С
ОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
УДК 008:351.851
Т. В. Ку знецов а
Московский государственный университет культуры и искусств
Статья посвящена рассмотрению миссии университетского образования, выявлению современных тенденций развития университетского образования в сфере культуры и искусства. Перспективы российского общества связаны с необходимостью сделать гуманизацию общества и личности приоритетным направлением образования.
Ключевые слова: университетское образование, культурный капитал, тенденции развития системы образования, традиции и приоритеты российского образования в сфере культуры и искусств.
T. V. Kuznetsova
Moscow State University of Culture and Arts
CURRENT TRENDS OF UNIVERSITY EDUCATION IN THE CULTURE AND ART SPHERE
The article is devoted to the mission of University education, identification of current trends in development of University education in the field of culture and art. Prospects of Russian society are connected with the fact, whether we can make the humanization of the society and the individual priority of education.
Keywords: University education, cultural capital, tendencies of development of system of education, traditions and priorities of Russian education in the field of culture and arts.
Университетское образование изначально, пространства и траекторию жизни индиви-с момента своего возникновения, было со- дов детерминируют, по мнению известного риентировано на потребности и интересы французского социолога П. Бурдье, две раз-общества, служило его духовному и эконо- новидности капитала — капитал экономи-мическому процветанию и благополучию. ческий и капитал культурный. Именно они Будучи социальным институтом, оно непо- создают социальную иерархию и выража-средственно было связано с важнейшими ются во взаимосвязи материальной и сим-общественными задачами по консолидации волической власти. Культурный капитал наи укреплению государства, развивало на- капливается и передаётся человеку в рам-циональное самосознание, задавало гори- ках его семьи, но воспринимается как лич-зонты общественного и духовного развития. ностные характеристики индивида, напря-Образование и культура сегодня выступают мую связанные с его талантами, ответствен-как всеобщее достояние, уникальный капи- ностью, целеустремлённостью, работоспо-тал нации, превосходящий по своему зна- собностью. Именно культурный капитал, чению все другие формы капитала — про- которым обладает индивид, позволяет ему мышленный, торговый, финансовый. В со- сочетать прирождённую собственность с за-временном мире структуру общественного слугами достижения [3]. Особая роль в фор-
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (55) сентябрь-октябрь 2013 6-10
6
мировании культурного капитала индивида отводится институтам образования — школам и университетам, от которых напрямую зависит легитимизация общественного порядка в демократическом обществе.
Сфера образования и, шире, культуры формирует мироощущение и даёт в любом обществе категориальный аппарат, с помощью которого индивиды осмысляют и конструируют социальный мир. Государство, традиционно воспринимаемое как аппарат насилия, которое осуществляется посредством таких институтов, как армия, полиция, бюрократия, власть, тюрьма и т.п., в современном обществе все в большей степени воздействует на индивида, задействуя сферы образования и культуры, которые формируют менталитет индивида. Именно поэтому сфера образования не может интерпретироваться как сфера услуг, её задачи несоразмерны этой узкой трактовке и не передают существенные его характеристики. От решения задач образования зависит судьба данного общества, цивилизации, устои государства, его национальная безопасность и главное — его будущее.
государство, так или иначе, формирует социальный заказ на определённый тип личности, в котором нуждается общество. Но, как правило, этот заказ связан с потребностями общества, как оно существует на сегодняшний день, без учёта того, что скорость социальных и культурных изменений неуклонно возрастает, и зачастую слабо просчитываются те запросы, которые возникнут через несколько лет. Известный американский футуролог Элвин Тоффлер считал, что для создания супериндустриальной системы образования мы должны выработать представления о том, какие профессии и специальности будут востребованы в будущем, как изменится общество и семья, наука и технологии. Тоффлер отмечал, что «наши школы обращены в прошлое и сориентированы не на нарождающееся новое общество, а на уже отжившую систему. Огромных усилий стоит воспроизводство человека индустриального — то есть штамповка людей, пригодных для
выживания в системе, которая умрёт раньше, чем они сами. Во избежание шока будущего мы должны сейчас сформировать супериндустриальную систему образования. А для этого мы должны искать свои цели и методы в будущем, а не в прошлом» [2, с. 432].
глобальные социальные, экономические, научные, политические изменения, которые наблюдаются в различных странах в современном мире, приводят к возникновению новых факторов, оказывающих существенное воздействие на организацию, структуру и функции системы университетского образования, а следовательно, к её трансформации. Это, прежде всего, такие факторы, как глобализация социально-экономических и культурных процессов, развитие новых информационно-коммуникационных технологий, в частности сдвиг к «сетевому» образу жизни; формирование постиндустриального общества и новой экономики, основанной на знаниях. Все эти социокультурные и экономические изменения привели к тому, что в современном мире происходит стремительный рост научных знаний, которые за год увеличиваются вдвое.
За последние десять лет существенно изменился ландшафт российского образования, что связано с появлением новых агентов и форматов обучения, усилением конкуренции между различными вузами на рынке образовательных услуг и труда, существенным изменением требований работодателей к уровню и качеству образования выпускников. На систему российского образования воздействуют и такие факторы, как повышение роли рынка, который выступает регулятором спроса и потребления в системе высшего образования, в связи с чем становится все более проблематичной доступность университетского образования для необеспеченных слоёв населения; возрастание спроса на высшее образование в обществе на фоне демографического спада.
В связи с этим определились тенденции развития высшего образования, которые связаны с тем, что современные образовательные системы должны соответствовать
новому этапу глобальной технологической революции и актуальным задачам государственного развития; должны развиваться новейшие технологии обучения в соответствии с современными техническими и соци-огуманитарными достижениями. Например, модернизируется лекционно-семинарская модель обучения, более продуктивно используются онлайн-курсы, активные методы обучения, модульная организация учебного процесса, обновляется университетская инфраструктура. Предполагается формирование системы центров профессионального развития, которые могут быть основаны на частно-государственном партнёрстве и новых технологиях обучения и нацелены на формирование востребованных рынком труда компетенций взрослого населения.
Правительство и, вместе с тем, педагогическая общественность предпринимают шаги по содержательной модернизации профессионального образования, по повышению его качества, по интеграции российского профессионального образования в международное образовательное пространство. Россия реализует условия Болонского процесса по повышению гибкости образовательных программ, преодолению ранней узкой специализации, внедрению федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Эти стандарты предусматривают большую самостоятельность образовательных организаций, возможность индивидуализации обучения.
Университеты ищут новые формы осуществления образовательной миссии в современных условиях. Э. Гидденс подчёркивает наднациональную роль университетов. Именно с их помощью формируется новая космополитическая генерация, поскольку студенты имеют возможность обучаться в различных странах, непосредственно изучать иностранные языки и культуры других народов. Само знание носит наднациональный характер, но при всем притом университеты встроены в данную социальную и культурную среду, в данные социальные структуры, а следовательно, национальны.
При этом диверсификация профессионального образования будет эффективной, если будут соблюдены основные критерии её функционирования и развития: проекти-руемость, результативность, экономичность, корректируемость и управляемость. В развитии данного направления необходимы новые формы корпоративного взаимодействия вузов.
В системе образования стремительно идёт процесс интернетизации и дигитализации, в связи с этим предполагается сетевое взаимодействие нескольких образовательных учреждений в реализации какой-либо образовательной программы вне учебного заведения, куда был зачислен студент.
Российское образование в сфере культуры и искусств базируется на культурных и педагогических национальных традициях и приоритетах, имеет глубокие исторические корни, высокую социальную и культурную значимость. Оно ориентируется на формирование «человека культуры». История человечества подтверждает закономерность: пренебрежение к гуманитарному знанию, духовным ценностям приводит к возрастанию социальной агрессивности, девиантно-сти, что представляет собой серьёзную опасность для самого общества.
К сожалению, в современном мире произошла серьёзная инфляция духовных ценностей и идеалов. Общество находится в состоянии духовного кризиса, люди пренебрегают нравственными ценностями. В чем же заключается спасение современного человека? Прежде всего, в обращении к культуре, её гуманистическим идеям и нравственным ценностям, к идеям мира, духовного согласия, ненасилия. Поэтому сегодня, на мой взгляд, возрастает роль работников культуры, подготовкой которых занимается наш университет.
Общественная и культурная миссия Московского государственного университета культуры и искусств направлена на сохранение и развитие лучших традиций гуманитарного образования, отечественной и мировой культуры. Наш вуз ориентируется сегодня
на общественную практику, на развитие российской культуры, на повышение качества образования и подготовку специалистов, которые необходимы социально-культурной сфере России.
Несмотря на то, что сегодня принято связывать дальнейший прогресс человечества с развитием естественнонаучного и технологического знания, движение вперёд невозможно без гуманитарного образования, напрямую связанного с гуманизацией жизни общества, с книгой. гуманитарное образование, учреждения культуры обеспечивают духовное здоровье общества, которое определяется степенью ориентации на гуманистические и нравственные идеалы и ценности. В этом плане большую роль играет Библиотечно-информационный институт МГУКИ. Библиотеки являются духовным достоянием человечества, и подготовка кадров для них имеет государственное значение. Но современное общество уже невозможно представить без новых информационных технологий. В нашем вузе ведётся подготовка кадров и для столь востребованной отрасли знаний.
мы уверены, что необходимо и далее развивать гуманитарное образование, формировать гуманную социально-культурную среду путём приобщения всех слоёв населения к книге, духовной культуре и гуманистическим традициям, накопленным мировым сообществом. государство, власть, политическая и социальная система, ответственная перед своими гражданами, всегда будет стараться развивать культуру и просвещение.
Исходя из новых требований федерального закона «Об образовании в Российской федерации», касающихся научно-методической и экспериментально-инновационной деятельности образовательных организаций России, московский государственный университет культуры и искусств разработал долгосрочную «Стратегию развития научно-инновационной деятельности московского государственного университета культуры и искусств на период до 2020 года». В ней обозначены долгосрочные
целевые ориентиры по активизации научно-исследовательской деятельности университета, совершенствованию работы научно-исследовательского института, улучшению подготовки научно-педагогических кадров в сфере культуры и искусств, уточнены приоритетные организационно-управленческие задачи организации и проведения научно-инновационной деятельности вуза, задачи и приоритеты её финансово-экономического и информационно-технологического обеспечения, развития научно-инновационного творчества студентов и редакционно-изда-тельской деятельности в университете.
Участие российской высшей школы в Европейском пространстве высшего образования означает необходимость внесения в сложившуюся систему высшего образования значительных перемен. Одной из них должна стать перестройка учебного процесса в высшей школе под европейские стандарты. На практике это означает разработку новой формы организации процесса обучения, в частности, внедрение кредитно-модульной системы организации учебного процесса.
Так, например, совершенствование структуры образовательной организации высшего образования предполагает создание университетского многоуровневого образовательного комплекса (2014); переход на эффективный контракт (2014); сокращение непрофильных образовательных программ (2016). К 2020 году все студенты будут учиться по индивидуальным учебным планам, включающим значительную долю самостоятельной работы с использованием информационных технологий.
Повысится мотивация студентов к учёбе, поскольку в экономике повысятся требования к компетенциям выпускников, появятся механизмы стимулирования качественной учёбы. Особо подчеркнём, что объект образовательной деятельности — студент, становится персонифицированным. В процессе освоения учебных программ, студент не только получает новые знания о предмете, но самое главное — учится самостоятельно совершенствоваться в освоении своей буду-
щей профессии. Поэтому для педагога в заданных условиях традиционная педагогическая задача: «проинформировать о содержании предмета» преобразуется в «оснастить студента методическим инструментарием для самостоятельного овладения и дальнейшего совершенствования компетенций». Таким образом, происходит диверсификация базового высшего образования.
Вместо узкой специализации наук необходимо вырабатывать интегративный тип об-
разования, позволяющий видеть взаимосвязанность различных наук о человеке, природе и обществе, оптимально сочетающий традиционные формы и методы образования с новыми техническими возможностями, что откроет новые перспективы в решении глобальных проблем, стоящих перед обществом. Перспективы российского общества связаны с необходимостью сделать гуманизацию общества и личности приоритетным направлением образования.
Примечания
1. Межуев В. М. феномен книги и национальное в культуре // Общество и книга: от Гутенберга до Интернета. Москва : Традиция, 2001. 280 с.
2. Тоффлер Э. Шок будущего : пер. с англ. Москва : АСТ, 2001. 560 с.
3. Bourdieu P. Forms of Capital / John G. Richardson (ed.) // Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education. N.-Y. : Greenwood Press, 1986.