показали свою эффективность за последнее время.
К вопросу о развитии законодательства в образовании. За последние годы в этой сфере появилось довольно значительное число нововведений. В условиях идущей модернизации высшей школы такого рода новеллы естественны. С другой стороны, образовательный цикл по своей природе носит длительный характер, и, в конечном счете, нужно сформировать прочную современную нормативную базу, которая не должна подвергаться конъюнктурным изменениям.
Недавно Президент России посещал Испанию, в Мадриде была встреча ректоров российских, испанских и латиноамериканских университетов. И именно там вместе с коллегами шел разговор о так называемой образовательной мобильности — мобильности, касающейся обмена преподавателями, студентами, повышения квалификации педагогов, создания центров коллективного пользования уникальным оборудованием. Все это исключительно важно для полноценной современной интеграции российской высшей школы в мировую образовательную систему, для того чтобы свободно обмениваться идеями, свободно обмениваться информацией. В этом смысле, несмотря на широкие возможности Интернета, без личного общения, без возможности съездить к коллегам за границу, принять их у себя — никакая полноценная университетская жизнь невозможна. Конечно, электронные формы хороши, но обязательно нужно встречаться и общаться в традиционной манере.
Нынешний год объявлен в России Годом молодежи. В феврале этого года впервые были вручены премии Президента России для молодых ученых: это по-настоящему значимые премии и по статусу, и по размеру. Были серьезно увеличены гранты Президента России для молодых кандидатов и докторов наук. В настоящее время практически подготовлено постановление об увеличении президентских стипендий студентам и аспирантам вузов. Причем речь идет о том, чтобы увеличить их количество примерно до 2000, и о том, чтобы увеличить их размер в 2—3 раза.
В ближайших планах — проведение Госсовета по молодежной политике, где вопросы образования и развития высшей школы должны найти свое самое предметное отражение. Материалы съезда
- 3
Приоритеты России
9 (42) - 2009
ректоров будут в полной мере использованы в ходе подготовки Государственного совета по молодежной проблематике...
На съезде ректоров были обсуждены актуальные проблемы образования, и в первую очередь расширение возможностей для обучения в современных условиях. Президент Российского союза ректоров, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий подчеркнул, что все предложения, высказанные Президентом России, получили горячую поддержку.
Студентам, окончившим бакалавриат, предлагаются более широкие возможности для обучения в магистратуре, нужно существенно увеличить количество мест в аспирантуре. Союз ректоров — за то, чтобы разрешить дипломированным специалистам продолжать обучение в магистратуре. Ведь со следующего года, когда вступит в силу закон о многоуровневом высшем образовании, это станет невозможным. Следует расширить «учебную скамью» для молодежи, что, кстати, отвечает мировым тенденциям. Система «бакалавр-магистр» должна быть открытой и, что немаловажно, по максимуму бесплатной.
В условиях кризиса вузы должны пойти навстречу студентам-контрактникам, которые оказались в сложной финансовой ситуации. Как это делать, МГУ решил показать на собственном опыте. Недавно на заседании ученого совета были приняты поправки в устав вуза, смягчающие правила перевода с контрактного отделения на бюджетное. Если раньше для этого нужно было отучиться четыре семестра подряд на одни «пятерки», то теперь претендовать на перевод смогут и те, у кого в зачетке есть «четверки». Кстати, средняя сумма обучения на платном отделении в МГУ — 160 тыс. руб. в год. Плата за обучение ни в коем случае не будет расти, а вот уменьшиться может. Ведь расчет оплаты года обучения в вузе ведется по нормативному финансированию из госбюджета на одного студента. А финансирование вузов государством, вполне возможно, сократится.
Также на съезде ректоров немалое внимание было уделено проблеме переподготовки специалистов. По мнению ректора МГУ, переподготовка специалистов очень нужна, причем не только для учителей, бухгалтеров, чиновников. Это должно коснуться, в первую очередь, высококвалифицированных рабочих, которые сейчас теряют свои места.
На съезде ректоров выступил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. После его выступления Президент России отметил: действительно, мы должны сегодня думать не только о преодолении кризиса, не только о тех обычных, традиционных вещах, которые являются для всех для нас, для преподавателей, для ректоров такими болезненными, сложными, но и о формировании системы ценностей как системы координат, в которой будет развиваться наше общество.
Сегодня мы только начали подходить к тому, чтобы обозначить современную систему ценностей, которая может стать системой координат для развития на годы вперед в XXI столетии. Очевидно и то, что эти ценности должны быть объединяющими, а не разъединяющими. Наши современные ценности должны восприниматься обществом, они должны консолидировать общество. Эти ценности достаточно понятные, но в то же время исключительно важные для любой страны, для любого государства: это права человека, семейные устои, вопросы, связанные с отношением к своей стране. К числу таких ценностей относится и образование — образование как явление, которое существует в социальном мире, которое создает в себе значительный элемент развития этого мира.
Говоря о трудностях, следует подчеркнуть: меры по развитию образования сегодня ни в коем случае нельзя сводить к вопросам преодоления кризиса. Если мы сейчас опять скатимся к обсуждению того, как нам выжить, — у нас не будет никакой перспективы. В этом плане нужно поддержать такую стратегическую инициативу, как новое образовательное измерение, а также и другие инициативы.
Мы должны сохранить научные коллективы в университетах. В начале 1990-х гг. у всех на памяти и униженное положение преподавателей, и заработки, которые приходилось большинству преподавателей искать на стороне, и трудные разговоры о перспективах российской высшей школы. Сейчас атмосфера другая, нужно использовать сегодняшнюю ситуацию. Действительно, и самим кризисом нужно воспользоваться. Слово «кризис» мы последнее время произносим очень часто, но не следует прятаться за него. Мы не должны сегодня просто говорить о кризисе только лишь для оправдания собственной неспособности решить какие-то элементарные проблемы.