Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ'

СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
625
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ОБЩЕСТВА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Колин К. К.

Раскрывается история становления, современное состояние и перспективы развития социальной информатики как актуального направления в науке и образовании. Рассмотрена структура предметной области социальной информатики. Показаны отличительные особенности российской научной школы социальной информатики и ее приоритет в формировании этого направления. Определены перспективные направления исследований в области социальной информатики в условиях становления глобального информационного общества. Подчеркнут междисциплинарный характер многих проблем социальной информатики, который стимулирует появление новых научных дисциплин на стыках ее предметной области с другими науками: экономикой, социологией, биологией, культурологией и антропологией. Некоторые из них уже достаточно активно развиваются в России. Аргументирована необходимость глубокого изучения проблем социальной информатики не только при проведении научных исследований, но также в системе образования и подготовки научных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL INFORMATICS IN SCIENCE AND EDUCATION

The article deals with the history of the formation, current state and prospects of the development of social informatics as an actual direction in science and education. The article considers the structure of the social informatics subject area. The author shows distinctive features of the Russian scientific school of Social Informatics and its priority in the formation of this direction. He also determines the perspective directions of research in the field of Social Informatics in the context of the formation of the Global Information Society. The article describes the interdisciplinary nature of many problems of social informatics, which stimulates the emergence of new scientific disciplines at the junctions of its subject area with other sciences: Economics, Sociology, Biology, Cultural studies and Anthropology. Some of them are already actively developing in Russia. The necessity of deep study of the problems of Social Informatics is argued not only in the course of scientific research, but also in the System of education and training of scientific personnel.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ»

УДК 316.77:004

К. К. Колин

доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник

Институт проблем информатики Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН, Москва, Россия

E-mail: kolinkk@mail.ru

ORCID: 0000-0002-8187-9314

СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ

Раскрывается история становления, современное состояние и перспективы развития социальной информатики как актуального направления в науке и образовании. Рассмотрена структура предметной области социальной информатики. Показаны отличительные особенности российской научной школы социальной информатики и ее приоритет в формировании этого направления. Определены перспективные направления исследований в области социальной информатики в условиях становления глобального информационного общества. Подчеркнут междисциплинарный характер многих проблем социальной информатики, который стимулирует появление новых научных дисциплин на стыках ее предметной области с другими науками: экономикой, социологией, биологией, культурологией и антропологией. Некоторые из них уже достаточно активно развиваются в России. Аргументирована необходимость глубокого изучения проблем социальной информатики не только при проведении научных исследований, но также в системе образования и подготовки научных кадров.

Ключевые слова: информатизация общества, информационные ресурсы общества, информационное общество, информационная безопасность, социальная информатика

Для цитирования: Колин, К. К. Социальная информатика в науке и образовании / К. К. Колин //Вестник культуры и искусств. — 2021. — № 3 (67). — С. 7—22.

ВВЕДЕНИЕ

Социальная информатика является сегодня одним из важных и перспективных направлений в науке и образовании. В нем изучаются процессы информационного взаимодействия в обществе в условиях его глобализации и комплексной информатизации. Как научное направление социальная информатика развивается в России уже более 30 лет. Это один из важных разделов информатики — науки об информационных процессах в природе и обществе. В настоящее время социальную информатику следует рассматривать как научную базу формирования информационного общества. Именно эта наука изучает новые возможности и проблемы человека в условиях ста-

новления информационной среды обитания и профессиональной деятельности [27].

Исследования показывают, что важной тенденцией развития цивилизации в XXI в. выступает переход от индустриального к постиндустриальному и далее — к информационному обществу. Этот переход уже осуществляется во многих странах мира. Основными объектами и результатами труда в информационном обществе являются информационные продукты и услуги. Поэтому существует объективная потребность в систематическом изучении проблем становления информационного общества, формирования в этой области научных знаний и распространения их через систему образования. Закономер-

7

ной реакцией науки на эту потребность стало формирование отдельного направления исследований в области информатики, которое возникло в России в начале 90-х гг. XX в. и получило название социальной информатики.

СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА -

НАУЧНАЯ БАЗА

ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Впервые социальная информатика как самостоятельное научное направление, изучающее проблемы информатизации общества, была представлена в монографии известного российского философа академика Аркадия Дмитриевича Урсула [45]. До этой публикации термин социальная информатика в России также использовался, но главным образом при исследованиях проблематики научной информации, которые проводились профессором А. В. Соколовым в Ленинградском государственном институте культуры [38].

Необходимо отметить, что в этот период предметная область информатики еще не была достаточно четко определена, и по ее содержанию в России и других странах велись активные дискуссии. В РФ такое определение было предложено автором настоящей статьи в 1993 г. и является актуальным до настоящего времени [33].

Вышеизложенное позволяет утверждать, что основателем современной научной школы социальной информатики является А. Д. Урсул. Он представил свой философский подход к изучению этого важного раздела информатики, связав его содержание с проблематикой глобальной информатизации общества.

Аркадий Дмитриевич Урсул (1936-2020)

В философских работах А. Д. Урсула отмечается принципиальная важность гуманистической ориентации процесса информатизации общества, создающего не только новые возможности, но и новые угрозы [44]. Отсюда следует необходимость проведения системных исследований, результатами которых должны стать научно обоснованные концепции, прогнозы и рекомендации в области проведения международной и национальной научно-технической, экономической, социальной, образовательной и культурной политики в области информатизации общества.

Масштабы и стратегическая важность этих задач таковы, что в настоящее время им необходимо уделять первостепенное внимание. Поэтому развитие социальной информатики как науки и образовательной дисциплины должно стать одним из приоритетов развития общества в XXI в. Ведь именно это направление является сегодня научной базой глобального информационного общества [23], становление которого ожидается уже в середине текущего столетия и будет означать переход современной цивилизации на более высокую стадию развития — к информационной цивилизации [12].

МЕСТО СОЦИАЛЬНОЙ

ИНФОРМАТИКИ В СТРУКТУРЕ

НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Социальная информатика является междисциплинарным научным направлением, складывающимся на стыке ряда естественных и гуманитарных наук под воздействием интегративных факторов, обусловленных возникшей в последние годы социальной необходимостью формирования научной базы новой постиндустриальной цивилизации — информационного общества. К числу естественных наук здесь необходимо в первую очередь отнести информатику, психологию и экономику, а к числу гуманитарных — социологию, философию, когни-тологию и филологию.

При этом под информатикой сегодня целесообразно понимать комплексное научное направление, изучающее общие

8

свойства информации и информационных процессов в природе и обществе, а также способы рациональной организации этих процессов в технической, социальной и природной сферах [34].

Сформулированное выше достаточно обобщенное представление об информатике как о целостной интегративной междисциплинарной области научного знания сформировалось у автора настоящей работы в результате его исследований процесса эволюции информатики как фундаментальной науки и комплексной научной проблемы. Данные этих исследований публикуются в научной печати начиная с 1990 г. и свидетельствуют о том, что предметная область информатики как науки и комплексной проблемы быстро расширяется.

Общая структура и основные направления развития предметной области социальной информатики достаточно подробно рассмотрены в работе, вышедшей в 1993 г. [33]. В ней было показано, что предметная область социальной информатики как науки о закономерностях и формах движения информации в обществе в значительной степени перекрывается предметным полем информатики в ее современном понимании.

В то же время необходимо отметить, что многие проблемы социальной информатики как науки о социальных информационных коммуникациях лежат в секторе научного знания, традиционно относящегося к области гуманитарных наук, изучающих проблемы развития общества и положение в нем человека. Именно это позволяет говорить о комплексном характере данного научного направления и рассматривать социальную информатику как новую междисциплинарную область исследований [24].

Еще один вопрос научно-методологического характера заключается в том, чтобы аргументировать правомерность выделения социальной информатики в качестве самостоятельной научной дисциплины. Действительно, что дает основание считать социальную информатику фундаментальной

наукой, а не просто совокупностью методов использования средств информатики для анализа социальных процессов? По нашему мнению, критерием здесь является прежде всего наличие собственных и достаточно важных объекта и предмета исследований, а также собственной, характерной для данной научной дисциплины методологии проведения этих исследований.

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ

ИССЛЕДОВАНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ

ИНФОРМАТИКИ

Социальная информатика сложилась на стыке ряда естественных и гуманитарных наук под воздействием интегративных факторов, обусловленных необходимостью формирования научной базы постиндустриальной цивилизации — информационного общества. В результате исследований, проведенных в Институте проблем информатики РАН, была обоснована необходимость выделения социальной информатики в качестве самостоятельной научной дисциплины. Основными аргументами здесь являются наличие собственного объекта, предмета и методологии исследований.

В качестве объекта исследований социальной информатики надлежит считать все виды проявления информационной реальности в социальной сфере общества. Поэтому социальная информатика должна изучать все виды информационных ресурсов, процессов, технологий, систем и коммуникаций, которые существуют в обществе и обладают социальной значимостью для его жизнеобеспечения и развития.

Предметом исследований социальной информатики являются свойства и закономерности формирования и реализации информационных ресурсов, процессов, технологий, систем и информационных коммуникаций в социальной сфере.

Особенно важным в настоящее время необходимо признать системное изучение процессов информатизации общества и их воздействия на социальные структуры, а также на положение в обществе самого человека. Наши исследования показали, что

9

это воздействие является многоплановым, так как и социальные структуры общества, и отношение людей к процессу информатизации, в свою очередь, оказывают существенное воздействие на характер развития этого процесса.

Таким образом, одна из важных проблем социальной информатики — согласование процессов развития общества и его информатизации. Приоритетными задачами здесь являются анализ возможностей человека и общества использовать национальные и мировые информационные ресурсы и технологии для противодействия уже существующим новым вызовам и угрозам, могущим возникнуть в будущем.

С этих позиций рассмотрение социальной информатики как одной из важнейших дисциплин, которые должны составить научный базис уже формирующегося в развитых странах постиндустриального информационного общества, представляется вполне правомерным.

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ

ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ

СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ

Научную базу социальной информатики составляют основные положения философии информации и теоретической информатики как фундаментальной науки об информационных процессах в природе и обществе [30].

В то же время социальная информатика формирует и собственную научную методологию. Ее отличительным свойством является использование совокупности различных методов научного подхода к проблемам анализа изучаемых проблем и процессов. Наиболее важными из них служат информационный, системный, социальный и коэволюционный подходы, сущность которых кратко представлена ниже.

Информационный подход. Его сущность заключается в том, что при изучении некоторого процесса или явления в первую очередь выделяются его информационные аспекты, что позволяет увидеть многие процессы и явления в совершенно новом

ракурсе, раскрыть их глубинные информационные свойства, которые во многих случаях и становятся основной причиной того или иного направления развития этих процессов [14].

Системный подход заключается в необходимости учета концептуальных положений общей теории систем, распространяющихся, как известно, на все существующие в природе системные структуры. Человек и общество здесь не исключения, и поэтому они подчиняются общим закономерностям, выявленным этой теорией.

При этом важно понимать двойственный характер природы самого человека. Ведь, с одной стороны, человек — это часть природы. Поэтому он подчиняется ее законам и ограничениям. А с другой — это базовый компонент общества, что также налагает на его развитие и функционирование ряд важных требований и ограничений [Там же].

Социальный подход в изучении социальной информатики состоит в ориентации проводимых исследований главным образом на социальные аспекты процесса информатизации, его гуманистическую направленность. И в первую очередь сюда можно отнести социальные аспекты процесса развития информационного общества, а также новые возможности для его демократизации, обеспечения информационной свободы и информационной безопасности человека и общества [9].

Коэволюционный подход состоит в необходимости учета единства и взаимного влияния процессов развития общества и его информатизации, их коэволюции. Напомним, что этот подход отражен в Окинавской хартии глобального информационного общества, которую в 2000 г. подписали лидеры стран «Большой восьмерки», включая Президента России В. В. Путина.

Кроме указанных выше подходов, методология социальной информатики включает в себя методы информационного моделирования изучаемых процессов, а также методы мониторинга и прогнозирования [11].

10

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ

СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ

Достаточно полная структура предметной области социальной информатики была впервые определена в России в начале 90-х гг. минувшего века [33], и эта структура оказалась настолько удачной, что остается актуальной до настоящего времени. Обсуждение данной структуры проводилось на ряде крупных научных форумов. Самым важным из них стал II Международный конгресс ЮНЕСКО «Образование и информатика», который состоялся в России в 1996 г. на базе МГУ им. М. В. Ломоносова.

Участниками этого Конгресса стали правительственные делегации более ста стран мира. Не менее половины из них представили на нем свои национальные доклады о государственной политике использования информационных технологий в сфере образования. Россия также подготовила свой Национальный доклад по этой проблеме. При этом проблематика изучения социальной информатики была выделена в качестве одного из четырех разделов нового общеобразовательного курса «Фундаментальные основы информатики», который затем был рекомендован в итоговых документах Конгресса для перспективной системы образования.

Специальная комиссия экспертов ЮНЕСКО, прибывшая в Москву в 1997 г. для определения перечня международных проектов по результатам Конгресса, рекомендовала включить в этот перечень проект «Информатика-2000», предложенный российскими учеными [49]. В его основу была положена концепция опережающего образования, выдвинутая российскими учеными в этот период времени [7].

В современной структуре предметной области социальной информатики российские ученые выделяют следующие основные направления исследований:

— История и общие закономерности развития процессов информатизации общества.

— Информационные ресурсы общества и потребности общества в этих ресурсах для достижения целей своего развития.

— Информационный потенциал общества, определяющий его возможности по эффективному использованию информации как стратегического ресурса развития.

— Проблемы формирования информационного общества, его становления и перспектив развития. Сюда относятся различные аспекты формирования информационной экономики, изменения структуры занятости населения [37], а также проблема информационной демократии, в которой особо важными являются доступность информации и ее достоверность как важнейшие условия реализации людьми своих гражданских прав и свобод [13].

Важную роль здесь играет интеллектуальный потенциал общества, т. е. его способность генерировать и усваивать новые знания, а также развитие информационной культуры, необходимой для адаптации человека к новой информационной среде своего обитания.

— Проблемы человека в информационном обществе. Основными задачами здесь являются изучение новых возможностей и проблем развития личности в информационном обществе [35], а также проблем образования и воспитания человека, развития его творческих способностей на основе достижений информатики и использования креативных информационных технологий [18]. Также весьма актуальны проблемы информационной свободы и информационной безопасности человека, преодоления им возникающих в новом глобальном информационном пространстве технологического и лингвистического барьеров [16].

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ

СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ В

РОССИИ И ДРУГИХ СТРАНАХ

Социальная информатика в странах Запада. Социальная информатика в странах Запада появилась несколько позднее, чем в России. Начиная с 1996 г. этот термин стал использоваться в ходе дискуссий о возможных социальных последствиях массовой компьютеризации общества. Однако даже в таких крупных университетах США, как

11

Стэндфордский, социальная информатика в те годы развития не получила [19]. Правда, в других североамериканских высших учебных заведениях работа по изучению этой темы была начата. Так, например, в Университете штата Индиана был создан и стал проводить исследования по теме «Информационные технологии и социальные изменения» Центр социальной информатики.

Близкие по содержанию исследования в этот период осуществлялись специалистами Университета Уэллса в Великобритании. А в Университете города Квебек (Канада) был даже создан факультет социальной информатики. Заметим, что первый такой факультет ранее появился в России в составе Московского социального университета. В настоящее время изучением проблем социальной информатики в США занимается Ассоциация информационных наук и технологий.

В последние годы особое внимание к проблемам развития социальной информатики проявляют ученые и преподаватели Чехии. Так, например, Пражский университет сейчас готовит специальный выпуск своего журнала, целиком посвященный именно этой проблематике. Также в журнале будет опубликована и обзорная работа автора настоящей статьи, в которой представлена история и перспективы развития российской научной школы социальной информатики [48].

В странах Запада социальные проблемы развития информационного общества и в настоящее время привлекают к себе внимание не только ученых, но также и представителей многих общественных международных научных организаций. Одна из них — Международное общество по изучению информации, которое имеет свою штаб-квартиру в Вене и сегодня объединяет ученых из более 20 стран мира.

Изучение проблем социальной информатики в Китае. Наиболее активно проблемы социальной информатики в Китае изучаются в Хуаджонском государственном университете науки и технологий провинции Ухань. В 2006 г. там был создан Институт соци-

альной информационной науки. Уже в 2007 г. он провел в Китае первую национальную конференцию по проблемам социальной информатики. При этом он активно сотрудничает со специалистами Института проблем информатики Российской академии наук. Основными результатами этого сотрудничества стали:

— участие российских ученых в работе IV Международной конференции по фундаментальным основам информационной науки ^К-2010) в Пекине, на которой был сделан пленарный доклад по проблемам социальной информатики [47].

— участие китайских ученых в аналогичной конференции ^К-2013) в Москве, состоявшейся на базе Московского гуманитарного университета [22]; делегация китайских ученых стала самой многочисленной на этой конференции;

— публикация статей и монографий ученых России в Китае, а китайских — в России.

При этом нужно отметить, что китайские специалисты признают лидерство российских ученых как в области изучения социальных аспектов информатики, так и ее философских и научно-методологических оснований. Например, после доклада автора настоящей статьи о результатах исследований российской научной школы в области философии информации на конференции в Пекине в Китае был создан первый в мире Международный центр исследований в этой области, а российские ученые (А. Д. Урсул и К. К. Колин) включены в состав Международного академического совета этого Центра.

СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА

В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Наши исследования показывают, что комплексное изучение процессов информатизации общества и возникающей при этом новой информационной реальности является исключительно важным не только с прагматической точки зрения, но также и в гуманитарном аспекте. Оно содействует формированию современного научного мировоззрения. В условиях нынешней трансформации об-

12

щества радикально меняются как стереотипы поведения людей, так и их представления о качестве жизни, богатстве и бедности, свободе и ответственности [31].

В настоящее время качество жизни в существенной мере зависит от доступности необходимой людям информации, степени развития информационных коммуникаций, а также от уровня потребления информационных продуктов и услуг. Поэтому и появились такие понятия, как информационная бедность, информационная культура, электронное правительство и др.

В ряде развивающихся стран быстро формируется информационный сектор экономики. Например, в Индии он уже стал одним из основных факторов экспорта информационной продукции и создания новых рабочих мест. А сама Индия занимает второе место (после США) на международном рынке программного обеспечения ИКТ.

Во многих странах, в том числе и в России, в последние годы получают все большее развитие системы открытого образования, основанные на использовании цифровых образовательных ресурсов и технологий дистанционного обучения. Дополнительным стимулом здесь стала пандемия коронави-руса, которая сегодня охватила практически все страны мира и заставила их более широко применять методы дистанционного обучения в сфере общего и высшего образования, повышения квалификации дипломированных специалистов и подготовки научных кадров [17].

Развитие «умного образования» сегодня происходит также и в странах Запада. Оно предполагает перенос образовательного процесса в электронную среду, обеспечивающую эффективное обучение с использованием цифрового контента, находящегося в свободном доступе для удаленных пользователей. Это делает процесс обучения более доступным, а также позволяет объединять учебные заведения и их профессорско-преподавательский состав для реализации совместных научно-образовательных проектов с использованием коммуникаций по сети Интернет.

Отметим также, что Интернет сейчас является одним из основных источников знаний для студентов; это так называемое гибкое обучение на базе общих технологий, стандартов и соглашений, которое в последние годы получает в мире все большее развитие.

Информационная безопасность. Одним из важнейших условий обеспечения национальной и международной безопасности, а также личной безопасности каждого человека в настоящее время является информационная безопасность. Она представляет собой комплексную проблему, имеющую как технологические, так и гуманитарные аспекты [10] (охвативший многие страны глобальный финансово-экономический кризис очень наглядно демонстрирует это).

На этапе формирования глобального информационного общества также начинает все больше осознаваться важность развития лингвистической и филологической культуры личности и общества. Ведь язык — это средство не только общения, но и познания, это «пространство мысли», необходимое для информационного моделирования окружающего мира в сознании человека. Поэтому свободное владение богатым языком, на котором представлены современные достижения науки и технологий, — сегодня необходимое условие успешной научной деятельности во всех без исключения областях научных исследований и разработок [16].

ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ

В РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ

ОБРАЗОВАНИЯ

Сегодня Россия является мировым лидером в области изучения социальной информатики в системе образования. Этот процесс начался в нашей стране еще в конце 80-х гг. прошлого века, когда стала все больше осознаваться социальная значимость процесса информатизации общества. В 1990 г. в Академии общественных наук при ЦК КПСС был создан Институт социальной информатики, а его директором на-

13

значен доктор философских наук, профессор А. Д. Урсул.

В этот период времени в ряде российских вузов были созданы кафедры социальной информатики, причем первая кафедра с таким названием появилась в составе Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ (ныне — Московский гуманитарный университет). Заведовал этой кафедрой вначале кандидат технических наук С. В. Кондратьев, а затем — доктор социологических наук, профессор Б. А. Суслаков.

В 1994 г. была также создана и Российская ассоциация кафедр социальной информатики, руководителем которой был избран Б. А. Суслаков.

Необходимо отметить, что деятельность кафедры социальной информатики Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ быстро стала очень популярной в России. Произошло это потому, что кафедра ежегодно проводила научные конференции по актуальным проблемам социальной информации, в которых, помимо специалистов Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ, участвовали ученые Российской академии наук, Российской академии естественных наук, а также ученые и преподаватели ведущих вузов России. В числе этих образовательных учреждений высшей школы необходимо особо отметить МГУ им. М. В. Ломоносова, МГТУ им. Баумана, Московский лингвистический университет, Московский авиационный институт, Московский энергетический институт, Московский педагогический университет, Нижегородский государственный университет, Российский государственный гуманитарный университет, Гуманитарную академию Вооруженных Сил СССР, а также ряд институтов Российской академии медицинских наук.

Активными участниками этих конференций были: заведующий кафедрой социальной информатики МГУ им. М. В. Ломоносова доктор экономических наук, профессор Ф. Б. Городисский, академик РАО В. И. Журавлев, академики РАЕН Д. С. Чернав-ский, И. Л. Букатова, президент Украин-

ской академии информатики Ю. М. Каны-гин [5]. По результатам каждой конференции издавался сборник материалов с докладами участников. Многие положения этих докладов являются актуальными и в настоящее время.

Важную роль в развитии и использовании методов социальной информатики в российской системе образования сыграло создание научно-образовательных центров, которые стали формироваться Институтом проблем информатики РАН в различных учреждениях системы высшего образования страны. Первый из них появился в Московском институте экономики, статистики и информатики (МЭСИ) в 1997 г. и получил название «Фундаментальные основы информатики».

Создание этого Центра активно поддержали директор Института проблем информатики РАН академик И. А. Мизин, ректор МЭСИ профессор В. П. Тихомиров и заместитель Председателя Правительства РФ, председатель Государственного комитета по высшему образованию академик Российской академии образования В. Г. Ки-нелев. Научное руководство деятельностью этого Центра было поручено автору настоящей статьи.

В середине 90-х гг. минувшего века в Московском государственном социальном университете (ныне Российский государственный социальный университет), по инициативе Института проблем информатики РАН, был создан первый в мире факультет социальной информатики. Он успешно функционировал в течение пяти лет и подготовил значительное количество специалистов с квалификацией социолог-информатик [40]. Автор настоящей статьи поставил и прочел на этом факультете инновационный курс «Философия и история образования», в котором была показана важность изучения информационных аспектов развития цивилизации [29].

Опыт образовательной деятельности данного факультета демонстрировался российскими учеными на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и ин-

14

форматика». Он получил одобрение участников этого Конгресса и до сих пор успешно используется в ряде образовательных учреждений высшей школы России [20].

Методическое обеспечение учебного курса социальной информатики. Первая программа учебного курса «Социальная информатика» для системы высшего образования была разработана в 1997 г. в Институте проблем информатики Российской академии наук. Ее внедрение в систему образования осуществлялось при активном содействии Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Директором этого Института в тот период времени был академик Российской академии образования В. Г. Кине-лев. В последующие годы программа была развита до уровня полноценной Базовой модульной программы, представленной сегодня в сети Интернет и хорошо известной специалистам в области образования [26]. Для методического обеспечения этой программы в России было разработано и учебное пособие по курсу «Социальная информатика» для системы высшего образования [32], изданное дважды (в 2000 и 2003 гг.) достаточно большим тиражом, представленное в Российской электронной библиотеке eLibrary.ru и до сих пор весьма популярное у специалистов сферы образования как в России, так и в других странах [25]. Достаточно указать, что в международной базе данных Google Академия на эту книгу сегодня имеется 538 ссылок. Нам представляется, что в настоящее время ее следовало бы перевести и на английский язык. Для примера, специалисты из КНР перевели эту книгу на китайский язык еще восемь лет назад.

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ

ИНФОРМАТИКИ

Перспективы развития социальной информатики определяются следующими основными факторами:

— развитием новых средств информатики и их все более широким использованием

практически во всех сферах жизнедеятельности общества [2];

— глобальным характером процессов информатизации общества, которые распространяются по современному миру и делают его все более глубоко связанным новыми информационными коммуникациями [46];

— формированием новой информационной среды общества, которая изменяет прежние стереотипы жизнедеятельности [43];

— все более заметными изменениями социальной, психологической и физиологической природы человека [36], происходящими под воздействием цифровой трансформации общества [6].

Структура и содержание прогнозируемых нами наиболее важных направлений развития социальной информатики на ближайшие десятилетия представлена в таблице. Эти направления распределены по основным разделам предметной области социальной информатики, рассмотренной ранее.

Наиболее революционные изменения ожидаются в связи с формированием глобальной информационной инфраструктуры общества, развитием методов, средств и технологий искусственного интеллекта, электронной культуры и искусства, а также «персонифицированной информатики», которая должна радикальным образом изменить личное информационное пространство человека [41].

При этом важную роль здесь будут играть когнитивные технологии нового поколения, а также средства обеспечения информационной безопасности личности, так как эта проблема в последние годы выдвигается на первый план и становится одним из приоритетов стратегии обеспечения национальной и глобальной безопасности. На важность и актуальность решения этой проблемы указано, например, в новой редакции Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом России 2 июля 2021 г.

15

Перспективные направления развития социальной информатики

ИНФОРМАЦИОННОЕ КИБЕРПРОСТРАНСТВО -НОВАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Специалисты прогнозируют, что уже в ближайшие десятилетия на нашей планете будет сформирована принципиально новая по своим информационным качествам среда обитания человека. Она позволит повысить качество жизни многих людей, но также предъявит к ним новые требования по уровню развития информационной культуры и создаст новые угрозы их безопасности.

О масштабах ожидаемых перемен можно судить по динамике развития интернета вещей. Уже до конца текущего десятилетия трафик между компонентами интернета вещей превысит трафик обмена информацией между людьми, а количество таких компонентов достигнет 125 млрд. При этом многие информационные процессы будут происходить вообще без участия человека, которому будет представляться лишь обобщенная результирующая информация.

Такой среды обитания человека на нашей планете никогда не было, поэтому он к ней еще не готов в психологическом плане. Кроме того, существенно повышается зависимость человека от качества функционирования этой новой среды, ее безопасности, надежности и живучести по отношению к природным и человеческим факторам [3]. Это принципиально новые проблемы безопасности жизнеобеспечения, которые еще только начинают изучаться [1].

Исследования российских ученых показали, что перспективные направления развития социальной информатики не ограничиваются только изучением проблем информатизации и становления информационного общества. Ведь многие социально значимые проявления феномена информации не обязательно связаны с процессами информатизации общества, а социальная информатика должна изучать также и эти проявления информационной реальности. Поэтому к числу наиболее перспективных направлений дальнейшего развития социальной информатики можно отнести следующие:

Разделы предметной области Перспективные направления исследований и разработок

Средства информатизации Цифровые платформы. Ситуационные центры и их сетевые структуры. Встраиваемые интеллектуальные микропроцессоры. Интернет вещей. Новые средства хранения и отображения информации

Информационные ресурсы общества Банки данных физической, экологической, генетической и социальной информации. Антропологические информационные ресурсы

Информационный потенциал общества Глобальная инфраструктура систем передачи и хранения информации, ее надежность и живучесть. Семантический поиск информации. Суперкомпьютерные технологии. Интеграция технологий (НБИКС)

Информационное общество Беспилотный транспорт. Сетевые технологии энергетики и экономики. Телемедицина. Социальная эффективность ИКТ. Информационная безопасность. Кибербезопасность критически важных систем

Человек в информационном обществе Виртуальная и дополненная реальность. Персонифицированная информатика. Кибернетическое протезирование органов человека. Автоматизированный перевод речи. Когнитивные технологии

Информационная цивилизация Глубокий искусственный интеллект в обороне и социальной сфере. Электронное искусство и творчество. Гибридное общество. Интеллектуальная и когнитивная безопасность

16

— системные исследования проблем становления глобального информационного общества, основанного на знаниях, и связанных с этим новых задач науки, технологий, экономики, образования и культуры [39];

— комплексное изучение проблем формирования электронных информационных ресурсов, методов их сохранения и эффективного использования в различных сферах жизнедеятельности общества;

— изучение новых возможностей для развития человека в информационном обществе, включая его интеллект, творческие способности и моральные качества. Это предполагает развитие когнитивных технологий, а также компьютерной графики, которая активизирует правое полушарие головного мозга человека и его пространственное воображение [8];

— исследование гуманитарных проблем информационной безопасности, включая такие, как информационное неравенство, информационная преступность, киберболезни, манипуляция сознанием, виртуализация общества, а также противоборство в информационной сфере и информационные войны [21].

Некоторые из этих проблем уже изучаются современной наукой, и, безусловно, эта деятельность продолжится в будущем. Однако необходимо их стимулирование не только на национальном, но и на международном уровне. Дело в том, что информационная среда обитания человека сегодня развивается так стремительно, что можно уже в ближайшие годы ожидать радикальных изменений во всех сферах жизнедеятельности общества. Причинами этого станут новые возможности для глобальных информационных коммуникаций, а также бурное развитие средств и методов искусственного интеллекта. Блокчейн-технологии в экономике, медицинские и промышленные роботы, беспилотный транспорт, технологии виртуальной и дополненной реальности — все эти новшества уже сегодня входят в нашу жизнь. А в ближайшие годы они станут привычными атрибутами культуры и жизнедеятельности общества.

По имеющимся прогнозам условия жизни и деятельности людей в развитых странах через два десятилетия будут так же отличаться от современных, как наши времена отличаются от эпохи Возрождения. Причем эти изменения произойдут не только в научно-технической, экономической и информационной областях, но также и в сферах культуры, искусства, в условиях быта и отдыха людей. Получит развитие новая, уже сегодня активно формирующаяся информационная культура общества [4]. Возникнут новые виды искусства и творчества, новая медицина и новые виды коммуникаций между людьми, основой которых станут информационно-телекоммуникационные системы, цифровые платформы, информационные сервисы и дружественные интерфейсы.

Другими словами, на нашей планете сегодня формируется и будет все шире распространяться новая среда обитания, которую уже называют информационным киберпро-странством. Воздействие киберпростран-ства на человека и способы адаптации людей в этом пространстве порождают новые проблемы для фундаментальной науки и системы образования. И эти проблемы должны стать предметом изучения социальной информатики в ближайшие годы.

Что же касается изменения социальных аспектов развития общества, то здесь следует ожидать не только позитивных результатов, но и новых глобальных проблем, вызовов и угроз. Одной из них является проблема усиливающегося информационного неравенства людей, стран и регионов в новой глобальной информационной среде. Уменьшить социальную остроту этой проблемы должна система образования, информационную ориентацию которой необходимо существенным образом усилить. Информатизация образования должна быть переведена из инструментально-технологической плоскости в содержательную [28]. Ее главной целью должно стать формирование у людей нового информационного мировоззрения и новой информационной культуры. При

17

этом культуре информационной безопасности нужно стать важной частью этой культуры [42].

Для решения перечисленных выше задач необходимо проведение междисциплинарных исследований и разработок. При этом нужно обеспечить опережающее развитие средств и методов информатики для семантического поиска и анализа текстов в многоязычных коллекциях данных социальной и культурологической информации. Такая задача становится приоритетным направлением развития социальной информатики на ближайшие десятилетия.

В то же время необходимо указать, что сами исследования общества и его культуры с использованием средств и методов информатики — это задачи других научных дисциплин, которые уже формируются в настоящее время и которые можно назвать соответственно информационной социологией и информационной культурологией [15].

Поэтому комплексное изучение проблем социальной информатики, не только в академической науке, но и в системе образования, является сегодня исключительно актуальной и социально значимой проблемой. Ее решение требует совместных усилий мирового научно-образовательного сообщества и, конечно же, соответствующей модернизации системы образования и подготовки научных и педагогических кадров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время Россия осуществляет новую стратегию своего научно-технологического и социально-экономического развития. Успешность реализации этой стратегии в значительной степени зависит от того, как будет использован интеллектуальный и информационный потенциал нашего общества. Именно поэтому приоритетное значение приобретает проблематика цифровой трансформации общества в процессе его жизнедеятельности. От этого сегодня зависит и качество жизни населения, и социальная стабильность общества, и национальная безопасность нашей страны, ее место в глобальном информационном обществе.

Выше было показано, что Россия является признанным мировым лидером в области изучения проблем социальной информатики в науке и образовании и обладает в этой области хорошим научно-методологическим потенциалом. Это одно из важных конкурентных преимуществ нашей страны, которое необходимо использовать более эффективно. С этой целью представляется важным развернуть более тесное международное сотрудничество с другими странами, и прежде всего с Белоруссией и Китаем, где имеется понимание стратегической важности данного научного направления.

Кроме того, необходимо активизировать подготовку научных кадров, преподавателей вузов и дипломированных специалистов в области новых перспективных направлений развития социальной информатики. Важным шагом в этом направлении должно стать включение социальной информатики в Перечень научных дисциплин ВАК, по которым в России присваиваются ученые степени кандидата и доктора наук.

Еще один шаг — это учреждение нового международного научно-образовательного журнала «Социальная информатика». Для сотрудничества в этом журнале можно было бы пригласить ученых Белоруссии, Болгарии, Китая и Чехии, с которыми уже установлены научные контакты. Здесь необходима лишь финансовая поддержка со стороны государства.

Нам представляется, что изучение проблем социальной информатики сегодня крайне необходимо для повышения качества подготовки военных специалистов, а также специалистов и руководителей предприятий оборонно-промышленного комплекса страны.

При этом 30-летний опыт России в области изучения проблем социальной информатики может оказаться здесь чрезвычайно полезным.

1. Быстров, И. И. Основы живучести автоматизированных организаций информационного общества / И. И. Быстров, В. Н. Веселов, К. К. Колин // Системы и средства информатики. — 2018. - Т. 28, № 4. - С. 110-121.

18

2. Зацаринный, А. А. Информационное пространство цифровой экономики России / А. А. Зацаринный, Э. В. Киселев, С. В. Козлов, К. К. Колин. — Москва : ФИЦ ИУ РАН, 2018. - 236 с.

3. Зацаринный, А. А. Научно-практические аспекты обеспечения надежности информационно-телекоммуникационных систем / А. А. Зацаринный,

A. И. Гаранин, С. В. Козлов. — Москва : ФИЦ ИУ РАН, 2017. — 246 с.

4. Зацаринный, А. А. Управление научными сервисами как основа национальной цифровой платформы «Наука и образование» / А. А. Зацаринный, А. К. Гор-шенин, К. И. Волович, К. К. Колин,

B. А. Кондрашов, П. В. Степанов // Стратегические приоритеты. — 2017. — № 2. — С. 103—113.

5. Каныгин, Ю. М. Основы теоретической информатики / Ю. М. Каныгин, Г. И. Калитич. — Киев : Наукова думка, 1990. — 232 с.

6. Колин, К. К. Биосоциология молодежи и проблема интеллектуальной безопасности в информационном обществе / К. К. Колин // Знание. Понимание. Умение. — 2012. — № 3. —

C. 156—162.

7. Колин, К. К. Информатика в системе опережающего образования / К. К. Колин. — Москва : Академия естественных наук РФ, Институт фундаментальной и прикладной информатики, 1996. — 24 с.

8. Колин, К. К. Информационная антропология: поколение NEXT и новая угроза психологического расслоения человечества в информационном обществе / К. К. Колин // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. — 2011. — № 4 (28). — С. 32—36.

9. Колин, К. К. Информационная антропология: предмет и задачи нового научного направления / К. К. Ко-лин // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. — 2011. — № 17-1. — С. 17—32.

10. Колин, К. К. Информационная безопасность: новое содержание глобальной проблемы XXI века / К. К. Колин // Стратегические приоритеты. — 2020. — № 3-4. — С. 55—62.

11. Колин, К. К. Информационная культура и качество жизни в информационном обществе / К. К. Колин // Открытое образование. — 2010. — № 6. — С. 84—89.

12. Колин, К. К. Информационная цивилизация / К. К. Колин. — Москва : ИПИ РАН, 2002. - 112 с.

13. Колин, К. К. Информационные ресурсы в системе опережающего образования / К. К. Колин // Информационные ресурсы России. — 1997. — № 5. — С. 5-10.

14. Колин, К. К. Информационный подход как фундаментальный метод научного познания / К. К. Колин // Межотраслевая информационная служба. — 1998. — № 1. — С. 3—17.

15. Колин, К. К. Информация и культура. Введение в информационную культурологию / К. К. Колин, А. Д. Урсул. — Москва : Стратегические приоритеты, 2015. — 300 с.

16. Колин, К. К. Лингвистическая безопасность и проблема защиты русского языка / К. К. Колин, Р. П. Кошкин, П. Г. Сибиряков //Стратегические приоритеты. — 2019. — № 1. — С. 91—128.

17. Колин, К. К. Мир после пандемии коро-навируса: новые уроки, ценности и прогнозы / К. К. Колин // Стратегические приоритеты. — 2020. — № 3-4. — С. 4—8.

18. Колин, К. К. На пути к новой системе образования / К. К. Колин. — Москва : Институт фундаментальной и прикладной информатики, 1997. — 32 с.

19. Колин, К. К. Опыт изучения проблем информатики в Стэндфордском университете / К. К. Колин // Открытое образование. — 2007. — № 2. — С. 52—63.

20. Колин, К. К. Опыт изучения проблем социальной информатики в системе образования России / К. К. Колин, И. В. Соколова, Б. А. Суслаков / Труды II Международного конгресса ЮНЕСКО «Образование и информатика». — Москва : ИИТО, 1997. — С. 98—106.

21. Колин, К. К. Проблемы информационной цивилизации: виртуализация общества / К. К. Колин // Библиотековедение. — 2002. — № 3. — С. 48—57.

22. Колин, К. К. Резолюция Пятой Международной конференции «Фундаментальные основы информатики» / К. К. Колин, В. Н. Захаров // Знание. Понимание. Умение. — 2013. — № 3. — С. 8—13.

23. Колин, К. К. Социальная информатика — научная база постиндустриального общества / К. К. Колин // Социальная информатика — 94. — Москва : Институт молодежи, 1994. — С. 4—23.

24. Колин, К. К. Социальная информатика — новое направление научных

19

исследований по комплексной проблеме «Информатика» / К. К. Колин // Системы и средства информатики. — 1995. - № 7. - С. 20-37.

25. Колин, К. К. Социальная информатика : учеб. пособие для вузов / К. К. Колин. — Москва : Академический проект, 2003. - 432 с.

26. Колин, К. К. Социальная информатика. Базовая модульная программа учебного курса для системы высшего образования / К. К. Колин. - Москва : ИПИ РАН, 2001. - 79 с.

27. Колин, К. К. Социальная информатика: российская научная школа и перспективные направления исследований / К. К. Колин // Системы и средства информатики. - 2015. - Т. 25, № 4. - С. 175-193.

28. Колин, К. К. Социальные аспекты информатизации образования / К. К. Колин, И. В. Роберт. - Москва : ИИО РАО, ИПИ РАН, 2004. - 54 с.

29. Колин, К. К. Философия и история образования / К. К. Колин. - Москва : Изд-во МГСУ, 2003. - 48 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. Колин, К. К. Философские проблемы информатики / К. К. Колин. - Москва : БИНОМ, 2010. - 264 с.

31. Колин, К. К. Формирование современного научного мировоззрения / К. К. Колин // Синергетика: человек, общество : сб. - Москва : РАГС, 2000. -С. 16-25.

32. Колин, К. К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика : учеб. пособие для вузов / К. К. Колин. - Москва : Академический проект, 2000. - 350 с.

33. Колин, К. К. Актуальные проблемы социальной информатики / К. К. Колин // Социальная информатика - 93. - Москва : Институт молодежи, 1993. - С. 5-18.

34. Колин, К. К. О структуре научных исследований по комплексной проблеме «Информатика» / К. К. Колин // Социальная информатика : сб. науч. тр. -Москва : Высшая комсомольская школа при ЦК ВЛКСМ, 1990. - С. 19-33.

35. Луков, Вал. А. Биосоциология молодежи и будущее гражданского общества / Вал. А. Луков // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - № 1. - С. 13-19.

36. Луков, Вал. А. Биосоциология молодежи: теоретико-методологические основания / Вал. А. Луков. - Москва : МосГУ, 2013. - 430 с.

37. Рифкин, Дж. Третья промышленная революция: Как горизонтальные вза-

имодействия меняют энергетику, экономику и мир в целом / Дж. Рифкин. — Москва : Альпина нон-фикшн, 2015. — 410 с.

38. Соколов, А. В. Информационный подход к документальной информации / А. В. Соколов. — Ленинград : Ленинградский государственный институт культуры, 1998. — 85 с.

39. Соколов, И. А. Новый этап информатизации общества и проблемы образования / И. А. Соколов, К. К. Колин // Информатика и ее применения. — 2008. - Т. 2, № 1. - С. 67-76.

40. Соколова, И. В. Социальная информатика: основания, методы, перспективы / И. В. Соколова. — Москва : Едиториал УРСС, 2003. - 216 с.

41. Социогуманитарные аспекты ситуационных центров развития. - Москва : Когито-Центр, 2017. - 416 с.

42. Стратегическое целеполагание в ситуационных центрах развития. - Москва : Когито-Центр, 2019. - 220 с.

43. Тоффлер, Э. Революционное богатство / Э. Тоффлер. - Москва : АСТ, 2008. -569 с.

44. Урсул, А. Д. Информатизация общества и социальная информатика / А. Д. Урсул // Социальная информатика. - Москва : Высшая комсомольская школа при ЦК ВЛКСМ, 1990. -С. 3-12.

45. Урсул, А. Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику / А. Д. Урсул. - Москва : Академия общественных наук при ЦК КПСС, 1990. - 189 с.

46. Шваб, К. Четвертая промышленная революция / К. Шваб. - Москва : Э, 2017. - 280 с.

47. Kolin K. 2011. Social Informatics today and tomorrow: status, problems and prospects of development of complex lines in the field of Science and Eeducation. TripleC — Cognition, Communication, Co-operation. International Peer Reviewed Open Access Journal for a Global Sustainable Information Society. Vol. 9. No 2: 460-465.

48. Kolin K. K. 2021. Social Informatics: 30 Years of Scientific School Development in Russia. Acta Informatica Pragensia. No 10(30).

49. Kolin, К. К. «Informatics-2000» is an International Project for Education / К. К. Kolin // Международное сотрудничество. - 1997. - № 1. - С. 17-18.

Получено 30.08.2021

20

K. Kolin

Doctor of Technical Sciences, Professor, Chief Researcher Federal Research Center "Computer Science and Control" of Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia E-mail: kolinkk@mail.ru ORCID: 0000-0002-8187-9314

Social Informatics in Science and Education

Abstract. The article deals with the history of the formation, current state and prospects of the development of social informatics as an actual direction in science and education. The article considers the structure of the social informatics subject area. The author shows distinctive features of the Russian scientific school of Social Informatics and its priority in the formation of this direction. He also determines the perspective directions of research in the field of Social Informatics in the context of the formation of the Global Information Society. The article describes the interdisciplinary nature of many problems of social informatics, which stimulates the emergence of new scientific disciplines at the junctions of its subject area with other sciences: Economics, Sociology, Biology, Cultural studies and Anthropology. Some of them are already actively developing in Russia. The necessity of deep study of the problems of Social Informatics is argued not only in the course of scientific research, but also in the System of education and training of scientific personnel.

Keywords: Informatization of a society, Information resources of a society, Information society, Information security, Social Informatics

For citing: Kolin K. 2021. Social Informatics in Science and Education. Culture and Arts Herald. No 3 (67): 7-22.

References

1. Bystrov I., Veselov V., Kolin K. 2018. Fundamentals of survivability of automated information society organizations. Systems and Means of Informatics. Vol. 28. No 4: 110-121. (In Russ.).

2. Zatsarinnyi A., Kiselev E., Kozlov S., Kolin K. 2018. Informatsionnoe prostranstvo tsifrovoy ekonomiki Rossii [Information space of the digital economy of Russia]. Moscow: FITs IU RAN. 236 p. (In Russ.).

3. Zatsarinnyi A., Garanin A., Kozlov S. 2017. Nauchno-prakticheskie aspekty obespecheniya nadezhnosti informatsionno-telekommunikatsionnykh system [Scientific and practical aspects of ensuring the reliability of information and telecommunication systems]. Moscow: FITs IU RAN, - 246 c. (In Russ.).

4. Zatsarinnyi A., Gorshenin A., Volovich K., Kolin K., Kondrashov V., Stepanov P. 2017. Management of scientific services as the basis of the national digital platform "Science and Education". Strategicheskie prioritety [Strategicpriorities]. No 2: 103-113. (In Russ.).

5. Kanygin Iu., Kalitich G. 1990. Osnovy teoreticheskoy informatiki [Fundamentals of Theoretical Informatics]. Kiev: Naukova dumka. 232 p. (In Russ.).

6. Kolin K. 2012. Biosociology of Youth and the Problem of Intellectual Security in the Information Society. Knowledge. Understanding. Skill. No 3: 156-162. (In Russ.).

7. Kolin K. 1996. Informatika v sisteme operezhayushchego obrazovaniya [Informatics in the system of advanced education]. Moscow: Akademiya estestvennykh nauk RF, Institut fundamental'noy i prikladnoy informatiki. 24 p. (In Russ.).

8. Kolin K. 2011. Information Anthropology: Generation NEXT and the New Threat of the Psychological Stratification of Humanity in the Information Society. Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. No 4 (28): 32-36. (In Russ.).

9. Kolin K. 2011. Information anthropology: the subject and tasks of a new scientific direction. Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts. No 17-1: 17-32. (In Russ.).

10. Kolin K. 2020. Information security: new content of the global problem of the XXI century. Strategicheskie prioritety [Strategic priorities]. No 3-4: 55-62. (In Russ.).

11. Kolin K. 2010. Information culture and quality of life in the information society. Open Education. No 6: 84-89. (In Russ.).

12. Kolin K. 2002. Informatsionnaya tsivilizatsiya [Information civilization ]. Moscow: IPI RAN. 112 p. (In Russ.).

13. Kolin K. 1997. Information resources in the advanced education system. Information Resources of Russia. No 5: 5-10. (In Russ.).

14. Kolin K. 1998. Information approach as a fundamental method of scientific knowledge. Mezhotraslevaya informatsionnaya sluzhba [Interdisciplinaryinformation service]. No 1: 3-17. (In Russ.).

15. Kolin K., Ursul A. 2015. Informatsiya i kul'tura. Vvedenie v informatsionnuyu kul'turologiyu [Information and culture. Introduction to Information Cultural Studies]. Moscow: Strategicheskie prioritety. 300 p. (In Russ.).

21

16. Kolin К., Koshkin R., Sibiriakov P. 2019. Linguistic security and the problem of protecting the Russian language. Strategicheskieprioritety [Strategicpriorities]. No 1: 91-128. (In Russ.).

17. Kolin К. 2020. The world after the coronavirus pandemic: new lessons, values and predictions. Strategicheskie prioritety [Strategic priorities]. No 3-4: 4-8. (In Russ.).

18. Kolin К. 1997. Na puti k novoy sisteme obrazovaniya [Towards a new education system]. Moscow: Institut fundamental'noy i prikladnoy informatiki. 32 p. (In Russ.).

19. Kolin К. 2007. Experience in studying computer science problems at Stanford University. Open Education. No 2: 52-63. (In Russ.).

20. Kolin К., Sokolova I., Suslakov B. 1997. Experience of studying the problems of social informatics in the education system of Russia. Trudy II Mezhdunarodnogo kongressa YuNESKO «Obrazovanie i informatika» [Proceedings of the II International Congress of UNESCO "Education and Informatics"]. Moscow: IITO. P. 98-106. (In Russ.).

21. Kolin К. 2002. Problems of information civilization: virtualization of society. Russian Journal of Library Science. No 3: 48-57. (In Russ.).

22. Kolin К., Zakharov V. 2013. Resolution of the Fifth International Conference "Fundamentals of Informatics". Knowledge. Understanding. Skill. No 3: 8-13. (In Russ.).

23. Kolin К. 1994. Social informatics - the scientific base of the post-industrial society. Sotsial'naya informatika - 94 [SocialInformatics - 94]. Moscow: Institut molodezhi. P. 4-23. (In Russ.).

24. Kolin К. 1995. Social informatics - a new direction of scientific research on the complex problem "Informatics". Systems and Means of Informatics. No 7: 20-37. (In Russ.).

25. Kolin К. 2003. Sotsial'naya informatika [Social informatics]. Moscow: Akademicheskiy proekt. 432 p. (In Russ.).

26. Kolin К. 2001. Sotsial'naya informatika. Bazovaya modul'naya programma uchebnogo kursa dlya sistemy vysshego obrazovaniya [Social informatics. Basic modular curriculum for the higher education system]. Moscow: IPI RAN. 79 p. (In Russ.).

27. Kolin К. 2015. Social informatics: Russian scientific school and promising areas of research. Systems and Means of Informatics. Vol. 25. No 4: 175-193. (In Russ.).

28. Kolin К., Robert I. 2004. Sotsial'nye aspekty informatizatsii obrazovaniya [Social aspects of informatization of education]. Moscow: IIO RAO, IPI RAN. 54 p. (In Russ.).

29. Kolin К. 2003. Filosofiya i istoriya obrazovaniya [Philosophy and history of education]. Moscow: Izd-vo MGSU. 48 p. (In Russ.).

30. Kolin К. 2010. Filosofskie problemy informatiki [Philosophical problems of computer science]. Moscow: BINOM. 264 p. (In Russ.).

31. Kolin К. 2000. Formation of a modern scientific worldview. Sinergetika: chelovek, obshchestvo [Synergetics: man, society]. Moscow: RAGS. P. 16-25. (In Russ.).

32. Kolin К. 2000. Fundamental'nye osnovy informatiki: sotsial'naya informatika [Fundamentals of Informatics: Social Informatics]. Moscow: Akademicheskiy proekt. 350 p. (In Russ.).

33. Kolin К. 1993. Actual problems of social informatics. Sotsial'naya informatika - 93 [SocialInformatics -93]. Moscow: Institut molodezhi. P. 5-18. (In Russ.).

34. Kolin К. 1990. On the structure of scientific research on the complex problem "Informatics". Sotsial'naya informatika [SocialInformatics]. Moscow: Vysshaya komsomol'skaya shkola pri TsK VLKSM. P 19-33. (In Russ.).

35. Lukov Val. 2012. Biosociology of Youth and the Future of Civil Society. Knowledge. Understanding. Skill. No 1: 13-19. (In Russ.).

36. Lukov Val. 2013. Biosotsiologiya molodezhi: teoretiko-metodologicheskie osnovaniya [Biosociology of Youth: Theoretical and Methodological Foundations]. Moscow: MosGU. 430 p. (In Russ.).

37. Rifkin J. 2015. Tret'ya promyshlennaya revolyutsiya: Kak gorizontal'nye vzaimodeystviya menyayut energetiku, ekonomiku i mir v tselom [Industrial Revolution 3: How Horizontal Interactions Are Changing Energy, Economy and the World]. Moscow: Al'pina non-fikshn. 410 p. (In Russ.).

38. Sokolov А. 1998. Informatsionnyy podkhod k dokumental'noy informatsii [Informational approach to documentary information]. Leningrad: Leningradskiy gosudarstvennyy institut kul'tury. 85 p. (In Russ.).

39. Sokolov I., Kolin К. 2008. A new stage of informatization of society and problems of education. Informatics and Applications. Vol. 2. No 1: 67-76. (In Russ.).

40. Sokolova I. 2003. Sotsial'naya informatika: osnovaniya, metody, perspektivy [Social informatics: foundations, methods, perspectives]. Moscow: Editorial URSS. 216 p. (In Russ.).

41. Sotsiogumanitarnye aspekty situatsionnykh tsentrov razvitiya [Socio-humanitarian aspects of situational development centers]. 2017. Moscow: Kogito-Tsentr. 416 p. (In Russ.).

42. Strategicheskoe tselepolaganie v situatsionnykh tsentrakh razvitiya [Strategic goal-setting in situational development centers]. 2019. Moscow: Kogito-Tsentr. 220 p. (In Russ.).

43. Toffler A. 2008. Revolyutsionnoe bogatstvo [Revolutionary wealth]. Moscow: AST. 569 p. (In Russ.).

44. Ursul А. 1990. Informatization of society and social informatics. Sotsial'naya informatika [Social Informatics]. Moscow: Vysshaya komsomol'skaya shkola pri TsK VLKSM. P. 3-12. (In Russ.).

45. Ursul А. 1990. Informatizatsiya obshchestva. Vvedenie v sotsial'nuyu informatiku [Informatization of society. Introduction to Social Informatics]. Moscow: Akademiya obshchestvennykh nauk pri TsK KPSS. 189 p. (In Russ.).

46. Schwab К. 2017. Chetvertaya promyshlennaya revolyutsiya [Fourth industrial revolution]. Moscow: E. 280 p. (In Russ.).

47. Kolin K. 2011. Social Informatics today and tomorrow: status, problems and prospects of development of complex lines in the field of Science and Eeducation. TripleC - Cognition, Communication, Cooperation. International Peer Reviewed Open Access Journal for a Global Sustainable Information Society. Vol. 9. No 2: 460-465. (In Engl.).

48. Kolin K. 2021. Social Informatics: 30 Years of Scientific School Development in Russia. Acta Informatica Pragensia. No 10 (30). (In Engl.).

49. Kolin, К. 1997. «Informatics-2000» is an International Project for Education. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo [The international cooperation]. No 1: 17-18. (In Engl.).

Received 30.08.2021

22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.