П. СИДОРОВ, академик РАМН, ректор Северный государственный медицинский университет
Концепция развития образования Российской Федерации требует существенных преобразований инфраструктуры вуза для привлечения инвестиций и стимулирования механизмов саморазвития всех подразделений вузовского холдинга. Поле реализации поставленной задачи может быть разбито на три основных блока: макросоциум — региональное образовательное пространство вуза: микросоциум — инфраструктура учебного заведения; миллисоциум — социально-психологические характеристики преподавательского корпуса, отражающие готовность работать в рыночных условиях. Рассмотрим наполнение трех выделенных блоков.
Университетский округ
Политика воссоздания вертикали власти в сфере образования нашла свое воплощение в выдвинутой Российским союзом ректоров идее университетских округов. Основное содержание этой идеи заключается в объединении учебных заведений всех типов вокруг ведущего в регионе университета.
Учитывая сформировавшиеся десятилетиями традиции и особенности российской медицинской школы, ее неразрывную связь со здравоохранением, уместно предложить территориальную интеграцию медицинских учебных заведений в форме образования медицинских университетских округов.
Помимо консолидации медицинс-
Университетский ХОЛДИНГ в трех «измерениях»
ких учебных заведений, организация таких округов позволит значительно усовершенствовать систему непрерывного медицинского образования: лицейские классы - колледж - вуз - ФПК и ППС; усилит взаимодействие образовательных учреждений с органами практического здравоохранения; даст возможность объединить и оптимально развивать научный и материально-технический потенциал медицинского образования, эффективно внедрять опытно-конструкторские разработки в практику здравоохранения.
Региональные интеграционные процессы позволят эффективнее проводить кадровый мониторинг, более четко определять потребность в специалистах для здравоохранения. Создание таких макросоциумов будет способствовать более рациональному распределению выпускников учебных заведений, развитию контрактно-целевой и договорной форм подготовки кадров. И, наконец, что немаловажно, формирование университетских округов будет строго регламентировать расширение сети медицинских учебных заведений, имея в виду окончательное прекращение открытия медицинских факультетов в классических университетах.
В 1994 году на базе Архангельской медакадемии был создан Коорлинаци-онно-метолический совет по медицинскому образованию на Европейском Севере России, в состав которого вошли руководители медицинских колледжей и училищ Архангельской, Мурман-
ской и Вологодской областей. В рамках деятельности Совета проводятся учеб-но-методические конференции, осуществляется подготовка и повышение квалификации преподавателей средних медицинских учебных заведений. С 2000 года начата программа организации институтов в Северодвинске, Мурманске, Вологде на базе медицинских училищ, основной целью которых является приближение медицинских образовательных услуг к потребителю, повышение их доступности (по отдельным специальностям) для населения, а также повышение квалификации специалистов и руководителей здравоохранения соседних областей. Кроме того, в институтах медицинского профиля уже организована деятельность лицейских классов университета.
В 1995 году на базе академии был организован Северный научный центр РАМН, в 1998 году вошедший в состав Северо-Западного отделения РАМН.
С 1994 года активно реализуется на-учно-техническая программа «Здоровье населения Европейского Севера». утвержденная главами администраций Архангельской, Мурманской, Вологодской области и Ненецкого автономного округа, издается журнал «Экология человека».
В настоящее время завершается организация Северного медицинского университетского округа с ведущим учебным заведением — Северным государственным медицинским университетом (г. Архангельск).
Одним из наиболее больных вопросов региональной политики вуза является целевая подготовка. Не секрет, что большинство «целевиков» не доезжают до направивших их на обучение районов и организаций. Практически единственным правовым механизмом влияния на эту ситуацию является усиление экономической составляющей договорной подготовки: оплата заказчиком стипен-
дий и проживания в общежитиях. Это позволит преодолеть потребительское отношение направляющих организаций к льготному режиму поступления в вузы и позволит более жестко требовать от выпускников отработки в районе.
В регионализации образования уже показали высокую продуктивность технологии дистанционного обучения3 использующие Интернет и телемедицинские сети. Уже несколько лет работает Балтийский университет. В 2000 году открылся Баренц-университет, соучредителями которого выступили вузы Европейского Севера России и Скандинавского Севера. Только в Архангельской области у этого университета семь телемедицинских студий.
В ближайшие годы мы обречены приближаться к европейским стандартам в образовании и здравоохранении. Не случайно у наших скандинавских соседей единое Министерство здравоохранения и социальной защиты курирует все поле общественного здоровья. В России уже есть примеры такой интеграции, но лишь на муниципальном и областном уровнях.
Рыночный микросоциум вуза
На смену медицине нозоцентриче-ской все активней приходит медицина здравоцентрическаяЛ вооруженная прогностическими подходами, позволяющими своевременно и активно формировать самосохраняющие стратегии поведения человека со всеми социальными, психологическими и соматическими привходящими.
Расширение превентивного поля общественного здоровья неизбежно требует дальнейшей университизации медицинского образования как оптимальной парадигмы развития высшей медицинской школы. Уже сегодня в качестве субъектов процесса формирования общественного здоровья наряду с врачом
выступают социальный работник, клинический психолог, медицинский менеджер. Таких специалистов можно готовить только в многопрофильном университете.
Актуальной задачей является пересмотр штатных расписаний лечебнопрофилактических учреждений с включением в них клинических психологов и социальных работников, медсестер с высшим образованием и менеджеров. Показательно, что в этом году около десяти главных врачей ведущих больниц Архангельска заканчивают институт менеджмента СГМУ. Это завтрашние директора клиник, приходящие на смену традиционным главным врачам, рекрутируемым из врачебного цеха.
Остается нерешенным вопрос введения ВАКом новых специальностей, в частности «социальной работы», что сдерживает научное сопровождение и обобщение инновационных преобразований социальной политики.
До сих пор открыт вопрос и о создании новых воинских специальностей: офицер-психолог, офицер-социальный работник. Медицинские вузы обладают всеми необходимыми для этого ресурсами: есть военные кафедры и достаточная материально - техническая база.
Подготовка специалистов-медиков гуманитарного профиля требует некоторого пересмотра структуры вуза. Так, в СГМУ уже пять лет функционируют психологическая и социологическая службы, являющиеся «клиническими базами» новых факультетов.
Преподавание профильных дисциплин по новым специальностям предполагает создание дополнительных учебных подразделений. Всестороннее изучение проблемы привело нас к необходимости организации институтов на правах кафедр, объединяющих полные блоки новых специальностей. Уже два года работают институт общественного
здоровья и социальной работы (базовый факультет социальных работников), институт психологии и психиатрии (базовый факультет клинической психологии), институт медицинской экологии и гигиены (базовые факультеты экологии и медико-профилактический). В этом учебном году начал функционировать институт семейной медицины (базовый факультет врача общей практики).
Создание сети институтов позволило объединить кадровый потенциал препо-давателей-гуманитариев и врачей, приблизить преподавание к клиниче-скому полю, усилить научный потенциал, организовать НИР в междисциплинарном проблемном поле, исключить дублирование учебных планов, укрупнить профильные инвестиционные программы. Важной задачей институтов является ускорение формирования научных школ, создание условий для эффективных инвестиций, включение механизмов саморазвития в региональной рыночной среде.
Отработанный в течение нескольких лет подход сегодня транслируется на укрупнение и традиционных кафедр с преобразованием их в институты. По такой схеме организован институт клинической физиологии, объединивший кафедры нормальной физиологии и патологической физиологии, ЛФК и реа-билитологии и др. Важно отметить, что все эти институты создаются в режиме консенсуса после обсуждения на Ученом Совете доклада директора-органи-затора, как правило, лидера состоявшейся научной школы.
Основная правовая проблема институтов как учебно-научно-практических комплексов находится в терминологическом поле. Понятие «кафедра» прописано в законе, «институт» - не вполне. Профессора избираются и получают аттестаты по кафедре, а не по специальности. Именно поэтому наши институты существуют пока еще с правами укрупненных кафедр.
В настоящее время насущной потребностью стал постоянный, всесторонний и целенаправленный мониторинг рынка трудовых ресурсов, образовательных и медицинских услуг, ценовой политики. Выполнение этих задач под силу только полноценному отделу маркетинга.
Рыночная инфраструктура СГМУ обеспечивает базовые учебные и научные задачи вуза и собственное развитие. Она представлена: научно-консуль-тативной поликлиникой, торгово-технологическим комплексом (кафе, столовая, пекарня, магазины); центрами: информационных технологий, ветеринарным, издательским, правовым; социологической и психологической службами, активно участвующими в реализации рекламной политики; студенческой биржей труда, решающей задачи социальной защиты студенчества.
Миллисоциум преподавательского корпуса
Важной задачей кадровой политики вуза является мобилизация в преподавательский корпус личностей, социально - психологически готовых к работе в новых экономических условиях, преодоление инерционных потребительских ожиданий старших возрастных групп профессорско-преподавательского состава, развитие инициативы и предприимчивости у научной молодежи. Именно поэтому у нас введена практика принятия кандидатских диссертаций к планированию, только если оформлены и отправ-
лены запросы на гранты в международные и федеральные фонды. Объемы финансирования и поддержки научной работы со стороны вуза прямо пропорциональны объемам дополнительных средств, найденных соискателем или руководителем проекта. Докторские диссертации принимаются к планированию только в программном режиме, когда сформирована целевая программа с пакетом кандидатских диссертаций и реальным многоканальным финансированием.
Социологическая служба СГМУ регулярно проводит опросы «Преподаватель глазами студентов » и определяет рейтинги преподавателей. Учебное управление ежегодно рассчитывает рейтинги кафедр и институтов. Эти параметры учитываются в инвестиционной и кадровой политике ректората. Половина преподавателей имеют контракты с базовыми клиниками и работают в научно-консультативной поликлинике или других хозрасчетных подразделениях вуза.
В заключение представляется важным отметить, что темп реформ имеет важное самостоятельное значение. Наверное, в рамках принятой национальной концепции реформирования образования Минздраву уместно подготовить «Программу развития медицинского образования », сохраняющую уникальные традиции российского клини-цизма и высшей школы, системно прописывающую перспективы подготовки новых классов специалистов для расширяющегося поля общественного здоровья.