ґ
V,
ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ
П. СИДОРОВ, ректор, академик РАМН
А. ВЯЗЬМИН, профессор, проректор Северный государственный медицин -ский университет
За последние 10-15 лет проблема кадрового обеспечения здравоохранения значительно обострилась. Прежде всего это произошло по причине отмены обязательного распределения выпускников учебных заведений. К уходу от централизованно-распределительной системы, как оказалось, вся организация подготовки кадров, и прежде всего для бюджетной сферы, была не готова. Совершенно не стимулирует стремление молодых специалистов отправиться работать на село обвальное ухудшение социально-экономического состояния сельских районов, более низкий сравнительно с городским уровень жизни медицинских работников на селе. Снизилась возможность постоянного повышения квалификации и профессионального общения с коллегами.
Быстрыми темпами нарастает экономическая дифференциация врачебного сообщества, которое сегодня все конкретнее разделяется на «бедных» и «богатых». Причем это разделение происходит по нескольким позициям. Дифференциацию по уровню дохода можно определить у представителей разных врачебных специальностей. Например, у участковых терапевтов, с одной стороны, и стоматологов, косметологов - с другой. Доходы врачей отличаются и по территориальному признаку: сельские врачи в среднем зарабатывают меньше городских. Безусловно, на доходы врача влияет принадлежность его к той или иной системе здравоохранения: заработные платы
Медицинский университетский комплекс: проблемы и перспективы
врачей муниципальных лечебно-профилактических учреждений часто не могут конкурировать с таковыми в частной медицине.
В настоящее время нарастает угроза этической деформации при низких заработных платах. Определяя в качестве одной из основных мер борьбы со взяточничеством чиновников повышение их заработной платы, власть забывает о том, что в бюджетной сфере, к которой принадлежит и здравоохранение, возможность различных злоупотреблений не менее велика, при этом последствия могут быть более разрушительными, так как речь идет о здоровье людей. Вот почему в большинстве стран сегодня уже никто не сомневается, что хороший врач - это дорогой врач, и прежде всего для государства.
В последние годы активно обсуждается вопрос об оптимальном соотношении количества врачей и численности населения. Сегодня в Российской Федерации с населением в 145 млн. человек трудится около 600 тыс. врачей, то есть один врач приходится на чуть больше чем 240 человек (или более 42 врачей на 10 000 населения).
Для сравнения - в США один врач приходится на 420, а в Великобритании - на 940 граждан страны. Даже если учесть, что в России берется в учет количество дипломированных специалистов в целом, то получается значительно больше. Но даже при таком большом количестве врачей мы испытываем сегодня относительную нехватку кадров. Значительная дифференциация в обес-
печенности специалистами с высшим медицинским образованием существует между субъектами Федерации, между городами и сельскими районами, между стационарами и поликлиниками, между отдельными специальностями. Для примера рассмотрим ситуацию с обеспеченностью врачами, сложившуюся в Северо-Западном федеральном округе. В целом СЗФО обеспечен врачами лучше, чем в среднем Российская Федерация (44,5 врача на 10 000 населения). Однако обращает на себя внимание существенное различие этого показателя в разных субъектах Федерации. Территории, где функционируют медицинские вузы (Архангельская область, Республика Карелия), имеют высокую обеспеченность врачами (соответственно 44,0 и 41,7 врача на 10 000 населения); и наоборот, на территориях, где отсутствуют учреждения высшего медицинского образования (Ненецкий автономный округ, Вологодская область), этот показатель значительно ниже (31,9 и 31,2 на 10 000 населения). Очень красноречиво иллюстрирует тезис о наличии существенной грани между городом и деревней обеспеченность врачами в г. Санкт-Петербурге, где работают четыре медицинских вуза, и Ленинградской области (соответственно 66,7 и 26, 3 на 10 000 населения). В некоторых отдаленных северных районах Архангельской области обеспеченность врачами не превышает 11,0 - 12,00 на 10 000 населения.
Попутно хотелось бы обратить внимание на один очень существенный момент, а именно: готовить специалистов необходимо по возможности там, где они будут работать после окончания учебного заведения. Наверное, мало кто сомневается сегодня в том, что подготовка кадров для всей страны только в Москве и некоторых других крупных городах не позволит обеспечить специалистами всю Россию.
Говоря о проблемах кадрового обеспечения, сложно избежать дискуссии о целесообразности отмены обязательного распределения выпускников.
В Северном государственном медицинском университете в условиях отказа от системы обязательного распределения сама процедура распределения не отменялась. Всем выпускникам в течение последнего года обучения предлагается определиться с местом будущей работы и подписать договор с лечебно-профилактическим учреждением о трудоустройстве. Подписавшим договор предоставляются места в клинической и больничной интернатурах.
Для облегчения процесса поиска будущего места работы в университете в структуре учебного управления организован сектор по трудоустройству. Постоянно пополняется банк вакансий рабочих мест, который формируется посредством двусторонней связи - органами здравоохранения и лечебно-профилактическими учреждениями шести субъектов Федерации Европейского Севера России.
На распределение, которое традиционно проводится в марте, приглашаются руководители здравоохранения, главные врачи лечебно-профилактических учреждений. Само распределение проводится в форме своеобразной ярмарки вакансий, на которой обычно присутствуют до нескольких десятков «покупателей». От 60 до 85% (по разным факультетам) выпускников к моменту распределения уже имеют подписанные с лечебно-профилактическим учреждениями договоры о трудоустройстве. Многие находят место будущей работы в процессе проведения процедуры распределения. После окончания клинической интернатуры каждый выпускник получает направление на работу. Опыт проведения распределения последних лет показывает, что, несмотря на большое количество пред-
лагаемых вакансий, многие из них остаются невостребованными, в то же время часть выпускников не определяются с местом будущей работы к моменту распределения.
В течение многих лет в нашей стране осуществляется целевая контрактная подготовка специалистов для сельских районов. Северный государственный университет ежегодно выделяет до четверти и более мест плана бюджетного приема для «целевиков». Следует, однако, заметить, что главная задача целевой контрактной подготовки - обеспечение кадрами здравоохранения сельских районов - не реализуется. Это выражается в том, что большинство выпускников отказываются выполнять договорные обязательства перед направляющим его органом местной власти. Причинами являются слабая правовая база договоров, как правило, отсутствие в договорах экономической составляющей. Кроме того, препятствием тому оказывается позиция руководителей сельского здравоохранения, дающих заключение об отсутствии потребности в работе конкретного выпускника в конкретном лечебном учреждении. С целью обеспечения кадрами сельских районов Северный государственный медицинский университет в течение нескольких лет осуществляет обучение шестидесяти четырех студентов по договорам с департаментом здравоохранения администрации Архангельской области за счет средств областного бюджета.
По окончании обучения все выпускники, подписавшие такой договор, приступают к работе в лечебных учреждениях районов Архангельской области. Система формирования областного заказа высшему учебному заведению достаточно эффективна, однако ограниченность бюджетных средств субъекта Федерации не позволяет сколько-нибудь значительно увеличить число обучаемых студентов.
С 2004 года СГМУ при поддержке Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации приступил к реализации проекта по совершенствованию целевой контрактной подготовки посредством включения в договоры экономической составляющей. Суть ее заключается в том, что орган местной власти, направляя поступившего на обучение, обязуется выплачивать студенту стипендию, компенсировать расходы на проживание в общежитии, оплачивать часть затрат на прохождение практики и др. Эти денежные суммы гораздо меньше, чем стоимость подготовки специалиста, однако они также являются экономическим механизмом, заставляющим выпускника выполнить договорные обязательства перед направляющей его местной администрацией.
Обсуждение вопроса о введении дополнительных социальных гарантий в договоры о целевой контрактной подготовке на совещании глав районных администраций Архангельской области выявило понимание безальтерна-тивности решения проблемы кадрового обеспечения села. Поддержка была получена на уровне губернатора, департамента здравоохранения администрации Архангельской области, руководителей муниципальных образований. Однако реализация принятого решения, лежащая в экономическом и правовых полях, требует дальнейшей работы. Вопрос о введении экономической составляющей в договорную базу активно обсуждается с руководителями здравоохранения соседних регионов - Мурманской, Вологодской областей, Ненецкого автономного округа, Республики Коми. В результате дискуссии наблюдается сближение наших позиций.
Помимо формирования новых договорных отношений со студентами, университет проводит активную поли-
тику расширения всесторонних связей с районными администрациями области. Правовой основой для развития отношений СГМУ с местными органами власти стали двусторонние договоры, которые, помимо экономических, включают политические, культурные и другие аспекты совместной деятельности. Интересна, на наш взгляд, уже реализуемая идея привлечения студентов к работе районных землячеств. Воспитание чувства малой родины у молодых специалистов представляется нам важным фактором решения кадровой проблемы села. Разработанная нами стратегия социального партнерства, в которой студент является субъектом договорной деятельности, повышает ответственность обучаемых перед вузом, перед своим районом, перед лечебнопрофилактическим учреждением, в котором предстоит работа выпускника.
Совершенствованию решения кадровой проблемы в отрасли в значительной мере способствует стратегия непрерывности образования. СГМУ реализует образовательную деятельность на всех уровнях подготовки специалистов.
На довузовском уровне функционирует университетский лицей, имеющий сеть медико-биологических классов по всей Архангельской области и в соседних областях. Углубленное изучение школьниками старших классов в районах области биологии, химии, физики значительно повышает их шансы поступления в медицинский университет. При этом увеличивается количество специалистов, готовящихся для сельского здравоохранения, повышается профессиональная ориентированность молодежи.
В течение пятнадцати лет в вузе функционируют подготовительные курсы, которые, наряду с медико-биологическими классами, позволяют будущим абитуриентам получать серьезную подготовку для поступления в ме-
дицинский университет. Более половины студентов, поступивших на первый курс, прошли ту или иную форму довузовской подготовки. Важно отметить, что качество их знаний по итогам промежуточных аттестаций на первом и втором курсах объективно выше, чем у студентов, не проходивших дополнительную подготовку на довузовском уровне.
В течение трех лет Архангельская область участвует в эксперименте по внедрению единого государственного экзамена. Признавая в целом объективность подобной формы оценки знаний будущих студентов, администрация университета, тем не менее, достаточно осторожно подходит к ЕГЭ. Вполне обоснованные опасения возникают по поводу профориентированно-сти будущих студентов, а затем - специалистов относительно их деятельности в сфере медицины и здравоохранения. Известны случаи, когда, получив документ о сдаче ЕГЭ, абитуриент подает его сразу в несколько разнопрофильных вузов. При этом следует помнить, что медицина - особая область деятельности, где случайных людей быть не должно. Вероятность того, что выпускники медицинских учебных заведений, таким образом поступившие в вуз, не пополнят ряды врачей, велика. Деньги государства будут потрачены впустую. О какой экономической эффективности медицинского образования тогда можно говорить?
Выходом из данной ситуации могла бы стать разработка в рамках ЕГЭ контрольных измерительных материалов по профилю и уровню требований к знаниям абитуриентов медицинских вузов. В этом случае удалось бы сохранить в школах медико-биологические классы в рамках уже формирующегося профильного обучения и решить проблему с профессиональным ориентированием молодежи.
Говоря о профориентации, важно отметить, что в условиях становления и развития рынка образовательных услуг она приобретает особое значение. Сегодня нельзя уже заниматься профессиональным ориентированием молодежи походя. С целью повышения эффективности профориентационной работы в рамках формирования системы управления качеством образовательной деятельности в Северном государственном медицинском университете в структуре учебного управления организован отдел маркетинга и профориентации. В вузе сформирована концепция профессионального ориентирования, разработана программа, функционирует совет по профориентации. Университет участвует в выставках, проводит дни, недели, декады открытых дверей, круглый год работает студенческая агитационно-профориентационная бригада. Работа ведется в школах города Архангельска, области, в соседних регионах. Особой популярностью у школьников пользуются анатомический и антропологический университетские музеи. Мы уверены, что качество медицинских кадров во многом зависит от того, кто к нам придет учиться.
Система непрерывного медицинского образования, созданная в СГМУ, включает также послевузовское и дополнительное профессиональное образование, осуществляемое в форме клинической интернатуры и ординатуры, аспирантуры, докторантуры, усовершенствования и повышения квалификации специалистов, позволяет решать проблему обеспечения Севера кадрами, но уже для оказания высококвалифицированной и специализированной медицинской помощи населению. В последние годы усилилась и продолжает нарастать тенденция развития платного послевузовского и дополнительного профессионального
образования. Спрос на платные сертификационные циклы, усовершенствование и повышение квалификации растет как по отдельным специальностям (терапевтическая стоматология, дерматовенерология и др.), так и по регионам, в которых отсутствуют соответствующие учебные заведения.
Особой задачей является повышение профессиональной квалификации профессорско-преподавательских кадров. Нам представляется целесообразным разрешить медицинским вузам, где имеются кафедры педагогики, квалифицированные специалисты (доктора и кандидаты педагогических наук), организовывать и проводить повышение квалификации научно-педагогических работников с последующей выдачей соответствующего документа государственного образца.
В соответствии с Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации изменения должны произойти и в структуре подготовки специалистов здравоохранения. В течение последнего десятилетия в соответствии с положениями Концепции в медицинских вузах России открыты такие новые специальности, как социальная работа, клиническая психология, сестринское дело, осуществляется подготовка по управленческим и экономическим специальностям. Открытие новых специальностей не является некоей данью моде, а, скорее, позволяет заложить фундамент новых подходов к охране здоровья населения. Эти новые подходы предполагают комплексность здравоохранной деятельности, развитие превентивной медицины, повышение значимости экономической эффективности здравоохранения.
Расширение спектра учебных специальностей создало условия для развития медицинского образования по университетскому типу. Профильные
медицинские университеты сегодня являются центрами медицинского образования, науки и практики в регионах. Однако следует заметить, что существует ряд проблем подготовки кадров по новым специальностям. К их числу относится отсутствие в достаточной степени сформированного общественного и профессионального представления о необходимости введения ряда новых специальностей в практику здравоохранения. Недостаточно еще разработана сама концепция университизации медицинского образования. У многих региональных университетов отсутствуют полигоны для отработки новых подходов в организации медицинской помощи населению, таких, как использование муль-тидисциплинарных бригад (врач, клинический психолог, специалист по социальной работе, медсестра с высшим образованием), внедрение новых специалистов в лечебные учреждения (медицинские менеджеры и экономисты, специалисты по медицинскому страхованию). Наличие у медицинского учебного заведения университетской
клиники позволило бы решить все эти задачи. Серьезной проблемой, на наш взгляд, является отсутствие разработок по вопросу кадрового обеспечения программы «Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 годы». Успешно реализовать данную программу, как нам представляется, позволит профессионализация превентивной деятельности.
Историческим целеполаганием открытия медицинского вуза в городе Архангельске в 1932 году являлось обеспечение врачебными кадрами Европейского Севера страны. С тех пор вуз никогда не изменял своему предназначению. Самый северный в России медицинский университет обеспечивает врачебными кадрами шесть субъектов Российской Федерации, включая Архангельскую, Вологодскую, Мурманскую области, Республики Карелия и Коми, Ненецкий автономный округ. Нам представляется, что сегодня уже можно говорить о создании де-факто Северного медицинского университетского округа.
С. ЩЕННИКОВ, профессор, ректор Л. КЛЕЕВА, доцент Международный институт менеджмента ЛИНК1
Педагогический аспект проблемы подготовки нового поколения эффективных менеджеров заключается не только в необходимости обеспечения их знаниями во всех областях динамически меняющейся и развивающейся в последние годы теории менеджмента. Практика показала неэффек-
Дистанционная
образовательная
сеть
тивность традиционного образования в этой области. Дело даже не в необходимости постоянного переобучения и повышения квалификации работников, занятых управлением. Вырастить поколение менеджеров из вчерашних школьников невозможно по существу. Общеизвестен вывод о том, что не бо-
1 Международный институт менеджмента ЛИНК - пионер открытого дистанционного образования в России, реализуемого в сетевой форме, эксклюзивный партнер Британского Открытого университета. Работает на рынке образовательных услуг в России с 1992 г.