полноценно сделать этого не могут, т.к. человеческому мозгу необходимо постоянное развитие, которое во многом стимулируется информацией извне. Поэтому даже сознательное отречение от общества не приводит к полной изоляции человека, так как он переходит на использование абсолютно другого, возможно более качественного вида - духовное общение. Ярким примером подобного общения могут служить монахи, насельники, пустынники, которые сознательно изолируют себя от общества, выбирая для себя общение с Богом через молитву. Так, преподобный старец Серафим Саровский добровольно удалился в пустыню и проводил все время в строгом посте, в трудах и в молитве [5]. Даже в этих, достаточно аскетичных условиях процесс общения все равно осуществлялся. Человек в той или иной степени все равно анализирует все процессы, происходящие и с ним, и вокруг него, он не может полностью отказаться от общения в силу его важности для развития личности, но он может перейти на более высокий уровень общения, как это и случилось с преподобным Серафимом Саровским. Исходя из этого, вы-
Библиографический список
бор вида общения является наиболее важным, как для человека в целом, так и для поддержания развития и становления его как личности.
Таким образом, на сложность общения, в том числе и на русском языке, влияет множество факторов как филологического (падежи, ударения в словах, спряжения глаголов, наличие синонимов и т.д.), так и психолого-педагогического характера. Для человека в процессе общения становится важной комплексная реализация коммуникативного, перцептивного и интерактивного компонентов общения, цели общения, обстановка, в которой разворачивается взаимодействие, комфорт или дискомфорт окружающей среды. В данной статье мы рассмотрели далеко не все факторы, воздействующие на сложность общения. Дело в том, что сам человек как носитель индивидуальных характеристик (темперамент, экс-травертированность, интровертированность, модальность) является отдельным фактором, способствующим сложности общения. В дальнейшем мы планируем заниматься исследованием данного вопроса.
1. Фомичева И.Г. Философия образования: некоторые подходы к проблеме. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004.
2. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. Москва: Издательский центр «Академия», 2005.
3. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах и таблицах: учебное пособие. Москва: Проспект, 2016.
4. Андреева ГМ. Социальная психология. Учебник. Москва: Аспект-Пресс, 2016.
5. Краткое житие преподобного Серафима Саровского. Available at: http://kamgor.ierei.ru/serafimkrat.htm
References
1. Fomicheva I.G. Filosofiya obrazovaniya: nekotorye podhody kprobleme. Novosibirsk: Izd-vo SO RAN, 2004.
2. Kodzhaspirova G.M. Pedagogicheskij slovar'. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2005.
3. Kodzhaspirova G.M. Pedagogika v shemah i tablicah: uchebnoe posobie. Moskva: Prospekt, 2016.
4. Andreeva G.M. Social'naya psihologiya. Uchebnik. Moskva: Aspekt-Press, 2016.
5. Kratkoe zhitie prepodobnogo Serafima Sarovskogo. Available at: http://kamgor.ierei.ru/serafimkrat.htm
Статья поступила в редакцию 07.08.19
УДК 378
Spirin I.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Tyumen Industrial University (Tyumen, Russia), E-mail: [email protected]
THE PROBLEM OF COMPUTER SCIENCE IN THE UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF ITS FORMATION. The article reveals stages and problems of forming computer science as a discipline, starting from the preparatory stage to the present. At each stage in the development of computer science, both the academic discipline and the field of activity, briefly state the main provisions and problems. The contents of the subject of computer science is analyzed, a simplified structure and the main content lines are given. The paper presents a comparative analysis of the academic load in the discipline of computer science in different directions on the basis of the Tyumen Industrial University. A structural analysis and a substantial analysis of computer science textbooks for universities are also carried out. Conclusions and suggestions are given to change the current situation in order to improve the quality of education.
Key words: computer science, academic discipline, information technology, information society, educational environment, information and communication technology.
И.С. Спирин, канд. пед. наук, доц., Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИКИ В ВУЗЕ В КОНТЕКСТЕ ЕЁ СТАНОВЛЕНИЯ
В статье раскрываются этапы и проблемы становления информатики как учебной дисциплины, начиная с подготовительного этапа по настоящее время. На каждом этапе становления информатики, как учебной дисциплины, так и области деятельности в краткой форме констатируются основные положения и проблемы. Проанализирована содержательная часть предметной области информатики, приводится упрощённая структура и основные содержательные линии. В работе представлен сравнительный анализ учебной нагрузки по дисциплине по разным направлениям на базе Тюменского индустриального университета. Также осуществляется структурный и содержательный анализы учебников по информатике для вузов. По их результатам представлены выводы и предложения по изменению сложившейся ситуации с целью улучшения к ачестваобраз ования.
Ключевые слова: информатика, учебная дисциплина, информационные технологии, информационное общество, образовательная среда, информационно-коммуникационные технологии.
Сегодня все мировое сообщество находится в процессе полномасштабного перехода от постиндустриального к информационному обществу. Это сложный и неоднозначный процесс, поскольку происходит переоценка ценностей, смена культурных парадигм, трансформация на новую цифровую модель экономики и социальную сферу.
Информационное общество представляет собой исторически новый этап развития цивилизации, в котором основными продуктами производства будут информация и знания. Это приведёт к значительным структурным изменениям в социуме, что, в свою очередь, потребуют от общества и государства значительных усилий во многих сферах (образовательной, финансовой, организационной и др.) по адаптации населения к новым условиям жизни.
Так, например, на сайте «Атлас новых профессий» (atlas100.ru) публикуется исследование, проведённое Агентством стратегических инициатив в сфере перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15 - 20 лет, где выявляются факторы, определяющие профессии будущего, ниже на рисунке 1 показана их структура [1]:
Из приведённых фактор видно, что ведущая роль отдаётся информационно-коммуникационным технологиям, новым технологиям и автоматизации в формировании облика будущего общества и рынка труда.
Рис. 1. Структура определяющих факторов профессий
В этой связи сегодня перед вузами, впрочем, как и раньше, стоит сложная и важная задача в современных динамичных условиях осуществлять подготовку квалифицированного специалиста (здесь и далее под специалистом понимается выпускник вуза всех направлений: бакалавриат, специалитет и т.д.) с полным набором сформированных компетенций, в том числе и информационно-коммуникационных.
Становится очевидным, что информатика как фундаментальная наука, область деятельности и учебная дисциплина является ключевым элементом в образовательном процессе и в обществе в целом.
По это причине целесообразно рассмотреть в упрощённом порядке становление информатики как сферы деятельности и учебной дисциплины в нашей стране.
Информатика как область деятельности стала формироваться в конце 50-х - начале 60-х годов ХХ века с внедрением электронно-вычислительных машин в различные сферы деятельности, от научных до общественных для решения прикладных задач в обработке числовых данных, а также под влиянием работ и деятельности К. Штейнбуха [2], Ф. Дрейфуса [3], А.И. Михайлова [4], [5] и ряда других учёных.
Вместе с этим необходимо подчеркнуть, что сам термин «информатика» на протяжении многих лет носит полисемичный характер, поскольку информатика как сфера деятельности представляет собой интегрированную область и включает в себя большое количество научных направлений.
Так, в начале 60-х годов состоялась активная дискуссия между директором Института проблем передачи информации, член-корреспондентом АН УССР А.А. Харкевичем и главой Всесоюзного института научной и технической информации АН СССР (ВИНИТИ) А.И. Михайловым, отразившаяся в служебной записке от 11 октября 1962 года, по проблеме информационной деятельности и наименования новой дисциплины, в которой А.А. Харкевичем предлагает назвать новую область деятельности «информология» или «информатика» [6]. В результате чего в 1965 году под редакцией А.И. Михайлова совместно с Р.С. Гилярев-ским и А.И.Чёрным выходит учебник «Основы научной информации» [4], позже, в 1968 году, переработанный и дополненный публикуется под названием «Основы информатики» [5], который на протяжении многих лет стал определяющим в информационной области.
Однако на мировом уровне только в 1978 году в Японии Международный научный конгресс по информатике официально и документально оформил области деятельности, относящиеся к ней: технические, программные, организационные, коммерческие, административные и социально-политические как объекты массового внедрения компьютерных технологий [7].
Полноценно в образовательную среду информатика как учебный предмет вошла сравнительно позже, и этот процесс в нашей стране носил поэтапный характер: к первому (подготовительному) этапу относят период с 1950 по 1985 гг, когда изучение программирования проводилось в ряде школ г. Новосибирска под руководством А.П. Ершова, а также по рекомендации Министерства образования СССР в 70-х годах в Московских школах ввели программу факультативного курса «Основы кибернетики» под кураторством B.C. Леднева, А.А. Кузнецова и др.
Историческим событием стало Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 марта 1985 года № 271 «О мерах по обеспечению компьютерной грамотности учащихся средних учебных заведений и широкого внедрения электронно-вычислительной техники в учебный процесс» и его решение о введении в 9 - 10 классах школьного предмета «Основы информатики и вычислительной техники» с 1 сентября 1985 года [8].
Важно подчеркнуть, что во все периоды становления информатики в высшей школе курс тесным образом был связан с курсом в общеобразовательной, поскольку является не только его продолжением, но и носит фундаментальный, системообразующий характер, нацеленный на формирование умений решать прикладные задачи как в учебной, так и в профессиональной деятельности будущего специалиста.
В это же время, несмотря на сложность, заключавшуюся в отсутствии условий и соответствующей лабораторной базы, высшая школа ведёт активную работу по введению информатики в учебный процесс в разных формах, что достаточно убедительно описывает в своей статье «Состояние и перспективы базовой компьютерной подготовки в инженерном образовании» О.Г Архипов: «Только в 1985 г. в МЭИ появились дисплейные классы, после чего открылась возможность проводить в них часть лабораторных занятий по информатике (сначала лишь 1 - 2 занятия в семестр, а с 1990 г - до 5 заня-тий)»[9, с. 28].
Период становления информатики с 1985 по 1992 гг. характеризуется как алгоритмический этап, подтверждая лозунг, провозглашённый А.П. Ершовым в 1981 году в Швейцарии на III Всемирной конференции ИФИП и ЮНЕСКО по применению ЭВМ в обучении: «Программирование -вторая грамотность» [10]. В это время информатика как учебная дисциплина представляет собой курс изучения устройств
ЭВМ и основы программирования на разных языках. Были предприняты мероприятия по укомплектованию учебных заведений дисплейными классами в основном советского образца (Агат, ДВК и др.).
Следующие периоды формирования информатики были достаточно драматическими и динамичными, поскольку выпали на события смены политической системы в стране, пересмотр культурных и общественных ценностей, образовательных ориентиров, обрушение экономики и производства.
Технологический этап с 1992 по 1995 гг связан с принятием в 1992 году закона «Об образовании РФ», сменой названия учебного предмета с «Основы информатики и вычислительной техники» на «Информатика» и началом разработки образовательных стандартов по всем областям. С появлением компьютеров и программного обеспечения нового поколения, в том числе и зарубежного, происходит смещение акцента в обучении информатики в сторону изучения новых возможностей аппаратных и программных средств, «вырисовывается» пользовательский аспект: устройство компьютеров IBM PC совместимых, основы операционных систем, текстовых редакторов, графических оболочек и т.д.
Этап с 1995 по 2004 гг отражает возврат к фундаментальным основам и усиление общеобразовательной значимости предмета. Происходит обновление лабораторной базы, комплектация учебных заведений лицензионным программным обеспечением. Нужно отметить, что именно в этот период в педагогических вузах ведётся активная подготовка учителей информатики в высших учебных заведениях, в рамках учебного процесса вводятся новые курсы, связанные с информационными технологиями: компьютерные сети, web-программирования, компьютерное моделирование и др., а уже с 2004 по 2010 гг этап становления проходит под знаком фундаментализации обучения информатики согласно государственному образовательному стандарту и сменой названия учебного предмета с «Информатика» на «Информатика и ИКТ», что отражает новые ориентиры в изучении информатики, акцент перемещается на информационно-коммуникационные технологии, подчёркивая тем самым значимость информационных технологий в современном обществе.
Начиная с 2010 года, образовательную среду коснулись бурные и значительные изменения: принят новой Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», были введены серия федеральных образовательных стандартов разных поколений: ФГОС2, ФГОС3, ФГОС3+, ФГОС3++ и переход на многоуровневую систему образования.
Очевидно, что сегодня информатика как всеохватывающая сфера находится в потоке глобальных изменений и представляет собой интегрированную область, куда вливаются современные технологии из разных областей, появляются новые национальные проекты с применением информационно-коммуникационных технологий. Так, в рамках реализации стратегии развития информационного общества развёрнута национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» до 2024 года, как сказано в документе: «Программа направлена на создание условий для развития общества знаний в Российской Федерации, повышение благосостояния и качества жизни граждан нашей страны путём повышения доступности и качества товаров и услуг произведённых в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий, повышения степени информированности и цифровой грамотности, улучшения доступности и качества государственных услуг для граждан, а также безопасности как внутри страны, так и за её пределами. на создание условий для развития общества знаний» [11, с. 1].
Как видно из установок программы, особое внимание уделяется компьютерной и цифровой грамотности населения, развитию общества знаний, повсеместному использованию информационных технологий в экономике, производстве, медицине, образовании, поэтому, сохраняя свою преемственность и динамичность, информатика выходит на новый уровень по всем направлениям жизнедеятельности российского общества.
Следует вспомнить, что в системе обучения информатике описание единой предметной области в структурном виде было представлено ещё в 1996 году в Национальном докладе Российской Федерации на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика». В этой структуре выделяются четыре базовых раздела: теоретическая информатика, средства информатизации, информационные технологии, социальная информатика, которая сохранила свою актуальность и по настоящее время. Ниже на рисунке представлен упрощённый вариант структуры предметной области информатики.
Структура предметной области информатики
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАТИКА
СРЕДСТВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ Технические средства Обработки, отображения и передачи данных
Программные средства Системное ПО
Реализация программных технологии Универсальное ПО Профессионально-ориентированное ПО
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА
Поздние была сформирована концепция содержательных линий в обучении курса информатики, которая определяется следующими направлениями [12], [13]:
1. Информация и информационные процессы.
2. Представление информации в ЭВМ.
3. Устройство ЭВМ.
4. Моделирование и формализация.
5. Алгоритмизация и программирование.
6. Информационные технологии.
7. Компьютерные телекоммуникации.
8. Социальная информатика.
Вместе с тем в методической и педагогической литературе выделяют три базовых аспекта в обучении информатики:
1. Мировоззренческий аспект, связанный с формированием знаний о роли информации в обществе и в управлении, общих закономерностях информационных процессов, о системном подходе к анализу окружающего мира с точки зрения информационного взаимодействия и т.д.
2. Пользовательский аспект отражает формирование компьютерной грамотности, знание основ компьютера и программного обеспечения, компьютерных сетей, готовности к практической деятельности в условиях широкого использования информационно-коммуникационных технологий.
3. Алгоритмический (программистский) аспект связан с развитием логического и алгоритмического мышления.
Нужно отметить, что в современной научной и педагогической литературе так незаслуженно мало уделяется внимание методике преподавания информати-
Учебной нагрузки по д
ки в вузе, а основное внимание концентрируется на общеобразовательной школе, что, по мнению автора, такое положение должно стать объектом пристального изучения.
По этой причине рассмотрим более внимательно ситуацию на примере преподавания курса информатики в вузе в современных условиях.
Как уже отмечалось, с принятием нового закона об образовании произошли значительные изменения в образовательной среде, в высшей школе в том числе (применение компентентстного подхода в обучении, переход на систему бакалавриата и магистратуры, использование зачётных единиц и т.д.).
Вузы сегодня сами определяют нагрузку в лице выпускающих кафедр (факультетов) согласно нормативным документам и в рамках своих полномочий, что отражается в организационно-управленческих документах (учебный план, график учебного процесса, рабочих программах).
Сравнительный анализ методический литературы, учебных планов по разным направлениям и рабочих программ по дисциплине «Информатика», находящихся в открытом доступе, показал, что в содержательном плане они имеют общую основу, и, более того, основные темы (дидактические единицы) в большей степени повторяют программу курса информатики общеобразовательной школы.
Информатика как учебная дисциплина в вузе практически по всем направлениям входит в базовую часть учебного плана в блок 1 и изучается на первом курсе. Однако имеет разную учебную нагрузку и систему итоговой аттестации.
Ниже приведена таблица, в которой отражена учебная нагрузка по разным направлениям очной формы обучения по дисциплине «Информатика» в Тюменском индустриальном университете (ТИУ).
Таблица 1
циплине информатика
№ п/п Направление Зач. ед./ часы Лекции (часы) Лабораторно-практические занятия (часы)
1. 02.03.01 - Математика и компьютерные науки 5/180 17 68
2. 09.03.02 - Информационные системы и технологии 5/180 34 34
3. 12.03.05 - Лазерная техника и лазерные технологии 5/180 34 34
4. 13.03.02 - Электроэнергетика и электротехника 3/108 17 34
5. 15.03.01 - Машиностроение 3/108 17 34
6. 15.03.05 - Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств 3/108 17 34
7. 22.03.01 - Материаловедение и технологии материалов 3/108 17 34
8. 27.03.01 - Стандартизация и метрология. 6/216 35 52
9. 37.03.02 - Конфликтология 4/144 0 34/17
10. 38.03.06 - Торговое дело 3/108 17 34
11. 43.03.01 - Сервис 4/144 34 17
12. 21.03.01 - Нефтегазовое дело 6/216 35 52
13. 45.03.04 - Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере 3/108 17 34
14. 42.03.01 - Реклама и связи с общественностью 3/108 17 34
Таблица 2
Соотношение структуры учебника и содержательных линий
Название главы в учебнике Содержательная линия
Глава первая. Информация и информатика Информация и информационные процессы.
Глава вторая. Вычислительная техника. Представление информации в ЭВМ.
Глава третья. Устройство персонального компьютера. Устройство ЭВМ.
Глава четвертая. Функции операционных систем персональных компьютеров. Информационные технологии.
Глава пятая. Основы работы с операционной системой Windows 7.
Глава шестая. Настройка операционной системы Windows.
Глава седьмая. Стандартные приложения Windows.
Глава восьмая. Компьютерные сети, Интернет, компьютерная безопасность. Компьютерные телекоммуникации.
Глава девятая. Получение информации из Интернета.
Глава десятая. Создание простых текстовых документов. Информационные технологии.
Глава одиннадцатая. Создание комплексных текстовых документов.
Глава двенадцатая. Обработка данных средствами электронных таблиц
Глава тринадцатая. Работа с базами данных Моделирование и формализация.
Глава четырнадцатая. Приёмы и методы работы со сжатыми данными Информационные технологии.
Глава пятнадцатая. Введение в компьютерную графику
Глава шестнадцатая. Векторный редактор Corel Draw
Глава семнадцатая. Автоматизация обработки документов
Глава восемнадцатая. Средства автоматизации научно-исследовательских работ Социальная информатика.
Глава девятнадцатая. Публикация веб-документов Информационные технологии.
Глава двадцатая. Основы программирования Алгоритмизация и программирование.
Из таблицы 1 видно, что учебная нагрузка по разным направлениям распределилась в границах от 3 з.е. (108 ч.) до 6 з.е (216 часов.)
Такое положение с учебной нагрузкой, по мнению автора, вызвано рядом причин: спецификой направления, целесообразностью учебного процесса, практической необходимостью и т.д. Вполне определённо можно сказать, что подобную ситуацию можно встретить во многих вузах.
Чтобы ответить на вопрос об оптимальности и эффективности нагрузки, в качестве примера рассмотрим структуру оглавления ведущего учебника по информатике для высших учебных заведений под редакцией С.В. Симоновича [14] на соответствие содержательных линий.
Как видно из таблицы 2, структура анализируемого учебника охватывает все содержательные линии и аспекты информатики, подобная картина наблюдается и при анализе других учебников для вузов следующих авторов: А.В. Могилева [15], Н.В. Макаровой [1б], В.В. Трофимова [17], В.А. Острейковского [18], А.С. Грошева [19] и др.
Таким образом, сравнительный анализ литературы даёт яркое представления о том, что содержание современного курса информатики охватывает весьма широкую область деятельности, которую необходимо освоить в рамках учебного процесса.
При таких сложившихся обстоятельства становится очевидным, что учебная нагрузка по информатике в 3 зачётные единицы, а это в основном 17 часов на лекции и 34 часа на лабораторно-практические занятия (108 часов, в том числе и самостоятельная работа), является не вполне достаточной, поскольку
преподаватель при подготовке будущего специалиста, наделенного эффективно сформированными компетенциями в области ИКТ, сталкивается с набором сложных проблем, таких как оптимизация учебного материала, исключение ряда тем из курса изучения, применение неадаптированных методов обучения. Все это может сказаться на качестве подготовки студента.
Поэтому, по мнению автора, следует уделить особое внимание данному вопросу, а именно: пересмотреть по мере возможности учебную нагрузку по дисциплине «Информатика» у тех направлений подготовки, где обнаруживается не вполне достаточное количество зачётных единиц, расширить межпредметную связь информационных дисциплин, усилить значение фундаментальных основ информатики в учебном процессе как фактора становления будущего высококвалифицированного специалиста в определённой сфере и как средства формирования полноценного, грамотного гражданина в информационном обществе.
Учитывая вышеизложенное, можно с полной уверенностью сказать, что информатика как учебная дисциплина представляет собой уникальное явление в образовательной среде (и не только) по сравнению с другими дисциплинами, поскольку за короткий срок своего существования претерпела столь значительные изменения в содержании, структуре и значении как ни одна другая. Безусловно, это вызвано с внедрением информационно-коммуникационных технологий во все сферы деятельности и нам как свидетелям и участникам набирающих обороты информационных процессов предстоит ещё не раз переоценить значение и влияние информатики на формирование общества новой формации.
Библиографический список
1. Атлас новых профессий. Available at: http://atlas100.ru/upload/pdf_files/atlas.pdf
2. Steinbuch K. Informatik: Automatische Informationsverarbeitung. SEG-Nachrichten (Technische Mitteilungen der Standard Elektrik Gruppe). Berlin. 1957; № 4: 171.
3. Dreyfus Ph. L'informatique. Gestion. 1962; № 5: 240 - 241.
4. Михайлов А.И., Черный А.И., Гиляревский РС. Основы научной информации. Москва: Наука, 1965.
5. Михайлов А.И., Черный А.И., Гиляревский РС. Основы информатики. Москва: Наука, 1968.
6. Черный Ю.Ю. Полисемия в науке: когда она вредна? (на примере информатики). Открытое образование. 2010; № 6: 1 - 9.
7. Колин К.К. Информатика как фундаментальная наука. Информатика и образование. 2007; № 6: 46 - 55.
8. Федеральный образовательный портал. Экономика. Социология. Менеджмент. Available at: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/01/17/1214868235/22post0.pdf
9. Архипов О.Г. Состояние и перспективы базовой компьютерной подготовки в инженерном образовании. Открытое образование. 2016; Т. 20; № 6: 27 - 33.
10. Минский курьер. Вторая грамотность Available at: http://mk.by/2018/03/13/178070/
11. Правительство Российской Федерации. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» Available at: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB7 9I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf
12. Колин К.К. Эволюция информатики. Информационные технологии. 2005; № 1: 2 - 16.
13. Колин К.К. Информатика как наука: история и перспективы развития. Открытое образование. 2011; № 6: 77 - 88.
14. Симонович С.В. Информатика. Базовый курс: Учебник для вузов. 3-е изд. Стандарт третьего поколения. Санкт-Петербург: Питер, 2011.
15. Могилев А.В. Информатика: учебник для студентов учреждений высшего пед. образования. Москва: Издательский центр «Академия», 2016.
16. Макарова Н.В., Волкова В.Б. Информатика: Учебник для вузов. - Санкт-Петербург: Питер, 2011.
17. Информатика: учебник. Под ред. В.В. Трофимова. Москва: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011.
18. Острейковский В.А. Информатика. Теория и практика: Учебное пособие Москва: Издательство Оникс, 2008.
19. Грошев А.С. Информатика. Учебник для вузов. Архангельск, 2010.
References
1. Atlas novyh professij. Available at: http://atlas100.ru/upload/pdf_files/atlas.pdf
2. Steinbuch K. Informatik: Automatische Informationsverarbeitung. SEG-Nachrichten (Technische Mitteilungen der Standard Elektrik Gruppe). Berlin. 1957; № 4: 171.
3. Dreyfus Ph. L'informatique. Gestion. 1962; № 5: 240 - 241.
4. Mihajlov A.I., Chernyj A.I., Gilyarevskij R.S. Osnovy nauchnojinformacii. Moskva: Nauka, 1965.
5. Mihajlov A.I., Chernyj A.I., Gilyarevskij R.S. Osnovy informatiki. Moskva: Nauka, 1968.
6. Chernyj Yu.Yu. Polisemiya v nauke: kogda ona vredna? (na primere informatiki). Otkrytoe obrazovanie. 2010; № 6: 1 - 9.
7. Kolin K.K. Informatika kak fundamental'naya nauka. Informatika i obrazovanie. 2007; № 6: 46 - 55.
8. Federal'nyj obrazovatel'nyjportal. 'Ekonomika. Sociologiya. Menedzhment. Available at: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/01/17/1214868235/22post0.pdf
9. Arhipov O.G. Sostoyanie i perspektivy bazovoj komp'yuternoj podgotovki v inzhenernom obrazovanii. Otkrytoe obrazovanie. 2016; T. 20; № 6: 27 - 33.
10. Minskij kur'er. Vtoraya gramotnost' Available at: http://mk.by/2018/03/13/178070/
11. Pravitel'stvo Rossijskoj Federacii. Programma «Cifrovaya 'ekonomika Rossijskoj Federacii» Available at: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4 bvR7M0.pdf
12. Kolin K.K. 'Evolyuciya informatiki. Informacionnye tehnologii. 2005; № 1: 2 - 16.
13. Kolin K.K. Informatika kak nauka: istoriya i perspektivy razvitiya. Otkrytoe obrazovanie. 2011; № 6: 77 - 88.
14. Simonovich S.V. Informatika. Bazovyj kurs: Uchebnik dlya vuzov. 3-e izd. Standart tret'ego pokoleniya. Sankt-Peterburg: Piter, 2011.
15. Mogilev A.V. Informatika: uchebnik dlya studentov uchrezhdenij vysshego ped. obrazovaniya. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2016.
16. Makarova N.V., Volkova V.B. Informatika: Uchebnik dlya vuzov. - Sankt-Peterburg: Piter, 2011.
17. Informatika: uchebnik. Pod red. V.V. Trofimova. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt; ID Yurajt, 2011.
18. Ostrejkovskij V.A. Informatika. Teoriya i praktika: Uchebnoe posobie Moskva: Izdatel'stvo Oniks, 2008.
19. Groshev A.S. Informatika. Uchebnik dlya vuzov. Arhangel'sk, 2010.
Статья поступила в редакцию 07.08.19
УДК 371.315:004.9
Cheremisina M.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Orenburg State Pedagogical University (Orenburg, Russia), E-mail: [email protected]
THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGY IN EDUCATION. The article considers theoretical and practical substantiation of a problem of the use of information technologies in education. Society has long been on the verge of a technological breakthrough. With each passing day, information technology occupies an increasing part in the life of society. At the moment there is no institution, enterprise, and organization that would not use information technology. The sphere of education, which has used them in the learning process for a long time, is not an exception. These technologies help to apply a wider range of teaching methods and forms. The author concludes that although information technology is one of the most modern ways to intensify and optimize the learning process, for the implementation of cognitive and educational tasks the computer is not used in full and offers the developed software "SodLec" for teaching students the basics of programming and it - industry in primary school.
Key words: education system, new technologies, information technologies, software.