СУ УМАНИТАРНАЯ МИССИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ: НАВСТРЕЧУ VI МЕЖДУНАРОДНОМУ СИМПОЗИУМУ «ВУЗЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ В МЕЖДУНАРОДНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ТРАДИЦИИ СЛАВЯНСКОГО МИРА И СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»
Т. В. Кузнецова
и.о. ректора Московского государственного университета культуры и искусств
В статье рассмотрена миссия образования в сфере культуры и искусств, определено её значение в международной культурной интеграции, рассмотрена миссия Московского государственного университета культуры и искусств.
Ключевые слова: университет, культура, интеграция, миссия, профессиональное образование в сфере культуры и искусств.
The article describes the mission of education in the field of culture and art, its value is defined in the international cultural integration, discussed the mission of the Moscow State University of Culture and the Arts.
Key words: university, culture, integration, mission, professional education in the field of culture and the arts.
Российское образование в сфере культуры и искусств базируется на национальных культурных традициях и приоритетах, имеет глубокие исторические корни, высокую социальную значимость. Гуманитарное образование, культура обеспечивают духовное здоровье общества, которое определяется степенью ориентации на гуманистические и нравственные идеалы и ценности.
Президент Российской Федерации
В.В. Путин в своих программных статьях, опубликованных в период избирательной кампании, особо подчеркнул не только уникальность отечественной культуры, но и её неисчерпаемый инновационный потенциал: «Россия унаследовала великую культуру, признанную и на Западе, и на Востоке. Но мы пока очень слабо инвестируем в культурные индустрии, в их продвижение на глобальном рынке. Возрождение
6 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (46) март-апрель 2012 6-10
мирового интереса к сфере идей, культуры, проявляющееся через включение обществ и экономик в глобальную информационную сеть, дает России с ее доказанными талантами в сфере производства культурных ценностей дополнительные шансы» (1).
Мы всецело разделяем вывод В.В. Путина о том, что для России существует возможность не только сохранить свою культуру, но и использовать ее в качестве мощного фактора, способствующего продвижению России на глобальных рынках. В связи с этим гуманитарная миссия российского высшего образования в сфере культуры и искусств может быть признана миссией национального масштаба. Развитие этого сегмента российского образования становится не только ведомственной задачей Министерства культуры, но прежде всего стратегическим приоритетом Российского государства и общества.
Россия в меняющемся мире уже не может обойтись без учета фактора культуры и образования. Именно поэтому В.В. Путин пришел к важнейшему стратегическому выводу: «Не империя, а культурное продвижение; не пушки, не импорт политических режимов, а экспорт образования и культуры помогут создать благоприятные условия для российских товаров, услуг и идей. Мы должны в несколько раз усилить образовательное и культурное присутствие в мире...»(1).
Этот действенный тезис постоянно находится в поле зрения ведущих ученых, работающих в системе отраслевого образования. Идея расширения культурного присутствия России в глобальном мире является базовой для проведения ежегодного, ставшего уже традиционным международного симпозиума «Вузы культуры и искусств в мировом образовательном пространстве».
Участники V Международного симпозиума, состоявшегося осенью 2011 года в столице Таджикистана, единодушно приняли «Душанбинскую декларацию об интеграции ресурсов культуры и образования в современном мире» (Душанбе, 6 октября
^ Университет и общество
2011 года). В этой декларации охарактеризованы тревожные тенденции современности, в том числе показано, что глобализация культурного пространства и тотальное распространение массовой культуры приводят к разрушению традиционной культурной среды, стимулируют кризис идентичности, ослабление и даже утрату связи индивида с родной культурой, формируют «глобального человека», оторванного от культурных корней. При этом недооценка духовно-нравственных ресурсов современной культуры, распад ее ценностно-смыслового ядра, вымывание из нее базовых ценностей и идеалов препятствуют сохранению нравственной сущности и культурно-нравственной ответственности человека и общества.
Особенно важно, что кризисные явления в культуре проявляются и в сфере гуманитарного образования, которое с полным основанием можно определить как воплощение самобытных национальных традиций, совокупного социального опыта, культурно-исторической памяти, национального характера и ментальных особенностей народа.
В программной статье В.В. Путина «Россия и меняющийся мир» подчеркивается особая роль русского языка и сформулирован призыв усилить культурное присутствие России, прежде всего в странах, где часть населения говорит на русском или понимает русский. Своеобразным ответом на этот призыв необходимо признать наш VI Международный симпозиум, который в мае 2012 года состоится в Брянске, на «перекрёстке» славянского мира - России, Украины и Республики Беларусь.
Продолжая реализацию идей, высказанных представителями вузов культуры и искусств в ходе проведения международных симпозиумов «Вузы культуры и искусств в мировом образовательном пространстве», нам предстоит включиться в серьезную работу по следующим направлениям:
• необходимо сформировать в общественном сознании и закрепить в государственных национальных проектах и про-
граммах понимание важности ресурса культуры в модернизационных процессах общества и создания условий для подготовки национальных кадров, реализующих данный ресурс;
• важно сохранить гуманитарную направленность образования в сфере культуры и искусств, ориентируясь при разработке государственных образовательных стандартов всех специальностей среднего специального и высшего профессионального образования на гуманизацию и гуманитаризацию, увеличив долю и скорректировав содержание социально-гуманитарных, мировоззренческих дисциплин в основных образовательных программах;
• следует привести в соответствие требования к социально-гуманитарной подготовке выпускников средних образовательных школ с требованиями государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования;
• нужно шире использовать потенциал выпускников вузов культуры и искусств в формировании качественно новой культурной среды, обеспечивающей потребности человека в самореализации и самоопределении; его связь с традицией, ценностно-смысловую определенность и духовно-нравственные ориентиры.
Миссия российской культуры во многом созвучна миссии нашего университета - Московского государственного университета культуры и искусств, а развитие его неразрывно связано с задачами обновления отечественной культуры, формирования интеллектуального и кадрового ресурса отрасли культуры и искусств.
Московский государственный университет культуры и искусств - один из старейших вузов культуры и искусств России. За свою восьмидесятилетнюю историю он стал одним из лидеров отраслевого образования.
Сегодня университет осуществляет образовательную, научно-исследовательскую, социально-культурную, воспитательную и другую деятельность на всех уровнях довузовского, высшего профессионального, послевузовского и дополнительного образо-
вания по широкому спектру гуманитарных областей знаний в соответствии с приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации и задачами интеграции в мировое образовательное пространство.
Положительную динамику развития университета определяют высокий уровень фундаментальной, общенаучной и специальной подготовки выпускников, стабильный и постоянно растущий контингент студентов, высокий профессиональный педагогический потенциал университета.
Приоритетными направлениями работы МГУКИ являются:
• включение университета в мировое образовательное пространство в качестве уникального инновационного образовательного проекта, отражающего не только специфику национальной культуры, но и общечеловеческие социальные и социокультурные процессы и потребности;
• полноправное участие в процессах формирования нового типа экономики, основанной на знаниях, в том числе обеспечение потребностей современного человека в полноценной капитализации внутреннего ресурса, обучении на протяжении всей жизни посредством последовательного распространения трансграничного и дистанционного образования, расширения свободы доступа к информации, знаниям, передовым технологиям, развития академической и студенческой мобильности;
• формирование образовательной системы открытого типа, в которую заложены возможности прогрессивного развития, взаимодействия и сопряженности рынков труда и образовательных услуг, перехода от закрытой (замкнутой внутри ведомства) к открытой (доступной для воздействия общества) системе образования;
• внедрение новейших технологий распространения культуры, информации и знаний, дальнейшее становление полифункционального, образовательно-культурно-научного учреждения в соответствии с потребностями нового информационного общества;
• формирование содержания образо-
вания как контента инновационного типа, которое раскрывается в процессе формирования мировоззрения специалиста, основанного на многокритериальности решений, терпимости к инакомыслию и нравственной ответственности специалиста за свои действия, а также - в процессе реализации междисциплинарных связей с целью формирования системы обобщенных компетенций специалиста в сфере культуры и искусства.
Модернизация образовательной деятельности МГУКИ основывается на традициях фундаментального университетского образования и российского высшего образования в сфере культуры и искусств. Это обеспечивает высокий международный статус университета и стабильность спроса на его общеобразовательные услуги в российском обществе.
Университет всемерно укрепляет связь образовательной деятельности с практикой на основе развития социального партнерства университета и работодателей; привлекает ведущих отечественных и зарубежных деятелей культуры и искусства, руководителей общественных и государственных организаций, бизнес-консультантов, специалистов отрасли к обучению студентов с целью использования их практического опыта и знаний; создает учебно-научные подразделения на базе ведущих учреждений культуры и искусства; продолжает развивать взаимовыгодное сотрудничество с органами управления культуры субъектов федерации, в том числе в области целевой подготовки на договорной основе специалистов, по заявкам работодателей; обеспечивает оптимальные условия для реализации основных образовательных программ, определяемых действующими и вновь вводимыми Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО третьего поколения).
Политика МГУКИ в области построения и модернизации системы качества образования нацелена на подготовку выпускников, способных обеспечивать функционирование и развитие профессиональных
^ Университет и общество
сфер деятельности на уровне передовых достижений науки и творчества, являющихся достойными гражданами страны, конкурентоспособных в России и за рубежом. Политика МГУКИ в области качества образования является неотъемлемым элементом стратегии университета и основой планирования его образовательной деятельности.
При этом необходимо совершенствовать структуру и содержание образовательных программ; открывать новые направления подготовки для кадрового сопровождения потребностей общества, основанного на знаниях; развивать элитные и массовые формы подготовки специалистов для сферы культуры и искусства; развивать многопрофильные и междисциплинарные фундаментальные и прикладные научные исследования как основу высокого качества подготовки выпускников; создавать условия для полноценного развития ведущих научных и творческо-исполнительских школ как фундамента качественного университетского образования на всех уровнях; расширять взаимодействие с работодателями, обеспечить их участие в определении содержания и форм образовательного процесса, а также в финансовом и материально-техническом обеспечении образовательной деятельности.
Считаем необходимым дальнейшее развитие самостоятельности и лидерских качеств обучающихся, их потребностей в постоянном обновлении знаний.
Сегодня нельзя обойтись без связи между профессиональным и личностным (развитием, становлением, ростом, совершенствованием, самореализацией и т.д.), которая определяет уровень самоактуализации личности, уверенность в правильности выбранного пути, удовлетворенность качеством жизни, устойчивость мотивации и понимание целесообразности собственной деятельности. А. Маслоу полагал, что «... самоактуализирующиеся люди, все без исключения, вовлечены в какое-то дело, во что-то находящееся вне них самих. Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них - это своего рода
призвание, в старом, проповедническом смысле слова. Они занимаются чем-то, что является для них призванием судьбы и что они любят так, что для них исчезает разделение "труд - радости". Один посвящает свою жизнь закону, другой - справедливости, еще кто-то - красоте или истине» (2, р. 15).
Обеспечение единства учебного и научного потенциалов - базовое условие повышения качества подготовки специалистов сферы культуры и искусств. Необходимо провести коренную модернизацию существующей издательской базы университета за счет создания современного полиграфического комплекса. Развитию научных исследований послужит создание на основе редакционно-издательской базы университета новых специализированных периодических изданий, призванных позиционировать научные школы университета, способствовать интеграции научных исследований МГУКИ в международную, общероссийскую и отраслевую систему научных исследований.
Успешное развитие учебной и научной деятельности МГУКИ связано с совершенствованием диссертационной политики университета, которая должна ориентироваться на развитие фундаментальных исследований как неотъемлемую составную часть подготовки специалистов университетского уровня по направлениям: теория и история культуры, библиотечно-информационная деятельность, народное
художественное творчество и социально-культурная деятельность, а также в других областях, в которых имеются крупные теоретические прорывы и эффективно действуют научные школы.
Таким образом, общественная и культурная миссия Московского государственного университета культуры и искусств направлена на сохранение и развитие лучших традиций гуманитарного образования, отечественной и мировой культуры, на консолидацию общества, на преодоление глобальных проблем: этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий.
Вузы культуры и искусств ориентируются на общественную практику, на сохранение и развитие культуры, на открытие новых специальностей и специализаций, которые необходимы социально-культурной жизни России. Мы уверены, что необходимо и далее развивать гуманитарное образование, формировать, гуманную социально-культурную среду путем приобщения всех слоев населения к духовной культуре и гуманистическим традициям, накопленным мировым сообществом. Такова гуманитарная миссия образования в сфере культуры и искусств, которая имеет непреходящее значение для нашей страны, делая её полноправным субъектом международной политической, экономической и социальной интеграции.
Примечания
1. Путин, В. В. Россия и меняющийся мир / В.В. Путин // Московские новости. - 2012. - 27 февр.
2. Maslow, A. Self-actualizing and Beyond / A. Maslow // Challenges of Humanistic Psychology. - N.-Y., 1967.