Университетский курс социальной
информатики (становление, современное состояние, проблемы развития)
А.Ю. Федосов
Аннотация—Автором выявлены методологические и методические проблемы в преподавании курса социальной информатики в высших учебных заведениях и обоснован тезис о том, что одним из путей решения задачи формирования прочных знаний в области социальной информатики и осуществлению её философско-мировоззренческих, социальных и воспитательных функций является реализация общеуниверситетского курса «Социальная информатика». В статье представлен генезис развития социальной информатики как учебной дисциплины в отечественной системе высшего образования, приведена структура и проблематика направлений научных исследований в области социальной информатики, рассмотрено содержание первой модульной учебной программы университетского курса социальной информатики, спектр знаний студентов, на формирование которых была направлена учебная программа. Далее проанализировано содержание современных учебников и учебных пособий по социальной информатике для высшей школы (К.К. Колина, А.В. Чугунова, С.Е. Гасумовой) и представлена разработка общеуниверситетской дисциплины «Социальная информатика» для реализации в рамках образовательных программ бакалавриата, в частности содержание, организационные формы организации обучения по дисциплине «Социальная информатика» вариативной части учебного плана образовательных программ по различным направлениям подготовки бакалавров Российского государственного социального университета.
Ключевые слова— социальная информатика, информационно-образовательная среда, методика обучения информатике, информатизация образования.
I. Введение
В рамках реализации Национального проекта «Образование» и изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся одной из задач, требующих первостепенного решения в рамках комплекса общеобразовательных дисциплин в вузе, является рассмотрение спектра проблем, связанных с информатизацией общества и выявленных в результате научных исследований и педагогической практики,
Статья получена 25 октября 2021 г.
А.Ю. Федосов, доктор педагогических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, профессор кафедры информатики и прикладной математики (e-mail: alex_fedeosov@ mail.ru).
которые становятся сегодня причиной новых серьезных социальных проблем и явлений [1, 2, 3]. К числу таких проблем относятся: информационное неравенство и его влияние на молодежь; информационная преступность; информомания и психологическое воздействие на подрастающее поколение виртуальной реальности и компьютерных игр; развитие творческого потенциала обучающихся в условиях информатизации образования [4, 5, 6, 7, 8].
Одним из наиболее эффективных способов решения задачи актуализации данной проблематики в системе отечественного высшего образования является реализация философско-мировоззренческих и воспитательных функций курса социальной информатики, методически осуществляемая при работе в рамках реализации образовательных программ бакалавриата различных направлений подготовки.
II. Становление социальной информатики как
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
С момента зарождения социальной информатики как научного направления и введения самого термина «социальная информатика» [9] возникает вопрос становления её как учебного предмета (А.В. Соколов) [10]. В своих работах, посвящённых концепции выживания человечества и проблемам становления ноосферы, А.Д. Урсул придаёт развитию социальной информатики исключительно важное значение, рассматривая её как научную базу зарождающегося информационного общества [11, 12, 13]. С 1989 года в области социальной информатики разворачивается научно-исследовательская и преподавательская работа в ряде научных организаций и высших учебных заведений России и Украины, создаются проблемно ориентированные кафедры социальной информатики, публикуются первые монографии и научные сборники, регулярно проводятся научные семинары и конференции [14, 15, 16, 17, 18, 19, 20]. Изучение социальной информатики начинает осуществляться также и в системе продолженного высшего образования - в Московском государственном социальном университете и Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации [21] в виде курса «Введение в социальную информатику». Как пишет К.К. Колин, опыт изучения этого курса (вначале в качестве дисциплины по выбору, а затем и в качестве обязательного элемента аспирантской подготовки) показал его хорошее общеобразовательное воздействие
на слушателей и выявил их профессиональный интерес к рассматриваемым в нём проблемам, что позволило расширить программу курса и начать изучать его с 1996/97 учебного года аспирантами очного отделения РАГС.
Структура и проблематика направлений научных исследований в области социальной информатики были рассмотрены в работе К.К. Колина [22].
В качестве основных направлений было предложено считать:
- изучение информационных ресурсов общества, их свойств, структуры и топологии, потребностей общества в информационных ресурсах и степени их удовлетворения;
- исследование информационного потенциала общества, его информационной инфраструктуры, динамики развития, закономерностей формирования и эффективности использования;
- исследование закономерностей развития информационного общества как очередной исторически неизбежной ступени развития цивилизации, его особенностей и проблем;
- исследование новых возможностей и проблем личности в информационном обществе.
Важной вехой в процессе формирования новых подходов к изучению социальной информатики в системе высшего образования явился, проводившийся в 1996 г. в Москве II Международный конгресс «Образование и информатика» [23]. Одной из составляющих, предложенной российской делегацией, новой концепции преподавания информатики, являлась структура предметной области информатики, включающей четыре раздела: теоретическая информатика, средства информатизации,
информационные технологии и социальная информатика. Фактически в составе фундаментального курса информатики впервые было предложено изучать такие понятия как «информатизация», «информационные ресурсы общества»,
«информационная инфраструктура общества», «информационная безопасность», «информационный образ жизни», а также проблемы развития личности в информационном обществе, демократизации в информационном обществе, информационной безопасности личности, предпосылки и последствия информатизации. Таким образом, в данном курсе нашли отражение вопросы, непосредственно связанные с содержанием понятия «информационная культура» обучающегося.
Для реализации выдвинутой Россией инициативы в конце 90-х годов был осуществлен ряд инновационных научно-образовательных проектов, в рамках которых были созданы модульные учебные программы по курсу социальной информатики [24]. Программа курса «Социальная информатика» содержала четыре проблемных модуля:
- Информационные ресурсы;
- Информационный потенциал общества;
- Информационное общество;
- Человек в информационном обществе.
Основная задача заключалась в том, «чтобы дать
обучаемым достаточно полное системное представление об информационном характере процесса развития
современного общества, а также о возникающих при этом информационных проблемах и методах их решения на основе использования метода информационного подхода и перспективных информационных технологий» [25, а24].
К концу 90-х годов ХХ-века социальная информатика окончательно формируется как учебная дисциплина в высшей школе, свидетельством чему является появление ряда учебников и учебных пособий [26, 27].
Разработанная К.К. Колиным в период 1998-2000 гг. базовая модульная программа учебного курса «Социальная информатика» для системы высшего образования [28] была направлена на формирование у студентов знаний:
- «о роли и месте социальной информатики в современной системе научного знания, изучаемых ею проблемах и основных направлениях дальнейшего развития этой новой научной дисциплины;
- об информационных аспектах современного этапа процесса развития цивилизации и об основных закономерностях глобального процесса информатизации общества;
- об основных видах информационных ресурсов общества и о стратегической роли этих ресурсов для его дальнейшего социально-экономического, научно-технического и духовного развития;
- об основных средствах и методах активизации информационных ресурсов и их эффективного социального использования;
- об основных чертах и особенностях уже формирующегося в развитых странах информационного общества, а также об основных проблемах и тенденциях его становления;
- о новых возможностях и новых проблемах человека в информационном обществе, а также о некоторых путях преодоления этих проблем» [28, а3].
Программа включала в себя 36 проблемных блоков, объединённых в 6 проблемных модулей, раскрывающих основное содержание курса "Социальная информатика". Структура проблемных модулей базовой программы включала несколько основных проблемных блоков, каждый из которых являлся самостоятельным фрагментом учебной программы и был посвящен изучению того или иного вопроса учебного курса, несколько дополнительных проблемных блоков, также являвшихся законченными фрагментами учебной программы и предназначенных для изучения дополнительных вопросов рассматриваемой в данном модуле проблемы или же для более углубленного изучения тех вопросов, которые рассматриваются в основных проблемных блоках, вопросы для обсуждения и проверки степени усвоения обучаемыми полученных ими знаний и указатели основной и дополнительной литературы по тематике данного проблемного модуля [28].
Модуль 1. «Предмет и задачи учебного курса «Социальная информатика»»
Основные проблемные блоки:
- 1.1. Состояние и тенденции развития курса информатики для системы образования.
- 1.2. Современные представления о предмете информатики.
- 1.3. Научно-методические проблемы развития социальной информатики.
- 1.4. Современная структура предметной области курса социальной информатики.
- Дополнительные проблемные блоки
- 1.5. Конгресс ЮНЕСКО о новых принципах изучения информатики в системе образования.
- 1.6. Опыт России в изучении курса "Социальная информатика".
Модуль 2. «Роль информации в развитии общества»
Основные проблемные блоки:
- 2.1. История развития цивилизации и основные информационные революции.
- 2.2. Информатизация общества как глобальный процесс.
- 2.3. Современное состояние и перспективы развития информатизации стран мирового сообщества.
- 2.4. Информационные технологии — катализатор развития современного общества.
- Дополнительные проблемные блоки
- 2.5. Информатизация общества и проблема образования.
- 2.6. Развитие информационного пространства и проблема национальной безопасности.
Модуль 3. «Информационные ресурсы общества»
Основные проблемные блоки:
- 3.1. Виды и классификация информационных ресурсов.
- 3.2. Информационная инфраструктура общества.
- 3.3. Информационные продукты и услуги.
- 3.4. Информационный рынок.
Дополнительные проблемные блоки
- 3.5. Государственная политика в области информационных ресурсов.
- 3.6. Правовое регулирование в области информационных ресурсов.
Модуль 4. «Информационный потенциал общества».
Основные проблемные блоки:
- 4.1. Структура информационного потенциала общества.
- 4.2. Информационная техносфера.
- 4.3. Информационно-телекоммуникационные системы и технологии.
- 4.4. Информационная культура общества.
Модуль 5. «Информационное общество».
Основные проблемные блоки:
- 5.1. Основные черты информационного общества.
- 5.2. Информационная экономика.
- 5.3. Технологии информационного общества.
- 5.4. Путь России к информационному обществу.
- 5.5 Новая информационная среда обитания.
- 5.6. Информационные проблемы национальной безопасности.
Дополнительные проблемные блоки
- 5.7. Информационная безопасность.
- 5.8. Информационная война.
Модуль 6. «Человек в информационном обществе».
Основные проблемные блоки:
- 6.1. Информационный образ жизни.
- 6.2. Информационное неравенство.
- 6.3. Информационные аспекты творчества и развивающее образование.
- 6.4. Информационная свобода личности.
Дополнительные проблемные блоки
- 6.5. Информационная преступность.
- 6.6. Проблема информационно-психологической безопасности.
К началу 2000-х годов на кафедре социальной информатики Московского государственного социального университета разрабатывается один из первых общеуниверситетских курсов социальной информатики [29], который включается в учебный план следующих специальностей: «Социальная работа», «Социальная педагогика», «Психология»,
«Менеджмент», «Социология», «Менеджмент в социальной сфере», «Социальная антропология», «Информатика», «Экономика и социология труда», «Финансы и кредит», «Бухучёт и аудит», «Юриспруденция», «Лингвистика и межкультурная коммуникация», «Журналистика», «Политология» всех форм обучения. Курс включал 8 тем:
- Социальная информатика: предмет и задачи курса;
- Основные понятия теоретической информатики;
- Социальные коммуникации: история, современность, перспективы;
- Информационные ресурсы общества;
- Информатизация общества: социальные условия, предпосылки, последствия;
- Формирование информационной среды общества;
- Информационный образ жизни: общество и личность в условиях информатизации;
- Постиндустриальное, информационное общество: социальная структура и специфика предметной области;
- Проблемы социальной информатики в предметной области.
Последняя тема имела дифференцированное содержание в зависимости от специальности.
Отдельные аспекты социальной информатики, в частности социальные аспекты информатики, новые направления исследований в области социальной информатики, информационная безопасность человека и общества, информационное неравенство, виртуализация общества, нашли свое отражение в экспериментальной программе учебного курса для аспирантов педагогических университетов, подготовленной в 2006 году К.К. Колиным в Институте информатизации образования РАО [30].
К началу XXI века научно-педагогической общественностью начинает всё более осознаваться необходимость введения и в содержание обучения информатике в средней школе либо соответствующего курса, либо раздела в учебно-тематическом плане изучения информатики и ИКТ, появляется ряд публикаций по данной проблематике [16, 18, 20, 31, 3237].
III. Современное состояние и перспективы
ПРЕПОДАВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАКИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Рассмотрим содержание учебников и учебных пособий по социальной информатике различных авторов для высшей школы.
Ставшими уже классическими и не потерявшими своей актуальности учебник и монография К.К. Колина [38, 39] являются основой всех современных учебников, учебных пособий и рабочих программ по социальной информатике. Отличительными особенностями данных учебников являются:
- полный охват проблематики предметной области социальной информатики как фундаментальной науки и общеобразовательной учебной дисциплины в их современном понимании;
- структура изложения материала в монографии, в основном, соответствует рекомендациям II-го Международного конгресса ЮНЕСКО "Образование и информатика" в отношении предметной области информатики.
- основным методологическим принципом отбора и изложения материала являлся развиваемый К.К. Колиным принцип опережающего образования. «Существо этого принципа в данном случае проявляется в том, что при анализе состояния и развития отдельных проблем социальной информатики, а также при отборе рекомендуемой для их изучения литературы главным критерием являлась ориентация на будущее» [38, С.6].
Автором учебника заложены основы для исследования новых проблем развития информационного общества, и тех, которые сегодня имеются в обществе, и тех, которые в самые ближайшее время могут стать причиной новых социальных проблем развития человека и общества в XXI-м веке.
В учебнике и практикуме для вузов А.В. Чугунова [40], являющимся развитием учебника [41] и представленном на образовательной платформе «Юрайт», представлен авторский взгляд на процесс информатизации общества и дается определение социальной информатики как научной дисциплины, приведены основные определения предметной области, изложены концепции информации в современной науке, базовые методы социальной информатики, периодизация и характеристика информационных революций, этапы развития общественных коммуникативных систем, различные социально-экономические и политические аспекты развития информационной среды, концепции
постиндустриального и информационного общества, футурологические и социологические теории развития информационной сферы, проблемы развития информационного и сетевого общества, изложена специфика формирования международных программ развития информационного общества, а также материал «Электронное участие граждан в принятии решений органами власти» и практикум. Учебник содержит 13 глав, объединенных в четыре части.
- Социальная информатика как научная дисциплина. Определения и основные термины, концепции информации в современной науке;
- Системный и институциональной подходы как базовые методы социальной информатики;
- Формирование социально-коммуникативных институтов и периодизация информационных революций;
- Развитие общественных коммуникативных систем: основные понятия и типы;
- Социально-экономические институты и глобализация;
- Социальные сети и самоорганизация в социально-коммуникационных системах;
- Политическая система: модели и схемы политической коммуникации в условиях виртуализации;
- Развитие информационной сферы общества и концепция постиндустриализма;
- Футурология и концепция «электронного общества» М.Маклюэна;
- Концепция общества знаний Э.Тоффлера;
- Становление сетевого общества. М.Кастельс и концепция информационализма;
- Международные программы развития информационного общества: роль ООН и ЮНЕСКО;
- Электронное участие граждан в принятии решений органами власти.
Учебник и практикум для вузов С.Е. Гасумовой [42] также представленный на образовательной платформе «Юрайт» ориентирован на специалистов социальной сферы и отражает общую проблематику процесса информатизации современного общества и информатизации социальной сферы. В учебнике представлены основные теоретические подходы социальной информатики, влияющие на стратегии практического использования информационных технологий в социальной сфере; особенности применения информационных технологий при разработке и проведении социальной политики, прогнозировании социальных процессов, в управлении социальной сферой; характеристики основных тенденций внедрения, использования и совершенствования информационных технологий в социальной сфере. Практическая часть учебника направлена на обучение использованию в практической деятельности сетевых технологий для аккумулирования и генерации информационных ресурсов в контексте формирования единого информационного пространства социальной сферы и освоение программно-инструментальных средств для решения практических задач обработки информации в социальной сфере.
Учебник содержит 10 глав, объединенных в четыре раздела:
1. Теоретико-методологические основы информатизации общества
- Социальная информатика как наука и учебная дисциплина;
- Основы теории информации и информационной технологии;
- Феномен информатизации современного общества.
2. Этические и социальные аспекты информатизации
- Этические аспекты внедрения новых информационных технологий в социальную сферу;
- Социальные проблемы информатизации.
3. Организационно-правовые основы информатизации общества
- Государственная политика России в области информатизации;
- Защита прав граждан в условиях информатизации.
4. Практическое использование информационных технологий в социальной сфере
- Технологизация информационного пространства социальной сферы;
- Информатизация в социальной политике и управлении в социальной сфере;
- Программные средства автоматизации управленческой деятельности в социальной сфере России.
Анализ учебников, учебных программ и учебных планов различных направлений подготовки специалистов в высшей школе показывает, что богатый методический опыт преподавания курса социальной информатики, накопленный за последние два десятилетия, по-прежнему используются крайне ограниченно в учебном процессе отечественных вузов. К сожалению, стоит признать, что и адаптация вузовских учебников и рабочих программ для включения основ социальной информатики в школьный курс информатики привела большей частью к сведению её содержания к одной-двум темам, был механически вычленен фактический материал, ломая логику построения курса и главное, существенно принижена мировоззренческая функция социальной информатики.
IV. РАЗРАБОТКА ВАРИАТИВНОЙ ОБЩЕУНИВЕРСИТЕТСКОЙ
дисциплины «Социальная информатика» для
РЕАЛИЗАЦИИ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
Учитывая существующие проблемы в изучении социальной информатики в общеобразовательной школе одним из путей решения задачи формирования прочных знаний в области социальной информатики и реализации её философско-мировоззренческих, социальных и воспитательных функций является постановка общеуниверситетского специального курса «Социальная информатика» в рамках образовательных программ бакалавриата.
В Российском государственном социальном университете накоплен значительный опыт реализации такого курса (с 1997 года [43, 44]) и сегодня данная дисциплина предлагается в вариативной части учебного плана образовательных программ по большинству направлений подготовки на младших курсах.
Задачами учебной дисциплины является получение базовых знаний в области социальной информатики, знаний об основных социальных проблемах и последствиях процесса информатизации общества, формирование навыков анализа современной информационной среды общества в контексте профессиональных требований.
Программа обучения состоит из трёх разделов:
Раздел 1. Роль информации в развитии общества. Информационное общество.
- История развития цивилизации и основные информационные революции;
- Информатизация общества как глобальный процесс;
- Информационное общество.
Раздел 2. Информатизация общества и формирование информационной среды общества.
- Социальные условия, предпосылки и последствия информатизации общества;
- Информационные ресурсы общества;
- Информационная техносфера как основа информационной среды общества;
- Понятие информационной среды, информационного потенциала общества, информационной культуры.
Раздел 3. Информационный образ жизни: общество и личность в условиях информатизации.
- Понятие «информационный образ жизни», его слагаемые, их современное состояние, проблемы формирования;
- Социально-психологические проблемы информатизации;
- Соотношение понятий компьютерная, информационная грамотность и информационная культура;
- Специфика и проблемы трудовой деятельности в условиях информатизации общества.
Методические положения при реализации программы курса:
- учебный материал обладает вариативностью в отношении уровня подготовки обучающихся;
- при использовании наглядных и практических методов обучения, в том числе на основе разработанных электронных средств образовательного назначения (в данный момент размещенных в СДО вуза), особое внимание уделяется выявлению творческих способностей обучающихся;
- используются такие формы организации учебной деятельности и образовательные технологии, как ролевые и дидактические игры, обучение в сотрудничестве, проектная деятельность;
- используются разнообразные формы контроля результатов обучения: отчёт о практической работе, выполнение рефератов и эссе, тестирование.
Организационные формы проведения занятий
На лекционных и практических занятиях используются игровой, объяснительно-
иллюстративный, репродуктивный и частично-поисковые методы обучения. При самостоятельном решении задач на семинарских занятиях используется поисковый метод, при коллективной работе ролевые и дидактические игры, работа в малых группах. В качестве самостоятельной работы выступает подготовка рефератов, эссе, электронных ресурсов по проблемам, обсуждаемым в курсе.
Одной из наиболее перспективных способов достижения образовательных результатов является использование образовательной технологии
проектирования, в частности социального проектирования, которое служит приобщению
студентов к осмыслению и определению социальных перспектив, нахождению путей решения существующих социальных проблем. Контроль проводиться посредством: опросов, наблюдения, анализа письменных работ, тестов, итоговых творческих заданий и оценки результатов проектной деятельности.
V. Заключение
Таким образом, на основе анализа генезиса развития учебной дисциплины «Социальная информатика» в отечественной высшей школе, современного состояния преподавания дисциплины и её методического обеспечения в вузе можно говорить о недостаточной актуализации мировоззренческого и воспитательного потенциала социальной информатики в отечественном высшем образовании. Можно отметить и фактическое отсутствие преемственности школьных и вузовских программ при изучении социальной информатики, данный раздел информатики практически не представлен в курсе вузовской информатики, а преподавание социальной информатики как отдельного курса скорее является исключением.
Решением указанных проблем может быть включение в учебный план образовательных программ бакалавриата общеуниверситетского
специализированного курса «Социальная
информатика». Методические подходы, представленные на примере реализации такого курса в РГСУ, учебники и практикумы, представленные в статье, могут рассматриваться также как основа для проектирования такого курса, а также для модернизации содержания обучения социальной информатике в базовом и углубленном курсах информатики в старшей школе.
Библиография
[1] Колин К.К. Технологическое общество: глобальные тенденции, вызовы и угрозы // Стратегические приоритеты. 2017. № 1 (13). С. 4-15
[2] Колин К.К. Культура и безопасность: современные проблемы, вызовы и приоритеты В сборнике: Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Материалы XIX Национальной научной конференции с международным участием. Отв. ред. В.И. Герасимов. Москва, 2020. С. 138-143.
[3] Роберт И.В. Цифровая трансформация образования: вызовы и возможности совершенствования // Информатизация образования и науки. 2020. № 3 (47). С. 3-16.
[4] Колин К.К. Гуманитарные проблемы цифровой экономики // Информационное пространство цифровой экономики. Концептуальные основы и проблемы формирования. — Москва : ФИЦ ИУ РАН, 2018. С. 179-229.
[5] Колин К.К. Информационная безопасность: новое содержание глобальной проблемы // Стратегические приоритеты. 2020. № 34. С. 55-62.
[6] Колин К.К. Системный кризис культуры: структура и содержание проблемы // Стратегические приоритеты. 2014. № 3. С. 6-27.
[7] Смыслова О.В., Войскунский А.Е. Киберзаболевание в системах виртуальной реальности: феноменология и методы измерения // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 4. С. 85-94.
[8] Цифровое общество в культурно-исторической парадигме : коллективная монография / под редакцией Т.Д. Марцинковской, В.Р. Орестовой, О.В. Гавриченко. - Москва : МПГУ, 2019. - 264 с.
[9] Соколов А.В., Манкевич А.И. Социальная информатика и библиотечно-библиографические дисциплины // «Социальные проблемы информатики». Сб. статей ЛГИК им. Н.К. Крупской. — Л.: 1974.
[10] Соколов А.В. Социальная информатика: от гипотезы - к учебной дисциплине // Труды «История и перспективы библиотечного образования. — Л.: ЛГИК, 1988. С.167-185.
[11] Урсул А.Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику — М., 1990.
[12] Урсул А.Д. Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации — М.: Изд-во «Луч», 1993.
[13] Урсул А.Д. Социальная информатика: концепция и программа развития // Вопросы истории естествознания и техники. 1991. №2. С.96-99.
[14] Дубровский Е.Н. Информационно-обменные процессы — факторы социального развития // Проблемы социальной информатики. — М.: Изд-во «Союз». 1996. вып.2.
[15] Колин К.К. Актуальные проблемы социальной информатики // Сб. научных трудов «Социальная информатика - 93». — М.: Изд-во Института молодежи, 1993. С.5-18.
[16] Колин К.К. Социальная информатика — новое направление научных исследований по комплексной проблеме «Информатика» // Сб. научных трудов. «Системы и средства информатики». — М.: Изд-во «Наука», 1995. вып.7. С.20-37.
[17] Колин К.К. Информационные проблемы социально-экономического развития общества // Проблемы социальной информатики. — М.: Изд-во «Союз». 1995. — вып.1. — 75 с.
[18] Колин К.К. Социальная информатика как наука и учебная дисциплина. Сб. научных трудов «Социальная информатика -97». — М., 1997. С. 4-11.
[19] Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. — М.: Школа-Пресс, 1994. — 206 с.
[20] Соколова И.В. Социальная информатика (социологические аспекты). Монография. — М.: Союз, 1999 — 212 с.
[21] Колин К.К., Соколова И.В., Суслаков Б.А. Социальная информатика в системе высшего образования России / Сб. научных трудов 11-ого Международного конгресса ЮНЕСКО. «Образование и информатика». — М.: ИПИ РАН, 1996.
[22] Колин К.К. Социальная информатика — научная база постиндустриального общества // Социальная информатика - 94.
— М.: Изд-во Института молодежи, 1994.
[23] II МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС ЮНЕСКО «ОБРАЗОВАНИЕ И ИНФОРМАТИКА» «Политика в области образования и новые информационные технологии». Национальный доклад РФ на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» // Информатика и образование. 1996. № 5. С.1-33.
[24] Колин К.К. «Информатика-2000»: Международный проект для системы образования // Международное сотрудничество. 1997. № 1.
[25] Колин К.К. На пути к новой системе образования. — М.: Препринт ИФПИ РАЕН, 1997. — 32 с.
[26] Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика: Учебное пособие для вузов / К.К. Колин. — М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 350 с.
[27] Соколова И.В. Социальная информатика. — М.: Издательство МГСУ, 2002. - 256 с.
[28] Колин К.К. Социальная информатика. Базовая модульная программа учебного курса для системы высшего образования. — М.: Изд-во МГИРЭА (ТУ), 2000. — 60 с.
[29] Соколова И.В. Социальная информатика: Учебно-методические материалы. 2-е изд. - М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2000. - 52 с.
[30] Колин К.К. Историко-философское введение в проблемы информатики: экспериментальная программа учебного курса для аспирантов педагогических университетов. - М.: ИПИ РАН, 2006. - 24 с.
[31] Дубровский Е.Н., Соколова И.В. Основы социальной информатики — М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1996. - 67 с.
[32] Колин К.К., Соколова И.В., Суслаков Б.А. Социальная информатика в системе высшего образования России / Сб. научных трудов П-ого Международного конгресса ЮНЕСКО. «Образование и информатика». — М.: ИПИ РАН, 1996.
[33] Колин К.К. Информатика в системе опережающего образования. Доклад на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» // Вестник Российского общества информатики и вычислительной техники. 1996. № 3.
[34] Колин К.К. Информационное общество и проблема образования // Информационное общество. 1997. № 2-3.
[35] Колин К.К. Социальная информатика — научная база постиндустриального общества // Социальная информатика - 94.
— М.: Изд-во Института молодежи, 1994.
[36] Соколова И.В. Социальная информатика как учебная дисциплина и её роль в подготовке кадров социологов // Социология. Социальность. Современность. — Вып.2. Социальная работа:
проблемы и опыт социологических исследований. — М.: «АВИАСЕРВИС», 1995. — С.66-70.
[37] Федосов А.Ю. Учебный курс «Социальная информатика» в профильном среднем образовании // Проблемы подготовки, аттестации и повышения квалификации педагогических кадров. — М.: Международная педагогическая академия, 2001. — С.33-34.
[38] Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика. Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект; Екатеринбург; Деловая книга, 2000. — 350 с.
[39] Колин К.К. Философские проблемы информатики. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. — 264 с.
[40] Чугунов А.В. Социальная информатика: учебник и практикум для вузов / А.В. Чугунов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 256 с.
[41] Чугунов А. В. Социальная информатика: Учебное пособие. -СПб.: НИУ ИТМО, 2012. - 223 с.
[42] Гасумова С.Е. Социальная информатика : учебник и практикум для вузов / С. Е. Гасумова. — 6-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 284 с.
[43] Дубровский Е.Н., Соколова И.В. Основы социальной информатики: Конспект лекций. - М.: Союз, 1997. - 68 с.
[44] Колин К.К. Социальная информатика: Базовая модульная программа учебного курса для системы высшего образования -М.: Институт проблем информатики, 2000. - 59 с.
Social Informatics University Course (formation, current state, development
problems)
A.Yu. Fedosov
Abstract—The author identified methodological and methodological problems in teaching the course of social informatics in higher educational institutions and substantiated the thesis that one of the ways to solve the problem of forming solid knowledge in the field of social informatics and the implementation of its philosophical, ideological, social and educational functions is the implementation of a special course "Social informatics "in the framework of educational programs of bachelor's. The article presents the genesis of the development of social informatics as an academic discipline in the domestic system of higher education, provides the structure and problems of research directions in the field of social informatics, considers the content of the first modular curriculum of the university course in social informatics, the range of students' knowledge, the formation of which the curriculum was directed. Further, the content of modern textbooks and teaching aids on social informatics for higher education (K.K.Kolin, A.V.Chugunov, S.E.Gasumova) is analyzed and the development of the university special course "Social Informatics" for implementation within the framework of bachelor's programs, in particular, the content, organizational forms of organizing training in the discipline "Social Informatics" of the variable part of the curriculum of educational programs in various areas of training bachelors of the Russian State Social University.
Keywords: social informatics, information and educational environment, teaching methods of informatics, informatization of education
References
[1] Kolin K.K. Tekhnologicheskoye obshchestvo: globalnyye tendentsii. vyzovy i ugrozy // Strategicheskiye prioritety. 2017. №2 1 (13). S. 4-15
[2] Kolin K.K. Kultura i bezopasnost: sovremennyye problemy. vyzovy i prioritety V sbornike: Rossiya: tendentsii i perspektivy razvitiya. Ezhegodnik. Materialy XIX Natsionalnoy nauchnoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem. Otv. red. V.I. Gerasimov. Moskva. 2020. S.138-143.
[3] Robert I.V. Tsifrovaya transformatsiya obrazovaniya: vyzovy i vozmozhnosti sovershenstvovaniya // Informatizatsiya obrazovaniya i nauki. 2020. № 3 (47). S. 3-16.
[4] Kolin K.K. Gumanitarnye problemy cifrovoj ekonomiki // Informacionnoe prostranstvo cifrovoj ekonomiki. Konceptual'nye osnovy i problemy formirovaniya. — Moskva : FIC IU RAN, 2018. S. 179-229.
[5] Kolin K.K. Informacionnaya bezopasnost': novoe soderzhanie global'noj problemy // Strategicheskie prioritety. 2020. №2 3-4. S. 5562.
[6] Kolin K.K. Sistemnyj krizis kul'tury: struktura i soderzhanie problemy // Strategicheskie prioritety. 2014. № 3. S. 6-27.
[7] Smyslova O.V., Vojskunskij A.E. Kiberzabolevanie v sistemah virtual'noj real'nosti: fenomenologiya i metody izmereniya // Psihologicheskij zhurnal. 2019. T. 40. № 4. S. 85-94.
[8] Cifrovoe obshchestvo v kul'turno-istoricheskoj paradigme : kollektivnaya monografiya / pod redakciej T.D. Marcinkovskoj, V.R. Orestovoj, O.V. Gavrichenko. - Moskva : MPGU, 2019. - 264 s.
[9] Sokolov A.V., Mankevich A.I. Sotsialnaya informatika i bibliotechno-bibliograficheskiye distsipliny // «Sotsialnyye problemy informatiki». Sb. statey LGIK im. N.K. Krupskoy. — L.: 1974.
[10] Sokolov A.V. Sotsialnaya informatika: ot gipotezy - k uchebnoy distsipline // Trudy «Istoriya i perspektivy bibliotechnogo obrazovaniya. — L.: LGIK. 1988. S.167-185.
[11] Ursul A.D. Informatizatsiya obshchestva. Vvedeniye v sotsialnuyu informatiku — M.. 1990.
[12] Ursul A.D. Put v noosferu. Kontseptsiya vyzhivaniya i ustoychivogo razvitiya tsivilizatsii — M.: Izd-vo «Luch». 1993.
[13] Ursul A.D. Sotsialnaya informatika: kontseptsiya i programma razvitiya // Voprosy estestvoznaniya i tekhniki. 1991. №2. S.96-99.
[14] Dubrovskiy E.N. Informatsionno-obmennyye protsessy — faktory sotsialnogo razvitiya // Problemy sotsialnoy informatiki. — M.: Izd-vo «Soyuz». 1996. vyp.2.
[15] Kolin K.K. Aktualnyye problemy sotsialnoy informatiki // Sb. trudov «Sotsialnaya informatika — 93». — M.: Izd-vo «Nauka». 1993. S.5-18.
[16] Kolin K.K. Sotsialnaya informatika — novoye napravleniye nauchnykh issledovaniy po kompleksnoy probleme «Informatika» // Sb. nauchnykh trudov. «Sistemy i sredstva informatiki». — M.: Izd-vo «Nauka». 1995. vyp.7. S.20-37.
[17] Kolin K.K. Informatsionnyye problemy sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya obshchestva // Problemy sotsialnoy informatiki». — M.: Izd-vo «Soyuz». 1995. — vyp.1. — 75 s.
[18] Kolin K.K. Sotsialnaya informatika kak nauka i uchebnaya distsiplina. Sb. nauchnykh trudov «Sotsialnaya informatika-97». — M.. 1997. S. 4-11.
[19] Robert I.V. Sovremennyye informatsionnyye tekhnologii v obrazovanii: didakticheskiye problemy; perspektivy ispolzovaniya. — M.: Shkola-Press. 1994. — 206 s.
[20] Sokolova. I.V. Sotsialnaya informatika (sotsiologicheskiye aspekty). Monografiya. — M.: Soyuz. 1999 — 212 s.
[21] Kolin K.K., Sokolova I.V., Suslakov B.A. Sotsialnaya informatika v sisteme vysshego obrazovaniya Rossii / Sb. nauchnykh trudov II-ogo Mezhdunarodnogo kongressa YuNESKO. «Obrazovaniye i informatika». — M.: IPI RAN. 1996.
[22] Kolin K.K. Sotsialnaya informatika — nauchnaya baza postindustrialnogo obshchestva // Sotsialnaya informatika — 94. — M.: Izd-vo Instituta molodezhi. 1994.
[23] II MEZhDUNARODNYY KONGRESS YuNESKO «OBRAZOVANIye I INFORMATIKA» «Politika v oblasti obrazovaniya i novyye informatsionnyye tekhnologii». Natsionalnyy doklad RF na II Mezhdunarodnom kongresse YuNESKO «Obrazovaniye i informatika» // Informatika i obrazovaniye. 1996. №2 5. S.1-33.
[24] Kolin K.K. «Informatika-2000»: Mezhdunarodnyy proyekt dlya sistemy obrazovaniya [Tekst] / K.K. Kolin // Mezhdunarodnoye sotrudnichestvo. — 1997. — №2 1.
[25] Kolin K.K. Na puti k novoy sisteme obrazovaniya / K.K. Kolin. — M.: Preprint IFPI RAyeN. 1997. — 32 s.
[26] Kolin K.K. Fundamentalnyye osnovy informatiki: sotsialnaya informatika: Uchebnoye posobiye dlya vuzov / K.K. Kolin. — M.:
Akademicheskiy proyekt; Ekaterinburg: Delovaya kniga. 2000. — 350 s.
[27] Sokolova I.V. Sotsialnaya informatika. — M.: Izd-vo MGSU. 2002.
[28] Kolin K.K. Sotsialnaya informatika. Bazovaya modulnaya programma uchebnogo kursa dlya sistemy vysshego obrazovaniya / K.K. Kolin. — M.: Izd-vo MGIREA (TU). 2000. — 60 s.
[29] Sokolova I.V. Social'naya informatika: Uchebno-metodicheskie materialy. 2-e izd. - M.: Izd-vo MGSU «Soyuz», 2000. - 52 s.
[30] Kolin K.K. Istoriko-filosofskoe vvedenie v problemy informatiki: eksperimental'naya programma uchebnogo kursa dlya aspirantov pedagogicheskih universitetov. - M.: IPI RAN, 2006. - 24 s.
[31] Dubrovskiy E.N.. Sokolova I.V. Osnovy sotsialnoy informatiki — M.: Izd-vo MGSU «Soyuz». 1996. — 67 s.
[32] Kolin. K.K.. Sokolova I.V.. Suslakov B.A. Sotsialnaya informatika v sisteme vysshego obrazovaniya Rossii /Sb. nauchnykh trudov II-ogo Mezhdunarodnogo kongressa YuNESKO. «Obrazovaniye i informatika». — M.: IPI RAN. 1996.
[33] Kolin K.K. Informatika v sisteme operezhayushchego obrazovaniya. Doklad na II Mezhdunarodnom kongresse YuNESKO «Obrazovaniye i informatika» // Vestnik Rossiyskogo obshchestva informatiki i vychislitelnoy tekhniki. 1996. № 3.
[34] Kolin K.K. Informatsionnoye obshchestvo i problema obrazovaniya // Informatsionnoye obshchestvo. 1997. N° 2-3.
[35] Kolin K.K. Sotsialnaya informatika — nauchnaya baza postindustrialnogo obshchestva // Sotsialnaya informatika — 94. — M.: Izd-vo Instituta molodezhi. 1994.
[36] Sokolova. I.V. Sotsialnaya informatika kak uchebnaya distsiplina i eye rol v podgotovke kadrov sotsiologov // Sotsiologiya. Sotsialnost. Sovremennost. — Vyp.2. Sotsialnaya rabota: problemy i opyt sotsiologicheskikh issledovaniy. — M.: «AVIASERVIS». 1995. — S.66-70.
[37] Fedosov. A.Yu. Uchebnyy kurs «Sotsialnaya informatika» v profilnom srednem obrazovanii // Problemy podgotovki. attestatsii i povysheniya kvalifikatsii pedagogicheskikh kadrov. — M.: Mezhdunarodnaya pedagogicheskaya akademiya. 2001. — S.33-34.
[38] Kolin K.K. Fundamentalnyye osnovy informatiki: sotsialnaya informatika. Uchebnoye posobiye dlya vuzov. - M.: Akademicheskiy Proyekt; Ekaterinburg; Delovaya kniga. 2000. — 350 s.
[39] Kolin K.K. Filosofskiye problemy informatiki. - M.: BINOM. Laboratoriya znaniy. 2010. — 264 s.
[40] Chugunov A.V. Sotsialnaya informatika : uchebnik i praktikum dlya vuzov / A.V. Chugunov. — 2-e izd.. pererab. i dop. — Moskva : Izdatelstvo Yurayt. 2020. — 256 s.
[41] Chugunov A.V. Social'naya informatika: Uchebnoe posobie. - SPb.: NIU ITMO, 2012. - 223 s.
[42] Gasumova S. E. Sotsialnaya informatika : uchebnik i praktikum dlya vuzov / S.E. Gasumova. — 6-e izd.. ispr. i dop. — Moskva : Izdatelstvo Yurayt. 2021. — 284 s.
[43] Dubrovskij E.N., Sokolova I.V. Osnovy social'noj informatiki: Konspekt lekcij. - M.: Soyuz, 1997. - 68 s.
[44] Kolin K.K. Social'naya informatika: Bazovaya modul'naya programma uchebnogo kursa dlya sistemy vysshego obrazovaniya -M.: Institut problem informatiki, 2001. - 80 s.