Научная статья на тему 'Университетское образование в Китайской Народной Республике: опыт системного анализа'

Университетское образование в Китайской Народной Республике: опыт системного анализа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
716
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТЫ КИТАЯ / КЛАССИФИКАЦИИ КИТАЙСКИХ ВУЗОВ / РЕФОРМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КНР / UNIVERSITIES IN CHINA / UNIVERSITY CLASSIFICATIONS / REFORMS OF HIGHER EDUCATION SYSTEM IN CHINA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глузман Александр Владимирович, Глузман Алина Александровна

В статье раскрываются основные положения реформ, происходящие в системе высшего образования Китая в начале XXI столетия. На основе системного подхода рассматривается деятельность университетов в Китайской Народной Республике, представлены классификации университетов и колледжей КНР, их современное состояние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

University Education in the People’s Republic of China: Experience of System Analysis

The article reveals the main provisions of the reforms taking place in the system of higher education in China at the beginning of the XXI century. On the basis of a systematic approach, the activities of universities in the People’s Republic of China are examined, classifications of universities and colleges of the PRC, their current status are presented.

Текст научной работы на тему «Университетское образование в Китайской Народной Республике: опыт системного анализа»

А. В. Глузман, А. А. Глузман

УДК 371.49

УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ: ОПЫТ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА

гатъя написана по результатам семинара «Международное сотрудничество российских и китайских вузов» в рамках Первой международной летней школы китайского языка в Пекинском педагогическом научно-исследовательском институте (Люйтун, август-сентябрь 2019 года)

Система высшего образования Китайской Народной Республики (КНР) стала предметом ряда исследований: накоплен достаточный объем информации о содержании, структуре и функциях подготовки специалистов, особенностях многоуровневой системы подготовки кадров, организации учебного процесса и последипломного повышения квалификации, а также выделены тенденции развития высшего образования в Китае. Изменения, которые произошли в системе высшего образования, освещены в трудах Ду Янь-янь, Ли Яньхуэй, Мэй Ханьчэн, Ма Ваньхуа. На русском языке известна книга «Россия-Китай: образовательные реформы на рубеже ХХ-ХХ1 веков: сравнительный анализ (отв. ред. Н. Е. Боревская, В. П. Борисенков, Чжу Сяомань)» [1].

Однако системных исследований высшей школы Китая, включающих анализ истории, современного состояния и перспективы развития университетского образования, выполнено немного. Именно недостаточность информации о современных университетах Китая, перспективах их развития в контексте современных реформ обуславливают актуальность данной статьи.

Высшее образование в Китае имеет многолетние традиции. Первое же высшее учеб-

20/у//-

(Ш\

ное заведение, отвечающее современным представлениям о высшей школе, было открыто в 1895 году в Тяньцзине. Речь идет о Западной исследовательской школе Бэйян, которая позже была реорганизована в Университет Бэйян.

В том же году в Шанхае начинает работу Общественная школа Наньян, в структуру которой входили средняя школа, педагогический колледж и школа иностранных языков. На базе Общественной школы Наньян был основан Шанхайский университет транспорта - одно из ведущих учебных заведений, выпускающих первоклассных специалистов-инженеров. Высокие рейтинги Шанхайского университета транспорта закрепили за ним имя «Массачусетского технологического института Востока».

В 1898 году в Пекине открыт первый национальный университет Китая - Пекинский имперский университет. В нем соблюдена образовательная традиция древней «Академии сынов государства». Позже на протяжении нескольких десятилетий Пекинский императорский университет будет конкурировать за звание первого университета Китая с Уханьским университетом, история которого восходит к открытому 1893 году Чжан Чжи-дуном Институтом Цзыцян.

Сегодня многие университеты Китая имеют более чем вековую историю: Тяньц-зиньский университет (1895), Шанхайский и Сианьский университет транспорта (1896), Чжэцзянский университет (1897), Пекинский университет (1898), Шаньсийский университет (1902), Нанкинский университет (1902), Фуданьский университет (1905), Университет Тунцзи (1907) и Университет Цинхуа (1911). Свой путь развития получили Национальный центральный университет и Национальный университет Цин Хуа, функционирующие на Тайвань после событий гражданской войны в Китае.

После образования Китайской Народной Республики происходят изменения в системе образования: правительство предпринимает меры по повышению уровня образования всего населения. Если еще в середине про-

шлого столетия около половины населения оставались неграмотными, в начале 90-х годов XX века, согласно статистическим данным, только 5 % населения имели документ о высшем образовании и примерно 10 % не имели никакого образования, то сегодня все дети получают среднее образование и многие из них планируют продолжить обучение в университетах страны.

В 2019 году Министерство образования КНР объявило, что Китай создал крупнейшую в мире систему высшего образования; за последние семь десятилетий валовой коэффициент зачисления в вузы вырос с 0,26 % в 1949 году до 48,1 % в 2018 году. Профессиональное образование достигло значительного прогресса, дав образование и высокую квалификацию 270 млн специалистам за этот период [2].

В соответствии с «Проектом 211», инициируемым Министерством образования Китая, были определены ведущие университеты, которые получили право готовить специалистов для экономической и социальной сфер страны. Проект задействовал 100 лучших вузов, уровень предоставления образовательных услуг в которых отвечает современным мировым стандартам. Название проекта определяет количество университетов-участников (100) и актуализирует современность поставленных перед ними задач - задачи XXI века.

На сегодняшний день в Китае реализуется еще один проект, начатый 4 мая 1998 году в связи с празднованием столетия Пекинского университета и инициированный бывшим президентом КНР Цзян Цзэминем. В названии «Проекта 985» зафиксировано начало его реализации: 98-й год, 5-1 месяц. 9 университетов, принимающих участие в проекте, выполняют задачу по изменению организации образовательного процесса согласно диктуемым временем социально-экономическим требованиям. Проект предусматривает сотрудничество местных правительств с органами образования, благодаря которому данные учебные заведения должны стать не только ведущими университетами Китая, но и выйти на мировой уровень [3; 4].

В 1998 году по аналогии со всемирно известными объединениями престижных вузов (Группа «Рассел» в Великобритании, «Группа восьми» в Австралии и «Лига Плюща» в США) была создана «Лига С9», представляющая собой альянс из 9 ведущих университетов страны, целью которой стало продвижение сложившейся в Китае системы высшего образования. Лига объединила Фу-даньский университет, Харбинский политехнический университет, Нанкинский университет, Пекинский университет, Шанхайский университет транспорта, Университет Цинн-хуа, Научно-технический университет Китая, Сианьский университет транспорта и Чжэц-зянский университет. На их долю приходится 3 % исследователей страны, 10 % государственных исследовательских расходов и 20 % академических публикаций. По цитируемо-сти статей и количеству патентов на изобретения Китай на третьем месте после Америки и Японии.

В 2017 году в континентальном Китае насчитывалось 2 914 колледжей и университетов, в которых обучалось более 26,5 млн студентов. В 2018 году университеты окончили 7,9 млн китайских студентов, что более чем в восемь раз превышает число выпускников двадцатилетней давности.

Многие университеты Китая входят в международные рейтинги. По состоянию на 2018 год страна занимает второе место в мире по количеству лучших университетов согласно Academic Ranking of World Universities.

Кроме мировых рейтингов в Китае существует ряд национальных университетских рейтингов:

- рейтинг китайских университетов (автор Ву Шулянь) - рейтинг университетов материкового Китая;

- CUAA - ежегодный рейтинг университетов Китая, публикуемый Ассоциацией выпускников китайских университетов (Chinese Universities Alumni Association, CUAA), считается одним из самых авторитетных рейтингов университетов в стране.

- Netbig - рейтинг университетов мате-

рикового Китая от интернет-компании Netbig, составлялся ежегодно с 1999 по 2013 год.

В табл. 1 представлены ведущие университеты Китая, которые в системе высшего образования являются лидерами в стране и в каждом из ее регионов.

Система высшего образования в Китае представлена несколькими типами вузов:

- национальными, находящимися во введении Министерства образования КНР;

- национальными, которые находятся во введении других министерств (например, сельского хозяйства, обороны и т.д.);

- провинциальными (общественными) вузами, которые находятся во введении провинции или автономного округа;

- муниципальными (общественными), управление которыми осуществляется муниципальной властью;

- частные или независимые, управляемые частными лицами или представителями от предприятий или учреждений;

- международные (совместные вузы), управление которых осуществляется представителями университетов иностранных государств [9].

Уровень высшего образования коренных китайцев в какой-то мере зависит от географического расположения учебного заведения и условий для проживания студентов. Таким образом, образовательная политика государства влияет на размещение сети учебных заведений в:

- городах центрального подчинения: Пекине, Чунцин, Шанхае, Тяньцзинь;

- провинциях: Аньхой, Фуцзянь, Ганьсу, Гуандун, Гуйчжоу, Хайнаннь, Хэбэй, Хэй-лунцзян, Хэнань, Хубэй, Хунань, Цзянсу, Цзянси, Гирин, Ляонин, Цинхай, Шаньси, Шаньдун, Шэньси, Сычуань, Юньнань, Чжэцзян;

- автономных районах: Гуанси, Внутренней Монголии, Нинся, Синьцзян, Тибете;

- специальных административных районах: Гонгконге, Макао.

Кроме 10 самых известных и ведущих китайских университетов существуют 35 ведущих университетов «Проекта 985» материк

Общие сведения о ведущих университетах Китая

Таблица 1.

S g s £ о $ Cl * ^ о

11

Рейтинг

Направления подготовки, отделения, факультеты

5 tf

У 5 £ *

3 «

^ /S а 'g

§ I g

Пекинский университет (Бэйда) (Peking University), г. Пекин Основан в 1898 году. Площадь — 274 га

№ 1(2) в Китае, № 52 (55) в мире. Достижения ученых университета:

- обнаружена огромная черная дыра из ранней Вселенной -ярчайший квазар массой в 12 миллиардов Солнц (2015 г.);

- открыта аллотропная разновидность углерода - пентагра-фен;

- разработаны коллоидные тестовые полоски для ранней диагностики инфаркта миокарда;

- обнаружен ген 5-НТА1, который имеется не у всех («ген одиночества», обладатели 5-НТА1 на 20% чаще оставались одинокими (2014 г.);

- напечатан позвонок, который затем использовался в качестве импланта. Первая в мире успешная имплантация позвонка, напечатанного на 3D-принтере, была проведена с помощью ученых университета

Членство: Association of Pacific Rim Universities (APRU); International Alliance of Research Universities (IARU); International Fo-rum of Public Universities (IFPU)

Более 200 научно-исследовательских институтов, 2 мировых научных центра

Ведущие направления подготовки специалистов: области высоких технологий, инженерии, медицины и биологии, международные отношения, языкознание, история, социология, философия, экология, геология, юриспруденция и право, административное управление, менеджмент. 5 отделений: естественных, гуманитарных и социальных наук, а также медицинское и информационно-инженерное отделение, на основе которых работают 47 факультетов и научно-исследовательских институтов. Обучение по 105 бакалаврским, 257 магистерским и 228 докторским программам.

На сегодняшний день Peking University сотрудничает с 200 вузами в 50 странах мира. Подписаны партнерские соглашения с 12 учебными заведениями, среди которых числится Высшая школа экономических и коммерческих наук (Франция), Школа управления Отто Байсхайма (Германия), Бизнес-школа ESADE (Испания), Школа бизнеса Шулич (Канада), Школа бизнеса им. МакКомба (США), Школа бизнеса им. Майкла Фосгера (США), Школа профессиональной подготовки при Колумбийском университете (США), Сингапурский национальный университет (Сингапур), Высшая школа бизнеса при Сеульском национальном университете, Высшая школа бизнеса при Университете Йонсей, Школа менеджмента при Тайваньском университете, Graduate School of International Corporate Strategy (Япония)

Около 60

тысяч студентов, из них 15%-иностранцы из 80 стран мира

Около 5 000 преподавателей: 1488

профессоров, 1889 доцентов, среди которых: 53 члена Академии наук КНР (CAS), 7 членов Инженерной Академии (САЕ) и 14 членов Академии Третьего мира (TWAS)

Университет Цинхуа (Тsinghua University). г. Пекин. Основан в 1911 году. Площадь -350 га №> 2(1) в Китае, № 58 (49) в мире. Один из лучших вузов, имеет авторитетнейший преподавательский состав и предлагает лучшие условия для обучения и проживания студентам. Среди 170 000 выпускников -нынешний президент КНР Ни Jintao, Chen-Ning Yang и Tsung-Dao Lee - Нобелевские лауреаты в области физики и др. 16 институтов (механической инженерии, информационных технологий, искусства и дизайна, ядерных технологий), 56 факультетов и 38 специальностей: биомедицинская техника, гидроэнергетика, деловое администрирование, информационная электроника, прикладная математика, полимерные технологии, промышленные биотехнологии, деловое администрирование и бухгалтерский учет, деловое администрирование и управление информацией и информационные системы, художественный дизайн, журналистика и коммуникация, изящные искусства, инженерная защита окружающей среды, история искусств, китайский язык и литература, Математика и прикладная математика, материаловедение и технологии, машиностроение и автоматизация, полимерные материалы и технологии, природообустройство и др. 26000 спуденгов, из них 3000 студентов из 114 стран мира Более 4000 преподавателей, из них 1142 профессора и 1079 доцентов, в т.ч. 37 членов Академии наук и 32 члена Академии инженерных наук

Чжэцзянский университет (Zhejiang University) (ZJU) г. Ханчжоу. Основан в 1897 году. Площадь -113 га В 180 км от Шанхая. № 3 в Китае, № 197 в мире. Более 100 высокотехнологичных предприятий, 7 самостоятельных кампусов, 14 государственных лабораторий национального уровня, 5 инженерных исследовательских центров стратегического характера, 7 больниц национального уровня, Международный институт на-нотехнологий 7 глобальных академических факультетов-отделов и 36 колледжей (кафедр): 12 направлений: 112 специальностей для бакалавров, 317 - для аспирантов и 283 - для докторов. Специальности: менеджмент науки и техники, конституционное и административное право, математика, химия, машиностроение, материаловедение и инженерия, энергетика и техник, теплофизика, электротехника, гражданское строительство, оптическая инженерия, коммуникационные и информационные системы, управление наукой и инженерией, биомедицинская инженерия (инфекционные заболевания, педиатрия, хирургия (экстраординарная), онкология), использование сельскохозяйственных ресурсов, садоводство, защита растений, специальное экономическое животноводство 45 900 студентов из которых более 15% - иностранцы, из них 5 800 студентов дневной формы обучения. 3 600 педагогов, в том числе 1552 профессора, из них 16 академиков Академии наук Китая, 19 академиков инженерной академии, 85 национальных ученых

Шанхайский Транспортный (Цзяотун) университет (Shanghai Jiao Tong University). г. Шанхай Основан №4 в Китае, № 153 в мире. Сотрудничает с более чем 150 вузами из 30 стран мира Выпускниками являются более ста известных деятелей науки, включая 3 Нобелевских лауреатов, которые сотрудничают с университетом. Более 100 000 выпускников, среди которых Jiang Ze-Min, бывший президент Ки- Специальности: авиационно-космическая техника, ядерная техника и ядерные технологии, кораблестроение и морская инженерия, машиностроение и автоматизация, транспорт и перевозки, тепловая энергия и энергетика, оптическая информатика и технологии, автоматизация, химическое машиностроение и технологии, гражданское строительство, архитектура, художественный дизайн, промышленный дизайн, коммуникация, компьютерные науки и технологии, разработка программного обеспечения, информационная инженерия, информационная безопасность, биомедицинская инженерия, биоинформатика, био- 38 000 студентов, из них 5000 -иностранцы Более 5000 преподавателей, из которых 1420 профессоров: из них 15 членов Академии наук и 20 членов

в 1896 году. Площадь -230 га тая. Более 200 членов Китайской Академии Наук и Китайской Инженерной Академии являются выпускниками университета технология, животные биотехнологии, растительные биотехнологии, фармация, прикладная математика, химия, физика, теоретическая механика, экономика, финансовое дело, юриспруденция, международная экономика и торговля, материаловедение, китайский язык, английский язык, немецкий язык, японский язык, управление коммунальными предприятиями, управление радио- и телевещанием, ресурсы и охрана окружающей среды, электрическая инженерия и автоматизации, электронные науки и технологии, охрана окружающей среды и техническая экология, пищевая отрасль и техника пищевой промышленности, хозяйственное управление, организация промышленного производства Инженерной Академии наук

Нанкинский университет (Nanjing University) г. Нанкин. Известен с 258 года Основан в 1902 году. Площадь -52 га № 5 (7) в Китае, № 120 (159) в мире. Взаимодействует с более 200 университетами из 70 стран мира 3 кампуса, 127 институтов, 96 исследовательских центров, 28 высших школ. 87 бакалаврских и 162 программы для получения степени магистра или доктора Основные направления: искусство, гуманитарные науки, инженерное дело и технологии, науки о жизни и медицина, естественные науки, социальные науки и менеджмент, математика, физика, химия, информатика Более 100 специальностей, среди которых: химия, физика, астрономия, биотехнологии, науки об атмосфере, прикладная метеорология, геология, электронная технология, бухгалтерский учет, кибернетика, менеджмент, китайский язык и литература, история, изобразительное искусство и театр, медицина (стоматология, иммунология, гинекология, педиатрия, патология) 33,500 студентов, из них 6%— иностранцы. 2500 преподавателей, из них 27 академиков Академии наук, из них 3 академика Академии Инженерных наук.

Фуданьский университет (Фудань) (Fudan University). г. Шанхай Основан в 1905 году. Площадь -250 га № 6 (5) в Китае, № 103 (40) в мире. Взаимодействует с 150 вузами из 30 стран мира 4 кампуса, в т.ч. 3 зарубежные кампуса в Швеции, Японии и Сингапуре. 73 бакалаврских и 243 магистерских программы. 17 институтов и 70 разнопрофильных факультетов, в которые входит множество направлений: деловой китайский язык, философия и культура, профилактическая медицина, китайская медицина, фармацевтическое дело, право и международная политика, международные финансы и отношения, электротехника и автоматизация, химия и физика, невралгия, хирургия. Специальности: экономика и менеджмент, иностранные языки и литература, медицина, в т.ч. традиционная китайская, точные и гуманитарные науки, информатика и 60 000 студентов, в том числе 15%- иностранных студентов 3000 преподавателей из них 1500 профессоров, в том числе 38 членов Китайской Академии наук

технология, биотехнологии, финансы, журналистика, юриспруденция, менеджмент в туризме, рекламное дело, химия, биологические наук, деловое администрирование, коммуникация, электротехника и ее автоматизация, наука об окружающей среде, финансовое дело, хозяйственное управление, информационные и вычислительные системы, сырьевая химия, физика, микроэлектроника, оптическая информатика и технологии, политология и общественное управление, полимерные материалы и инженерия, радио- и телевещание, разработка программного обеспечения, прикладная математика

Китайский университет Науки и Технологий (University of Science and Technology of China). г.Пекин Основан в 1958 году. Площадь -146 га № 7 в Китае, № 49 в мире Университет имеет 4 кампуса: East, South, West и North Campus, Библиотека содержит коллекцию более чем 1,73 млн. книг. 9 школ, 23 департамента: 43 программы бакалавриата, 17 докторских программ, 105 программ магистратуры. Специальности: прикладная химия, математика, физика, астрономия, география, история, биологические науки и технологии, бизнес и администрирование, компьютерные науки и технологии, электронная информатика и инженерия, финансы, аудит, информационные и компьютерные науки, право, графический дизайн, менеджмент, информационный менеджмент и системы, полимерные материалы, телекоммуникационный инжиниринг и др. 20000 студентов, из них 15%-иностранные студенты 1542 педагогов, среди них 432 профессора и 564 доцента, включая 20 членов Академии Наук и 4 членов Инженерной Академии

Университет СуньЯтсена (Чжуншань) (Sun Yatsen (Zhongshan) University), г. Гуанчжоу Основан в 1924 году. Площадь -60 га № 8 в Китае, № 171 в мире Состоит из 4 кампусов (South Campus, North Campus, East Campus and Zhuhai Campus). 23 школы и колледжа, включая Школу медицины, Школу Права, Бизнес-Школу. 20 программ бакалавриата, 37 программ магистратуры, 27 программ докторантуры. Факультеты: искусство и гуманитарные науки, химия, математика, инженерное дело и технология, наука о жизни и медицина, информатика, естественные науки, социальные науки и менеджмент. Специальности: менеджмент, маркетинг, экономика, финансы, история, археология, антропология, китайский язык и литература, управление логистикой, медицина, английский язык и литература, право, связь с общественностью и др. 52 000 студентов, из них 10% -иностранцы Около 3000 преподавателей, из них около 1000 профессоров, 1500 доцентов, из них 11 членов Академии наук и 2 академика Академии Инженерных наук

<1

Гонконгский университет Науки и Технологии (The Hong Kong University of Science and Technology) (HKUST). г. Гонконг Основан в 1911 году. Площадь -60 га № 9 (3) в Китае, № 28 (112) в мире. Имеет более 250 партнеров по всему миру, 39 факультетов, получивших стипендии Института инженеров по электротехнике и электронике (ШЕЕ). В 2011 году его факультет получил 5 государственных наград в области науки и техники, которые являются одними из самых пресс-тижных наград в области науки и техники, предоставленных Государственным советом КНР 4 школы: школа наук, инженерная школа, школа бизнеса и менеджмента, гуманитарная школа социальных наук. Факультеты: биотехнология, химическая и экологическая инженерия, компьютерные технологии, информационные системы, управление экологическими и экономическими рисками, операционные и инженерный менеджмент, гражданское строительство. Кафедры бизнеса и менеджмента (бизнес и общественные науки), кафедра инженерии (прикладная и технологическая инженерия), кафедра естественных наук (математика, наука и технология), кафедра социальных и гуманитарных наук (искусство и гуманитарные науки), кафедра медицины и здоровья (медицина, медицинское исследование), кафедра междисциплинарных программ (экология, менеджмент и управление экологическими рисками). Специальности: финансы, международный бизнес, управление в бизнесе, информационные системы, маркетинг, операционный менеджмент, биологический и химический инжиниринг и др. 13 500 студентов, из них 35%-иностранцы из 70 стран мира 1205 преподавателей, из них 40% из других стран

Нанькайский университет (Nankai University). гТяньцзинь.. Основан в 1902 году. Площадь -16 га № 10 в Китае и 344 в мире. Взаимодействует с более 100 университетами мира. Среди выпускников университета - Жоу Энлай, первый премьер-министр Китая, два нобелевских лауреата и многие выдающиеся историки, писатели и сценаристы Китая 22 колледжа и факультета. 71 программа бакалавриата, 214 магистерских и 118 докторских программ. Специальности: клиническая медицина, всемирная история, живопись, история, китайская язык и литература, маркетинг, музейное дело, логика, религиоведение, философия, международная политика, главное управление, социология, политология и государственное управление, социальная работа, психология, английский, японский, русский, французский, немецкий, право, бизнес администрирование, менеджмент туризма, художественное проектирование, международный учет, финансовый менеджмент, электронная коммерция, бухгалтерский учет, управление человеческими ресурсами, архив, библиотечное дело, экономика, финансы, страхование, международная экономика и торговля, финансовый инжиниринг, химия, молекулярная наука и техника, информация и компьютерные науки, электронная информатика, микроэлектроника, автоматизация, инженерная коммуникация, информационная безопасность, оптико-электронная наука и техника, физика, биотехнология, управление логистикой, промышленное строительство, аптека 24 000 студентов, из них 10%-иностранцы 2100 преподавателей, из них 8 академиков Академии науки Академии инженерных наук

кового Китая, сгруппированных по географическим регионам (см. табл. 2).

Кроме представленной структуры ведущих университетов Китая существует классификация, включающая следующие вузы:

- университеты международных мегаполисов расположены в политических, экономических и культурных центрах с населением свыше 10 млн человек, не уступающих по технологическому развитию западным столицам (современные многопрофильные университеты Пекина, Шанхая, Гуанчжоу, дающие образование по самому широкому спектру специальностей);

- университеты южных городов расположены в климатически комфортных и курортных городах, располагают наилучшими условиями для учебы, туризма и отдыха, имеют удобное транспортное сообщение с другими городами страны. Так, природа и погодные условия острова Хайнань закрепили за ним название «Восточные Гавайи» (университеты Гуанчжоу и острова Хайнань);

- университеты в бюджетных городах расположены в небольших городах, благодаря чему проживание здесь обходится гораздо дешевле, а меньшее число иностранцев представляет большие возможности для практики китайского языка (Чанши, Тяньцзинь и Циндао);

- университеты исторических городов расположены в городах, в разные времена представлявших собой политические, экономические и культурные центры древнего Китая. Их многовековая история позволяет погрузиться в культурную атмосферу, получить уникальные знания по разным этапам развития страны (Нанкин, Ханчжоу, Харбин и Чэнду);

- технические (Китайский университет геологии в Пекине и Ухань, Китайский нефтяной университет в Циндао, Китайский университет горного дела и технологий в провинции Цзянсу, Нанькайский университет авиации и космонавтики и др.) и политехнические (например, Научно-технический университет Китая, который расположен в городе Хэфэй или Пекинский университет Цинн-хуа) университеты.

На данный момент специальности, связанные с экономическими, политическими, юридическими науками, а также с архитектурой, машиностроением, финансами, новыми технологиями, пищевой и легкой промышленностью, являются самыми популярными и одновременно востребованными специальностями в высших учебных заведениях Китая. Тем не менее не теряют популярности и престижа художественные и музыкальные высшие школы. Один из самых известных художественных вузов в мире, Академия Изящных Искусств, предлагает получить степень бакалавра, магистра и доктора по таким специализациям, как изобразительные искусства, дизайн, архитектура, мультимедиа и кинематография. Шанхайская и Пекинская консерватории дают превосходное музыкальное образование, котируемое во всем мире. В целом можно сказать, что высшие учебные заведения КНР считаются одними из лучших в Азии.

Вузы Китая делятся на однопрофильные, обучающие гуманитарным и естественным наукам, и многопрофильные - высокотехнологичные многофункциональные образовательно-производственные и научные комплексы с библиотеками, музеями и современными лабораториями, в которых обучается достаточно большое количество студентов. Срок обучения в узкопрофессиональных вузах с краткосрочным курсом обучения (неполные колледжи, или колледжи короткого цикла) - два-три года. Данные учебные заведения подготавливают специалистов среднего звена для работы в различных отраслях промышленности. Однопрофильные колледжи с четырехлетней программой бакалавриата принимают выпускников специальных технических и обычных средних школ. По окончании обучения выпускникам выдается диплом по специальности либо присваивается степень бакалавра. Многопрофильные китайские вузы объединяют учебные (институты, школы, колледжи, факультеты, кафедры) и производственные базы (центры, проблемные лаборатории). В этих университетах работают коллективы преподавателей-исследо-

Таблица 2.

Университеты городов и провинций, включенных в «Проект 985»

Провинция/Города | Университет

Северный Китай

Пекинский университет

Университет Цинхуа

Китайский народный университет

Пекин (7) Пекинский педагогический университет

Пекинский университет авиации и космонавтики

Пекинский технологический университет

Китайский сельскохозяйственный университет

Тяньцзинь (2) Нанькайский университет

Тяньцзиньский университет

Северо-Восточный Китай

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Хэйлунцзян Харбинский технологический институт, Харбин

Цзилинь Цзилиньский университет, Чанчунь

Ляонин Даляньский технологический университет, Далянь

Восточный Китай

Аньхой Научно-технический университет Китая, Хэфэй

Фуцзянь Сямэньский университет, Сямынь

Цзянсу(2) Нанкинский университет, Нанкин

Юго-восточный университет, Нанкин

Шаньдун (2) Шаньдунский университет, Цзинань

Океанологический университет Китая, Циндао

Фуданьский университет

Шанхай (4) Шанхайский университет транспорта

Университет Тунцзи

Восточно-китайский педагогический университет

Чжэцзян Чжэцзянский университет, Ханчжоу

Южный Центральный Китай

Гуандун (2) Университет Сунь Ятсена, Гуанчжоу

Южно-китайский технологический университет, Гуанчжоу

Хубэй (2) Уханьский университет, Ухань

Хуачжунский университет науки и техники, Ухань

Хунань (2) Хунаньский университет, Чанша

Центральный южный университет, Чанша

Северо-Западный Китай

Шэньси (2) Северо-западный политехнический университет, Сиань

Сианьский университет транспорта, Сиань

Ганьсу Ланьчжоуский университет, Ланьчжоу

Южный Западный Китай

Чунцин Чунцинский университет

Сычуань (2) Сычуаньский университет, Чэнду

Университет электронных наук и технологий Китая, Чэнду

Ведущие университеты Гонгконга и Макао

Гонгконг (6) Гонконгский университет науки и технологии, Гонконгский университет, Китайский университет Гонконга, Городской университет Гонконга, Гонконгский политехнический университет, Гонконгский баптистский университет

Макао Университет Макао

вателей в области государственного строительства, науки, образования, культуры и здравоохранения, которых можно назвать интеллектуальной элитой общества. Кроме этого, в страну приглашаются лучшие профессора и исследователи мира для чтения лекций и обмена опытом.

Одной из тенденций высшего образования XXI века во всем мире является создание международных университетов. К данной инициативе присоединилась и КНР: на данный момент действует ряд китайско-зарубежных совместных университетов, которые являются юридически независимыми организациями:

- Китайский университет Гонконга (Chinese University of Hong Kong, Шэньчжэнь);

- Университет Дьюка в Куньшане (Кунь-шань) - совместный проект Уханьского университета и Университета Дьюка (США);

- Нью-Йоркский университет в Шанхае (Шанхай) - совместный проект Восточно-Китайского педагогического и Нью-Йоркского университетов;

- Ноттингемский университет в Нинбо (The University of Nottingham Ningbo China, Нинбо);

- Университет Кин в Вэньчжоу (Wenzhou-Kean University, Вэньчжоу).

- совместная программа обучения Шанхайского университета транспорта и Мичиганского университета;

- Сианьский транспортный-Ливерпульский университет (Сучжоу) - совместный проект Сианьского университета транспорта и Ливерпульского университета.

- с 2016 года в Шэньчжэне функционирует совместный российско-китайский университет, созданный на базе Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и Пекинского политехнического института.

Кроме этого, в последние годы в КНР открыто 8 совместных факультетов китайских и российских университетов, а также реализуются около 90 академических программ, лицензированных Министерствами РФ и КНР и позволяющих после их освоения при-

сваивать двойные бакалаврские и магистерские степени студентам обеих стран. Данные преобразования говорят о векторе китайского образования, направленном на глобализацию, а также на обеспечение всеобщей доступности к высшему образованию не только внутри страны, но и за ее пределами.

Таким образом, мы можем сказать, что университеты Китая представляют собой современное многофункциональное образовательное учреждение с развитой внутренней и внешней инфраструктурой, системой управления и организацией научно-образовательного и воспитательного процесса, материально-техническими условиями и социально-культурная средой. Они предоставляют возможность получения качественного образования как внутри, так и за пределами страны.

АННОТАЦИЯ

В статье раскрываются основные положения реформ, происходящие в системе высшего образования Китая в начале XXI столетия. На основе системного подхода рассматривается деятельность университетов в Китайской Народной Республике, представлены классификации университетов и колледжей КНР, их современное состояние.

Ключевые слова: университеты Китая, классификации китайских вузов, реформы высшего образования в КНР.

SUMMARY

The article reveals the main provisions of the reforms taking place in the system of higher education in China at the beginning of the XXI century. On the basis of a systematic approach, the activities of universities in the People's Republic of China are examined, classifications of universities and colleges of the PRC, their current status are presented.

Key words: Universities in China, University classifications, reforms of higher education system in China.

ЛИТЕРАТУРА

1. Россия-Китай: образовательные реформы на рубеже XX-XXI веков: сравнительный анализ: сборник // РАО, Центр. академия пед. исслед. КНР; / отв. ред. Н. Е. Боревская, В. П. Бо-рисенков, Чжу Сяомань. - М., 2007. - 591 с.

2. Машкина О. А. Образование как ресурс развития Китая в XXI веке // История и современность. - 2009. - 1 марта. - С. 130-153.

3. Ма Ванькуа Глобализация и смена парадигмы в высшем образовании: Опыт Китая // Вопросы образования. - 2007. - №9 2. - С. 33-51.

4. Бэйбэй Чжан. Реформа образования в Китае и ее финансовое обеспечение // Социально-гуманитарные знания. - 2007. - № 2. -С. 242-250.

Н. В. Авралев, И. Н. Ефимова, А. В. Маковейчук

УДК 378.1

ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

настоящее время уровень развития любой страны и ее место в мировом разделении труда все в большей степени определяются не количеством, а качеством человеческого потенциала, которым она обладает. Совершенствование человеческого фактора, сопровождающееся повышением его стоимости, позволяет увеличивать эффективность использования всех ресурсов [1]. Поэтому уровень развития страны зависит и от создания, и от поддерживания на должном уровне эффективной системы воспроизводства человеческого капитала, главной компонентой

которой является образование. В этих условиях роль вузов выходит на первый план [2].

Одаренные дети и молодые люди, обладая высокими интеллектуальными и творческими способностями, лидерскими качествами и, как следствие, возможностью достижения выдающихся результатов в одном или нескольких видах деятельности, являются мощным ресурсом социально-экономического развития как для отдельных регионов, так и для страны в целом [7].

Реализация каждым человеком возможности проявления и применения своих индивидуальных способностей, достижения высокого уровня компетентности и профессионализма обеспечивает глобальную конкурентоспособность страны в экономике, науке, спорте, культуре и т.д. Эффективное использование этого ресурса, грамотная организация развития одаренности на всех этапах жизни ребенка, молодого человека и взрослого гражданина может дать стратегическое преимущество стране в условиях высокой международной конкуренции. Работа по развитию потенциала одаренности формирует будущее всей России [3].

Проблема выявления и продвижения одаренной молодежи особенно обостряется в условиях острой международной экономической конкуренции, борьбы за кадры, обеспечивающие конкурентные преимущества.

Работу с одаренными детьми и молодежью можно разделить на три этапа: выявление одаренности; создание условий для развития способностей детей с выявленной одаренностью (продвижение одаренной молодежи) и привлечение одаренной молодежи к практической деятельности по наиболее важным для развития страны направлениям [4].

Лишь при наличии всех указанных элементов система выявления и поддержки талантов может принести социальную значимость и экономический эффект. Создание такой целостной системы, налаживание взаимодействия между ее элементами является важнейшей задачей как федеральных, так и региональных органов государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.