Научная статья на тему 'Информационная, медийная и компьютерная грамотность учащейся молодежи как условие интерактивного обучения (опыт социологического исследования)'

Информационная, медийная и компьютерная грамотность учащейся молодежи как условие интерактивного обучения (опыт социологического исследования) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
750
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И КОММУНИКАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / MEDIA AND COMMUNICATIONS / INFORMATION LITERACY / MEDIA LITERACY / INFORMATION TECHNOLOGY / COMPUTER LITERACY / IT PENETRATION / ONLINE LEARNING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Добродей Наталья Юрьевна, Берген Ольга Владимировна, Мрочко Ольга Геннадьевна

Рассматривается проблема возрастания роли средств массовой информации и коммуникации в современном обществе. Раскрываются функции массмедиа как каналов образования, просвещения и воспитания учащейся молодежи, инструментов освоения личностью окружающего мира. Анализируется сущность понятия информационной, медийной и компьютерной грамотности. Исследуется воздействие информации на сознание и поведение молодого человека. Определяется содержание информатизации образовательного процесса, в том числе механизм внедрения информационных технологий как условия интерактивного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Добродей Наталья Юрьевна, Берген Ольга Владимировна, Мрочко Ольга Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information, Media and Computer Literacy as a Condition of Interactive Learning for Students (Experience of Sociological Research)

The authors consider growing role of the media and communication in modern society. They did reveal functions of mass media as channels of education, enlightenment and education of students, personality tools for familiarization with the world around. The authors analyzed the essence of the concepts of “information literacy”, “media literacy” and “computer literacy”, investigated the effect of information on the consciousness and behavior of a young person. They have determined the content of IT penetration and the mechanism for introducing information technologies into the educational process as a factor of interactive learning.

Текст научной работы на тему «Информационная, медийная и компьютерная грамотность учащейся молодежи как условие интерактивного обучения (опыт социологического исследования)»

УДК 37.016:004

DOI: 10.24151/2409-1073-2018-4-103-110

Информационная, медийная и компьютерная грамотность учащейся молодежи как условие интерактивного обучения (опыт социологического исследования)

Н. Ю. Добродей1, О. В. Берген2, О. Г. Мрочко3

1 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Лицей № 6 «Парус», г. Дзержинский Московской области, Россия

2 Сочинский государственный университет, Сочи, Россия

3 Московская государственная академия водного транспорта — филиал Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова, Санкт-Петербург, Россия

[email protected]

Рассматривается проблема возрастания роли средств массовой информации и коммуникации в современном обществе. Раскрываются функции массмедиа как каналов образования, просвещения и воспитания учащейся молодежи, инструментов освоения личностью окружающего мира. Анализируется сущность понятия информационной, медийной и компьютерной грамотности. Исследуется воздействие информации на сознание и поведение молодого человека. Определяется содержание информатизации образовательного процесса, в том числе механизм внедрения информационных технологий как условия интерактивного обучения.

Ключевые слова: средства массовой информации и коммуникации; информационная грамотность; медиаграмотность; информационные технологии; компьютерная грамотность; информатизация; интерактивное обучение.

Information, Media and Computer Literacy as a Condition of Interactive Learning for Students (Experience of Sociological Research)

N. J. Dobrodey1, O. V. Bergen2, O. G. Mrochko3

1 Municipal Budgetary General Education Institution Lyceum No. 6 "Parus", Dzerzhinsky city, Moscow region, Russia

2 Sochi State University, Sochi, Russia

3 Moscow State Academy of Water Transport, a Branch of Admiral Makarov State University of Marine and Inland Shipping, Saint-Petersburg, Russia

[email protected]

The authors consider growing role of the media and communication in modern society. They did reveal functions of mass media as channels of education, enlightenment and education of students, personality tools for familiarization with the world around. The authors analyzed the essence of the concepts of "information literacy", "media literacy" and "computer literacy", investigated the effect of information on the consciousness and behavior of a young person. They have determined the content of IT penetration and the mechanism for introducing information technologies into the educational process as a factor of interactive learning.

© Добродей Н. Ю., Берген О. В., Мрочко О. Г.

Keywords: media and communications; information literacy; media literacy; information technology; computer literacy; IT penetration; online learning.

В современном обществе взаимодействие средств массовой информации и коммуникации с молодежной аудиторией может быть взаимно эффективным и результативным процессом только при условии, если вся аудитория — информационно подготовленные и технически грамотные потребители. Это обусловлено новейшими информационно-коммуникационными технологиями, активно внедряемыми в сферу образования. Инновационный образовательный процесс, в частности интерактивное обучение, предполагает компьютерную, медийную и информационную грамотность, основы которой закладываются в школе.

Человек, особенно молодой, сегодня находится в ситуации постоянно увеличивающегося информационного потока, под воздействием которого формируются его жизненные ценности и идеалы. Средства массовой информации и коммуникации (СМИиК, далее массмедиа) становятся не только каналами информирования человека о происходящих событиях, но и инструментом комплексного освоения окружающего мира. СМИиК обладают широким спектром возможностей для всестороннего и гармоничного развития личности.

СМИиК выполняют различные функции в социуме. Относительно социокультурных функций массмедиа в современном обществе существует множество мнений. Не вдаваясь в подробности разногласий, отметим, что среди прочих важнейшими называют функции образовательного и воспитательного характера: социально-педагогическую, учебно-воспитательную, познавательно-просветительскую, культурно-духовную, морально-этическую, художественно-эстетическую и другие [1, с. 185—204].

Действительно, в условиях глобализации и тотальной информатизации особое значение в российском обществе приобретают функции образовательного содержания и воспитательной направленности [2]. Это обусловлено как политическими,

социально-экономическими и культурно-духовными процессами, так и продолжающейся реформой системы образования, внедрением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебный процесс.

СМИиК фактически представляют собой систему средств неформального образования и просвещения учащейся молодежи, существенно влияющую на усвоение школьниками социальных норм и на формирование их ценностных жизненных ори-ентаций. XXI в. сделал современные ИКТ легкодоступными, тем самым значительно ускорив и одновременно значительно упростив, к сожалению, познание окружающей действительности.

С одной стороны, массмедиа могут служить стимулом совершенствования жизни для человека, средством отражения национального своеобразия и развития общества, международного взаимопонимания и мира, сообщая реалистичную и адекватную информацию об истории, культуре, ценностях народа. С другой стороны, массмедиа, превращаясь в доминирующее средство формирования личности, несут потенциальную угрозу: разрушение моральных и этических норм, культурных и художественных ценностей молодого человека, только вступающего в самостоятельную жизнь. В данном случае многое зависит от уровня его медиаграмотно-сти и информационной грамотности в целом.

Приведем результаты исследования отношения к СМиК учащихся московских школ и лицея «Парус», образовательного учреждения города Дзержинска. Большинство учащихся относится положительно к СМИиК, так как они играют большую роль в жизни общества, однако многим школьникам (42 %) деятельность массмедиа безразлична, а некоторые (13 %) относятся к каналам распространения информации негативно, так как считают, что ее авторы навязывают свое мнение окружающим (читателям, телезрителям, радиослушателям, т. е. пользователям).

Однако социологический опрос показал, что 65 % учащихся ежедневно обращаются к массмедиа (печатным изданиям, телевидению, радио, Интернету), обращаются часто — 29 %, редко — 3 %, никогда — 3 %. При этом газетам, журналам и книгам отдают предпочтение 10 % школьников, электронным изданиям — 29 %, а остальные (61 %) сочетают разные варианты получения информации.

Разнообразны мотивы выбора школьниками того или иного канала СМИиК. Большинство руководствуется стремлением получить новую информацию (65 %), 58 % используют массмедиа для развлечения, 48 % — для проведения свободного времени, 26 % — для отдыха. Одинаковые данные (6 % участников опроса) указывают на стремление повысить компетентность в различных сферах общественной жизни или компенсировать недостаток информации. Иными мотивами руководствуются также 6 %, а 10 % участников не имеют никакого желания обращаться к СМИиК.

Представляет интерес оценка школьниками степени и уровня воздействия СМИиК на сознание и поведение человека. Так, распространяемая массмедиа информация всегда влияет на настроение только 3 % из них, иногда оказывает влияние — на 55 %, а на 42 % не оказывает никакого влияния. При этом 42 % школьников не могли оценить степень воздействия СМИиК, на отсутствие воздействия указали 30 %. Позитивное воздействие СМИиК отметили 16 %, негативное — 12 % оценивающих.

Среди причин, объясняющих такое разнообразие в оценках роли СМИиК, школьники отметили, что только 13 % массмедиа реально отражают окружающую действительность, а 52 % полагают, что в распространяемых медиасообщениях реальность искажается. К сожалению, 35 % не смогли оценить объективность СМИиК, что свидетельствует о недостаточном уровне их ме-диаграмотности.

Владение знаниями в области информационных технологий, умениями и навыками рационального использования

возможностей медиаресурсов является показателем информационной грамотности учащихся. Она развивается и совершенствуется на протяжении всей жизни человека. К сожалению, в российской научной среде до сих пор нет единого подхода к определению сущности понятий «информационная грамотность», «медиаграмотность» и «компьютерная грамотность» (приобретаемая на уроках информатики).

Не вдаваясь в подробности толкований их сходства и различия, укажем, что содержания первых двух понятий, в основе которых лежат термины «информация» и «медиа», значительно шире и глубже, нежели содержание понятия «компьютерная грамотность». Это обусловлено тем, что первые включают знания в области СМИиК, навыки и умения пользоваться всеми видами информационных ресурсов, в том числе медиаресурсами и ресурсами Интернета.

Сегодня Интернет стал главным источником информации для школьников. Так, премьерные кинофильмы в сети Интернет смотрят 35 % учащихся: в кинотеатре — 32 %, по телевизору — 3 %. Если 56 % участников опроса вообще не смотрят телевизор, а 68 % не слушают радио, то 27 % проводят в сети Интернет от двух до четырех часов, а 58 % — от четырех до шести часов в день.

Предпочтения школьников как пользователей Интернета разнообразны. Большинство (81 %) использует Интернет для общения в социальных сетях, на форумах, в чатах, мессенджерах. Предпочитают культурно-развлекательный контент (музыка, чтение книг, фильмы и др.) 74 % пользователей, 42 % используют образовательный контент, например, для поиска и чтения учебной и справочной литературы, написания рефератов и дипломных работ. Информационный контент (новости, сообщения) привлекает 38 % пользователей, 32 % играют в компьютерные игры.

Информационная грамотность — это знания, умения и навыки учащегося, которые позволяют ему осуществлять поиск, отбор, систематизацию, переработку, анализ и оценку необходимой информации,

а также создавать новую информацию и обмениваться ей. Это понятие включает в себя как компьютерную, так и медийную грамотность, т. е. знания, умения и навыки (компетенции) в области средств массовой информации и коммуникации [3].

В понятийном аппарате специалистов в сфере информационного общества категория «медиаграмотность» (media literacy) занимает сегодня одно из ведущих мест [4; 5; 6]. Первые кирпичики в фундамент ме-диаграмотности молодежи закладываются в школе, а основные знания, умения и навыки приобретаются в вузе, в ходе применения высокотехнологичного учебного оборудования в образовательном процессе.

Медиаграмотность позволяет школьникам правильно понимать место и роль СМИиК в современном социуме, общаться на языке массмедиа. Медиаграмотный учащийся способен критически и осознанно оценивать медиатексты и медиасообщения; «выдерживать дистанцию» по отношению к западному мультикультурализму в масс-медиа и его проявлениям — поп-культуре, масс-культуре и др., а именно: уметь распознавать ложь и фальшь в массмедиа, сопротивляться психологическим манипуляциям, не поддаваться на провокации, быть независимым пользователем массмедиа. Здесь речь идет о медиабезопасности школьников и информационной безопасности учащейся молодежи в целом.

К сожалению, только 23 % школьников знают содержание понятий «информационная грамотность» и «медиаграмотность», «информационная безопасность» и «медиа-безопасность»; 67 % не знают, в чем заключается их суть, а 9 % не знают таких понятий. При этом 38 % учащихся считают, что эти знания им должны давать педагоги школы, 26 % полагают, что за это ответственны родители и другие члены семьи, а 35 % вообще не представляют, кто должен заниматься их медиаобразованием.

Медиаграмотность — это знание информационных технологий, умение работать на высокотехнологичном оборудовании, которое применяется в интерактивном учебном

процессе. Медиаграмотность школьников — это способность анализировать и интерпретировать медиасообщения (messages), способность оценивать, систематизировать и использовать медиатексты в учебном процессе.

О бучение медиаграмотности в школе должно предоставить учащимся возможность:

— приобретать знания для ориентации в информационном пространстве и определения своего социального статуса в обществе;

— получать знания о целях и задачах, функциях и принципах, формах и методах деятельности СМИиК, их месте и роли в информационном обществе, в жизни каждого человека;

— развивать способности, необходимые для анализа способов и приемов, с помощью которых массмедиа конструируют окружающую действительность;

— декодировать медиасообщения, для того чтобы распознавать и оценивать предлагаемые конструкции фактов, данных, сведений и вырабатывать осознанное отношение к ним;

— осуществлять поиск, обработку, систематизацию и анализ информации, предоставляемой различными СМИиК, для использования в учебе;

— применять информационные технологии на практике, работать с высокотехнологичным оборудованием в учебном процессе.

Компьютерная грамотность (computer literacy) — это владение минимальным набором знаний и навыков работы с компьютером и другими средствами вычислительной техники, умение пользоваться Интернетом. Она позволяет широко использовать информационные технологии для поиска, сбора, обработки, хранения, создания и предъявления различного рода информации, усиливает мотивацию обучения [7; 8; 9; 10]. В современных условиях особое значение имеют дидактические и воспитательные возможности информационных технологий.

Возможно несколько результативных вариантов информатизации учебно-воспитательного процесса (в целях реализации функций СМИиК):

— функциональный, когда в той или иной мере осуществляется определяемая основной функцией задача;

— дисфункциональный, при котором достигается эффект, обратный предписанной функции;

— нефункциональный, связанный с побочными эффектами, не отвечающими основной задаче;

— афункциональный, т. е. отсутствие каких-либо явных результатов.

СМИиК могут вызвать негативные социальные тенденции. Так, обилие информационных потоков приводит к дезориентации личности, а излишний оптимизм, характерный для массмедиа, и приукрашивание событий — к разочарованию. Обилие криминальной хроники способствует созданию ложных идеалов и героев. Представление в массмедиа негативных явлений в позитивном плане — проникает в молодежную субкультуру и, как следствие, снижает планку духовных потребностей учащейся молодежи.

Главные задачи СМИиК сегодня: построение интерактивных педагогических систем; внедрение информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс; развитие непрерывного дистанционного обучения; решение психологических проблем образования в условиях информатизации; широкое использование возможностей мультимедиа в образовании и др. [11].

Интерактивное обучение отличается от традиционного как по форме (информационные технологии), так и по содержанию (цели, задачи, идеалы, ценности и т. д.). Знания, навыки и умения, приобретаемые в процессе обучения, требуются не только для будущей профессиональной деятельности, но и для всестороннего и гармоничного развития личности. Они должны стать инструментами формирования современной креативной личности. Именно

на достижение этой цели должны быть направлены формы, методы и средства современного образовательного процесса.

Сама жизнь диктует необходимость разработки и внедрения педагогических новаций в образовательный процесс. Сегодня для педагога уже не достаточно научить азам будущей профессии, передать знания и навыки. Надо уметь отвечать на новые запросы и потребности времени. Важно, чтобы будущий специалист был готов к освоению новых технологий, проявлял инициативу в работе, выполнял свои обязанности творчески. Источниками инноваций в процессе обучения могут быть педагогические находки — как результат научно-исследовательского поиска в различных отраслях деятельности, в том числе в области ИКТ и СМИиК [12; 13].

К сожалению, объективное возрастание роли СМИиК в информационной сфере современного социума часто недопонимается педагогами. Происходит это по причине отношения к массмедиа только как к источникам информации, и не более, что говорит о незнании их места и роли в учебно-воспитательном процессе. В результате недооцениваются дидактические и воспитательные возможности информационных технологий [14]. Во многом такое положение дел объясняется, с одной стороны, недостаточной оснащенностью образовательных учреждений новейшими средствами ИКТ, с другой стороны, сложностью трактовки таких понятий, как «медиаресурсы», «медиапотенциал», медиакомпетентность», «медиаграмотность» и др.

Не все педагоги сегодня владеют в достаточной степени современными техниками и методиками применения и использования высокотехнологичного оборудования и инструментов в образовательном процессе. Полагаем, что с появлением в школах медиапедагогов данная проблема будет решена.

Информатизация оказывает существенное влияние на образование и воспитание как на составные части духовной культуры социума. Становление информационного

общества одновременно обусловило и становление совершенно новой образовательной парадигмы — информационной. Она призвана заменить традиционную классическую схему и образования, и воспитания.

Сегодня учащиеся школы, колледжа, студенты вуза уже не являются объектом внешнего педагогического воздействия. Они в совершенстве владеют компьютерной техникой, информационно подкованы, эрудированны во многих отраслях знаний, что позволяет им вступать в диалог с педагогом. Они становятся полноправными участниками образовательного процесса, который помимо репродукции знаний требует от педагога направлять поиск информации в нужное русло, учить грамотно использовать ее в целях самосовершенствования. Поэтому надо смотреть на информатику шире, как на учебную дисциплину. Информатика — это инструмент достижения не только компьютерной, но и медиагра-мотности. Сегодня школьник должен уметь не только пользоваться компьютером, но и критически оценивать огромный массив информации, предлагаемый Интернетом, уметь систематизировать, анализировать и рационально применять полученную информацию в учебе.

Проблему информатизации учебно-воспитательного процесса в школе необходимо рассматривать всесторонне и комплексно, с позиций разных гуманитарных наук. По нашему мнению, педагогический аспект затрагивает многие взаимосвязанные вопросы. Внедрение информационных технологий в систему массовой информации и коммуникации привело к разработке интерактивных форм и методов обучения для системы образования.

Сегодня традиционные приемы передачи учебной информации все чаще критикуются: декларативное знание больше не востребовано; обучению молодежи, как процессу, нужны новые технологии и создание благоприятных условий для их применения. В информационном обществе процесс обучения становится все более диалогичным. Ведущим по-прежнему остается

педагог, а ведомым — учащийся, его личностные особенности и индивидуальные способности.

Диалог в процессе обучения предполагает уважение мнений, независимость позиций, самостоятельность оценок, сотрудничество и взаимодействие, инициативу, активность и творчество. Реализация такой парадигмы во многом зависит от готовности и инициативы преподавателей работать с различными медиаканалами, от грамотного применения ИКТ в образовательном процессе. Существенное возрастание роли средств массовой информации и коммуникации в современном обществе обусловлено информатизацией всех без исключения сфер его жизнедеятельности. Использованием массмедиа в образовательном процессе и внедрением информационных технологий в школах диктуется необходимость повышения информационной, медийной и компьютерной грамотности учащейся молодежи как важного условия и фактора интерактивного обучения.

Проведенное нами исследование функций СМИиК показало, что сегодня они являются не только источником информации для школьников, но и инструментом влияния на их сознание и поведение. Масс-медиа выполняют функции образования, просвещения и воспитания, информируя учащуюся молодежь об окружающей действительности и способствуя формированию гармоничной и всесторонне развитой личности.

Литература

1. Мрочко Л. В. Теория и практика массовой информации: учеб. пособ. М.: Флинта: МПСИ, 2006. 238 с.

2. Елисеев В. Н. Педагогические реалии информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 2 (151). С. 66—71.

3. Емельянова Е. Ю., Якина И. А. Информационная грамотность как проблема средней школы // Информационные технологии в образовании: мат-лы II Межд. науч.-практ. конф. (Курск, 8—11 декабря 2008). Ч. 1. Курск: КГУ, 2008. С. 42—44.

4. Антонова Л. Г. О медиаграмотности современной языковой личности // Медиа. Информация. Коммуникация. 2014. № 10. С. 12—14.

5. Арутюнов Г. А. Анализ понятия медиаграмот-ности как составляющей информационной грамотности личности // Вестник РМАТ. 2013. № 1. С. 91—94.

6. Бондаренко Е. А. Медиаобразование и медиа-грамотность на современном этапе развития российского образования // Российско-американский форум образования: электрон. журн. 2014. Т. 6 № 1. URL: http://www.rus-ameeduforum.com/content/ru/?task=art& article=1001029&iid=18 (дата обращения: 21.12.2018).

7. Адаменко М. В., Адаменко Н. И. Компьютер для современных детей. М.: ДМК Пресс, 2014. 520 с.

8. Басалыга В. И., Левкович О. А., Шелкоплясо-ва Т. И. Основы компьютерной грамотности. М.: Те-траСистемс, 2007. 528 с.

9. Информатика и компьютерная грамотность / Отв. ред. Б. Н. Наумов. М.: Наука, 1988. 238 с.

10. Левина Л. Компьютерный букварь для ржавых чайников. М.: АСТ, 2016. 176 с.

11. Мрочко О. Г., Пирогова Л. И. Информационная сфера современного социума: учеб. пособ. М.: МГОУ, 2011. 158 с.

12. Акимов В., Тетюнина Е. Организация информационно-технического пространства образовательного учреждения. Медиатеки, интерактивные доски. М.: Учитель, 2011. 92 с.

13. Гаевская Е. Г. Технологии сетевого дистанционного обучения. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. 55 с.

14. Киселев Г. М., Бочкова Р. В. Информационные технологии в педагогическом образовании. М.: Дашков и К, 2013. 308 с.

Поступила после доработки 24.07.2018

Добродей Наталья Юрьевна — педагог, руководитель кафедры точных наук МБОУ Лицей № 6 «Парус» (140093, Российская Федерация, Московская область, Дзержинский, Лесная, 3), администратор центра тестирования «Орбита» (г. Дзержинский, Московской области), [email protected]

Берген Ольга Владимировна — ассистент кафедры экономики и менеджмента Сочинского государственного университета, промо-директор АНО «Море идей», куратор проекта «Сочинская инновационная долина» (г. Сочи, ул. Орджоникидзе, 11, офис 11.6), [email protected]

Мрочко Ольга Геннадьевна — кандидат исторических наук, доцент кафедры физического воспитания Московской государственной академии водного транспорта — филиала Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова (Россия, 198035, Санкт-Петербург, ул. Двинская, д. 5/7), [email protected]

References

1. Mrochko L. V. Teoriya i praktika massovoi in-formatsii (Mass Information Theory and Practice), ucheb. posob., M., Flinta, MPSI, 2006, 238 p.

2. Eliseev V. N. Pedagogicheskie realii informatsi-onnogo obshchestva (Pedagogical Realias of Information Society), Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universi-teta, 2013, No. 2 (151), pp. 66—71.

3. Emel'yanova E. Yu., Yakina I. A. Informatsion-naya gramotnost' kak problema srednei shkoly (Information Literacy as Problem of Secondary School), Informa-tsionnye tekhnologii v obrazovanii, mat-ly IIMezhd. nauch.-prakt. konf. (Kursk, 8—11 dekabrya 2008), Ch. 1, Kursk, KGU, 2008, pp. 42—44.

4. Antonova L. G. O mediagramotnosti sovremen-noi yazykovoi lichnosti (On Media Literacy of Contemporary Linguistic Persona), Media. Informatsiya. Kommu-nikatsiya, 2014, No. 10, pp. 12—14.

5. Arutyunov G. A. Analiz ponyatiya mediagramot-nosti kak sostavlyayushchei informatsionnoi gramotnosti lichnosti (The Analysis of the Notion "Mediacompetence" as the Component of the Individual's Information Competence), VestnikRMAT, 2013, No. 1, pp. 91—94.

6. Bondarenko E. A. "Media Education and Media Literacy in Russian Education Today". Russian-American Education Forum: An Online Journal, Volume 6, Issue 1, May. 1, 2014. Web. 21 Dec. 2018. < http://www. rus-ameeduforum.com/content/en/?task=art&arti-cle=1001041&iid=18>.

7. Adamenko M. V., Adamenko N. I. Komp'yuter dlya sovremennykh detei (Computer for Contemporary Children), M., DMK Press, 2014, 520 p.

8. Basalyga V. I., Levkovich O. A., Shelkoplyaso-va T. I. Osnovy komp'yuternoi gramotnosti (Computer Literacy Basics), M., TetraSistems, 2007, 528 p.

9. Informatika i komp'yuternaya gramotnost' (Informatics and Computer Literacy), Otv. red. B. N. Nau-mov, M., Nauka, 1988, 238 p.

10. Levina L. Komp'yuternyi bukvar' dlya rzhavykh chainikov (ABC of Computer for Rusty Dumbs), M., AST, 2016, 176 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Mrochko O. G., Pirogova L. I. Informatsion-naya sfera sovremennogo sotsiuma (Information Sphere of Modern Social Medium), ucheb. posob., M., MGOU, 2011, 158 p.

12. Akimov V., Tetyunina E. Organizatsiya infor-matsionno-tekhnicheskogo prostranstva obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. Mediateki, interaktivnye doski (Organization of Information Technology Space of an Educational Institution. Multimedia Libraries, Smartboards), M., Uchitel', 2011, 92 p.

13. Gaevskaya E. G. Tekhnologii setevogo distantsi-onnogo obucheniya (Remote e-Learning Technologies), SPb., Izd-vo SPbGU, 2017, 55 p.

14. Kiselev G. M., Bochkova R. V. Informatsionnye tekhnologii v pedagogicheskom obrazovanii (Information Technologies in Teacher Education), M., Dashkov i K, 2013, 308 p.

Submitted after updating 24.07.2018

Dobrodey Natalya J., teacher, head of Exact Sciences Department, Municipal Budgetary General Education Institution Lyceum No. 6 "Parus" (3, Le-snaya, Dzerzhinsky city, Moscow region, 140093,

Russian Federation), Russia administrator of "Orbita" Testing Center (Dzerzhinsky city, Moscow region), [email protected]

Bergen Olga V., postgraduate student of the Department of Social and Humanitarian and Philosophical Sciences, Sochi State University; promo-director of ANO "The sea of ideas", administrator of Sochi Innovation Valley (Russia, 354000, Sochi, 11 Or-dzhonikidze Str., office 11.6), [email protected]

Mrochko Olga G., Candidate of Historical Sciences, assistant professor of Physical Education Department at Moscow State Academy of Water Transport, Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping (5/7, Dvin-skaya street, Saint-Petersburg, 198035, Russia), [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.