Научная статья на тему 'Содержание учебной дисциплины «Социальная информатика»'

Содержание учебной дисциплины «Социальная информатика» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
544
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА / ACADEMIC DISCIPLINE / CONTENT OF EDUCATION / SOCIAL INFORMATICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов Марат Фаритович, Салахутдинова Ильсеяр Саитьяновна

Выделены условия проектирования и реализации оптимального содержания образования учащейся молодежи. Определены междисциплинарные основы содержания учебного курса «Социальная информатика» для студентов высшей школы. Изложен вариант краткого содержания учебной дисциплины «Социальная информатика», обладающий дидактической эффективностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каримов Марат Фаритович, Салахутдинова Ильсеяр Саитьяновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The content of the academic discipline «Social informatics»

Obtained conditions of design and implementation of optimal content of education for students. Defined interdisciplinary foundations content of the course "Social informatics" for high school students. Out options summary of the discipline "Social informatics", which has the didactic effectiveness.

Текст научной работы на тему «Содержание учебной дисциплины «Социальная информатика»»

УДК 378.14 ББК 74.58

Каримов Марат Фаритович

кандидат физико-математических наук, доцент

кафедра информатики и информационных технологий в образовании Бирский филиал Башкирского государственного университета

г.Бирск

Салахутдинова Ильсеяр Саитьяновна

кандидат социологических наук, доцент

кафедра истории, истории государства и права Нефтекамский филиал Башкирского государственного университета

г.Бирск Karimov Marat Faritovich candidate of physical and mathematical sciences,

docent

chair of computer sciences and information technologies in education

Birsk branch of the Bashkir State University Birsk

Salakhutdinova Ilseyar Saityanovna

candidate of sociological sciences, docent

chair of history, state and law history Neftekamsk branch of the Bashkir State University Neftekamsk KarimovMF@rambler.ru

Содержание учебной дисциплины «Социальная информатика» The content of the academic discipline «Social informatics»

Выделены условия проектирования и реализации оптимального содержания образования учащейся молодежи. Определены междисциплинарные основы содержания учебного курса «Социальная информатика» для студентов высшей школы. Изложен вариант краткого содержания учебной дисциплины «Социальная информатика», обладающий дидактической эффективностью.

Obtained conditions of design and implementation of optimal content of education for students. Defined interdisciplinary foundations content of the course "Social informatics" for high school students. Out options summary of the discipline "Social informatics", which has the didactic effectiveness.

Ключевые слова: учебная дисциплина, содержание образования, социальная информатика.

Key words: academic discipline, the content of education, social informatics.

Система высшего образования учащейся молодежи относится к совокупности сложноорганизованных управляемых социальных объектов, состоящих из множества подсистем, которые по отношению к более частным элементам сами являются системами [1].

На наш взгляд [2], содержание образования учащейся молодежи - это система знаний о природе, технике, технологиях, человеке и обществе - адекватных природной, технической и социальной действительности моделей, умений осуществлять основные виды, в том числе и творческую, деятельности человека - алгоритмов решения научно-технических и социально-экономических задач и практических навыков - исполнительского искусства выполнения намеченного, овладение которыми необходимо для изотропного общего и анизотропного профессионального развития обучающихся.

В связи с тем, что содержание образования должно удовлетворять потребностям развивающихся личности, общества и государства, оно включает в себя не все ценности материальной и духовной культуры человечества, а только ту её часть, которая способствует научно-техническому, социально-экономическому и культурному прогрессу социума.

Выделенное свойство содержания образования учащейся молодежи определяет его как постоянно актуальный основной вопрос дидактики средней общеобразовательной и высшей профессиональной школ.

В успешном решении основного вопроса дидактики средней и высшей школ заинтересованы конкретная личность, различные социальные слои современного информационного общества и все органы управления государством.

Очевидно, что на формирование содержания образования влияют такие его основные источники, как наука, техника, технологии, экономика, политика и культура.

Количество и качество поставленных и решенных коллективным субъектом задач науки, техники, технологий, экономики, политики и культуры со

временем растет сначала по линейному, далее по экспоненциальному или более быстрому законам.

Естественно, что системообразующее ядро множества моделей и алгоритмов решения выделенных выше задач, определяющих научно - технический, социально - экономический и культурный прогресс нашей страны, следует передать от старшего к молодому поколению людей без существенных потерь за оптимальное время в условиях организованного обучения молодёжи в средней общеобразовательной и высшей профессиональной школах.

Педагогическая адаптация или переработка научных, технических, технологических, экономических, политических и культурных достижений человечества на основе дидактических принципов информативности, системности, научности, оперативности, комплементарности, регулярности, прагматичности, гуманитарности, политехничности и интегративности, осуществленная практикующими в вузах сотрудниками Министерства образования и науки Российской Федерации, Российской академии наук, Российской академии образования и преподавателями - учёными высшей школы определяет содержание образования учащейся молодежи, выраженное в государственных образовательных стандартах, базовых учебных планах, образовательных и учебных планах, учебниках и пособиях по изучаемым студентами предметам.

Имеется обратная связь между содержанием образования учащейся молодежи и характером проектируемого и реализуемого в стране научно - технического и социально - экономического прогресса. Обоснованием данного тезиса является очевидная для творческой части населения страны зависимость уровня развития науки, техники, технологий, экономики, культуры и качества принимаемых политических решений от уровня образованности, сознательности и инициативности людей государственного субъекта мировой деятельности.

Научная и учебная дисциплина «Социальная информатика» наряду с развитием теоретической и прикладной информатики сформировалась в течение последних трех десятилетий [2,3].

Предмет и задачи «Социальной информатики» - междисциплинарной науки, изучающей закономерности и разрабатывающей методы получения, обработки, хранения, передачи и использования информации в обществе, наиболее полно определяются в результате совместной деятельности теоретиков и практиков естественно-математического, общетехнического и социально-гуманитарного направлений.

В настоящее время изданы и используются в процессе обучения студентов высшей школы ряд учебных пособий по социальной информатике [4-6].

Нами выделены несколько дидактических элементов, обогащающих содержание подготовки будущих учителей - исследователей по социальной информатике [7].

Один из вариантов краткого содержания разделов учебной дисциплины «Социальная информатика», составленный нами с учетом изложенных выше дидактических положений, представлен в таблице 1.

Таблица 1

Содержание разделов учебной дисциплины «Социальная информатика»

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела дисциплины Формы интерактивной учебной работы

1. Основные понятия социальной информатики Предмет и задачи социальной информатики. Краткая история становления и развития социальной информатики. Содержание и объем понятия социальной информации. Роль социально-экономической информации в человеческом обществе. Виды и развитие социальной информации (устная речь, письменный текст, числовая информация, графическая информация, звуковая информация, видеоинформация). Сократическая беседа

Методология социальной информатики Методы и приемы, реализующие сбор, хранение, упорядочение, передачу и использование информации о фрагментах социальной дейст- Создание и

2. вительности. Системно - структурно - функциональный, статистический и синергетиче-ский подходы к познанию и преобразованию социальной действительности. Понятие информационной технологии социального назначения. Классификация современных информационных технологий, используемых в области социологии. разрешение проблемной ситуации

3. Основы теоретической информатики Научная проблема однозначного определения понятия информации. Положения статистической теории информации. Выделение и характеристика синтаксической, семантической и прагматической аспектов информации об объектах, процессах и явлениях. Особенности кибернетической теории информации. Основы логико-семантического подхода к построению модели информации о фрагменте действительности. Структурные элементы семантической теории информации. Тезаурус как знания приемника информации о внешнем мире, его способность воспринимать те или иные сообщения. Прагматическая концепция информации и её значение в проектировании и реализации деятельности человека. Традиционные и компьютерные формы представлений знаний о действительности. Семинар в диалоговом режиме

4. Становление и развитие информационных обменов в обществе Структурные составляющие информационных процессов: порождение, сбор, хранение, обработка, кодирование, передача, поиск, восприятие и использование информации. Роль и значение материально - энергетического и информационного обменов в становлении и развитии общества. Характеристики устной, письменной, книжной и компьютерной фаз информационного обмена в обществе в период от античности до современности. Разбор конкретных ситуаций

5. Информационные ресурсы общества Информационное моделирование объектов, процессов или явлений природной, технической или социальной действительности с этапами постановки задачи, построения модели, разработки и исполнения алгоритма как источник становления и развития информационных ресурсов общества. Знание как достоверная модель объекта, процесса или явления реальности. Знание о действительности как элемент национального богатства. Разработка алгоритмов решения социологических задач. Анализ результатов решения задач социологии. Государственная проблема «утечки мозгов» из страны. Классические и современные формы материализации информационных ресурсов общества. Создание и развитие автоматизированных информационных ресурсов Российской Федерации. Фактографические базы социальных данных региона и страны, создаваемые в среде новых информационных технологий. Семинар в диалоговом режиме

6. Процесс информатизации общества Экономические предпосылки и социальные условия информатизации общества. Микроэлектронная техническая основа социальных предпосылок информатизации общества. Краткая история возникновения, становления и развития вычислительной и телекоммуникационной техники в англоязычных странах, Советском Союзе и современной России. Первая электронно-вычислительная машина или компьютер ENIAC и её характеристики. Электронно-вычислительные машины на полупроводниковой основе. Компьютеры, выполненные на интегральных микросхемах. Персональные компьютеры как средства высокоскоростной обработки информации. Стандартные программы операционной системы Windows: текстовый редактор Блокнот, арифметический и инженерный Калькулятор, графический редактор Paint. Прикладные программы компьютеров: текстовый процессор Word, система электронных таблиц Excel, система управления базами данных Access, презентационный Семинар в диалоговом режиме

процессор Power Point. Локальная сеть персональных компьютеров. Глобальная компьютерная сеть Internet и её поисковые системы. Социальные и экономические последствия информатизации общества.

Информационная среда общества

Научные принципы формирования и развития информационной среды общества. Информационная среда как единство средств технической информатики и системы социальной информации. Состав и структура информационной техносферы как основы информационной среды общества. Система телекоммуникационная сети: узлы и каналы связи. Способы и функции телекоммуникационной передачи сообщений. Электронная почта и её характеристики. Особенности коммерческих сетей передачи данных. Технологии передачи данных: телетекс, факс, телетекст, видеотекст. Глобальная компьютерная сеть Internet и её службы. Мультимедийные компьютерные технологии телекоммуникаций и их функции.

Групповой разбор частных и общих проблем

Проблематика искусственного интеллекта

Социальное явление массовой информатизации общества на основе компьютеров с интеллектуальным или дружественным интерфейсом, базирующемся на достижениях искусственного интеллекта (ИИ). Характеристики двух направлений развития теории и практики искусственного интеллекта: 1) в области создания компьютерных систем, обладающих не меньшими, чем человек, способностями продуктивно манипулировать имеющимся объемом знаний и порождать новые знания; 2) в области раскрытия механизмов мышления, которыми обладает человек, с целью их последующего моделирования реальности в компьютерной среде.

Разбор конкретных ситуаций

Социологические измерения в информационной среде

Специфичные признаки социологического измерения в современной информационной среде: 1) изменение и развитие методов, сложившихся в классической эмпирической социологии, в условиях появления и развития новых информационных технологий; 2) развитие новых подходов и технологий, которые требуются для измерения процессов информа-

Групповая дискуссия по

тизации общества. Традиционные методы системного и статистического анализа фрагментов социальной действительности и новые подходы эмпирической социологии, разработанные специально для анализа выделенного социального процесса или явления при помощи компьютерных технологий. результатам НИР

10. Решение статистических задач социологии с помощью языков программирования Выборка и генеральная совокупность объектов социальной статистики. Компьютерное вычисление выборочных средних и дисперсий с помощью языков программирования. Оценка в среде систем программирования неизвестных параметров статистических совокупностей социальной действительности. Критерии непараметрической индуктивной статистики, используемые для оценки состояния фрагментов социальной действительности с помощью языков программирования. Создание и разрешение проблемной ситуации

Лекционные, семинарские и лабораторные занятия, реализующие выделенное содержание учебной дисциплины «Социальная информатика», были нами проведены со студентами Бирского филиала Башкирского государственного университета, специализирующимися по социальной работе.

Наш педагогический опыт проектирования и реализации содержания университетской учебной дисциплины «Социальная информатика» свидетельствует о его дидактической эффективности и ориентированности на повышение уровня интеллектуального и творческого потенциалов обучающихся в высшей школе.

Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала о содержании учебной дисциплины «Социальная информатика» позволяют сформулировать нижеследующие выводы:

1. Оптимальную дидактическую переработку определенного круга научных достижений в содержание соответствующей учебной дисциплины способны осуществить опытные ученые - преподаватели, имеющие существенные результаты творческой деятельности и в науке и в дидактике.

2. Новая научная и учебная дисциплина двадцать первого века «Социальная информатика» становится и совершенствуется в результате совместной

творческой деятельности ученых социологов, философов, информатиков, математиков, физиков, техников и технологов.

3. Проектирование и реализация содержания учебной дисциплины «Социальная информатика» на междисциплинарной основе и с учетом дидактических принципов ориентированы на повышение уровня интеллектуального и творческого потенциалов студентов высшей профессиональной школы.

Библиографический список

1. Филиппов В.М., Агранович Б.Л., Арсеньев Д.Г. и др. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы. - М.: Логос, 2006. - 487 с.

2. Велихов Е.П. Об организации в Академии наук СССР работ по информатике, вычислительной технике и автоматизации // Вестник АН СССР. - 1983.- № 6. - С. 24 - 30.

3. Колин К.К. Социальная информатика — новое направление научных исследований по комплексной проблеме «Информатика» // Системы и средства информатики: Сборник научных трудов.— М.: Наука, 1995.— Вып. 7.— С. 20-37.

4. Колин К.К. Социальная информатика: Учебное пособие. - М.: Академический проект, 2003. - 432 с.

5. Соколова И.В. Социальная информатика: Учебное пособие. - М.: Перспектива; РГСУ, 2008. - 274 с.

6. Рунов А.В. Социальная информатика: Учебное пособие. - М.: КноРус, 2009. - 303 с.

7. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей - исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.

Bibliography

1. Filippov V.M., Agranovich B.L., Arsenyev D.G. et al. Management of a higher school: experience, trends and prospects. - M .: Logos, 2006. - 487 p.

2. Velikhov E.P. On the organization of the Academy of Sciences of the USSR on informatics, computer technique and automation // Bulletin of the Academy of Sciences of the USSR. - 1983. - № 6. - P. 24 - 30.

3. Colin K.K. Social informatics - a new direction of scientific investigations on the complex problem "Informatics" // Systems and Informatics: Collected scientific works. - M.: Nauka, 1995.-Vol. 7. - P. 20 - 37.

4. Colin K.K. Social informatics: Textbook. - M.: Academic project, 2003. - 432p.

5. Sokolova I.V. Social informatics: Textbook. - M.: Perspective; RSSU, 2008. - 274 p.

6. Rounov A.V. Social informatics: Textbook. - M .: KnoRus, 2009. - 303 p.

7. Karimov M.F. Design and implementation of training future teachers - researchers of information society // Bulletin of the Orenburg State University. - 2005. - № 4. - P. 108 - 113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.