ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^
Примечания
1. Абдулатипов, Р. Г. Духовное измерение культуры / Р.Г. Абдулатипов // Вестник МГУКИ. — 2011. — № 5 (43). — С. 6—13.
2. Абдулатипов, Р. Г. Культура как стратегический ресурс России в XXI веке / Р.Г. Абдул атипов. — Москва : МГУКИ, 2010. — 192 с.
3. Савицкий, П. Н. Географические и геополитические основы евразийства / П.Н. Савицкий // Континент Евразия. — Москва, 1997.
4. Сазонов, Б. А. Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования : учебное пособие / Б.А. Сазонов. — Москва, 2006.
5. Трубецкой, Н. С. Наследие Чингисхана / Н.С. Трубецкой. — Москва, 1999.
6. Устав ООН по вопросам образования, науки и культуры: (международные правовые документы по вопросам культуры). — Санкт-Петербург, 1996.
ИИнновационный потенциал
евразийской культуры в мировом образовательном пространстве
{§} УДК 008:39; 008:351.858 ф
Т. В. Куз нецов а
Московский государственный университет культуры и искусств
Статья посвящена инновационному возрождению и творческому переосмыслению высоких духовно-нравственных идеалов и ценностей евразийской культуры, их огромного значения в воспитании и образовании подрастающего поколения.
Ключевые слова: евразийский идеал, евразийская культура, межкультурное взаимодействие, поликультурное образование, стратегия культурного развития, евразийское пространство.
The article is devoted to the innovative revival and giving a new meaning to high spiritual and ethical ideals and values of Euro-Asian culture and its great significance for the education of a new generation.
Keywords: Euro-Asian ideal, Euro-Asian culture, cross-cultural interaction, polycultural education, strategy of cultural development, the Eurasian space.
Сегодня, когда человечество переживает очень непростой, во многом противоречивый этап глобализации всех сфер жизнедеятельности людей, мы с каждым годом всё больше ощущаем потребность в инновационном возрождении и творческом переосмыслении высоких духовно-нравственных идеалов и ценностей евразийской культуры.
Обоснование и активное продвижение
Евразийской идеи в России связывается, прежде всего, с именами Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого, Г.Ф. Флоровского и Л.П. Карсавина. Беря за точку отсчёта московский период истории Руси, они показали, что вплоть до второй половины XVII века Россия представляла собой некий подлинный мир в себе, духовные предпосылки которого были именно евразийскими. Именно в
12 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (52) март-апрель 2013 12-17
^ Теория и история культуры
России и через постоянные бытовые связи, и через Византию и ее влияние Восток соприкасался с Западом.
«Русские евразийцы» не только глубоко и обстоятельно осмыслили философско-исторические основания Евразийской идеи, в первую очередь соотношение культуры и цивилизации, прогресса и регресса, национального и интернационального, но и, по существу, заложили методологический и концептуальный фундамент для решения конкретных практических задач культурного развития в современных условиях [7; 8].
В первое десятилетие XXI века мы оказались в ситуации невероятного увеличения общих точек соприкосновения в международных отношениях, что потребовало от нас готовности к диалогу, следования нравственным началам мирного сосуществования, понимания необходимости противостояния религиозно-политическому экстремизму, утверждения принципов толерантности в отношениях между странами евразийского пространства в целом и между Россией и Ф Турцией, в частности.
Евразийская культура сегодня — это результат многовекового наслоения и смешения традиций разных народов и цивилизаций. И самобытность Востока, и космополитизм Запада навсегда запечатлены в богатстве архитектурных стилей, аутентичной и современной музыке, литературе и кинематографе, оригинальной кулинарии, в многочисленных и разнообразных видах прикладного искусства Турции и других стран Евразии. Можно вспомнить много конкретных образцов евразийской культуры и искусства, которые позволяют евразийским народам понять и принять друг друга, найти общие интересы и почувствовать различия. Все это способствует обеспечению гражданского мира и социальной стабильности, создаёт благоприятный климат для развития сотрудничества на евразийском географическом пространстве в непростых и зачастую противоречивых условиях глобализации мирового развития [4].
Говоря об объективных проблемах прак-
тической реализации Евразийской идеи в современных условиях, необходимо отметить, что страны евразийского пространства зачастую по-разному определяют свое отношение к евразийским основам жизни в условиях новой геополитической и глобальной обстановки в начале XXI века. Нередки случаи, когда они, вопреки очевидным геополитическим фактам, стремятся отвлечься от своей евразийской истории и духовно-культурных корней бытия, забывают, что подлинную культуру сегодня, как и всегда, можно строить лишь в соответствии со своим собственным прошлым, имея при этом в виду своё глобальное будущее.
Есть примеры, когда отдельные страны Евразии в одностороннем порядке выдвигают ложный тезис об однозначности и окончательности «европейского выбора» или «западного выбора». При этом, как правило, игнорируется очевидное евразийское положение страны, а годы совместной истории с другими станами евразийского пространства представляются как годы подавления одних народов другими. Понятно, что такие идеи одностороннего исторического выбора игнорируют вечные истины о постоянном взаимообогащении евразийских народов в ходе совместного исторического развития, которое выразилось в выработке и принятии общих, тысячелетиями проверенных духовно-культурных идеалов и ценностей стран, составляющих евразийское пространство.
Поэтому сегодня евразийские вузы культуры и искусств обязаны сказать своё веское научное и образовательное слово, для чего необходимо более последовательно поддерживать и утверждать в своих исследованиях и стандартах принципы межкультурного и межконфессионального согласия, вытекающие из самой сути Евразийской идеи.
Без преувеличения можно сказать, что такой подход имеет общемировое значение, поскольку реалии глобализации выдвигают на передний план необходимость диалога различных этнокультурных систем, формирования новой духовно-национальной идентичности стран и народов мира, модерниза-
$
13
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^
ции государственной политики в сфере образования и культуры. Именно поэтому инновационную роль вузов культуры и искусств в мировом образовательном пространстве и межкультурном взаимодействии евразийских народов и наций трудно переоценить.
Более того, в эпоху глобализации гений человечества создал в мировом образовательном пространстве небывалые информационно-коммуникационные возможности для развития каждого индивидуума в отдельности и сообщества мировых наций в целом. Вузы культуры и искусств призваны не только творчески реализовать эти возможности за счёт повышения образовательного потенциала культуры всего человечества, но и стать той институциональной основой, которая позволяет молодому поколению всех стран и народов приобщиться к её высшим духовным идеалам и ценностям. Полученные знания побуждают их постоянно стремиться к достойной жизни и свободному развитию личности, к обеспечению гармонии и мира на планете, укреплению стабильности и дружбы между народами.
Новая система воспитания и образования, наполненная высокими идеями гуманизма, любви, толерантности, согласия и взаимного уважения людей друг к другу, в евразийском пространстве должна быть всецело ориентирована на укрепление духовных скреп евразийской культуры. На это, в частности, обратил особое внимание Президент Российской Федерации В.В. Путин в своём Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года. Он подчеркнул, что во все времена российское общество гордилось такими своими духовными скрепами, как милосердие, сочувствие, сострадание друг другу, поддержка и взаимопомощь, которые исторически делали наше Отечество крепче в духовно-нравственном отношении и сильнее в геополитическом плане, оказывали и продолжают оказывать влияние на всю мировую цивилизацию [6].
По мнению Президента Российской Федерации В.В. Путина, неразумное заб-
вение и игнорирование этих вечных духовных скреп проявляются сегодня в равнодушии граждан России к общественным делам, в коррупции, в наглом стяжательстве, в проявлениях экстремизма и оскорбительного поведения. И все это порой приобретает в нашей стране агрессивные, вызывающие формы, что, по большому счёту, создает угрозу национальной безопасности России, геополитическому суверенитету и целостности Российского государства. По всей видимости, подобная оценка В.В. Путина долгосрочных угроз национальной безопасности России относится, в той или иной мере, и к сферам образования и культуры всех евразийских государств.
Следовательно, сложнейшие задачи духовно-культурной консолидации и интеграции евразийского пространства смогут решить лишь новые высокообразованные кадры, носители не только знаний в той или иной конкретной области деятельности, но и ценностей евразийской цивилизации. Это значительно расширяет список требований к образованию как социальному институту на евразийском пространстве, предполагает создание его инновационных организационных форм, осуществление совместных долгосрочных программ межкультурного взаимодействия, совместной разработки и реализации среднесрочных инновационных проектов и краткосрочных мероприятий культурно-творческого и исполнительского искусства на всём евразийском пространстве в целом.
Эти требования вытекают, во-первых, из коренного изменения роли культуры, образования, знаний и инноваций в XXI веке, во-вторых, из стратегической ориентации подготовки кадров в сфере культуры и искусств на сохранение и возрождение духовно-национальной идентичности каждой страны евразийского пространства и, в-третьих, из учета особого геополитического — евразийского — фактора качества образования в условиях глобализации мирового развития. В связи с этим, продолжая развитие и реализацию идей, высказанных участниками
$
114
^ Теория и история культуры
предыдущих Международных симпозиумов «Вузы культуры и искусств в мировом образовательном пространстве», Московский государственный университет культуры и искусств долгосрочно и стратегически ориентирует свои образовательные практики с учётом развития мирового «межкультурного диалога» и сохранения «культурного многообразия» евразийских народов.
Современная система образования в сфере культуры и искусств как важнейший социально-культурный институт отдельного государства должна не только обеспечивать его безопасность и целостность, но и быть действенным и работоспособным механизмом обеспечения надгосударственной безопасности общечеловеческой цивилизации в рамках глобального мирового социума.
Ведь не вызывает сомнения тот факт, что образование в сфере культуры и искусств является ведущим и определяющим фактором сохранения и развития национальных евразийских культур и языков, действенным инструментом духовной, культурной и геопо-Ф литической интеграции стран и народов ев-
разийского пространства.
Обеспечить удовлетворение такого глобального запроса в странах Евразии может целостная инновационная система поликультурного образования, учитывающая государственные интересы, национальные и этнокультурные особенности всех евразийских народов, гуманистические и нравственные условия межкультурного диалога и современные задачи инновационного проектирования гармоничной межэтнической и межконфессиональной среды на евразийском пространстве мира. Благодаря указанным культурно-ценностным ориентирам, преподаватели, студенты, аспиранты, докторанты, выпускники и стратегические деловые партнёры университета культуры и искусств стремятся внести свой достойный интеллектуальный вклад при реализации проектов в мировом культурном и образовательном пространстве [3].
Среди инновационных ориентиров лидерства и конкурентоспособности универ-
ситета мы выделяем долгосрочные (стратегические), среднесрочные (тактические) и краткосрочные (текущие) приоритетные направления культурной, образовательной, научной и инновационной деятельности, определяющие положительную динамику его развития в XXI веке, включая эффективное взаимодействие с евразийскими вузами культуры и искусств.
К числу важнейших стратегических приоритетов относятся:
• признание в России и странах Евразии в качестве первостепенной роль культуры для возрождения и сохранения культурно-нравственных ценностей, укрепления духовного единства народов евразийского пространства, закрепление этого принципа в государственных национальных проектах и программах образования;
• сохранение гуманитарной направленности образования в евразийских вузах сферы культуры и искусств, ориентируясь при разработке государственных образовательных стандартов всех специальностей среднего специального и высшего профессионального образования на принципы гуманизма и нравственности;
• полноценное и равноправное включение евразийских стран в глобальную дискуссию о развитии образования, включая проблемы поликультурности образования, роли и значения в нём информационных технологий, предпринимательского и инновационного образовании в сфере культуры и искусств;
• разработка концепции и модели сопоставления качества образования евразийских университетов с мировым уровнем образования, включая вопросы многообразия форм качества в высшем образовании евразийских государств, качества фундаментального и прикладного образования в сфере культуры и искусств;
• продвижение на евразийском пространстве европейской идеи единого вступительного магистерского экзамена как одной из составляющих механизма глобализации образования в сфере культуры и искусств;
• создание в евразийском образователь-
$
15
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^
ном пространстве достойных условий для творческой деятельности талантливых молодых специалистов в сфере культуры и искусств с учётом реальной оценки национальных, евразийских и международных процессов глобализации;
• стратегическое формирование системных требований к циклу духовно-культурных и социально-гуманитарных знаний в вузах культуры и искусств, ориентирующих их на национальное достоинство, евразийскую идею, сотрудничество с другими государствами евразийского пространства и мира;
• обеспечение согласованности государственных требований к социально-гуманитарной подготовке выпускников средних образовательных школ с гуманистическими и нравственными требованиями государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования;
• максимальное использование инновационного потенциала выпускников вузов культуры и искусств евразийских стран для формирования качественно новой культурной среды, обеспечивающей удовлетворение потребности личности в ценностно-смысловой определенности и самореализации.
К числу тактических приоритетов инновационного лидерства и конкурентоспособности университета следует отнести стремление к достижению высокого уровня фундаментальной, общенаучной и специальной подготовки выпускников за счёт непрерывного усиления педагогического потенциала университета, обеспечивающего стабильный и постоянно растущий контингент студентов. Перед профессорско-преподавательским составом стоит задача гармоничного включения университета в евразийское и мировое образовательное пространство в качестве уникального культурно-образовательного и научно-инновационного проекта, отражающего не только специфику российской культуры, но и общечеловеческие духовно-нравственные и социально-культурные идеалы и ценности. Только обеспечение тесной связи процесса обучения в университете с деятельностью евразийских институтов развития позволит на
основе качественного фундаментального образования в сфере культуры и искусств найти оптимальные решения различных задач международного сотрудничества стран евразийского и в целом мирового пространства.
Таким образом, в ближайшей перспективе вузу необходимо:
• организовать подготовку профессиональных кадров в сфере культуры и искусств, способных обеспечить региональную интеграцию евразийских государств, полноценно работать в международных организациях, формируемых на евразийском пространстве, — создать кадровую базу «практической евразийской интеграции»;
• обеспечить поэтапное включение университета в процесс формирования образовательной системы открытого типа, которая позволит ему перейти от замкнутой внутри ведомства структуры к социально открытой институциональной сети, сделает возможным взаимодействие и сопряженность рынков труда и образовательных услуг;
• создать в университете систему обучения на протяжении всей жизни за счёт внедрения новейших технологий передачи культуры, информации и знаний и последовательного распространения трансграничного и дистанционного образования, расширения свободы доступа к информации, знаниям, передовым технологиям, — за счет развития академической и студенческой мобильности;
• обеспечить инновационную направленность содержания образования в университете на формирование системы обобщенных компетенций специалиста в сфере культуры и искусства, раскрывающихся в процессе формирования мировоззрения и самосознания специалиста, основанных на многокри-териальности решений, терпимости к инакомыслию и нравственной ответственности специалиста за свои действия;
• организовать полноправное участие университета в процессах формирования нового типа экономической культуры, основанной на знаниях и инновациях, в том числе обеспечивающей развитие и реализацию культурного, духовного потенциала каждой лич-
$
16
ф
ГИЛ
^ Теория и история культуры
ности и общества в целом;
• способствовать дальнейшему становлению университета в качестве полифункционального, образовательно-культурно-научного учреждения в соответствии с потребностями нового информационного общества.
И, наконец, для устойчивого инновационного развития университета в рамках евразийского пространства требуется выделить такие текущие приоритеты, как:
• регулярный академический обмен студентами, прежде всего вокалистами, музыкантами, хореографами, дизайнерами, менеджерами по туризму, аниматорами, мастерами декоративно-прикладного искусства;
• участие евразийских вузов культуры и искусств в исследованиях и разработках в области сравнительного международного анализа образовательных систем;
• совместное развитие послевузовского образования и осуществление научно-
исследовательских проектов в сфере культуры и художественного образования;
• организация «круглых столов» для обсуждения и оперативного планирования совместных образовательных программ и культурно-инновационных проектов.
При этом важно, чтобы каждый житель евразийского пространства смог включиться в творческую совместную работу по созданию достойного образовательного будущего наших народов и международного имиджа евразийских стран, обладающих богатейшей традиционной и динамично развивающейся современной культурой.
Только взаимное уважение к нашему историческому прошлому, нашим культурам, духовно-нравственным ценностям, выработанным и проверенным веками, дает прочную основу для будущего наших стран и создания новой системы международных отношений на евразийском пространстве, достойной XXI века.
Примечания
1. Взаимодействие культур в условиях глобализации. — Москва : Канон+ ; РООИ «Реабилитация», 2010.
2. Гумилёв, Л. Н. Древние тюрки / Л.Н. Гумилёв. — Москва, 1993.
3. Кузнецова, Т. В. Гуманитарная миссия образования в сфере культуры и искусств: навстречу VI Международному симпозиуму «Вузы культуры и искусств в международном образовательном пространстве: традиции славянского мира и современные межкультурные взаимодействия» / Т.В. Кузнецова // Вестник МГУКИ. — 2012. — № 2. — С. 6—10.
4. Кузнецова, Т. В. Истоки и перспективы российско-турецкого сотрудничества в гуманитарной сфере / Т.В. Кузнецова // Исторические, культурные и экономические связи между Турцией и Россией : [материалы Международного симпозиума. Стамбул, 5 апреля 2012 г.] / сост. О.Ю. Кузнецов. — Москва : Турецко-русский культурный центр, 2012. — С. 147—151.
5. Назарбаев, Н. А. В потоке истории / Н.А. Назарбаев. — Алматы, 1999.
6. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года // Российская газета от 13 декабря 2012 г. № 287.
7. Савицкий, П. Н. Географический обзор России-Евразии / П.Н. Савицкий // Континент Евразия. — Москва : Аграф, 1997. — С. 279—294.
8. Трубецкой, Н. С. Европа и Человечество / Н.С. Трубецкой // Наследие Чингисхана. — Москва : Аграф, 1999. — С. 29—95.
$
17