Научная статья на тему 'Университетское образование в сфере культуры и искусств: поиск новых ориентиро'

Университетское образование в сфере культуры и искусств: поиск новых ориентиро Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ТРАДИЦИИ И ПРИОРИТЕТЫ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА / UNIVERSITY EDUCATION / CULTURAL CAPITAL / TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF SYSTEM OF EDUCATION / TRADITIONS AND PRIORITIES OF RUSSIAN EDUCATION IN THE FIELD OF CULTURE AND ARTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Татьяна Викторовна

Статья посвящена рассмотрению миссии университетского образования, выявлению современных тенденций развития университетского образования в сфере культуры и искусства. Перспективы российского общества связаны с тем, удастся ли сделать гуманизацию общества и личности приоритетным направлением образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the mission of University education, identification of current trends in development of University education in the field of culture and art. Prospects of Russian society are connected with the fact, whether we can make the humanization of the society and the individual priority of education.

Текст научной работы на тему «Университетское образование в сфере культуры и искусств: поиск новых ориентиро»

КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА: поиск НОВЫХ ОРИЕНТИРОВ

Татьяна Викторовна КУЗНЕцоВА,

и.о. ректора Московского государственного университета культуры и искусств, доктор педагогических наук, профессор ktv-mguki@yandex.ru

Статья посвящена рассмотрению миссии университетского образования, выявлению современных тенденций развития университетского образования в сфере культуры и искусства. Перспективы российского общества связаны с тем, удастся ли сделать гуманизацию общества и личности приоритетным направлением образования.

Ключевые слова: университетское образование, культурный капитал, тенденции развития системы образования, традиции и приоритеты российского образования в сфере культуры и искусства.

The article is devoted to the mission of University education, identification of current trends in development of University education in the field of culture and art. Prospects of Russian society are connected with the fact, whether we can make the humanization of the society and the individual priority of education.

Key words: university education, cultural capital, tendencies of development of system of education, traditions and priorities of Russian education in the field of culture and arts.

Университетское образование с момента своего возникновения было сориентировано на потребности и интересы общества, служило его духовному и экономическому процветанию и благополучию. Будучи социальным институтом, оно непосредственно было связано с важнейшими общественными задачами по консолидации и укреплению государства, развивало национальное самосознание, открывало горизонты общественного и духовного развития. Образование и культура являются всеобщим достоянием, уникальным капиталом нации, превосходящим по своему значению все другие формы капитала - промышленный, торговый, финансовый.

Структуру общественного пространства и траектории жизни индивидов детерминируют в современном мире, по мнению известного французского социолога П. Бурдье, две разновидности капитала - капитал экономический и капитал культурный: именно они создают социальную иерархию в обществе. Культурный капитал накапливается и передается человеку в рамках его семьи, но воспринимается как личностные характеристики индивида, напрямую связанные с его талантами, ответственностью, целеустремленностью, работоспособностью (3). Особая роль в формировании культурного капитала индивида отводится институтам образования - школам и университетам, от которых напрямую зависит легитимизация общественного порядка в демократическом обществе.

Сфера образования и культуры формирует мировоззрение, создает предпосылки осмысления и конструирования социальной жизни общества. Именно поэтому сфера образования не может интерпретироваться как сфера услуг, ее задачи несоразмерны этой узкой трактовке и не передают существенные его характеристики. От решения задач образования зависит судьба данного общества, цивилизации, устои государства, его национальная безопасность и главное - его будущее.

Государство, так или иначе, формирует социальный заказ на определенный тип личности, в которой нуждается общество. Но, как правило, этот заказ связан с сегодняшними потребностями общества, без учета того, что скорость социальных и культурных изменений неуклонно возрастает, и зачастую слабо просчитываются те запросы, которые возникнут через несколько лет. Известный американский футуролог Элвин Тоффлер считал, что для создания супериндустриальной системы образования мы должны выработать представления о том, какие профессии и специальности будут востребованными в будущем, как изменится общество и семья, наука и технологии. Тоффлер отмечал, что «наши школы обращены в прошлое и сориентированы не на нарождающееся новое общество, а на уже отжившую систему. Огромных усилий стоит воспроизводство человека индустриального - т.е. штамповка людей, пригодных для выживания в системе, которая умрет раньше, чем они сами. Во избежание шока будущего мы должны сейчас сформировать супериндустриальную систему образования. А для этого мы должны искать свои цели и методы в будущем, а не в прошлом» (2. С.432).

Глобальные социальные, экономические, научные, политические изменения, которые наблюдаются в различных странах в современном мире приводят к возникновению новых факторов, оказывающих существенное воздействие на организацию, структуру и функции системы университетского образования, а, следовательно, к ее трансформации. Это, прежде всего, такие факторы, как глобализация социально-экономических и культурных процессов, развитие новых информационно-коммуникационных технологий, в частности сдвиг к «сетевому» образу жизни; формирование постиндустриального общества и новой экономики, основанной на знаниях. Все эти социокультурные и экономические изменения привели к тому, что в современном мире происходит стремительный рост научных знаний, которые за год увеличиваются вдвое.

За последние десять лет существенно изменился ландшафт российского образования, что связано с появлением новых агентов и форматов обучения, усилением конкуренции между различными вузами на рынке образовательных услуг и труда, существенным изменением требований работодателей к уровню и качеству

образования выпускников. На систему российского образования воздействуют и такие факторы, как повышение роли рынка, который проявляется как регулятор спроса и потребления в системе высшего образования, в связи с чем становится все более проблематичным доступность университетского образования для необеспеченных слоев населения, возрастание спроса на высшее образование в обществе на фоне демографического спада.

Определились и тенденции развития высшего образования, которые связаны с тем, что современные образовательные системы должны соответствовать новому этапу глобальной технологической революции и актуальным задачам государственного развития: шире внедрять новейшие технологии обучения в соответствии с современными техническими и социогуманитарными достижениями. Например, модернизируется лекционно-семинарская модель обучения, более продуктивно используются онлайн-курсы, активные методы обучения, модульная организация учебного процесса, обновляется университетская инфраструктура. Предполагается формирование системы центров профессионального развития: они могут быть основаны на частном и государственном партнерстве, новых технологиях обучения и нацелены на формирование востребованных рынком труда компетенций взрослого населения.

Правительство и вместе с тем педагогическая общественность предпринимают шаги по содержательной модернизации профессионального образования, по повышению его качества, по интеграции российского профессионального образования в международное образовательное пространство. Россия реализует условия Болонского процесса по повышению гибкости образовательных программ, преодолению ранней узкой специализации, внедрению федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Эти стандарты предусматривают большую самостоятельность образовательных организаций, возможность индивидуализации обучения.

Университеты ищут новые формы осуществления образовательной миссии в современных условиях. Э. Гидденс подчеркивает наднациональную роль университетов. Именно с их помощью формируется новая космополитическая генерация, поскольку студенты имеют возможность обучаться в различных странах, непосредственно изучать иностранные языки и культуры других народов. Само знание носит наднациональный характер, но при всем этом университеты встроены в данную социальную и культурную среду, данные социальные структуры, а следовательно, национальны.

При этом диверсификация профессионального образования будет эффективной, если будут соблюдены основные критерии ее функционирования и развития: проектируемость, результативность, экономичность, корректируемость и управляемость. В развитии данного направления необходимы новые формы корпоративного взаимодействия вузов.

В системе образования стремительно идет процесс интернетизации и дигита-лизации; в связи с этим предполагается сетевое взаимодействие нескольких образовательных учреждений в реализации какой-либо образовательной программы вне учебного заведения, куда был зачислен студент.

Российское образование в сфере культуры и искусств базируется на культурных и педагогических национальных традициях и приоритетах, имеет глубокие исторические корни, высокую социальную и культурную значимость. Оно ориен-

тируется на формирование «человека культуры». История человечества подтверждает закономерность: пренебрежение к гуманитарному знанию, духовным ценностям приводит к возрастанию социальной агрессивности, девиантности, что представляет собой серьезную опасность для самого общества.

К сожалению, в современном мире произошла серьезная инфляция духовных ценностей и идеалов. Общество находится в состоянии духовного кризиса, когда пренебрегает нравственными ценностями. В чем же заключается спасение современного человека? Прежде всего, в обращении к культуре, ее гуманистическим идеям и нравственным ценностям, к идеям мира, духовного согласия, ненасилия. Поэтому сегодня, на мой взгляд, возрастает роль работников культуры, подготовкой которых занимается наш университет.

Общественная и культурная миссия Московского государственного университета культуры и искусств направлена на сохранение и развитие лучших традиций гуманитарного образования, отечественной и мировой культуры. Наш вуз ориентируется сегодня на общественную практику, развитие российской культуры, на повышение качества образования и подготовку специалистов, которые необходимы в социально-культурной жизни России.

Несмотря на то, что сегодня принято связывать дальнейший прогресс человечества с развитием естественнонаучного и технологического знаний, движение вперед невозможно без гуманитарного образования, напрямую связанного с гуманизацией жизни общества, с книгой. Гуманитарное образование, учреждения культуры обеспечивают духовное здоровье общества, которое определяется степенью ориентации на гуманистические и нравственные идеалы и ценности. В этом плане большую роль играет Институт информационных коммуникаций и библиотек МГУКИ. Библиотеки являются духовным достоянием человечества, и подготовка кадров для них имеет государственное значение. Но современное общество уже невозможно представить без новых информационных технологий. В нашем вузе ведется подготовка кадров и для столь востребованной отрасли знаний.

Мы уверены, что необходимо и далее развивать гуманитарное образование, формировать гуманную социально-культурную среду путем приобщения всех слоев населения к книге, духовной культуре и гуманистическим традициям, накопленным мировым сообществом. Государство, власть, политическая и социальная система, ответственная перед своими гражданами, всегда будет стараться развивать культуру и просвещение.

Исходя из новых требований Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», касающихся научно-методической и экспериментально-инновационной деятельности образовательных организаций России, Московский государственный университет культуры и искусств разработал долгосрочную «Стратегию развития научно-инновационной деятельности МГУКИ на период до 2020 года». В ней обозначены долгосрочные целевые ориентиры по активизации научно-исследовательской деятельности университета, совершенствованию работы научно-исследовательского института, улучшению подготовки научно-педагогических кадров в сфере культуры и искусства, уточнены приоритетные организационно-управленческие задачи организации научно-инновационной деятельности вуза, задачи и приоритеты её финансово-экономического и информационно-технологического обеспечения, развития научно-инновационного творчества студентов и редакционно-издательской деятельности в университете.

Участие российской высшей школы в европейском пространстве высшего образования означает необходимость внесения в сложившуюся систему значительных перемен. Одной из них должна стать перестройка учебного процесса в высшей школе под европейские стандарты. На практике это означает разработку новой формы организации процесса обучения, в частности внедрение кредитно-модуль-ной системы в его организацию.

Так, например, совершенствование структуры образовательной организации высшего образования предполагает создание университетского многоуровневого образовательного комплекса (2014 г.); переход на эффективный контракт (2014 г.); сокращение непрофильных образовательных программ (2016 г.). К 2020 году все студенты будут учиться по индивидуальным учебным планам, включающим значительную долю самостоятельной работы с использованием информационных технологий.

Повысится мотивация студентов к учебе, поскольку в экономике повысятся требования к компетенциям выпускников, появятся механизмы стимулирования качественной учебы. Особо подчеркнем, что объект образовательной деятельности - студент - становится персонифицированным. В процессе освоения учебных программ студент не только получает новые знания о предмете, но самое главное -учится самостоятельно совершенствоваться в освоении своей будущей профессии. Поэтому для педагога в заданных условиях традиционная педагогическая задача: «проинформировать о содержании предмета» преобразуется в иную: «оснастить студента методическим инструментарием для самостоятельного овладения и дальнейшего совершенствования компетенций». Таким образом, происходит диверсификация базового высшего образования.

На место узкой специализации наук необходимо вырабатывать интегративный тип образования, позволяющий видеть взаимосвязанность различных наук о человеке, природе и обществе, оптимально сочетающий традиционные формы и методы образования с новыми техническими возможностями, что откроет новые перспективы в решении глобальных проблем, стоящих перед обществом. Перспективы российского общества связаны с тем, удастся ли сделать гуманизацию общества и личности приоритетным направлением образования.

Примечания

1. Межуев В.М. Феномен книги и национальное в культуре /В.М. Межуев //Общество и книга: от Гутенберга до Интернета. - М.: Традиция, 2001. - 280 с.

2. Тоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ./Э. Тоффлер. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. - 560 с.

3. Bourdieu P. Forms of Capital // John G. Richardson (ed.), Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education. - N.Y.: Greenwood Press, 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.